СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Усманова Елена Фанильевна
канд. юрид. наук, зав. кафедрой теории и истории государства и права НОУВПО «Мордовский гуманитарный институт, РФ, г. Саранск
E-mail: usmanowa ef@rambler. ru Шерстнева Александра Александровна
студент 5 курса юридического факультета НИ МГУ им. Н.П. Огарева, РФ,
г. Саранск E-mail: ivasamak@yandex. ru
STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LEGISLATIVE BASES
OF LEGAL COMMUNICATION
Elena Usmanova
candidate of Science, Head of the of Theory and History of State and Law Department, assistant professor of Mordovian humanitarian Institute, Russia Saransk
Alexandra Sherstneva student of the Mordovian state University named after N.P. Ogarev,
Law faculty, Russia Saransk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросам коммуникации в сфере права. Правовая коммуникация рассматривается как феномен права и общения, как интерактивный диалог между субъектами права, специфическое средство правового общения. Анализируются основные направления развития законодательных основ развития правовой коммуникации.
ABSTRACT
The article deals with communication in the field of law. Legal communication as a phenomenon of law and communication, such as an interactive dialogue between the subjects of law, specific means of legal communication. The main directions of development of the legislative framework development of legal communication.
Ключевые слова: правовая коммуникация; информирование; правовая информация; правовое воздействие; язык законодательства.
Keywords: legal communication; informing; legal information; the legal effect; the language of the law.
Понятие «правовая коммуникация» стала часто использоваться как теоретиками, так и практикующими юристами. Это связанно с активным внедрением коммуникации во все сферы жизнедеятельности, а так же с переосмыслением роли и места правовой коммуникации в эволюции социума. Правовая коммуникация — нормативное взаимодействие между носителями субъективных прав и правовых обязанностей, основанное на интерпретации и легитимации правовых текстов [8, ^ 28]/ Законодательные основы правовой коммуникации имеют три основных элемента: создание информации,
распространение информации и восприятие информации. Непосредственно любой нормативно-правовой акт представляет собой текст. При этом текст становится юридическим текстом и источником права только тогда, когда имеются субъекты, способные понять его смысл и воплотить в своем поведении. То есть любой юридический текст существует исключительно как элемент системы правовых коммуникаций [1, ^ 218]/
«Со стороны государства любое нормативно-правовое влияние начинается с этапа создания текста и его публикации, так как, в соответствие со ст. 15 Конституции РФ 1993 г. [3], этот вид массовой (нормативно-правовой) коммуникации осуществляется исключительно литерально. Каналом передачи этих текстовых сообщений служат информационные источники, перечисленные в ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [4]. Без наличия текста и его соответствующей публикации механизм правового регулирования работать не может. В связи с этим можно выделить «каналы связи», через которые проходит процесс нормативно-правовой коммуникации между российским законодателем и населением страны. При этом субъекты, в чей адрес законодатель «высылает текст», должны не просто его получить, но еще и прочесть, усвоить и впоследствии применять содержащиеся в нем правила. В настоящее время законы в России официально публикуются в трех источниках:
«Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации». Общий тираж указанных СМИ не превышает 300 000 экз., т. е. официальными печатными изданиями, публикующими нормы права, теоретически обеспечивалось до недавнего времени только 0,2 % жителей страны [2, ^ 19]/
Правовая коммуникация касается таких отраслей законодательства, как конституционное, информационное, коммерческое право. Например, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» освещает вопросы, регламентирующие осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также обеспечение ее защиты [5]/
Так же среди нормативных основ регулирования правовой коммуникации следует указать данные нормативно-правовые акты как:
• Федеральные законы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», которые регламентируют принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и судов;
• Статьей 35 Федерального закона Российской Федерации «О средствах массой информации» [6] предусмотрены обязательные сообщения, то есть публикуемые в обязательном порядке, бесплатно и в предписанные сроки. К таким сообщениям, например, относится вступившее в законную силу решение суда, в котором содержится требование о его опубликовании через данное СМИ;
Статья 35 вышеуказанного закона также включает нормы, обязывающие редакции государственных СМИ публиковать сообщения и материалы федеральных, региональных органов государственной власти в порядке, установленном Федеральным законом от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке
освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [7].
Эффективное использование электронных средств общения между субъектами по правовым вопросам, сети Интернет, электронных баз данных, во многом повлияло на изменение характера и направленности правовой коммуникации. «Безусловным положительной моментом, является внесение изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», они расширили перечень официальных изданий за счет государственного информационного Интернет-ресурса — www.pravo.gov.ru. Таким образом, это увеличивает число аудитории читателей нормативных актов до пользователей Интернета» [2, ^ 19].
Основными направлениями развития законодательных основ развития правой коммуникации, по средствам информационно-коммуникационных технологий можно выделить следующие:
1. одной из важнейших целей правовой коммуникации является «развитие двусторонней связи, по которой гражданин мог бы проявить активность, подать юридически значимый информационный сигнал о своих предпочтениях» [9, с. 12];
2. необходимо разрабатывать иные специальные источники правовой информации, кроме выше названных официальных периодических изданий, при наличии которых у граждан будет возможность прочитать и усвоить нормативные предписания, содержащиеся в принимаемых федерально-конституционных законах, федеральных законах, а так же в подзаконных актах.
3. применение новейших технологий, используемых в современном мире. В частности разработка Интернет-ресурсов, создание официальных специальных сайтов, использование которых позволит расширить круг читателей нормативно-правовых актов.
4. закрепление вышеуказанных положений в нормативных актах, для более эффективного регулирования сферы правовой коммуникации.
Список литературы:
1. Антонов М.В., Поляков А.В. Правовая коммуникация и современное государство // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2011. — № 6. — С. 214—220.
2. Воронцов С.Г. К вопросу о проблеме эффективного правового регулирования в современной России // Вестник Пермского университета. — 2012. — № 3. — С. 16—21.
3. Конституция РФ 1993 г. (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
4. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 8. — Ст. 801.
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3448.
6. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. (с посл. изм. и доп.) // Российская газета. 1992 № 32.
7. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон от 13 января 1995 г. // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 170.
8. Поляков А.В. Нормативность правовой коммуникации // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2011. — № 5. — С. 27—34.
9. Яо Никэз Аду, С. Аду. Юридический язык как препятствие в процессе защиты прав человека // Закон и жизнь. — 2013. — № 10/3. — С. 11—13.