Предпринимательское право
ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ ПРАВОВОГО СТАТУСА (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
ГУРЩЕНКОВ Павел Валентинович,
старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета
Учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье на основе анализа законодательства и правоприменительной практики Республики Беларусь исследуется понятие субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства. Автор выделяет признаки данных субъектов. Дается определение субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства. Выделяется общий и специальный правовой статус субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства.
The article deals with the concept of subjects of support of small and medium-scale business enterprises on the basis of the analysis of legislation and law-enforcement practice of the Republic of Belarus. The author distinguishes features of these subjects. The definition of the subject of support of small and medium-scale business is given. The general and special legal status of subjects of support of small and medium-scale business is emphasized.
Ключевые слова: субъекты поддержки малого и среднего предпринимательства; центр поддержки предпринимательства; инкубатор малого предпринимательства; учреждение финансовой поддержки предпринимателей; общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства; правовой статус субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства.
Subjects of support of small and medium-scale business; center of support of business; incubator of small-scale business; establishment of financial support of businessmen; society of mutual financing of subjects of small and medium-scale business; legal status of subjects of support of small and medium-scale business.
Поддержка малого и среднего предпринимательства является важным направлением социально-экономической политики многих государств. В Республике Беларусь понятие поддержки малого и среднего предпринимательства дано в Законе Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства»1. Согласно ст. 1 данного Закона поддержка малого и среднего предпринимательства - это реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультативных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для развития малого и среднего предприни-
1 О поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г. № 148-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2016.
мательства необходима целенаправленная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства).
Субъекты поддержки малого и среднего предпринимательства являются субъектами (участниками) определенных правоотношений. В качестве субъектов (участников) правоотношений могут выступать граждане (физические лица), в том числе зарегистрированные индивидуальными предпринимателями, юридические лица, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь.
Проанализируем конкретные виды субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные в законодательстве Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства» введено понятие субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Согласно ст. 4 Закона субъектами ин-
фраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности. К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, отнесены Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для сравнения, согласно ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1 инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
В ст. 1 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 г. «О частном предпринимательстве»2 дано понятие инфраструктуры частного предпринимательства как комплекса создаваемых или действующих организаций, обеспечивающих общие условия функционирования и развития частного предпринимательства, включая содействие в организации собственного дела, обеспечение информацией в области
1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Кон-сультантПлюс». М., 2016.
2 О частном предпринимательстве [Электронный ресурс]. Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 г. № 124-Ш ЗРК // Зако-
нодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? гдп=10469. - Дата доступа: 22 декабря 2015 г.
права, маркетинга, инжиниринга и менеджмента, поддержку в обеспечении материально-техническими, финансовыми и другими ресурсами на коммерческой основе.
В Модельном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства», принятом Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 8 июня 1997 г.3, субъектами поддержки малого предпринимательства названы фонды финансовой поддержки предпринимателей (ст. 7), центры поддержки предпринимательства (ст. 8), инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры (ст. 9), общества взаимного кредитования (ст. 10), союзы (ассоциации) субъектов малого предпринимательства (ст. 16).
В соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства» центром поддержки предпринимательства является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Законом возложено на Совет Министров Республики Беларусь определение условий и порядка регистрации юридических лиц в качестве центра поддержки предпринимательства и особенностей их деятельности. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 утверждено Положение о центрах поддержки предпринимательства . В п. 3 этого Положения определены требования к юридическому лицу, претендующему на регистрацию в качестве центра поддержки предпринимательства или базового центра поддержки предпринимательства.
Центры поддержки предпринимательства в Республике Беларусь можно сравнить с бизнесцентрами и другими подобными организациями, дей-ствующми в других государствах. К примеру, в Республике Казахстан в инфраструктуру поддержки ма-
3 О Модельном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства» [Электронный ресурс]. Постановление Межпарламент. Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 8 июня 1997 г. № 9-7 // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2016.
4 Положение о центрах поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2016.
лого и среднего предпринимательства входят центры поддержки малого предпринимательства, представляющие собой юридические лица, осуществляющие обучение, информационное обеспечение, оказание консультационных и маркетинговых услуг, проведение экономической и технологической экспертизы проектов субъектов малого предпринимательства (ст. 1 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 г. «О частном предпринимательстве»).
