Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития сферы услуг Ставропольского края'

Состояние и перспективы развития сферы услуг Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3387
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРАЯ / РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА / РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Киселев Виктор Васильевич

В статье дается оценка состояния сферы услуг по видам экономической деятельности в Ставропольском крае. На основе анализа отраслевых стратегий региона выявляются стратегические перспективы развития сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития сферы услуг Ставропольского края»

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Киселев Виктор Васильевич, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»

Аннотация: В статье дается оценка состояния сферы услуг по видам экономической деятельности в Ставропольском крае. На основе анализа отраслевых стратегий региона выявляются стратегические перспективы развития сферы услуг.

Ключевые слова: проблемы развития системы здравоохранения, социальная защищенность медицинских работников, ресурсный потенциал края, развитие туристического комплекса, развитие жилищного строительства, стимулирование реализации экспортного потенциала.

Одной из основных характеристик уровня жизни населения региона является объем потребляемых товаров и услуг. Для формирования полного представления относительно этой стороны экономико-социального развития Ставропольского края целесообразно рассмотреть степень удовлетворенности населения качеством и количеством потребляемых услуг.

Уровень развития системы здравоохранения в крае является крайне низким: наблюдается нехватка больниц и поликлинических учреждений, а также врачей и среднего медицинского персонала. Наблюдается диспропорция в обеспеченности врачами городского и сельского населения. Ситуация усугубляется продолжающимся в последние годы оттоком молодых специалистов из здравоохранения в другие отрасли и регионы, низким уровнем профессиональной подготовки кадров.

По объему оказания стационарной медицинской помощи

Ставропольский край занимает 11 место в России.

К основным проблемам развития системы здравоохранения можно отнести: слабую материально-техническую базу отрасли; кадровый дефицит и недостаточную социальную защищенность медицинских работников; дефицит финансовых ресурсов; несовершенство системы обязательного

медицинского страхования; ограничение доступности отдельных видов медицинской помощи для населения края, в том числе высокотехнологичной; несоответствие качества медицинской помощи существующим стандартам ее оказания; отсутствие единого информационного продукта у участников лечебно-диагностического процесса, органов контроля и управления отраслью здравоохранения; неоправданное увеличение объемов

стационарной помощи при недостаточных объемах амбулаторно-

поликлинической и слабом развитии стационарозамещающих технологий.

К направлениям и факторам, по которым прогнозируется ухудшение социально-экономической ситуации, прежде всего, относится депопуляция населения, обусловленная низкой рождаемостью в сочетании с высокой смертностью населения, особенно в сельской местности; усиление процесса демографического старения населения, в том числе сокращение населения трудоспособного возраста; тенденции миграционного движения населения; возрастно-половая структура населения; нестабильная экономическая ситуация, связанная с проявлениями финансового кризиса в стране.

Таким образом, на развитие системы здравоохранения в большей мере будут оказывать влияние ресурсный потенциал края, демография и расселение, а также социокультурные факторы.

Общий «статистический» образовательный уровень экономически активного населения в Ставропольском крае несколько ниже средних показателей по РФ. Так, высшее образование имеет 26,2% занятого населения (при среднем показателе по стране - 27,1%), среднее

профессиональное - 22,2% против 26,7% соответственно [1]. Уровень

развития образовательного комплекса в целом остается низким. Средние общеобразовательные школы испытывают две главные проблемы: острая нехватка педагогических кадров и устаревшая материально-техническая база. Край хронически отстает по вводу в действие общеобразовательных учреждений. Кроме того, остается очень высокой доля школьников, занимающихся во вторую смену (в 1,8 раза выше, чем в среднем по стране -23,4% против 12,8%) [1]. Численность учащихся в дневных

общеобразовательных учреждениях, как и в целом по России, снижается. Показатели обеспеченности средними профессиональными учреждениями Ставропольского края незначительно, но все же ниже средних российских значений.

Ставропольский край характеризуется слабым уровнем развития индустрии туризма, несмотря на наличие значимых конкурентных преимуществ для развития туристической отрасли и существование отдельных популярных туристических центров. Низкий вклад туристической отрасли в экономику края связан как с недостаточным объемом туристического потока, так и низкими расходами туристов в регионе, а также высокой долей частного (теневого) сектора. Причиной является высокая доля санаториев КМВ, находящихся в государственной собственности и собственности общественных организаций. Доля иностранных туристов в крае ниже среднего российского уровня.

