Научная статья на тему 'Состояние и перспективы российско-монгольского делового сотрудничества в инновационной сфере'

Состояние и перспективы российско-монгольского делового сотрудничества в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РОССИЯ / МОНГОЛИЯ / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / РЫНОК КРЕДИТОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Параскева С. Б., Филин С. А.

Анализируется антикризисная политика России и Монголии. Делается вывод, что для преодоления последствий финансово-экономического кризиса стратегия и политика этих стран должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение структурной модернизации экономики, ее диверсификации с приоритетом долгосрочного кредитования. Также важны поддержка высокотехнологичных отраслей экономики, формирование развитого рынка кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, увеличение инвестиций в сферу производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Параскева С. Б., Филин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы российско-монгольского делового сотрудничества в инновационной сфере»

УДК 339.9

состояние и перспективы российско-монгольского делового сотрудничества в инновационной сфере

с. б. параскева,

кандидат экономических наук, президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства, заместитель председателя делового совета по сотрудничеству с Монголией E-mail: SBParaskeva@yandex. ru С. А. ФИЛИН,

кандидат технических наук, доцент, вице-президент национального фонда развития малого и среднего предпринимательства E-mail: safilin@mail. ru

В 2003 г. представители предпринимательских организаций, фирм и компаний малого и среднего бизнеса России в целях оказания практической помощи предпринимателям, совершенствования механизмов взаимодействия малых, средних и крупных предприятий страны, укрепления делового сотрудничества регионов РФ, формирования эффективной модели частно-государственного и социального партнерства между властью, обществом и бизнесом, объединили свои усилия в форме Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства (далее — Национального фонда) и Национального (экспертного) совета по развитию малого и среднего предпринимательства (далее — Национального (экспертного) совета) [2].

Национальный фонд ведет пилотные федеральные, региональные и муниципальные проекты малого и среднего бизнеса, Национальный (экспертный) совет объединил экспертов и аналитиков в области развития малого и среднего предпринимательства.

В марте 2005 г. между Национальным фондом развития малого и среднего предприниматель_ 41

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Анализируется антикризисная политика России и Монголии. Делается вывод, что для преодоления последствий финансово-экономического кризиса стратегия и политика этих стран должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение структурной модернизации экономики, ее диверсификации с приоритетом долгосрочного кредитования. Также важны поддержка высокотехнологичных отраслей экономики, формирование развитого рынка кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, увеличение инвестиций в сферу производства.

Ключевые слова:экономика, финансово-экономический кризис, Россия, Монголия, антикризисная политика, модернизация экономики, рынок кредитования, инвестиции, малый и средний бизнес, производство.

Не секрет, что модернизация экономики невозможна без модернизации финансовой и банковской систем в стране, а проблемы, которые имеют место в экономиках наших дружественных стран, России и Монголии, в условиях мирового кризиса и преодоления его последствий во многом схожи. Логично предположить, что есть и общие пути их решения [1].

ства (Россия, президент Национального фонда С. Б. Параскева) и Фондом по поддержке малых и средних предприятий Монголии (директор Фонда А. Ганболд) при Министерстве промышленности и торговли Монголии было подписано Соглашение о сотрудничестве.

В ноябре 2007 г. в развитие Соглашения о сотрудничестве между Национальным фондом и Фондом по поддержке малых и средних предприятий Монголии было принято решение о создании Оргкомитета Российско-монгольского делового совета.

Во время визита Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина в Монголию в мае 2009 г. в Улан-Баторе состоялось очередное совместное заседание Оргкомитета Российско-монгольского делового совета и был подписан Протокол об учреждении Российско-монгольского делового совета (РМДС). Ныне РМДС является одним из важных международных проектов, реализуемых Национальным фондом развития малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, и Монгольской объединенной национальной федерацией малого и среднего предпринимательства (МОНСМЕ), с другой стороны.

Основной целью деятельности Российско-монгольского делового совета является содействие установлению взаимовыгодных контактов между российскими и монгольскими бизнес-сообществами.

