Ю.А. Паршакова, Д.В. Лузина СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ...
тания в поликультурном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. №2 1. С. 71-74.
31. Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 119-124.
32. Моисеев В.Б., Родионов М.А. Методология реализации дифференцированного подхода в процессе формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов ссузов // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 140.
33. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Дидактическая система подготовки будущих учителей начальной школы в контексте изменения образовательной парадигмы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 266-269.
34. Серикова А.Б. Коммуникативная компетенция и ее составляющие // Бшм - Образование. 2003. №1. С.19-21.
35. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2006. 208 с.
36. Бахусова Е.В. Моделирование траектории фор-
мирования профессиональных компетенций у студентов вузов в условиях компетентностной парадигмы профессионального образования // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 27-30.
37. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.
38. Гудалина Т.А. Содержательная характеристика социально-профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 46-49.
39. Ликсина Е.В., Хохлова Е.П. К вопросу о готовности будущих педагогов к разработке педагогических программных средств // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 173-178.
40. Платонова Р.И. Развитие ключевых компетенций будущего учителя // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 83-86.
STUDY OF COMMUNICATIVE COMPETENCE - ASPECTS OF COMPETITIVENESS
OF FUTURE EDUCATION BACHELORS
© 2015
N.G. Pavlovskaya, Master of Pedagogical Sciences, senior teacher of chair «Pedagogy». North Kazakhstan State University named after M.Kozybaev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Äbstract. Development of social relationships, the requirements of the market of intellectual work put forward the preparation of a competitive person professional education systems. The aspects of competitiveness pedagogical specialities graduates in the research of modern scientists are considered. Competitiveness of teachers from different points of view - is: specialist reaching goals in various educational situations; specialist with higher professional status; demand in a competitive environment. Several researchers term competitiveness of the future teacher associated with the development of the respective competences: 1 - orientation, professional competence, flexibility; 2 - motivational, informative, the operational; 3 - functional and structural components; 4 - professional qualifications, competence and professional competence, competitive advantage. The key competence of young professionals is communicative competence. Communicative competence - is: a set of skills for effective communication; system of internal resources for effective communication; theoretical training in interpersonal knowledge. Currently, a growing need for the development of communicative competence graduates of pedagogical specialties. The results of Study of communicative competence - aspects of competitiveness of future education bachelors. It makes a qualitative analysis of the formation of indicators of social and communicative competence: sociocommunicative clumsiness, intolerance of uncertainty, excessive desire for conformity, desire to the status growth, focus on avoiding failure and frustration intolerance. The detailed characterization manifestations of social and communicative competence of the behavior of the scale. It highlighted the need and indicates the pedagogical and didactic conditions for the development of social and communicative competence of future education bachelors.
Keywords: competition, competitive ability, graduates of pedagogical specialities, Future Bachelor of Education, competence, communicative competence, abour-market.
УДК 316.1:65.01
СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
© 2015
Ю.А. Паршакова, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Д.В. Лузина, аспирант МАОУ ДПОС Ресурсный центр Департамента образования, Тольятти (Россия)
Аннотация. В данной научной статье рассмотрен феномен социальных движений с точки зрения различных социологических теорий. Приведена классификация социальных движений, рассмотрены факторы, оказывающие существенное влияние на их функционирование.
Ключевые слова: волонтёрство, волонтёрская деятельность, благотворительность, общественные движения, социологическое исследование, анкетирование, молодёжь, Тольятти.
Нередко в обществе можно наблюдать коллективные действия людей, не являющихся членами определённой организации или социальной группы, но представляющие собой какие-либо социальные процессы. Подобного рода коллективные действия являются особой разновидностью социальных процессов, которые можно определить как социальные движения. В социологической теории социальные движения определяются не однозначно. Подавляющее количество зарубежных учёных-исследователей полагают, что интересующие нас
общественные движения представляются как некая коллективная активность, которая направлена исключительно против действующей системы власти и господствующей системы ценностей, что влечёт посыл к инициации социальных трансформаций, изменений. Американский социолог Герберт Блумер рассматривает социальные движения как «коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни» [1, с. 74]. То есть, по его мнению, участниками социальных движений, как правило, являются инициативные предприимчивые
Ю.А. Паршакова, Д.В. Лузина психолого-педагогическое
СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ... направление
личности, которые добровольно и на общественных началах, пытаются очертить круг значимых общественных интересов и эффективно достигать поставленных целей.