Развитие туристического комплекса сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, слабым развитием транспортной сети в регионе, негативным имиджем Ставропольского края как субъекта СКФО, недостаточным уровнем обеспечения безопасности и охраны окружающей среды и природных ресурсов, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории части субъектов для иностранных граждан. Снижает привлекательность курортных территорий и недостаточный уровень благоустройства рекреационных зон, парков, пешеходных улиц, низкое

качество ландшафтной подготовки рекреационных объектов, отсутствие территориальных планов развития отдельных курортов, единого стилевого и композиционного решения застройки.

По обеспеченности гостиницами и специальными средствами размещения Ставропольский край демонстрирует показатели выше средних по РФ. Качество номерного фонда в целом находится на уровне чуть выше среднего по РФ. Однако чрезвычайно слабое распространение имеет международная система классификации гостиниц на территории края. Низкое качество обслуживания туристов, незнание персоналом иностранных языков и современных стандартов обслуживания туристов приводит к снижению конкурентоспособности туристических центров.

Препятствием для реализации туристического потенциала края также является неэффективное позиционирование туристического продукта среди конкретных целевых групп, а также недостаточные усилия по изменению существующего в настоящее время негативного имиджа территории Северного Кавказа.

В реализации туристско-рекреационных услуг Ставропольского края иностранный туризм и рекреация заметной роли не играют. Количество иностранных посетителей составляет всего 9%, а без стран Содружества Независимых Государств - менее 1%.

Совокупная доля от туристских, санаторно-оздоровительных услуг, услуг гостиниц и иных средств размещения в общей структуре объема платных услуг населения в Ставропольском крае по итогам 2008 года составила 13,6 % или 8 351,1 млн. рублей. Общий объем выручки от работы санаторно-курортных учреждений, гостиничных предприятий и туристских компаний Ставропольского края в 2006 году составил 5,65 млрд. рублей, в 2007 году - 6,92 млрд. рублей, в 2008 году - 7,36 млрд. рублей [2].

Особенность рекреационно-туристского потенциала Ставропольского края - наличие курортной территории - района Кавказских Минеральных Вод. Имея существенный потенциал в области оздоровительного и

познавательного туризма, КМВ пока привлекают ограниченный контингент отдыхающих, проигрывая лечебно-оздоровительным курортам других государств.

Наряду с удачным географическим положением в Ставропольском крае наблюдается недостаток соответствующей инфраструктуры и услуг в сфере транспорта и логистики, который может сдерживать планируемый экономический рост, мобильность населения, а также реализацию транзитного потенциала территории.

Инфраструктура воздушного транспорта во многом устарела, нуждается в развитии и комплексной модернизации (аэропортовые комплексы, взлетно-посадочные полосы). Основная часть авиаперевозок концентрируется в аэропорту КМВ, который располагается в удалении от перспективных туристических зон. Сеть межрегиональных и местных воздушных линий находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в восстановлении.

Постепенно ухудшается ситуация с автомобильными дорогами. В связи с увеличением грузопотоков в адрес субъектов СКФО за ряд прошлых лет особенно возросла нагрузка на федеральные дороги. Пропускная способность этих дорог на значительной части протяженности исчерпана, что ограничивает скорости движения, приводит к возникновению заторов автотранспорта, к высокому уровню аварийности, особенно на участках прохождения по территории крупных населенных пунктов при отсутствии обходов.

Для региональных дорог, обслуживающих межрайонные и межрегиональные потоки, характерны еще более низкие по сравнению с федеральными дорогами технические характеристики.

Значимой проблемой также является неравномерность развития автодорожной сети. Для Ставропольского края характерна концентрация сети дорог в районе административного центра - Ставрополя, а также вдоль железнодорожных линий и в рекреационных зонах (Кавказские

Минеральные Воды). В целом можно отметить сверхнормативный износ парка городских и пригородных автобусов, необеспеченность современными автоматизированными системами управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях, а также низкую обеспеченность современным общественным пассажирским транспортом в городах и в пригородных зонах.