Главная задача РМДС заключается в том, чтобы способствовать дальнейшему росту российско-монгольских торгово-экономических связей на взаимовыгодной основе для достижения социальной стабильности, устойчивого развития и всеобщего благосостояния Монголии и России, в полной мере отвечающей интересам наших стран и народов.

Принципы взаимодействия. Национальный фонд и РМДС, являясь институтами взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей, бизнесменов, научных кругов наших дружественных стран России и Монголии, выражает надежду на успешное взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными структурами и компаниями в целях реализации международных бизнес-проектов с участием российских и монгольских инвесторов, а также инвесторов из других стран, используя возможности РМДС.

Экспертами Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства в целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае были разработаны в 2004 г., в 2005—2006 гг. две

42 -

концепции: Концепция развития субъектов малого предпринимательства Краснодарского края и Концепция региональной политики развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.

Была предложена современная модель развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на многие годы вперед, в том числе по развитию Сочи как российского City (А-ля-Диснейлэнд-Детский мир:пространство сказок и счастливого детства; А-ля-Лас-Вегас как мировой центр игорного бизнеса; А-ля-Уолл-стрит как международный финансово-банковский и биржевой центр).

Руководство России и Краснодарского края пошло по одному из самых созидательных путей развития города Сочи как столицы зимних Олимпийских игр 2014 г.

Совместно с партнерами Национальный фонд планирует вложить от 100 до 500 млн долл. на инновационное развитие города Сочи (1-й приоритет) и развитие малого и среднего бизнеса олимпийского Сочи (2-й приоритет).

Инновационное развитие города Сочи является главным приоритетом политики города и страны в целом. В условиях подготовки к Олимпиаде-2014 это предполагает создание инновационной экономики города Сочи (альтернативные источники энергии, программы «чистая вода», «чистый воздух», инновационные строительные материалы — прочные, относительно дешевые, экологически чистые), переработка и утилизация бытовых отходов, создание новой инженерной инфраструктуры города инновационного типа (многоярусные развязки автодорог, магистралей, теплоэнергосетей и т. д.).

В городе Сочи для формирования современной инновационной инфраструктуры предлагается реализовать проект «Сочи-2014: столица олимпийских инноваций». Для этого необходимо принять следующие меры:

• создать как минимум 2—3 бизнес-инкубатора: молодежный бизнес-инкубатор для развития предпринимательства молодежи, студенчества, обучения волонтеров Сочи-2014, для инкубирования молодого стартующего бизнеса, для малых инновационных высокотехнологичных фирм;

• открыть технопарк или техноэкополис в Сочи по направлению развития малого и среднего экологического и инновационно активного бизнеса (экологический и оздоровительный туризм, производство экологически чистых

строительных материалов, относительно дешевых по себестоимости, производство экологически чистых продуктов питания, переработка бытовых отходов и т. д.); • создать Центр инвестиций и инноваций, инновационно-венчурный фонд, которые будут осваивать привлеченные инвестиции и вкладывать их в подготовку города к Олимпиаде. В настоящее время Национальный фонд и РМДС имеют прочные деловые контакты с монгольскими предпринимателями, экспертными и научными кругами через монгольскую часть РМДС.

В последние годы нарастает интенсивность торгово-экономического сотрудничества между Россией и Монголией, стабильный ежегодный прирост на 30 % позволил за 3 года удвоить объем двустороннего товарооборота с 592,9 млн долл. в 2006 г., 803,5 млн долл. — в 2007 г., до 1,3 млрд долл. — в 2008 г. [4].

Постепенное возвращение позиций России на монгольском рынке происходит с опережением планов, закрепленных в Программе развития российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на период до 2010 г. Доля России во внешнеторговом обороте Монголии достигла 21,3 %. Вместе с тем в абсолютном выражении Россия по-прежнему серьезно отстает от КНР (47 %).

Позитивные тенденции во многом были обусловлены благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья. При этом сохраняется серьезный дисбаланс между экспортом и импортом: на российские поставки приходится более 90 % всего объема двусторонней торговли. Ведущее место здесь занимают нефтепродукты и электроэнергия.

