Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития машиностроительной промышленности Иркутского региона'

Состояние и перспективы развития машиностроительной промышленности Иркутского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайдес Семен Азикович, Кольцов Владимир Петрович

Рассмотрено современное состояние машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Ир-кутской области. Дан анализ причин, препятствующих развитию регионального машиностроения. Представлены прогнозы развития металлообрабатывающих отраслей на ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития машиностроительной промышленности Иркутского региона»

С.А.Зайдес, В.П.Кольцов

Состояние и перспективы развития машиностроительной промышленности Иркутского региона

Машиностроительный комплекс Иркутской области объединяет группу предприятий различных отраслей промышленности, производящих самую разнообразную продукцию - от сложной современной авиационной техники и радиоаппаратуры до горнодобывающего и сталеплавильного оборудования.

В состав комплекса входят такие известные в Сибири и стране предприятия, как Иркутское авиационное производственное объединение, Иркутский завод тяжелого машиностроения, производственное объединение «Восток», Иркутский релейный завод, Иркутский завод «Эталон», Иркутский кабельный завод, Иркутский станкостроительный завод, Ангарский электрохимический комбинат, Усольский завод горного оборудования, Братский завод отопительного оборудования, Свирский завод аккумуляторов, Черемхов-ский машиностроительный завод, Тайшетский ремонтный завод и др. Строится Иижнеудинский вагоноремонтный завод, который станет в СНГ одним из крупнейших предприятий подобного типа. В крупных железнодорожных узлах имеются локомотиво- и вагоноремонтные мастерские. Действует несколько судостроительных верфей, авиаремонтные производства. Машиностроительные предприятия выпускают изделия и оборудование для различных отраслей промышленности (золотодобывающей, химической, нефтеперерабатывающей, металлургической и др.) и оборонного комплекса страны. Насть продукции экспортируется.

Однако, несмотря на созданные в области достаточно крупные машиностроительные мощности, данный комплекс не получил здесь должного развития, особенно в сравнении с европейской частью России, Уралом и даже Западной Сибирью. Он традиционно специализировался в Приангарье на обслуживании горнорудного, а впоследствии военно-промышленного и нефтехимического комплексов, производил, в основном, горнодобывающее и обогатительное оборудование и военную авиационную технику.

Машиностроительные предприятия региона, традиционно работающие в жёстких условиях плановой экономики и имеющие гарантированный сбыт своей не всегда конкурентоспособной продукции, оказались совершенно не готовыми к новым экономическим условиям. С переходом к рыночным отношениям они резко сократили объёмы производства, не найдя замену традиционным видам изделий.

В результате за годы реформ выпуск продукции уменьшился в 6 раз. Некоторые предприятия (завод карданных валов, «Радиан» и др.) совсем прекратили свое существование. К основным причинам экономического падения отрасли можно отнести следующие:

■ разрушение десятилетиями отработанной системы хозяйственно-экономических связей между отраслями и предприятиями бывшего СССР;

■ потеря прежних рынков сбыта традиционной профильной продукции и падение платежеспособного спроса на неё;

■ прекращение поступлений комплектующих, сырья и заготовок от постоянных поставщиков;

■ отсутствие гибкости предприятий в вопросах перехода на новую продукцию;

■ морально устаревшие технологии, морально и физически устаревшее оборудование большинства предприятий;

■ неконтролируемый приток на местные рынки импортной, высококачественной, а иногда и более дешёвой продукции;

■ слабый менеджмент предприятий и низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;

■ отсутствие оборотных средств;

» потеря квалифицированных кадров;

■ неоправданная и непродуманная конверсия некоторых предприятий;

■ отсутствие интереса со стороны инвесторов, недостаточное финансирование (15-20%) технического переоснащения предприятий комплекса в рамках федеральных конверсионных программ.

Девальвация 1998 года существенно снизила цены на отечественную продукцию, что способствовало оживлению производства и повышению инвестиционных возможностей предприятий, которые получили несколько лет для льготного развития. В результате уровень производства продукции в 2000 г. превысил уровень 1996 г. на 18,3%. К настоящему времени полученные возможности в связи с ростом инфляции практически исчерпаны.

