УДК 304.3:316.32(1.470.344)
DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-4-389-395
К вопросу о кадровом обеспечении системы профессионального
образования Чувашской Республики в начале XXI века
М. Н. Урясов
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
В статье на основе статистических материалов, нормативной базы, исследовательской литературы изучен вопрос кадрового обеспечения системы профессионального образования Чувашской Республики в начале XXI века. В работе анализируется оснащенность высших и средних профессиональных организаций региона научно-педагогическими кадрами. Уделено внимание вопросу стимулирования и вовлечения молодежи в научно-исследовательскую и педагогическую работу. Выявлены статистические данные по количеству организаций высшего и среднего профессионального образования, численности и уровню остепененности профессорско-преподавательского состава в высшей школе, сети учреждений системы СПО, находящихся в ведении Минобразования Чувашской Республики. Определено участие и основные результаты Чувашии в движении WorldSkills Russia. Сделан вывод, что в начале 2000-х и в 2010-е гг. созданы условия для формирования кадрового потенциала системы профессионального образования Чувашской Республики. Программы стажировок и повышения квалификации позволяют нарастить имеющиеся знания ведущих педагогов системы профессионального образования, что делает возможным готовить специалистов нового поколения.
Ключевые слова: система профессионального образования, Чувашия, регион, научно-педагогические кадры, кадровое обеспечение, вузы, колледжи
On the issue of staffing of the vocational education system of the Chuvash republic at the beginning of the XXI century
M. N. Uryasov
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk
The article studies the issue of staffing of the vocational education system of the Chuvash Republic at the beginning of the 21st century on the basis of statistical materials, regulatory framework, and research literature. The work analyzes the provision of higher and secondary professional organizations of the region with scientific and pedagogical personnel. Special attention is paid to the issue of stimulating and involving young people in research and educational work. Statistical data on the number of organizations of higher and secondary vocational education, the number and degree of degree of the teaching staff in higher education, the network of institutions of secondary vocational education system under the Ministry of Education of the Chuvash Republic are revealed. The participation and main results of Chuvashia in the WorldSkills Russia movement are determined. It is concluded that in the early 2000s and in the 2010s conditions have been created for the formation of the personnel potential of the vocational education system of the Chuvash Republic. Internships and continuing education programs help to increase the existing knowledge of the leading teachers of the vocational education system, which makes it possible to train new generation specialists.
Keywords: vocational education system, Chuvashia, region, scientific and pedagogical personnel, staffing, universities, colleges.
Введение
Научно-педагогическая интеллигенция представляет собой основной ресурс системы профессионального образования. Состояние кадрового обеспечения, уровень квалификации, социальная
мобильность во многом определяют качество и успех реформирования образовательного пространства как в регионах, так и в центре. В конце XX века начался новый этап политических преобразований и социально-экономических
© Урясов М. Н., 2019
реформ в России, что привело к сокращению числа квалифицированных преподавателей, оттоку педагогов и представителей науки за рубеж, переходу работников профессионального образования из учебных заведений в промышленную и торговую сферу. Рост количественного состава научно-педагогических кадров постсоветской России и ее регионов становится заметным лишь с начала XXI столетия, о чем свидетельствуют следующие цифровые показатели: 265,2 тыс. чел. в 2001 г., 271, 5 тыс. человек - в 2015 году1. Именно поэтому хронологическими рамками статьи станет период с 2000 г. и вплоть до 2019 г., который можно охарактеризовать качественными изменениями в системе профессионального образования, участием регионов России в крупных международных проектах, а также государственной поддержкой образовательных организаций.
Целью исследования является изучение на основе материала источников и исследовательской литературы кадрового обеспечения системы профессионального образования Чувашии в начале XXI века.
Материалы и методы
При написании статьи были использованы сборники материалов, а также статистические данные, содержащие детализированную справочную информацию о структуре, деятельности, кадровом обеспечении высших и средних профессиональных учебных заведений республики. Отдельное внимание было уделено историографии проблемы, проанализированы публикации специалистов в области системы образования в национальном регионе таких авторов, как В. А. Васильев [1], А. В. Идиатуллин [2], О. В. Соловьев2 [5], Е. К. Минеева [3] и других.
