РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Г. С. Галиуллина, Г. Г. Мухамедова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются качественные характеристики развития машиностроительной отрасли в Челябинской области. Именно они отражают конкурентные позиции региональных машиностроительных компаний в геоэкономическом пространстве и их способность адаптироваться к условиям глобальной конкуренции.
Машиностроение в Челябинской области является одной из ведущих отраслей экономики, по объемам производства оно занимает второе место среди отраслей промышленности (после черной металлургии).
Несмотря на это, необходимо оценить качественные характеристики, отражающие адаптацию предприятий машиностроительной отрасли к условиям глобальной конкуренции, ее конкурентные позиции в геоэкономическом пространстве.
В целом вклад машиностроения в общий объем производимой областью продукции невелик. По итогам 2004 г. удельный вес машиностроительного комплекса в общем объеме производимой областью продукции составил 13,7 % [1] (для сравнения: этот показатель в целом по России составил в 2004 г. 22,2 %, а в развитых странах он достигает 35-45 %). Кроме того, начиная с 1990 г. он снизился более чем в два раза (табл. 1).
Таблица 1
Динамика удельного веса машиностроения и металлообработки в промышленности Челябинской области, %
1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004
32,1 18,5 15,7 18,7 17,2 15,1 13,7
Источник: Машиностроение Челябинской области : стат. сб. / Территор. орган Федерал. службы гос. статистики по Челяб. обл. Челябинск, 2005. С. 8.
Уменьшение удельного веса продукции машиностроительного комплекса области в общем объеме промышленной продукции сопровождалось снижением численности промышленно-производственного персонала, сокращением доли машиностроительных предприятий в общем количестве организаций и предприятий области (начиная с 2001 г.) [1].
Несмотря на то, что динамика объема продукции в денежном выражении была положительной, все остальные показатели деятельности отражали отрицательную динамику. Особенно удручающим выглядит такой важнейший показатель, как рентабельность продукции. Так, например, в 2003 г. она составила 1,5 % [1]. При таком значении показателя невозможно говорить о каких-либо масштабных вложениях в модернизацию основных фондов, НИОКР, развитие нематериальных активов, мероприятия по продвижению и т. д., что делает бесполезными попытки уральских машиностроителей выдержать конкуренцию с глобальными игроками. В мировом машиностроении рентабельность
составляет 20-25 %, а с учетом прибыли, получаемой за счет предоставления инжиниринговых услуг, достигает 40 %.
Нестабильная работа машиностроительного комплекса за последнее десятилетие привела к тому, что в 2004 г. объем его производства составил 41,3 % к уровню 1990 г., в том числе по машиностроению — 41,1 %. В разные годы прекращен выпуск многих потребительских товаров [1]. Невостребованность рынком большинства потребительских товаров, произведенных машиностроительными предприятиями области, является главной причиной такого положения.
Необходимо отметить также невысокий уровень заработной платы в машиностроении. Так, в 2004 г. среднемесячная начисленная заработная плата здесь составила 5236,5 р. В табл. 2 представлено отношение средней заработной платы в машиностроении к среднему уровню по промышленности.
Таблица 2
Отношение среднемесячной заработной платы в машиностроении к среднему уровню по промышленности, %
1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
98,0 77,7 68,6 75,6 77,1 76,7 75,1
Источник: Машиностроение Челябинской области... С. 16.
В результате неудовлетворительного уровня оплаты труда машиностроение утрачивает лучшие кадры, которые являлись носителями многих ключевых компетенций этих предприятий. Это ведет к снижению конкурентоспособности уральских машиностроителей, так как состояние нематериальных активов (частью которых является человеческий капитал) приобретает в современных условиях все большее значение в конкурентной борьбе.
Высокотехнологичная, наукоемкая продукция составляет менее 1 % экспорта продукции машиностроения региона, что делает уральские машиностроительные компании весьма слабыми конкурентами в глобальном экономическом пространстве.
