Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюня Владимир Леонидович, Козловская В.Н.

Рассматриваются основные экономические показатели деятельности малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь за 2013-2017 гг., делается вывод, что его потенциал полностью не реализован. Анализируются институты поддержки малого и среднего предпринимательства, функционирующие в нашей стране, которые формируют политику поддержки необходимую для эффективного развития предпринимательской деятельности. На основе проведенного анализа даны рекомендации по усовершенствованию экономической политики, которая будет способствовать лучшему функционированию и развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONS THAT SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REPUBLIC OF BELARUS: STATE AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The main economic indicators of small and medium-sized enterprises in the Republic of Belarus for 2013-2017 are considered, and it is concluded that their potential has not been fully realized. The article analyzes the institutions that support small and medium-sized businesses operating in our country, which form the support policy necessary for the effective development of business activities. Based on the analysis, recommendations are given for improving economic policy, which will contribute to the better functioning and development of small and medium-sized businesses in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 334.72

ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

д-р экон. наук, проф. В.Л. КЛЮНЯ, В.Н. КОЗЛОВСКАЯ (Белорусский государственный университет, Минск)

Рассматриваются основные экономические показатели деятельности малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь за 2013-2017 гг., делается вывод, что его потенциал полностью не реализован. Анализируются институты поддержки малого и среднего предпринимательства, функционирующие в нашей стране, которые формируют политику поддержки необходимую для эффективного развития предпринимательской деятельности. На основе проведенного анализа даны рекомендации по усовершенствованию экономической политики, которая будет способствовать лучшему функционированию и развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

Ключевые слова: институты поддержки, малое и среднее предпринимательство, государственные институты, финансовые институты, инфраструктурные институты, общественные институты.

Введение. Уже 27 лет в экономике Республики Беларусь происходят постепенные структурные изменения, с каждым годом все большую роль в экономическом развитии играет частный сектор. Институциональные преобразования и либерализация экономики повлекли формирование и развитие сектора малого и среднего предпринимательства. С сокращением количества крупных государственных предприятий частному сектору предстоит стать «катализатором», который будет создавать новые рабочие места, внедрять рыночные и производственные инновации.

Малые и средние предприятия (МСП) склонны к поиску новых возможностей, что заставляет их концентрироваться на небольших сегментах рынка, имеющих несущественное значение для крупных предприятий, и часто менять направление своей предпринимательской деятельности. Кроме того, они более мобильны, гибки и поэтому всегда быстрее выходят из периода экономического спада, но при этом сильнее зависят от сложившегося внутреннего спроса (потребления домашних хозяйств) и конъюнктуры на внешних рынках.

Успешная деятельность МСП зависит от множества факторов: состояния делового климата в стране, ставок налогообложения, ограниченности собственных финансовых ресурсов, недостатка предпринимательских знаний и умений, чувствительности к состоянию рынка.

Малое и среднее предпринимательство - постепенно развивающийся сектор экономики Республики Беларусь. В последние годы правительство все больше уделяет ему внимание. В 2018 году Советом Министров была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, а также реализуется Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на период 2016 - 2020 годов.

Основная часть. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в 2017 году удельный вес микро-, малых и средних организаций в ВВП составил 21,6%, удельный вес в валовой добавленной стоимости - 25,0%, каждый третий работник занят в секторе малого и среднего предпринимательства [1, с.18], обеспечивая 32,3% налоговых поступлений [2]. За пять прошедших лет не произошло значительного увеличения доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны, более того в 2017 году по сравнению с 2013 годом количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 1141 единицу (1%), и общее количество в 2017 году составило 109 971 единицу. При этом следует отметить, с каждым годом происходит сокращение средних организаций, их удельный вес в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 году составил всего - 2% (что на 0,2 процентных пункта меньше чем в 2013 году), малые организации - 10,8% (увеличение на 0,2 процентных пунктов по сравнению с 2013 годом), подавляющее большинство составляют микроорганизации - 87,2% (удельный вес остался неизменным по сравнению с 2013 годом) [1, с. 18].

Связано это с тем, что в 2015 году произошло резкое падение ВВП страны и замедление темпов роста экономики, обесценивание национальной валюты привело к инфляции и как следствие - снижению спроса на внутреннем рынке, сказалось сокращение экспорта по причине экономического спада у наших основных торговых партнеров, Российской Федерации и Украины. В сложившихся условиях малые и средние организации были вынуждены снижать свои затраты, что отразилось в сокращении численности работников. Так, в 2015 году средняя численность работников на микро- малых и средних организациях по сравнению с 2013 годом сократилась на 1,1 процентного пункта и составила от всего занятого населения 27,3% [1, с. 34].