1 Образование в цифрах : 2016: краткий статистический сборник. М. : НИУ ВШЭ, 2016. 80 с.
2 Соловьев О.В. Развитие системы высшего образования в Чувашии (конец XX - начало XXI в.) : дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2019. 298 с. URL: https://www.chuvsu.ru/ index.php?option=com_k2&view=item&id=11497:%D0%BC%D0 %B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB %D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D1%89% D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%B4%D0%B8%D1%81%
D1 %81 %D0%B5%D 1 %80%D 1 %82%D0%B0%D 1 %86%D0%B8 %D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2% D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 8.09.2019).
При подготовке публикации были использованы не только общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, системный, логический), но и специально-исторические (историко-генетический, структурно-исторический, историко-системный, историко-генетический, историко-типологический, сопоставительный, проблемно-хронологический, актуализации и периодизации и др.) методы.
Результаты
Увеличение количества высших и средних профессиональных учебных заведений Чувашии на рубеже XX-XXI вв. закономерно привело к росту педагогических работников - более чем в 2 раза3. В этой связи целью статьи является изучение вопросов кадрового обеспечения системы высшего и среднего профессионального образования (СПО) Чувашской Республики в начале XXI века.
Таблица 1 / Table 1
Основные показатели системы профессионального образования Чувашии в начале 2000-х гг.4 / Key indicators of the vocational education system of Chuvashia in the early 2000s
Показатель / Indicator Учебный год / Academic year
2000/ 2001 2005/ 2006 2010/ 2011 2012/ 2013 2013/ 2014
Количество высших учебных заведений (всего) 15 22 26 24 22
В том числе
государственных 10 16 19 18 17
негосударственных 5 6 7 6 5
Численность студентов (всего) 42460 71449 68241 54704 47943
Количество учебных заведений, реализующих программы среднего профессионального образования (всего) 31 33 32 31 31
В том числе
государственных 30 29 28 28 27
негосударственных 1 4 4 3 4
Численность студентов (всего) 23991 27064 20590 19586 19597
3 Образование в Чувашской Республике: статистический сборник. Чебоксары : Чувашстат, 2003. 168 с
4 О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Публичный доклад. Чебоксары, 2014. 151 с.
Профессорско-преподавательский состав (III 1С), его квалификация и профессиональные качества - фундаментальный нематериальный актив и мощный конкурентный фактор любого вуза. Научный и образовательный потенциал Чувашской Республики сможет больше влиять на качество жизни населения, основываясь на развитии экономики республики путем создания инновационного образовательного кластера. Основными направлениями политики по формированию такого кластера являются программы поддержки вузов, создание системы внедрения инноваций в экономику республики на основе научных исследований и их коммерциализации, мотивация развития кадров высшей школы, привлечение талантливой молодежи в Чувашию.
В связи с ростом организаций высшего образования на рубеже XX-XXI вв., а также увеличением числа обучающихся, в Чувашии происходит расширение численности педагогических работников вузов республики от 1639 чел. в 1995 г. до 2340 чел. в 2002 году1. Важным аспектом является и возрастной состав преподавателей вузов. Так, к 2003 году в Чувашии работало 2340 штатных сотрудников, из которых в возрасте до 30 лет - 554 чел., 30-39 лет - 434 чел., 40-49 лет - 483 чел., 50-59 лет - 421 чел., 60-65 лет - 284 чел., более 65 лет - 164 чел. Среди категорий должностей цифровые показатели выглядят следующим образом: ректоры -6 чел., проректоры и директора филиалов - 37 чел., деканы факультетов - 55 чел., заведующие кафедрами - 234 чел., профессора в составе кафедр -86 чел., доценты в составе кафедр - 733 чел., старшие преподаватели - 536 чел., преподаватели и ассистенты - 653 человек. Таким образом, из приведенных данных видно, что большая численность приходится на лиц старше 40 лет, работающих преимущественно на должности до-цента2 [10, с. 174].
1 Образование в Чувашской Республике: статистический сборник. Чебоксары : Чувашстат, 2003. 168 с
2 Соловьев О.В. Развитие системы высшего образования в Чувашии (конец XX - начало XXI в.) : дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2019. 298 с. URL: https://www.chuvsu.ru/ index.php?option=com_k2&view=item&id=11497:%D0%BC%D0 %B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D00/oB8%D0%B0%D00/oBB %D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D1% 89%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%B4%D0%B8%D1% 81%D1%81 %D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0 %B8%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 8.09.2019).
