Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / РЕФЛЕКСИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боденова Ольга Викторовна

В статье описывается современное состояние и перспективы развития социально-педагогической теории и практики, обосновывается необходимость исследования региональных особенностей развития социальной педагогики. В работе представлены основные актуальные достижения развития социальной педагогики как науки и практики, обозначены противоречия, современное проблемное поле и возможные направления ее дальнейшего развития. Наряду с методологическими, теоретическими, прикладными направлениями научных исследований все более востребованными становятся проблемы развития социальной педагогики, ее истории. Современное состояние теории и практики социальной педагогики диктует необходимость более глубокого всестороннего изучения развития социальной педагогики в регионах России, регионального социально-педагогического опыта, вклада отдельных персоналий в науку и др. Целью работы явилось обоснование необходимости изучения региональных особенностей развития социальной педагогики, в том числе - в рамках педагогической провинциальной историографии. Методология педагогической провинциальной историографии позволяет осуществить теоретическую реконструкцию и концептуализацию развития социально-педагогических идей, описать содержание процесса становления и развития социальной педагогики, ее истории развития на конкретно историческим этапе с учетом регионального компонента на основе анализа специфических источников информации конкретного региона (архивы, исторические очерки, заметки, исторические документы). Исследования в этом направлении позволяют определить значимость этого содержания для развития современной социальной педагогики. В заключении определяются прикладные задачи исследования региональных особенностей развития теории и практики социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL PEDAGOGY IN RUSSIA: REGIONAL ASPECT

There are the current state and prospects for the development of socio-pedagogical theory and practice, substantiates the need to study the regional features of the development of social pedagogy in the article. The paper presents the main current achievements in the development of social pedagogy as a science and practice, identifies contradictions, the current problem field and possible directions for its further development. At present the problems of the development of social pedagogy, the history of social pedagogy are becoming more in demand, in contrast to methodological, theoretical, practical issues. The current state of the theory and practice of social pedagogy dictates the need for a deeper comprehensive study of the development of social pedagogy in the regions of Russia, regional experience, the contribution of individual personalities to science and so on. The purpose of the work is to substantiate the possibility and necessity of studying the regional features of the development of social pedagogy, including within the framework of pedagogical provincial historiography. The methodology of pedagogical provincial historiography makes it possible to carry out a theoretical reconstruction and conceptualization of the development of socio-pedagogical ideas, to describe the content of the process of formation and development of social pedagogy, its development history at a particular historical stage, taking into account the regional component based on the analysis of specific sources of information in a particular region (archives, historical essays, notes, historical documents). Research in this direction, determine the significance of this content for the development of modern social pedagogy. In conclusion, the applied tasks of studying regional features of the development of the theory and practice of social pedagogy are determined.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

4. Кодзоева, М.М. Педагогика ненасилия как основа психолого-педагогического сопровождения ингушских семей с различным укладом жизни / М.М. Кодзоева, А.Т. Цицкиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 163-167.

5. Мазунина, Н.А. Семейное портфолио в повышении эффективности социального партнёрства детского сада и семьи / Н.А. Мазунина // В сборнике: Наука и образование в обеспечении инновационного развития региона: материалы IV Российской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. - С. 66-69.

6. Павлова, О.С. Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета / О.С. Павлова. - М.: Форум. - 2012. - 384 с.

7. Сергеева, Р.Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников / Р.Н. Сергеева, В.Э. Головенко, Л.В. Гильманова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. - URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/202/8610/ (дата обращения: 11.11.2022).

8. Целоева, Д.М. Духовно-нравственное воспитание детей 6-10 лет посредством приобщения к национальной культуре (на примере чеченского, ингушского, осетинского и дагестанского народов северного Кавказа) / Д.М. Целоева // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 6. - С. 54.

9. Целоева, Д.М. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях этнокультуры ингушского народа / Д.М. Целоева // Педагогика и психология как основа развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 15 августа 2019 г.). - 2019. - С. 204-210.

10. Щекина, О.А. Семья и ДОО: проблемы и пути взаимодействия: научно-методическое пособие / науч ред. Л.С. Нагавкина. - СПб.: СПбАППО, 2018. - 172 с.

