Формирование новой стратегической концепции союзников по отношению к России после украинского кризиса.
Буденный Алексей Алексеевич
третий секретарь, МИД России 119200, Россия, г. Москва, ул. 119200, смоленская-Сенная пл., 32/34
Статья из рубрики "Современные внешнеполитические концепции и доктрины"
Аннотация.
В работе предметом исследования является новый военный курс НАТО, США, их союзников, а также партнеров. В статье автор проводит анализ динамики отношений США, НАТО с Россией в период украинского кризиса в 2014-2016 гг. Этот кризис привел к серьёзному ухудшению отношений Москвы с Брюсселем, Лондоном и Вашингтоном после окончания «холодной войны» и пересмотру международной безопасности. Украина и Крым явились новой разделительной линией между странами Запада и Россией, которые стали придерживаться разных подходов и методов разрешения кризиса. Внешняя политика Запада в отношении России стала заключаться во всестороннем оказании давления на Россию с помощью дипломатических и экономических санкций, а затем и беспрецедентного военного усиления военной группировки после «холодной войны». В качестве методологической основы исследования, помимо общенаучных методов и приемов использовался системный подход с привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении отношений США и НАТО с Россией в контексте украинского кризиса, с учетом того, что отношения были на высоком уровне стратегического партнерства, а затем за несколько лет фактически были прекращены. Основным выводом проведенного исследования является то, что после более 25 лет стратегического налаживания отношений между США, НАТО с Россией начался новый этап геополитического противостояния Вашингтона и Брюсселе с Москвой, который не просто ведет к урегулированию украинского вопроса и других проблем современного мира, например, в Сирии, а к общей эскалации военной обстановки в Европе и мире.
Ключевые слова: санкции, внешняя политика Запада, геополитическое противостояние, Россия , Н А Т О , С Ш А , стратегическая концепция, эскалация военной обстановки, стратегическое партнерство, союзники
DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.25761
Дата направления в редакцию:
18-03-2018
Дата рецензирования:
19-03-2018
Воссоединение Крыма с Россией, украинский кризис и конфликт на Донбассе, «поддержка» российской стороной неподконтрольных восточных областей Украины установило новую геополитическую обстановку, прежде всего в Европе. События тех лет оказались ключевыми в отношениях России с ЕС и НАТО во главе с США. А.Грушко -постпред РФ при НАТО считает, что украинский кризис был использован для «возвращения НАТО к своему первоначальному предназначению-защите от большого
противника»
Несмотря на то, что «холодная война» завершилась, Россия стала частью капиталистической системы и перестала быть коммунистически настроенной сверхдержавой, а также не стала осуществлять прямое вовлечение в мировые конфликты, а ее приоритеты и национальные интересы ограничились постсоветским
пространством, но стартовал новый этап противостояния НАТО с РФ-^12!. Это подтверждают и опросы в США, в котором 61% граждан считают Россию достаточно
серьезной угрозой для их страны В Стратегии национальной безопасности США от
2015 г. появился пункт о сдерживании «агрессии» России и серьезной поддержке Украины. Примечательно, что в документе Россию поставили в один ряд угроз с лихорадкой Эбола и ИГИЛ.
Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг подтвердил, что Альянс не является угрозой для России и добавляет, что НАТО-это исключительно оборонительный союз. В своем интервью он подчеркнул, что не желает «новой холодной войны» и считает, что
необходимо «конструктивное партнерство между Россией и НАТО»-^. Альянс не заинтересован в конфликте с Российской Федерацией, а НАТО наращивает мощь
исключительно из-за российской активности и ИГИЛ^16!. Стремительное развитие событий на Украине стало полной неожиданностью для США и НАТО, что выявило неготовность Альянса реагировать оперативно и эффективно на нештатную ситуацию. Тем не менее, из-за ситуации в Крыму и на востоке Украины, США достаточно быстро приняли решение с 2014 г. увеличить вчетверо расходы на военный контингент в Европе. Так как основной гипотетический удар Россия нанесла бы в Прибалтике, то ее необходимо было бы защитить в первую очередь всеми достурными средствами. Б.Обама заявил в г.Риге, что однажды Прибалтика потеряла независимость, но при поддержке НАТО этого не случится
НАТО приняла целый ряд мер, чтобы придать уверенность восточноевропейским союзникам. В частности, было объявлено об открытии логистических центров и увеличении числа истребителей в Прибалтике, а также военных кораблей на Балтийском и Черном морях. Ф.Бридлав - тогдашний главнокомандующий НАТО в Европе говорил, что против «агрессивной» России требуется принятие новой стратегической концепции для Европы.Пересмотр европейской архитектуры безопасности и, в частности, относительно Российской Федерации был предпринят на саммите НАТО в Уэльсе в г.
Ньюпорт 4-5 сентября 2014 г.
Вопросы о выводе коалиционных воинских контингентов из Афганистана, а также
урегулирования кризисов в Ираке, Сирии и Ливии стали второстепенной темой на саммите. Основной повесткой дня стала «российская угроза», в т.ч. эскалация и военное вмешательство России на Украину, ее поддержка сепаратистов, незаконная «аннексия» Крыма и пренебрежение международным правом со стороны России.
С начала кризиса НАТО приостановила практическое все гражданское и военное сотрудничество с Россией, оставив при этом открытыми каналы для диалога по ситуации относительно Украины. После более 20 лет развития в целом положительных отношений Альянса с Россией, закрепленных в Стратегических концепциях НАТО, вся работа на э том на пра в ле нии б ыла пре кр а щ е на .
Россия стала объединяющим фактором Европы и США, между которыми были разногласия и противоречия по широкому спектру вопросов. Соединенные Штаты возглавили движение против России путем ускоренного преобразования НАТО. В связи с этим заметно укрепилась трансатлантическая связь и союзнические обязательства.
При этом в 2000 - е гг. политика унилатеризма внесла некоторый раскол в «атлантическое единство». Но даже при мощном давлении США европейские союзники не торопились с решением о значительном увеличении расходов на оборону и вклада в общий бюджет. Как и прежде европейские союзники рассчитывали на внушительное субсидирование США. Тем самым, в первую очередь было в интересах Соединенных Штатов заставить европейцев повысить военные издержки. На саммите в Уэльсе ими был поставлен в приоритетный порядок вопрос об изменении тенденции сокращения оборонных трат в целях более эффективного их использования.
Традиционный высокий финансовый вклад внесли «новобранцы» НАТО. К таким можно отнести страны Прибалтики, Польшу, Румынию, которые в основном ратуют за размещение баз НАТО на своих национальных территориях. В течение 2014 г. страны-члены НАТО решили создать силы быстрого реагирования в упомянутых странах. В их состав должны были войти порядка 4 тыс. военнослужащих преимущественно из Великобритании и стран Восточной Европы, которые на регулярной основе должны проводить военные учения.
В таких условиях США выразили готовность выделить на подготовку вооруженный сил 1 млрд. долларов, что еще раз подтверждает серьезность намерений американской стороны в укреплении восточноевропейского региона. В свою очередь, украинская делегация запросила денежную помощь и заявила о тесном сотрудничестве с Альянсом, в т.ч. в предоставлении ей ускоренного Плана действий по членству в НАТО.
Общая кризисная ситуация не позволяет Украине вступить в Альянс на полноправной основе даже в ближайшее десятилетие. Более того по словам Жана-Клода Юнкера -президента Еврокомиссии, Украина не станет членом Европейского Союза в ближайшие 20-25 лет Кроме того, на референдуме в Голландии 64% граждан этой страны
высказались против евроинтеграции Украины с ЕС ^ По заявлению В.Нуланд-тогдашней помощницы госсекретаря США Дж.Керри по делам Европы и Евразии Украина стала центральным местом в 25-летних трансатлантических поисках «единой, свободной и мирной Европы», а целью Вашингтона является использование Украины для создания
американских баз на границе с Россией I22!.