Понятие инкубаторов или бизнес-инкубаторов в основном дается в экономической литературе. В экономическом смысле этим термином обозначают структуру или организацию, в которой создаются «тепличные» условия для предварительно отобранных молодых либо только что созданных предприятий с высоким потенциалом роста, чтобы помочь им стать самостоятельными и прибыльными1. Бизнес-инкубаторы рассматривают как организационную структуру, предназначенную для формирования наиболее благоприятной среды для стартового развития малого бизнеса2.
В ст. 20 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства» закреплено, что инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности. Согласно п. 1 Положения об инкубаторах малого предпринимательства (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911)3 в этом нормативном акте определяются усло-
1 Истомина Л.А. Инкубаторы малого предпринимательства: зарубежный опыт: аналит. обзор / Л.А. Истомина; М-во предпринимательства и инвестиций Респ. Беларусь. Мн.: Представительство ООН/ПРООН в Республике Беларусь, 1998. С. 11.
2 Гуляев В.Г. Инвестиционная и налоговая поддержка предпринимательской деятельности / В.Г. Гуляев, Н.П. Пашин, Л.А. Тре-тяк. М.: Ред.-изд. центр Генер. штаба Вооруж. Сил Рос. Федерации, 2001. С. 91.
3 Положение об инкубаторах малого предпринимательства
[Электронный ресурс]: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и
вия и порядок регистрации юридического лица в качестве инкубатора малого предпринимательства, а также особенности его деятельности. В п. 3 Положения об инкубаторах малого предпринимательства сформулированы требования к юридическому лицу, претендующему на регистрацию в качестве инкубатора малого предпринимательства.
По законодательству ряда государств организацией, аналогичной инкубатору малого предпринимательства, является бизнес-инкубатор. Так, согласно ст. 1 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 г. «О частном предпринимательстве» бизнес-инкубатор - это юридическое лицо, создаваемое для поддержки субъектов малого предпринимательства на этапе их становления путем предоставления производственных помещений, оборудования, организационных, правовых, финансовых, консалтинговых и информационных услуг. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 75 «О мерах по реализации в 2007 г. мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» были утверждены Общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в биз-нес-инкубаторе4. Под бизнес-инкубатором здесь понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Анализ Закона от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Положения о центрах поддержки предпринимательства и Положения об инкубаторах малого предпринимательства позволяет прийти к выводу, что центрами поддержки предпринимательства и инкубаторами малого предпринимательства могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.
среднего предпринимательства» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2016.
4 О мерах по реализации в 2007 г. мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства [Электронный ресурс]. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, 5 марта 2007 г. № 75 // База данных нормативных и правовых документов Минэкономразвития России. -Режим доступа: http://merit.consultant.ru/page.aspx?9702. - Дата доступа: 22 декабря 2015 г.
Данный вывод подтверждается и сложившаяся в Республике Беларусь практика.
Иные организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства в Республике Беларусь, - это Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 утверждено Положение о Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей1. Фонд является юридическим лицом, владеет обособленным имуществом на правах оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, эмблему, товарный знак и другие реквизиты (п. 2 Положения).
Согласно ст. 22 Закона от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства» учреждением финансовой поддержки предпринимателей является некоммерческая организация, создаваемая по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета или иного юридического лица в целях обеспечения содействия проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий. Особенности создания и деятельности учреждений финансовой поддержки предпринимателей определяются Положением об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 19112. Здесь учреждение финансовой поддержки предпринимателей также называется некоммерческой организацией (п. 2 Положения).
1 О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей [Электронный ресурс]. Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2016.
2 Положение об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2016.
В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства» общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства - это некоммерческая организация, создаваемая субъектами малого и (или) среднего предпринимательства в организационно-правовой форме потребительского кооператива для аккумулирования временно свободных денежных средств членов этого общества и средств из иных незапрещенных источников в целях оказания им финансовой помощи в форме предоставления микрозаймов. В Указе Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций»3 общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства обозначено и как юридическое лицо, и как некоммерческая организация.
Таким образом, в законодательстве Республики Беларусь устанавливается, что центр поддержки предпринимательства, инкубатор малого предпринимательства и Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства являются юридическими лицами. В отношении учреждения финансовой поддержки предпринимателей используется термин «некоммерческая организация».
В литературе имеет место мнение, что в систему поддержки малого и среднего предпринимательства входят и индивидуальные предпринимате-ли4. Так, например, делается вывод об инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства как представленной субъектами, напрямую содействующими государственным или муниципальным органам власти непосредственно при реализации федеральных, региональных и местных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, и специализированными организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими финансовую, имущественную, информационную, консультационную, кадровую, инновацион-
3 О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций [Электронный ресурс]. Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2016.
