Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATION MARKET / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Е.В., Юрьева М.А.

В работе представлены структурные характеристики контингента образовательных организаций высшего образования Курской области, а также результатов приемных кампаний вузов региона в 2016 и 2017 году, которые существенно повлияют на характер взаимодействия вузов с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда региона в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE KURSK REGIONS MARKET OF THE HIGHER EDUCATION

In the article results of studying of structure of students in the educational organizations of the higher education of Kursk region and reception campaigns to regions higher education institutions in 2016 and 2017 are presented. They will have significant effect on the nature of interaction of higher education institutions with participants of education market and labor market of the region in the next awaking.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 338.46, 378.4

Е. В. Харчвнко, М. А. Юрьева

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в работе представлены структурные характеристики контингента образовательных организаций высшего образования Курской области, а также результатов приемных кампаний вузов региона в 2016 и 2017 году, которые сущест венно повлияют на характер взаимодействия вузов с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда региона в ближайшей персп ективе.

Ключевые слова: регион, рынок образовательных услуг, образовательная организация, высшее образование.

UDK 338.46, 378.4

Е. V. Kharchenko, M. A. Yureva

STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE KURSK REGIONS MARKET OF THE HIGHER EDUCATION

Abstract: in the article results of studying of structure of students in the educational organizations of the higher education of Kursk region and reception campaigns to regions higher education institutions in 2016 and 2017 are presented. They will have significant effect on the nature of interaction of higher education institu tions with participants of education market and labor m arket of the region in the next, awaking.

Keywords: region, education market, educational organization, the higher education.

Введение

Высшее образование в России традиционно является элементом статусности. Десятилетиями формировавшийся менталитет закрепил за высшим образованием принадлежность к факторам успешности человека. В сознании граждан именно высшее образование помогает развить кругозор личности, даёт старт карьере, помогает устроиться на престижную работу, овладеть классическими и современными технологиями, получить высокооплачиваемую должность, является гарантией стабильности на рынке труда. В результате, в России достаточно высок платежеспособный спрос на ранке платных образовательных услуг высшей школы. Вузы ведут параллельную конкурентную борьбу на 3-х рынках. Во-первых, как любая коммерческая компания борется на рынке труда за лучшие кадры, вузы ведут настоящую «войну за таланты», стараясь привлечь

Лучших абитуриентов на бюджетные места. Главными конкурентами региональных вузов здесь становятся вузы Москвы и Санкт-Петербурга, процесс поступления в которые значительно упростился для абитуриентов из регионов за счет введения ЕГЭ и реализации механизма дистанционной подачи документов. Во-вторых, идет непрерывная борьба за долю рынка платных образовательных услуг, где основными конкурентами являются вузы, реализующие образовательные программы по одному направлению или УГСН внутри региона. В-третьих, непрерывно повышая качество образования и выстраивая инновационные форматы долгосрочного взаимодействия с работодателями, вузы обеспечивают кадрами современную экономику, оказывая значительное влияние на востребованность кадрового потенциала регионов присутствия [1].

Анализ и оценка перспектив развития регионального рынка образовательных услуг

Система высшего образования региона в настоящее время представлена 15 образовательными организациями и филиалами, в которых (по состоянию на 01.10.2017 г.) обучается около 46 тысяч человек, из них по программам высшего образования — 41 тыс. чел., по программам среднего профессионального образования — 5 тыс. чел., и способна обеспечить потребность экономики региона в современных высококвалифицированных кадрах. В сравнении с 2016 годом контингент обучающихся по программам высшего образования в 2017 году уменьшился примерно на 3,5 тыс. чел., численность обучающихся по программам среднего профессионального образования осталась приблизительно на уровне 2016 года.

По данным аналитического доклада, подготовленного Высшей школой экономики и щзедставляющего результаты оценки российских регионов по доступности высшего образования, в Курской области зафиксирован высокий охват населения в возрасте 17—25 лет местами в вузах — 49,6 %, в целом по России — 33 % [2].