В последнее время повышается значение импорта из России продовольствия и другой сельскохозяйственной продукции: вклад нашей страны в совокупный объем внешних закупок составил 47 %. Дополнительно по просьбе монгольской стороны в мае — августе 2008 г. и зимой 2010 г. (вследствие массового падежа скота) Монголии была оказана помощь в виде безвозмездных или льготных поставок продовольственного зерна (почти 100 тыс. т), муки и ГСМ.

На Россию приходится около 3 % монгольского экспорта. Он ограничивается продукцией совместного предприятия КОО «Монголросцвет-мет» (плавиковый шпат — 45 %), изделиями легкой промышленности (42 %). В незначительном количестве завозятся мясо и мясопродукты. Поставки в Россию медного концентрата, производимого совместным предприятием КОО «Предприятие Эрдэнэт», в последние годы практически не осу-

ществляются (продукция идет преимущественно на китайский рынок).

Объем российских инвестиций в монгольскую экономику растет невысокими темпами, к концу 2008 г. накопленные капиталовложения превысили 2 млн долл. [4].

В Монголии зарегистрировано 425 российских и российско-монгольских компаний (в том числе 51 — в геологоразведке, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, 34 — в пищевой промышленности, 55 — в строительстве и производстве стройматериалов, 106 — в легкой промышленности, 40 — в энергетике, 21 — в транспорте, 12 — в туризме), однако реально работают лишь 50—60. Основная нагрузка экономического взаимодействия по-прежнему приходится на предприятия «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет», а также акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога», которые суммарно производят около 20 % монгольского ВВП. Поступления от КОО «Предприятие Эрдэнэт» формируют 52 % государственного бюджета.

В последнее время российские финансово-промышленные группы и компании («Базовый элемент», «Русал», «Ренова», «Северсталь», «Полиметалл», «Газпромбанк», «РЖД») проявляют интерес к участию в крупных проектах в Монголии (разработка, в том числе и на многосторонней основе, угольных месторождений «Таван толгой» и «Улан-Ово», модернизация Улан-Баторской железной дороги, реконструкция электроэнергетических объектов, транзит энергоносителей из России в Китай, газификация Монголии, дорожное строительство и т. п.). В Улан-Баторе открыты представительства Газпромбанка, а также консорциума («Базовый элемент», «Ренова» и «Северсталь»), образованного для освоения «Таван Толгой», с которыми на монгольском направлении выразило намерение сотрудничать ОАО «РЖД» [3].

Координирующую роль в продвижении и развитии двустороннего торгово-экономического сотрудничества играет Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Правительствами России и Монголии были разработаны и приняты направления антикризисной политики, позволяющие наиболее эффективно управлять финансовыми и денежными рынками, банковскими системами, сделать инвестиции и финансовые потоки траспарентными, мобильными, способными бороться с кризисными явлениями в национальных экономиках.

В современных условиях формирования эпохи единой глобальной экономики, продвижения

- 43

мирового сообщества к многополярности и глобализации именно активное развитие эффективных отношений между Россией и Монголией приобретает особое стратегическое значение и, очевидно, отвечает национальным интересам обеих стран.

После перерыва, связанного со сложностями начального этапа рыночных преобразований в наших странах, в результате официального визита в Улан-Батор Президента Российской Федерации В. В. Путина в 2000 г. отношения между Монголией и Россией возобновились. Во время визитов в декабре 2006 г. президента Монголии Намбарын Энхбаяра, в апреле 2008 г. и марте 2009 г. премьер-министра Монголии Санжаагийн Баяра в Москву, Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина в мае 2009 г. и Президента Российской Федерации Д. А. Медведева в августе 2009 г. подписаны основополагающие документы по ключевым сферам российско-монгольского сотрудничества. Прежде всего, это Декларация о развитии стратегического партнерства, предусматривающая, в частности, расширение торгово-экономического сотрудничества, где, несомненно, существенную роль должен сыграть инновационный малый и средний бизнес. Предполагаются также значительные инвестиции в монгольскую экономику [3].