В связи с ужесточением требований к высшим учебным заведениям и ростом качества образования, с введением мониторинга ВПО с 2013 г. в 2010-е гг. происходит увеличение и повышение уровня показателей, предъявляемых к III 1С , что привело к сокращению кадров высшей школы (табл. 2), и данная тенденция продолжается.
Таблица 2 / Table 2
Численность профессорско-преподавательского состава в организациях высшего образования Чувашской Республики3 / The number of academic teaching staff in higher education organizations of the Chuvash Republic
2012/2013 2014//2015 2016/2017
Численность ППС в организациях высшего образования, чел. 2657 2210 1659
В том числе
Государственных 2564 1956 1477
Частных 93 254 182
Начиная с 2010-х гг. вузы вводят в практику и одновременно обеспечивают обязательное повышение квалификации (ПК) преподавателей, сокращая периодичность ее прохождения до полуто-ра-двух лет. Данный критерий, в свою очередь, вводится для отбора представителей III 1С, допускающихся к конкурсному отбору на новый срок. Повышение квалификации и стажировки осуществляются как на базе вуза, так и во внешних организациях - в ведущих университетах, научно-аналитических и производственных центрах и технопарках страны. Ключевым учреждением на территории республики, специализирующимся на ПК и профессиональной переподготовке педагогических работников, является Чувашский государственный институт образования4 [4].
3 Чувашия в цифрах. 2017. Чебоксары: Чувашстат, 2017. 210 с.
4 Соловьев О.В. Развитие системы высшего образования в Чувашии (конец XX - начало XXI в.) : дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2019. 298 с. URL: https://www.chuvsu.ru/ index.php?option=com_k2&view=item&id=11497:%D0%BC%D0 %B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB %D1%8B%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D1%89% D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1% 81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8% D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1% 8C%D0%B5%D0%B2-%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 8.09.2019).
Одной из главных проблем кадрового обеспечения высшего образования Чувашии в изучаемый период, так же как и в целом по стране, является старение педагогических работников. Так, к 2014 г. доля молодых работников вузов региона в возрасте до 30 лет составила лишь 6,41 про-цента1 . По данному показателю Чувашская Республика входит в число субъектов Российской Федерации, где доля молодых преподавателей варьируется от 6 до 15 %, согласно результатам мониторинга системы образования РФ за 2013 г.2, что говорит о нежелании молодежи идти работать в систему образования.
В этой связи с 2009 года в целях обеспечения подготовки молодых научных кадров, содействия повышению их квалификации, обмена опытом и знаниями между студенческими научными обществами профессиональных образовательных учреждений, реализации интеллектуальных прав молодежи вузов был создан Координационный совет студенческих научных обществ профессиональных образовательных учреждений и образовательных организаций высшего образования Чувашской Республики. За годы своего существования он стал неотъемлемой частью развития научно-технического творчества студентов: проведения конференций, круглых столов, семинаров, посвященных Дню Российской науки. Неоднократно Совет выступал инициатором проектов в области науки и образования3.
Система сопровождения талантливой молодежи сформирована в каждом учреждении профессионального образования. Центром организации работы по приобщению студенчества к научным исследованиям являются студенческие научные общества. С 2009 года в республике действует Совет молодых ученых и специалистов, а с октября 2012 г. для создания благоприятных условий научного поиска, профессионального роста молодежи Чувашии начал функционировать портал молодых ученых и специалистов. При участии Совета молодых ученых и специалистов в Чувашии ежегодно проводятся более 120 раз-
1 Итоговый отчет Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014-2015 учебный год. Чебоксары, 2016. 68 с.
2 Там же.
3 О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Публичный доклад. Чебоксары, 2014. 181 с.
личных научных мероприятий, таких, например, как межрегиональная конференция-фестиваль научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги», республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов «Наука XXI века», республиканский молодежный научно-образовательный форум «Первый шаг вперед», республиканский фестиваль научно-технического творчества молодежи «НТТМ - Чувашия» и другие4.