Педагогика

УДК 37(091)

старший преподаватель Боденова Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ

АСПЕКТ

Аннотация. В статье описывается современное состояние и перспективы развития социально-педагогической теории и практики, обосновывается необходимость исследования региональных особенностей развития социальной педагогики. В работе представлены основные актуальные достижения развития социальной педагогики как науки и практики, обозначены противоречия, современное проблемное поле и возможные направления ее дальнейшего развития. Наряду с методологическими, теоретическими, прикладными направлениями научных исследований все более востребованными становятся проблемы развития социальной педагогики, ее истории. Современное состояние теории и практики социальной педагогики диктует необходимость более глубокого всестороннего изучения развития социальной педагогики в регионах России, регионального социально-педагогического опыта, вклада отдельных персоналий в науку и др. Целью работы явилось обоснование необходимости изучения региональных особенностей развития социальной педагогики, в том числе -в рамках педагогической провинциальной историографии. Методология педагогической провинциальной историографии позволяет осуществить теоретическую реконструкцию и концептуализацию развития социально-педагогических идей, описать содержание процесса становления и развития социальной педагогики, ее истории развития на конкретно историческим этапе с учетом регионального компонента на основе анализа специфических источников информации конкретного региона (архивы, исторические очерки, заметки, исторические документы). Исследования в этом направлении позволяют определить значимость этого содержания для развития современной социальной педагогики. В заключении определяются прикладные задачи исследования региональных особенностей развития теории и практики социальной педагогики.

Ключевые слова: социальная педагогика, история, педагогическая историография, рефлексия научного знания, региональный компонент.

Annоtation. There are the current state and prospects for the development of socio-pedagogical theory and practice, substantiates the need to study the regional features of the development of social pedagogy in the article. The paper presents the main current achievements in the development of social pedagogy as a science and practice, identifies contradictions, the current problem field and possible directions for its further development. At present the problems of the development of social pedagogy, the history of social pedagogy are becoming more in demand, in contrast to methodological, theoretical, practical issues. The current state of the theory and practice of social pedagogy dictates the need for a deeper comprehensive study of the development of social pedagogy in the regions of Russia, regional experience, the contribution of individual personalities to science and so on. The purpose of the work is to substantiate the possibility and necessity of studying the regional features of the development of social pedagogy, including within the framework of pedagogical provincial historiography. The methodology of pedagogical provincial historiography makes it possible to carry out a theoretical reconstruction and conceptualization of the development of socio-pedagogical ideas, to describe the content of the process of formation and development of social pedagogy, its development history at a particular historical stage, taking into account the regional component based on the analysis of specific sources of information in a particular region (archives, historical essays, notes, historical documents). Research in this direction, determine the significance of this content for the development of modern social pedagogy. In conclusion, the applied tasks of studying regional features of the development of the theory and practice of social pedagogy are determined.

Key words: social pedagogy, history, pedagogical historiography, reflection of scientific knowledge, regional component.

Введение. Наибольший интерес к проблемам социальной педагогики в России наблюдался в конце XX начале XXI в. Движущими силами, определяющими ее развитие, стали явно осознаваемые педагогической общественностью противоречия между необходимостью создания новой отрасли педагогики и отсутствием достаточного количества научных знаний, позволяющих приобрести социальной педагогике статус самостоятельной науки. Наиболее ярко противоречия проявили себе на следующих уровнях (И.А. Липский):

• гносеологический: поиск взаимосвязей, сфер взаимодействия между социальной педагогикой и другими науками -философией, социологией, педагогикой, медициной, психологией;

• логико-гносеологический: определение объекта и предмета социальной педагогики, формирование ее понятийного аппарата;

• мировоззренческий: определение функций социальной педагогики в познании и преобразовании социума в изменяющихся условиях трансформирующегося общества;

• технологический: разработка, апробация и внедрение социально-педагогических технологий, совершенствование методики их реализации.

К концу 90-х г. XX века в педагогике сложился определенный кризис, результатом которого явилось осознание потребности общества в новой науке и практике, предметным полем которой должны стать проблемы социализации в микросоциуме, социальное воспитание детей и молодежи. Признание социальной педагогики самостоятельной наукой, отличной от педагогики и социологии, стало завершением кризиса и породило большое количество социально-педагогических исследований, направленных на разрешение указанных выше противоречий. По данным И.А. Липского к 2007 году было подготовлено и защищено более 150 докторских и кандидатских диссертаций по проблемам социальной педагогики как отрасли научного знания, практической деятельности и научной дисциплины [16].

