Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь'

Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1428
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СУБЪЕКТЫ СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЧИСЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА / ЧИСЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / БИЗНЕС-КЛИМАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулаков В. Н.

В статье проведен анализ вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в основные экономические показатели развития Республики Беларусь. Представлена динамика численности организаций малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей в разрезе областей с выявлением основных тенденций и закономерностей, характерных для современного развития экономики. Уделено внимание изменению позиции страны в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». Рассмотрены основные нормативно-правовые акты направленные на улучшение бизнес-климата в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article analyzes the contribution of small and medium-sized businesses to the main economic indicators of the development of the Republic of Belarus. We have presented the dynamics of the number of organizations of small and medium business and individual entrepreneurs in the context of areas with the identification of the main trends and patterns characteristic of modern economic development. Attention has been paid to changing the country’s position in the Doing Business World Bank ranking. We have examined the main regulatory legal acts aimed at improving the business climate in the country.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь»

ния на его периферию (в вершину угла квадрата или прямоугольника) - почти в 1,6 раза. С повышением распаханности территории с 40 до 60 % оптимальные размеры землепользования подразделения увеличиваются более чем на 14 %.

Заключение. Обобщая результаты проведенных исследований, можно заключить, что оптимальные размеры производственных подразделений по площади пашни для средних условий по республике находятся в пределах, соответственно базирующихся на центральной усадьбе 2800-3600 га. Оптимальные размеры производственных подразделений с центральными усадьбами для конкретных хозяйств рекомендуем определять с учетом природно-экономических условий по предложенной модели (19).

Список литературы

1. Каган, А. М. Формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций Беларуси: монография / А. М. Каган, А. В. Колмыков.-Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010 - 192 с.

2. Колмыков, А. В. Теоретические основы устойчивого социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации / А. В. Колмыков / Проблемы экономики. Вып.1 (18): сб. науч. тр., 2014. - Горки: Белорус. гос. с.-х. акад. - С.83-93.

3. Каган, А. М. Обоснование оптимальных размеров производственных подразделений сельскохозяйственных организаций / А. М. Каган, А. В. Кол-мыков // Аграрная экономика. - 2009 - №1. - С.18-27.

Информация об авторе

Колмыков Алексей Васильевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации производства в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. 8(029)1968563. E-mail: Alex_2704@mail.ru

Материал поступил в редакцию 19.04.2019 г.

УДК 338.366(476)

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В. Н. КУЛАКОВ, кандидат экономических наук, доцент УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF BELARUS

V. N. KULAKOV, Candidate of economic sciences, Assistant professor Grodno State University named after Yanka Kupala

В статье проведен анализ вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в основные экономические показатели развития Республики Беларусь. Представлена динамика численности организаций малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей в разрезе областей с выявлением основных тенденций и закономерностей, характерных для современного развития экономики. Уделено внимание изменению позиции страны в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». Рассмотрены основные нормативно-правовые акты направленные на улучшение бизнес-климата в стране.

The article analyzes the contribution of small and medium-sized businesses to the main economic indicators of the development of the Republic of Belarus. We have presented the dynamics of the number of organizations of small and medium business and individual entrepreneurs in the context of areas with the identification of the main trends and patterns characteristic of modern economic development. Attention has been paid to changing the country's position in the Doing Business World Bank ranking. We have examined the main regulatory legal acts aimed at improving the business climate in the country.

Введение. Малый и средний бизнес в рыночной экономике представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Как показывает опыт экономически развитых государств, устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость и является фундаментом для возникновения условий интенсивного экономического роста.

Развитие данного сектора экономики отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

Современный этап развития предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется тем, что на уровне государства и общества необходимость активизации частной инициативы рассматривается не только как способ обеспечения занятости населения, но и как один из существенных источников стабильного экономического роста.

Все эти и многие другие свойства малого и среднего бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Республики Беларусь.

Анализ источников. Теории и практике создания и функционирования малых и средних предпринимательских структур посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых.

Ввиду крайней важности данного сектора для экономики Республики Беларусь особое внимание со стороны государственных органов различных уровней и компетенций уделяется развитию институциональной и правовой среды функционирования малого бизнеса, о чем свидетельствуют принятые за последние время нормативно-правовые акты. Активная исследовательская работа по выявлению наиболее проблемных моментов в деятельности малых и средних предприятий ведется специалистами Исследовательского центра ИПМ. В то же время актуальным представляется дальнейшее изучение изменения предпринимательской активности в свете проводимой государством политики поддержки частного бизнеса.