Разработка и выпуск высокотехнологичной продукции во многом зависит от интеллектуального потенциала региона. В работе [2] представлен рейтинг российских регионов по затратам на исследования и разработки (% от ВРП) и по индексу развития интеллектуального потенциала. В 2004 г. Челябинская область направила на исследования и разработки 2 % валового регионального продукта. По этому показателю она находится на 12-м месте из 19 анализируемых регионов. В 2006 г. в Челябинске был открыт инновационный технопарк «ЮУрГУ - Полет», целью которого является создание комплексной системы поддержки предприятий, начинающих инновационную деятельность. На его открытие область потратила 8 млн р. (для сравнения: на организацию подобного технопарка Республика Татарстан направила 40 млн р.). Предприятия часто не в силах самостоятельно осуществить необходимый объем вложений в НИОКР и модернизацию основных фондов. Нельзя ожидать того, что региональные машиностроительные предприятия будут конкурентоспособны на рынках высокотехнологичной продукции при достаточно низком значении такого важного показателя, как объем затрат на НИОКР в регионе.
По индексу развития интеллектуального потенциала Челябинская область находится на 14-м месте из 19 анализируемых регионов со значением данного показателя в
0,4 [2]. Значения показателя определяют не только состояние научно-производственной базы региона в целом и предприятий в частности, но и состояние кадров, занятых на производстве и в управлении предприятием. Высокий общий интеллектуальный уровень и высокий уровень обучения являются определяющими для адаптации человека к изменяющимся условиям работы, так как интеллектуальность — это еще и способность человека переучиваться и воспринимать новое. Адаптивность персонала — это одна из важнейших составляющих адаптивности предприятия: именно с этой проблемой очень часто сталкиваются предприятия, внедряющие какие-либо новшества и изменения.
Судя по данным этого рейтинга, в Челябинской области недостаточны вложения в развитие научно-исследовательской базы как региона в целом, так и предприятий в частности, а также вложения в развитие человеческого капитала, что все более осложняет конкуренцию с другими регионами и странами не только на глобальном, но и на внутреннем рынке, и особенно остро эта борьба будет происходить на рынках высокотехнологичной продукции.
Именно на рынках высокотехнологичной и инновационной продукции, где конкуренция самая жесткая, достигаются наиболее высокие показатели рентабельности, так как в этой продукции формируется высокая добавочная стоимость. В регионе развитию инноваций, по нашему мнению, уделяется недостаточно внимания. Так, в официальной статистике, публикуемой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, нет никакой информации по инновационной составляющей машиностроения: не отражены, в частности, такие показатели, как удельный вес затрат на инновационную деятельность предприятий региона, удельный вес инновационной продукции в объеме выпуска, удельный вес затрат на продуктовые инновации в общем объеме затрат на инновационную деятельность и т. д., в то время как и эти показатели свидетельствуют о конкурентных позициях отрасли.
Несмотря на то, что уже многие годы говорят о необходимости преимущественного развития высокотехнологичных отраслей промышленности и неотъемлемой частью этого развития должны стать инновации, в настоящее время результативность инновационной деятельности предприятий даже не регистрируется. Существуют лишь экспертные оценки, которые очень различаются.
Важным, по нашему мнению, показателем для оценки конкурентных позиций отрасли является ее чувствительность к вступлению во Всемирную торговую организацию. Как показывает практика других стран, вступление России в ВТО наиболее негативно может сказаться на машиностроительном комплексе страны. Наряду с обеспечением равноправного участия региональных предприятий — производителей машин и оборудования на глобальном рынке, либерализация внешнеэкономического комплекса обнажит весь спектр нерешенных проблем регионального машиностроения в целом и каждого конкретного предприятия в частности, которые могут губительно отразиться на нем при вступлении страны в ВТО.