В целом, экономическая ситуация в отрасли постепенно улучшается, долговременный спад производства продукции прекратился и возникла устойчивая положительная тенденция роста объемов произведенной продукции и индекса физического объема отрасли. Финансово-экономическое состояние ряда

предприятий постепенно стабилизируется при отсутствии (ДЛЯ большинства ИЗ НИХ) бюджетного финансирования и кредитования банков, Решается проблема взаимной задолженности предприятий.

Тем не менее, несмотря на заметные успехи отдельных предприятий, темп роста промышленного производства в области сдерживается по ряду причин: отсутствие единой стратегии и перспективной программы развития машиностроения области; отсутствие у администрации эффективного механизма координации деятельности предприятий и области; отсутствие перспективных планов развития у большинства предприятий; высокий уровень налогообложения; недостаток собственных денежных средств; неплатежеспособность заказчиков; морально устаревший технологический уровень производства большинства предприятий; отсутствие инновационного технологического центра или другой аналогичной структуры; изношенность оборудования; недостаток кредитных и заемных средств; недостаток квалифицированных кадров; проблемы со сбытом продукции и обеспеченностью сырьем и материалами; высокая конкурентоспособность продукции отечественных и зарубежных предприятий; малая емкость существующего рынка сбыта продукции предприятий; низкая инвестиционная активность предприятий; низкий уровень загрузки существующих мощностей.

Традиционно деятельность значительного числа предприятий машиностроения Иркутской области была направлена на удовлетворение потребности региона в оборудовании горной, энергетической, нефтехимической и лесной промышленностей, При этом производимое оборудование по качеству зачастую не уступало, а иногда и превосходило мировой уровень (например, драги производства ИЗТМ). К сожалению, за последние десять лет позиции большинства заводов утеряны. Драги, обогатительное оборудование для золотодобывающей промышленности наши золотодобытчики покупают уже в Китае, хотя качество продукции китайского машиностроения иставляет желать лучшего.

В настоящее время значительная часть предприятий области сумела частично или полностью восстановить производственный потенциал. Следующая стоящая перед областью задача - полная загрузка имеющихся производственных мощностей. Для того чтобы привлечь возможных заказчиков, необходимо восстановить потерянный имидж надёжных поставщиков качественного оборудования и занять свою нишу на рынке производителей.

Стратегия развития машиностроения

Основной целью разработки промышленной политики области является сохранение имеющихся тенденций роста производства и повышение его эф-

фективности, При этом приоритетными в развитии машиностроения являются следующие направления:

■ создание и отработка эффективного механизма проведения промышленной политики и координации деятельности предприятий и области;

■ развитие кооперации машиностроительных предприятий и кооперации с предприятиями других отраслей;

■ реализация инновационной и научно-технической политики, стратегической целью которой является создание новых эффективных производств, разработка и освоение высокопроизводительных технологий и оборудования;

■ поощрение проведения предприятиями амортизационной политики, направленной на ускоренное обновление основных фондов. Основными источниками инвестиционного потенциала территории являются прибыль и амортизационные отчисления, которые в настоящее время невелики, поэтому предпочтение будет отдаваться проектам, использующим механизм ускоренной амортизации;

■ формирование налоговой политики в отношении промышленных предприятий в зависимости от скорости реализации инвестиционных проектов, направленных на совершенствование системы затрат, обновление и повышение конкурентоспособности продукции. В первую очередь инвестиционными налоговыми кредитами будут поддерживаться проекты, обеспечивающие кратчайшие сроки реализации и предусматривающие прирост налогооблагаемой базы, экологический и социальный эффект;

■ построение бюджетно-кредитной политики, направленной на обеспечение гарантий областной администрации при внешнем кредитовании. При совместном кредитовании отношение с собственниками предприятий будет строиться на долевом участии в инвестиционном проекте, Объемы бюджетных средств, направляемых на указанные цели с 2002 года, будут утверждаться отдельной строкой в бюджете области;

■ повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг организациями области с целью обеспечения их соответствия международным стандартам ИСО 9000:2000 г.;

