54
2. Литва ввела санкции против России // Информационное агентство REGNUM. 12.04.2016. URL: https://regnum. ru/news/ 2117019.html (дата обращения: 11.05.2016).
3. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 06.08.2014 г. №560. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. D. Grybauskaite apie sankcijas Rusijai: tai atsisuks pries mus ir nieko nebus pasiekta // BNS - Baltic News Service, 07.08.2014. URL: http://www.bns.lt/ (дата обращения: 06.02.2016).
5. EU's Biggest Russia-Trade Fan Finally Throws in the Towel // Bloomberg. 31.03.2016. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-03-31/eu-s-biggest-russia-trade-fan-finally-throws-in-the-towel (дата обращения: 14.06.2016).
6. Астахова С. В. Страны Балтии: Возможные последствия российских санкций // Россия и новые государства Евразии. 2014. № 3. С. 80 — 85.
7. Мосюков Д. В. Чем грозят странам Прибалтики российские контрсанкции // Аналитическое агентство «Внешняя политика». 14.10.2014. URL: http://www. foreignpolicy.ru/analyses/chem-grozyat-stranam-pribaltiki-rossiyskie-kontrsanktsii/ (дата обращения: 16.06.2016).
8. International trade data // Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/ international-trade/data/maintables (дата обращения: 28.05.2016).
Об авторах
Наталья Геннадьевна Дупленко — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
Ольга Сергеевна Смирнова — асп., Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет.
E-mail: [email protected]
About authors
Dr Natalia Duplenko, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
Olga Smirnova, PhD student, Moscow State University of Civil Engineering.
E-mail: [email protected]
УДК 338.22
Н. Е. Кубина, И. В. Швед
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Рассматривается состояние малого и среднего государственно-частного предпринимательства в Республике Беларусь. Проведен анализ показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства
© Кубина Н. Е., Швед И. В., 2016
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4. С. 54 — 62.
в Брестской области Республики Беларусь с 2010 по 2014 г. Рассмотрена нормативно-правовая база развития малого и среднего предпринимательства в стране. Изучаются проблемы развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства в регионе.
This article analyses the performance of small and medium public-private enterprises in the Brest region of the Republic of Belarus in 2010 — 2014. The authors examine the legislative and normative framework for the development of national small and medium enterprises and addresses problems of their development in different regions of the country.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, предпринимательство, малое и среднее предпринимательство.
Key words: public-private partnership, entrepreneurship, small and medium en-trepreneurship.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в мировой практике рассматривается на двух уровнях. Первый — это формирование выгодного бизнес-климата за счет вовлечения частного бизнеса и признание государством его важной роли. Второй — признание государства как партнера по экономическим проектам, который передает частному сектору полномочия по управлению активами, принадлежащими государству, выполнению определенных работ и услуг.
Термин «государственно-частное партнерство» (Public-Private partnerships) появился в экономической литературе в 1980-е гг. и связан преимущественно с «британской моделью» ГЧП. Правительством премьер-министра Д. Мейджора в 1992 г. было объявлено о так называемой «частной финансовой инициативе» (Private Finance Initiative, PFI) — модернизированной концепции управления госсобственностью. Ее суть состояла в передаче в рамках договоров и соглашений о ГЧП частному сектору функции финансирования объектов социально-культурной и производственной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности. Данное существенное изменение системы государственного управления в Великобритании повлекло за собой значительную трансформацию в институциональной среде, а также во взаимоотношениях госаппарата и частного бизнеса [5, с. 16—24].
Всемирный банк предлагает обстоятельнее оценить права частного сектора и дает следующее определение ГЧП: «Государственно-частное партнерство обычно основано на соглашении или контракте между государством и частным сектором для совместной реализации инфраструктурных проектов с возможной передачей прав собственности на полученные результаты частному сектору» [6, с. 17].
Международные компании «PriceWaterhouseCoopers» и «CMS Cameron McKenna» определяют ГЧП как любую сделку, «структура которой предполагает совместную работу государственного и частного сектора для достижения общей цели» [1, с. 18] (рис. 1).
55
56
Рис. 1. Определение ГЧП компаний «PriceWaterhouseCoopers» и «CMS Cameron McKenna»
Российские и зарубежные авторы в большинстве соглашаются с мнением «PriceWaterhouseCoopers» и «CMS Cameron McKenna» и предлагают максимально общие определения выражения «государственно-частное партнерство». Обобщив определения ГЧП, можно выделить следующие подходы в определении его сущности:
1. ГЧП следует рассматривать как любые контрактные отношения между государственным и частным бизнесом.
