Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION SYSTEM / CHUVASH REPUBLIC / TEACHING STAFF / SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урясов М. Н.

Статья раскрывает проблемы кадрового обеспечения системы образования на примере Чувашской Республики. Исследованы изменения, произошедшие в социальной и экономической сфере в конце 1990-х - начале 2000-х гг., в значительной мере повлиявшие на ситуацию в традиционном школьном образовании России и ее регионах. Отмечено, что вопросы кадрового обеспечения системы образования республики являются предметом особого внимания со стороны управленческих структур, в первую очередь Министерства образования и молодежной политики Чувашии и муниципальных органов управления образования. Благодаря профессионализму педагогических работников результаты единого государственного экзамена выпускников школ Чувашии ежегодно выше среднероссийских показателей по всем учебным предметам. По итогам оценки эффективности организационно-технологического обеспечения проведения этапа ЕГЭ Чувашская Республика ежегодно входит в число лидеров в рейтингах среди всех регионов страны. На основе источников в статье выявлено, что для привлечения талантливой молодежи в образовательную сферу на территории региона реализуются меры государственной поддержки молодых учителей по улучшению жилищных условий, увеличению заработной платы. Однако статистические данные позволяют утверждать, что среди главных проблем кадрового обеспечения системы образования региона по-прежнему остается старение педагогических работников, поэтому в республике, так же как и в Российской Федерации, омоложение педагогического состава является одной из приоритетных задач государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROBLEMS OF STAFFING THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: A REGIONAL ASPECT

The article reveals the problems of staffing the education system on the example of the Chuvash Republic. The changes that occurred in the social and economic sphere in the late 1990s - early 2000s, which significantly influenced the situation in the traditional school education in Russia and its regions, are studied. It is noted that the issues of staffing the education system of the republic are the subject of special attention from the management structures, primarily, the Ministry of Education and Youth Policy of Chuvashia and municipal educational authorities. Thanks to the professionalism of the teaching staff, the results of the unified state examination of school graduates of Chuvashia are annually higher than the average Russian indicators in all academic subjects. According to the results of evaluating the effectiveness of organizational and technological support for the USE stage, the Chuvash Republic annually ranks among the leaders in the ratings among all regions of the country. Based on the sources, the article reveals that in order to attract talented young people to the educational sphere, state support measures for young teachers are being implemented in the region to improve housing conditions and increase wages. However, statistical data suggest that among the main problems of staffing the educational system in the region, aging of pedagogical workers remains, therefore, in the republic, as well as in the Russian Federation, the rejuvenation of the teaching staff is one of the priority tasks of the state.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 304.3:316.32(1.470.344)

DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-156-162

Состояние и проблемы кадрового обеспечения системы

школьного образования в начале XXI столетия: региональный аспект

М. Н. Урясов

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия

Статья раскрывает проблемы кадрового обеспечения системы образования на примере Чувашской Республики. Исследованы изменения, произошедшие в социальной и экономической сфере в конце 1990-х -начале 2000-х гг., в значительной мере повлиявшие на ситуацию в традиционном школьном образовании России и ее регионах. Отмечено, что вопросы кадрового обеспечения системы образования республики являются предметом особого внимания со стороны управленческих структур, в первую очередь Министерства образования и молодежной политики Чувашии и муниципальных органов управления образования. Благодаря профессионализму педагогических работников результаты единого государственного экзамена выпускников школ Чувашии ежегодно выше среднероссийских показателей по всем учебным предметам. По итогам оценки эффективности организационно-технологического обеспечения проведения этапа ЕГЭ Чувашская Республика ежегодно входит в число лидеров в рейтингах среди всех регионов страны. На основе источников в статье выявлено, что для привлечения талантливой молодежи в образовательную сферу на территории региона реализуются меры государственной поддержки молодых учителей по улучшению жилищных условий, увеличению заработной платы. Однако статистические данные позволяют утверждать, что среди главных проблем кадрового обеспечения системы образования региона по-прежнему остается старение педагогических работников, поэтому в республике, так же как и в Российской Федерации, омоложение педагогического состава является одной из приоритетных задач государства.