С начала украинского кризиса 2014 г., несмотря на ассоциацию с ЕС и всестороннюю помощь от США, вступление Украины в Альянс и ЕС не стоит на повестке дня европейских и американских политиков ПШ. Настойчивые попытки новых украинских
руководителей вступить в НАТО встретили неожиданное сопротивление военной организации. Украине предлагается быть только партнером Североатлантического
альянса и принять статус основного союзника Соединенных Штатов вне НАТО ¿А4!.
В целом саммит НАТО в Уэльсе имел для всех сторон сомнительный успех. Даже в условиях украинского кризиса он продемонстрировал неготовность стран-членов Альянса идти на серьезное военно-политическое ухудшение отношений с Российской Федерацией. Это стало серьезным ударом для Киева, который осознал, что территориальные проблемы ему придется решать все-таки самостоятельно.
Одновременно с этим США и их союзники по Североатлантическому альянсу решили укреплять свои позиции в Восточной Европе, в т.ч. в Прибалтике путем размещения там наземной военной техники, укрупняя военно-воздушный парк и инициируя на постоянной основе тренировки и учения. Что касается Украины, то на встрече с генеральным секретарем Н АТО в Вашингтоне Б.Обама заявил, что США и союзники продолжают
оказывать ей поддержку, которая носит оборонительный характер С Россией было решено продолжать вести диалог с целью дальнейшей деэскалации ситуации и возврата крымского полуострова.
Период 2014-2017 гг. вел только к росту напряженности и ухудшению отношений США, НАТО с Россией. С точки зрения НАТО действия России полностью изменили военно-
политическую ситуацию в Европе До сих пор Альянс рассматривает действия России относительно Украины как угрозу восточноевропейским странам и всей евроатлантической безопасности, в т.ч. российскую «гибридную войну» в Прибалтике.
Одна из целей очередного саммита Альянса, состоявшегося в Варшаве, была констатация опасности, исходящей от Москвы и обсуждение проблемы коллективной безопасности, которой теперь уделялось полноценное внимание.
На саммите утверждалось, что безопасность в Европе обеспечивается современным сдерживанием и обороной с проецированием стабильности за пределы ее границ. Подчеркивалось, что именно трансатлантическое сотрудничество помогает справиться с мировыми проблемами и остается важнейшей темой на повестке дня между США и союзниками.
В СНБ США от 2015 г. прослеживается взаимный интерес к тесному партнерству с европейскими странами и говорится, что незыблемой остается система альянсов и партнерских отношений, посредством которых Соединенные Штаты реализуют свои национальные интересы и укрепляют глобальное лидерство посредством «умной силы». Европа, в частности НАТО-ключевой инструмент в организации мирового устройства под эгидой США.
Главный результат последнего саммита стран-членов НАТО стало публичное оформление готовности США и НАТО ответить на якобы брошенный ему вызов со стороны Российской Федерации. Было принято решение о размещении 4 международных батальонов (США, Канада, Великобритания, Германия) в Польше и Прибалтике численностью от 500 до 1 тыс. человек. Нападение на страну НАТО в балтийском регионе означал бы прямую атаку сразу против американских, канадских, английских и немецких частей.
США и союзники выражают свою готовность зайти довольно далеко в вопросе обеспечения свободного доступа в регионы, представляющие для них национальный интерес. По их мнению, Россия закрыла вход в Черноморскую зону, Прибалтику, Камчатку и Сирию. Впервые с распада СССР Россия официально признавалась
противником, хотя и делались заявления о сохранении сотрудничества НАТО с Российской Федерации.
Однако ухудшение отношений США и России порождают скептические настроения в возможности продолжения двусторонних переговоров, в т.ч. по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений и нестратегического ядерного оружия.