Основными направлениями сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией являются внешняя торговля, создание совместных предприятий (СП), приграничная торговля, наука и техника, образование, культура, производство, строительство, сфера услуг и туризм. Динамика торговых отношений между двумя странами в последнее время активизировалась: ежегодный прирост товарооборота в 25—30 % в последние годы обеспечил его объем по итогам 2008 г. — 1,3 млрд долл. (в 2007 г. — 700 млн долл.), существенно превзойдя запланированный в 2010 г. показатель в 1 млрд долл. В основном развиваются приграничные региональные связи, обеспечиваемые малым и средним бизнесом, на которые приходится около 70 % российско-монгольского товарооборота [4].

Почти весь товарооборот между Россией и Монголией приходится на поставки из России. Монгольский экспорт в Россию незначителен вследствие высоких таможенных тарифов на монгольские товары. Показатели роста товарооборота могли бы быть еще выше, если бы россияне покупали продукцию малого и среднего бизнеса высокого качества, произведенную в Монголии (изделия из кашемира, кожи, дубленки и шубы), экологически чистое дешевое мясо из соседней Монголии. Ведь

44

у Монголии и России имеется более чем столетний опыт сотрудничества в этой сфере. В годы второй мировой войны монголы поставляли в Россию миллионы голов скота, не говоря уже о поставках в период социализма. В настоящее время совместными усилиями решаются вопросы осуществления ветеринарного контроля, который якобы мешал развитию поставок монгольского мяса на российские рынки.

В условиях рыночных отношений инвестиции из России пока поступают медленно, в небольших объемах. Во многом это обусловлено тем, что инвесторами из России стали отдельные частные компании. Как следствие, Россия находится на 6-м месте среди зарубежных инвесторов в Монголии. Сферу внешних отношений Монголии, которую раньше почти целиком занимал Советский Союз, сейчас активно осваивают ведущие страны мира: США, Япония, Китай, Канада, Южная Корея. В частности, в Монголии представители России не всегда легко адаптируются в новых рыночных условиях, когда стало невозможно просто надеяться на скидку традиционной дружбы. Хотя монгольский народ по-прежнему испытывает дружественные чувства к России, сегодня ситуация коренным образом изменилась: метод взаимоотношений «старшего и младшего брата» больше не действует.

В мае 2006 г. делегация экспертов Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства посетила Монголию в дни визита Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С. М. Миронова. Экспертами были проведены переговоры и встречи в Правительстве Монголии (Министерстве промышленности и торговли, Министерстве сельского хозяйства, Дорожном агентстве, Агентстве ЖКХ, Дирекции по управлению свободной торговой зоной «Алтанбулаг»), Академии наук Монголии, Монгольском университете науки и технологий, в филиале Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. По итогам переговоров и встреч было принято решение начать подготовку к созданию Российско-монгольского делового совета (РМДС) как института взаимодействия бизнес-сообществ России и Монголии и, что особенно важно, площадки для развития малого и среднего предпринимательства наших стран [2].

Проблемы, которые стоят в настоящее время перед Российской Федерацией и Монголией, во многом сходны. Главные из них — переход на инновационный тип развития, в том числе через создание высокоэффективных технопарковых структур, развитие инновационно активного мало-

го и среднего предпринимательства и организацию приграничного сотрудничества в целях создания благоприятных условий для предпринимателей по развитию торговли между Российской Федерацией и Монголией и привлечения российских инвестиций в Монголию. В решении последней проблемы монгольская сторона проявляет крайнюю заинтересованность, особенно в импорте высоких российских технологий, российской средней и тяжелой техники. В этих целях организована свободная торговая зона «Алтанбулаг», примыкающая к российской границе в районе города Кяхта (Республика Бурятия).

Национальные инновационные системы России и Монголии находятся в стадии становления и развития, строительства новых инфраструктур. По решению правительства Монголии осуществляется создание 9 технопарков в крупных городах. В марте 2007 г. экспертами Национального фонда был сделан доклад на круглом столе, организованном Министерством промышленности и торговли Монголии о российском опыте создания технопарковых структур. Аналогичные доклады были сделаны также в Монгольском университете науки и технологии и его филиале в г. Эрдэнэте. По приглашению Министерства промышленности и торговли Монголии было произведено знакомство с деятельностью организационной группы по созданию технопарка в г. Эрдэнэте при поддержке городской администрации и администрации совместного Монгольско-российского предприятия по добыче медного концентрата и, в свою очередь, монгольская сторона была ознакомлена с опытом создания в рамках реализации Федеральных пионерных проектов сотрудниками Национального фонда и экспертами Национального экспертного совета технопарковых структур в регионах России. Итогом встречи стало предложение Дирекции технопарка о проведении регулярных консультаций с российской стороной процесса создания технопарка в г. Эрдэнэте.