Начиная с 2016 года, произошло постепенное восстановление экономики, проведенная правительством макроэкономическая стабилизация привела к снижению инфляции и уменьшению процентных ставок, восстановился внутренний спрос. Произошел рост численности работников на микро- малых и средних организациях и составил в 2017 году 28,7%, что превысило докризисный 2013 год на 0,3 процентных пункта [1, с. 34]. Данная тенденция говорит о гибкости МСП и возможности более быстро выходить из периода рецессии.

Наибольшая концентрация малых и средних организаций на 2017 год сосредоточена в г. Минске - 38,9%, Минской области - 19,0%, Брестской области - 9,6%, Гомельской области - 9,0%, Могилевской области - 7,8%, Гродненской области - 7,8%. Стоит отметить, что с каждым годом сохраняется тенденция к увеличению количества микро-, малых и средних организаций в городе Минске и Минской области. Так, за 2013 - 2017 годы в городе Минске их количество увеличилось на 2,5 процентных пункта, Минской области - на 0,2. В других областях наоборот произошло сокращение: в Брестской области - на 0,5 процентных пункта, Гомельской области - на 0,3 процентных пункта, Могилевской области - на 0,6, Гродненской области - на 0,2 [1, с. 50-51]. На наш взгляд, данная картина свидетельствует о неразвитости институтов региональной поддержки предпринимательской деятельности, недостатке собственных финансовых средств, снижении внутреннего спроса.

В 2017 году отраслевая структура микро-, малых и средних организаций сложилась следующим образом: 74,0% занято в сфере оказания услуг и 26,0% - в сфере производства [2]. Около 80% организаций по видам экономической деятельности сосредоточено в оптовой и розничной торговле; ремонте автомобилей и мотоциклов - 40 093 (36,45%); обрабатывающей промышленности - 14 782 (13,44%); транспортной деятельности, складировании, почтовой и курьерской деятельности - 11 536 (10,49%); строительстве -8 774 (7,98%); профессиональной, научной и технической деятельности - 5 968 (5,43%); сельском, лесном и рыбном хозяйстве - 4 512 (4,10%) [1, с. 53].

Уже многие годы прослеживается отрицательная динамика вклада микро-, малых и средних организаций в инвестиции в основной капитал, в 2017 году доля в общем объеме инвестиций составила -34,4%, что говорит о проблеме доступа к финансовым ресурсам.

Незначительный удельный вес микро-, малых и средних организаций в общем объеме промышленного производства в 2017 году всего 17,8% [1, с. 35]. Инновационную деятельность малые и средние организации развивают слабо, в 2017 году доля осуществляющих внутренние инновации в общем числе малых и средних организаций составила всего 3,55%, внедряющих продуктовые или процессные инновации -3,04%, доля внедряющих маркетинговые или организационные инновации - 0,73% [3, с.34]. Приведенные данные указывают на то, что не приходится говорить о развитии инновационной деятельности и повышении конкурентоспособности сектора малого и среднего предпринимательства в ближайшее время. Важным фактором дальнейшего развития инновационной предпринимательской деятельности послужил Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 года № 8 «О развитии цифровой экономики», который ставил своей целью способствовать развитию инновационной деятельности, содействовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций в развитие сферы новых и высоких технологий, построению современной цифровой экономики в Республике Беларусь [4].

В 2017 году одновременно происходил рост в общем республиканском объеме доли микро-, малых и средних организаций в сфере общественного питания - 45,6%, в розничной торговле - 35,5%, оптовом товарообороте - 83,8% [1, с. 35].

Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что малые и средние предприятия справились с последствием рецессии, однако их потенциал полностью не реализован, необходим переход к развитию инновационного предпринимательства, работающего в сегментах с высокой добавленной стоимостью. Тем не менее, не смотря на неоспариваемую роль малого и среднего предпринимательства в социальном развитии экономики, нельзя утверждать, что они полностью заменят крупное производство в ее структуре. Вместе с тем, все крупные предприятия когда-то были небольшими, имеющими потенциал и стремление к росту.

Правительство играет очень важную роль в развитии МСП, эффективно функционирующие институты создают благоприятные условия, что позволяет предпринимателю использовать сложившиеся экономические возможности и преимущества для развития эффективного производства. В Республике Беларусь за десять лет произошли значительные изменения в области поддержки МСП, был принят ряд нормативно-правовых актов регулирующих предпринимательскую деятельность, изменилось юридическое определение МСП. Произошли изменения в институциональной среде, которая формирует политику поддержки необходимую для эффективного развития предпринимательской деятельности, элементами которой выступают институты поддержки (государственные, финансовые, инфраструктурные, общественные).