Ключевые слова: система образования, Чувашская Республика, педагогические кадры, школьное образование.

Для цитирования: Урясов М.Н. Состояние и проблемы кадрового обеспечения системы школьного образования в начале XXI столетия: региональный аспект // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 156-162. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-156-162

The state and problems of staffing the school education system

at the beginning of the XXI century: a regional aspect

M. N. Uryasov

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

The article reveals the problems of staffing the education system on the example of the Chuvash Republic. The changes that occurred in the social and economic sphere in the late 1990s - early 2000s, which significantly influenced the situation in the traditional school education in Russia and its regions, are studied. It is noted that the issues of staffing the education system of the republic are the subject of special attention from the management structures, primarily, the Ministry of Education and Youth Policy of Chuvashia and municipal educational authorities. Thanks to the professionalism of the teaching staff, the results of the unified state examination of school graduates of Chuvashia are annually higher than the average Russian indicators in all academic subjects. According to the results of evaluating the effectiveness of organizational and technological support for the USE stage, the Chuvash Republic annually ranks among the leaders in the ratings among all regions of the country. Based on the sources, the article reveals that in order to attract talented young people to the educational sphere, state support measures for young teachers are being implemented in the region to improve housing conditions and increase wages. However, statistical data suggest that among the main problems of staffing the educational system in the region, aging of pedagogical workers remains, therefore, in the republic, as well as in the Russian Federation, the rejuvenation of the teaching staff is one of the priority tasks of the state.

Keywords: education system, Chuvash Republic, teaching staff, school education.

For citation: Uryasov M.N. The state and problems of staffing of the school education system at the beginning

of the XXI century: a regional aspect. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 2, pp. 156-162. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-156-162 (In Russ.).

© Урясов М. Н., 2020

Введение

Новые организационно-экономические механизмы управления системой образования, повышение экономической самостоятельности образовательных учреждений, изменение механизмов их финансирования, развитие государственно-общественных институтов и их участие в управлении системой просвещения в совокупности в начале XXI в. приводят к необходимости пересмотра принципов взаимодействия общества и образовательной сферы на всех ее уровнях. Сегодня является очевидным, что основной предпосылкой содействия общественных институтов развитию образования, в том числе - привлечение инвестиций в данную сферу, выступает открытость системы образования - обеспечение информированности общества о состоянии, целях развития и конкретных действиях по достижению этих целей. Диалог общества и сферы просвещения на всех его уровнях на регулярной основе предполагает подготовку, публикацию и распространение информации о состоянии и результатах деятельности системы1.

Изменения, произошедшие в социальной и экономической сфере в конце 1990-х - начале 2000-х гг., в значительной мере изменили ситуацию в традиционном образовании России и ее регионах. В результате реформирования в Чувашской Республике для обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в квалифицированных кадрах и специалистах среднего звена выстроена новая типология образовательных организаций [2, с. 166]. Преобразование системы образования невозможно без пересмотра и реструктуризации формирования педагогического корпуса, поэтому целью данной статьи является изучение состояния и проблем кадрового обеспечения системы школьного образования на территории Чувашии в начале XXI столетия.

В целом отметим, что государственная кадровая политика в сфере просвещения - это в первую очередь государственная стратегия формирования, развития и использования всего состава системы образования, нацеленная на обеспечение реализации государственной образовательной политики. Кадровая политика страны определяется потребностями органов власти и политиче-

1 О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Публичный доклад. Чебоксары : МОМП ЧР, 2014. С. 5.

ской элиты в личном составе определенного качества и количества, которые должны максимально точно соответствовать тем задачам, которые ставит перед ними государство2.

