Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития кадровой работы в системе муниципальной службы (Белгородский опыт)'

Состояние и перспективы развития кадровой работы в системе муниципальной службы (Белгородский опыт) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1133
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астахов Ю. В.

В статье рассматриваются проблемы организации кадровой работы в системе муниципальной службы. Научную актуальность и практическую значимость проблемы обуславливает то, что кадровые технологии обеспечения муниципальной службы наряду с системой правовых и организационных институтов являются одной из ее главных составляющих. В работе подчеркивается, что управление персоналом муниципальной службы выступает составной частью управления муниципальной службой в целом. В статье анализируется опыт применения кадровых технологий в администрации города Белгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and prospects of the development of the human resource in system of the municipal service

The problems of organizations of the human resource in system of the municipal service are considered in this article. Scientific urgency and practical value of the problem are conditioned by the fact that training technologies of the ensuring the municipal service at the same time with legal system and organizing institute are one of its key components. The article is about personnel management municipal service which emerges as the component part of management municipal service as a whole. The experience of the trained technology using in Belgorod administration is analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития кадровой работы в системе муниципальной службы (Белгородский опыт)»

специфику, которая не может быть игнорирована, ни в ходе исследования этого компонента развития организации, ни в процессе практической деятельности по регулированию протекающих в них процессов. Наряду с этим руководители должны постоянно учитывать факт формирующего воздействия корпоративных отношений.

Библиографический список

1. Тихомиров П.А. Корпоративная культура как фактор устойчивости организации. Дис. ... канд. соц. наук / П.А. Тихомиров. — М., 2004.

2. Библиотека «Организационная культура». - Режим доступа к изд.: http://www.countries.ru/library/ orgculture/def3.htm. — Систем. требования: IBM PC; Internet Explorer.

3. Шагиева О.В. Управление развитием организационной культурой муниципальной службы. Дис. ... канд. соц. наук / О.В. Шагиева. — Белгород, 2006.

4. Сащенкова Н. Организационная культура и ее влияние на эффективность организации. — Режим доступа к изд.: http://www.countries.ru/library/orgculture/ def3.htm. — Систем. требования: IBM PC; Internet Explorer.

5. Леонард А.Д. Корпоративная культура управления персоналом железнодорожного транспорта: социологический анализ. Диссертация ... канд. соц. наук / А.Д. Леонард. — М., 2005.

6. Битулина К.Ю. Корпоративная культура как фактор влияния на процесс становления организации (социологический анализ). Дис. ... канд. соц. наук / К.Ю. Битулина. — М., 2004.

7. Овчинников М.А. Корпоративная культура в системе социального управления. Дис. . канд. соц. наук / М.А. Овчинников. — М., 2004.

8. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. — М., 1999.

9. Шарков Ф.И., Прохоров Я.М., Родионов А.А. Корпоративная культура в системе общественных отношений / Ф.И. Шарков, Я.М. Прохоров, А.А. Родионов. — М., 2002.

10. Делокаров К.Х. Синергетика и научная рациональность / К.Х. Делокаров // Синергетика в современном мире. — Белгород, 2000. — С. 173.

ВОРОНИН Игорь Николаевич, аспирант. КОЗЛОВ Максим Юрьевич, аспирант.

Дата поступления статьи в редакцию: 22.10.2007 г. © Воронин И.Н., Козлов М.Ю.

УДК 31635 342.553. Ю. В. АСТАХОВ

Белгородский государственный университет

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (БЕЛГОРОДСКИЙ ОПЫТ)

В статье рассматриваются проблемы организации кадровой работы в системе муниципальной службы.

Научную актуальность и практическую значимость проблемы обуславливает то, что кадровые технологии обеспечения муниципальной службы наряду с системой правовых и организационных институтов являются одной из ее главных составляющих. В работе подчеркивается, что управление персоналом муниципальной службы выступает составной частью управления муниципальной службой в целом.

В статье анализируется опыт применения кадровых технологий в администрации города Белгорода.

Становление реального гражданского общества ного самоуправления. Результатом эффективного

невозможно без развития местного самоуправления управления персоналом будет формирование лич-

в Российской Федерации. В свою очередь, важней- ности специалиста, обладающего высокой квалифи-

шим ресурсом этого развития являются квалифици- кацией, устойчивыми морально-этическими и нрав-

рованные кадры. ственными качествами, ответственностью, что

Формирование профессионально подготовлен- позволит аппарату стать высокоорганизованным и

ного и динамично развивающегося аппарата являет- дееспособным единым организмом, состоящим на

ся одним из главных факторов эффективной реали- службе гражданам России.