Рассмотрим основные институты поддержки, функционирующие в нашей стране, как ключевые факторы, влияющие на эффективное развитие малого и среднего предпринимательства и формирующие предпринимательскую активность в Республике Беларусь.

Департамент по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, подчиненный Министерству экономики Республики Беларусь,

с правом юридического лица. К его основным функциям относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства, совершенствование деловой среды. Кроме того, Департамент обеспечивает деятельность общественно-консультационного (экспертного) совета по развитию предпринимательства при Министерстве экономики, организует проведение национального конкурса «Предприниматель года» и биржи субконтрактов в промышленности в рамках Белорусского промышленного форума, готовит к изданию информационно-аналитические материалы, вносит в Министерство экономики и Совет Министров предложения и проекты нормативно-правовых актов оказывающих влияние на развитие малого и среднего предпринимательства [5].

При комитетах экономики облисполкомов, Мингорисполкома и районных исполнительных комитетов существуют отделы предпринимательства, на сайтах которых размещена вся необходимая информация о мероприятиях, политике и государственной поддержке МСП в Республике Беларусь.

ОАО «Банк развития Республики Беларусь» - государственный специализированный финансовый институт, созданный при поддержке Международного валютного фонда и Всемирного банка, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261. Институт участвует в финансировании государственных программ и социальных проектов, оказывает поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляя кредитные продукты посредством банков-партнеров (ЗАО «Альфа-Банк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Приорбанк», ОАО «Банк Дабрабыт», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белгазпромбанк» и в ближайшее время вступят в проект ЗАО «МТБанк» и ОАО «Белорусский народный банк») и лизинговых компаний [6].

Всего в 2017 году было профинансировано 886 инвестиционных проектов (на общую сумму 193,8 млн руб.), а с августа 2014 (начало действия программы) до конца 2017 года было профинансировано 1626 инвестиционных проектов (на 443,0 млн руб.). Поддержка в 2017 году оказывалась производителям сферы сельского, лесного и рыбного хозяйства (270 проектов или 30%); предприятиям в регионах и женскому предпринимательству (220 проектов 25%); предприятиям-экспортерам (158 проектов или 18%); организациям сферы торговли и услуг; стартап-компаниям [7, с. 13].

Благодаря проекту «Расширение доступа к финансированию макро-, малых и средних предприятий в Республике Беларусь» за счет ресурсов Всемирного банка со второго квартала 2018 года есть возможность финансировать инвестиционные проекты субъектов МСП в иностранной валюте (до 2,5 млн дол. США) сроком до 10 лет [8]. Тем не менее, не смотря на увеличение финансирования субъектов МСП в 2017 году, основная сумма поддержки остается недостаточной, что обосновывает необходимость выделения большего количества денежных средств из республиканского бюджета.

Государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывается Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления денежных средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, имущества на условиях финансовой аренды (лизинга), гарантий по льготным кредитам [9]. Так, в 2018 году для получения государственной финансовой поддержки поступило 130 проектов, из которых одобрено и профинансировано 42 на общую сумму 3 566,2 тыс. руб. (микроорганизации - 2 052,3 тыс. руб. (57,5%), малые организации - 1 274,6 тыс. руб. (35,8%), индивидуальные предприниматели - 239,3 тыс. руб. (6,7%)) [10]. Распределение объемов профинансированных проектов в разрезе регионов непропорционально, наибольшее количество (72%) находится в городе Минске и Минской области (42,9%, и 29,1% соответственно), в то время как на оставшиеся четыре области приходится всего 18% из выделяемых Фондом финансовых средств (на Гродненскую область - 12,2%, Могилевскую область -5,3%, у Гомельской и Витебской области всего по - 0,9%) [10]. Следует отметить, что значительного увеличения финансирования из Республиканского бюджета не произошло: на 2019 год запланировано выделение всего 2 685 980 руб., что ненамного больше 2018 года - 2 245 365 руб. [11; 12].

На местном уровне государственная поддержка малому и среднему предпринимательству на конкурсной основе оказывается облисполкомами и Минским горисполкомом, которые осуществляют финансирование на возвратно возмездной или безвозмездной основе, выдачу субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, на выплату лизинговых платежей и части расходов, связанных с организацией либо участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, а также предоставляют субсидии субъектам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства [9]. Поддержка предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инвестиционный проект или бизнес-проект и прошедшим конкурсный отбор на создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг), реализацию экспортоориентированной, импортозамещающей продукции, производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение, внедрение новых технологий. Обязательным условием оказания финансовой поддержки является создание новых рабочих мест.

