Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры г. Москвы'

Состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1058
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры г. Москвы»

© В.А. Умнов. A.B. Харченко, 2005

УДК 622.8

В.А. Умное, A.B. Харченко

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ г. МОСКВЫ

Семинар № 6

осква - одновременно крупнейший мегаполис и столица России. Важную роль в ее жизни играет транспортная инфраструктура, развитие которой влияет на экономику, состояние окружающей среды и уровень жизни в городе. Детальный анализ ее состояния и перспектив развития необходим для дальнейшей эколого-эконо-мической оценки и выбора вариантов ее развития.

Внешние транспортные связи города осуществляются железнодорожным, водным, авиационным и автомобильным транспортом. Девять московских вокзалов обслуживают 11 железнодорожных направлений, по которым осуществляется основная доля внешних грузо- и пассажи-роперевозок. Общий объем пассажиропе-ревозок поездами составляет свыше 407 млн пассажиров в год. Объем авиационных перевозок, которые осуществляются из 4-х московских аэропортов, составляет более 20 млн пассажиров в год (не менее 30 % общего по России объема авиапас-сажирских перевозок). Система водного транспорта Москвы используется преимущественно для перевозки грузов. Ежегодно через 3 грузовых порта и 23 грузовых причала проходит около 10 млн т грузов. Пассажиров обслуживают 2 речных вокзала. В Москве сходятся 13 шоссейных автомобильных дорог. Ежегодно автомобильным транспортом перевозится порядка 6 млн. пассажиров, грузовым автотранспортом перевозится 9-10 млн т различных грузов [1, 2].

Внутригородские пассажирские перевозки в Москве реализуются развитой транспортно-коммуникационной систе-

мой, включающей различные виды массового транспорта (метрополитен, автобус, троллейбус, трамвай); а также индивидуального (такси, легковые автомобили государственной, муниципальной, частной и другой принадлежности). В Москве суммарно всеми видами городского пассажирского транспорта ежегодно перевозится около 10 млрд пассажиров.

Метрополитен - самый быстрый и комфортный вид массового пассажирского транспорта. Сеть метрополитена имеет радиально-кольцевую структуру, включает 11 линий. Ее общая протяженность -267,4 км, количество станций - 164. Ежедневно метрополитеном перевозится более 8 млн. пассажиров (более трети всего объема пассажироперевозок, осуществляемых городским пассажирским транспортом), а ежегодно - свыше 3 млрд пассажиров.

Характерной особенностью развития метрополитена за последние годы явилось отставание темпов и объемов его строительства. В настоящее время дефицит протяженности линий метрополитена в Москве оценивается в 100 км; около 1,5 млн жителей города проживают на территориях, не обслуженных метрополитеном [1].

Удельная обеспеченность метрополитеном населения Москвы составляет 30,5 км на каждые 100 тыс. жителей. Этот показатель находится практически на уровне других столичных городов. Однако, если

взять суммарный показатель обслуженно-стн населения скоростным внеуличным транспортом - вместе с городской железной дорогой (проходящей в черте города и используемой для городских перевозок), то окажется, что Москва, имеющая 52,6 км на 100 тыс. жителей, заметно отстает от зарубежных столиц: в Лондоне показатель обслуженности населения массовым городским скоростным внеуличным рельсовым транспортом достигает - 183,9 км на 100 тыс. жителей; в Париже - 96,5; Нью-Йорке - 84,8; Токио - 76,2.

Протяженность сети наземного транспорта составляет: трамвайной - 853 км, троллейбусной - 922,9 км, автобусной -6015,9 км. Ежегодно наземным транспортом перевозится 4,7 млрд. пассажиров. Их обслуживают свыше 5600 автобусов, около 1700 троллейбусов и около 900 трамваев. В структуре перевозок наземным пассажирским транспортом на долю автобуса приходится 67 % общего объема, троллейбуса - 23 % и трамвая - 10 %.

В столице интенсивно развивается парк легкового автотранспорта. В настоящее время его численность составляет более 2,3 млн ед. Тем не менее, Москва отстает от столиц индустриально развитых стран по количеству автомобилей на душу населения. Если на тысячу москвичей в 1998 году приходилось 246 автомашин, то в Лиссабоне - больше 1000, Куала-Лумпуре - 952, Монреале - около 700, Мадриде, Париже и Токио - около 400, Нью-Йорке - 257. Однако, годовой выброс американского авто - 338 кг, московского - 1117 кг. При этом токсичность выхлопов отечественных автомобилей в 6-7 раз выше, чем у европейских, ив 8-10 раз выше, чем у американских и японских [1, 3].