Изложение основного материала статьи. Атрибутами социальной педагогики, отражающими процесс и результат ее развития, являются, прежде всего, научные работы (кандидатские и докторские диссертации, монографии), научные школы, периодические издания и др.

Особое значение для понимания закономерностей развития социальной педагогики как науки имеет изучение ее истории. История социальной педагогики внесла огромный вклад в понимание социальных, философских, педагогических предикторов зарождения социальной педагогики, возникновения ее категориального аппарата, закономерностей, этапов и перспектив развития. В исследованиях по истории социальной педагогики (Л.Е. Никитина (2001), Т.С. Дорохова (2001), В.Ю. Ферцер (2005), Т.А. Ромм (2007), С.В. Алиева (2011) и др. реконструирован эмпирический социально-педагогический опыт и трансформирован в научное знание, определена логика развития научного социально-педагогического знания и возможности его применения в решении современных практических проблем, возникающих в процессе социализации участников образовательных отношений, подготовке профессиональных кадров. Весомыми дополнениями являются исследования социально-педагогических проблем с учетом особенностей регионов Российской Федерации (приводятся данные на примере Республики Карелия), проведенные в смежных науках (Н.В. Голикова (2007), В.М. Рябков (2009), О.П. Илюха (2010), Е.А. Калинина (2018), А.В. Чебаковская (2021) и др. Важнейшими результатами научных работ стали хронологическое и содержательное описание этапов развития социальной педагогики, специфические черты развития социальной педагогики в России, исторический анализ категорий и принципов, закономерностей и движущих сил развития социально-педагогического знания, описание и анализ социально-педагогических практик, социального воспитания различных категорий детей и молодежи, системы призрения и благотворительности и многое другое. Полученные знания объективировались в учебниках, учебных пособиях, хрестоматиях по социальной педагогики, в том числе по истории социальной педагогики.

Важным показателем развития социальной педагогики являются научные школы, осуществляющие непрерывный поиск нового научного знания. В 1988 году был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-социум», который в дальнейшем переименован в Институт социальной педагогики РАО. Институт социальной педагогики занимался проблемами и вопросами разработки теории социальной педагогики, научно-методической помощи вузам, колледжам России, осуществлял развитие социально-педагогической практики с учётом отечественного и международного опыта [9]. В настоящее время в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» работает научная школа Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи» (руководитель: Н.Л. Селиванова, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор, заведующая центром стратегии и теории воспитания личности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования РАО») [17]. На факультете педагогики и психологии МГПУ работает научная школа «Социализация и воспитание», изучающая различные социально-педагогические и социально-психологические аспекты воспитания личности (создатель и руководитель д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии, член-корреспондентом РАО А.В. Мудрик) [11].

Успешно работают научные коллективы, центром внимания которых являются проблемы истории социальной педагогики. Так, например, в Костроме на базе университета функционирует центр, изучающий историю социальной педагогики и детского движения (руководитель д.пед.наук Н.Ф. Басов) [2]. В Нижегородском государственном педагогическом университете работает исследовательская лаборатория «Социальная педагогика А.С. Макаренко», ученые которой также исследуют проблемы отечественной истории социальной педагогики (руководитель д.пед. наук А.А. Фролов) [2].

Научные журналы освещают современные, актуальные достижения социальной педагогики, инновационные методики и технологии социально-педагогической деятельности. С 2001 издательским домом "Народное образование" выпускается журнал «Социальная педагогика» [12]; в 2008 году издательство «Современное образование» начинает выпускать научно-методический журнал «Социальная педагогика в России», входящий в перечень журналов ВАК. Согласно данным, размещенным на сайте е-НЬгагу - крупнейшем российском информационно-аналитическом портале - в настоящее время издаются только 2 из 74520, представленных на портале, моно дисциплинарных журнала по социальной педагогике [20].