■ увеличение количества и качества подготовки специалистов всех уровней для предприятий машиностроения. Всемерное содействие замене и модернизации устаревшего оборудования в лабораториях и кабинетах учебных учреждений машиностроительного профиля;

■ содействие образованию у предприятий фондов развития. За счет средств данных фондов должны осуществляться научно-технические работы, направленные на совершенствование структуры затрат, повышение конкурентоспособности произ-

водств, исследования, обосновывающие бизнес-планы развития;

■ маркетинговый контроль ситуации для анализа перспектив спроса на производимую в области продукцию и внесения изменений в стратегическую политику развития отрасли;

■ проведение для предприятий региона протекционистской политики на областном рынке машиностроительной продукции;

■ обеспечение информационной открытости в проведении инвестиционной политики как в масштабах области, так и непосредственно на предприятиях для привлечения внутренних и внешних инвесторов.

Основные задачи предприятий по развитию отрасли заключаются в следующем;

■ увеличение доли машиностроительной продукции в объеме экспорта РФ до уровня 1991 г.;

■ реструктуризация отрасли, включающая, с одной стороны, реформирование- отдельных достаточно крупных предприятий в ряд самостоятельных, с другой, - объединение родственных предприятий в холдинги (например, ИЗТМ, Усольмаш, АРМЗ, ИЛК);

■ обеспечение информационной открытости в проведении промышленной политики и создание условий для инвестиционной привлекательности предприятия;

■ реформирование предприятий на основе разработки и реализации экономически обоснованных бизнес-планов развития на пятилетний период,

Реализация бизнес - планов направлена на решение следующих вопросов;

■ совершенствование структуры управления предприятия и как следствие снижение накладных расходов предприятий;

■ внедрение новых технологий и выпуск товаров, конкурентоспособных на мировом рынке как по цене, так и по качеству;

■ техническое и технологическое перевооружение производства;

■ обновление управленческих кадров, привлечение и обучение высококвалифицированных специалистов для работы на современном оборудовании;

■ внедрение и сертификация на предприятиях систем управления качеством;

■ создание службы постоянного маркетинга и мониторинга рынка;

■ повышение уровня заработной платы.

Перспективы роста машиностроительной промышленности области

Предлагается три варианта прогноза прироста финансово-экономических показателей развития отрасли. Это средний, оптимистический и пессимистический прогнозы. Результаты расчётов приведены в графической форме (рис, 1 - 3),

Фонд заработной платы (тыс. руб.)

ЗОООООО -Т-

500000

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Обычный 790800 1148757 1413090 1593631 1807005 2139650

-♦""Увеличение объема выпуска продукции на 5 °/о ежегодно 830340 1206195 1483745 1673313 1897355 2246633

А Увеличение заработной платы на 25 % ежегодно 787270 1077099 1361211 1731654 2233019 2752058

Рис, 1. Фонд заработной платы отрасли

Среднесписочная численность работающих (чел.)

Рис. 2. Среднесписочная численность работающих в отрасли

Средняя заработная плата (руб.)

Рис, 3. Средняя заработная плата по отрасли

Данные первого варианта подучены на- основе анализа существующих тенденций изменения финансово-экономических показателей отрасли за последние годы. Он отражает реально существующую картину прироста промышленного производства в области и обозначен как средний прогноз.

«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 год и параметры социально-экономического развития Российской Федерации до 2003 г.» устанавливает период 2001 -2003 гг. как этап стабилизации, который позволит обеспечить в последующие годы, вплоть до 2010 г., устойчивый рост экономики в пределах 5-6%.

Анализ состояния, условий и возможностей развития региональной экономики показывает увеличение объёма производства продукции машиностроения в области на данном этапе и возможность его дальнейшего годового прироста не менее 6% уже с 2001 г. на прогнозируемый период, т. е, до 2006 г. При благоприятном развитии экономической ситуации в стране и регионе возможно большее увеличение годовых показателей отрасли. Такой вариант развития экономики предусматривается оптимистическим прогнозом.