Разработанный экспертами Национального фонда проект плана Концепции инновационного развития Монголии использован при разработке Комплексной политики развития промышленности Монголии, Национальной программы поддержки развития малых и средних предприятий, Национальной программы развития НИС Монголии на период до 2015 г. Разработанная на основе указанного плана Концепция инновационного развития Монголии применяется в Департаменте политики и регулирования легкой промышленности, развития малых и средних предприятий Министерства

сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии.

Имеется взаимная заинтересованность Монголии и России в восстановлении и дальнейшем развитии торгово-экономических отношений между нашими государствами, отсюда и вытекает необходимость совместного подхода к решению стратегических задач развития в рамках перехода на инновационные рельсы. И здесь одним из ме-гапроектов Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства и Российско-монгольского делового совета является создание Объединенной региональной российско-монгольской инновационной системы. Этот мегапроект включает формирование совместной инновационной инфраструктуры, поддержку инновационно активных фирм и компаний, создание ифраструктуры инноваций и инвестиций (бизнес-инкубаторы, технопарки, техноэкополисы, центр трансфера технологий, информационно-аналитических центров, центров развития предпринимательства). Рассмотрим слагаемые указанного мегапроекта.

1. Проект создания международного российско-монгольского бизнес-центра приграничной торговли с технопарковой структурой в свободной экономической зоне «Кяхта-Алтан-булаг». Проект заключается в создании современного высокотехнологичного международного российско-монгольского бизнесцентра приграничной торговли с технопарковой структурой в свободной экономической зоне «Кях-та-Алтан-Булаг», включающий создание:

• логистических и трансмодальных терминалов;

• бизнес-инкубатора (бизнес-центра);

• представительств российских фирм;

• консалтинговой инфраструктуры по работе российских фирм в Монголии и монгольских фирм в России;

• гостиничной инфраструктуры и инфраструктуры питания;

• финансовой инфраструктуры поддержки российского малого и среднего бизнеса для работы в Монголии.

Цель проекта — решение проблем высокоэффективной организации приграничного сотрудничества в интересах малого и среднего предпринимательства Российской Федерации и Монголии и привлечение российских инвестиций в Монголию.

Имея современный высокотехнологичный логистический терминал, представителям малого и среднего бизнеса нет необходимости все время непосредственно находиться со своими товарами. Их можно временно оставить на складе, в

- 45

холодильных камерах и решать вопросы бизнеса мобильно, в том числе в г. Улан-Баторе и других городах Монголии.

2. Проект создания молодежного российско-монгольского технопарка в филиале российского вуза в Монголии.

3. Проект создания совместного предприятия «Центр технологического аудита, мониторинга и внедрения инноваций в добывающих и перерабатывающих отраслях Монголии». Цель организации центра — создание механизма управления технологическим развитием горнодобывающей промышленности Монголии.

Задачи, решаемые центром:

• разработка перспективных программ развития предприятий, их технического и технологического развития, а также научно-технологического обеспечения производства на базе аудиторской деятельности Центра;

• решение текущих научно-технических задач отрасли и ее отдельных предприятий;

• мониторинг инновационного развития и безопасного ведения работ.

Проект включает создание совместного предприятия (СП), деятельностью которого будет:

• разработка программ технологического перевооружения;

• решение текущих задач конкретных предприятий;

• системное взаимодействие с центром по передаче российских технологий в Монголии. Совместное предприятие «Центр технологического аудита, мониторинга и внедрения инноваций в добывающих и перерабатывающих отраслях Монголии» будет являться инструментом (механизмом) технологического управления горнорудной отрасли в Монголии. В том числе центр будет заниматься экспертизой, проектированием, разработкой и внедрением передовых технологий, содействием в подборе и поставке оборудования.

4. Бизнес-проект консалтинговой поддержки организации технопарковых структур Монголии.