Следует упомянуть о парадигме «мобилизации ресурсов», сторонниками которой являются Н. Залд, Ч. Тилли. Они акцентируют внимание на психологических основания присоединения личности к социальному движению [2, с. 146]. Последователи данной парадигмы утверждают, что над человеком давлеет потребность идентификации с группой, социальной общностью. Человеку необходимо ощущать себя частью, и именно таким образом мобилизовать собственные (личные) ресурсы. Похожей точки зрения придерживается российский исследователь О. Яницкий. Он заостряет внимание именно на психологической стороне мотивации участников социальных движений. Основными стимулами в данном случае выступают удовлетворение потребности в самореализации человека, в проявлении индивидуальности, в самостоятельно конструируемых социальных связях, в общении [3].
Рассмотрим мнение по поводу общественных движений представителей теории «относительной депри-вации» - Л. Киллиан, Т. Гарр, Ф. Робайе, В. Рансимен). Они определяют общественные движения как «иррациональное коллективное поведение в ситуации социального кризиса» [4]. Сторонники данной теории утверждают, что человек постоянно испытывает сильную потребность в достижении определённой цели «не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно» [4]. Говоря другими словами, данная потребность основывается на сравнении человеком своего собственного положения (а также положения группы, которую он представляет) с положением других.
Совсем иные, новые черты приобрели общественные движения в условиях глобализации. Среди наиболее значимых попытокй понимания новых реалий можно выделить концепцию новых общественных движений, наиболее известными сторонниками которой являются А. Турен, Э. Гидденс, П. Штомпка и др.
Французкий социолог Ален Турен рассматривает общественные движения в контексте трёх типов конфликта, которые, так или иначе, направлены на изменение социального и культурного устройства [5]. Первый тип конфликта - это «коллективное поведение». Под «коллективным поведением» Турен понимает такие конфликтные действия, которые направлены на защиту, преобразования или адаптацию некоторого элемента социальной системы. Второй тип - «борьба». В форме «борьбы», конфликты выражены в тех случаях, когда они рассматриваются как факторы изменения, как политические силы в широком смысле этого слова. В качестве третьего типа конфликта А. Турен выделяет «общественные движения». Под понятием «общественное движение» Ален Турен подразумевает «конфликтное действие, с помощью которого культурные ориентации, поле историчности трансформируются в формы общественной организации, определенные одновременно общими культурными нормами и отношениями социального господства» [5, с. 84]. И если коллективное поведение является просто ответом на какую-то социальную ситуацию, а борьба - это проявление инициативы, конкретного действия, которое не стремится к созданию новой социальной системы, то общественное движение может привести к распаду старой системы или к институциональным реформам. Ален Турен считает, что в последнее время набирают оборот конфликты, связанных со стремлением получить доступ к власти, с целью социальных изменений.
Энтони Гидденс настаивал на том, что определение должно быть широким, так как характер социальных движений неоднозначен. «Многие из них невелики, насчитывают лишь несколько десятков человек, в других участвуют тысячи и даже миллионы. Некоторые движения действуют в рамках законов данной страны, другие 50
являются нелегальными или подпольными. Иногда в результате деятельности социальных движений меняются полностью или частично и сами законы» [6, с. 445]. В трактовке Э. Гидденса социальное движение определяется как некая коллективная попытка реализации общих интересов или выход за рамки установленных социальных институтов для достижения общей цели посредством некой коллективной активности.
Польский ученый Петр Штомпка рассматривает социальные движения в рамках социологии социальных изменений. Среди наиболее важных структурных элементов социальных движений он выделяет следующие:
1. Объединение людей, проявляющих активность вместе.
2. Единство цели всех участников коллективных действий; как правило целью являются необходимые изменения в обществе, важно заметить, что цель однозначно трактуется и воспринимается участниками.
3. Высокая степень диффузности коллективных действие, низкий уровень формализации.
4. Относительно высокая степень стихийности
5. Отсутствие институциализированных, застывших форм.
Подводя некоторые итоги, можно резюмировать, что социальными движениями П. Штомпка называет «свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе» [7, с. 146].