Связь и информационные технологии - один из наиболее динамично развивающихся наукоёмких секторов экономики Ставропольского края. За последние пять лет объём доходов от услуг связи вырос более чем в 2 раза. Объём инвестиций в основной капитал, направленный в отрасль, за этот же период времени составил около 46 млрд. рублей, что почти в 8 раз больше, чем в строительство. В структуре ВРП края доходы от услуг связи составляют около 3 %, что соответствует средним показателям по России [3]. Уровень проникновения информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является одним из самых высоких в РФ. По данным Федеральной службы государственной статистики в настоящее время количество пользователей Интернет в Ставропольском крае составляет 189,0 тыс. человек. Наибольшая доля в структуре доходов услуг связи приходится на сегмент мобильной связи (свыше 40 %), на втором месте - услуги по присоединению и пропуску трафика в сети Интернет (около 30% доходов). Услуги местной и международной электросвязи формируют около 20 % доходов. Отмечается тенденция сокращения доли доходов мобильной связи в пользу доходов от присоединения и пропуска трафика в сети Интернет [3]. Однако, сегодня уровень тарифов на услуги доступа в Интернет в Ставропольском крае выше, чем в соседних регионах. По оценкам экспертов рынок сотовой связи в крае близок к насыщению. В перспективе - внедрение новых сервисов и услуг на базе интеллектуальных сетей. На основе показателя объемов услуг связи в расчете на одного человека следует отметить, что в Ставропольском крае объем услуг на одного человека выше среднего по СКФО.

Анализ отраслевой структуры сферы услуг во внешнеэкономической деятельности Ставропольского края в период с 1995 по 2009 годы показывает, что сальдо платежного баланса по статье «Услуги» является положительным (таблица 1). Экспорт превышает импорт в среднем на 50%.

Таблица 1

Сальдо платежного баланса Ставропольского края по статье «Услуги» за период 1995-2009 гг.

Год 1995 1996 1998 1999 2000 2001 2002

Знак сальдо + + + + + + +

Сальдо, % 47,46 61,67 77,9 88,82 38,62 55,87 66,22

Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Знак сальдо + + + + + + +

Сальдо, % 26 78,28 50,82 87,95 41,25 53,82 34,79

По данным первичной отчетности Министерства экономического развития Ставропольского края

Структура импорта в динамике является гибкой, пропорции услуг по видам экономической деятельности меняются. Так, с 1995 по 2004 года экономика края была импортозависима от транспортных услуг, поставляемых из стран СНГ, Азии и Европы. В 2000 году зависимость достигла предела - 100 %. В тоже время достаточно высоким был темп роста экспорта транспортных услуг (80%). Начиная с 2002-2003 годов оба показателя - и импорт, и экспорт, начали быстро снижаться, что позволяет говорить об удачно проводимой политике импортозамещения, заключающейся в переориентации экспортного потенциала края в области оказания транспортных услуг на внутренний рынок и удовлетворение региональных потребностей за счет ставропольских производителей. В 2009 году импортировано 18% транспортных услуг, а экспортировано 14%.

С 2003 года резко выросла зависимость Ставропольского края, на этот раз, от импорта инженерных услуг, доля которого в 2009 году достигла 83%.

Указанные услуги импортируются в основном из Бельгии, Германии, Швейцарии, США, Ирана, Чехии.

В период с 2001 по 2006 гг. импорт услуг связи имел тенденцию к росту (до 15%), но с 2007 года потребление иностранных услуг связи было прекращено за счет активного развития ниши данных услуг внутри региона и удовлетворения ими потребностей региональной экономики.

Низкий уровень импортозависимости наблюдается в таких видах экономической деятельности, как «Услуги по ремонту оборудования» - 0,7%, «Посреднические услуги» - 0,82%, «Услуги бюро путешествий» - 0,5%.

За 15 лет поменялась и структура экспорта услуг края. Одним из важнейших экспортоориентированных видов услуг стали услуги здравоохранения - 58%. Основными потребителями являются страны СНГ и Азии.

Экспорт услуг по ремонту оборудования упал с 21% в 1995 до 3% в

2008, в 2009 году их экспорт прекратился из-за отсутствия потребности. Изменчивой является динамика оказания услуг связи. Колебание за период составляет от 13 до 30%. В статичном состоянии остается экспорт услуг образования - на уровне 5 %. Невысока доля услуг гостиниц и ресторанов в экспорте услуг края - 1-2%. Несмотря на имеющийся ресурсный потенциал Ставропольского края, сложившийся имидж территории как российской здравницы, гостинично-ресторанный комплекс не развит, качество сервиса остается низким и не соответствует присваиваемой категории учреждений.