Методы исследования. При проведении исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии, метод сравнения, монографический, аналитический методы.

Основная часть. Сектор частного малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь в последние годы устойчиво растет. Его вклад в основные макроэкономические показатели постепенно увеличивается, в том числе и из-за того, что бизнес быстрее адаптировался к новым макроэкономическим условиям. Снижение инфляции и инфляционных ожиданий, сокращение процентных ставок привело к росту среднесрочного кредитования и увеличению инвестиционной активности частного сектора в конце 2017 и начале 2018 г.

Восстановление сектора малого и среднего бизнеса на протяжении 2016-2017 гг. происходило более высокими темпами, чем экономики Беларуси в целом. Следствием этого стало увеличение доли сектора в основных макроэкономических показателях (рис. 1).

45,2

2013 Г. 2014 Г. 2015 Г. 2016 г. 2017 Г.

Валовой внутренний продукт ■ Валовая добавленная стоимость

Оборот внешней торговли товарами

Рис. 1. Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в основных экономических показателях развития Республики Беларусь, % Источник. Составлено автором на основании [5,9].

Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП вырос с 20,6 % в 2016 г. до 21,6 % в 2017 г. С учетом общего темпа роста экономики в 2,4 % это означает, что добавленная стоимость в секторе МСП выросла за год примерно на 7,4 % [1].

Доля в валовой добавленной стоимости выросла на 1,2 процентных пункта и практически вернулась на уровень 2013 г. Постоянная положительная динамика наблюдается относительно участия малого и среднего предпринимательства во внешней торговле.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей также увеличилось и составило в 2017 г. 109971 и 236138 единиц соответственно (табл. 1).

Таблица 1. Динамика численности организаций малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей и численности занятых

Годы 2017 г.

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 в % к 2016 г.

Количество микро-, малых и средних ор- 111112 114208 107441 107382 109971 102,41

ганизаций, ед.

Количество индивидуальных предпри- 248546 248952 240781 235995 236138 100,06

нимателей, чел.

Средняя численность работников микро-, малых и 1237,9 1200,6 1136,1 1148,6 1151,6 100,26

средних организа-

ций, тыс. чел.

Численность инди-

видуальных пред-

принимателей и привлекаемых ими 248,5 249 240,8 236 236,1 100,04

наемных лиц, тыс.

чел.

Доля работников

микро-, малых и

средних организаций и индивидуаль- 32,5 32,3 31,9 32,8 33,5 0,7

ных предпринимателей в общей струк-

туре занятых, %

Источник. Составлено автором на основании [5,9].

Увеличения количества единиц данного сегмента бизнеса привело к увеличению доли занятых в малом и среднем предпринимательстве на 0,7 %, что является наивысшим уровнем показателя за последние 5 лет.

Это можно считать проявлением увеличившегося доверия бизнеса к экономической политике, проводимой стране. Однако дальнейшее увеличение роли малого и среднего бизнеса в экономике до масштабов, необходимых для поддержания устойчивого экономического роста, требует улучшения институциональной среды. При этом высокая значимость развития малого и среднего бизнеса во многом определяется его влиянием на рынок труда, в особенности в регионах с низкой экономической активностью [1].

Строительство было единственным крупным сектором экономики, в котором произошло снижение роли малых и средних предприятий, в том числе в занятости (рис. 2).

промышленность

строительство

торговля [1 ремонт

другие услуги 1 правая ось)

Рис. 2. Доля малого и среднего бизнеса в занятости в зависимости от вида экономической деятельности, % Примечание. Источник: [9]

Существенные различия в развитии сектора малого и среднего бизнеса наблюдаются по регионам. Традиционно малый бизнес расположен преимущественно в г. Минске и Минской области (табл. 2).

Таблица 2. Динамика численности организаций малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей по областям, единиц

Области Годы Структура

2013 2014 2015 2016 2017 за 2017 г.

