Научная статья на тему 'Особенности управления промышленными предприятиями республики Дагестан в составе оборонно-промышленного комплекса'

Особенности управления промышленными предприятиями республики Дагестан в составе оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / КОНВЕРСИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идзиев Г.И.

Сегодня объем производства на машиностроительных предприятиях Республики Дагестан упал примерно в 10 раз по сравнению с 1990 г. Одной из основных причин спада в этой отрасли промышленности республики является то, что эти предприятия практически не были кооперированы между собой, не представляли собой единого комплекса, а выполняли заказы для оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Выход из этой ситуации диверсификация предприятий ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления промышленными предприятиями республики Дагестан в составе оборонно-промышленного комплекса»

УДК 338.32

особенности управления промышленными предприятиями республики дагестан в составе оборонно-промышленного комплекса

г. и. идзиев,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: textima@mail. ru

Институт социально-экономических исследований дагестанского научного центра РАН

Сегодня объем производства на машиностроительных предприятиях Республики Дагестан упал примерно в 10 раз по сравнению с 1990 г. Одной из основных причин спада в этой отрасли промышленности республики является то, что эти предприятия практически не были кооперированы между собой, не представляли собой единого комплекса, а выполняли заказы для оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Выход из этой ситуации — диверсификация предприятий ОПК.

Ключевые слова: диверсификация, конверсия, управление, промышленность, регион, оборонно-промышленный комплекс.

Особая роль ОПК в России определяется в первую очередь не его удельным весом в промышленности по валовым показателям, а доминирующим положением в производстве и экспорте высокотехнологичной и наукоемкой продукции. От развития ситуации в оборонной промышленности и науке зависит не только обеспечение собственно обороноспособности и национальной безопасности страны, но также поддержание и наращивание ее научного потенциала, перспективы технического перевооружения ряда других ключевых отраслей экономики. Иными словами, состояние ОПК в значительной мере определяло и будет определять место России в мировом экономическом пространстве.

Вместе с тем необходимо учитывать, что ОПК, являясь наиболее наукоемким и высокотехнологичным сектором российской экономики, наряду с разработкой вооружений и военной техники должен решать задачи создания и расширения выпуска конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Соответственно, решение этой задачи является еще одной конечной целью технологического развития данного сектора экономики [1].

Ориентация на развитие ОПК как многопрофильного, высокотехнологичного, диверсифицированного, экономически устойчивого, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках военной и гражданской продукции промышленного сектора экономики России создает предпосылки для маневра средствами на ключевых направлениях научно-технического развития, однако не позволяет однозначно решить задачу выбора научно-технических приоритетов.

В области обороны и безопасности целевое предназначение ОПК как производственного сектора—га-рантированно обеспечивать оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов России современными образцами вооружения и военной техники в требуемом объеме.

Задачи ОПК в гражданской сфере определяются, с одной стороны, стратегическими вызовами

предстоящего десятилетия в сфере социально-экономического и технологического развития, в том числе усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, капиталов, технологий, рабочей силы, что предъявляет новые требования к конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций; поддержанием все в большей степени конкурентных позиций в мировой экономике за счет качества профессиональных кадров, что требует для обеспечения устойчивого развития роста производительности труда, модернизации и ускоренного развития отраслей, определяющих качество человеческого капитала, превращения среднего класса в доминирующую силу. С другой стороны, жизненноважными интересами России, в том числе необходимостью формирования научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках по ряду приоритетных направлений; структурной диверсификации экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности; повышения эффективности использования первичных ресурсов (труда, энергоносителей, материалов); повышения качества жизни населения.

Таким образом, при выборе приоритетных направлений развития ОПК во внимание должны быть приняты следующие факторы [2]:

• задачи обеспечения жизненно важных интересов России в военной и гражданской сферах;

• обеспечение обороноспособности в существующей и прогнозируемой системе угроз;

• поиск путей решения энергетической проблемы, учитывая природно-климатические условия России;

• создание скоростного надежного дешевого транспорта исходя из географических особенностей и территориальных масштабов страны;

• совершенствование средств связи и технологий телекоммуникаций как необходимого условия развития современного высокотехнологичного производства и обеспечения качества жизни населения;

• поддержание экологической чистоты среды жизнедеятельности и др.;

• имеющийся в секторах научно-технический задел, интеллектуальный потенциал и опыт производственного персонала, достигнутый технологический уровень разработок и

производимой продукции, подтвержденный реальным присутствием на мировом рынке наукоемкой продукции.