Несмотря на уже достигнутые результаты, социальная педагогика продолжает свое развитие. И.А. Липским определено современное проблемное поле социальной педагогики и предложены актуальные направления исследований. Наряду с методологическими, теоретическими, практическими направлениями, автором выделяется блок по истории социальной педагогики, в котором представлены общие вопросы истории социальной педагогики, требующие изучения и научного обоснования, проблемы истории социальной педагогии по периодам и этапам развития, персоналии, вопросы социально-педагогических историко-научных исследований [16].

Обзор документов электронной базы кандидатских и докторских диссертаций Российской Государственной Библиотеки за 2018-2022 гг. показал, что на сегодняшний день вопросы развития социальной педагогики, тем более историографии социальной педагогики оказались наименее разработанными по сравнению с практическими, прикладными исследованиями [15]. Частично это может объясняться молодостью социальной педагогики как науки, которая создает объективную трудность для зарождения проблемного поля истории социальной педагогики, исследование которого затрудняется ограниченной источниковой базой. Справедливое мнение приводит по этому поводу С.Л. Пештич: «история науки появляется тогда, когда наука достигает определенной степени зрелости, когда практические потребности развития науки требуют знания ее истории» (цит. по Э.Д. Днепрову [6, С. 8]. Т.А. Ромм отмечает, что любая «эмпирическая проблема, неизбежно оказывается теоретической проблемой, которая раскрывается как историческая проблема - проблема истории конструирования понятий, закономерностей» [14].

Можно предположить, что дальнейшее развитие исторического направления в социальной педагогике может быть связано с рефлексией исторического социально-педагогического процесса - социально-педагогической историографии,

социально-педагогического источниковедения, библиографии, описания персоналий, внесших вклад в развитие истории социальной педагогики, в том числе на примере регионов России.

В связи с процессами, происходящими в обществе, все большую популярность и научное признание получают историографические педагогические теории: «теория провинциальной историографии», «провинциальная педагогическая историография» предметом изучения которых стали социокультурные особенности регионов, специфика их воспитательного микросоциума и потенциала (Т.С. Буторина). Социальная, научная значимость исследований педагогической провинциальной историографии заключается в научной реконструкции региональных концепций обучения, воспитания на основе анализа личных архивов, «исторических очерков, заметок, описаний, записок, обозрений, хроник и публикаций исторических документов», которые создавались местными авторами. В данных работах освещаются вопросы и проблемы истории регионального образования, организации школьного дела, истории отдельных учебных заведений, их руководителей, педагогов, «написанных в жанре краеведческого описания» [3].

Несомненно, что одной из задач работы в этом направлении должно стать описание региональных особенностей развития социальной педагогики. Исследования в этом направлении позволят систематизировать источники информации, осуществить концептуализацию развития социально-педагогических идей, описать содержание процесса становления и развития истории социальной педагогики на конкретно историческим этапе развития с учетом регионального компонента, определить значимость этого содержания для развития современной истории социальной педагогики.

Изучение региональных особенностей развития социальной педагогики, ее истории дает возможность не только установить преемственность, сходство с доминирующими в конкретный исторический период социально-педагогическими теориями и практиками, восстановить хронологию событий, характерных для того или иного этапа развития науки в России, но и выделить региональную специфику, обусловленную географическими, политическими, социально-экономическими, культурными и религиозными факторами. В свое время Ф. Дистервег указывал на необходимость учета в воспитании не только исторических условий, общих закономерностей развития человека, его индивидуальных особенностей, но и микросреды, в которой он находится: «Так как каждый отдельный человек представляет собой не абстракт, но личность и живет не вообще во времени и пространстве, но в определенное время и в определенном пространстве, то воспитание личности зависит не только от общечеловеческой природы и от обстоятельств места и времени вообще, но и от самобытного склада природы каждого отдельного человека и от условий, господствующих в то время и в том пространстве, где он живет» [5].