Сегодня пока еще не сформирована универсальная концепция, которая в полной мере описала бы и обосновала все характеристики общественного движения. Мы можем наблюдать только процессы выработки тенденций, направлений анализа самых разнообразных организационных форм социальных движений, выявления целей их деятельности, значимости мотивов их формирования и активного участия в них. Но, если известные социологи-исследователи XIX века в рассмотрении социальных движений как к некой совокупности действий и усилий, которые направлены исключительно на поддержку социальных изменений, то современные учёные полагают, что социальные движения - это определённые общественные усилия, которые направлены не только на поддержку социальных изменений, но и против них. К примеру, известный исследователь Р. Тернер трактует общественное движение как некую «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе» [8, с. 759]. Данная трактовка может объединить достаточно широкий круг социальных движений: и религиозные, и молодежные, и феминистские, и эмигрантские, а также политические и революционные и многие другие.
Весь спектр социальных движений настолько широк, они сами так многообразны, что у исследователь существует обширный арсенал способов их классификации. Среди критериев систематизации общественных движений могут быть:
• характер перемен, к которым стремятся их сторонники:
о изменение поведения своих членов;
о изменение окружающего общества;
• круг интересов или целей, которые они преследуют.
Обобщая, можно сказать, что общественные движения бывают чрезвычайно разными. Они могут быть распределены в линейке (по распределению интенсивности деятельности от минимума к максимуму) от примеров, имеющих символическую поддержку общества, до групп, использующих нелегальные методы и средства и, в связи с этим, подвергающихся жесткому подавлению.
Известным ученым Г. Блумером были изучены и обозначены социальные движения трех видов: общие, специфические и экспрессивные [1, с. 76]._
Ю.А. Паршакова, Д.В. Лузина СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ...
Общие социальные движения - это некие культурные течения, появление которых означает переворот в привычных формах мышления людей. Общие социальные движения стремятся изменить сложившиеся и устоявшиеся в обществе ценности. Блумер полагает, что со временем у людей возникают новые идеи и точки зрения относительно своих прав, что способствует возникновению новых ценностей, таких, с которыми люди ассоциируют свою новую жизнь. Важно отметить, что развитие новых ценностей способствует обеспечению социальных движений дополнительной мотивацией. «В общих чертах они означают, что люди пришли к формированию новых представлений о самих себе, которые не согласуются с их реальным положением в жизни. Они приобретают новые предрасположения и интересы и соответственно становятся восприимчивы к движению в новых направлениях; и наоборот, они начинают испытывать неудовлетворение там, где прежде его не было» [12, с. 103]. Лидеры общих социальных движений не столько контролируют движение, сколько задают темп, они являются примером для подражания. Средствами воздействия данного вида социальных движений являются, как правило, беседы, дискуссии, следование примерам [1, с. 92].
Специфические социальные движения возникают на основе общих социальных движений, но в отличие от них, специфические социальные движения имеют четкую цель, признанное руководство, определенный членский состав. Данное социальное движение имеет свою четкую структуру и организацию. Но они не создаются сразу такими структурированными, философия, правила и нормы, разделение труда и прочее происходит в процессе развития движения.
Экспрессивные движения отличаются тем, что они не направлены на изменение институтов социальной структуры. Они выражены в каком-либо виде экспрессивного поведения, то есть недовольство и беспокойство, которое испытывают люди, проявляется в изменении собственного поведения и отношения к миру.
Наряду с описанными выше социальными движениями, Блумер склонен выделять сочетающие в себе несколько типов смешанные общественные движения [1, с. 95].
Нейл Смелзер - выдающийся американский социолог, рассматривает социальные движения в зависимости от того, на какие преобразования ориентирована их деятельность. Он выделяет два вида движения. Первые «ориентированные на нормы», то есть их главной целью является распространение доминирующей идеологии, предполагающее кардинальный пересмотр действующих правил и социальных норм. Второй тип движений -«ориентированные на ценности» [8, с. 762]. Ценности в трактовке Н. Смелзера представляют собой «общечеловеческие стремления к справедливости, знаниям, демократии, свободе, а нормы представляют собой средства достижения этих целей» [8, с. 762].