Ежегодно по инициативе Совета молодых ученых и специалистов Чувашии в регионе проходят конкурсы: «Аспирант года», «Лучший молодой ученый Чувашской Республики», фестиваль молодых преподавателей высших учебных заведений «Открытая лекция», в которых принимают участие представители не только высших учебных заведений, но и предприятий, научных организаций5.
Вовлечение молодых педагогов в систему образования происходило в основном за счет материальной мотивации, что предусматривалось «Майскими указами» 2012 г. Президента РФ В. В. Путина. Необходимо отдельно отметить, что в Чувашской Республике средняя заработная плата ППС в 2014 г. увеличилась на 8,87 %, по сравнению с уровнем 2013 г., и в денежном эквиваленте выражалась в 27,7 тыс. рублей, т. е. 132,67 % к средней заработной плате в субъекте РФ. Это немного выше заявленных целевых установок по плану мероприятий «дорожной карты» в республике, которые составляли 125 % в 2014 г. и должны были достичь показателя 133 % лишь в 2015 году6.
Большое значение при подготовке кадров имеет среднее профессиональное образование, которое в начале 2000-х гг. получило существенное развитие. Одной из основных задач для СПО является обеспечение колледжей и техникумов высококвалифицированным педагогическим составом, в том числе мастерами производственного обучения. Образовательный ценз педработников системы
4 О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Публичный доклад. Чебоксары, 2014. 181 с.
5 Там же.
6 Итоговый отчет Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014-2015 учебный год. Чебоксары, 2016. 68 с.
СПО достаточно высок. Удельный вес средних профессиональных образовательных учреждений, реализующих исключительно программы подготовки квалифицированных рабочих, с 2010 г. ежегодно растет, увеличивается и процент профессиональных работников в них. Так, например, к 2014 г. высшую квалификационную категорию из работников СПО республики имели 16,8 %, первую - 48 % человек; из специалистов среднего звена высшей квалификационной категорией обладали 32,94 %, первой - 31,36 % человек1. Это свидетельствует о том, что педагогические работники, реализующие исключительно программы подготовки квалифицированных рабочих, уступают педагогам, ведущих образовательные программы специалистов среднего звена в области квалификации. Отметим, что удельный вес лиц, имеющих высшее образование в организациях СПО, реализующих исключительно образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, увеличивается до предельных норм, в результате в 2014 г. составлял 100 %, специалистов среднего звена - 98,56 процентов2.
Немаловажным фактором является и увеличение в начале 2000-х гг. оплаты труда педагогических работников СПО. Согласно Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. (№ 2190-р), динамика соотношения средней заработной платы работников образовательных организаций СПО и средней заработной платы по региону предусматривает поэтапное повышение с 75 % в 2013 г. до 100 % в 2018 году. Таким образом, отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к среднемесячной заработной плате в Чувашской Республике ежегодно возрастала и в 2013 г. составила 93,9 %, а в 2014 г. - уже 98 процентов. Следовательно, заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения в СПО выросла на 2397 рублей (2013 г. - 18244 рубля,
1 Итоговый отчет Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014-2015 учебный год. Чебоксары, 2016. 68 с.
2 Там же.
2014 г. - 20641 рубль) и составила 98,9 % от среднемесячной заработной платы в республике по данным Федеральной службы государственной статистики3. Отметим, что указанные цифровые показатели значительно выше тех, которые были изначально предусмотрены по плану мероприятий «дорожной картой».
В связи с модернизацией системы среднего профессионального образования в республике происходит реструктуризация сети учреждений (табл. 3) и увеличение качественных показателей данной системы образования. Отметим, что к 2017 году в организациях СПО трудится 1731 педагог, из которых 65 % имеют высшую и первую квалификационную категорию. Более 40 % педагогов ежегодно повышают свою квалификацию, каждый пятый мастер прошел обучение в базовом центре Союза «Ворлдскиллс Россия»4.
Таблица 3 / Table 3 Сеть учреждений системы среднего профессионального образования, находящихся в ведении Минобразования Чувашии5 / A network of institutions of secondary vocational education underthe Ministry of Education of Chuvashia
Наиболее востребованной формой повышения квалификации становится сетевое взаимодействие педагогических работников, позволяющее транслировать передовой педагогический опыт. В этом направлении в 2014 году было задействовано 22 % педагогов профессиональных образовательных организаций. Стажировку на предприятиях и в организациях республики в 2013/2014 учебном году прошел 81 преподаватель спецдисциплин и мастер производственного
3 Итоговый отчет Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014-2015 учебный год. Чебоксары, 2016. 68 с.