Неготовность региональных машиностроителей на равных конкурировать с зарубежными производителями не только на мировом, но и на национальном рынке говорит об отсутствии даже стремления местных машиностроительных предприятий к обретению глобальной конкурентоспособности, а значит, о слабости их конкурентных позиций в геоэкономическом пространстве. Несмотря на это, в регионе уже сформировался ряд машиностроительных предприятий, успешно конкурирующих с продукцией
зарубежных производителей (например, Автомобильный завод «Урал», Промышленная группа «Метран»); наличие у многих предприятий в регионе (особенно предприятий ВПК) уникальных ключевых компетенций свидетельствует о значительном потенциале роста их конкурентоспособности. Мы считаем, что для достижения глобальной конкурентоспособности региональным машиностроительным предприятиям необходимо рассматривать неизбежное вступление России в ВТО как новую открывающуюся возможность развития бизнеса, что требует, в свою очередь, объективной оценки своих возможностей и использования их для преодоления потенциальных угроз.
Для оценки конкурентных позиций отрасли в регионе необходимо проанализировать, по нашему мнению, насколько успешны стратегии и управленческие решения региональных машиностроительных предприятий. Мы считаем, что этот показатель важен потому, что стратегически значимые решения не только определяют развитие бизнеса, повышают инвестиционную привлекательность и стоимость предприятия, но и задают направление адаптационных процессов предприятия, обеспечивая возможность роста его конкурентоспособности.
В работе [3] рассматривается картина удачных управленческих решений стратегического характера на уральских предприятиях в 2004 г. В предлагаемом рейтинге [3] рассматривается также отраслевая структура важных управленческих решений за 2004 г. Ведущее положение занимают металлургические предприятия (их доля — 40 % от всех решений), предприятия машиностроения находятся на втором месте (20 % всех решений). Отмечается, что доля решений машиностроительных предприятий выросла в два раза по сравнению с аналогичными рейтингами 2002 и 2003 гг. за счет предприятий оборонно-промышленного комплекса и автомобилестроения.
Подобный рост, возможно, объясняется налаживанием ситуации в отрасли, постепенным выходом из кризисного положения многих предприятий, что дает возможность управленцам сконцентрировать усилия на стратегических проблемах развития бизнеса, а не заниматься решением повседневных оперативных и тактических задач. Однако на качество менеджерских решений влияют нерешенные проблемы, присутствующие сегодня на большинстве машиностроительных предприятиях региона. Это, в частности, находит свое отражение в отсутствии в рейтингах решений, требующих наибольших вложений, и решений с максимально высокой эффективностью машиностроительных предприятий.
В качестве примера хотелось бы рассмотреть управленческие решения в ОАО «Автомобильный завод “Урал”» как одном из успешных машиностроительных заводов региона.
На новый этап развития предприятие вышло благодаря решению привлечь инвестора. ОАО «Автомобильный завод “Урал”» стал инвестиционно привлекательным после завершения процедуры внешнего управления (стратегический инвестор — российская инвестиционно-промышленная группа «Базовый элемент»). Привлечение инвестора помогло заводу не только избавиться от долгов, получить средства для модернизации производства и технического совершенствования продукции, но и получить доступ к ресурсам и возможностям холдинга «РусПромАвто» (сейчас — Группа «ГАЗ»). В частности, благодаря этому завод располагает возможностью более эффективно использовать кооперационные связи: он имеет доступ к компонентам, которые производятся на заводах Группы, и возможность получения заказов на узлы и детали, выпускаемые его дочерними структурами и независимыми цехами. Так, в рамках международного
сотрудничества Группы «ГАЗ» на некоторые модели грузовиков «Урал» устанавливаются двигатели Renault. Результат принятого управленческого решения по привлечению инвестора — достижение устойчивых положительных показателей деятельности завода, который еще пять лет назад был на грани банкротства, рост конкурентоспособности продукции, что повышает возможности адаптации к условиям глобальной конкуренции.
В 2004 г. на ОАО «Автомобильный завод “Урал”» было принято решение открыть во Вьетнаме предприятие по сборке армейских автомобилей, с возможностью расширения производства до 1000 автомобилей в год. Результат принятого управленческого решения — расширение рынка сбыта. Это решение, на наш взгляд, придало адаптационным процессам предприятия глобальный характер: для получения доступа к новым рынкам сбыта предприятие не ограничилось экспортом продукции, а разместило свое производство в другой стране.