5. Бизнес-проект «Исследование и производство воды из подземных источников Монголии с использованием передовых инновационных технологий, апробированных на территории Уральского федерального округа».

6. Бизнес-проект создания Центра по передаче российских технологий в Монголии. Идея создания такого центра предложена Президентом Академии наук Монголии академиком Б. Чадраа. Для реализации этого проекта Академии наук Монголии выделяет соответствующую инфраструктуру. Ре-

46 -

шение о намерении создания Центра по передаче российских технологий зафиксировано в протоколе совместного заседания от 14.05.2009 Академии наук Монголии и Российско-монгольского делового совета.

7. Проект создания совместного предприятия по производству строительных блоков на основе высоких технологий, учитывающих специфику климатических условий Монголии.

8. Президент Академии наук Монголии академик Б. Чадраа предложил посредничество РМДС в разработке совместной Концепции развития научного сотрудничества и взаимодействия между Российской академией наук (РАН) и Академией наук Монголии (АНМ).

В конце прошлого года произошли кардинальные изменения в сотрудничестве деловых кругов России и Монголии, которые вывели их на новый, более высокий, уровень. Делегация РМДС в составе сопредседателя РМДС С. Б. Параскевы, заместителя председателя РМДС С. А. Филина приняла участие в качестве экспертов в XIV заседании Межправительственной комиссии (МПК), которое прошло 19—22 июля 2010 г. в г. Улан-Баторе. Делегация РМДС сформировала бизнес-миссию из числа предпринимателей и бизнесменов, проявивших интерес к организации бизнеса в Монголии. В итоговый проект протокола XIV заседания МПК от РМДС, Национальной ТПП Монголии и ТПП России были внесены следующие предложения:

«Наращивать взаимодействие и сотрудничество России и Монголии в области государственной поддержки МСП, учитывая, что его развитие является приоритетным направлением государственной политики наших дружественных стран.

Известно, что в сфере МСП экономически развитых стран создается более 50 % ВВП, значительная доля инноваций и принципиально новых научно-технических разработок, большое количество новых рабочих мест. Обеспечивается самозанятость населения, получают развитие семейный и молодежный бизнес, что является весьма актуальным в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Малое и среднее предпринимательство играет ключевую роль в обеспечении экономической, социальной и политической стабильности в обществе для устойчивого развития наших стран и народов. За счет развития МСП складываются факторы, повышающие уровень жизни населения, сокращающие разрыв в уровне жизни между наименее и наиболее обеспеченными слоями общества, между городским и сельским населением. Очень важно, что создается благо-

приятная бизнес-среда, увеличивающая прослойку среднего класса. Исключительно важным является сотрудничество во всех сегментах многоотраслевого сектора национальных экономик России и Монголии для формирования современной сетевой (региональной, межрегиональной) инновационной модели государственной поддержки МСП, поэтому предлагается:

1. Включить в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина в проект Программы торгово-экономического и инвестиционного российско-монгольского сотрудничества на период до 2015 года раздел: «Совместная Программа взаимодействия России и Монголии в области развития малого и среднего предпринимательства на период до 2015 года».

2. Рекомендовать создать аналогичные направления по поддержке МСП по всем соответствующим направлениям сотрудничества, и прежде всего в области образования, науки и культуры, в частности развивать интеграционное взаимодействие между научными, образовательными, исследовательскими организациями, вузами и колледжами, Российской академией наук и Академией наук Монголии.

3. Создать в составе Российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (как в российской, так и в монгольской части) специальную рабочую (экспертную) группу по взаимодействию в области развития малого и среднего предпринимательства и Деловых советов. Поручить ответственным лицам с российской (В. П. Страш-ко, вице-президент ТПП РФ, С. В. Чемезов, генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии», С. Б. Параскева, сопредседатель РМДС) и монгольской (Энэбиш Оюунтэгш, генеральный секретарь Национальной ТПП Монголии) стороны сформировать состав специальной рабочей (экспертной) группы МПК».

Министром транспорта Российской Федерации, сопредседателем Межправительственной комиссии Россия — Монголия И. Е. Левитиным было рекомендовано учредить под эгидами ТПП России и Национальной ТПП Монголии Деловые советы по взаимодействию с Монголией и Россией соответственно.