4 Отчет Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики за 2016 год. Чебоксары, 2017. 42 с.
5 Там же.
2013 г. 2016 г. 2019 г.
Образовательные организации, реализующие программы специалистов СПО 7 3 0
Многоуровневые образовательные организации СПО 13 16 19
Учреждения НПО 3 0 0
обучения, что составляет 7,9 % от их общего числа (за пределами республики 19 чел.), в ведущих вузах и учреждениях СПО республики 81 чел. (7,9 %), за пределами республики - 12 человек1.
Обязательным элементом обновления содержания образования во всех техникумах и колледжах стало использование инновационных технологий, методов и форм работы, способствующих повышению квалификации и решению проблемы лич-ностно-ориентированного образования. Наиболее распространенными являются кейс-технология, метод групповой дискуссии, интерактивные методы, технология проблемного обучения. Ежегодно доля преподавателей, занятых апробацией и внедрением в учебный процесс инновационных технологий, форм и методов обучения, составляет 51 %, а доля мастеров производственного обучения -59 процентов2.
Более 90 % преподавателей и мастеров производственного обучения, начиная с 2010 г., получают в различных образовательных учреждениях республики навыки работы в высокоразвитой информационной среде и имеют возможность решать профессиональные задачи на основе комплекса компонентов, обеспечивающих интеграцию новых технологий в педагогическую систему. Эффективное использование широкого спектра возможностей компьютера в образовательном процессе создает условие обеспечения наиболее качественной подготовки обучающихся3 [6, с. 161].
Обсуждение
В результате к 2019 году в республике созданы многоуровневые и многопрофильные учебные организации с гибкими образовательными возможностями. В 2012 году Чувашия присоединилась к движению WorldSkills Russia (WSR), за время участия региона в котором было проведено 5 чемпионатов республики. В 2012 году в рамках соглашения в 17 субъектах Российской Федерации созданы Региональные координационные центры. Такой центр в Чувашии зарегистри рован на базе Чебоксарского электромеханического колледжа. Между национальным оператором WSR
1 О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Публичный доклад. Чебоксары, 2014. 181 с.
2 Там же.
3 Там же.
и Региональным координационным центром было подписано соглашение о партнерстве. В итоге в ноябре 2012 г. в Чебоксарах прошли отборочные региональные соревнования профессионального мастерства по направлению Welding (сварка) и Cooking (повар)4. Во II Национальном чемпионате по рабочим профессиям Worldskills Russia (WSR) в г. Казани в мае 2014 г. приняла участие делегация и из Чувашии - представители Чебоксарского техникума транспортных и строительных технологий, Чебоксарского электромеханического колледжа, Чебоксарского экономико-технологического колледжа.
Необходим отдельно отметить, что студент из Чувашии вошел в сборную России XLIII мирового чемпионата по профессиональному мастерству «WorldSkills Competition - 2015» (Бразилия) и завоевал медали «За высшее мастерство» в компетенции «Поварское дело»5. Высокие достижения студентов - это в первую очередь заслуга преподавателей и руководства организаций СПО. Именно от их умений и профессионального мастерства, организаторских способностей зависит успех воспитанников, которые прославляют не только родное учебное заведение, но и демонстрируют в целом престиж обучения в колледжах и техникумах.
Заключение
Таким образом, в начале 2000-х и в 2010-е годы были созданы условия для формирования кадрового потенциала системы профессионального образования Чувашской Республики. Программы стажировок и повышения квалификации позволяют нарастить имеющиеся знания ведущих педагогов системы профессионального образования, что делает возможным подготовить специалистов нового поколения. Проекты стимулирования, систематическая государственная поддержка дают возможность привлекать молодых педагогов для работы в вузах и колледжах республики.
4 О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики. 2013/2014 учебный год. Публичный доклад. Чебоксары, 2014. 181 с.
5 Отчет Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики за 2016 год. Чебоксары, 2017. 42 с.