Более полную классификацию дал П. Штомпка. Польский социолог рассмотрел социальные движения с различных сторон. Он выделил реформистские, радикальные и революционные движения в зависимости от масштаба предполагаемых изменений. По качеству предполагаемых изменений Штомпка разделил социальные движения на «прогрессивные» и «консервативные» [7, с. 64].
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что ни одна известная система классификации общественных движений не является однозначно верной и исключительно правильной. Так как ученые-обществоведы подвергают тщательному социологическому анализу многие характеристики и аспекты социальных движений, то и выбор классификационной системы во многом зависит от избранного исследователем аспекта [13, 14, 15].
Обобщив все факторы, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений, американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл [10, с. 81] выделил пять основных предпосылок форми-
рования социального движения:
1. наличие социальной неудовлетворенности;
2. наличие барьеров в действующей социальной структуре, способствующих возникновению и развитию социальной неудовлетворенности;
3. наличие взаимодействия между людьми, испытывающими социальную неудовлетворенность;
4. наличие у активных людей уверенности, что коллективная активность способна снизить социальную неудовлетворенность и повысить качество жизни;
5. наличие идеи, которая оправдывает коллективную активность.
По мнению автора, в случае, когда указанные предпосылки-условия обнаруживаются в определенной части общества, то становится практически неизбежным формирование и развитие социального движения и сопутствующей ему коллективной активности. Важно отметить, что регулирование деятельности волонтёрских движений вполне укладывается в рамки хорошо зарекомендовавших себя социальных технологий [17; 18; 19]. Использование адаптированных социальных технологий позволит с наименьшими ресурсными затратами реа-лизовывать цели и решать задачи волонтёрских общественных движений. Общественные движения являются наиважнейшей характеристикой современного общества Они представляют собой ключевую форму участия граждан в общественной, социальной жизни. Общественные движения несут в себе решение важной задачи через инициирование в публичной сфере (на основе меняющихся интересов и обновлении системы ценностей) новых тем для обсуждения, обеспечения жизнеспособности и функциональности демократической политической системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блумер, Г. Коллективное поведение / Пер. Д. Во-дотынского // Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е. И. Кравченко; под В. И. Добренькова.
- М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 74.
2. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. История зарубежной социологии. - М.: Академический проект, 2005. - С. 146.
3. Скобелина, Н. А. Общественные движения как социальные практики / Н. А. Скобелина. - 14/09/2009 // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 04. - С. 125-135.
4. Социология. Экономика. Политика, 2010.- С. 234.
5. А. Турен Возвращение человека действующего. Очерк социологии. — М.: Научный мир, 1998. - С. 72.
6. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича.
- М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 445.
7. Штомпка П. Социология социальных изменений. -М., 1996. - С. 146.
8. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс,
1994. - С. 759.
9. Пригожин, А.И. Современная социология организаций / А.И. Пригожин. - М.: Фирма «Интерпракс»,
1995. - С. 123.
10. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994. - С. 78.
11. Култыгин В.П. Классическая социология. - М.: Наука, 2000. - С. 89.
12. Блумер, Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Пер. И. Ясавеева // Контексты современности-П: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия/ Сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева; 2-е изд., доп. и пере-раб. — Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. - С. 103.
13. Иванова, Т. Н. Субкультура как альтернативная форма социализации личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 1 (10).
- С. 78-81.
14. Горбачева, Н. Б. Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодёжи // Карельский на-
Л.А. Петриченко
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО..
учный журнал. 2015. № 1 (10). С. 111-114.
15. Zhelnina, E., Zhelnin, O. Attitude of Indusrtial Enterprises Employees to Innovations // Modern European Researches. - 2014. - № 1. - С. 36-39.
16. Социология: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М., 2003. - С. 344.
17. Желнина Е. В. Социальная технология подготовка персонала как фактор инновационной активности про-
мышленного предприятия. Монография / Е. В. Желнина. - Тольятти: ООО «Технокомплект», 2015. - 265 с.
18. Носаненко Г.Ю. Институализация общественных объединений в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 98-101.
19. Горбачева Н.Б. Изучение молодежи в социологическом аспекте // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 57-60.
