УДК 332.1
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ
В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ
Н.А. ДУБКО (Полоцкий государственный университет)
В статье обоснована роль и необходимость государственной поддержки развития малого бизнеса, показан генезис понятия «предпринимательство», дана статистическая характеристика уровня развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь в региональном разрезе. Сделан вывод о низком уровне развития предпринимательства на территории Витебской области и предложены направления решения данной проблемы.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, предпринимательство региона, предпринимательство Витебской области.
Введение. Одним из главных условий устойчивого роста национальной экономики является развитие малого и среднего бизнеса, который создает в своем роде фундамент благополучия нации. Историческая практика функционирования любого общества наглядно демонстрирует, что наиболее эффективное развитие инфраструктуры, экономики и социальной сферы страны осуществляется через последовательные качественные изменения создаваемых товаров и услуг, используемых для этого ресурсов и технологий, на основе реализуемых в системе государственного управления интеллектуальных технологий управленческой деятельности. При этом следует учитывать, что основным создателем инновационных идей, генерирующим решения нестандартных задач, обладающим соответствующими ценностными ори-ентациями, является заинтересованный в успешной деятельности предприниматель.
Как отмечает Д.В. Качук, «переход к социально ориентированной рыночной экономике требует радикальных преобразований структуры общественного производства, направленных на развитие конкуренции и преодоление монополизма» [1, с. 102]. Малый и средний бизнес (далее - МСП) в большинстве случаев охватывает небольшой сегмент рынка, отличается высокой гибкостью и динамичностью. Предпринимательство обеспечивает рост экономической системы, создает рабочие места. Сектор МСП выпускает особый вид товаров, производство которых крупные организации не готовы освоить и предложить потребителю. Отдельная роль предпринимательству отводится в условиях политических и рыночных колебаний, кризиса: ввиду присущей гибкости он способен нивелировать негативные колебания, стабилизируя ситуацию в стране, оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Опыт стран Центральной и Восточной Европы показывает, что для преодоления кризиса и роста темпов экономического развития наиболее важными можно назвать два основных фактора: развитие малого бизнеса и привлечение иностранных инвестиций. Эффективность функционирования экономики в значительной степени определяется оптимальным сочетанием в нем малого, среднего и крупного бизнеса [2, с. 164].
Не оставляет сомнений тот факт, что развитие сектора МСП способствует повышению благосостояния населения, формирует доходную часть местных и республиканского бюджетов при одновременном сокращении расходов на поддержание существующей структуры производства и занятости, являясь тем самым драйвером экономического роста страны в целом [3, с. 183]. Именно поэтому активизация предпринимательства в Беларуси за последние годы стала одним из ключевых направлений экономического развития. Возрастает необходимость в изучении факторов обеспечения устойчивого развития предпринимательства, проблем, которые препятствуют стабильному развитию МСП, усиливающих региональную и отраслевую дифференциацию деятельности предпринимателей. Совокупность решаемых задач обусловила актуальность данного исследования.
Основная часть. Проблемы МСП широко изучены в зарубежной и отечественной научной экономической литературе. Р. Кантильон утверждал, что «предпринимательство - вопрос предвидения и желания брать на себя риск, что не обязательно связано с вовлечением труда в некий производственный процесс» [4]. А. Смит в своем труде отмечал, что стремление предпринимателя к достижению своих интересов приводит к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. При этом главным условием достижения таких результатов является требование, чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности были гарантированы основные экономические свободы: свобода выбора сферы деятельности, свобода принятия решений, свобода конкуренции и свобода торговли [5, с. 51]. Сущность предпринимательства, его природа и факторы, влияющие на его развитие, раскрыта Ж.-Б. Сэйем, Д. Рак-кардо, У. Петти, А. Тюрго, Г. фон Мангольдтом, Й. фон Тюненом [4]. Большой вклад в современное понимание, теорию и практику предпринимательства как особого экономического и социального явления
внесли Ф. Бродель, А. Маршалл, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Р. Хизрич [3, с. 183]. К. Маркс отождествлял термины «предприниматель» и «капиталист» [4].
Различные страны выделяют определенные критерии отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к субъектам малого и среднего бизнеса. Анализ мировой практики показал, что государства могут использовать как качественные, так и количественные ограничения в качестве определяющих по отношению к МСП.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства относятся:
— индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
— микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
— малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [5].
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
На данный момент нормативно-правовая база, регулирующая деятельность МСП, постоянно реформируется. Основными документами, определяющим правовые и организационные основы поддержки предпринимательства, является Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства» и Указ Президента № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства». Постановлением Совета Министров от 23 февраля 2016 г. определена государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 гг., которая разработана в целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели в программе предусмотрено решение таких задач, как: улучшение деловой среды; содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства и совершенствование его инфраструктуры; формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан [6]. В программе отмечается неравномерность развития МСП на территории Беларуси: распределение субъектов предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации в столице и крупных городах.