Организации малого и среднего бизнеса

Брестская 11192 11086 10620 10432 10612 9,6

Витебская 10067 10065 9058 8878 8717 7,9

Гомельская 10332 10470 10195 9860 9912 9,0

Гродненская 8936 8966 8467 8409 8483 7,7

Минская 20884 21631 20220 20476 20891 19,0

Могилевская 9299 9443 8663 8618 8548 7,8

г. Минск 40402 42547 40218 40709 42808 38,9

Индивидуальные предприниматели

Брестская 35890 34947 33886 32597 32215 13,6

Витебская 27464 26481 23595 21622 21389 9,1

Гомельская 28450 28393 27377 26532 26482 11,2

Гродненская 28322 28059 26958 24995 24200 10,2

Минская 35048 35810 35873 36245 36642 15,5

Могилевская 24486 24787 23665 22759 22540 9,5

г. Минск 68886 70475 69427 71245 72670 30,8

Примечание. Источник: составлено автором на основании [2].

Анализ представленной информации позволяет говорить о высокой концентрации частного бизнеса в центральной части республики. Согласно статистической отчетности, на долю на долю г. Минска и Минской области в 2017 г. приходилось 57,9 % микро-, малых и средних организаций и 46,3 % индивидуальных предпринимателей. Следует также отметить, что именно Минский регион дает основной прирост численности субъектов малого и среднего бизнеса.

Более активно в течение последних двух лет анализируемого периода создавались предпринимательские структуры с образованием юридического лица, относящиеся к микро-, малым и средним организациям.

Согласно результатам исследования, проведенного Исследовательским центром ИПМ, выявлен рост оптимизма предприятий относительно улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в стране. Доля предприятий, считающих, что ситуация ухудшилась, снизилась с 44,5 % в 2017 г. до 32 % в 2018 г., при этом удельный вес ответивших, что условия ведения бизнеса улучшились, увеличилась на 10 процентных пунктов и составила 22,4 % [8].

На наш взгляд, положительное изменение в оценки условий ведения бизнеса белорусскими предпринимателями связано в первую очередь с улучшением ситуации в экономике страны и выход из рецессии.

Если в 2015-2016 г., высокая инфляция, непредсказуемые изменения валютного курса были поставлены на первое место среди проблем, препятствующих развитию компаний, то в 2018 гг. они перестали относиться к наиболее часто упоминаемым. Снизилась также острота проблемы высоких арендных ставок [8].

Особенности ведения малого и среднего бизнеса в условиях формирования новых рыночных отношений предполагают постоянное внимание и контроль данного сектора со стороны государства.

Согласно экспертам Всемирного банка, Республика Беларусь занимает пятое место в рейтинге «Ведение бизнеса 2018» среди 190 стран мира по количеству проведенных начиная с 2005 г. реформ (за прошедшие годы авторы исследования насчитали 37 реформ), что позволило стране значительно продвинуться вперед относительно позиции, занимаемой в 2006 г. (рис. 3).

Согласно опубликованному отчету Беларусь заняла 38-е место среди охваченных данным исследованием 190 государств [1]. Следует отметить, что страна потеряла 1 позицию по сравнению с отчетом 2017 г.

Страна вошла в первую тридцатку стран мира с наилучшими условиями осуществления предпринимательской деятельности по таким показателям, как:

- «Получение разрешений на строительство» - 22-е место;

- «Обеспечение исполнения контрактов» - 24-е место;

- «Подключение к системе электроснабжения» - 25-е место;

- «Международная торговля» - 30-е место;

- «Регистрация предприятий» - 30-е место [1].

По многим другим позициям также наблюдаются положительные сдвиги, однако Беларусь все еще значительно отстает от лидеров в сферах налогообложения, кредитования, разрешения неплатежеспособности и др.

140

I I I I I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г

Рис. 3. Рейтинговые позиции Республики Беларусь в исследовании «Ведение бизнеса» Примечание. Источник: составлено автором на основании [4].

Анализ позиций Республики Беларусь в рейтинге Всемирного банка свидетельствует как об эффективности уже проведенных реформ, так и о необходимости дальнейших преобразований направленных на создание белее благоприятных условий ведения бизнеса в стране. С этой целью в стране принят и действует ряд нормативно-правовых актов.

В настоящее время в Беларуси реализуется Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 гг., в рамках которой предусматривается решение следующих задач:

- улучшение деловой среды;

- содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан [7].