В целом сфера услуг Ставропольского края является несбалансированной и недиверсифицированной, что делает региональную экономику чувствительной к колебаниям на мировом рынке услуг. В развитии края имеются как положительные, так и отрицательные тенденции. Богатый ресурсный потенциал используется недостаточно эффективно.

Как показал обзор сложившейся ситуации на краевом рынке услуг, в нашем регионе есть проблемные области, но вместе с тем есть пути и резервы для их устранения.

Ключевым направлением развития здравоохранения должно стать развитие первичного звена медицинской помощи. Учитывая специфику социальной сферы округа — высокую долю сельского населения — необходимо совершенствовать и создавать инфраструктуру: детские и взрослые поликлиники и медицинские пункты.

Вторым приоритетным направлением должно стать развитие специализированной помощи населению: строительство / реконструкция и модернизация многопрофильных больниц и специализированных медицинских центров. Также необходимо поддерживать приоритетные направления медицины в округе: онкология, сердечнососудистая хирургия, травматология, нейрохирургия, офтальмология.

В целях обеспечения беременных женщин с тяжелой акушерской и перинатальной патологией, рожениц и родильниц, проживающих в крае и соседних субъектах СКФО, а также новорожденных детей в полном объеме специализированной медицинской помощью, необходимо предусмотреть строительство окружного федерального перинатального центра с реанимационно-консультативным центром по оказанию дистанционных форм медицинской помощи, имеющим в своем составе мобильные анестезиолого-реанимационные акушерские и неонатальные бригады.

Потребуется расширение мощности краевой детской клинической больницы Ставропольского края с наделением ее функциями окружного детского центра с развитием на его базе оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям субъектов СКФО.

Для сокращения дефицита медицинских кадров органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, расположенных на территории Ставропольского края, необходимо разработать и принять программы по кадровому обеспечению здравоохранения, направленные на социальную поддержку молодых специалистов и их закрепление в учреждениях здравоохранения.

Основное направление развития в сфере образования — строительство инфраструктуры, включающее строительство и реконструкцию образовательных учреждений всех уровней, а также их материальное оснащение с учетом существующих технологий в образовании. Особое внимание необходимо уделить развитию образовательной инфраструктуры для детей-инвалидов, сети учреждений детского дошкольного образования, школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, специализирующихся на подготовке специалистов с учетом приоритетов развития ключевых отраслей края, а также внедрение двухуровневой системы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, прежде всего подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников, их закрепление в общеобразовательных учреждениях.

Для увеличения доступности высшего образования населению необходимо создать программу предоставления льготных кредитов. Учитывая сложность удержания кадров в регионе, одним из условий льготного кредитования может стать обязательство отработать определенное количество времени в учреждениях края.

Говоря о кадровой политике, нельзя забывать о программе переподготовки специалистов и опережающем профессиональном обучении, основанном на потребностях экономики. Например, в условиях наличия крупных проектов (Олимпиада Сочи-2014, саммит АТЭС, а также проекты крупных корпораций) возможна целевая подготовка специалистов для данных проектов.

Ключевая мера по развитию жилищного строительства в крае— стимулирование строительства многоэтажного коммерческого жилья и индивидуального жилищного строительства. Данная мера предполагает создание специализированного фонда ипотечного кредитования, основная задача которого — обеспечение механизма льготного ипотечного

кредитования населения. Весь механизм должен функционировать в условиях рынка, через коммерческие банки.

Значимым направлением развития жилищного строительства должно стать строительство коммунальной инфраструктуры. Помимо планируемых к реализации проектов необходимо также создавать инфраструктуру для вновь возводимого жилья. Особенное внимание необходимо уделить созданию инфраструктуры водоотведения.

Для реализации туристического потенциала территории и преодоления вышеобозначенных препятствий для развития приоритетных видов туризма и туристических территорий необходимо осуществить комплекс мероприятий, ключевыми направлениями которых являются: поддержка развития

туристической инфраструктуры; улучшение имиджа и продвижение туристического потенциала; повышение транспортной доступности перспективных туристических центров; усиление безопасности для туристов; развитие кадрового потенциала; создание дополнительных стимулов и программ для развития, стимулирование малого и среднего предпринимательства; обеспечение эффективной охраны и восстановления туристических и культурных ресурсов; усиление системы охраны окружающей среды в курортных центрах.