ESSENCE, TYPES AND FACTORS OF SOCIAL MOVEMENTS
© 2015
Y.A. Parshakova, graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia) D.V. Luzina, graduate student
Resource Center of the Department of Education, Togliatti (Russia)
Abstract. In this scientific article the phenomenon of social movements from the point of view of various sociological theories is considered. Classification of social movements is given, the factors having essential impact on their functioning are considered.
Keywords: volunteering, volunteer activity, charity, social movements, sociological research, questioning, youth, Toglyatti.
УДК 378.11
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
© 2015
Л.А. Петриченко, доктор педагогических наук, доцент, первый проректор
«Харьковская гуманитарно-педагогическая академия» Харьковского областного совета,
Харьков (Украина)
Аннотация. В Украине проблема качества образования в вузах является очень актуальной. Ведь современное украинское общество требует быстрых и решительных мер по улучшению качества образовательного процесса, в частности эффективного управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении. Управление образовательным учреждением - это особая деятельность, у которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности студентов, педагогов, персонала и ее направленность на достижение образовательных целей. Безусловно, что для решения проблемы эффективности управления качеством необходима основательная методология. В данной статье проанализированы и определены лишь отдельные методологические аспекты. В исследовании нами рассмотрены специфические для управления качеством подхода: компетентностный, системно-деятельностный, синергетический, коммуникационно-диалогический, культурологический, личностно ориентированный, опираясь на которые управление качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении будет эффективным. Анализ проблемы методологии управления качеством образования в высших педагогических учебных заведениях позволил нам определить основные закономерности управления качеством образования в педагогическом вузе, что дает основания для выделения теоретико-методологических основ управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении.
Ключевые слова: образовательное пространство, качество образования, эффективное управление, высшее педагогическое учебное заведение, методология, процесс, закономерности, подходы, компетентность, конкурентоспособность.
Постановка проблеми в загальному вигляд1 та ii зв'язок з важливими науковими та практичними за-вданнями. Стратепя розвитку сучасного украшського суспшьства в умовах coцiaльнo-eкoнoмiчниx реформ об'ективно потребуе шдвищення вимог до освгтньо! системи та професшно! пвдготовки фaxiвцiв високо! квaлiфiкaцü.
Сьогодш в Мiнicтepcтвi освгти i науки Украни проводиться робота над формуванням вимог i рекомендацш щодо структури, змюту нових стандарпв вищо! освгти, яш мають бути сформоваш на ocнoвi pi3-них пiдxoдiв до визначення змюту шдготовки та системи кредилв ECTS зпдно з принципами Болонського процесу. 1деться не про повну замшу наявного змюту освгти, а про змщення акценпв в оцшщ значущосл його результапв, де ефективнють управлшня якютю освгти стае основним системоутворювальним фактором, що визначае мету вищо! освгти, и змют, методолопю, оргашзацш та технологи.
Реформування управлшня якютю освгти вимагае методолопчного обгрунтування, чгткого визначення його мети й завдань, змюту, методГв i технологш, конкретизацп основних вимог (так званих пoкaзникiв
якосп освгти), що висуваються до упpaвлiння освгтшми системами ргзного ргвня функцюнування. Окремг аспекти проблеми управлшня якютю освгти в розвитку вищо! школи перебувають у процеа штенсивних реформувань. Вища школа е одночасно i суб'ектом, i об'ектом змш, яш вщбуваються. Збереження та можливють змщнення суб'ектносп вищо! освгти виступае як базовий концептуальний принцип не ильки реформ нацюнальних систем освгти, а й широкомасштабних процеав штеграцп, що поширюються в регюнах Свропи. Це засввдчують документи, якГ характеризують мету та завдання европейських реформ освгти на сучасному ргвш У результат !х запровадження мае зростати суб'ектна (тобто дшсно самостшна, активна) роль вищо! освгти в цшому, роль кожного вищого навчального закладу, викладачгв i студенпв як активних, вщповвдальних i безпосередшх учаснишв процесу змш [1].
Поетапне входження Укра!ни до свгтового простору, шновацшш та модершзацшш процеси в освт виявили наявнють ютотних суперечностей мГж потребами часу та реальним станом ефективного управлшня якютю освгтнього процесу в навчальних закладах. Проте на сьогодш ця проблема потребуе подальшого аналгзу,