На 1 января 2018 г. в республике действовали 99 центров поддержки предпринимательства и 24 инкубатора малого предпринимательства (в Брестской области - 12 центров, 2 инкубатора; Витебской - 7 центров, 2 инкубатора; Гомельской - 9 центров, 2 инкубатора; Гродненской - 21 центр, 1 инкубатор; Минской - 13 центров, 4 инкубатора; Могилевской - 9 центров, 5 инкубаторов; г. Минске - 28 центров, 8 инкубаторов) [6].

В целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности 23 ноября 2017 г. был принят Декрет Президента № 7 «О развитии предпринимательства».

Декрет предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. При этом сохраняется минимально необходимый уровень контроля со стороны государства [3].

В целях дальнейшего повышения экономической свободы предпринимательства и увеличения его вклада в социально-экономическое развитие страны, формирования конкурентной среды и обеспечения равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности 17 октября 2018 г. постановлением Совета Министров №743 была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.

Документ определяет приоритетные направления на среднесрочную и долгосрочную перспективу, основные задачи и принципы совершенствования государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства [7].

Реализация стратегии планируется в два этапа:

- переходный этап - 2018-2020 гг. (совершенствование институциональной базы и инфраструктуры);

- основной этап - 2021-2030 гг. (создание и функционирование конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики).

В результате реализации стратегии при согласованных действиях госорганов и бизнеса долю субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валовой добавленной стоимости планируется довести к 2030 году до 50 %.

Заключение. Таким образом, исследование современных условий функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь позволяет нам сделать вывод о том, что сектор частного малого и среднего бизнеса последние годы устойчиво растет. Его вклад в основные макроэкономические показатели постепенно увеличивается, в том числе и из-за того, что бизнес быстрее адаптировался к новым макроэкономическим условиям. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП вырос с 20,6 % в 2016 г. до 21,6 % в 2017 г. С учетом общего темпа роста экономики в 2,4 % это означает, что добавленная стоимость в секторе МСП выросла за год примерно на 7,4 %. Увеличения количества единиц данного сегмента бизнеса привело к увеличению доли занятых в малом и среднем предпринимательстве на 0,7 %.

Отмечается рост оптимизма предприятий относительно улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в Беларуси. Доля предприятий, считающих, что они ухудшились снизилась с 44,5 % в 2017 г. до 32 % в 2018 г., при этом удельный вес ответивших, что условия ведения бизнеса улучшились, увеличилась на 10 процентных пунктов и составила 22,4 %.

Улучшение позиций Республики Беларусь в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» свидетельствует об эффективности реформ проводимых страной начиная с 2005 г. Среди основных нормативно-правовых актов направленных на содействие развитию сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, принятых и действующих в настоящее время, следует выделить Государственную программу «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 гг.; Декрет Президента № 7 «О развитии предпринимательства»; стратегию развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.

Список литературы

1. Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса» [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/doing_busines-ru/. - Дата доступа: 27.11.2018 г.

2. Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] Национальный

правовой Интернет-портал Республики Беларусь Pravo.by. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21600149. - Дата доступа:

27.11.2018 г.

3. Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» [Электронный ресурс] Информационный портал Президента Республики Беларусь. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-7-ot-23-nojabrja-2017-g-17533. - Дата доступа: 27.11.2018 г.

4. Малое и среднее предпринимательство в Беларуси в 2017 г. в цифрах [Электронный ресурс] Экономическая газета. - Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-v-belarusi-v-2017-g-v-cifrah. - Дата доступа: 20.02.2019 г.

5. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2018. - 195 с.

6. Об инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses-ru/. - Дата доступа: 27.11.2018 г.

7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 743 [Электронный ресурс] Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Pravo.by - Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800743&p1=1. - Дата доступа:

20.02.2019 г.

8. Точицкая, И. Оценка малыми и средними предприятиями условий ведения предпринимательской деятельности / И. Точицкая. - Исследовательский центр ИПМ, Немецкая экономическая группа в Беларуси. - Минск, апрель 2018 г. - 15 с.

9. Шиманович, Г. Развитие сектора малого и среднего бизнеса в Беларуси в 2017 г. / Г. Шиманович. - Исследовательский центр ИПМ, Немецкая экономическая группа в Беларуси. - Минск, февраль 2018 г. - 21 с.

Информация авторе

Кулаков Василий Николаевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и маркетинга УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Информация для контактов: тел. (029) 542-49-99. E-mail: vasili-kulakov@yandex.ru.

Материал поступил в редакцию 25.04.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.