Военные приготовления США направлены на продолжение выстраивания однополярного мира, который исключает развитие равноправных отношений и получение преимуществ третьими странами. Это не могло не отразиться на взаимоотношениях США, ЕС и России. До недавнего времени Вашингтон и Брюссель не считали Россию равной по силе соперником в военном и экономическом смыслах. Однако усиление России в последние годы, восстановление ее военно-политической мощи и экономической независимости не остается без внимания США и их союзников по Североатлантическому альянсу.
Во время своего выступления в Штаб-квартире НАТО, посвященного вступлению в должность нового главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, американский генерал К.Скапаротти советовал странам-членам НАТО готовиться к отражению «российской угрозы». Генерал подчеркивал, что сегодня Альянс противостоит «возрождающейся России, которая стремится показать себя как мировая держава». К иным угрозам он
отнес борьбу с терроризмом и кризис с беженцами в Европе [7]. США через своего главнокомандующего ОВС НАТО в Европе дали четный сигнал союзникам какими методами следует «сдерживать» Россию. При этом позиция генерального секретаря НАТО Й.Столтенберга в целом остается не до конца столь категоричной и кардинально не поменялась. Он продолжает заявлять о невозможности изоляции России и призывает выстраивать диалог с российской стороной Ü51.
Но генеральная концепция стран НАТО все-таки остается антироссийской, что особенно заметно среди восточноевропейских стран, которые по указанию и содействию США усиливают группировку в Восточной Европе. Помощь заключается в переброске дополнительного американского военного контингента, проведении масштабных учений союзников и удвоении сил быстрого реагирования у российских границ.
Учитывая вышесказанное, в странах Восточной Европы начало сосредотачиваться большое количество механизированной бронированной техники, тяжелого вооружения и другого высокотехнологичного оборудования. Например, передислокация из США 2.5 тыс. единиц техники и 4 тыс. солдат, в т.ч. 87 танков «Abrams», 144 БМП «Bradley», 18 самоходных гаубиц «Paladin», 419 армейских внедорожников Humvee, по шести странам
Европы: Польша, Латвия, Эстония, Литва, Болгария и Румыния-Ш. Некоторые аналитики считают, что в ближайшем будущем на западных границах России будет стоять армада из танков в количестве 3.5 тыс единиц.
Польша станет главной территорией сосредоточения американских войск в количестве 6 тыс. человек, размещенных в четырех регионах: Хощне (Западнопоморское воеводство), Жагани (Любушское воеводство), Орыше и соседнем Бемово-Писке (Варминьско-Мазурское воеводство).
Для американских вооруженных сил и стран-членов НАТО должна быть переброшена крупная партия вооружений. В сентябре 2017 г. в Зебрюгге (Бельгия) транспортный корабль «Endurance» осуществил выгрузку 89 вертолетов 1-й воздушной кавалерийской бригады: 38 многоцелевых боевых вертолетов типа «Black Hawks UH-6», 24 «Apaches AH
-64», 12 военно-транспортных «Chinook CH -47» и 15 «Medevacs НН-60»-медицинских эвакуационных транспортников. Прилагается соответствующий персонал: 1700 человек и 700 единиц обслуживающей техники. Вместе с тем, следующий «Endurance» доставил 2500 тяжелых танков «Abrams М1А1», боевых машин и грузовиков «Humvee», самоходных гаубиц «M109A6 Paladin». По словам Дж. Команеца - майора из второй бригады Первой сухопутной дивизии ВС США бронетехнику (танки) и грузовики
разместили в Румынии, Болгарии, Германии и Венгрии [10,11].
