УДК 332.1
определение перспективных
направлений развития
машиностроительного комплекса красноярского края на основе инструментария Форсайта
с. Л. ПАРФЕНОВА, доцент кафедры международного кадрового и проектного управления E-mail: parfyonova.s.l@yandex. ru М. В. ПИМЕНОВА, доцент кафедры международного кадрового и проектного управления E-mail: pimenovamarina@yandex. ru
сибирский государственный аэрокосмический университет
Машиностроение является важнейшей составляющей статуса России как мировой технологической державы. Именно оно призвано обеспечить инновационную деятельность и модернизацию экономики страны. Поэтому управление машиностроительным комплексом является одной из актуальнейших проблем современной экономики России. В статье рассматривается возможность применения инструментов Форсайта для выбора перспективных направлений развития машиностроительного комплекса Красноярского края.
Ключевые слова: машиностроительный комплекс, Форсайт, дерево целей, SWOT-анализ, мировые тенденции развития машиностроения, состояние и проблемы машиностроения в России, сценарии развития, Красноярский край.
Развитие машиностроительного комплекса России является в настоящее время одной из актуальнейших проблем экономики. Машиностроение — это серьезный ресурс для инновационного развития национальной экономики, важнейшая составляющая статуса России как мировой технологической державы. Именно оно призвано обеспечить модернизацию всей экономики страны на инновационной основе.
Несмотря на наличие множества заслуживающих пристального внимания работ отечественных и зарубежных ученых, ряд проблем управления машиностроительными комплексами требует дальнейших исследований, особенно с учетом новейших явлений в современной экономике, а также уникальных особенностей народного хозяйства России.
Как объект управления машиностроительный комплекс представляет собой сложную систему предприятий и организаций, объединенную упорядоченным комплексом хозяйственных связей и отношений. При этом предприятия различных организационно-правовых форм зачастую имеют разнонаправленные экономические интересы. Однако, будучи частью машиностроительного комплекса, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в совокупности составляют своего рода открытую систему, развивающуюся под влиянием внешней среды. В современной научной литературе достаточно подробно определены свойства машиностроительного комплекса (табл. 1) [10].
Машиностроительный комплекс — это сложная адаптивная система, которую характеризует ряд свойств, таких как целостность, адаптивность,
- 27
Таблица 1
Характеристика свойств машиностроительного комплекса
Свойство Характеристика
Компоненты Машиностроительный комплекс состоит из отдельных предприятий, каждое из которых и все вместе взаимодействуют с внешней средой
Связи Предприятия объединены в комплекс через систему производственных, финансовых, торговых и иных связей, которые реализуются через окружающую среду деятельности предприятия и инфраструктуру
Структура Структура машиностроительного комплекса развивается под воздействием факторов внешней среды, реализующемся на региональном, межрегиональном и международном уровнях
Взаимодействие Взаимодействие предприятий как единого машиностроительного комплекса осуществляется через систему экономических и правовых отношений, которые участвуют в формировании внешней среды и одновременно находятся под ее влиянием
Процесс Развитие машиностроительного комплекса является процессом упорядоченных (управляемых) и неупорядоченных (беспорядочных) изменений, происходящих под влиянием воздействия факторов внешней среды
динамичность, иерархичность, способность к самоорганизации, устойчивость и коэволюционность.
Под влиянием изменения внешней среды происходит естественное развитие машиностроительного комплекса. Однако, поскольку он сам является частью системы более высокого уровня, изменения, происходящие в нем, меняют некоторым образом и внешнюю среду. Следовательно, коэволюция системы и внешней среды превращается в непрерывный процесс, предопределяющий вектор развития системы. Возникает вопрос: как очертить этот вектор?
Проблема исследования перспектив развития, равно как и проблема влияния принимаемых решений на долгосрочные тенденции, находится в центре внимания ученых, структур власти и корпораций.
Основы теории и методологии «исследования будущего» (future studies), основанные на философии Форсайта, постепенно приобрели репутацию более целостного подхода, нежели традиционное прогнозирование. Такого рода работы были устремлены на объединение воедино различных движущих сил, трендов и факторов, их обусловивших, с тем чтобы исследовать альтернативные пути развития в будущем.
