Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
412
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВЕДЕНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / ГИБРИДНАЯ ВОЙНА / ГРУППИРОВКА ВОЙСК / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / КОАЛИЦИЯ / КРУПНОМАСШТАБНЫЕ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПЕРЕДОВОЕ ПРИСУТСТВИЕ / КИБЕРВОЙНА / МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ ВОЙН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Костюков Игорь Олегович

Раскрывается направленность процесса совершенствования военной организации НАТО, основанного на коалиционных и национальных планах по поддержанию и наращиванию военного потенциала альянса в целом и стран - членов блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITION AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE NORTH-ATLANTIC ALLIANCE

The paper discloses the improvement vector of the NATO military organization based on coalition and national plans of maintaining and increasing the military potential of the alliance as a whole and of the bloc member states.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Состояние и перспективы развития Североатлантического союза

Адмирал И.О. КОСТЮКОВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Раскрывается направленность процесса совершенствования военной организации НАТО, основанного на коалиционных и национальных планах по поддержанию и наращиванию военного потенциала альянса в целом и стран — членов блока.

The paper discloses the improvement vector of the NATO military organization based on coalition and national plans of maintaining and increasing the military potential of the alliance as a whole and of the bloc member states.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Ведение военных действий, гибридная война, группировка войск, информационное противоборство, коалиция, крупномасштабные военные действия, передовое присутствие, кибервойна, методы и способы подготовки и ведения войн.

Conduct of hostilities, hybrid warfare, troop grouping, information confrontation, coalition, large-scale combat actions, forward presence, cyber warfare, methods and techniques of preparing and conducting

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ союз сохраняет при ведущей роли Соединенных Штатов Америки статус крупнейшей и наиболее влиятельной военно-политической организации стран Запада. В настоящее время блок объединяет 30 государств. Еще более 40 стран являются партнерами альянса (рис. 1). Ближайшим кандидатом на вступление в блок считается Босния и Герцеговина. Перспективы членства обозначены для Грузии и Украины.

Кипр

^^ЕВЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) (57)

Андорра Ватикан Лихтенштейн Монако Сан-Марино СОВЕТ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА (СЕАП) (50)

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИИ СОЮЗ (НАТО) (ЗОР

Албания

Исландия

Канада Норвегия Северная Македония

Бельгия

Болгария

Великобритания

Венгрия

Германия

Греция

Дания

Испания Италия Латвия Литва

Люксембург

Нидерланды

Польша

США

Турция

Черногория

ЮЗ (ЕС) (28

Португалия

Румыния

Словакия

Словения

Франция

Хорватия

Чехия

Эстония

ПРОГРАММА «ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА» (ПРМ) (20)

Таджикистан Туркменистан

/ АрМ<

Мальта

V

Монголия

Армения

Азербайджан

Белоруссия

ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ

И АНАЛИЗА (1Щ_

Казахстан Сербия Киргизия Узбекистан

Молдавия Швейцария

'Особые' формы \ партнерства (3)

Интенсифицированный диалог (3)

Австрия Ирландия Финляндия Швеция

' План действий1 по подготовке к членству в НАТО (1)

Босния и Герцеговина

Ежегодная национальная

программа (2)

Грузия I Украина

Партнеры по всему миру (9)

Австралия

Афганистан

Ирак

Колумбия Новая Зеландия

Пакистан Южная Корея Япония

С

Стамбульская инициатива по сотрудничеству (4) Бахрейн Кувейт

Катар ОАЭ

Россия'

Иордания Тунис

I;

Средиземноморский диалог (7) Алжир Израиль Мавритания Египет Марокко

ПРИМЕЧАНИЕ:

- страны, в которых реализуется «Индивидуальный план действий партнерства» (ИПДП) (5)

- страны - кандидаты на вступление в Европейский союз (5)

1 Решением Совета НАТО на уровне МИД стран блока от 1 апреля 2014 г. временно приостановлено все практическое гражданское и военное сотрудничество между НАТО и РФ

Рис. 1. Североатлантический союз и его партнеры

С распадом СССР альянс переориентировал свою деятельность на силовое продвижение интересов блока за пределы зоны ответственности НАТО. В 1999 году Североатлантический союз развязал агрессию против Югославии, в 2002 — вторгся в Афганистан, в 2004 — содействовал разрушению государственности Ирака, в 2011 году — поддержал переворот в Ливии, после чего направил основные усилия на поддержку вооруженной оппозиции в Сирии и отстранение от власти президента Башара Асада.

Североатлантический союз занял деструктивную позицию в отношении конфликта на юго-востоке Украины. Оказываемое Киеву дипломатическое, экономическое и военное содействие со стороны ведущих государств НАТО провоцирует украинские власти на продолжение боевых действий на Донбассе. В период белорусского кризиса блок в целях оказания силового давления на президента А.Г. Лукашенко активизировал военную деятельность у границ республики.