4 Елисеев В.С. О проблемах правового обеспечения льготного кредитования субъектов сельского хозяйства / В.С. Елисеев // Юридический мир. 2011. № 3. С. 34-35.
ную и иную поддержку субъектам малого и среднего
бизнеса в сфере реального производства и оказания
1
услуг1.
На практике индивидуальные предприниматели действительно могут взаимодействовать с субъектами малого и среднего предпринимательства, например, оказывать им на договорной основе юридические, консультационные и другие услуги. Но стоит ли законодательно закрепить за индивидуальными предпринимателями возможность приобретения статуса субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства? На наш взгляд, таких оснований нет.
Прежде всего, индивидуальные предприниматели сами отнесены к субъектам малого предпринимательства (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства»). И индивидуальным предпринимателям в первую очередь необходима поддержка в организации и развитии предпринимательской деятельности. Юридические лица по сравнению с индивидуальными предпринимателями располагают большими ресурсами, а также необходимым персоналом для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Субъект поддержки малого и среднего предпринимательства в организационно-правовой форме юридического лица предпочтительнее и с точки зрения стабильности его существования и деятельности.
Таким образом, субъект поддержки малого и среднего предпринимательства - это юридическое лицо, выступающее в организационно-правовой форме соответствующей коммерческой или некоммерческой организации. Вместе с тем законодательство Республики Беларусь позволяет выделить и другие признаки субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства.
Юридическое лицо должно быть специально создано согласно законодательству для поддержки малого и среднего предпринимательства и (или) зарегистрировано в этом качестве в установленном законодательством порядке.
Прежде всего, в качестве субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства могут выступать организации, изначально созданные для осуществления поддержки малого и среднего пред-
1 Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, А.Г. Бобкова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: ИД «Юриспруденция», 2014. С. 133.
принимательства. К ним следует отнести Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей и общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Другие организации получают статус субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства в результате их регистрации в этом качестве в установленном законодательством порядке. Это касается центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства. Основная деятельность юридического лица может быть не связана с поддержкой малого и среднего предпринимательства, но оно способно выполнять задачи, возложенные законодательством на субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства, и может быть признано центром поддержки предпринимательства и инкубатором малого предпринимательства путем соответствующей регистрации в Министерстве экономики Республики Беларусь. Возьмем, например, Общество с ограниченной ответственностью «ЮрСпектр», Частное учреждение образования «Институт предпринимательской деятельности», зарегистрированные в Министерстве экономики Республики Беларусь как центры поддержки предпринимательства. Или в качестве инкубаторов малого предпринимательства Министерством экономики зарегистрированы Открытое акционерное общество «Минский завод «Калибр» (г. Минск) и Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Радуга-Свет» (Минская область, г. Солигорск). Разумеется, для этих организаций деятельность по оказанию субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности не составляет основную цель. Об этом свидетельствует и тот факт, что некоторые организации для осуществления функций инкубатора малого предпринимательства создают обособленные структурные подразделения. Это, например: Обособленное структурное подразделение «Инкубатор малого предпринимательства» Закрытого акционерного общества «Минский инструментальный завод», Обособленное структурное подразделение «Инкубатор малого предпринимательства» Республиканского унитарного предприятия «Приборостроительный завод Оптрон» (г. Минск). Поэтому в законодательстве Республики Беларусь для таких организаций нет требований об указании в названии на центр поддержки предпринимательства или инкубатор малого пред-
принимательства. Вместе с тем и такие организации изначально могут быть созданы специально для поддержки малого и среднего предпринимательства и зарегистрированы в этом качестве.
На основании изложенного можно дать следующее определение субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства: это юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация), созданное для поддержки малого и среднего предпринимательства и (или) зарегистрированное в этом качестве в установленном законодательством порядке.
В литературе понятие статуса или правового статуса рассматривается как правовое положение гражданина, юридического лица, государства, определенной территории, характеризующееся совокупностью
предусмотренных законодательством прав и обязан-
1
ностей, а также льгот и преимуществ , правовое положение физического либо юридического лица2, система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права3, права и обязанности субъектов, закрепленные в законодательстве государства4, совокупность право- и дееспособности, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, а также общих прав и обязанностей5, законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности6, весь набор, вся система правовых возможностей и юридических обязанностей, которые потенциально может иметь определенная категория субъектов правовых отношений7, единство юридических прав и обязанностей че-
8 г-,
ловека, соответствующих принципам права . В це-
1 Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия. 5-е изд., доп. и перераб. / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2006. С. 818.