Выводы. Таким образом, актуальность исследования региональных особенностей развития социальной педагогики определяется необходимостью:

• осмысления уникальности, самобытности социально-педагогической теории и практики в регионах в конкретно-исторических условиях;

• описания вклада отдельных личностей в развитие теории и практики социальной педагогики в регионе;

• активизации образовательных инноваций путем адаптации и внедрения исторического национального опыта социального воспитания, социально-педагогической деятельности в образовательную систему региона;

• модернизации содержания образования, технологий сопровождения социализации участников образовательных отношений путем внедрения регионального компонента, учитывающего культурные, природные, географические, социально-исторические, экономические, языковые и другие особенности того или иного региона;

• обоснования и проектирования задач и содержания профессиональной подготовки и переподготовки социальных педагогов в части дисциплин по истории науки, основ профессиональной деятельности и этики, методики и технологий работы социальных педагогов;

• прогнозирования тенденций и направлений дальнейшего развития социальной педагогики на государственном и региональном уровнях.

Подводя итоги, следует отметить, что в регионах России в конкретно-исторических условиях под влиянием природных, географических, политических, социальных, производственных, культурных, религиозных факторов формировались и формулировались собственные идеалы, цели, содержание социального воспитания, обеспечивающие адаптацию личности в конкретных культурных, социальных группах. Следовательно, складывались собственные концепции, модели социальной педагогики, требующие описания их зарождения, всестороннего структурного анализа, обобщения и описания.

Литература:

1. Алиева, С.В. Развитие социальной педагогики и системы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в современной России: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Алиева Светлана Викторовна. - Москва, 2011. - 26 с.

2. Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии / М.В. Богуславский. - Москва: Институт эффективных технологий, 2012. - 434 с.

3. Буторина, Т.С. Педагогическая регионология / Т.С. Буторина. - Архангельск: Изд-во Архангельского гос. технического ун-та, 2006. - 186 с.

4. Голикова, Н.В. Ценностные основания воспитания детей в крестьянской семье: на примере Олонецкой губернии второй половины XIX - начала XX века: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Голикова Наталья Владимировна. -Петрозаводск, 2007. - 224 с.

5. Дистервег, Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей / Ф.А. Дистервег // Избранные педагогические сочинения. - Москва: Учпедгиз, 1956. - С. 136-203.

6. Днепров, Э.Д. Очерки историографии образования и педагогики дореволюционной России / Э.Д. Днепров. -Москва: Мариос, 2014. - 232 с.

7. Дорохова, Т.С. Развитие социальной педагогики в России в 20-е годы XX века: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Дорохова Татьяна Сергеевна. - Челябинск, 2001. - 169 с.

8. Илюха, О.П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX - начале ХХ вв.: модернизация и этнокультурная традиция: диссертация ... д-ра. ист. наук: 07.00.02 / Илюха Ольга Павловна. - Санкт-Петербург, 2010. - 440 с.

9. Институт социальной педагогики РАО: этапы развития // Социальная педагогика в России. - 2008. - № 3. -С. 57-59.

10. Калинина, Е.А. Система народного просвещения на Европейском Севере России в первой половине XIX века: диссертация ... д-ра. ист. наук: 07.00.02 / Калинина Елена Александровна. - Москва, 2018. - 730 с.

11. Кирпичник, А.Г. Научная школа члена-корреспондента РАО А. В. Мудрика «Социализация и воспитание» (психологическая школа в области социальной педагогики) / А.Г. Кирпичник // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-shkola-chlena-korrespondenta-rao-a-v-mudrika-sotsializatsiya-i-vospitanie-psihologicheskaya-shkola-v-oblasti-sotsialnoy (дата обращения: 16.01.2022).

12. «Народное образование»: издательство журнала «Социальная педагогика»: сайт. - Москва, 2015. - URL: https://narodnoe.org/journals/socialnaya-pedagogika/info (дата обращения: 10.12.2021).

13. Никитина, Л.Е. Развитие социальной педагогики в России: диссертация... д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Никитина Любовь Евгеньевна. - Москва, 2001. - 392 с.

14. Ромм, Т.А. Историко-методологический анализ становления и развития теоретических представлений о социальном воспитании: диссертация ... д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Ромм Татьяна Алекандровна. - Новосибирск, 2007. - 370 с.

15. Электронная библиотека: библиотека диссертаций: сайт / Российская государственная библиотека. - Москва: РГБ, 2003. - URL: http://diss.rsl.ru/?lang=ru (дата обращения: 18.11.2021). - Режим доступа: для зарегистрир. читателей РГБ.

16. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / под ред. д-ра. пед. наук И.А. Липского, д-ра. пед. наук Л.Е. Сикорской. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 278 с. - ISBN 978-5394-03250-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093174 (дата обращения: 20.04.2022). -Режим доступа: по подписке.

17. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования РАО». Научные школы. - Системный подход к воспитанию детей и молодежи: научная школа Л.И. Новиковой: сайт. - Москва, 2016. - URL: https://instrao.ru/index.php/content-page/94-nauchnye-shkoly/2116 (дата обращения: 10.12.2021).

18. Ферцер, В.Ю. Проблема социализации личности в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX веков: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ферцер Виктория Юрьевна. - Москва, 2005. - 193 с.

19. Чебаковская, А.В. Решение проблемы детской беспризорности в Карелии в 1918 - первой половине 1930-х гг.: диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Чебаковская Александра Вячеславовна. - Петрозаводск, 2021. - 348 с.

20. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2000. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 01.12.2021). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Педагогика

УДК:378.147

кандидат психологических наук, доцент Боцоева Анна Владимировна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар); заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат педагогических наук Подпорин Игорь Васильевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И СЕРВИСОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема актуализации оценивания знаний обучающихся с учетом инноваций, обусловленных ответом на вызовы цифровой трансформации образовательной среды. В этой связи высшие учебные заведения могут использовать внутренние ресурсы и внешние сервисы. Типы проверочных заданий могут иметь широкий спектр вариативных решений. Главной задачей при этом является такое наполнение этих заданий и педагогических технологий, которые позволят реально изменить качество знаний современных студентов.

Эти перемены невозможны без использования сквозных цифровых технологий и сервисов. Одной из приоритетных задач в своем развитии высшая школа видит формирование портфолио цифровых технологий, ориентированного на опережение потребностей рынка труда. Вузы призваны не только содействовать цифровой трансформации инновационно-ориентированных предприятий и организаций, но также способствовать совершенствованию профессиональных компетенций граждан с использованием цифровых технологий, их эффективной интеграции в цифровое пространство. Только таким образом у обучающихся могут быть сформированы надпрофессиональные компетенции цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровизация образования, сквозные цифровые технологии, тесты, оценка качества знаний, педагогические технологии, психометрика, спецификация, цифровые инструменты, типы проверочных заданий.

Annotation. The article deals with the problem of updating the assessment of students' knowledge, taking into account innovations caused by the response to the challenges of digital transformation of the educational environment. In this regard, higher education institutions can use internal resources and external services. The types of test tasks can have a wide range of variable solutions. The main task at the same time is to fill these tasks and pedagogical technologies that will really change the quality of knowledge of modern students.

These changes are impossible without the use of end-to-end digital technologies and services. One of the priorities in its development, the higher school sees the formation of a portfolio of digital technologies focused on anticipating the needs of the labor market.

Universities are designed not only to promote the digital transformation of innovation-oriented enterprises and organizations, but also to contribute to the improvement of professional competencies of citizens using digital technologies, their effective integration into the digital space. It is only in this way that students can form supra-professional competencies of the digital economy.

Key words: digitalization of education, end-to-end digital technologies, tests, knowledge quality assessment, pedagogical technologies, psychometrics, specification, digital tools, types of test tasks.

Введение. Стремительные темпы цифровизации не могли не затронуть процессы обучения. Такие педагогические технологии, как прокторинг, не всегда дают объективную картину о сформированных у обучающихся компетенциях и уровне их подготовленности к зачету или экзамену. На сегодняшний день проблема актуализации оценивания знаний обучающихся с учетом вызовов цифровой трансформации образовательной среды высшей школы стоит весьма остро. В любом современном вузе, имеющем в своем арсенале какую-либо платформу LMS, открываются большие возможности для контроля качества знаний обучающихся. Впоследствии, безусловно, можно привлекать все новые, и новые сервисы. Таким образом, можно постепенно нарастить целую экосистему проверочных заданий. Вместо того, чтобы подбирать порядка десяти или двадцати сервисных центров для оценки знаний, необходимо сначала исследовать все имеющиеся возможности и ресурсы той платформы, которая есть в вузе. Для этой цели можно использовать и внешние сервисы. Первое, что вызывает ассоциации при разговоре о цифровых инструментах-это, безусловно, тесты [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.