зации задач и функций органов местного В этой связи мы полагаем, что в органах местного

самоуправления. При этом управление персоналом самоуправления необходимо создать такую систему

является не самоцелью, а средством повышения уров- кадровой работы, которая позволит муниципально-

ня организации и функционирования органов мест- му аппарату стать по-настоящему профессиональ-

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ным. Эта система должна включать в себя технологию качественного отбора, подготовки и расстановки кадров, организацию переподготовки и повышения квалификации тех, кто уже работает в органах местного самоуправления, объективную оценку их профессиональных и личностных качеств, планирования карьерного роста, создание необходимых условий эффективной работы.

В Белгородской области такая система работы с кадрами сегодня выстраивается через ее организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение. Только за последний период времени приняты нормативно-правовые документы, направленные на реализацию единой кадровой политики, способствующие формированию устойчивого резерва управленческих кадров и удовлетворению потребности в высококвалифицированных кадрах государственной и муниципальной службы. Так, например, на региональном и муниципальном уровнях приняты: постановление губернатора Белгородской области от 05.05.2004 года № 110 «О порядке отбора кандидатов для обучения в Белгородском институте государственного и муниципального управления (филиале ОРАГС) на бюджетной основе в 2004 году»; постановления Правительства Белгородской области от 28.05.2004 года № 52-пп «О программе кадрового обеспечения системы государственной молодежной политики Белгородской области», от 04.08.2005 года № 180-пп «О профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации гражданских и муниципальных служащих на бюджетной основе»; распоряжение губернатора Белгородской области от 25.01.2006 года № 34-р «О предельной штатной численности работников органов местного самоуправления области»; решения Белгородского городского Совета трудящихся от 01.07.1997 года № 87 «Об утверждении Положения о проведении аттестации муниципального служащего, от 01.07.1997 года № 88 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», от 12.01.2006 года № 229 «О Порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) г. Белгорода», от 14.02.2006 года № 236 «О перечне муниципальных должностей городского округа «Город Белгород»; постановления администрации г. Белгорода от 16.06.2006 года №126 «О совершенствовании работы с муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями города», от 27.06.2006 года № 135 «Об объявлении конкурса на замещение вакантных муниципальных должностей начальника службы экологии и заместителя начальника отдела генерального плана управления архитектуры администрации г. Белгорода», от 28.07.2006 года № 153 «О порядке формирования резерва кадров администрации г. Белгорода», от 17.08.2006 года № 166 «О проведении аттестации муниципальных служащих администрации г. Белгорода» (в два этапа: октябрь-ноябрь 2006 года, май-июнь 2007 года), от 21.08.2006 года № 171 «Об объявлении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности начальника отдела защиты прав потребителей администрации г. Белгорода»; распоряжения администрации г. Белгорода от 17.01.2005 года № 67 «О проведении семинарских занятий для работников администрации города, руководителей муниципальных учреждений и лиц, состоящих в резерве кадров на выдвижение», от 30.06.2005 года № 375 «О стажировки работников администрации города», от 10.04.2007 года № 1053 «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности

главного редактора МУ «Редакция газеты «Наш Белгород».

Вместе с тем в работе по нормативно-правовому обеспечению муници-пальной службы как в органах местного самоуправления городского округа «Город Белгород», так и в других муниципальных образованиях Белгородской области имеются проблемы, общие для всех регионов Российской Федерации.

Прежде всего приходится констатировать то, что на фоне внедрения рыночных отношений в экономику, органы местного самоуправления до настоящего времени не стали конкурентно способными на рынке управленческого труда, не создали такие условия, чтобы труд муниципального служащего был привлекательным для лучших топ-менеджеров, инженеров, юристов, экономистов, преподавателей, выпускников белгородских вузов.

Все законодательство по организации муниципальной службы, к сожалению, ориентировано на систему административных методов управления, перенесенных в нашу действительность из недавнего прошлого. В нем крайне слабо учитывается, а иногда и вовсе не учитывается элементы современной теории управления, в том числе и в вопросах управления персоналом. И касается это прежде всего вопросов мотивации труда муниципальных служащих.

Многие продекларированные в федеральном законодательстве социальные гарантии для муниципальных служащих не имеют до настоящего времени финансовой основы, механизмов реализации. В силу этого их невозможно применить и на муниципальном уровне. Это касается таких мотивационных факторов, как заработная плата, социальное страхование, санаторно-курортное лечение, обеспечение жилой площадью и других.

Очевидно, что кардинальное решения по законодательному обеспечению муниципальной службы, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления будет определять Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, который вступил в силу с 1 июня 2007 года.

Достаточно много нерешенных проблем остается в системе организационного обеспечения муниципальной службы. Первой и основной, на наш взгляд, проблемой является откровенно слабая организационная основа управлений персоналом (кадровых служб) в органах местного самоуправления.