В 2017 году вузами Курской области получено 3362 бюджетных места по программам высшего образования, из них по очной форме обучения — 2465. Это примерно соответствует уровню 2016 года, бюджетных мест было 3421). Традиционно наибольшее количество бюджетных мест получили 4 ведущих государственных вуза: Курский государственный университет (КГУ), Юго-Западный государственный университет (ЮЗГУ), Курский государственный медицинский университет (КГМУ), Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И. И. Иванова (КГСХА). Бюджетных мест, выделенных вузам региона в текущем году, вполне достаточно, чтобы те абитуриенты, которые получили соответствующие требованиям результаты по итогам ЕГЭ, стали студентами и обучались за счёт средств бюджета. Всего выпускниками 11 классов в Курской области в 2017 году стали около 4700 человек.

В 12 образовательных организациях высшего образования региона, принявших

участие в мониторинге эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, обучается 44 412 студентов, в том числе 20 353 студента по очной форме обучения. При этом 34,86 % студентов изучают науки об обществе, 26,05 % получают образование в сфере медицины и здравоохранения, инженерное образование выбрали 18,09 % от общего количества студентов.

В регионе наблюдается тенденция увеличения контрольных цифр приема по программам высшего образования: так за период 2014—2017 годы их объем равномерно увеличивался почти на 10 %. В проведении приемной кампании 2016 года принимали участие 14 образовательных организаций и филиалов, 2017 года — 11. За указанный период реестр организаций высшего образования, расположенных на территории региона, сократился на 3 единицы: реорганизован в форме присоединения к КГУ Курский институт социального образования (филиал Российского государственного социального университета), лишены лицензии на право ведения образовательной деятельности Курский автодорожный институт и Индустриальный институт. По состоянию на

1 октября 2017 года, реестр вузов региона включает 15 наименований, в том числе

2 филиала, которые не осуществляют образовательную деятельность (филиалы Современной гуманитарной академии в городах Суджа и Рыльск) и 2 филиала государственных вузов, которые реализуют только программы среднего профессионального образования (Курский железнодорожный техникум и Рыльский авиационный технический колледж). Таким образом, программы высшего образования в Курской области в 2017 году реализуют 8 вузов (5 государственных и 3 негосударственных) и 3 филиала (1 государственный и 2 негосударственных).

Абсолютное большинство абитуриентов как в 2016, так и в 2017 году принято в государственный сектор высшего образования региона. Причем доля поступивших в государственные образовательные организации высшего образования региона увеличилась на 3 %. Более чем на 1 тысячу человек снизилось общее количество поступивших в 2017 году по сравнению с 2016. (таблица 1).

Таблица 1

Прием в вузы Курской области в 2016—2017 гг. за счет средств бюджета/внебюджетных источников финансирования

2016 год 2017 год

Зачислено, чел. доля от общего количества зачисленных Зачислено, чел. доля от общего количества зачисленных

Количество зачисленных за счет средств бюджета 3457 32,6 % 3362 35,6 %

Количество зачисленных за счет внебюджетных источников финансирования 7158 67,4 % 6089 64,4 %

Общее количество зачисленных по программам высшего образования 10615 9451

В 2017 году увеличилась доля поступив- Пропорционально снизилась доля посту-ших для обучения по очной форме пример- пивших для обучения по заочной форме но на 6,3 %, и очно-заочной форме — 2 %. (таблица 2).

Таблица 2

Прием в вузы Курской области в 2016—2017 гг. в разрезе форм обучения

2016 2017

Зачислено, чел. доля от общего количества зачисленных Зачислено, чел. доля от общего количества зачисленных

Количество зачисленных по очной форме 5180 48,8 % 5206 55,08 %

Количество зачисленных по заочной форме 5374 50,63 % 3995 42,27 %

Количество зачисленных по очно-заочной форме 61 0,57 % 250 2,65 % %

Общее количество зачисленных по программам высшего образования 10615 9451

Общая динамика итогов приемной кам- заций высшего образования и филиалов пании в разрезе образовательных органи- в сравнении представлены в таблице 3.

Таблица 3

Количество зачисленных вузы Курской области в разрезе источников

финансирования в 2016—2017 гг.