Общим условием реализации благоприятного варианта технологического развития ОПК является перевод российской экономики на инновационный путь развития и решение других задач, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. В частности, необходимым условием является проведение государством глубокой реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, обеспечение высоких темпов развития отечественной науки и образования, смежных отраслей.

В этой связи особое значение имеют управленческие решения по реализации структурной политики в оборонном комплексе.

Одним из главных ориентиров развития любой отрасли в первую очередь является наиболее полное удовлетворение потребностей региона в производимой продукции за счет оптимального использования собственной материально-технической и сырьевой базы. Машиностроение Республики Дагестана до 1990 г. развивалось в обратном направлении, с акцентом на выполнение заказов ОПК, было ориентировано на привозные сырье и материалы и отгрузку продукции за пределы республики, что, естественно, в современных условиях сделало ее неконкурентоспособной.

В советские времена экономика Республики Дагестан финансировалась в основном за счет поступлений из центра. Около 80 % промышленных предприятий республики выпускали продукцию для оборонно-промышленного комплекса. После распада Советского Союза и развития рыночных отношений конверсия приобрела огромное значение для экономики России в целом и Республики Дагестан в частности (см. таблицу).

Из анализа данных таблицы видно, что в течение 10 лет с 1990 по 2000 г. объем производства на машиностроительных предприятиях Республики Дагестан упал в 10 раз (в 2000 г. был крупный заказ Минобороны России для ОАО «Завод Дагдизель»). Одной из основных причин глубочайшего спада в этой отрасли промышленности республики является то, что эти предприятия практически не были кооперированы между собой, не представляли собой единого комплекса, являясь лишь придатком тех или иных министерств и ведомств бывшего Союза ССР.

Динамика производства продукции предприятиями оборонных отраслей промышленности Республики Дагестан

Показатель 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Индекс физического объема производства продукции машиностроения, в % к 1990 г. 100 92,6 64,8 49 21,6 15,3 12,1 9,8 10 11,9 21,1

Источник: Госкомстат Республики Дагестан, Минэкономики Республики Дагестан.

Промышленный потенциал республики определяется в основном предприятиями машиностроительного комплекса. В его состав входят около 40 предприятий, из которых 19 — предприятия оборонных отраслей, ориентировавшихся в прошлом на выполнение оборонного заказа и производивших до 75 % от общего объема производства отрасли. При условии использования 70 % производственных мощностей, комплекс обладает потенциалом, способным производить продукцию на сумму 15—20 млрд руб., т. е. примерно в 10 раз больше, чем в 2000 г.

Как было сказано ранее, производственный потенциал предприятий оборонных отраслей промышленности Дагестана используется в среднем на 12—14 %. Из 19 предприятий оборонной промышленности лишь 7 выполняют государственный оборонный заказ. В отличие от первых лет проведения экономических реформ, когда преобладало мнение, что рыночная саморегуляция экономики самодостаточна для ее развития, в настоящее время ни у кого не возникает сомнения в необходимости эффективного государственного регулирования социально-экономическими процессами.

Одним из важнейших элементов такого регулирования должна стать активная государственная промышленная политика, так как в последнее время она все больше становится фактором конкурентоспособности отраслей, региональных или национальных экономик. Осмысленная промышленная политика не проводится ни на федеральном уровне, ни на республиканском.

Несмотря на положительную в целом динамику развития промышленности республики, ситуация в машиностроении как отрасли, более других интегрированной в российскую экономику, продолжает оставаться напряженной. Резкое снижение производства в автомобильной промышленности, авиастроении, сокращение ассигнований на государственный оборонный заказ по некоторым тематикам привели к значительному снижению заказов на продукцию. На сегодня только два машиностроительных предприятия сохранили положительную

динамику роста — ОАО «Завод «Дагдизель» за счет гособоронзаказа и ОАО НИИ «Сапфир» за счет высокой конкурентоспособности продукции.