Одновременно Б. Ходжес-генерал, один из командующих европейскими войсками США сказал, что, в Европе будет порядка 30 тыс. американских военнослужащих с высочайшим уровнем подготовки. Министр иностранных дел Канады Р.Николсон повторил это другими словами, сказав, что НАТО будет наращивать военное присутствие в
Центральной и Восточной Европе [6]. Пентагон и НАТО начали заниматься созданием двух командных центра с реорганизацией снабжения и логистики в НАТО. По плану первый должен находиться в США, отвечающий за операции военно-морских сил в Атлантике, а второй, отвечающий за военно-логистические задачи, в Германии или Польше. Более того, Й.Столтенберг говорит о приоритетной задаче по созданию командных пунктов и силах быстрого реагирования в 6 восточноевропейских странах: Эстонии, Латвии, Литве, Румынии, Польше и Болгарии. В случае развертывания военных действий эти центры возьмут на себя функции управления связи между национальными
вооруженными силами и военными соединениями НАТО
Таким образом, Восточная Европа становится самым милитаризованным и взрывоопасным регионом. Это вызвано во многом тем, что США стремятся заверить партнеров и союзников в целостности их территорий и безопасности в связи с «аннексией Крыма», помощью России восточным областям Украины, а также якобы постоянными «угрозами» со стороны Москвы ее ближайшим соседям.
Вместе с тем, Вашингтон это объясняет еще и тем, что Россия занимается «дестабилизирующими» действиями, в т.ч. в Восточной Европе. Со своей стороны, Москва постоянно выступает с осуждением действий США и НАТО рядом с ее государственными границами. Опасения России имеют под собой основу, так как ударные боевые комплексы и части повышенной мобильности НАТО могут быть размещены в ближайшем будущем в Прибалтике и Польше на постоянной основе. Кроме того, бюджетный план Пентагона в 2017 г. предполагал затраты до 3,5 млрд. долл. Эти средства должны были быть направленны на умножение военного присутствия в Европе, в частности, в Польше, Венгрии, Румынии и Прибалтике (на увеличение численности личного состава, числа программ обучения, арсенала оружия и военной техники, сил
быстрого реагирования) -J21!. В российском МИД полагают, что такие действия НАТО угрожают не только России, а стратегической стабильности и безопасности всей Европы.
Администрация Б.Обамы придерживалась точки зрения, что активность США в этом регионе «никому не угрожает», а военный контингент НАТО будет располагаться на ротационной основе. В Н АТО еще раз подтвердили, что наращивание военного присутствия в Восточной Европе является самым значительным с периода «холодной войны». Брюссель, Париж и Берлин разделяют и придерживаются генеральной линии Вашингтона в этом вопросе по сегодняшний день. Ими очередной раз утверждалось, что нов ые в ое нные пл а ны на пра в ле ны на пре до с та в ле ние гарантий бе з о па с нос ти восточноевропейским членам НАТО в связи с российской «агрессией» (например, российские военные самолеты отключали бортовые радиоответчики, потом вторгались в воздушное пространство других государств и пролетали в опасной близости к самолетам
НАТО и США).
Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг объясняет, «что нападение на одного из союзников будет считаться нападением на весь Альянс, и что Альянс примет ответные меры». Он добавил, что центральной задачей НАТО остается защита более миллиарда
граждан
При администрации Д.Трампа генеральная линия НАТО по отношению к России не изменилась. Происходит диалог с российской стороной и одновременно усиление группировки Альянса у ее границ, а общая военно-политическая обстановка остается в высшей степени напряженной и неопределенной.
Библиография
1. Американские танки в Польше: Атлантическая решимость в ускоренном режиме, Вести, 15 января 2017 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id = 2843126 (дата обращения: 11.02.2018).
2. Блок НАТО официально объявил о размещении частей в Балтии и Польше, BBC, 8 июля 2016 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.bbc.com/russian/features-36750414 (дата обращения: 11.02.2018).
3. Грушко: ухудшение отношений РФ и НАТО началось до украинского кризиса, ТАСС, 2015 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/politika/3851750 (дата обращения: 12.02.2018).
4. Между Россией и НАТО необходимо конструктивное партнерство: Генсек НАТО А.Ф.Расмуссен рассказал «Ъ» о кризисе в отношениях с Россией // Коммерсант. 10 сентября, 2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2563623 (дата обращения: 09.02.2018).