Форсайт выходит за рамки академических подходов в области исследования будущего, хотя такого рода исследования являются частью Форсайта. Форсайт ориентирован на выявление различных перспектив развития в будущем, новых возможностей и проблем и на оценку взаимовлияния различного рода проблем.
Возникает вопрос: что же такое Форсайт и чем он отличается от традиционного прогнозирования? Рассмотрим значимые определения понятия «Форсайт» (табл. 2).
С другой стороны, прогнозирование — это:
1) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего;
2) предвидение определенных событий [11].
Экономический прогноз — это метод аргументированного научного предвидения, используемый для определения направления развития экономической ситуации и подготовки решения для реализации экономической политики. Разработка экономического прогноза заключается в использовании количественных оценок для принятия решения в будущем [12].
Количественные методы, базирующиеся на информации о прошлом, используются для разработки путем экстраполяции этой информации в будущее, но такие методы игнорируют события, которые могут изменить траектории развития в будущем. В основе количественных методов лежит предположение, что движущие силы, которые действовали в прошлом, будут действовать и в будущем, а такие события, которые могут изменить сложившиеся корреляции или отклонить тренды, не произойдут или не будут иметь заметного эффекта.
Следует подчеркнуть, что «прогнозирование» и Форсайт не являются синонимами. Для Форсайта свойственно использование инструментария прогнозирования, но его целью не является получение совокупности прогнозов или каких-либо видов предсказаний. Это инструмент, позволяющий исследовать будущее для того, чтобы разработать необходимые меры и развить имеющиеся возможности таким образом, чтобы соотнести принимаемые сегодня решения с долгосрочными перспективами. Цель Форсайта заключается в том, чтобы способствовать формированию потенциала
Таблица 2
Определения Форсайта
Понятие Источник или автор
Форсайт — это предпринимаемые на систематической основе усилия по исследованию долгосрочных перспектив развития науки, технологий, экономики и общества в целях выявления стратегических областей научных исследований и новых зарождающихся технологий, которые с высокой степенью вероятности принесут значительный экономический и социальный эффект Martin Ben. Foresight in Science and Technology || Technology Analysis and Management, Vol. 7 I № 2, 1995. С. 139—168
Форсайт представляет собой накопление знаний и информации на систематической основе, вовлечение всех субъектов политики в формирование видения о среднесрочных и долгосрочных перспективах развития с целью принятия решения и мобилизации совместных усилий для реализации общих действий (мер) HLEG EU Developing European Foresight? 2003 I See http:||cordis. europa. eu| foresight/definition. htm
Форсайт является способом мышления о будущем для выявления возможностей и угроз, которые могут возникнуть в ближайшие годы и десятилетия Berkhout F., Hertin J. & Jordan A. Socioeconomic futures in climate change impact assessment: using scenarios as «leaning machine» | Global Environmental Change 12: 83—95, 2002
(научного, инновационного, технологического, кадрового), а также новых сетей между различными структурами, которые были бы способны разрабатывать и реализовывать стратегии упреждающего характера [2].
На сегодняшний день известны различные методы и модели, которые включаются в инструментарий Форсайта. Каждый из методов имеет свои преимущества и свои ограничения. Кроме того, результативность использования того или иного метода различна в зависимости от поставленных в исследовании задач, прогнозного горизонта и специфики самого этапа развития, на котором находятся конкретные технологические области. Поэтому выбор того или иного метода зависит от объекта приложения.
Объектом исследования в данной работе является машиностроительный комплекс Красноярского края.
Цель исследования состоит в определении перспективных направлений развития машиностроительного комплекса на основе инструментария Форсайта.
В работе предлагается проводить исследование по алгоритму, который представлен на рис. 1.
Процесс выбора перспективных направлений развития машиностроительного комплекса Красноярского края можно разделить на три этапа.
Рис. 1. Алгоритм разработки перспективных направлений развития машиностроительного комплекса Красноярского края на основе инструментария Форсайта
На первом этапе — этапе формирования целей — на основе концептуальных документов развития машиностроения в России, Сибирском федеральном округе (СФО) и Красноярском крае формируется дерево целей развития машиностроительного комплекса региона.