Материалы и методы

Вопросы кадрового обеспечения системы образования Чувашской Республики являются предметом особого внимания со стороны управленческих структур, в первую очередь, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и муниципальных органов управления образования, что находит подтверждение в обстоятельно подготовленных аналитических отчетах ведомств. Проблема подготовки педагогических кадров продолжает оставаться актуальной в начале XXI столетия [3; 4; 5; 6]. С одной стороны, сегодня к учителю предъявляются крайне высокие требования: учитель должен быть не только хорошим предметником, но и менеджером, прекрасным технологом, психологом, мастером, способным учить по-новому3. Он становится основным звеном, активно влияющим на позитивные изменения в образовании, и динамичное развитие системы образования невозможно без современно мыслящих учителей. Формирование нового педагогического мышления всегда было одним из приоритетов кадровой политики. С другой стороны, государственная система образования не стала еще привлекательной сферой профессиональной деятельности. Несмотря на регулярное повышение заработной платы в начале 2000-х гг., она во многом еще не удовлетворяет часть высококвалифицированных педагогических кадров. Отметим, что эти процессы идут на фоне оптимизации сети образовательных учреждений, связанных с демографическим спадом, соответственно, снижением численности обучающихся4.

Результаты

Итоги мониторинга кадрового персонала системы общего образования ЧР демонстрируют,

2 Модянова Т.В. Государственная кадровая политика в сфере образования в России в конце ХХ - начале XXI веков: политологический анализ: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. С. 13.

3 О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Публичный доклад. Чебоксары : МОМП ЧР, 2014. С. 109.

4 Там же.

что общие тенденции динамики основных показателей схожи с общероссийскими. Между тем, изменения общей численности педагогов в республике в большей степени соответствуют динамике числа учащихся, что позволяет эффективно использовать ресурсы. С 2000 по 2009 год наблюдался спад числа учащихся в Чувашии. Важные устойчивые показатели в развитии системы образования начинаются с 2010 года. В этот период общее число учащихся и учителей стабилизировалось, численность учащихся в городской местности увеличилась по сравнению с предыдущими этапами, так в 2010/2011 учебном году - на 1042 человека (1,5 %) к уровню 2009/2010 учебного года, на начало 2011/2012 учебного года увеличение составило на 3225 человек (4,6 %) к уровню 2010/2011 учебного года, на начало 2012/2013 учебного года увеличение составило на 616 человек (0,8 %) к уровню 2011/2012 учебного года1. За эти годы увеличивается и число городских учителей. На селе же наблюдается противоположная динамика (рис. 1).

Анализ отчетности Министерства образования республики позволяет сделать вывод, что к 2014 г. в регионе практически весь контингент учителей имел высшее образование, и его доля ежегодно продолжает расти (рис. 2). В 2001 году

89.8 % педагогов имели высшее образование, в 2005 г. - 91,9 %, в 2006 г. - 93,1 %, а в 2011 г. -

91.9 %, в 2012 г. - 93,5 %, в 2013 г. - 94,75 %. Этот показатель увеличивается не только в городах, но и сельской местности2. Наиболее высокий образовательный ценз учителей (выше среднего по республике) наблюдался в городах Козловка, Марпосад, Новочебоксарск, Цивильск, Чебоксары и Ядрин, а также в Аликовском, Козловском, Красноармейском, Красночетайском, Мариинско-Посадском, Моргаушском, Порец-ком, Урмарском, Цивильском, Чебоксарском, Ядринском и Янтиковском районах. Самый низкий образовательный ценз (менее 90,0 %) в Ала-тырском и Комсомольском районах, а также в городах Алатырь и Канаш3.

1 О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Публичный доклад. Чебоксары : МОМП ЧР, 2014. С. 109.

2 Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф.Р-2944. Оп. 1. Д. 555. Л. 6.

3 О состоянии и результатах деятельности системы образо-

вания Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Пуб-

личный доклад. Чебоксары : МОМП ЧР, 2014. С. 110.

Острой проблемой кадровой политики системы образования является старение профессиональных педагогов. В начале XXI в. продолжает возрастать доля педагогических работников пенсионного возраста - в 2001/02 учебном году в школах республики работало 4,6 % педагогов-пенсионеров (РФ - 10,5 %, ПФО - 6,6 %), в 2004/05 -7,9 % (РФ - 14,2 %, ПФО22 - 9,6), в 2006/07 году -8,95 %, в 2011 году - 12,2 %, в 2012 году -13,9 %, в 2013 году - 14,6 %. Заметно варьируется значение этого показателя в муниципальных образованиях: от 22,3 % в г. Алатырь, 20,1 % и в г. Канаш до 0,0 % в Яльчикском районе4.

