УДК 316.1:65.01
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ
© 2015
Ю. А. Паршакова, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Д. В. Лузина, аспирант МАОУ ДПОС Ресурсный центр Департамента образования, Тольятти (Россия)
Аннотация: В данной научной статье рассмотрен феномен волонтёрства в системе общественных движений. Проведён рестроспективный анализ появления и развития социальных волонтёрских движений. В статье приведены данные, полученные в результате проведённого социологического исследования, изучающего особенности волонтерских движений в г. Тольятти.
Ключевые слова: волонтёрство, волонтёрская деятельность, благотворительность, общественные движения, социологическое исследование, анкетирование, молодёжь, Тольятти.
Социальные движения наиболее изучены в западной социологии, там сложилась целая отрасль, занимающаяся изучением данного социального явления. С точки зрения «коллективного поведения» ученые стали анализировать совместные выступления граждан в защиту своих прав, интересов и ценностных установок. Основоположниками данного направления выступили К. Блумер, Р. Тернер и др. Чуть позже сторонниками парадигмы «мобилизации ресурсов» (Н. Залд, Ч. Тилли) рассмотрели причины присоединения к движению [1, с. 275; 2, 80]. Не меньший вклад в изучение социальных движений внесли представители теории «относительной депривации» (Л. Киллианом, Т. Гарром, Ф. Робайе, В. Рансименом) [3]. Общественные движения, в рамках данного научного подхода были определены как «иррациональное коллективное поведение в ситуации социального кризиса» [3].
Новые, особенные черты и характеристики общественные движения приобрели в процессе нарастающей глобализации. Появилась научная парадигма «новых социальных движений», представителями которой стали А. Турен, Э. Гидденс, А. Мелуччи, П. Штомпка и др. Данная парадигма предложила по-другому взглянуть на разворачивающиеся социальные процессы - с точки зрения самоорганизации социума.
В российской социологической теории социальные движения изучены не достаточно. В основном исследования по данной теме связанны со слабостью гражданского общества в Российской Федерации. Или рассматривается вопрос о роли НКО (некоммерческого сектора). Если сравнивать со степенью изученности социальных движений на Западе, в российской социологии этот предмет является делом узкого круга специалистов. В то время, как в иностранной науке социальным и общественным движениям отдается существенная роль как при исследовании и анализе коллективного поведения и действий, так и в трактовке социальных изменений и трансформаций. Среди российских специалистов можно выделить Е. Здравомыслову [4], которая анализировала состояние социологии общественных движений в России в 1998 году. Анализы того или иного движения документированы и богаты. Важно отметить, что в основном отечественные социологи осваивали и адаптировали к российским реалиям тот или иной подход иностранных ученых. Очень востребованными в данном ключе стали теории депривации, теории мобилизации ресурсов, а также теория новых социальных движений
Различные форма социальных движения были изучены В. Костюшевым, О. Яницким, специалистами Института коллективного действия (среди его специалистов можно выделить К. Клеман, О. Мирясову, А. Демидова) [5; 6; 7].
В. Костюшев провел социологический анализ молодежных движений, Яницкий рассматривает условия мобилизации население на коллективное действие, особое внимание автор уделял изучению экологических движений. К. Клеман, О. Мирясов, А. Демидов совместно
занимались изучением социальных движений России, исследуя их состояние и перспективы. Также ими были рассмотрены вопросы вовлечение людей в совместные коллективные действия. С позиции гражданского общества изучением социальных движений современности занималась российская исследовательница Н. Скобели-на [8].
Волонтерские движения более активно изучены за рубежом. В России, в отечественной социологии, можно говорить о недостаточном уровне разработанности темы волонтерства. А в России этой проблемой занимаются Г. П. Бондренкова, Л. А. Кудринская и др. [9, 10]. Изучение социальных движений в России началось, прежде всего, с описания их с точки зрения социально-структурных изменений, определения их значения и роли в реформаторских процессах, рассмотрения их как факторов культурных изменений и показателей (индикаторов) политической культуры [11, с. 180]. Связано это с тем, что первые социальные движения, появившиеся в России, можно определить как важные «ячейки формирующегося гражданского общества» [11]. Активность их членов выражалась в стремлении влиять на процессы обсуждения, принятия и осуществления значимых общественных решений. Данной деятельностью они содействовали развитию отечественной публичной политики. Они определяли и выражали интересы различных социальных групп и были представителями этих интересов и групп на всех уровнях государственной власти (федеральном, региональном, местном). Социальные движения явились источником, благодаря которому появилась возможность властей узнать о положении, ожиданиях и потребностях населения, о том, как складывается ситуация в действительности и скорректировать нововведения и реформы в нужном направлении [12]. Указанные обстоятельства показывают, насколько важно и своевременно нужно определить, чем являются российские общественные движения, что они из себя представляют сегодня и каковы тенденции их развития.