На втором этапе — аналитическом — дается краткая характеристика стартовых условий машиностроительного комплекса Красноярского края. Ее задачами являются проведение сопоставительного анализа сформировавшихся трендов, проблем и возможностей машиностроения края, России и других регионов мира, а также выделение в сжатом виде слабых и сильных позиций, возможностей и угроз развития машиностроительного комплекса Красноярского края.
На заключительном этапе — этапе исследования перспектив развития — на основе мировых
Стратегические цели развития машиност]
тенденций и направлений развития машиностроения России и Сибирского федерального округа и рассмотрении различных сценариев развития машиностроения края выбираются перспективные направления развития машиностроительного комплекса Красноярского края.
Для того чтобы сформировать дерево целей развития машиностроительного комплекса Красноярского края, рассмотрим стратегические цели развития машиностроения в России, Сибирском федеральном округе и Красноярском крае (табл. 3).
На основе анализа стратегических долгосрочных целей развития машиностроения России, Сибирского федерального округа и Красноярского края формируют дерево целей развития машиностроительного комплекса Красноярского края (рис. 2).
Анализ последних лет развития машиностроения в мире показал следующее. В 2009 г. и до пер-
Таблица 3
ения России, СФО и Красноярского края
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года [3] Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан
Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России [4] Стратегической целью России является переход в обозримом будущем в число высокоразвитых стран, опирающихся на постиндустриальную материально-техническую базу
Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2025 года) [8] Для России в качестве долгосрочных целей развития сектора машиностроения (на период до 2025г.) можно выделить следующие: — сохранить позиции на рынке по текущим технологиям и оборудованию с постепенным наращиванием доли собственного потребления; — увеличить долю собственного производства по двойным технологиям для минимизации рисков и повышения обороноспособности; — создать новые и развивать действующие совместные предприятия в Российской Федерации; — создать новые рынки и новое оборудование и производства гражданского назначения для перелома тенденции импорта; — занять значимую позицию на глобальном рынке в статусе экспортера по ряду прорывных технологий; — развитие кадрового потенциала машиностроительного комплекса
Межрегиональная инновационная программа освоения высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса Сибирского федерального округа — «Сибирское машиностроение» (2008—2012 годы) [5] Стратегической целью является эффективное использование производственного, трудового и интеллектуального потенциала предприятий ОПК и высокотехнологичного машиностроения субъектов СФО для подъема экономики и повышения благосостояния населения Сибири. Цель реализации программы — загрузка проектных и производственных мощностей, предприятий ОПК и наукоемкого машиностроения субъектов СФО для обновления, модернизации основных фондов и технического перевооружения базовых отраслей экономики Сибири и других территорий России на основе развития промышленного производства отечественного конкурентоспособного, импортозамещающего оборудования с использованием высоких технологий двойного назначения
Ведомственная целевая программа «Развитие производства машин, оборудования,электрооборудования и транспортных средств на территории Красноярского края на период 2009—2011 годы» [1] Цель программы — повышение конкурентоспособности продукции и ускорение темпов роста объемов производства предприятий машиностроительного сектора экономики края
Модернизация основных фондов и техническое перевооружение машиностроительных предприятий
вого полугодия 2010 г. мировой рынок машин и оборудования развивался в условиях общего спада в мировой экономике и обвала инвестиционной активности в промышленно развитых и, в меньшей степени, развивающихся странах, обусловленного глобальным финансовым кризисом.
Доля товаров машинотех-нической группы в мировом экспорте, имевшая в 1990-х гг. тенденцию к повышению (с 38,8 % в 1995 г. до 40 % в 2000 г.), с начала 2000-х гг. в условиях опережающего роста цен на товары топливно-сы-рьевой группы стала неуклонно сокращаться — до 39,7 % в 2003 г., 37,9 % в 2005 г., 35,5 % в 2007 г. и 34,2 % в 2009 г. [6].