2. ГЧП-проекты имеют общественную значимость.
3. Ведущая роль в проектах ГЧП принадлежит государству.
4. Необходимо расширять полномочия частного сектора в ГЧП-про-ектах.
5. Необходимо соблюдать баланс интересов, прав и обязанностей всех участников ГЧП-проектов.
6. ГЧП следует рассматривать как инструмент привлечения инвестиций, повышения инновационной активности и потенциала.
Исходя из определенной сущности ГЧП, малое и среднее государственно-частное предпринимательство следует рассматривать как определенно особенный вид предпринимательской деятельности государственного и частного бизнеса. Сущностью такого предпринимательства является интеграция интересов и компетенций государственного и частного секторов: во-первых, инвестирование со стороны частного бизнеса и получение интересующей прибыли; во-вторых, государственное регулирование и решение проблем успешного функционирования объектов ГЧП.
Что касается конкретно Республики Беларусь, то потенциал малого и среднего предпринимательства здесь в полной мере не используется. Хотя, исходя из мирового опыта, данная категория делового сообщества является надежным союзником государства. В настоящее время Республика Беларусь находится в самом начале пути по формированию эффективной системы государственно-частного партнерства. Государственные структуры принимают меры для преодоления недостатков и совершенствования действующей экономической системы. При этом важную роль играют стимулы и призывы к активному участию всех заинтересованных сторон в этом процессе для того, чтобы внедряемые механизмы ГЧП служили во благо государства, бизнеса и населения [3, с. 35—42].
Экономический рост, а также реализация механизмов роста в Республике Беларусь невозможны без наращивания потенциала бизнес-сообщества. Перспектива экономического роста заключается в сотрудничестве и взаимодействии государственного и частного бизнеса. Мировой опыт показывает множество действующих, реализованных и эффективных примеров партнерства государственного и частного бизнеса при реализации крупномасштабных социально-экономических инновационных задач. Поэтому для Республики Беларусь наступило время присоединяться к мировой практике реализации ГЧП-проектов.
Малое и среднее предпринимательство (МСП) — это новаторская система развития резервов экономики, и многие страны отдают предпочтение этому сектору, оказывая ему государственную поддержку. Анализируя опыт развитых стран, можно сделать вывод, что малое и среднее предпринимательство вносит серьезный вклад в развитие экономики: МСП дает около 55 — 60 % ВВП, вносит в доходную часть бюджета примерно 50 % средств, создает более 60 % рабочих мест. В Республике Беларусь малый и средний бизнес значительно отстает в своем развитии от уровня экономически развитых стран.
В 2010 г. были приняты следующие нормативные документы, способствующие эффективному развитию и стимулированию МСП: директива Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь». В директиве № 4 создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности признается как один из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики. С принятием указанных документов в Республике Беларусь начался новый этап развития МСП в условиях государственного стимулирования и государственной поддержки.
МСП сегодня представлено индивидуальными предпринимателями, микроорганизациями, малыми организациями и средними организациями (рис. 2).
57
Рис. 2. Структура малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь в 2015 г.
58
В 2010 — 2014 гг. наблюдался устойчивый прирост количества микро-, малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Так, количество микро-, малых и средних организаций по состоянию на 1 января 2015 г. составило 114208 единиц, в том числе 2416 единиц (2,12%) — средние организации, 12424 единиц (10,88%) — малые организации, 99368 единиц (87,01 %) — микроорганизации. По сравнению с 1 января 2011 г. количество микро-, малых, средних предприятий увеличилось на 27291 единиц, темп роста составил 131,40 % [4]. В 2015 г. вступил в силу указ Президента Республики Беларусь № 143 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь» от 30 марта 2015 г. В президентский указ от 16 мая 2014 г. № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иныгми физическими лицами» были внесены изменения и дополнения, касающиеся осуществления предпринимательской деятельности, которые повлияли на сокращение количества индивидуальных предпринимателей (на 8171 единиц меньше, чем в 2014 г.) и субъектов МСП (табл. 1).
Таблица 1
Субъекты малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь за 2010—2015 гг., тыс. единиц
Субъекты предпринимательства 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Темп роста, 2015 г.