Государственная финансовая поддержка оказывается Белорусским инновационным фондом (Белин-фонд), который содействует созданию и развитию новых и высокотехнологичных производств. Финансирование при реализации инновационных проектов оказывается как на возвратной, так и безвозвратной основе после прохождения инновационным предприятием конкурсного отбора. Финансирование на льготных условиях не требует залога и страхования займа, максимальная сумма - не более 7 - 10 млн. долл. США сроком до семи лет под процентную ставку 0,5 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь [13]. В целях поддер-

жать инновационные отрасли и стимулировать развитие сектора инновационного предпринимательства был принят Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов», согласно которому оказывается безвозвратное государственное финансирование в форме предоставления инновационных ваучеров (при реализации подготовительного или конструктор-ско-технологического этапа) и грантов (при реализации конструкторско-технологического этапа). Объем финансирования на подготовительном этапе не может составлять более 25 тыс. дол. США, а на конструкторско-техно-логическом этапе - не более 100 тыс. дол. США. Гражданам Республики Беларусь, в том числе индивидуальным предпринимателям, государственная поддержка оказывается, если они заключили договор с научно-технологическим парком или инкубатором малого предпринимательства [14].

В период с 2010 по 2017 год Белинфондом проводилась работа по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства. Финансирование работ по организации и освоению производства было неравномерным и отличалось крайней нестабильностью. Максимального значения выделенные средства за отмеченный период достигли в 2012 году и составили 4,1 млн руб. или 30,7% от общего объема финансирования всех проектов. При этом необходимо отметить, что в 2016 году финансирование составило всего 0,02 млн руб. или 0,43% от общего объема финансирования всех проектов [15, с. 191]. В 2017 году финансирование проектов малого и среднего предпринимательства вовсе не осуществлялось. Белинфонд рассматривал четыре заявки на получение финансовой поддержки в реализации инновационных проектов на начальном этапе (достартовое и стартовое финансирование, т.е. венчурное финансирование) на безвозмездной основе в форме предоставления инновационных ваучеров и грантов, однако, как и в 2016 году, они были отклонены [16, с. 217]. На наш взгляд, новые инструменты безвозмездного финансирования не используются из-за незначительного объема финансирования Белинфонда.

Помимо финансовых институтов в Республике Беларусь активно создаются и развиваются другие институты поддержки предпринимательства. За последние десять лет был принят рад нормативных актов, регулирующих деятельность инфраструктуры поддержки МСП.

Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148 «О поддержке малого и среднего предпринимательству указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и от 29 марта 2009 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

По состоянию на 8 апреля 2019 года в стране функционирует 103 центра поддержки предпринимательства и 24 инкубатора малого предпринимательства. За период с января 2014 года по апрель 2019 года количество центров поддержки предпринимательства увеличилась на 48, а число инкубаторов - на 11 единиц. Субъекты инфраструктуры действуют во всех областях, так: в Брестской области - 11 центров и 3 инкубатора, Витебской области - 8 центров и 2 инкубатора, Гомельской области - 9 центров и 2 инкубатора, Гродненской области - 20 центров, а с 2017 года действует первый и пока единственный инкубатор, Минской области - 14 центров и 6 инкубаторов, Могилевской области - 13 центров и 5 инкубаторов, в Минске - 28 центров и 5 инкубаторов [17].

Центры поддержки предпринимательства оказывают малым и средним предприятиям бесплатные консультационные услуги, проводят семинары. Эти услуги помогают предпринимателям в разработке собственных стратегий развития предприятия, маркетинговых стратегий, в вопросах бухгалтерского учета, налогообложения и составлении отчетности. Оказывают и платные индивидуальные услуги, в том числе составление бизнес-планов, проводят маркетинговые исследования и анализ рынков. Некоторые центры поддержки предпринимательства специализируются в вопросах финансирования инновационной деятельности, экспертизе инновационных проектов, создании и развитии стартапов, организовали стартап-школы и проводят бизнес-мероприятия. В 2017 году около 126,8 тыс. человек получили консультации по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, было проведено 3829 семинаров, в которых приняло участие 64,4 тыс. человек [18].

Инкубаторы малого предпринимательства оказывают поддержку молодежи и начинающим инновационным предприятиям, срок деятельности которых с момента регистрации не превышает трех лет, предоставляя в аренду офисные и производственные помещения, различные информационные и консалтинговые услуги. Количество арендаторов в инкубаторах на конец 2018 года составило 694 субъекта малого предпринимательства, численность работников-арендаторов - 4026 человек. Количество выпущенных инкубаторами арендаторов в 2017 году составило 235 субъектов хозяйствования [18].