Динамика мирового рынка машин и оборудования в среднесрочной перспективе будет определяться последствиями глубокой рецессии в глобальной экономике в 2008—2010 гг., ограниченностью финансовых ресурсов для инвестиций в основной капитал и настоятельной потребностью в снижении ресурсоемкости (в первую очередь энергоемкости) ВВП. Это обусловит умеренное расширение спроса на машины и оборудование на мировом рынке; среднегодовые темпы прироста мирового экспорта машинотехнических товаров в период до 2013 г., согласно большинству оценок зарубежных экспертов, будут находиться в пределах 5—7 % [6].
В региональном разрезе крупнейшими экспортерами машин и оборудования, по данным «UN International Trade Statistics» [6], являются:
Эффективное использование производственного, трудового и интеллектуального потенциала предприятий ОПК и высокотехнологичного машиностроения Красноярского края для подъема экономики и повышения благосостояния населения
г
Т
Загрузка проектных и производственных мощностей предприятий ОПК и наукоемкого машиностроения
Повышение конкурентоспособности продукции машиностроения на основе использования технологий двойного назначения
Создание новых рынков, инновационной продукции и производств гражданского назначения для перелома тенденции импорта
Рис. 2. Дерево целей развития машиностроительного комплекса Красноярского края
• промышленно развитые страны Европы (39,4 % мирового экспорта в 2009 г. против 41,2 % в 2008 г. и 38,8 % - в 2000 г.);
• развивающиеся и новые индустриальные государства Восточной Азии (34,4 % мирового экспорта в 2009 г. против 23 % в 2008 г. и 13,3 % - в 2000 г.);
• страны Северной Америки (10,7 % мирового экспорта в 2009 г. против 12,3 % в 2008 г. и 20 % - в 2000 г.).
Заметной тенденцией уходящего десятилетия стало существенное сокращение удельного веса североамериканских стран в мировом экспорте товаров рассматриваемой группы (почти вдвое по сравнению с 2000 г.) при соответствующем росте доли восточноазиатских стран (более чем на 10 процентных пунктов), рис. 3.
В 2005—2009 гг. удельный вес РФ в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств вырос с 0,18 до 0,28 %, но все равно оста-
О -4--
-♦—Россия -■-Страны Европы —Зарубежная Ази*
_ —Северная Амеэика
3 —^Лагинская Америка
■^2
2005 г. 200&Г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
-Россия
-Страны СНГ без России -Страны Африки -Австралия и Океания
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2С08г. 2009 г.
а б
Рис. 3. Динамика мирового экспорта машин, оборудования и транспортных средств, млн долл.:
а — I группа стран: 1 — Россия; 2—Латинская Америка; 3 — Северная Америка; 4 — Зарубежная Азия; 5 — страны Европы; б — II группа стран: 1 — Австралия и Океания; 2 — Россия; 3 — страны СНГ без России; 4 — страны Африки
1
ется пренебрежительно малым. По стоимостному объему экспорта машин и оборудования Россия лишь незначительно превышает такую страну, как ЮАР [6].
Наращивание российского экспорта машин и оборудования, наблюдавшееся в 1999—2008 гг., и последующее падение в 2009 г. и первом полугодии 2010 г. сопровождается качественными изменениями, связанными со снижением конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках. В результате доля машиностроительной продукции в совокупном экспорте РФ снизилась с 11 % в конце 1990-х гг. до 5,6 % в 2007 г. и 4,6 % в 2008 г. По итогам 2009 г. из-за опережающего сокращения стоимостного объема экспорта топливно-сырьевых товаров она повысилась до 5,8 %. Экспортные поставки средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) возросли в долларовом выражении на 28,5 %. Вместе с тем сократились поставки электрического оборудования на 7,9 % и механического оборудования — на 5,2 %. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились соответственно на 18,3 и 25,4 % [6].
По подсчетам специалистов, на сегодняшний день конкурировать на мировом рынке в соответствующих сегментах могут не более 50 машиностроительных предприятий России [9].