к 2010 г., %
Средние организации 2,8 2,6 2,5 2,4 2,4 2,4 86,1
Микро- и малые организации 84,2 88,7 97,4 108,7 111,8 111,1 132,1
В том числе:
микроорганизации 72,5 77,0 85,7 96,9 99,4 99,5 137,3
малые организации 11,7 11,7 11,8 11,8 12,4 11,6 99,6
Всего 87,0 91,3 100,0 111,1 114,2 113,5 130,6
Наибольшее число субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в г. Минске и Минской области. Брестская область по количеству субъектов МСП занимает второе место в республике. Развитие малого и среднего предпринимательства по областям Республики Беларусь характеризуется неравномерностью, что обусловлено географическим положением областей, наличием сырьевых и трудовых ресурсов, уровнем доходов населения, отношением и поддержкой местных властей (табл. 2).
Таблица 2
Субъекты малого и среднего предпринимательства по областям Республики Беларусь в 2013—2015 гг., тыс. единиц
Регион Микро- и малые организации Средние организации
2013 2014 2015 2013 2014 2015
Республика Беларусь, всего 111,1 114,2 111,14 2,4 2,4 2,4
Брестская область 10,8 10,7 10,2 0,4 0,4 0,4
Витебская область 9,7 9,7 9,0 0,3 0,3 0,3
Окончание табл. 2
Регион Микро- и малые организации Средние организации
2013 2014 2015 2013 2014 2015
Гомельская область 10,0 10,1 9,9 0,3 0,3 0,3
Гродненская область 8,7 8,8 8,2 0,2 0,2 0,2
г. Минск 39,8 42,0 44,5 0,6 0,6 0,5
Минская область 20,5 21,2 20,7 0,4 0,4 0,5
Брестская область расположена на внешних границах Европейского союза и Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, что делает ее одной из наиболее привлекательных в республике. Благодаря географическому расположению в области активно развивается транспортная, приграничная и деловая инфраструктура. Малое и среднее предпринимательство Брестской области — это перспективно развивающийся сектор экономики, который вносит свой вклад в обеспечение общего экономического роста.
В таблице 3 представлены данные по количеству микроорганизаций, малых и средних организаций в Брестской области за 2012—2015 гг.
Таблица 3
Субъекты малого и среднего предпринимательства по Брестской области Республики Беларусь (РБ), единиц
59
Регион Микро-, малые и средние В том числе
Средние Микро-и малые В том числе
микро малые
2012
Брестская область 10 611 378 10 233 8 855 1 378
Всего по РБ 99 986 2 423 97 444 85 682 11 762
Удельный вес, % 10,61 15,60 10,50 10,33 11,72
2013
Брестская область 11 192 356 10 836 9 510 1 326
Всего по РБ 111 112 2 423 108 689 96 858 11 831
Удельный вес, % 10,07 14,69 9,97 9,82 11,21
2014
Брестская область 11 086 357 10 729 9 396 1 333
Всего по РБ 114 208 2 416 111 792 99 368 12 424
Удельный вес, % 9,71 14,78 9,60 9,46 10,73
2015
Брестская область 11 794 357 11 437 10 160 1 279
Всего по РБ 113 527 2 371 111 146 99 520 11 626
Удельный вес, % 10,39 15,06 10,29 10,21 11,0
Количество субъектов МСП по Брестской области в 2012—2015 гг. увеличилось, сохранилась тенденция роста удельного веса валового регионального продукта, произведенного субъектами малого и среднего
60
предпринимательства. В Брестской области на долю микро-, малых организаций приходится 13,80 % валового регионального продукта, 12,40% объема производства продукции (работ, услуг), 10,30% объема промышленного производства, 20,60 % выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, 27,10 % розничного товарооборота торговли, 22,50% товарооборота общественного питания, 10,20% экспорта товаров. В сфере малого предпринимательства Брестской области работает около 131 тыс. человек, или 21,20 % от занятых в экономике области [8].
Проведенный анализ свидетельствует, что за анализируемый период инвестиционный потенциал МСП, как по Брестской области, так и по Республике Беларусь в целом возрастает. В 2010 г. доля инвестиций МСП в общем объеме инвестиций составляла 39,7%, по итогам 2014 г. — 42,30% (прирост составил 2,6 процентного пункта) [8]. По Брестской области также наблюдается рост инвестиционной активности субъектов МСП (рис. 3).
10 8 6 4 2 0
2010
1,9 1,6
2011
2012
3,6
2,5
2013
■.•¡Средние организации Микроорганизации Малые организации
2014
Рис. 3. Инвестиции в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства Брестской области за 2010 — 2014 гг.,
трлн руб.