По вопросам поддержки и развития машиностроительных предприятий республики, увеличения гособоронзаказа Правительством Республики Дагестан проводится соответствующая работа с Минпромторгом России, Минобороны России, Федеральной службой по оборонному заказу (Рособо-ронзаказ), Департаментом оборонной промышленности и высоких технологий Правительства РФ. Состоялась встреча с заместителем министра обороны РФ — начальником вооружений Вооруженных сил РФ В. А. Поповкиным, затем республику посетила рабочая группа Минобороны России, изучившая состояние дел на оборонных предприятиях. По результатам этой работы в настоящее время уже решены вопросы определения ОАО «Завод «Даг-дизель» единственным поставщиком по основной номенклатуре изделий, что позволяет рассчитывать на дополнительные объемы оборонзаказа на период 2011—2013 гг. по ранее освоенным оружейным комплексам. По другим предприятиям по поручению Правительства РФ с непосредственными заказчикам техники и вооружений Минобороны России ведется работа по максимальному использованию возможностей оборонных предприятий республики.

Предприятиям республики оказано содействие в решении проблемных вопросов, в частности по погашению задолженности Министерства обороны РФ перед ОАО «Завод «Дагдизель» и ОАО «АвтоВАЗ» перед ОАО «Авиаагрегат», списанию задолженности перед федеральным бюджетом ОАО «Буйнакский агрегатный завод» и др.

Однако после мирового финансового кризиса 2008—2009 гг. при тотальном снижении платежеспособного спроса машиностроительные предприятия республики оказались в еще более сложном положении, были вынуждены сворачивать производство, ограничивать реализацию инвестиционных программ и т. д. Тем не менее именно в машиностроении имеется невостребованный потенциал для инновационного развития, и оно может стать

базовой отраслью для внедрения инновационных разработок.

В связи с этим вновь остро встает проблема перевода оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции. В настоящее время предприятиям своими силами проводить конверсию экономически не целесообразно. Вместе с тем в современных условиях, чтобы окончательно не потерять эту отрасль, правительству Республики Дагестан необходимо предпринять меры в рамках республиканской промышленной политики, направленные на частичную или же полную переориентацию высвобождаемых производственных мощностей и научно-технического потенциала с военных на гражданские нужды. Поэтому необходимо разработать такую систему финансирования, налогообложения и стимулирования конверсируемых предприятий, которая позволит более эффективно использовать ресурсы, мощности и интеллектуальный потенциал предприятий оборонного комплекса.

Если подходить к конверсии для отдельного предприятия преимущественно как к диверсификации, одновременно развивая военное и гражданское производства, то можно и конверсию, и диверсификацию рассматривать с некоторым приближением как единый процесс, называемый в дальнейшем диверсификацией. Он связан с необходимостью дополнительных затрат. Поэтому необходимо выбрать такой путь диверсификации, при котором возможно максимальное использование имеющегося экономического потенциала предприятия.

Одной из центральных задач при выработке стратегии диверсификации предприятий ОПК является определение для конкретных условий оптимального соотношения между оборонным и гражданским секторами производства, для чего требуется не только технологическое переоснащение производства на выпуск гражданской продукции, но и организационно-экономические возможности выхода на гражданский рынок.

Экономическое положение каждого предприятия в определенной степени зависит от его собственной политики, от выбранной им модели поведения на рынке при существенном влиянии факторов, неподконтрольных самому предприятию, в том числе изначально сложившиеся условия деятельности предприятия: его техническая оснащенность, экспортные возможности, диверсификационность производства и другие условия. Первичное неравенство этих условий оказывает большое влияние

на успешность работы предприятия. Работе по выработке обоснованной стратегии интеграции военной и гражданской продукции должна предшествовать оценка потенциала предприятия и его составляющих для определения способности оборонного предприятия выполнять государственный заказ в необходимом объеме наряду с производством новых видов продукции [3].