В рамках реализации решений XIV заседания МПК 3 ноября 2010 г. в ТПП России прошло учредительное заседание Делового совета по сотрудничеству с Монголией (ДССМ). В мероприятии приняли участие президент ТПП РФ Е. М.

Примаков, генеральный директор ГК «Ростехно-логии» С. В. Чемезов, вице-президент ТПП РФ В. П. Страшко, вице-президент ТПП РФ Г. Г. Петров, заместитель директора Первого департамента Азии МИД России И. К. Азизов, ответственный секретарь МПК А. Т. Ситников (Минэкономразвития России), первый секретарь Посольства Монголии в Российской Федерации господин Б. Дашдорж, советник по торгово-экономическим связям Посольства Монголии в Российской Федерации господин Б. Эрдэнэбилэгт, руководители российских предприятий и компаний. Заседание широко освещали различные средства массовой информации: Информационные агентства «Интерфакс», «ИТАР-ТАСС», «РОСБАЛТ», Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», Информационный сайт «Москва-Инфо», Центр парламентских коммуникаций «ПарлКомм» и др.

Открыл и вел мероприятие вице-президент ТПП РФ В. П. Страшко. Он предложил собравшимся утвердить повестку дня и предоставил слово президенту ТПП РФ, академику Е. М. Примакову.

Президент ТПП РФ дал развернутую характеристику развитию российско-монгольских торгово-экономических отношений, подчеркнув при этом, что наши страны связывают давние и добрососедские отношения. Е. М. Примаков также отметил, что в последние годы наблюдался устойчивый рост торгового оборота с Монголией. Так, в 2008 г. торгово-экономический оборот между Россией и Монголией превысил 1 млрд долл. Мировой финансово-экономический кризис негативно сказался на состоянии торгово-экономического сотрудничества между нашими странами. Однако наметившееся в 2010 г. оживление двусторонних связей позволяет надеяться на восстановление предкризисных показателей. Е. М. Примаков отметил, в частности: «В текущем году существуют все предпосылки для вывода на докризисный уровень торгового оборота с Монголией. В связи с этим необходимо сосредоточить наши усилия на сохранении позитивной динамики сотрудничества, вовлечь в этот процесс большее количество предпринимателей». ТПП РФ уделяет значительное внимание развитию взаимодействия с монгольскими партнерами, в первую очередь с Национальной ТПП Монголии. Важным инструментом, призванным содействовать укреплению партнерства, должен стать учреждаемый Деловой совет по сотрудничеству с Монголией. Далее Е. М. Примаков предложил участникам учредительного собрания избрать председателем ДССМ генерального ди-

- 47

ректора ГК «Ростехнологии» Сергея Викторовича Чемезова. Он отметил, что С. В. Чемезов является идеальным руководителем, известным не только в России, но и в Монголии. Его выбор в качестве председателя Делового совета по сотрудничеству с Монголией является обоснованным и логичным, ведь возглавляемая им компания активно сотрудничает с Монголией, осуществляет ряд инвестиционных проектов и продвигает за рубеж российскую высокотехнологичную продукцию. Очевидно, что С. В. Чемезов сделает все возможное для развития сотрудничества монгольских и российских предпринимателей.

В ответном слове С. В. Чемезов отметил: «Российско-монгольские отношения основаны на прочной традиции дружбы, взаимопонимания и добрососедства. Сейчас они приобретают новую динамику и содержание, отвечающие современным интересам наших государств... Мы наращиваем партнерские отношения по широкому спектру вопросов. Среди них — энергетика, транспорт, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство и гуманитарная область. Целью данного совета является налаживание тесного сотрудничества между бизнес-структурами, перевод этих контактов на регулярную основу.. В сложных экономических условиях считаю создание российско-монгольского Делового совета своевременной инициативой, призванной объединить всех, кто заинтересован в развитии двухсторонних экономических отношений».