2 Вершок И.Л. Статус / И.Л. Вершок // Белорусская юридическая энциклопедия. В 4-х т. / Редкол.: С.А. Балашенко [и др.]. Мн.: ГИУСТ БГУ, 2011. Т. 3. С. 566.
3 Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2005. С. 296.
4 Поляков А.В. Общая теория права: Учебник / А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского гос. унта, Изд-во юрид. фак-та Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2005. С. 385.
5 Теория государства и права: Учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Го-ловистикова, Ю.А. Дмитриев, А.Х. Саидов; под ред. А.С. Пигол-кина. М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 500.
6 Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. Т. 1. Государство. С. 471.
7 Стьчанка, М.У. Агульная тэорыя права: вучэб.-метад. комплекс / М.У. Стьчанка. Гродна : ГрДУ, 2008. С. 555.
8 Общая теория права: пособие / В.А. Абрамович [и др.]; под общ.
ред. С.Г. Дробязко, С.А. Калинина. Мн.: БГУ; изд-во «Четыре
четверти», 2014. С. 171.
лом правовой статус соответствующего субъекта правоотношений можно рассматривать, на наш взгляд, как его правовое положение, основу которого составляют права и обязанности.
В отличие от классических юридических лиц субъекты поддержки малого и среднего предпринимательства представляют новое явление в праве. В литературе отмечается наличие нетипичных явлений в гражданском праве, в частности относительно юридических лиц (технопарков, бизнес-инкубаторов и др.). Указывается, что существует основное правовое явление, например конструкция юридического лица, рядом с которым зарождается и развивается новое правовое явление9. Субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства как раз можно отнести к нетипичным юридическим лицам.
Правовой статус субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства имеет особенности, которые вытекают из следующего.
Прежде всего, субъект поддержки малого и среднего предпринимательства - это, как установлено выше, юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация) в определенной организационно-правовой форме. Применительно к организационно-правовой форме юридического лица в законодательстве дается понятие такого лица, определяются порядок создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, состав и источники образования его имущества, органы управления, их правомочия и порядок управления юридическим лицом, правомочия данного юридического лица в целом.
Общие положения о юридических лицах и основные положения о юридических лицах соответствующих организационно-правовых форм закреплены в Гражданском кодексе Республики Беларусь (гл. 4)10. Более детально правовой статус юридического лица данной организационно-правовой формы определяется, как правило, специальными нормативными правовыми актами. В отношении обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью и акционерных обществ - это Закон Рес-
9 Харьковская цивилистическая школа: в духе традиций: монография / Под ред. И.В. Спасибо-Фатеевой. Харьков: Право, 2011. С. 268.
10 Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Республики 19 ноября 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2015.
публики Беларусь от 9 декабря 1992 г. в редакции Закона от 10 января 2006 г. «О хозяйственных обществах»1. Если в качестве субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства зарегистрировано общественное объединение, то правовой статус юридического лица данной организационно-правовой формы регулируется также Законом Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. в редакции Закона от 19 июля 2005 г. «Об общественных объединениях»2. В случаях, когда субъектом поддержки малого и среднего предпринимательства является учреждение образования, его правовой статус как учреждения образования определяется Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.3
Но если юридическое лицо выступает в качестве субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства, его правовой статус определяется нормами законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства. Такие нормы касаются понятия данного субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства, его прав и обязанностей как субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства, порядка приобретения и прекращения статуса субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства, взаимоотношений с субъекта-
ми малого и среднего предпринимательства.
Изложенное дает основание сделать вывод о наличии у субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства общего и специального правового статуса. К общему правовому статусу относятся положения, вытекающие из организационно-право-вой формы юридического лица, в которой действует субъект поддержки малого и среднего предпринимательства. Специальный правовой статус субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя понятие данного субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства, его права и обязанности как субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства, порядок приобретения и прекращения статуса субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства, взаимоотношения с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Выделение наряду с общим специального правового статуса субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства имеет значение в связи с тем, что именно специальный правовой статус определяет особенности юридического лица как субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства.
1 О хозяйственных обществах [Электронный ресурс]. Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г., № 2020-Х11 в ред. Закона от 10 января 2006 г. № 100-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2016.
2 Об общественных объединениях [Электронный ресурс]. Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-Х11 в ред. Закона от 19 июля 2005 г. № 36-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2016.
3 Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-З: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Республики 22 декабря 2010 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Мн., 2016.