Как показывает проведенный нами анализ, там, где созданы управления персоналом (кадровые службы), в органах местного самоуправления, а функция работы с кадрами не возложена на главных специалистов, либо заместителей начальников отделов организационно-контрольной и аналитической работы, управлений делами, там работа с персоналом поставлена на достаточно высоком уровне, с учетом современных подходов и использованием новых кадровых технологий. В этой связи мы полагаем, что практический интерес представляет некоторый опыт работы, в данном аспекте накопленный в администрации города Белгорода, в которой система управления персоналом осуществляется по четырем основным направлениям:

- разработка нормативной базы по вопросам кадровой работы;

- формирование кадрового резерва муниципальных служащих, руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений, организация комплексной работы его подготовки;

- мотивация эффективной работы персонала, постоянное повышение его профессионализма;

- ежемесячная (внутриорганизационная) профессиональная учеба муниципальных служащих, руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений и лиц взятых в резерв на выдвижение.

В администрации г. Белгорода постоянно организуются стажировки муниципальных служащих в структурных подразделениях заместителя главы администрации — руководителя аппарата администрации г. Белгорода. При приеме на работу наряду с привычными формами изучения и оценки претендентов на должности (анкетирование, собеседование, конкурс документов) в администрации города все большее применение получают современные кадровые технологии, в том числе и конкурсный отбор.

Вместе с тем нерешенной проблемой организационного обеспечения муниципальной службы является формирование и подготовка реального и эффективного кадрового резерва. В настоящее время резерв кадров составляется и пересматривается ежегодно практически во всех органах местного самоуправления Белгородской области. Однако действующий сегодня у нас порядок требует более серьезного отношения и подхода: хотя резерв определяется на муниципальную должность не ниже начальника отдела, но при новых назначениях нередко про него просто не вспоминают. Об этом говорит и статистика: за последние четыре года на должности муниципальной службы в администрации г. Белгорода из резерва назначено всего лишь 42 человека, что составляет чуть больше 20% от общего количества назначений.

В этой связи мы полагаем, что необходимо менять подходы к формированию и подготовке резерва кадров, повышать его действенность за счет более тщательного и квалифицированного отбора. Предстоит всерьез заняться и комплексной подготовкой к назначению на должность с применением научных подходов и современных кадровых технологий.

Важнейшим организационным элементом управления персоналом в системе муниципальной службы является оценка трудовой деятельности муниципальных служащих. Применение ее в системе муниципальной службы, безусловно, способствует и повышению профессионализма аппарата.

Для проведения такой работы в администрации г. Белгорода создана нормативно-правовая база, в соответствии с которой в 2001 году проведена первая аттестация практически всех муниципальных служащих, а в 2006 и 2007 годах состоялась вторая аттестация. В ходе ее проведения оценивались как теоретическая подготовка муниципальных служащих, так и результаты практической работы структурных подразделений и личный вклад в него каждого аттестуемого. Аттестация являлась мотивирующим фактором повышения качества работы, ответственности за по-рученноедело.

В то же время результаты проведенной аттестации показали и некоторую неподготовленность к определению оценки наших сотрудников. Во-первых, мы пришли к выводу о том, что нет четко определенных критериев объективной оценки результативности работы структурных подразделений.

Во-вторых, мы сделали вывод, о том, что у нас не разработаны критерии объективной оценки личного вклада муниципального служащего в общий результат работы (индивидуальной результативности) структурного подразделения. Члены аттестационных комиссий пользовались фактически субъективной оценкой аттестуемого руководителем, которая приводилась в отзыве (обязательно прилагаемом к аттестационным документам). Для реализации этих воп-

росов мы предполагаем углубить взаимное сотрудничество с учеными Белгородского государственного университета, экономистами, социологами, юристами и психологами.

Должное внимание, на наш взгляд, уделяется в администрации г. Белгорода вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. При этом за основу принимается обучение кадров по специальности «менеджер государственной и муниципальной службы», поскольку, в системе местного самоуправления должны работать, как в любой сфере, профессионально подготовленные люди — управленцы. Отработаны механизм, система и условия для того, чтобы выполнялся действующий государственный стандарт, в соответствии с которым каждый муниципальный служащий должен не реже чем один раз в пять лет повышать свою квалификацию.

С 2003 года администрацией города подготовлено и продолжают обучение за счет бюджетных средств 39 работников по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Организация работы с молодежью». Еще 14 человек получили высшее образование за счет собственных средств. Администрация города поощряет стремление персонала к самообразованию, и при успешных показателях в учебе и профессиональной деятельности отдельные студенты переводятся с коммерческой на бюджетную форму обучения.

За период 2003-го по 2007 год прошли профессиональную переподготовку (6-8 месяцев) по различным образовательным программам («Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент») 54 человека; повысили свою квалификацию на курсах по различным общеобразовательным программам 137 человек.