Состояние и перспективы социальных движений в России являются актуальным предметом изучения, как для российских, так и для зарубежных социологов современности. Объекты исследования и сферы интереса исследователей - самые разные. Однако у всех общее стремление - показать, объяснить и понять, как начинается стремление к коллективным действиям. С этой точки зрения особенность социальных движений в России, по мнению многих специалистов, заключается в том, что «обычные люди вовлекаются в коллективные действия на основании очень близкой и ограниченной проблемы, которая беспокоит их лично и разрушает их привычный и ближний мир обитания» [7, 26].
По оценке зарубежных авторов, существуют разные уровни вовлеченности граждан в решение общественно значимых проблем. «Нельзя считать самой достойной из них лишь вовлеченность во имя самого общего блага. Есть и средние формы блага, такие как обще-личное (или «близкое общее») благо (например, двор дома, где
люди вместе борются против уплотнительной застройки). Кроме того, есть общие черты между общим и близким. Границы между ними размыты и не заперты. Возможен переход от близкого и мелкого к общему - через испытание, личное страдание, сострадание, сочувствие, содействие» [7, 30]. Таким образом, современные социальные движения позволяют людям из разных культур [13, 14, 15], с разными традициями, социальными статусами и общественно-политическими взглядами сблизиться и совместно действовать ради общего, но «укорененного в близости блага» [7].
Такое изучение вопросов коллективной мобилизации на микроуровне, то есть решения проблем обычных людей, которые столкнулись с экстраординарными обстоятельствами в своей жизни, позволяет по-новому взглянуть на реальность социальных практик жизни общества. «Так рождается современной язык коллективного действия, на котором говорят группы самопомощи людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Этот язык несет в себе новые словесные нормы и правила, с помощью которых они призывают к объединению, аргументируют свою позицию, объясняют мотивы необходимости коллективного действия» [7].
Таким образом, исследователи коллективного действия, отвечают на поставленную ими задачу, основание социальных движений они видят в привязанности к ближнему, в стремление преодолеть какие-то социальные барьеры через личное переживание. А. Олей-ник предложил гипотезы, которые способны объяснить процесс создания и функционирования общественных движений. Первая гипотеза основывается на непрерывности, дискретности общественного и социального движения.
Исследования ИКД 2005-2008 гг. [7, 46] демонстрируют подъем и рост социальных движений уже в 2005 году. Карин Клеман (социолог, сотрудник ИС РАН) в своем докладе на тему «Рождающиеся социальные движения в нынешней России: качественный сдвиг в общественно-политической культуре страны» [17] рассматривает общий контекст, в котором происходит этот подъем, отмечая как элементы, препятствующие активизации, так и благоприятные факторы. Среди первых, социолог выделяет политический и социальный контексты. Рассматривается «структура политических возможностей» [7, 58], которая в нынешней России имеет противоречивый характер. Во-первых, данная система посредством различного рода манипуляций протестных настроений, выстраивания законодательных барьеров, способна подавить гражданскую инициативу. Во-вторых, эта же система в полной мере (и практически теми же инструментами) стимулирует их формирование и развитие. У социальных движений появляются очень эффективная информационная сфера, в которую могут быть включены: интернет, т. н. «сарафанное радио», повышение интенсивности общения общения (посредством участия в различного рода конференциях, семинарах и форумах) [12]. Таким образом, формируется так называемая активистская среда, в рамках которой осуществляется постоянный информационный.
Без внимания Карин Клеман не оставляет вопрос о причинах и мотивах активизации обычных людей в социально активных граждан. В основе общественных инициатив, по её мнению, почти всегда лежит очень конкретная и значимая для повседневной жизни человека проблема. Для того, чтобы эта проблема стимулировала коллективные действия, она еще должна иметь значимость для какой-то группы или категории людей и казаться решаемой (т.е. не должна выглядеть как проявление судьбы или случайность). Далее люди, пытающие решить проблему, сталкиваются с отсутствием реакции со стороны властей или работодателей (или других контр-агентов) на (часто) подданнические жалобы. «После чего происходят следующие изменения в восприятии человека: он понимает, во-первых, что решать про-
блему придется самому (инициативность), во-вторых, что «они» ничего не будут делать, а скорее всего будут мешать (процесс идентификации и осознания конфликта интересов, появление оппозиции «мы» / «они»)» [16].