Данные факты новейшей истории НАТО и биография альянса в целом свидетельствуют о том, что содержащиеся в вашингтонском договоре слова о вере в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и желании жить в мире со всеми народами и всеми правительствами — не более чем пустой звук.

Как и в 1949 году, в настоящее время НАТО является карманным инструментом Вашингтона, главная задача которого — сохранение своего глобального лидерства. Взамен на покровительство со стороны США остальным членам альянса отведена роль стран, обеспечивающих легитимность американских авантюр.

Укрепление России в качестве влиятельной мировой державы и активное отстаивание Москвой на-

циональных интересов, в том числе путем урегулирования глобальных и региональных проблем в совокупности с наращиванием военной мощи, были восприняты на Западе как угроза коалиционной безопасности.

«Холодным душем» для НАТО стали возвращение Крыма в состав России, успешная операция российских Вооруженных Сил в Сирии, опережающее создание в нашей стране гиперзвуковых и других перспективных систем оружия. Это послужило причиной пересмотра подходов альянса к отношениям с Российской Федерацией, а также перехода к реализации стратегии «Сдерживания и диалога». При этом НАТО планирует вести диалог только по тем вопросам, которые отвечают интересам Запада.

Главной задачей альянса определено геополитическое и военное сдерживание России в различных географических зонах, а также подготовка к возможной крупномасштабной войне с нашей страной. Данные положения закреплены в большинстве принятых за последние пять лет документов НАТО1'2'3. Начиная с 2014 года Североатлантическим союзом:

• пересмотрены ключевые документы оперативного планирования и разработаны новые, в том числе по оказанию военной помощи государствам блока в случае внезапного нападения России;

• развернуты дополнительные органы управления оперативно-стратегического уровня — объединенные командования «Норфолк» (США) и тыла (Германия), штабы корпусного уровня в Польше и Румынии, штабы многонациональных дивизий в Венгрии, Дании, Польше и Румынии;

• скорректировано «Наставление по кризисному реагированию». В частности, признано возможным применение статьи 5 Вашингтонского договора в ответ на киберна-падение.

Одновременно альянс активизировал освоение новых сфер военных действий, в частности космического и киберпространств. Для действий в киберпространстве создана разветвленная система соответствующих сил и средств от стратегического до тактического уровня. Особая роль в системе киберобороны альянса отводится центру передового опыта в области кибербезопасности (г. Таллин), сформированному в 2008 году. Лидирующее место по разведывательным, оборонительным и наступательным возможностям в так называемой виртуальной сфере занимают Соединенные Штаты.

В рамках информационного противоборства (ИПб) с Россией задей-ствуются:

• управление общественной дипломатии Международного секретариата НАТО;

• органы стратегической пропаганды штабов ОВС блока всех уровней;

• центр передового опыта в области стратегической пропаганды (г. Рига);

«Холодным душем» для НАТО стали возвращение Крыма в состав России, успешная операция российских Вооруженных Сил в Сирии, опережающее создание в нашей стране гиперзвуковых и других перспективных систем оружия. Это послужило причиной пересмотра подходов альянса

к отношениям с Российской Федерацией, а также перехода к реализации стратегии «Сдерживания и диалога». При этом НАТО планирует вести диалог только по тем вопросам, которые отвечают интересам Запада.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• значительная часть подразделений киберзащиты ВС стран альянса.

Кроме того, к участию в мероприятиях ИПБ привлекаются силы и средства связи, разведки, радиоэлектронной борьбы, специальных операций, а также органы военно-гражданского взаимодействия.

Странами НАТО реализуется множество крупных антироссийских проектов в целях подрыва устойчивости государства и смены власти в нашей стране в 2024 году.

В рамках политического давления на Россию Североатлантический союз активно использует не только двусторонние отношения стран — членов НАТО с РФ, но и международные организации, в частности ООН, ОБСЕ и Организацию по запрещению химического оружия.

Введением антироссийских санкций страны НАТО рассчитывают нанести ущерб ведущим отраслям российской экономики, сделав их неконкурентоспособными. В отношении нашей страны действуют финансовые, имущественные, торговые, технологические и визовые ограничения.

Для оказания военного давления на Российскую Федерацию в Польше, странах Балтии, Румынии и Болгарии в рамках передового присутствия развернуты четыре многонациональные батальонные тактические группы под руководством США, Великобритании, Германии и Канады4'5'6.

В целях эффективного реагирования на угрозы с восточного (Россия) и южного флангов (Ближний Восток и Северная Африка) в НАТО реализуется американская инициатива «Четыре тридцатки» (рис. 2). Проект предусматривает содержание в повышенной боевой готовности дополнительно 30 боевых батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей, способных через 30 суток приступить к решению задач в составе ОВС НАТО.