Литература
1. Васильев В.А. К истории развития народного образования в Чувашии (на примере Тарханской средней общеобразовательной школы Батыревского района) // Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России (к 170-летию чувашского просветителя И.Я. Яковлева). Чебоксары : Среда, 2018. С. 175-178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34979027 (дата обращения: 8.09.2019).
2. Идиатуллин А.В., Хузина Г.Н. Образование для всех к 2015 году. Добьемся ли мы успеха? // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1. С. 150-153. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21646327 (дата обращения: 8.09. 2019).
3. Минеева Е.К., Пупышев И.В., Королева Л.А., Романов В.В. Этнокультурное развитие и межэтническое взаимодействие в Чувашской Республике в 2000-х - 2010-х гг. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2019. № 1 (49). С. 168-174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38169042 (дата обращения: 8.09. 2019).
4. Назарова И.Б. Кадровые стратегии российских университетов // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 108-115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 19094319 (дата обращения: 8.09.2019).
5. Соловьев О.В. Состояние и особенности развития высшего образования России в начале 2000-х годов // Вестник Екатерининского института. 2018. № 3. С. 115-119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39246856 (дата обращения: 8.09.2019).
References
1. Vasilyev V A. K istoiii razvitiya narodnogo obrazovaniya v Chuvashii (na piimere Tarkhanskoi srednei obshcheobrazovatel'noi shkoly Batyrevskogo raiona) [On the history of the development of public education in Chuvashia (on the example of the Tarkhan secondary school of the Batyrevsky district)]. Problemy prosveshcheniya, istorii i kul'tury skvoz' prizmu etnicheskogo mnogoobraziya Rossii (k 170-letiyu chuvashskogoprosvetitelyaI.Ya. Yakovleva) = Problems of enlightenment, history and culture through the prism of ethnic diversity of Russia (on the 170th anniversary of the Chuvash enlightener I.Y Yakovlev), Cheboksary Sreda Publ., 2018, pp. 175-178. (In Russ.).
2. Idiatullin A.V., Khuzina G.N. Obrazovanie dlya vsekh k 2015 godu. Dob'emsya li my uspekha? [Education for all by 2015. Will we succeed?]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts, 2014, no. 1, pp. 150-153. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21646327 (accessed 8.09.2019). (In Russ.).
3. Mineeva E.K., Pupyshev I.V., Koroleva L.A., Romanov V.V. Etnokul'turnoe razvitie i mezhetnicheskoe vzaimodeistvie v Chuvashskoi Respublike v 2000-kh - 2010-kh gg. [Ethnocultural development and interethnic interaction in the Chuvash Republic in the 2000s - 2010s]. Vestnik NIIgumanitarnykh naukpri Pravitel'stve Respubliki Mordoviya = Bulletin of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia, 2019, no. 1 (49), pp. 168-174. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=38169042 (accessed 8.09.2019). (In Russ.).
4. Nazarova I.B. Kadrovye strategii rossiiskikh universitetov [Personnel strategies of Russian universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2012, no. 3, pp. 108-115. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19094319 (accessed 8.09.2019). (In Russ.).
5. Solovyev O.V. Sostoyanie i osobennosti razvitiya vysshego obrazovaniya Rossii v nachale 2000-kh godov [State and features of the development of higher education in Russia in the early 2000s]. Vestnik Ekaterininskogo instituta = Bulletin of the Catherine Institute, 2018, no. 3, pp. 115-119. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=39246856 (accessed 8.09.2019). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 01.10.2019 г.; принята к публикации 23.11.2019 г.
Submitted 01.10.2019; revised 23.11.2019.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Урясов М.Н. К вопросу о кадровом обеспечении системы профессионального образования Чувашской Республики в начале XXI века // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 4. С. 389-395. DOI: 10.30914/24113522-2019-5-4-389-395
Об авторе
Урясов Михаил Николаевич
аспирант, кафедра истории, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, [email protected]
Citation for an article:
Uryasov M.N. On the issue of staffing of the vocational education system of the Chuvash republic at the beginning of the XXI century. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 4, pp. 389-395. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-4-389-395 (In Russ.).
About the author Mikhail N. Uryasov
Postgraduate Student, Department of History, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, [email protected]