Относительно мотиваций, было упомянуто, что всегда присутствует прагматизм, но при этом в ходе коллективной борьбы и общения с другими группами и активистами неизбежно происходит расширение взглядов, утверждение общих ценностей. Среди последних социолог отметила: равноправие (закон один для всех), справедливость, право граждан контролировать власть, человеческое достоинство («я могу»), утверждение себя как полноценных граждан («я имею право»). Постепенно ставится вопрос о власти. В качестве аргумента она привела пример последних акций солидарности, в которых люди участвуют, несмотря на то, что поднятые проблемы их напрямую не касаются.
Отечественный исследователь Е. Хаванов [18] выявил ряд причин, склоняющих индивидов участвовать в деятельности общественных движений:
1) кластерность интересов: присутствие в обществе общих интересов и интересов отдельных социальных групп и классов»;
2) дифференциация общества: постепенное усложнение его социальной структуры и состава;
3) необязательность участия: многие социальные движения представляются очень привлекательными в силу выстраивания их деятельности на инициативности и доброй воле людей;
4) возможность населения посредством социальных движений оказать давление на органы власти.
При этом автором особо подчеркивается роль движений, выступающих связывающим звеном между гражданским обществом и органами власти.
На социальных движениях как главной движущей силы гражданского общества сосредотачивает свое внимание российская исследовательница Н. А. Скобелена [8]. Большую роль в становлении гражданского общества играют, по её мнению, молодежные движения. В одной из своей публикации Скобелина заключает, что для современного российского общества, по её мнению, свойственна потеря основных функций важных социальных институтов, слабые и нарушенные социальные связи в обществе. «Большое количество случаев деви-антного и деликтивного поведения подтверждает тот факт, что наше общество находится в состоянии слабого консенсуса, а также постепенно стираются нормативные и нравственные рамки, регулирующие коллективную и индивидуальную жизнь. В связи с этим, деятельность молодежных движений приобретает довольно большое значение. Они выполняют ряд важнейших функции. К ним следует отнести воспитательную, образовательную функции, функцию социализации молодого поколения. В переходный период в российском обществе появились новые социальные группы и слои, имеющие свои корпоративные интересы. В этом случае молодежные движения выступают в качестве механизма передачи власти своих требований и поддержки (функция артикуляции интересов)» [8]. Молодежные движения, по мнению автора, - это некие «генераторы социальной жизни» [8], которые создают свои нормы и цели. С точки зрения исследовательницы молодежные движения не столько являются источниками социальных изменений, сколько проявлением защитной реакции на эти изменения. Такие выводы она делает, рассмотрев историю развития и становления молодежных движений в советское время и в современной России, их легализацию и, главное, их влияние на общественный порядок [8, с. 128]. Таким образом, можно говорить, о возрастающей роли социальных движений в жизни российского общества. Деятельность общественных движений можно рассматривать как условие и формы проявления социальной активности граждан. Значение и роль этих движений весьма велика, ведь они выполняют ряд социально-значимых функций
в современном обществе [11, с. 182]. Среди которых можно выделить следующие:
1. Функция организационного сплочения.
2. Функция идейно-ценностного объединения.
3. Программная функция.
4. Просветительская функция.
5. Инновационная функция.
6. Функция принятия.
7. Функция каналов общественной коммуникации.
8. Компенсаторная функция.
9. Рекреационная функция.
Таким образом, можно сделать вывод, что для России социальные движения становятся нормой. При этом социальная активность граждан проявляется совершенно в разных формах социальных движений. Общественная деятельность привлекает все большее количество людей, зачастую активистами социальных движений становятся обычные граждане, которые столкнулись с какой-то проблемой, сложной ситуацией, а возможно просто не остались равнодушными к происходящим вокруг них событиям. Тенденция роста социальных движений подтверждена рядом исследований российских социологов [9, с. 185].
О возрастающей роли социальных движений в жизни российского общества так же свидетельствует правовое положение общественных движений в Российской Федерации. Обобщая имеющуюся информацию, можно отметить, что правовой статус общественного движения совпадает со статусуом общественной организации. Регулятором деятельности общественных объединений (и, в том числе, общественных движений), является закон «Об общественных объединениях» [19].