Необходимо отметить, что время диктует свои правила, поэтому многие образовательные учреждения становятся не актуальными, что ведет за собой реструктуризацию и сокращение организаций, нацеленных на предоставление адресных качественных образовательных услуг. Так, на начало 2016-2017 учебного года, по данным Федерального статистического наблюдения, в Чувашской Республике образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования реализовывали 455 государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, в том числе 3 вечерних (сменных) общеобразовательных организации. За последние годы наблюдалось сокращение количества образовательных организаций, реализующих программы общего образования, (например, в 2014 г. - 484, в 2015 г. - 478). Это произошло, в первую очередь, в связи с реорганизацией сети и укрупнением образовательных учреждений. Количество общеобразовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, кадетских школ, специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осталось неизменным, что подтверждает их востребованность среди населения5.

Материалы Итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. «Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика России»

4 Там же. С. 111.

5 Итоговый отчет министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2016 год. Чебоксары : [Б.и.], 2017. С. 15.

свидетельствуют о том, что в стране практически не происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей пенсионного возраста в системе образования в РФ за 2002-2010 гг. выросла с 11 до 18 процентов. При этом доля педагогов до 30 лет составляет всего 13 процентов. Как видно из специальных научных исследований, доля преподавателей пенсионного возраста связана с уровнем оплаты труда и долей вакансий [1, с. 41]. Кроме того, для российского образования характерен так называемый двойной негативный отбор кадров, когда в педагогические вузы идут не «по призванию», а в связи с тем, что не удалось поступить в более престижные учебные заведения. Лучшие выпускники педагогических вузов в силу низкой привлекательности условий труда (заработная плата, отсутствие пространства карьерного роста и т. д.) не идут работать по специальности. Другими словами, необходимость привлечения в систему образования пожилых людей вызвана неконкурентностью рабочего места учителя на рынке труда: даже безработица не привлекает молодежь в образование, а простое повышение зарплаты позволит только удержать пенсионеров в системе1, поэтому в новой отраслевой системе оплаты труда закладываются механизмы адресной поддержки молодежи.

Для повышения профессионального уровня педагогов, развивая их творческий потенциал и инициативу, начиная с 1992 г., в республике проводится аттестация педагогических кадров2. В рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в Чувашской Республике в начале 2000-х гг. увеличилась доля учителей, имеющих квалификационные категории. В качестве примера приведем конкретные цифры: в 2012 г. - 81 %, на конец 2013 г. их доля составила 84 %. Увеличилась доля учителей, имеющих высшую (с 19,6 % в 2012 г. до 22,7 % в 2013 г.) квалификационную категорию. Важным направлением совершенствования педагогических кадров остается привлечение молодых учителей для работы в школе. Для дальнейшего творческого подъема педагогов, пропаганды и распространения педагогического опыта, а также

1 О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Публичный доклад. Чебоксары : МОМП ЧР, 2014. С. 112.

2 Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф.Р-2944. Оп. 1. Д. 555. Л. 6.

для повышения престижа учительского труда в Чувашии, ежегодно проводится республиканский конкурс «Учитель года»3.

В республике разработана система мер по привлечению молодых специалистов в общеобразовательные организации, в частности коэффициенты, с использованием которых определяется размер оклада молодых специалистов, увеличены в пять раз и установлены им до наступления стажа работы 3 года. В целях привлечения молодых кадров в муниципалитетах принимаются различные меры как финансовой, так и моральной поддержки молодых кадров. Например, 100-процентная надбавка к окладу принята в Аликовском, Ци-вильском, Шемуршинском районах, ежемесячные доплаты к окладу в размере 3000 рублей -в Порецком районе, 1000 рублей - в г. Чебоксары, Вурнарском, Шумерлинском районах. В Алатыр-ском, Аликовском и Шумерлинском районах осуществляются единовременные выплаты в размере 5000 рублей, в Ядринском районе предоставляются места в общежитии, в Канашском районе оплачивается проезд .