«Приложим все усилия для продвижения российского бизнеса на монгольский рынок, отстаивания там его интересов, а также привлечения взаимных инвестиций, — уточнил С. В. Чеме-зов. — Эта работа позволит нам более четко реа-лизовывать государственную политику в области наращивания российско-монгольского делового сотрудничества». Нет сомнения, что деятельность совета придаст новый импульс развитию торгово-экономических связей и будет способствовать построению партнерства на принципах равноправия и взаимовыгоды.

От участников Делового совета выступила С. Б. Параскева, сопредседатель РМДС. Она сообщила, что в адрес учредительного заседания Делового совета поступила правительственная телеграмма заместителя Председателя Государственной Думы ФС РФ, олимпийской чемпионки, члена межпарламентской депутатской группы по сотрудничеству с Монголией С. С. Журовой, в которой отмечалось: «Считаю крайне актуальным эффективно развивать отношения с дружественной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 -

соседней Монголией, а выборы Председателем РМДС видного государственного деятеля России С. В. Чемезова, генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии», станут важным шагом в укреплении роли и значения такой неправительственной организации деловой дипломатии, как РМДС».

В правительственной телеграмме сенатора, члена Совета Федерации ФС РФ И. Н. Егорова отмечалось: «Уверен, что эффективная деятельность РМДС будет способствовать активизации сотрудничества между Монголией и Россией, объединенных многовековыми традициями дружбы и добрососедства, положительно повлияет на дальнейшее развитие межрегионального приграничного сотрудничества между Монголией и Республикой Бурятией, которую представляю в верхней палате Парламента России».

«Выражаю надежду на активизацию сотрудничества между двумя нашими столицами — Москвой и Улан-Батором, между нашими странами — Монголией и Россией, объединенными многовековыми традициями дружбы и добрососедства, многосторонними внешнеполитическими и внешнеэкономическими связями. Убежден, что избрание председателем РМДС С. В. Чемезова, генерального директора Государственной корпорации «Ростех-нологии», являющегося крупным государственным и политическим деятелем России, станет важным шагом к укреплению позиций России в соседней Монголии», — отметил в приветственной телеграмме заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, член МГРО ВПП «Единая Россия» С. Ю. Осадчий.

По итогам учредительного заседания ДССМ его председателем был единогласно избран глава ГК «Ростехнологии» С. В. Чемезов, заместителями председателя — вице-президент ТПП РФ В. П. Страшко, первый заместитель гендиректора ГК «Ростехнологии» А. В. Алешин и президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства С. Б. Параскева. Исполнительным директором утвержден советник генерального директора ГК «Ростехнологии» В. И. Халанов. В ближайшее время ДССМ по заявлению его председателя С. В. Чемезова займется формированием членской базы, разработкой детального плана работы на первое полугодие 2011 г. и определением перспективных проектов двустороннего сотрудничества. Крупнейшими проектами сотрудничества с Монголией в настоящее время являются урановое совместное предприятие по Дорноду, месторожде-

ние угля Таван-Толгой, разработка меднорудного месторождения российско-монгольской компанией «Эрдэнет».

В завершение учредительного заседания участники мероприятия приняли развернутое решение. В частности, Деловой совет по сотрудничеству с Монголией (ДССМ) будет правопреемником Российско-монгольского делового совета (РМДС), действовавшего в соответствии с международным протоколом о его создании, а организационно-управленческая структура РМДС и сформированная в рамках РМДС членская база войдут в ДССМ.

Деловой совет по сотрудничеству с Монголией призван содействовать укреплению партнерства Российской Федерации и Монголии в сфере совместных бизнес-проектов двух стран. Перед российским и монгольским бизнес-сообществами открываются хорошие возможности для расширения делового партнерства.

Список литературы

1. Базархуу А, Дэлгэрбаяр Б. Банковская система Монголии и ее особенности // Финансы и кредит. 2010. № 48 (432).

2. Параскева С. Б., ПоповМ. А.. Новые горизонты экономической интеграции и инновационного развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 2 (23).

3. Филин С. А., Дугаржав Л., Параскева С. Б. Современное развитие инновационного взаимодействия сферы малого и среднего предпринимательства России и Монголии как продолжение многовековых российско-монгольских отношений (К 70-летнему юбилею исторической победы советско-монгольских войск при Халхин-Голе) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 15(48).

4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.