Неблагоприятные тенденции развития мировой экономики, связанные, например, с политическими событиями, падением цен на нефть, явлениями инфляции и т.п., позволяют предположить и неблагоприятный (пессимистический) вариант развития отрасли. Все годовые показатели оптимистического прогноза увеличены на 5%, по сравнению с обычным прогнозом, а пессимистического - на 5% уменьшены,

Наличие трёх прогнозов развития промышленного производства создаёт коридор, за пределы которого не выходят значения показателей деятельности предприятий при любом варианте развития экономики.

В каждом прогнозе предусмотрен вариант увеличения объёма выпуска продукции на 5% ежегодно с соответствующими изменениями всех остальных показателей, обусловленными действующими правовыми, финансовыми, налоговыми нормами и законодательными актами. Рассчитан вариант ежегодного прироста заработной платы на 25% с обеспечивающими этот прирост значениями основных показателей производства.

Роль научного потенциала в развитии промышленности региона

В годы существования СССР важнейшую роль в развитии прикладной науки и технологии играли отраслевые институты и научно-промышленные объединения, в которых был сосредоточен значительный научный и зачастую промышленный потенциал. Они создавали перспективные производства, разрабатывали новые технологии и оборудование,

Значительный научный вклад в развитие перспективных направлений машиностроения внесли ученые высших учебных заведений. К настоящему времени отраслевая наука понесла значительные потери. Вузы же сумели сохранить свой потенциал, к преимуществам которого можно отнести наличие специалистов самых различных профилей в одном учебном учреждении.

Опыт развития научно-исследовательских и внедренческих работ в высшей школе показал эффективность создания совместных с другими организациями или предприятиями центров, называемых технопарками. На базе ИрГТУ при активном взаимодействии с заинтересованными отделами администрации и Союзом машиностроителей создан ТЕХНОПАРК. При нём предполагается открытие инновационного технологического центра машиностроения, учебного центра по освоению новых технологий и оборудования. В рамках ТЕХНОПАРКа могут быть реализованы инновационные проекты, созданы новые производства и предприятия. По мере развития они будут становиться самостоятельными и могут выходить из ТЕХНОПАРКа. Там же может осуществляться дополнительная подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, стажировка технических специалистов и т.д.

Информационно-аналитическая поддержка

Комитет государственной статистики Иркутской области имеет квалифицированный штат сотрудников и большой объем накопленной и регулярно собираемой информации. Однако её использование весьма затруднительно ввиду отсутствия единой системы обязательных показателей производственной деятельности предприятий, Кроме того, собранные сведения зачастую носят отрывочный и не всегда достоверный характер и их трудно использовать для расчёта и прогнозирования деятельности предприятий.

При анализе состояния машиностроительной промышленности региона разработчики столкнулись с проблемой получения необходимых сведений. Информация, которой делились руководители промышленных предприятий, не раскрывала действительного состояния производственно-экономической деятельности. Это касалось показателей объёма производства предприятий, потребности области в продукции машиностроения, состояния и перспектив развития конкретных предприятий. Некоторые руководители, ссылаясь на коммерческие тайны, говорили откровенно, что разглашать производственную информацию не будут. Под такими фразами иногда просто скрывались уязвимые позиции деятельности предприятий.

Пути развития машиностроительной промышленности должны быть информационными, прозрачными

и доступными для хозяйствующих субъектов области, страны и мирового сообщества, Помимо выполнения функций управления отраслью, концепция развития должна быть рекламой области, деятельности её администрации, должна привлекать возможных инвесторов, рекламировать предприятия, их руководителей и выпускаемую продукцию. Не менее важным условием является возможность постоянного развития и дополнения такой концепции новыми идеями, перспективными проектами или её корректировка в связи с изменившимися обстоятельствами в экономике, политике и т. п.

Массовое внедрение вычислительной техники даёт возможность ускорить, упростить и удешевить решение задачи сбора и эффективного использования информации, что позволит областной администрации постоянно отслеживать ситуацию в развитии отрасли, своевременно выявлять и реагировать на возникающие негативные тенденции,

Кадровое обеспечение машиностроительной промышленности

Улучшение экономической ситуации в промышленности вызвало рост потребности предприятий в квалифицированных кадрах всех уровней. Тем не менее, кадровая политика, проводимая государством, а правильнее - отсутствие её, особенно в сфере профессионально-технического образования, находится практически в тупике. На предприятиях ощущается постоянная нехватка высококвалифицированных кадров рабочих специальностей: инструментальщиков, фрезеровщиков, токарей и др.

