Научная статья на тему 'Использование ритмики в работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников в условиях школы VIII вида'

Использование ритмики в работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников в условиях школы VIII вида Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
632
70
Поделиться
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЛОВО / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / РИТМИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баскакова Светлана Андреевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы VIII вида, а также проведению экспериментального исследования, посвященного выявлению специфики данных нарушений. The work is dedicated to correction of disorders of the sound and syllable word structure among primary school children with mental retardation. It is also dedicated to the experimental research on revealing the specifi city of these disorders.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баскакова Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Использование ритмики в работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников в условиях школы VIII вида»

С. А. Баскакова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТМИКИ В РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Работа представлена кафедрой специальной педагогики и научно-методического обеспечения подготовки кадров для системы специального образования Московского городского педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. М. Назарова

Статья посвящена рассмотрению проблемы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы VIII вида, а также проведению экспериментального исследования, посвященного выявлению специфики данных нарушений.

Ключевые слова: коррекция, структура, слово, школьники, интеллектуальная недостаточность, ритмика.

S. Baskakova

APPLICATION OF RHYTHMICS IN THE WORK ON OVERCOMING DISORDERS OF THE SOUND AND SYLLABLE WORD STRUCTURE AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN UNDER CONDITIONS OF SPECIAL SCHOOL

The work is dedicated to correction of disorders of the sound and syllable word structure among primary school children with mental retardation. It is also dedicated to the experimental research on revealing the specificity of these disorders.

Key words: correction, structure, word, schoolchildren, mental retardation, rhythmics.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является социальная адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью. Однако, как показывает практика, методы традиционной системы коррекционной работы с детьми данной категории в рамках классно-урочной системы в условиях школ VIII вида не всегда являются эффективными в силу своей разрозненности и односторонности воздействия, поэтому важной проблемой науки является поиск и разработка новых более эффективных коррек-ционно-развивающих технологий.

Одним из значимых симптомов в структуре дефекта при интеллектуальной недостаточности является системное недоразвитие речи, проявляющееся во всех ее сторонах: фонетико-фонематической, интонационно-выразительной и лексико-грамматической (В. В. Воронкова, 1994 г.; О. П. Гаврилушкина, 1991 г.; Л. Б. Баряева, 2001 г.; Р. И. Лалаева, 2001, 2002, 2003 г.; В. Г. Петрова, 1977 г.; Е. А. Стребелева, 2003 г. и др.).

В структуре специальных методик речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью наименее изученной является область, касающаяся коррекции звуко-слоговой структуры слова, тогда как многие авторы (Г. А. Каше, 1957 г.; Р. И. Лалаева, 1988 г.; Л. Г. Парамонова, 1973 г. и др.), а также исследования и практические наблюдения свидетельствуют о недостаточной сформированности звукопро-изношения и звуко-слоговой структуры слова у данного контингента младших школьников. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются как в нарушениях количества и последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога. Самыми распространенными являются пропуски и замены согласных при стечении, перестановка звуков соседних слогов, пропуск слогов (Л. Г. Парамонова, 1973 г.; Р. И. Лалаева, 1999 г.).

Однако в методической литературе все же представлено недостаточно информации о целенаправленном изучении нарушений звуко-слоговой структуры слова, а также их коррекции у детей данной категории.

С целью восполнения этого пробела нами было предпринято экспериментальное ис-

следование, которое проводилось на базе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида и было направлено на выявление специфики нарушения звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в том числе зависимости уровня сформированности данного речевого компонента от степени сформированности неречевых процессов, таких как темпо-ритмический компонент моторики и чувство ритма.

Получение данных об уровне сформирован-ности звуко-слоговой структуры слова у испытуемых осуществлялось при помощи нескольких комплексов экспериментальных заданий, разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Л. Ф. Спиро-вой, Г. В. Чиркиной, С. Е. Большаковой).

Модификация методики обследования заключалась в расширении перечня предъявляемых для проговаривания типов (классов) слоговой структуры, введения балльной системы оценки для удобства статистической обработки результатов, а также в расширении перечня исследуемых аспектов.

Структура обследования уровня сформиро-ванности навыка слогового оформления слов младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью включала в себя следующие разделы:

1. Обследование фонематических процессов и звуко-слоговой структуры слова.

2. Обследование неречевых процессов, значимых для становления звуко-слоговой структуры слова (выявление состояния ритмического и динамического параметров двигательных актов).

Экспериментальное исследование позволило выявить следующую специфику нарушения зву-ко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью:

1. Имеется большое различие в качестве произнесения изолированных слов различной слоговой сложности при самостоятельном и отраженном проговаривании, что позволяет нам сделать вывод о значительном влиянии эталона произнесения на качество прого-

Использование ритмики в работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова...

варивания слов различной звуко-слоговой структуры.

2. Различие в качестве произнесения при отраженном проговаривании знакомых детям слов различной слоговой сложности и труднодоступных слов позволяет нам сделать вывод о значительном влиянии усвоения лексических единиц различной звуко-слоговой структуры на качество их проговаривания.

3. Слова различной звуко-слоговой структуры для отраженного проговаривания в составе словосочетаний и предложений менее доступны, чем при изолированном произнесении.