Имеются серьезные недостатки в развитии транспортного комплекса города. Численность автопарка Москвы составляла в тыс. ед. (в скобках - легковой транспорт): 1960 г. - 151,4 (68,0), 1990 г. - 876,0 (696,0), 1996 г. - 1888,4 (1642,1). Если за период 1960-1981 гг. доля легковых автомобилей в общем парке автотранспорта

выросла с 45 % до 70 %, то в 1990 г. она составляла 79 %, а в 1996 г. - уже 86,9 %. В среднем за 1990-1995 гг. автопарк Москвы ежегодно увеличивался на 143,2 тыс. ед., причем количество грузовых автомобилей за этот период увеличилось с 79,1 до 157,0 тыс. ед., а автобусов - с 22,0 до 32,8 тыс. ед. [4].

Общая протяженность уличнодорожной сети Москвы составляет более 4,5 тыс. км, в том числе протяженность магистральной сети (городского и районного значения) - 1,2 тыс. км, количество крупных транспортных сооружений - 278 ед. [1].

Плотность улично-дорожной сети в г. Москве составляет 4,6 км на кв. км, и том числе магистральной сети - 1,3 км на км2. Это намного ниже, чем в столицах зарубежных городов: в Париже эта величина достигает 15,0; в Брюсселе - 12,8; в Стокгольме - 12,7; в Нью-Йорке - 12,4; в Лондоне - 9,3. Таким образом, Москва по общей площади улично-дорожной сети - 33 млн. кв. метров в 2-4 раза уступает всем крупным городам мира. Отсюда пробки, низкая скорость езды. Дефицит протяженности улично-дорожной сети в г. Москве оценивается в 250-300 км [1, 3].

Все последние десятилетия расширению улично-дорожной сети и поддержанию в должном состоянии дорог Москвы уделялось крайне недостаточное внимание. В целом по городу 80 % магистралей полностью исчерпали пропускную способность (в центральной части города - 90 %). Объемы строительства и ремонта улиц, дорог, а также подземных переходов не удовлетворяют потребностям города. В конце 1990-х годов значительным вкладом как в развитие улично-дорожной сети, так и в улучшение экологической ситуации в городе явились программы реконструкции транспортных магистралей, перевода транспорта на экологически безвредные виды топлива, установка газонейтрализа-торов и проч. [4].

По мере роста численности парка легковых автомобилей все более обостря-

стряется проблема организации хранения и паркирования автотранспортных средств. Несмотря на то, что уровень автомобилизации населения Москвы в 1,8-2,2 раза ниже, чем в других европейских столицах - про-блемность ситуации в столице намного острее, поскольку удельная обеспеченность протяженностью улично-дорожной сети и машино-местами в 2-3 раза ниже, чем в столичных городах за рубежом. Количество машино-мест для хранения легковых автомобилей постоянного населения г. Москвы обеспечивает 38 % от потребности [1].

Автомобили, не обеспеченные местами организованного хранения (свыше 1 млн ед.) хаотично размещаются на жилых территориях - во дворах, на местных проездах, площадках различного назначения, изымая порядка 2,5 тыс. га благоустроенных территорий.

Количество машино-мест для паркирования легковых автомобилей посетителей объектов различного функционального назначения составляет в настоящее время свыше 90 тыс. ед., обеспечивая около 20 % от требуемого количества.

Суммарная вместимость гаражей-стоянок и автостоянок города в 2000 г.

1. Транспортная и инженерная инфраструктура Москвы. - М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2000.

2. Сайт «Официальный сервер Правительства Москвы» - www.mos.ru.

составила 740,8 тыс. машино-мест (без учета гаражей типа "ракушки"), в том числе порядка 650,8 тыс. машино-мест -для хранения легковых автомобилей постоянного населения города, порядка 90 тыс. машино-мест - для паркирования легковых автомобилей посетителей объемов различного функционального назначения. Имеющийся фонд машиномест представлен в основном открытыми автостоянками, имеющими статус "временных" (55 %), и боксовыми гаражами (32 %). Гаражи-стоянки, отвечающие современным требованиям (многоярусные наземные, комбинированные, подземные и полуподземные) составляют примерно 13 %.

Таким образом, г. Москва обладает весьма разветвленной и разнообразной транспортной инфраструктурой. Рост численности города и интенсификация городской жизни служат причиной увеличения потоков. Вместе с тем наблюдается некоторое отставание в развитии городской транспортной инфраструктуры. Следует изыскивать новые возможности и ресурсы для ее расширения.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Сайт «Информационный центр правительства Москвы» - www.mosinform.ru.

4. Экология крупного города (на примере Москвы). Учебное пособие/ Под общей ред. д.б.н. АЛ. Минина/. - М.: Изд-во «ПАСЬВА», 2001. -192 с.

— Коротко об авторах -------------------------

Умное В.А. - профессор, доктор технических наук, Харченко A.B. - кандидат экономических наук, Московский государственный горный университет.

© В.И. Велесевич, С.В. Велесевич, А.О. Ключко, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.