В Иркутской области сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений (начального, среднего и высшего профессионального образования, учебно-курсовых комбинатов, курсов повышения квалификации, негосударственных образовательных организаций и т.п.), включающая около 120 учебных заведений, которые предназначены для профессионального обучения безработных граждан более чем по 130 специальностям.

Тем не менее, проблема обеспечения машиностроения высококвалифицированными кадрами весьма далека от решения. В качестве положительного факта можно отметить, что в годы перестройки менее всего пострадала высшая школа, но проблем и здесь достаточно.

Инженеров машиностроительных специальностей в Иркутской области готовят в трёх вузах. В Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ) готовят инженерные кадры следующих специальностей: самолётостроение, технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты, оборудование и технология сварочного производства, автоматизация технологических процессов и производств, робототехнические системы и комплексы,

информационные системы в машиностроении и са-

молёто-вертолётостроении. В Братском индустриальном институте ведется подготовка по специальности технология машиностроения; в Ангарской технологической академии - технология химического машиностроения. Плановый набор по каждой специальности - одна академическая группа. Таким образом, основную часть специалистов-машиностроителей готовят в ИрГТУ на факультетах технологии и компьютеризации машиностроения и транспортных систем.

Качество подготовки выпускников на факультете технологии и компьютеризации машиностроения обеспечивает профессорско-преподавательский состав, куда входят 11 профессоров и докторов технических наук, 70 кандидатов наук. На факультете есть магистратура, аспирантура и докторантура. С 1989 г. работал совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, а с 1997 г. - совет на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности «Технология машиностроения».

Кафедры факультетов обладают достаточной компьютерной базой для подготовки высококвалифицированных специалистов. На факультетах есть центр компьютерных технологий специальностей машиностроения, Центр оснащен современной вычислительной техникой и лицензионным программным обеспечением CAD/CAM систем с трехмерной компьютерной графикой, что позволяет систематизировать процесс подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ, Имеется возможность регулярно посылать на стажировку и практику своих специалистов на фирму Delcam (Великобритания), поддерживаются деловые связи с машиностроительным факультетом Кассельского университета Германии. Достигнута договорённость об обучении 20 студентов машиностроительных специальностей ИрГТУ в Германии и об организации обучения группы студентов в ИрГТУ на немецком языке с выдачей им диплома европейского образца.

Заключение

Создание концепции развития машиностроительной промышленности Иркутской области позволит администрации области целенаправленно осуществлять деятельность по развитию регионального машиностроения, определит принципы взаимоотношения областной власти с промышленными предприятиями, стратегический путь развития отрасли и проводимую администрацией политику.

Основная деятельность администрации заключается в подготовке и осуществлении ряда законодательных и экономических мероприятий в области налоговой, кредитной и законодательной политики, которая направлена на создание благоприятных условий работы и развития машиностроительных пред-

приятий. Необходим комплекс мер по проведению эффективной инновационной политики, подготовке для предприятий кадров всех уровней, расширению рынков для производимой продукции.

Целенаправленная политика по развитию машиностроения позволит обеспечить внедрение новых технологий, освоение новых видов продукции и повышение её качества, осуществить более полную загрузку производственных мощностей предприятий и начать техническое и технологическое перевооружение производства.

Использование расчётно-аналитических разработок даст возможность решения и проверки на специализированных технико-экономических моделях задач анализа текущего состояния предприятий ма-

шиностроительной промышленности и влияния машиностроительного комплекса на формирование бюджета области.

Информационная открытость, прозрачность и доступность мероприятий по развитию промышленности для хозяйствующих субъектов области, страны или мирового сообщества обеспечит инвестиционную привлекательность машиностроения области.

Постепенно будет формироваться рациональная структура активов предприятий, увеличатся объёмы производства. Это позволит получить стабильное наполнение бюджета и возрастание налоговых поступлений. Будет увеличено число работающих специалистов в машиностроении, что положительно скажется на уровне жизни населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.