В 2017 году в целях поддержки предпринимательства государство выделило субъектам инфраструктуры из бюджета средства на общую сумму 744,4 тыс. руб. [18]. Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» к субъектам инновационной инфраструктуры относят технопарки, центры трансфера технологий, венчурные организации [19]. По данным ГКНТ в 2017 году действоволи 14 научно-технологических парка, 9 центров трансфера технологий, а с 2016 года Белинфонду был присвоен статус субъекта инновационной инфраструктуры (на основании Указа Президента от 15.06.2016 № 223) [16, с. 244]. За период с 2013 по 2017 годы количество научно-технологических парков увеличилось на два, а число центров трансфера технологий - на

шесть [20, с. 155; 16, с. 244]. Технопарки предоставляют резидентам необходимое материально-техническое обеспечение, финансирование для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, содействуют в осуществлении внешнеэкономической деятельности. Резидентами технопарка могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие договор об аренде или о безвозмездном пользовании зданиями, сооружениями, помещениями и движимым имуществом, принадлежащим технопарку.

В 2017 году количество резидентов технопарков составило 133 организации, что на 42 организации больше чем в 2013 году, общая численность работников-резидентов технопарков по сравнению с 2013 годом увеличилась на 461 человека и составила - 1598 человек [16, с. 246; 20, с. 155].

Основным видом экономической деятельности у резидентов технопарков, по состоянию на 2017 год являлась обрабатывающая промышленность, она формировала почти половину (48,1%) организаций резидентов технопарков, 50,1% всех работников, 76,9% произведенной продукции (69,1% инновационной продукции). На втором месте - информация и связь, такие организации составляли 22,6% от общего количества резидентов, где работало 22,4% всех работников, выпускавших 10% всей произведенной продукции (14,4% инновационной продукции). Третье место занимает профессиональная, научно-техническая деятельность, которая составляла 18,0% от общего количества организаций, 14,3% работников резидентов технопарков, 8,7% произведенной продукции (10,8% инновационной продукции). Резиденты ведут работу в области научных исследований и разработок, инженерных изысканий, технических испытаний и анализа. Другие виды экономической деятельности внесли незначительный вклад в производство инновационной продукции и составляли в общем количестве не более 6% [16, с. 247].

Научно-технологические парки были созданы при учебных заведениях при содействии и финансовой поддержке исполкомов и охватывают все области экономики страны.

Центры трансфера технологий содействуют в передаче и приобретении прав на результаты научно-технической и инновационной деятельности. Кроме того, они предоставляют организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности, оказывают инжиниринговые и консультационные услуги, проводят информационно-методические семинары, осуществляют исследование конъюнктуры рынка по выявлению возможностей реализации инноваций.

Развитие и рост предпринимательского потенциала невозможен без развитой системы образования, которая формирует предпринимательские навыки и предпринимательскую культуру.

На уровне общего среднего образования Министерством образования предусмотрено формирование предпринимательской компетенции через факультативный курс для V - XI классов «Основы экономических знаний» и для X - XI классов «Основы предпринимательства» по 35 учебных часа на каждый класс [21, с. 58].

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250 «Об утверждении Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 - 2020 годы» направлена на повышение предпринимательской инициативы среди молодежи, вовлечение её в инновационную деятельность. Программой предусмотрено проведение Республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси», Республиканского конкурса молодежных инновационных проектов в сфере высоких технологий «Беларусь-стартап», Республиканского фестиваля-конкурса по экономике и предпринимательству среди учащихся учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования «Лестница успеха», Республиканского информационно-профориентационного проекта «ПРОФ-БУМ», Республиканского конкурса «Молодой предприниматель» [22]. Финансирование осуществляется через республиканский и местные бюджеты. Мероприятия дают возможность активизировать инновационный потенциал молодых исследователей и ученых, продвинуть конкретные инновационные проекты и перспективные научно-технические разработки, повысить предпринимательскую активность и развить лидерские качества молодежи.