4. Результаты выполнения заданий первого раздела позволяют сделать вывод о наличии определенной корреляции уровней сформи-рованности фонематических процессов и звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с нарушением интеллекта.

5. Имеет место существенное расхождение в уровнях сформированности у данной категории детей динамического и ритмического параметров движений на уровне артикуляционной и мелкой моторики.

6. У детей с нарушением интеллекта существует определенная корреляция в степени сформированности динамических и ритмических параметров движений на уровне крупной, мелкой и артикуляционной моторики.

7. Имеет место наличие определенной корреляции между уровнем сформированности темпо-ритмического компонента моторики и уровнем сформированности звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

8. Результаты выполнения проб, направленных на исследование чувства ритма, позволяют нам сделать вывод о наличии у испытуемых корреляции между уровнем развития чувства ритма и уровнем сформированности звуко-слоговой структуры слова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, результаты экспериментального исследования показали наличие высокого процента учащихся среди популяции младших классов школ VIII вида, имеющих нарушения звуко-слоговой структуры слова, а также позволили нам сделать вывод о взаимосвязи уровня развития чувства ритма и темпо-ритмической организации движений на

уровне крупной моторики и степени сформи-рованности звуко-слоговой структуры слова у этой категории детей.

Результаты данного исследования легли в основу разработанной нами системы ритмических занятий и явились определяющей предпосылкой для включения в содержание коррекционной работы по исправлению нарушений звуко-слоговой структуры слова у данной категории детей не только направления по формированию и развитию речевых процессов, но и направления, посвященного развитию и совершенствованию возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.

Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия явился учет обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной звуко-слоговой структуры у учащихся с нарушением интеллекта.

Изучение и обобщение средств различных видов ритмики на предмет возможности их использования в работе по исправлению нарушений звуко-слоговой структуры слова позволило нам разработать собственную коррекци-онную методику, целью применения которой является коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

При разработке основных направлений коррекционной методики мы основывались на результатах констатирующего эксперимента, учитывали полученные данные об особенностях восприятия и воспроизведения испытуемыми слов различной слоговой структуры, а также о возможностях динамической и ритмической организации движений и действий на уровне артикуляционной, мимической, мелкой и крупной моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью. А также при разработке методики коррекционной работы мы опирались на традиционные приемы и методические рекомендации, используемые в логопедии при устранении нарушений зву-ко-слоговой структуры слова (Т. В. Волосо-

вец, 1991 г., 2002 г.; А. К. Маркова, 1963 г.; Г. В. Чиркина, 1987-1989 гг.; З. Е. Агранович, 2001 г.; Т. А. Ткаченко, 2001 г. и др.).

Таким образом, система ритмических занятий была разработана на базе существующих в логопедии методов коррекции звуко-слоговой структуры слова с использованием средств логопедической, фонетической, коррекцион-ной ритмики, эвритмии и имела два основных направления:

1. Коррекция неречевых процессов, значимых для становления звуко-слоговой структуры слова.

2. Коррекция звуко-слоговой структуры слова и речевых процессов, значимых для ее становления.

В рамках первого направления осуществлялось развитие динамических и ритмических параметров, координации, серийной организации и темпо-ритмической организации движений на уровне крупной, мелкой и артикуляционной моторики, развитие чувства ритма.

Второе направление предполагало осуществление коррекционной работы по нескольким разделам:

а) развитие слухового и фонематического восприятия (на вербальном уровне, а также с применением двигательной визуализации звуков речи, использующейся в фонетической ритмике и эвритмии);

б) развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза (с использованием традиционных логопедических приемов, дополненных двигательными и ритмическими упражнениями);

в) коррекция непосредственно звуко-слого-вой структуры слова на уровне слога, слова, словосочетания и предложения.

Следует отметить, что коррекционная работа в рамках данной методики характеризуется

не только этапностью, но и комплексностью, таким образом, в процессе работы имеет место сочетание и взаимопроникновение направлений работы и упражнений, структурированных нами лишь для удобства описания.

Применение тех или иных средств различных видов ритмики, а также разработанных нами упражнений обусловливалось адекватностью воздействия для достижения поставленных целей и возможностью адаптации их к работе с детьми данной категории.

Для определения эффективности коррекци-онно-педагогического воздействия нами было проведено контрольное исследование, показавшее положительную динамику в исправлении нарушений звуко-слоговой структуры слова и темпоритмической организации движений участников экспериментальной группы, что отражено в позитивном изменении количественных и качественных параметров.

Кроме того, результатом проведенной кор-рекционно-педагогической работы следует считать не только более высокие показатели уровня сформированности звуко-слоговой структуры слова и темпоритмической организации движений участников экспериментальной группы, но и совершенствование фонематических процессов, просодической стороны речи, обогащение словарного запаса учащихся и заметное расширение их языковой компетенции в целом.

Таким образом, выявленная в ходе проведения контрольной фазы исследования положительная динамика в развитии изучаемых параметров у учащихся младших классов вспомогательных школ свидетельствует о продуктивности использования предложенной коррекционной методики и целесообразности ее внедрения в практику работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». М.: Педагогика, 1973.

2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2001.

3. Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида / Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002г. №29/2194-6.