Таким образом, за прошедшие 4 года в администрации г. Белгорода обучено по различным общеобразовательным программам 244 человека, что составляет около 60% среднесписочной численности работников.

На наш взгляд, актуальным вопросом в данном аспекте является и научно-информационное обеспечение муниципальной службы. В практической работе мы все больше убеждаемся в том, что кадровые вопросы должны решаться на основе научных подходов и разработок. Полагаем, что назрела необходимость более углубленного взаимодействия органов местного самоуправления с высшей школой в решении кадровых проблем, ибо только взаимодействие ученых и практиков поможет поднять работу с персоналом на новую качественную ступень. Об эффективности такого сотрудничества говорит пусть пока не большой, но уже имеющийся опыт некоторых органов местного самоуправления Российской Федерации. Следует чаще и системно проводить встречи, семинары, научно-практические конференции, стажировки студентов, преподавателей вузов в администрациях муниципальных образований, «круглые столы» практических работников с учеными вузов по обсуждению актуальных проблем развития местного самоуправления в регионах Российской Федерации.

Мы также полагаем, что тесное взаимодействие с наукой нам предстоит и в решении таких стратегических задач, как формирование в городском округе «Город Белгород» Белгородской области единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, развитие и совершенствование системы

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

приема на работу и продвижения по службе кадров на конкурсной основе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), разработка и реализация программ переподготовки кадров муниципальной службы на базе ИКТ.

Следовательно, возможность применения на практике эффективных кадровых технологий создаст возможность реального улучшения взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями и хозяйствующими

УДК 336.221:336.743(574)

В настоящее время мировая экономика становится не просто совокупностью национальных экономик, а превращается во взаимообусловленную, взаимосвязанную систему - в глобальное мировое хозяйство. Глобализация отразилась на либерализации международной торговли, мобильности предпринимательского капитала, открытости национальных рынков. Все это не может не влиять на дестабилизацию валютно-финансовой деятельности национальных экономик.

Несмотря на заметные успехи в антиинфляционной политике, достигнутые и последние годы странами СНГ, угроза нового витка инфляции по-прежнему сохраняется. Остается существенным и инфляционный потенциал, связанный с ценовыми диспропорциями и низкой эффективностью использования производственных мощностей.

Значительный приток иностранного капитала, избыток ликвидности на внутреннем финансовом рынке, рост доходов населения, низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг сохраняют дестабилизирующую ситуацию в развитии экономик стран СНГ.

Так, например, в 2006 году в Казахстане рост ВВП по отношению к 2005 году составил 10,6%, в то же время инфляция в 2006 году достигла 8,4% против 7,5% в 2005 году [1.2].

субъектами, будет способствовать обеспечению открытости и гласности их работы.

АСТАХОВ Юрий Викторович, начальник управления персоналом администрации города Белгорода, соискатель Белгородского государственного университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 18.09.2007 г.

© Астахов Ю. В.

Н. А. АЛЬМЕРЕКОВ

Казахский экономический университет им. Турара Рыскулова, г.Алма-Ата

К главным препятствиям на пути экономического роста относится отсутствие стимулов к труду и инвестированию, связанное с высоким уровнем и неблагоприятной структурой налогов, а также институциональными барьерами, препятствующими эффективной аллокации ресурсов. Политические рекомендации обычно сводятся к мерам по сокращению налогов и увеличению конкуренции на товарных рынках и рынках труда. Устойчивые темпы экономического роста достигаются привлечением долговременных факторов, которые обеспечивают неуклонное повышение производительности труда, являющейся предпосылкой снижения цен, повышения уровня реальной зарплаты и жизни населения. Низкая производительность труда - причина низкой заработной платы. В настоящее время за единицу времени работник в России выпускает продукции в 5-6 раз меньше, чем его коллега в Германии и Японии.

Вместе с тем, чтобы достичь определенных результатов необходимо стабилизировать деятельность в валютно-финансовой сфере, связанную с удержанием инфляции на приемлемом уровне, обеспечением роста совокупного спроса, стимулированием совокупного предложения.

Спрос на деньги является спросом на реальные кассовые остатки. Реальные кассовые остатки в краткосрочном периоде находятся в положительной за-

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ И ГЕТЕРОДОКСАЛЬНЫЙ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ

Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует, что стабилизация может быть достигнута как на базе обменного курса, так и на денежной основе, если она поддерживается разумной макроэкономической политикой. Большинство стран с рыночной экономикой добилось успеха в преодолении дестабилизации в экономике на базе использования мер ортодоксально-монетаристской и гетеродоксальной программы, причем из гетеродоксальной программы применялись не только меры валютного контроля, но и широкий спектр других мер: политики доходов и цен, налоговых преференций, государственного субсидирования структурных преобразований и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.