В том же году на миасском заводе начали внедрять японскую систему бережливого производства, лицензия на которую была приобретена на заводах Toyota. Цель этой системы — оптимизация производства путем правильной организации рабочего места, рабочего времени и производственных процессов, а также за счет снижения брака. Несмотря на сложности (в основном психологического характера), связанные с внедрением этой системы, первые результаты принятого управленческого решения уже есть: снижение издержек и, следовательно, себестоимости продукции, что повышает конкурентоспособность продукции.
Данные управленческие решения были направлены, в основном, на достижение инвестиционных целей предприятий (техническое перевооружение, изменение системы управления, создание дополнительных преимуществ).
Таким образом, можно констатировать, что региональные машиностроительные предприятия прошли этап острого экономического кризиса и нацелены на решение проблем стратегического развития и достижения устойчивых конкурентных позиций. Часть наиболее успешных и «продвинутых» предприятий начали проводить достаточно активную политику, направленную на модернизацию мощностей, организацию новых производств, управленческие инновации, повышение эффективности производства. Возможно, эти мероприятия станут первыми шагами на пути достижения региональными предприятиями устойчивых конкурентных позиций на глобальном рынке машиностроительной продукции.
О конкурентных позициях отрасли в регионе может свидетельствовать роль иностранных инвестиций в машиностроительном комплексе, которые дают возможность получения капитала, технологий, навыков управления, информации и могут способствовать снижению бедности и экономическому росту в регионе.
В иностранных инвестициях, поступающих в экономику Челябинской области, велика доля прочих инвестиций: в первом полугодии 2007 г. она составила 91,3 %. Прочие инвестиции представляют собой разнообразные кредиты и займы и не приносят тех выгод, как, например, прямые иностранные инвестиции: трансферт технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга, повышение эффективности использования производственных ресурсов.
Несмотря на ведущее положение машиностроительной отрасли в регионе, объем иностранных инвестиций в нее весьма незначителен: за первое полугодие 2007 г. он составил 513 тыс. долл., или 0,13 % от общего объема иностранных инвестиций в
экономику области. В отличие от других отраслей промышленности, иностранные инвестиции в машиностроение в основном представляют собой прямые или портфельные инвестиции, что в совокупности с весьма незначительными их объемами, возможно, свидетельствует о том, что эти цифры отражают инвестиции в одно или ограниченное количество предприятий.
Проанализировав значение иностранного инвестирования в региональном машиностроительном комплексе, можно сделать вывод о весьма незначительных объемах иностранного инвестирования, что отражает низкий уровень инвестиционной привлекательности отрасли в целом и предприятий в частности.
Таким образом, иностранные инвестиции имеют, вероятно, весьма небольшое значение для развития отрасли в регионе. Эти инвестиции не приводят к получению капитала, новейших технологий, информации, прогрессивных навыков управления и маркетинга в рамках всей отрасли и не обеспечивают региональным машиностроительным предприятиям устойчивых конкурентных позиций в условиях жесткой глобальной конкуренции.
Подводя общий итог, можно отметить, что Уральский промышленный регион в целом и Челябинскую область в частности относят к старопромышленным регионам, где преобладают технологически отсталые предприятия базовых отраслей. Для адаптации региональных машиностроительных предприятий к современным условиям глобальной конкуренции необходимо решение многих проблем, что требует не только большого объема инвестиций, но и волевых решений, высокой компетентности топ-менеджеров и владельцев предприятий. Вместе с тем большинство данных предприятий являются непривлекательными для инвесторов из-за дороговизны переоборудования и перепрофилирования по сравнению с ожидаемыми прибылями от новой деятельности. Значительная часть поступающих в регион инвестиций направляется не на развитие машиностроительной отрасли. На многих региональных машиностроительных предприятиях специалисты отмечают невысокий уровень менеджмента, что также затрудняет достижение ими прочных конкурентных позиций.