Стоит отметить, большую активность в деятельности социальных движений проявляет молодое поколение российских граждан. Е. Хаванов, анализируя деятельность этой социальной группы в прошлом веке, делает вывод, что именно молодежь являлось основной силой общественного развития [18]. Важно отметить, что регулирование деятельности волонтёрских движений вполне укладывается в рамки хорошо зарекомендовавших себя социальных технологий [20]. Использование адаптированных социальных технологий позволит с наименьшими ресурсными затратами реализовывать цели и решать задачи волонтёрских общественных движений.
Таким образом, нам видится особенно важной задачей изучение деятельности молодежных социальных движений, детерминирующей гражданскую позицию молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. История зарубежной социологии. М..: Академический проект, 2005. С. 275.
2. Иванова, Т. Н. Субкультура как альтернативная форма социализации личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 7881.
3. Социология. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: //http://voluntary.rU/ (дата обраще-
ния: 25.11.2014).
4. Здравомыслова, Е. Социология общественных движений: становление нового исследовательского направления // Социология в России / под ред. Ядова В. А. М.: Институт социологии РАН, 1998. С. 545569.
5. Костюшев, В. Общественные движения и коллективные действия в условиях запаздывающей можерниза-ции // Образ мыслей и образ жизни/Отв. ред. Я. Гилин-ский. М.: ИС РАН, 1996.
6. Яницкий, О. Н. Акторы и ресурсы социальноэко-логической модернизации / Социологические исследования. 2007. №8.
7. От обывателей к активистам: зарождающиеся социальные движения в современной России / К. Клеман, О. Мирясова, А. Демидов. М.: Три квадрата, 2010.
8. Скобелина, Н. А. Общественные движения как социальные практики // Социальногуманитарные знания. 2009. № 04. С. 125135.
9. Бондренкова, Г. П. Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы. Электронный ресурс. Режим доступа: URL://www.sbomet.ru/ (дата обращения: 3. 01. 2012).
10. Кудринская, Л. А.Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // СОЦИС (Социологические исследования). 2006.N 5. С. 1523.
11. Из истории социальных движений и общественной мысли / М. И. Михайлов. М.: Наука, 1981. С. 180.
12. Демидов, А. Социальные движения в России: развитие и перспективы политизации «Альтернативы», 2009 г., № 2. С. 2243.
13. Иванова, Т. Н. Социальнопрофориентационная среда Самарского региона // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. № S10. С. 2630.
14. Горбачева, Н. Б. Межпоколенная коммуникация сквозь призму символического интеракционизма // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 6165.
15. Zhelnina, E., Zhelnin, O. Attitude of Indusrtial Enterprises Employees to Innovations // Modern European Researches. 2014. № 1. С. 3639.
16. Рождающиеся социальные движения в нынешней России: качественный сдвиг в общественнополитиче-ской культуре страны. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: //http://raschool.livejournal.com/214119.html (дата обращения: 23.02.2014).
17. Клеман, К., Гонтмахер, Е. и Климов, И. Об обывателях и активистах, социальных и политических движениях. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: // http://www.ikd.ru/node/8050 (дата обращения: 13.02.14).
18. Рябов, В. В., Хаванов, Е. И. Общественнополити-ческие движения в Новое и Новейшее время. М., 2001. С. 67.
19. Федеральный закон от 19.05.95 N 82ФЗ (ред. от 22.07.2010) «Об общественных объединениях». Электронный ресурс. Режим доступа: URL: //http://www. zakonrf.info/zakonobobschestvennyhobyedineniyah/27 (дата обращения: 14.03.2012).
20. Желнина, Е. В. Социальная технология подготовки персонала как фактор инновационной активности промышленного предприятия. Монография / Е. В. Желнина. Тольятти: ООО «Технокомплект», 2015. 265 с.
STATE AND PROSPECTS OF SOCIAL MOVEMENTS IN RUSSIA
© 2015
Y. A. Parshakova, graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia) D. V. Luzina, graduate student
Resource Center of the Department of Education, Togliatti (Russia)
Abstract: In this scientific article the volunteering phenomenon in system of social movements is considered. The re-strospektivny analysis of emergence and development of social volunteer movements is carried out. The data obtained as a result of the conducted sociological research studying features of volunteer movements in Toglyatti are provided in article.
Keywords: volunteering, volunteer activity, charity, social movements, sociological research, questioning, youth, Toglyatti.