Рис. 2. Суть американской инициативы по повышению боевой готовности ОВС НАТО «Четыре тридцатки»

Ускоренными темпами ведется подготовка инфраструктуры к приему и развертыванию коалиционных войск усиления, а также бесперебойному снабжению группировок в государствах Восточной Европы. Данные меры включают модернизацию аэродромов, портов, железнодорожных узлов, расширение автодорог и тоннелей, увеличение грузоподъемности мостов.

Одновременно альянс значительно увеличил интенсивность разведывательной деятельности против России. С 2014 по 2020 год активность задействования авиационных средств разведки возросла более чем в 60 раз.

Командование объединенных вооруженных сил альянса в 2015 году перенацелило обучение ОВС блока с задач кризисного реагирования на подготовку к ведению крупномасштабных военных действий высокой интенсивности. В данной связи в настоящее время половина войсковых и большая часть командно-штабных учений направлены на отработку вопросов противодействия сопоставимому по мощи противнику.

В практику внедрена новая форма оперативной и боевой подготов-

ки — серии разнесенных по времени (до нескольких месяцев) и месту (в пределах Европейского ТВД) учений, проводимых по единому замыслу. Кроме того, перенимается российский опыт внезапных проверок боеготовности войск.

Корабли НАТО, включая носители противоракет и высокоточного оружия большой дальности, активизировали деятельность в Балтийском, Баренцевом, Норвежском и Черном морях в непосредственной близости от территориальных вод Российской Федерации.

В Арктике страны Североатлантического союза пытаются навязать России геополитическое противоборство с целью не допустить лидерства России в Заполярье, обеспечить беспрепятственный доступ к ресурсам и транспортным маршрутам региона. При этом альянс сфокусировал свое внимание на обеспечении контроля за деятельностью Северного Флота и ходом модернизации российской военной инфраструктуры в Арктике.

Возобновлено развертывание в Баренцевом море отрядов боевых кораблей ОВМС блока (май, сентябрь 2020 года), включающих эсминцы УРО морского компонента европей-

ского сегмента глобальной системы ПРО США (Рота, Испания) с противоракетами «Стандарт-3». Основные цели — отработка учебных задач по перехвату российских баллистических ракет, а также поражению важных объектов в северо-западной и центральной частях РФ крылатыми ракетами морского базирования.

Планирование дальнейшего развития блока осуществляется в рамках инициативы «НАТО-2030». Предложения по практическому наполнению проекта готовит экспертный совет высокого уровня (так называемая группа мудрецов).

В качестве приоритетного направления развития НАТО выделено укрепление внутриблокового единства. Наиболее эффективным способом объединения союзников считается искусственное нагнетание военно-политической напряженности с культивированием негативного образа России в качестве противника и главного источника угрозы коллективной безопасности.

Объединенные вооруженные силы блока не имеют опыта ведения военных действий против сопоставимого по силе противника. Используемая НАТО практика массированных ракетно-бомбовых ударов для принуждения противника к капитуляции в отношении России неприменима, учитывая ее значительный военный потенциал.

Создание крупной наступательной группировки ОВС НАТО возможно под видом учений или в рамках подготовки операции кризисного урегулирования в приграничном с РФ государстве. По оценке командования ОВС НАТО, на начальном этапе успех военных действий против России будет определяться преодолением российских зон ограничения (воспрещения) доступа. С этой целью ожидается комплексное применение крылатых ракет морского и воздушного базирования, оперативно-тактических ракет сухопутных войск, ударных беспилотных летательных аппаратов, сил специальных и киберопе-раций, а также средств радиоэлектронной борьбы.

В этих условиях целесообразно:

• обеспечить реализацию масштабного комплекса мер по стратегическому сдерживанию Североатлантического союза;

• наращивать потенциал ВС РФ, обеспечив готовность к отражению агрессии во всех сферах вооруженной борьбы, включая информационную;

• расширять взаимодействие со странами ОДКБ, БРИКС и ШОС, системно работать над реализацией оборонных, транспортных и инфраструктурных проектов на пространстве Евразийского экономического союза.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 AJP-01(E) Allied Joint Doctrine, 2017.

2 AJP-3 (С) Allied Joint Doctrine for the Conduct of Operations, 2019.

3 Годовой отчет генерального секретаря НАТО 2020. URL: https://www.nato.int/cps/ru/ natohq/opinions_182236.htm (дата обращения: 20.05.2021).

4 Active Engagement, Modern Defence. Strategic Concept for the Defence and Security

of the Members of the North Atlantic Treaty Organization / NATO, 2010.

5 План действий по повышению боевой готовности ОВС НАТО // NATO's Readiness Action Plan. URL: https://www.nato.int/cps/en/ natohq/topics_119353.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 20.05.2021).

6 Учения и другие учебные мероприятия // Exercises & Training. URL: https://www. shape.nato.int/exercises (дата обращения: 20.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.