В 2010 г. инвестиции в основной капитал по средним организациям составил 0,9 трлн руб. (25,70 % всех субъектов предпринимательства), а в 2014 г. сумма инвестиций возросла до 2,2 трлн руб. (27,20 %). По микроорганизациям увеличение инвестиционной активности в 2010—2014 гг. в суммарном выражении составило 1,8 трлн руб., по малым организациям — 1,5 трлн руб.
Удельный вес субъектов МСП Брестской области в основных экономических показателях развития области, а именно в позиции инвестиций в основной капитал, выглядит следующим образом: наибольший удельный вес наблюдался в 2011 г. по всем субъектам МСП; темп роста в 2014 г. по сравнению с 2010 г. по малым организациям составил 73,30 %, по микроорганизациям — 97,40 %, по средним организациям — 95,80 % (рис. 4).
2010 2011 2012 2013 2014
й Малые организации ^ Микроогранизации ■' Средние организации
61
Рис. 4. Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства Брестской области в основных экономических показателей развития области за 2010—2014 гг., трлн руб.
Удельный вес субъектов МСП Брестской области в основных экономических показателях развития области, а именно в позиции инвестиций в основной капитал, выглядит следующим образом: наибольший удельный вес наблюдался в 2011 г. по всем субъектам МСП; темп роста в 2014 г. по сравнению с 2010 г. по малым организациям составил 73,30 %, по микроорганизациям — 97,40 %, по средним организациям — 95,80%.
Рыночная экономика функционирует эффективно, если сформирована конкурентная среда путем развития МСП и в будущем малого и среднего ГЧП. В малых организациях отмечается более высокая эффективность труда. Такие организации создают конкуренцию крупным компаниям, обеспечивают население рабочими местами, повышая уровень жизни и благосостояния граждан [7, с. 146].
Экономический рост и переход экономики на инновационный путь развития не представляется без среднего бизнеса. Средние организации в большей степени представлены в сфере производства: более 68 % средних организаций осуществляют деятельность в области промышленности, строительства, сельского хозяйства [4].
Таким образом, Брестская область имеет все сопутствующие условия для развития МСП, в том числе и для развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства. Проведенный анализ свидетельствует о том, что развитие малого и среднего предпринимательства в Брестской области имеет положительную динамику. Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства способствует снижению безработицы, тем самым обеспечивая социально-политическую стабильность в республике. Однако, несмотря на то что Брестская область и лидирует по развитию малого и среднего предприниматель-
62
ства в республике, данный сектор экономики недостаточно развит в этом регионе. Для повышения конкурентоспособности и более эффективного развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства Брестской области необходимо совершенствовать правовое регулирование деятельности данного сектора экономики; осуществлять имущественную, финансовую и информационную поддержку субъектов МСП; осуществлять подготовку и переподготовку кадров для субъектов МСП; развивать международное сотрудничество в области малого и среднего бизнеса; развивать и повышать доверие частного сектора к государственной власти.
Список литературы
1. Амунц Д. М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя. 2005. № 12. С. 16-24.
2. Балашевич М. И., Лю Сяомэй. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в глобальной экономике // Белорусский экономический журнал. 2012. № 2. С. 122-132.
3. Взаимодействие в рамках публично-частного партнерства — требование времени / Пресс-центр ОО «МССПиР» / / Союз предпринимателей. 2012. № 2. С. 35—42.
4. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2016 — 2020 годы : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.03.2016 г., № 149. URL: http://www. economy. gov.by/dadvfiles/001340_53062 (дата обращения: 15.05.2016).
5. Государственно-частные партнерства — новая форма взаимодействия государственного и частного секторов в финансировании инфраструктурных и социальных проектов. М., 2003. С. 16 — 25.
6. Ивановский Д. Как помочь малому и среднему бизнесу // Финансы. Учет. Аудит. 2014. № 9. С. 16—18.
7. Крючок С. И. Развитие предпринимательства как важнейшее условие экономического развития Беларуси // Новая экономика. 2011. № 2. С. 146 — 150.
9. О развитии предпринимательства в Брестской области. URL: http:// brestregion.gov.by/index/ekonomika/predprinimatelstvo (дата обращения: 15.05.2016).
Об авторах
Наталья Ефимовна Кубина — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
Инна Викторовна Швед — асп., преп., Барановичский государственный университет (Республика Беларусь).
E-mail: [email protected]
About authors
Dr Natalia Kubina, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
Inna Shved, PhD Student, Baranovichi State University, Belarus. E-mail: [email protected]