Для привлечения талантливой молодежи в образовательную сферу на территории региона реализуются меры государственной поддержки молодых учителей в улучшении жилищных условий в рамках Указа Главы Чувашской Республики от 21 июня 2012 г. № 69 «О мерах государственной поддержки молодых учителей общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике в улучшении жилищных условий», что позволяет молодых педагогам получить государственную поддержку и улучшить жилищные условия5. С этой же целью была принята подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики». Отметим, что только в 2015 г. - 43 чел., а в 2016 г. - 43 чел. полу-

61-,

чили такой вид поддержки . В соответствии

3 Там же. Л. 6-7.

4 Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования на 2012-2020 годы». Чебоксары : [Б.и.], 2013. С. 4.

5 Там же.

6 Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования на 2012-2020 годы». Чебоксары : [Б.и.], 2013. С. 4.

с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. в среднем ежегодно 15 семей педагогов улучшают свои жилищные условия1.

Работа педагогов всегда стоит на отдельном контроле руководства государственных органов власти. Особое внимание уделяется повышению заработной платы педагогических работников всех уровней образования: так, по сравнению с 2009 г. в целом она увеличилась к 2013 г. в 1,7 раза. В 2013 году размер средней заработной платы педагогических работников школ по сравнению с 2009 г. увеличился в 1,96 раза и составлял 20 100,7 рубля, дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) - в 2,78 раза и составлял 17 753,1 рубля, учреждений дополнительного образования детей отрасли «Образование» (УДОД) - в 2,16 раза и составлял 15 641,1 рубля, учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) - в 1,47 раза и составлял 17 952,5 рубля2 (рис. 3).

Обсуждение

Педагоги республики вовлечены в инновационную образовательную деятельность. В регионе функционируют более 120 республиканских пилотных площадок по внедрению новых педагогических технологий (апробация моделей школы ступеней обучения, инженерно-техническое классы, углубленное изучение иностранных языков и др.). Высокий профессионализм педагогов Чувашской Республики подтверждается присвоением грантов: ежегодного денежного поощрения Главы Чувашской Республики в размере 20 тысяч руб. удостоены 30 лучших педагогов; денежное поощрение Главы Чувашской Республики за подготовку победителей и призеров межрегиональных олимпиад школьников по чувашскому, татарскому и мордовским языкам получают педагоги на общую сумму 1200 тыс. рублей3.

1 Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования на 2012-2020 годы». Чебоксары : [Б.и.], 2013. С. 4.

2 Отчет о деятельности Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики за 2010-2013 годы. Чебоксары : Новое время, 2014. С. 5.

3 Итоговый отчет министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о результатах анализа

состояния и перспектив развития системы образования

за 2016 год. Чебоксары: [Б.и.], 2017. С. 30.

Благодаря профессионализму педагогических работников результаты единого государственного экзамена выпускников школ Чувашии ежегодно выше среднероссийских показателей по всем учебным предметам. Учителя-предметники активно вовлекают обучающихся в олимпиадное движение. Число победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников составило в 2013 г. - 14 чел., 2014 г. -22 чел., 2015 г. - 22 чел., 2016 г. - 42 чел., 2017 г. -25 человек4.

Подтверждением высокой конкурентоспособности образовательных учреждений является вхождение школ Чувашии в самые престижные рейтинги России. Ежегодно более 15 школ становятся лучшими в РФ. В 2017 году в ТОП-500 лучших школ России вошли 5 школ, в ТОП-300 лучших сельских школ - 11 средних общеобразовательных школ республики. Ежегодно результаты государственной итоговой аттестации выпускников школ Чувашии выше среднероссийских показателей по всем учебным предметам. По итогам оценки эффективности организационно-технологического обеспечения проведения этапа ЕГЭ Чувашская Республика ежегодно входит в число лидеров в рейтингах среди всех регионов страны5.