5. НАТО создаст командные центры в шести странах Восточной Европы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.delfi.lt/abroad/global/smi-nato-sozdast-komandnye-centry-v-shesti-stranah-vostochnoj-evropy.d?id = 67054602 (дата обращения: 14.02.2018).
6. Новая стратегия НАТО и российская внешняя политика в период «разворота на Восток» [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://interaffairs.ru/news/show/12890 (дата обращения: 18.02.2018).
7. Новый главком НАТО в Европе призвал готовиться к борьбе с Россией РИА Новости, 05.05.2016 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://ria.ru/world/20160505/1426615741.html (дата обращения: 11.02.2018).
8. Обама: США и НАТО будут и дальше помогать Украине, Федеральное Агентство Новостей , 4 Апреля 2016 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://riafan.ru/513935-obama-ssha-i-nato-budut-i-dalshe-pomogat-ukraine (дата обращения: 04.02.2018).
9. Порошенко обвинил организаторов голландского референдума в подрыве единства Европы, Говорит Москва, 2015 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://govoritmoskva.ru/news/74620/ (дата обращения: 07.02.2018).
10. Пентагон перебрасывает к российским границам 89 вертолетов и 700 единиц боевой техники, 01 ноября 2017 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.politicsglobal.ru/archives/10206 (дата обращения: 01.02.2018).
11. Период мирного существования закончился: НАТО интенсивно готовится к военным действиям с Россией. Секретный доклад НАТО, Глобальная политика, 09 ноября 2017 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.politicsglobal.ru/archives/11221 (дата обращения: 15.02.2018).
12. Рогов С.М. Вызов ПРО: что делать? // Россия и США: уроки истории и выводы на будущее. 2006. № 1 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusus.ru/? act = read&id = 25 (дата обращения: 16.02.2018).
13. Саммит НАТО в Уэльсе: основная информация Ньюпорт, НАТО, 4-5 сентября 2014 года [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_112107.htm (дата обращения: 12.02.2018).
14. Сенат США признал Украину военным союзником без членства в НАТО, Независимая Газета, 11.12.2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2014-12-11/100_usaukr.html (дата обращения: 14.02.2018).
15. Столтенберг Й. заявил о невозможности изолировать Россию [Электронный ресурс] Режим доступа : https ://russian.rt.com/world/news/333827-stoltenberg-izolirovat-rossiya (дата обращения: 12.02.2018).
16. Столтенберг Й.: НАТО не представляет угрозы для России, Аргументы и Факты, 2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.aif.ru/politics/russia/stoltenberg_nato_ne_predstavlyaet_ugrozy_dlya_rf (дата обращения: 11.02.2018).
17. Украина не вступит в ЕС в ближайшие 20-25 лет - Юнкер, Евроинтеграция, 2015 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.eurointegration.com.ua/rus/news/2016/03/3/7045776/ (дата обращения : 13.02.2018).
18. Юнкер Ж.-К.: В ближайшие 25 лет Украине не будет места в ЕС и НАТО, РосБалт, 3 марта 2016 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.rosbalt.ru/world/2016/03/03/1495408.html (дата обращения: 11.02.2018).
19. CNN: каждый пятый американец считает Россию серьезной угрозой для США, ТАСС, 05.05.2016 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3262432 (дата обращения: 11.02.2018).
20. Justin Huggler, Berlin Putin, privately threatened to invade Poland, Romania and the Baltic states, 18 Sep 2014
http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/russia/11106195/Putin-privately-threatened-to-invade-Poland-Romania-and-the-Baltic-states.html [Электронный ресурс] Режим доступа: (дата обращения: 11.02.2018).
21. NYT: США решили в четыре раза увеличить военные расходы в Европе в 2017 году [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vz.ru/news/2016/2/2/791788.html (дата обращения: 11.02.2018).
22. Victoria Nuland Lied to US Congress about Phantom Russian Hoards in Ukraine, Global Research, 2015 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.globalresearch.ca/victoria-nuland-lied-to-us-congress-about-phantom-russian-hoards-in-ukraine/5435233 (дата обращения: 11.02.2018).