Развитие современной туристической инфраструктуры потребует значительных капиталовложений в создание гостиничной, спортивной инфраструктуры, лечебно-оздоровительных центров, оснащенных современным медицинским оборудованием, а также в развитие базовой инфраструктуры туристических центров (водо- и электроснабжения, канализации, подъездных дорог и т.п.).

Отдельная группа мероприятий должна быть направлена на улучшение имиджа и продвижение туристического потенциала территории. В ходе их реализации должны быть решены задачи улучшения имиджа региона, создание образа Северного Кавказа как развитого центра туризма, организации эффективного продвижения туристического продукта на новые

рынки, в том числе зарубежные. Для организации эффективного (централизованного) продвижения туристического потенциала на целевых рынках необходимо создание межрегионального офиса по туризму СКФО с филиалами в каждом регионе, а также образование сети туристско-информационных центров, находящихся в подчинении межрегионального офиса по туризму, создание и поддержание функционирования единого информационного портала о туристических ресурсах края и СКФО, разработка и запуск единой стратегии продвижения туристических ресурсов СКФО, рассчитанной на российский и приоритетные зарубежные рынки.

Масштабное развитие туристических центров потребует увеличения пропускной способности существующих транспортных узлов и коридоров, а также территориального развития транспортной системы. Необходимым является развитие инфраструктуры аэропортов края. Поддержка развития авиасообщения с целевыми рынками может быть осуществлена путем предоставления государственных дотаций, направленных на снижение стоимости авиаперелетов, субсидирования аэропортовых сборов, создания условий (прежде всего, финансовых стимулов) по привлечению авиакомпаний-дискаунтеров.

Необходимой мерой является развитие автодорожного строительства для соединения ключевых туристических центров Ставропольского края и субъектов СКФО между собой и с курортами Краснодарского края и Абхазии.

С целью повышения качества туристического сервиса в регионе необходимо создание и развитие системы подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для сферы туризма, адаптированных к современным требованиям и технологиям обслуживания. В этом направлении необходимо осуществление целого комплекса мер: развитие специального высшего образования, аккредитация образовательных учреждений, развитие специализированных курсов подготовки (английский язык, сервис), обмен опытом с иностранными коллегами, проведение

совместных тренингов, выездных семинаров, привлечение международных гостиничных сетей, использование международных стандартов в работе гостиниц, центров развлечения, курортов, сертификация и аттестация персонала, занятого в туристическом комплексе.

В связи с несбалансированностью сферы услуг относительно ее вклада во внешнеторговый оборот Ставропольского края рекомендуется проводить государственную политику импортозамещения, стимулирующую сокращение доли импорта инженерных услуг за счет наращивания экспортного потенциала, в первую очередь - обучения высококвалифицированных кадров в данной области. Также следует добиваться сбалансированности экономики как за счет поддержки развития и экспорта услуг здравоохранения, так и стимулирования развития гостиничноресторанного комплекса, образования, связи и транспорта.

Развитию экспортного потенциала края поможет также государственное гарантирование экспорта. Его главными целями является усиление конкурентных позиций ставропольских экспортеров услуг на внешнем рынке.

В целях стимулирования реализации экспортного потенциала Ставропольского края, создания благоприятных условий для продвижения производимых услуг на российский и международный рынки необходимо принятие комплекса мер по развитию сотрудничества с наиболее крупными и перспективными торгово-экономическими партнерами Ставропольского края - Москвой, Санкт-Петербургом, Самарской, Московской, Ленинградской, Свердловской областями и субъектами РФ СКФО в области взаимных поставок услуг, кооперации в сфере транспорта, строительства, научнотехнической и инновационной деятельности, в сфере образования, спортивной и туристской деятельности.

Библиографический список

1. Официальный сайт министерства экономического развития

Ставропольского края [Электронный ресурс]: «Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 года». - Ставрополь, 2008.-Режим доступа: ЫЦрУ/^^^ stavinvest.ru

2. Официальный сайт министерства экономического развития

Ставропольского края [Электронный ресурс]: «Стратегия развития

рекреационно-туристского комплекса Ставропольского края до 2020 года». -Ставрополь, 2009. - Режим доступа: ЫЦрУ/^^^ stavinvest.ru

3. Официальный сайт министерства экономического развития

Ставропольского края [Электронный ресурс]: «Стратегия развития

информационной сферы Ставропольского края до 2020 года». - Ставрополь,

2009. - Режим доступа: ЫЦрУ/^^^ stavinvest.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.