Образовательные 2016 2017

из ннх: из них:

организации Всего, за счет за счет Всего, за счет за счет

высшего образования чел. средств внебюджетных чел. средств внебюджетных

бюджета источников бюджета источников

1 2 3 4 5 6 7 8

1. ЮЗГУ 2868 785 2083 3071 987 2084

2. КГУ 2837 1324 1513 2985 1181 1804

3. КГМУ 1370 455 915 1514 454 1060

4. КГСХА 1296 570 726 600 570 30

5. КАГМС 431 157 274 233 141 92

6. МЭБИК 373 0 373 432 0 432

7. роц н 136 0 136 172 0 172

8. РФЭИ 555 0 555 29 0 29

9. Индустриальный институт 50 0 50 - - -

№ 4 (39), 2017 РЕГИОН: системы, экономика, управление

Окончание табл. 3

1 2 3 4 б 6 7 8

10. Курский филиал Ф инуннв ер ситета при Правительстве РФ 108 29 79 107 29 78

11. К И ГО (филиал РГСУ) 339 137 202 - - -

12. Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП 201 0 201 218 0 218

13. КФ «Московский институт гос.управления и права» 61 0 51 90 0 90

ИТОГО: 10615 3457 7158 9451 3362 6089

Лидером по количеству поступивших на обучение в 2016 и 2017 гг. является Юго-Западный государственный университет, за ним, с незначительным отрывом, следует Курский государственный у п и иерситет. Для обучения за счет средств федерального бюджета наибольшее количество абитуриентов и в 2016, и в 2017 годах поступило в КГУ, за счет внебюджетных источников финансирования — в ЮЗГУ.

Важной характеристикой регионального рынка образовательных услуг высшего образования является тот факт, что

у ЮЗГУ, КГУ, КГМУ наблюдается положительная динамика как общего приема, так и приема для обучения за счет внебюджетных источников финансирования. Самая значительная динамика по поступившим на обучение с полным возмещением затрат (рост около 300 человек) наблюдается в КГУ.

Также особо следует отметить положительную динамику приема в Курском институте менеджмента, экономики и бизнеса, Региональном открытом социальном институте и Курском институте кооперации.

Таблица 4

Количество зачисленных в разрезе форм обучения в 2016—2017 гг.

Образовательные организации высшего образования 2016 2017

Всего очно заочно очно-заочно Всего очно заочно очно-заочно

1. ЮЗГУ 2868 1629 1235 4 3071 1719 1300 52

2. КГУ 2837 1467 1370 0 2985 1389 1506 90

3. КГМУ 1370 1370 0 0 1514 1514 0 0

4. КГСХА 1296 449 847 0 600 356 244 0

5. КАГМС 431 137 262 32 233 128 74 31

6. МЭБИК 373 15 333 25 432 7 399 26

7. РОСИ 136 17 119 0 172 35 101 36

8. РФЭИ 555 0 555 0 29 1 28 0

9. Индустриальный институт 50 1 49 0 - - - -

10. Курский филиал Финунпвер-еитета при Правительстве РФ 108 17 91 0 107 18 89 0

11. КИСО (филиал РГСУ) 339 47 292 0 - - - -

12. Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП 201 28 173 0 218 36 182 0

13. КФ «Московский институт гос.управления и права» 51 3 48 0 90 3 72 15

ИТОГО: 10615 5180 5374 61 9451 5206 3995 250

Лидерство на региональном рынке образовательных услуг Курской области по количество зачисленных для обучения по очной форме и в 2016 году, и в 2017 году принадлежало также ЮЗГУ. За ним с не-

значительным отрывов друг от друга следуют КГУ и КГМУ В КГМУ отмечена самая значительная положительная динамика по количеству обучающихся по очной форме, более 100 человек (2016 год — 1370,

2017 год — 1514). Около 99 % от общего количества обучающихся по очной форме получают высшее образование в государственном секторе.

Гарантированному трудоустройству выпускников и обеспечению баланса на региональном рынке способствует развитие практики целевого приема в вузы. В 2017 году в вузы региона на условиях целевого приема поступил 451 человек, в том числе: КГМУ — 213, КГСХА — 108, КГУ — 62, ЮЗГУ — 49, КАГМС — 19.