Основными причинами создавшегося положения стали:
• сырьевая направленность производственных стратегий машиностроения;
• моральный и физический износ основных фондов предприятий, достигший критической отметки;
• технологическое отставание России от передовых стран в первую очередь в станкостроительной сфере;
• многолетнее отсутствие системной промышленной политики и, как следствие, несовершенство законодательно-нормативной базы развития отрасли;
• утрата рядом промышленных предприятий кредитной и инвестиционной привлекательности;
• отсутствие приведенных к международным требованиям стандартов выпускаемой продукции;
• снижение ликвидности предприятий в результате постепенного обесценивания капитала в структуре финансовых балансов. Состояние и проблемы машиностроительного
комплекса Красноярского края схожи с общими проблемами машиностроения в России.
32 -
Машиностроительный комплекс края — это многоотраслевая, разветвленная система предприятий, сосредоточенных в Красноярске, Минусинске, Железногорске, Дивногорске, Боготоле, Назарово, Канске и Сосновоборске. В состав комплекса входят предприятия по производству тяжелого, транспортного, лесозаготовительного, электротехнического, сельскохозяйственного, инструментального, ракетно-космического и радиотехнического оборудования. Важной особенностью красноярского машиностроения является высокий удельный вес оборонных производств.
Формирование машиностроительного комплекса региона обусловлено в первую очередь «военным» происхождением на базе предприятий, эвакуированных в Сибирь в период Великой Отечественной войны. В послевоенные годы машиностроение края было отчасти реконструировано и ориентировано на гражданскую продукцию. Были созданы промышленные гиганты, которые продолжают свою деятельность до сих пор. К ним относятся: «Красноярский машиностроительный завод», «Сибирский завод тяжелого машиностроения», «Красноярский завод лесного машиностроения», «Красноярский завод комбайнов», «Красноярский судоремонтный завод, «Красноярский завод холодильного оборудования «Бирюса»», «Красноярский электровагоноремонтный завод», «Литейно-ме-ханический завод «СКАД», «Красноярская судостроительная верфь», «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь», «Дивногорский завод низковольтных автоматов» и др. Продукция этих предприятий пользовалась спросом не только в крае, но и в России и за рубежом.
Машиностроение края способствовало созданию крепкого экономического фундамента развития региона и являлось инновационным центром освоения новых технологий добычи и переработки металлов и производства энергии.
В конце 1990-х — начале 2000-х гг. государственная политика регионального развития вступила в период масштабной перестройки и привела к возникновению целого комплекса экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости работы машиностроительных предприятий региона.
Финансово-экономический кризис 2008 г. обострил существующие проблемы и негативно отразился на основных показателях экономической деятельности, которые с 2005 по 2008 г. незначительно, но изменялись в лучшую сторону (рис. 4).
Современный машиностроительного комплекс Красноярского края утратил свою значимость.
50 ООО
30 ООО
25 000
15 000
Рис. 4. Динамика объемов отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг и индексов производства по секторам машиностроительного комплекса Красноярского края, тыс. руб.: 1 — индексы производства машин и оборудования; 2 — индексы производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования; 3 — индексы производства транспортных средств и оборудования; 4 — полиномиальная (индексы производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования); 5 — полиномиальная (индексы производства машин и оборудования); 6 — полиномиальная (индексы производства транспортных средств и оборудования); 7 — объем отгруженных товаров собственного производства
В структуре обрабатывающих производств региона удельный вес по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг машиностроение составляет 9,6 % (тот же показатель по России 19,1 %). Удельный вес машиностроения Красноярского края в структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в структуре машиностроения России составляет 1,47 %, а в структуре
обрабатывающих производств России-0,3% [14].
В процессе исследования были выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития машиностроительного комплекса Красноярского края (табл. 4).
8\\ЮТ-анализ показал, что машиностроительный комплекс Красноярского края имеет кадровый и инновационный потенциалы развития. Однако моральный и физический износ используемых технологий, производство неконкурентоспособной продукции и низкая инвестиционная привлекательность отрасли являются непреодолимыми преградами для реализации этого потенциала.
Если в дальнейшем со стороны государства и региональных органов управления не будет оказана поддержка, то сырьевая ориентация региона, возрастающая зависимость от импорта машиностроительной продукции, прогрессивное старение действующих научных кадров и отток за пределы Красноярского края высококвалифицированных специалистов создадут условия для полной и безвозвратной потери машиностроения края.