Активно проходит апробация концепции «Университет 3.0» (предпринимательский университет), которая предполагает активное сотрудничество учреждений высшего образования с частным сектором экономики, путем внедрения научных исследований и разработок в практическую деятельность, а также формируя у студентов бизнес-компетенции. Начиная с 2018 года в Республике Беларусь семь университетов (БГУ, БНТУ, БГЭУ, БГУИР, БНТУ, БРУ и ГрГУ им. Янки Купалы) участвуют в реализации экспериментального проекта «Совершенствование деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0» (комплексное развитие научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской инфраструктуры учреждений высшего образования в целях создания инновационной продукции и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности)» [23, с. 110]. На базе университетов открываются бизнес-инкубаторы, научно-исследовательские лаборатории, бизнес-школы, проводятся конкурсы инновационных проектов. Так, с целью поддержки инновационного предпринимательства в Гомельском государственном университете начала функционировать бизнес-школа «Стартап-ГГУ»; в Полоцком государственном университете создан центр стартапов и предпринимательских инициатив; в Белорусском национальном технологическом университете создана производственная лаборатория «ФабЛаб». На базе БГУ функционирует Центр развития молодежного предпринимательства и инкубатор малого предпринимательства КУП «Молодежная социальная служба».

Таким образом, обучение навыкам предпринимательства позволит создать условия для количественного и устойчивого роста сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

Общественные институты играют немаловажную роль - объединения предпринимателей занимают все более активную позицию в Республике Беларусь, внося и предлагая свои инициативы по развитию предпринимательства. Начиная с 2000 года, ежегодно проводится Ассамблея деловых кругов Республики Беларусь, на которой предприниматели презентуют свои предложения по улучшению делового климата и развитию предпринимательства в Беларуси, обсуждается и принимается «Национальная платформа бизнеса Беларуси». В ней отражены предложения об упрощении налогообложения, сокращении административных процедур, формировании благоприятной деловой и инвестиционной среды и многие другие предложения, которые были использованы при подготовке правительственных документов. Проводится конкурс «Лучший город (район, область) для бизнеса Беларуси», который помогает региональным предпринимательским союзам (ассоциациям) активно взаимодействовать с местными органами государственной власти и управления создавать наиболее оптимальные условия для ведения предпринимательской деятельности. Ежегодно проводятся исследования «Индекс делового оптимизма», который дает субъективную оценку предпринимательского сообщества на экономическое положение и состояние делового климата.

Наиболее активную позицию занимают такие общественные объединения предпринимателей, как: Союз юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» - на данный момент в него входит 8 региональных, 12 отраслевых и функциональных бизнес-ассоциации [24]; крупнейшее в Республике Беларусь Общественное объединение «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», Республиканское общественное объединение «Белорусская научно-промышленная ассоциация», при которых созданы и действуют центры поддержки предпринимательства и Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского.

Предпринимательские союзы (ассоциации) предоставляют своим членам следующие услуги:

- организуют стажировки, тренинги и бизнес-школы для молодежи, участие в форумах и семинарах, организуют международные контакты и деловые встречи с международными экономическими организациями, союзами (ассоциациями);

- участвуют в обсуждении стратегии и программ развития предпринимательства, в работе общественно-консультативных советов при органах государственной власти и управления;

- обеспечивают защиту прав и представляют интересы в государственных органах и международных организациях;

- содействуют экспортерам и импортерам, производственной кооперации (субконтрактации), помогают с международным инвестиционным сотрудничеством;

- предоставляют актуальную информацию о законодательстве в Республике Беларусь, ЕАЭС и СНГ.

Однако всего около 10% субъектов малого и среднего предпринимательства являются членами

предпринимательских союзов (ассоциаций), что не позволяет полностью раскрыть потенциал объединений предпринимателей на национальном, региональном и отраслевом уровне, тормозит рост частного сектора, особенно в регионах, и как следствие повышение конкурентоспособности экономики.

С принятием Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» активизировался диалог между представителями государственного и частного сектора путем создания общественно-консультационных (экспертных) советов по развитию предпринимательства, создание которых было там указано в числе приоритетов. По данным Министерства экономики в Республике Беларусь действует 39 общественно-консультационных (экспертных) советов по развитию предпринимательства, созданных при государственных органах (организациях) [25], в 2017 году состоялось 114 заседаний [26, с. 273]. С конца 2016 года по май 2019 года состоялось 20 заседаний рабочей группы по вопросам деятельности индивидуальных предпринимателей при общественно-консультационном (экспертном) совете по развитию предпринимательства при Министерстве экономики Республики Беларусь [27]. При облисполкомах, Мингорис-полкоме, райисполкомах созданы и функционируют Советы по развитию предпринимательства.