Заключение

Названные достижения стали возможны благодаря профессионализму педагогических работников и слаженной работе системы общего образования республики. Представленный анализ состояния кадрового обеспечения системы школьного образования позволяет сделать вывод о стабильном функционировании и развитии региональной системы образования. Основные направления образовательной сферы в республике осуществлялись в соответствии с приоритетами государственной политики Российской Федерации в области образования и задачами федеральной и региональной программ развития образования. Среди главных проблем кадрового обеспечения системы образования региона по-прежнему остается старение педагогических работников, поэтому в республике, так же как и в Российской Федерации, омоложение педагогического состава является одной из приоритетных задач государства.

4 Там же.

5 Там же. С. 21.

Рис. 1. Изменение численности учителей и учащихся общеобразовательных учреждений

в % соотношении к 2000 году1 Fig. 1. The change in the number of teachers and students of educational institutions as a percentage by 2000

Рис. 2. Доля учителей, имеющих высшее образование по районам и городам Чувашской Республики в 2013/14 учебном году, %2 / Fig. 2. The share of teachers with higher education in districts and cities of the Chuvash Republic in the 2013/14 academic year, %

Рис. 3. Динамика среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных учреждений Чувашии за 2009-2013 гг. (руб.)3 / Fig. 3. Dynamics of the average monthly salary of teachers of educational institutions of Chuvashia in 2009-2013 (rub.)

1 О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Публичный доклад. Чебоксары : МОМП ЧР, 2014. С. 109.

2 Там же. С. 110.

3 Там же. С. 5.

Литература

1. Агранович М.Л., Кожевникова О.Н. Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации: Национальный доклад. 2005. М. : Аспект-Пресс, 2006. 140 с.

2. Головина А.Г. Адаптация системы профессионального образования Чувашской Республики к рыночным условиям // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2014. № 4 (84). С. 166-172.

3. Иванов В.Н., Григорьев С.П. Современная система подготовки педагогических кадров в Чувашской Республике // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017. № 3. С. 100-107.

4. Матвеева Е.Ф. Отбор и подготовка педагогических кадров в странах АТР: секрет успеха лучших образовательных систем мира // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 4. С. 1462-1468.

5. Минеева Е.К., Киросова Н.В., Минеев А.И. Руководящие кадры в системе управления национальными автономиями РСФСР в 1920-е гг.: состав и социальная мобильность // Клио. 2016. № 4 (112). С. 77-82.

6. Шайпак Л.А., Меньшиков А.В., Шабанова А.А. Особенности развития школьного образования в 1917-1933 гг. в Симбирской губернии (Ульяновской области) // Право и образование. 2019. № 12. С. 132-137.

1. Agranovich M.L., Kozhevnikova O.N. Sostoyanie i razvitie sistemy obshchego srednego obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii: Natsional'nyi doklad. 2005 [Status and Development of the General Secondary Education System in the Russian Federation: National Report]. Moscow, Aspekt-Press Publ., 2006, 140 p. (In Russ.)

2. Golovina A.G. Adaptatsiya sistemy professional'nogo obrazovaniya Chuvashskoi Respubliki k rynochnym usloviyam [Adaptation of the system of vocational education of the Chuvash Republic to market conditions]. Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2014, no. 4 (84), pp. 166-172. (In Russ.)

3. Ivanov V.N., Grigoryev S.P. Sovremennaya sistema podgotovki pedagogicheskikh kadrov v Chuvashskoi Respublike [Modern system of training of pedagogical staff in the Chuvash Republic]. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2017, no. 3, pp. 100-107. (In Russ.)

4. Matveeva E.F. Otbor i podgotovka pedagogicheskikh kadrov v stranakh ATR: sekret uspekha luchshikh obrazovatel'nykh sistem mira [Teachers selection and training in the APR countries: the world-leading education systems: the secret of success]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire = Professional education in the modern world, 2017, vol. 7, no. 4, pp. 1462-1468. (In Russ.)

5. Mineeva E.K., Kirosova N.V., Mineev A.I. Rukovodyashchie kadry v sisteme upravleniya natsional'nymi avtonomiyami RSFSR v 1920-e gg.: sostav i sotsial'naya mobil'nost' [Senior staff in the management system of the RSFSR national autonomies in 1920s: structure and social mobility]. Klio = Klio, 2016, no. 4 (112), pp. 77-82. (In Russ.)