Сценарии развития машиностроительного комплекса Красноярского края представлены в табл. 5.
Проецируя развитие машиностроительного комплекса Красноярского края на данные сценарии, можно сделать вывод, что только инновационный сценарий развития сможет способствовать
Таблица 4
SWOT-анализ машиностроительного комплекса Красноярского края
Позитивные факторы
Негативные факторы
Сильные стороны
Слабые стороны
• высокии промышленный, социальный и инвестиционный потенциал края: наличие многоотраслевой экономики, интеграция в мировое хозяйство;
• наличие наукоемких промышленных предприятий ОПК;
• наличие сформированных научных школ, предназначенных для осуществления и развития инновационной деятельности;
• наличие высшего профессионального образования по подготовке и переподготовке кадров для машиностроительного комплекса;
• наличие наработанного опыта в производстве машиностроительной продукции предприятий края
• высокая зависимость от импорта сырьевых материалов и комплектующих;
• высокий уровень морального и физического износа технологического оборудования;
• низкая загруженность производственных мощностей;
• слабая кооперация;
• низкая инвестиционная привлекательность отрасли;
• дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях производства;
• неразвитость инновационной инфраструктуры для коммерциализации новых знаний
Окончание табл. 4
Позитивные факторы Негативные факторы
Возможности (О): Угрозы (1):
• использование географически близко расположенных быстро растущих азиатских рынков сбыта; • большая емкость внутреннего рынка машиностроительной продукции (энергетического, нефтегазового, металлургического, горнорудного, лесоперерабатывающего и сельскохозяйственного оборудования); • внедрение новых технологий и обновление энергетического, нефтегазового, металлургического и горнорудного оборудования на основе комплексной государственной поддержки; • увеличение доли инновационной продукции за счет выполнения заказов промышленных предприятий Красноярского края; • перспектива реализации эффективных конверсионных проектов; • развитие малого и среднего инновационного предпринимательства машиностроительного комплекса • возрастающая зависимость от импорта машиностроительной продукции; • высокая технологическая оснащенность конкурентов и, как следствие, более высокое качество продукции известность торговых марок; • сырьевая ориентация промышленности края; • влияние мирового финансово-экономического кризиса, выраженное в сокращении расходов на научные исследования и разработки, финансирование инновационных проектов и программ на стратегически важных направлениях научно-технического развития; • спад производства и научно-технического потенциала машиностроительного комплекса края; • отток за пределы Красноярского края высококвалифицированных специалистов; • прогрессирующее старение действующих научных кадров
преодолению кризиса в машиностроительном комплексе региона.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [3] в связи с усилением глобальной экономической конкуренции Россия сталкивается с необходимостью укрепления национальной экономической безопасности. Ожидаемая новая волна технологических изменений в мире, резко
усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста, а также исчерпание собственных источников экспортно-сырьевого развития способствует переходу российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.
В настоящее время сформировался состав высокотехнологичных секторов экономики, в ко-
Сценарии развития Изменение структуры экономики Степень развития и реализации сравнительных преимуществ Интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств Развитие машиностроительного комплекса Красноярского края
Инерционный Сохранение доминирования сырьевого сектора. Опережающий рост импорта Снижение технологической конкурентоспособности и утрата ценовых преимуществ Пассивная модель поведения бизнеса и сохранение дефицита инновационного предпринимательства обрабатывающих секторов Развал машиностроительного комплекса края. Безвозвратная потеря высокотехнологических секторов машиностроения
Энерго-сырь-евой Закрепление доминирования сырьевого сектора. Развитие энергоемких производств. Рост импорта товаров и технологий Реализация конкурентного потенциала в сферах энергетики и транзитного транспорта. Утрата ценовых преимуществ Наращивание инновационной активности и реализация крупномасштабных проектов в энергетике, топливных и сырьевых отраслях. Низкий уровень активности высокотехнологичных секторов Развитие машиностроительного сектора, сопряженного с проектами в энергетике, топливных и сырьевых отраслях. Стагнация высокотехнологичных секторов машиностроительного комплекса края
Инновационный Диверсификация экономики. Рост доли высокотехнологичных отраслей экономики и экономики знаний Использование конкурентных преимуществ не только в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и экономике знаний Создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг Поэтапное технологическое перевооружение машиностроительного комплекса края. Выход на новые рынки с инновационной продукцией Интенсивное развитие высокотехнологичных секторов машиностроения
Таблица 5
Сценарии развития машиностроительного комплекса Красноярского края
торых Россия обладает или претендует на создание в среднесрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ. На развитие этих секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных (федеральных) государственных программ и комплексов мер, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.