Подтверждение этому можно найти, проанализировав статистические данные (рисунок 1). Как видим, территория Витебской области на начало 2019 г. характеризуется наиболее низкой предпринимательской активностью населения по сравнению с остальными регионами страны.
При этом, как показывает сравнительная динамика числа субъектов МСП в Витебской области и Республике Беларусь в целом, на территории области сложились менее благоприятные условия для развития малого бизнеса, чем в среднем по стране.
Согласно данным, представленным на рисунке 2, в целом по Беларуси за 2013-2018 гг. количество МСП увеличилось на 5,9 %, в Витебской области за этот же период число МСП сократилось на 12,9%. Следует отметить, что в 2015 г. наметилась общая тенденция к снижению количества МПС.
59,1
60 -
50 40 30 20 10
0 -
^ ^ «X* ^
Рисунок 1. - Количество МСП на 1000 жителей на 01.01.2019 г. по регионам Республики Беларусь
Источник: рассчитано по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.
41,4
31,6
31,4
30,5
26,3
26
В большей мере данная ситуация обусловлена вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности товаров легкой промышленности», в соответствии с которым существенно ужесточаются условия ведения бизнеса в Беларуси для субъектов предпринимательства.
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
Витебская область
■Республика Беларусь
Рисунок 2. - Темпы роста числа МСП Витебской области и Республики Беларусь в % к 2012 году
Источник: собственная разработка на основании [14, с. 16, 22].
Анализ изменения количества МСП за 2013-2018 гг. в разрезе их видов (индивидуальные предприниматели, микро-, малые и средние организации) по регионам Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что хуже всего в Витебской области складывается ситуация в сфере развития среднего бизнеса - количество коммерческих организаций со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек сократилось здесь более чем на четверть (на 27,5%) (рисунок 3).
индивидуальные предприниматели
микроорганизации
малые организации средние организации
■ Брестская область Н г. Минск □ Витебская область
□ Гродненская область И Минская область ЕЭ Гомельская область ® Могилевская область
-27,5
Рисунок 3. - Темпы прироста числа МСП по их видам и регионам Республики Беларусь за 2013-2018 гг.
Источник: собственная разработка по данным [7, с. 20-32].
Тенденция к сокращению числа средних организаций наблюдается для Республики Беларусь в целом. Небольшой рост их количества за 2013 - 2018 гг. (на 6,1%) значился только в Гродненской области.
Также, если число микроорганизаций по областям увеличивалось, то в Витебской области наблюдалось их сокращение на 2,9%.
Согласно данным рисунка 4, Витебская область занимает одно из последних мест среди других областей по основным экономическим показателям развития региона страны. Однако, повышение предпринимательской активности в Витебской области играет существенную роль в экономике региона, прежде всего, в обеспечении занятости населения и, как следствие, повышение его благосостояния.
Рисунок 4. - Удельный вес субъектов МСП в основных экономических показателях развития по регионам Республики Беларусь в 2018 г.
Источник: собственная разработка по данным [7, с. 20-32].
Сравнительная оценка количества субъектов малого предпринимательства (микро-, малых индивидуальных предприятий) на 1000 жителей по районам и городам Витебской области по данным на конец 2018 года (рисунок 5) позволяет выделить три группы территорий по уровню предпринимательской активности населения: 1) выше 40 субъектов МП на 1000 жителей - Витебский район; 2) от 30 до 40 -Полоцкий район, г. Витебск, Глубокский, Оршанский и Лепельский районы, г. Новополоцк; 3) до 30 -все остальные районы Витебской области.
Рисунок 5. - Количество микроорганизаций и малых организаций Витебской области на 1000 жителей по данным за 2018 г. по районам
Источник: собственная разработка по данным [8, с. 66-69; 14, с. 363].
Однако, следует отметить, что показатель высокого уровня предпринимательской активности населения Витебского района является не совсем объективным, так как некоторые предприниматели регистрируют свой бизнес в Витебском районе, чтобы получить льготы по налогам, характерные для сельской местности, хотя фактически осуществляют свою деятельность на территории г. Витебска. Наш вывод подтверждают данные, представленные на рисунке 5, - показатель уровня предпринимательской активности населения достаточно тесно коррелирует с показателем «розничный товарооборот на душу населения» за исключением показателей по Витебскому району. Без учета Витебского района коэффициент корреляции между указанными показателями составляет 0,817. Учитывая, что размер розничного товарооборота на душу населения характеризует уровень жизни населения соответствующей территории, можно предположить, что показатели предпринимательской активности населения и уровня его жизни взаимозависимы. Наиболее низкий уровень развития предпринимательства в Витебской области, как показал проведенный анализ, характерен для Докшицкого и Браславского районов, несмотря на то, что Браслав располагается в курортной природно-климатической зоне, предпринимательство в которой должно активно развиваться.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
лГ лГ ^ ^ .¿р- ^ & .„Г .¿Г .¿Г ¿г лГ .¿Г &
Рисунок 6. - Доля поступлений в бюджет от деятельности индивидуальных предпринимателей по районам и городам Витебской области по данным за 2018 г.