6. Shaipak L.A., Menshikov A.V., Shabanova A.A. Osobennosti razvitiya shkol'nogo obrazovaniya v 1917-1933 gg. v Simbir-skoi gubernii (Ul'yanovskoi oblasti) [School education system in 1917-1933 in the Simbirsk province (Ulyanovsk region)]. Pravo i obrazovanie = Law and Education, 2019, no. 12, pp. 132-137. (In Russ.)

References

Статья поступила в редакцию 8.06.2020 г.; принята к публикации 29.07.2020 г.

Submitted 8.06.2020; revised 29.07.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Урясов Михаил Николаевич

аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия, uryasovm@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the author Mikhail N. Uryasov

Postgraduate student, Department of History, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia,

uryasovm@mail.ru

УДК 94(47).084(470.343)"1941 -1945" DOI: 10.30914/2411 -3522-2020-6-2-163-168

Социальная политика органов власти Марийской АССР в годы войны (1941-1945 гг.)

К. И. Федорова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Введение. Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для СССР. Мобилизующую и организующую роль в ходе войны сыграла государственная власть в системе государственного управления. Она управляла обществом, определяла стратегию, контролировала выполнение поставленных задач перед исполнительными органами. В данной статье рассматривается исполнение социальной политики органов власти по отношению к гражданам Марийской АССР. Цель: анализ социальной политики органов государственной власти и управления в годы войны на территории Марийского края. Материалы и методы. В работе использован широкий круг делопроизводственной документации, позволяющий в полной мере охарактеризовать деятельность государственной власти МАССР и вклад марийского народа в победу над Германией. В статье использованы общенаучные методы (описание) и специально -исторические (историко-сравнительный). Результаты исследования, обсуждения. Изменение функционирования органов государственной власти и управления в условиях чрезвычайной ситуации, обусловили создание внеконституционных органов власти, Государственный Комитет Обороны, а в регионах назначались Уполномоченные ГКО. Верховный Совет и его Президиум МАССР выполняли роль законодательного органа власти. Указы, принимаемые Президиумом Верховного Совета МАССР между сессиями, утверждались Верховным Советом МАССР. Изменения, происходящие на уровне общесоюзного масштаба, проявлялись в регионах. Власть проводила политику по поддержке населения, она выражалась в материальных и нематериальных благах. Заключение. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны социальная политика в Марийской АССР была реализована, поддержку от государства получили большинство семей и инвалидов, нуждающихся в помощи.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Марийская АССР, органы государственной власти и управления, население Марийской АССР.

Для цитирования: Федорова К.И. Социальная политика органов власти марийской АССР в годы войны (1941-1945 гг.) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 163-168. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-163-168

Social policy of the authorities of the Mari ASSR during the war years (1941-1945)

K. I. Fedorova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Introduction. The Great Patriotic War became a serious test for the USSR. The mobilizing and organizing role during the war was played by the state power in the system of state administration. It managed the society, determined the strategy, and controlled the implementation of the tasks assigned to the executive bodies. This article discusses the implementation of the social policy of the authorities in relation to the citizens of the Mari ASSR. The purpose of the research is to analyze the social policy of public authorities and government during the war years in the Mari Territory. Materials and methods. The work used a wide range of documentation, which allowed us to fully characterize the activities of the state authority of the Mari ASSR and the contribution of the Mari people to the victory over Germany. The article used general scientific methods (description) and special historical (historical and comparative). Research results, discussions. Changes in the functioning of state authorities and government in emergency situations led to the creation of extra-constitutional authorities, the State Defense Committee, and the Plenipotentiaries of the State Defense Committee were appointed in the regions. The Supreme Council and its Presidium of the MASSR performed the role of the legislative authority. Decrees adopted by the Presidium of the Supreme Council of the MASSR between sessions were approved by the Supreme Council of the MASSR. Changes occurring at the level of the all-Union scale were manifested in the regions. The authorities carried out a policy of supporting the population. It was expressed in tangible and intangible

© Федорова К. И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.