Начиная с 1999 года Совет по развитию предпринимательства - постоянно действующий консультационный орган при Президенте Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 года № 173 «О совершенствовании деятельности Совета по развитию предпринимательства» расширены полномочия этого органа в целях активизации участия делового сообщества в процессах реализации государственной политики в сфере экономики [28]. За Советом закреплены полномочия по координации деятельности областных (районных) советов по развитию предпринимательства, это позволит предпринимательскому сообществу эффективно взаимодействовать с местными органами власти и оперативно решать накопившиеся проблемы по ведению предпринимательской деятельности в регионах. В новый состав Совета предпринимательские союзы (ассоциации) не вошли, но получили статус официальных партнеров, который дает им право участвовать в деятельности Совета. Таким образом, в Беларуси активно развивается диалог государственной власти, частного предпринимательства и гражданского общества. Однако отсутствие в свободном доступе информации о результатах реализации принятых решений Советами, не позволяет говорить о положительном их воздействии на принятие решений государственными органами (при подготовке проектов нормативных правовых актов) по вопросам развития предпринимательской деятельности, нет контроля и оценки процедур общественных обсуждений.

Заключение. Таким образом, помимо произошедших положительных изменений существует и ряд нерешенных проблем в сфере усовершенствования экономической политики в сфере МСП в Республике Беларусь. Представляется необходимым принять следующие меры:

- Департаменту по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь необходимо создать веб-сайт поддержки, который будет отражать информацию о мерах поддержки предпринимательства и проходящих мероприятиях в Республике Беларусь, а также предоставлять широкий спектр бесплатных услуг и консультаций, как по телефону, так и по записи. Ежегодно проводить сбор, анализ и готовить отчет о деятельности МСП. Организовать онлайн-платформу, на которой будут регистрировать и публиковать свою информацию отечественные и зарубежные МСП, прошедшие строгий отбор, что позволит найти деловых партнеров и вести переговоры, технологии и поиск продуктов и услуг.

В сфере доступа МСП к финансированию необходимо:

- создать институт гарантийного страхования для МСП, который позволит коммерческим банкам расширить количество программ финансовой поддержки для разных категорий субъектов МСП, что позволит кредитовать большее количество МСП и упростит доступ к финансированию;

- увеличить расходы республиканского бюджета на финансирование МСП через государственные финансовые институты (Банк развития Республики Беларусь, Белорусский фонд поддержки предпринимательства, Белорусский инновационный фонд);

- расширить количество программ финансовой поддержки для разных категорий субъектов МСП;

- создать по всей стране сеть государственных венчурных фондов, которые будет финансировать малые предприятия на ранней стадии развития;

- совершенствовать условия для развития небанковского финансирования главным образом за счет микрофинансовых и лизинговых услуг.

В сфере инфраструктурной поддержки МСП предлагается создать государственный институт, который будет координировать деятельность субъектов инфраструктуры, отвечать за качество и ассортимент услуг по поддержке малого и среднего предпринимательства, с сетью региональных отделений по всей стране. В обязанности государственного института будет включено взаимодействие с региональными и местными органами власти, государственными и частными финансовыми институтами, предпринимательскими союзами (ассоциациями). Необходимо создать сеть «Частных предпринимательских институтов» готовящих будущих предпринимателей и оказывающих услуги по повышению квалификации, в том числе специалистов, оказывающих консультационные услуги в центрах поддержки предпринимательства. Предпринимательским союзам (ассоциациям) целесообразно подключится к процессу оценки и контроля преподаваемых учебных дисциплин.

В целях активизации МСП в малых городах и сельской местность следует позволить предпринимательским союзам (ассоциациям) создать инвестиционные фонды поддержки предпринимательской деятельности, которые будут инвестировать в стартапы, женское и социальное предпринимательство, в предприятия на стадии развития (способные к быстрому росту). Это создаст новые и поддержит существующие рабочие места.

Таким образом, необходимы дальнейшие институциональные преобразования в сфере малого и среднего предпринимательства, так как эффективно функционирующая институциональная среда позволит эффективно перераспределять имеющиеся ресурсы экономических агентов, будет стимулировать хозяйственную деятельность, что приведет к созданию благоприятных условий для количественного и качественного развития малого и среднего предпринимательства, инклюзивному росту в Республике Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь : стат. сб. - Минск : Нац. статист. комитет Респ. Беларусь, 2018. - 195 с.

2. Мониторинг малого и среднего предпринимательства 2017 инфографика [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/msb-monitoring-2017-2/ВЕЬАИШ^ - Дата доступа: 25.02.2019.

3. Наука и инновационная деятельность Республике Беларусь : стат. сб. - Минск : Нац. статист. комитет Респ. Беларусь, 2018. - 136 с.

4. О развитии цифровой экономики [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 21 дек. 2017 г., № 8 // Пресс-служба Президента Республики Беларусь - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/ official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 - Дата доступа: 28.02.2019.

5. О департаменте по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 967 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C20600967 - Дата доступа: 6.03.2019.

6. Открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://brrb.by/about/. - Дата доступа: 10.03.2019.

7. О влиянии инвестиций Банка развития на экономику Республики Беларусь в 2017 г. : информационно-аналитический обзор [Электронный ресурс] // Открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» -Режим доступа: https://brrb.by/about/analitik/. - Дата доступа: 10.03.2019.

8. Открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://brrb.by/about/press/news/bank-razvitiya-predlagaet-subektam-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-novye-vozmozhnosti-dlya-razv/. - Дата доступа: 11.03.2019.

9. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 21 мая 2009 г., № 255 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. -Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=p30900255. - Дата доступа: 24.03.2019.

10. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belarp.by/ru/statistics-fund - Дата доступа: 26.03.2019.

11. О республиканском бюджете на 2019 год [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2018 г., № 160 // Министерство финансов Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/ budgetary_legislation/da8d2db88c99a337.html - Дата доступа: 27.03.2019.

12. О республиканском бюджете на 2017 год [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 31 дек. 2017 г., № 86 // Министерство финансов Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/ budgetary_legislation/da8d2db88c99a337.html. - Дата доступа: 27.03.2019.

13. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belarp.by/ru/state-help/inyeistochnigosfin/belorusskijinnov - Дата доступа: 28.03.2019.

14. О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 20 мая 2013 г., № 229 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=P31300229&p1=1. - Дата доступа: 10.03.2019.

15. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2016 года: аналитический доклад / под ред. А.Г. Шумилина, В.Г. Гусакова. - Минск : ГУ «БелИСА», 2017. - 222 с.

16. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2017 года: аналитический доклад / под ред. А.Г. Шумилина, В.Г. Гусакова. - Минск : ГУ «БелИСА», 2018. - 282 с.

17. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/infrostruktura_poddergki_small_medium_bussines-ru/. - Дата доступа: 17.04.2019.

18. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy. gov.by/ru/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses-ru/. - Дата доступа: 17.04.2019.

19. Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 3 янв. 2007 г., № 1 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=2012&oldDoc=2007-5/2007-5(005-031).pdf&oldDocPage=21. - Дата доступа: 21.04.2019.

20. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2013 года: аналитический доклад / под ред. А.Г. Шумилина, В.Г. Гусакова. - Минск : ГУ «БелИСА», 2014. - 218 с.

21. Сергеева, Ю.И. Молодежное предпринимательство в Беларуси: от теории к практике / Ю.И. Сергеева // Адука-цыя i выхаванне. - 2018. - № 8. - С. 57- 65.

22. Об утверждении Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 мар. 2016 г. № 250 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/ ?guid=3871&p0=C21600250. - Дата доступа: 01.05.2019.

23. Бондарь, А.В. Предпринимательский университет как точка роста экономики знаний / А.В. Бондарь, П.А. Лис, В.И. Слиж // Белорусский экономический журнал. - 2018. - № 4. - С. 105 - 122.

24. СЮЛ «РКП» Сегодня // Союз предпринимателей. - 2018. - Июль, август (№ 119/120). - С. 3.

25. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/oks_predpr-ru/. - Дата доступа: 10.05.2019.

26. Проект Аналитического отчета о реализации в 2016-2017 гг. Национальной стратегии устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НУРС-2030) [Электронный ресурс] // Государственное научное учреждение «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь» - Режим доступа: http://niei.by/ru/novosti-nauchnoi-zhizni-ru/view/proekt-analiticheskogo-otcheta-o-realizatsii-v-2016-2017-gg-natsionalnoj-strategii-ustojchivogo-sotsialno-18/. - Дата доступа: 14.02.2019.

27. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/protokoly_rg_oks-ru/. - Дата доступа: 17.05.2019.

28. Пресс-служба Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.gov.by/ ru/news_ru/view/kommentarij-k-ukazu-173-ot-11-maja-2019-g-21086/. - Дата доступа: 20.05.2019.

Поступила 23.05.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INSTITUTIONS THAT SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REPUBLIC OF BELARUS: STATE AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

V. KLIUNYA, V. KOZLOVSKAYA

The main economic indicators of small and medium-sized enterprises in the Republic of Belarus for 20132017 are considered, and it is concluded that their potential has not been fully realized. The article analyzes the institutions that support small and medium-sized businesses operating in our country, which form the support policy necessary for the effective development of business activities. Based on the analysis, recommendations are given for improving economic policy, which will contribute to the better functioning and development of small and medium-sized businesses in the Republic of Belarus.

Keywords: support institutions, small and medium-sized businesses, state institutions, financial institutions, infrastructure institutions, public institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.