В машиностроении это авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии [3].
Согласно Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. приоритетными отраслями социально-экономического развития Сибири в 2010—2020 гг. в машиностроении будут являться [13]:
• производство бурового, горно-шахтного, трубопроводного, транспортного, энергетического, электротехнического, металлургического, жилищно-коммунального и строительного оборудования;
• авиастроение;
• производство медицинского оборудования и точное приборостроение.
Учитывая имеющийся кадровый, научный и инновационный потенциал машиностроительного комплекса региона и его возможности (SWOT-ана-лиз), можно выделить следующие перспективные направления развития машиностроительного комплекса Красноярского края:
1) модернизация и реконструкция машиностроительного сектора, сопряженного с государственными программами и проектами в энергетике, топливных и сырьевых отраслях;
2) диверсификация производства машиностроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса и создание условий для организации выпуска на их мощностях высокотехнологичной и конкурентоспособной по качеству, цене и сервису комплектной гражданской продукции на уровне мировых стандартов;
3) создание инновационной сети машиностроительного комплекса Красноярского края (рис. 5) [7].
Центром инновационной сети могут являться два ведущих университета региона, выполняющие исследования в рамках заказа промышленных предприятий: Сибирский федеральный уни-
Рис. 5. Механизм взаимодействия между субъектами инновационной сети машиностроительного комплекса Красноярского края
верситет (СФУ) и Сибирский государственный аэрокосмический университет (СибГАУ). Малые инновационные предприятия (МИП) в составе машиностроительного комплекса Красноярского края, выполняя заказы более крупных предприятий, способствовали бы эффективному взаимодействию науки и бизнеса.
В заключение следует отметить, что создание условий для опережающего развития машиностроительного комплекса Красноярского края приведет к техническому и технологическому перевооружению предприятий и будет являться в конечном счете основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста края, повышения эффективности и производительности труда и роста благосостояния населения.
Список литературы
1. Ведомственная целевая программа «Развитие производства машин, оборудования, электрооборудования и транспортных средств на территории Красноярского края на период 2009—2011 годы». URL: http://www. krskstate. ru/promenergo/vcp/0/ id/725.
2. Гапоненко Н. В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www. consultant. ru.
4. Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России. URL: http://www. soyuzmash. ru.
5. Межрегиональная инновационная программа освоения высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса Сибирского федерального округа — «Сибирское машиностроение» (2008—2012 годы). URL: http://www. sibacc. ra/documents/data/ffles/projects/ SIBMASH/sibmash_core. doc.
6. Основные тенденции международной и российской торговли машинотехническими товарами // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2010. № 94. С. 10—12.
7. Парфенова С. Л. Возможность создания инновационной сети машиностроительного комплекса Красноярского края // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ч. 1 / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010.
8. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2025 года. URL: mon. gov. ru/files/ materials/5053/prog. ntr. pdf.
9. Российский машиностроительный комплекс: время делать выбор // Материалы Всероссийской научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития машиностроения России». Москва, 28 сентября 2007 г. URL: http://www. finam. ru/analysis/forecasts00914/default. asp.
10. Рош А В. Проблемы функционирования машиностроительного комплекса России с участием иностранных инвесторов: монография. М.: ННОУ «Институт рыночной экономики, социальной политики и права», 2008.
11. Словарь терминов антикризисного управления. 2000. URL: http://mirslovarei. com/anticrys_a.
12. Словарь бизнес-терминов. 2000. URL: http://biznestermin. ru/.
13. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р. URL: http://www. sibfo. ru/strategia/strdoc. php.
14. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.