Автором предлагается использовать идею оценки производственного потенциала предприятия через «комплексный экономический потенциал предприятия» (КЭПП) для определения экономической возможности интеграции производства военной и гражданской продукции, в состав которого предлагается включить следующие элементы:

КЭПП = ПТ+ ПРП + ИнтП + ИнвП; ПТ = ПМ + МР + КП+ ФП; КЭПП = ПМ + МР + КП+ ФП + ПРП + ИнтП + ИнвП, где ПТ — производственный потенциал предприятия;

ПРП — природно-ресурсный потенциал (в частности стоимость земельного участка, руб.); ИнтП — интеллектуальный потенциал (стоимость нематериальных активов, руб.); ИнвП — инвестиционный потенциал (стоимостная оценка инвестиционной привлекательности, руб.);

ПМ — производственные мощности предприятия (стоимость основных средств, руб.); МР — материальные ресурсы (стоимость исходных оборотных фондов при оптимальном использовании производственной мощности, руб.); КП — кадровый потенциал предприятия (стоимость исходных трудовых ресурсов при оптимальном использовании производственной мощности, руб.);

ФП — финансовый потенциал предприятия (стоимость исходных финансовых ресурсов или денежные средства при оптимальном использовании производственной мощности, руб.). Таким образом, на выбор оптимального вида диверсификации будут оказывать влияние различные факторы. Значительное место среди них занимает возможность применения неиспользуемой в военном производстве части комплексного экономического потенциала предприятия. Здесь важно выяснить, какую часть составляющих комплексного экономического потенциала можно использовать

при диверсификации, чтобы осуществить ее с максимальной отдачей.

Анализ различных вариантов с точки зрения максимального использования имеющегося потенциала наиболее экономичным позволяет выбрать необходимый вариант дальнейшего стратегического развития предприятия.

На выбор варианта или сочетания вариантов будут оказывать влияние и другие факторы, в том числе обусловленные планом-заказом и планом развития завода, задаваемые отраслевым органом управления, а также высвобождаемые мощности по технологическим переделам в результате сокращения госзаказа, анализ которых и позволит окончательно завершить выбор вида производства.

Список литературы

1. БендиковМ. А., Фролов И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007.

2. Хрусталев Е. Ю. Экономические проблемы военной безопасности. М.: Наука, 2005.

3. Хрусталев Е. Ю. Методология создания системы мониторинга экономической безопасности наукоемких производств // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона». Махачкала, 27-28 октября 2009 г.

Третий Южно-Уральский социальный форум

«ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ - ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

20-21 октября 2011 г.

Челябинский государственный университет при поддержке Правительства, Законодательного собрания и Общественной палаты Челябинской области проводит III Южно-Уральский социальный форум «Опережающая подготовка кадров - основа комплексной модернизации региональной экономики».

В ходе форума предлагается обсудить следующие проблемы:

* модернизация системы профессионального образования на основе опережающей подготовки кадров для инновационной экономики региона;

* правовые и законодательные аспекты государственной поддержки молодых специалистов;

* молодёжное предпринимательство - стратегический ресурс развития общества и государства;

* человеческий ресурс как медико-социальная проблема в условиях интенсификации рынка труда;

* формирование социокультурных ценностей личности в современных условиях;

* практика решения проблемы опережающей подготовки кадров для целей социально-экономического развития муниципальных образований;

* качество подготовки кадров и сертификация их квалификации для инновационной экономики.

В программе форума предусматривается работа дискуссионных центров по обозначенным проблемам, круглый стол в правительстве Челябинской области, пленарное заседание, экскурсии на предприятия и социальные объекты Челябинска, выставки и встречи с известными специалистами.

К участию приглашаются руководители предприятий и учреждений, ученые и практики в области социально-экономических отношений, руководители и специалисты соответствующих министерств и ведомств, главы городов и районов субъектов Российской Федерации, представители бизнес-структур, общественных и религиозных организаций.

Заявку на участие следует направить до 10 сентября 2011 г. на E-mail: soc_work@econ.cgu.chel.su. По итогам форума предполагается издание сборников материалов. Стоимость организационного взноса для публикации материалов - 400 руб.

Тезисы выступлений направлять по электронной почте до 20 сентября 2011 г. в соответствии с установленными требованиями. Оплата проезда и проживания за счет направляющей стороны.

Телефоны для справок: (351) 799-70-74, (351) 799-70-76 -деканат экономического факультета; I 799-70-81- кафедра социальной работы ЧелГУ. Факс: (351) 799-70-78.

www.socforum74csu.ru

(351) '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.