Структура приведённого контингента студентов высших учебных заведений Курской области по отраслям наук (таблица 5) подтверждает преобладание обозначенных ранее отраслей. Лидером регионального рынка по численности приведенного контингента в 2016 году является Юго-Западный государственный университет (ЮЗГУ). Не намного от него отстают Курский государственный университет (КГУ) и Курский государственный медицинский университет (КГМУ). ЮЗГУ и КГУ обладают дифференцированным набором образовательных программы по 6 из 7 отраслей наук, представленных на рынке высшего образования региона. КГМУ сконцентрирован на 3 отраслях наук, при этом 99 % студентов университета обучаются по программам в сфере медицины и здравоохранения.

Основная роль вузов состоит в подготовке конкурентоспособных квалифицированных специалистов, свободно владеющих своей профессией, ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных работать по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к дальнейшей подготовке и переподготовке, социальной и экономической мобильности.

Определить реальный спрос на высшее образование, а тем более прогнозировать его, возможно, лишь посредством мониторинга потребностей потребителей (предприятия, отрасли, регионы и т. д.). В идеальном варианте структура выпуска специалистов вузами должна соответствовать перспективным потребностям работодателей по количеству и качеству (специальность, уровень профессиональных личностных компетенций). Для этого вузам следует использовать различные приемы современного (в том числе социального) маркетинга для стимулирования спроса на направ-

ления подготовки, предлагаемые высшей школой, с обязательным и непосредственным участием работодателей.

Заключение

Главным принципом, заложенным в основу политики обеспечения эффективности социально-экономического взаимодействия между рынком образовательных услуг и рынком труда, должен стать принцип опережения кадровых потребностей. Эффективность рынка образовательных услуг может измеряться только через призму рынка труда, где происходят процессы капитализации трудового потенциала и профессиональной реализации молодых специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Окунькова Е. А. Региональная специфика трудоустройства молодежи как результат развития системы профессиональной ориентации / Е. А. Окунькова // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников организаций профессионального образования Тульской области : сборник материалов IV Региональной научно-практической конференции со Всероссийским участием. — Тула, 2017. — С. 183—188.

2. Доступность высшего образования в регионах России / А. Д. Громов, Д. II. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М. : НИУ ВШЭ, 2016. — 32 с. — (Современная аналитика образования. № 8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Информационной системы анализа динамики индикаторов системы высшего и среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : Интернет-портал. — URL: http://inclicators.miccedu.ru/indicators (Дата обращения: 03.10.2017).

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Харченко Е. В., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, управления и политики

E-mail: samofalovae@mail.ru

Юрьева М. А., доцент кафедры экономики, управления и политики

E-mail: milana.leonova02@icloud.com

Распределение приведенного контингента студентов образовательных организаций

Курской области по отраслям наук в 2016 году (чел.)

Таблица 5 высшего образований

Математические и естественные науки Инженерное дело, технологии и технические науки Здравоохранение и медицинские науки Науки об обществе Образование и педагогические науки Гуман итарные науки Культура и искусство Итого

Региональный финансово-экономический институт (РФ')И) 513,1 513,1

Курская академия государственной и муниципальной службы (КАГМС) 48 611,5 659,5

Курская государственная сельскохозяйственная академия имени II. II. Иванова (КГСХА) 24,1 150,3 610,9 785,3

Курский государственный медицинский университет (КГМУ) 163,3 5902 415,3 6480,6

Юго-Западный государственный университет (ЮЗГУ) 78,8 3077,3 32 3170,55 108 15,5 6482,15

Курский государственный университет (КГУ) 488 438,6 1780,3 1949,3 478,9 183 5318,1

Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса (МЭБнК) 6 171,15 177,15

Региональный открытый социальный институт» (РОСИ) 51,85 158,5 23,2 0,8 234,35

Курский институт кооперации (филиал) (КИК) 50,9 172,1 223

Курский институт социального образования (филиал) (КИСО) 32,4 134,7 189,8 5,2 6,7 24,4 393,2

Курский филиал Финуннверси-тета 108,3 108,3

Московский институт государственного управления и права (филиал) (МИГУП) 40,6 40,6

Итого 623,3 4120,95 5934 7942,1 1977,7 594,4 222,9 21415,4

Оо ч^О

о

I

I

Г5

а

п

а

I

я

|

Чг

а §

Гй

а а

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.