Источник: рассчитано по данным Главного статистического управления и Инспекции Министерства по налогам и сборам Витебской области.
Вклад субъектов предпринимательства существенно влияет на формирование бюджета в Толочин-ском (47,1%), Шумилинском (46%) районах. Незначительны поступления в местный бюджет от предпринимательских структур в Дубровенском и Миорском районах.
Если анализировать отраслевые особенности развития предпринимательства Витебской области, то можно заметить, что наибольший удельный вес в структуре количества микро- и малых предприятий по видам экономической деятельности занимает оптовая и розничная торговля, а также ремонт автомобилей и мотоциклов (33,9%), наименьшее - водоснабжение и снабжение электроэнергией, газом и паром (0,1%) (рисунок 7).
Заключение. Анализируя все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- Уровень развития МСП в Республике Беларусь неравномерен, имеет территориальные особенности, тяготеет к размещению в крупных городах. Это можно рассматривать как необходимость для более активной позиции региональных органов управления по стимулированию и поддержке предпринимательской инициативы.
- Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению средних предприятий предпринимательства при одновременном увеличении микроструктур, при том, что средний бизнес формирует производственный, инновационно-инвестиционный потенциал МСП, тем самым стимулируя развитие обслуживающей сферы, сосредоточенной в основном в виде малых и микроорганизаций. Это актуализирует проблему укрепления потенциала среднего бизнеса и разработки мероприятий по достижению этой цели.
Рисунок 7. - Удельный вес количества микроорганизаций и малых предприятий Витебской области по видам экономической деятельности на 2018 г.
Источник: собственная разработка по данным [7, с. 52].
- Высокий риск организации бизнеса в малых населенных пунктах связан с ограниченным спросом на рынке из-за низкой плотности населения и низкого уровня его доходов, неравномерности распределения трудовых ресурсов и размещения производств, недостатка квалифицированных кадров.
- Несмотря на ряд сдерживающих факторов, которые требую более детального изучения, деятельность субъектов МСП является важной составляющей экономики Витебской области.
Таким образом, необходимы мероприятия по повышению предпринимательской активности населения в Витебской области, выявление барьеров роста и развития МСП региона, а также разработка эффективной системы поддержки предпринимательства, которая будет способствовать развитию МСП области, укреплению предпринимательского потенциала, а также усилению вклада в основные макроэкономические показатели развития территории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Качук, Д.В. Малое и среднее предпринимательство в рыночной экономике / Д.В. Качук // Весшк Бе-ларускага дзяржаунага эканам1чнага ушверсггэта. - 2004. - № 4. - С. 102-105.
2. Турбан, Г.В. Малый бизнес и его развитие в Республике Беларусь / Г.В. Турбан // Научные труды Высшей школы управления и бизнеса БГЭУ : юбилейный выпуск / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т ; редкол.: Е.И. Велесько (председ.) [и др.]. - Минск : БГЭУ, 2003. -С. 164-168.
3. Тетеринец, Т.А. Актуальные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь / Т.А. Тетеринец, Д.А. Чиж // Экономiчний вюник ушверситету: збiрник наукових праць учених та астранпв. - Переяслав-Хмельницький, 2017. - Вип. 33/1. - С. 182-191.
4. Эволюция теории предпринимательства в экономической науке: современный взгляд [Электронный ресурс] // Научная статья по специальности «Экономика и экономические науки». - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teorii-predprinimatelstva-v-ekonomicheskoy-nauke-sovremennyyvzglyad. - Дата доступа: 01. 10. 2019.
5. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 148-3 // Законодательство РБ. - Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/zakb1063.htm. - Дата доступа: 17. 01. 2014.
6. О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 февр.
2016 г., № 149 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
7. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. Статистический сборник / И.В. Медведева (ред.). - Минск : Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2019. - 212 с.
8. Регионы Республики Беларусь. Статистический сборник. / И.В. Медведева (ред.). - Минск : Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2019. - Т. 1. - 808 с.
Поступила 28.02.2019
STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN BELARUS IN THE REGIONAL CONTEXT
N. DUBKO
The article substantiates the role and necessity of state support for the development of small business, shows the Genesis of the concept of "entrepreneurship", gives a statistical characteristic of the level of development of small and medium-sized businesses in the Republic of Belarus in the regional context. The conclusion is made about the low level of entrepreneurship development in the Vitebsk region and the directions of solving this problem are proposed.
Keywords: entrepreneurship, small business, regional entrepreneurship, Vitebsk region entrepreneurship.