За годы реструктуризации машиностроительного комплекса резко снизилась доля машиностроительной продукции в общем объеме промышленной продукции региона (от 32,1 % в 1990 г. до 13,7 % в 2004 г.). Это явилось результатом того, что часть предприятий не сумела выжить в условиях экономического кризиса, разразившегося в стране, остальные были вынуждены сократить объемы производства из-за снижения спроса на продукцию и конкуренции с импортными товарами. Данный процесс сопровождался уменьшением численности промышленно-производственного персонала, снижением уровня его заработной платы и резким сокращением рентабельности. Следствием этих процессов стала одна из самых острых проблем на сегодня в региональном машиностроении — проблема кадров.
Весьма невысокой остается и доля наукоемкой продукции в общем объеме произведенной машиностроительным комплексом региона продукции. Важнейшие показатели, характеризующие результативность наукоемкой деятельности предприятий, в официальных статистических сборниках и материалах не отражаются. И если говорить о существовании некоторого потенциала, который имеется в регионе в виде оставшихся различных научно-исследовательских и специальных конструкторских институтов и бюро, в лице высококвалифицированных инженеров и конструкторов, в виде накопленных на предприятиях (особенно ВПК) уникальных наработках и компетенциях, то
можно констатировать недостаточную его реализацию, так как машиностроительный комплекс региона недополучает большую прибыль, которую мог бы получить, если бы производил продукцию с более высокой добавленной стоимостью.
Возросшая активность региональных машиностроительных предприятий в модернизации производства, организации нового производства, расширении рынков сбыта, внедрении управленческих инноваций свидетельствует о понимании того, что для достижения устойчивых позиций в современном мире необходимо меняться вслед за быстро меняющейся средой. Об определенном успехе в этом деле свидетельствует увеличение в два раза в рейтинге успешных менеджерских решений уральских компаний доли решений предприятий машиностроения в 2004 г. по сравнению с 2002 и 2003 гг.
В целом, несмотря на ведущее положение машиностроения в регионе, конкурентные позиции этой отрасли можно оценить как достаточно слабые, а это приведет к тому, что региональным машиностроительным предприятиям будет все труднее и труднее быть конкурентоспособными в глобальном экономическом пространстве. Однако уже сегодня сформировался целый ряд машиностроительных производств, способных на равных конкурировать с продукцией зарубежных компаний; кроме того, значительная часть предприятий обладает хорошим потенциалом роста своей конкурентоспособности.
Проведенный анализ позволяет не только оценить конкурентные позиции регионального машиностроительного комплекса, но и сформировать направления работы по укреплению этих позиций. Для достижения успеха в повышении глобальной конкурентоспособности регионального машиностроительного комплекса необходимы усилия не только каждого отдельного предприятия, но и областного правительства. Увеличивая расходы на фундаментальную науку, на финансирование высшей школы, улучшение имиджа региона, заботясь о привлекательности инвестиционного климата в регионе, предоставляя различные субсидии и гарантии предприятиям, имеющим потенциал для укрепления конкурентных позиций, правительство области, в частности, может создать прочную основу, обеспечивающую возможность достижения машиностроительными предприятиями региона глобальной конкурентоспособности.
Список литературы
1. Машиностроение Челябинской области : стат. сб. / Территор. орган Федерал. службы гос. статистики по Челябинской области. Челябинск, 2005. 52 с.
2. Каданников, В. В. Некоторые итоги интеграции России в мировую экономику и оценка роли отечественного машиностроения / В. В. Каданников // Кузнечно-штампов. пр-во. Обработка металлов под давлением. 2006. № 3. С. 3-9.
3. Экономические аспекты присоединения России к соглашениям ВТО: Россия — Уральский регион — Свердловская область : аналит. докл. / экон. фак. Урал. гос. ун-та им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2006. 193 с.