ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И СНГ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В.М. Козьменко
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
В.И. Цай
Всемирная академия наук комплексной безопасности ул. Академика Анохина, 30/2, Москва, Россия, 2119602
В статье раскрывается значение исторического образования и воспитания в становлении исторического сознания российской молодежи, показаны наиболее эффективные направления его формирования в условиях Российской Федерации. Анализируются основные принципы исторического образования в школьных и вузовских учебных заведениях страны, исследуются перспективы формирования исторического сознания молодежи на современном этапе нашего общества.
Ключевые слова: история России, историческое сознание, историческое просвещение и воспитание, вузовское образование, изобразительное искусство, гуманитарные знания, историческая наука.
Как известно, фундамент исторического сознания закладывает историческая наука. В недавнем прошлом она была идеологизирована. История России, как и других бывших союзных республик, писалась с телеологических позиций как однозначно направленная к советскому периоду, с позиций линейного одномерного эволюционизма, резкого противопоставления «черного» и «белого», с позиций классового подхода. Как это отражалось на формировании исторического образования и просвещения народов России,
35
видно из эпизода, приведенного в одном из исторических журналов: «На совещании членов отделения истории, проходившем в Президиуме Академии наук в начальный период перестройки, встал вопрос о том, что неплохо было бы историкам публично покаяться перед обществом в том, что страна и ее народ лишены честной и правдивой истории, что массовому историческому сознанию был нанесен огромный вред...».
А ведь, как известно, историческое просвещение и воспитание призваны содействовать приобщению людей, особенно молодежи, к духовному миру своего народа, пониманию истоков его культуры, истории, способствовать восприятию народной поэзии, музыки, живописи. В этих целях следует, по нашему мнению, возродить краеведческую работу, усилить охрану памятников истории, культуры и природы, возрождать и развивать традиционные ремесла и т.д.
Историческое сознание формируется наукой, образованием, семейным воспитанием, средствами массовой информации, литературой, искусством, культурно-просветительской, музейной, архивной, краеведческой работой, туризмом - каналами, по которым идет приобщение человека к историческому разуму, достижениям исторической мысли, к культуре общества в целом.
Основными путями формирования исторического сознания, как известно, являются: система дошкольного, школьного и особенно вузовского образования, деятельность средств массовой информации, учреждений культуры и т.д. Их главная задача состоит в формировании в обществе атмосферы знания своей истории, уважения, почитания, соприкосновения с ней. История, являясь отражением прежних эпох, должна стать аурой современного российского общества. В этой связи исключительно важное значение имеет историческое образование, которое должно хотя бы в определенной степени опираться на следующие принципы: 1) историзма и научной объективности; 2) методологического и концептуального плюрализма; 3) толерантности и непредвзятости; 4) приверженности исторической истине и т.д. При этом важно обеспечить вариативность исторического образования, которое должно, по нашему мнению, зависеть от типа учебных заведений, региона, социального и национального состава населения.
Как известно, дошкольное образование в настоящее время почти не формирует историческое сознание. По этой причине отсутствуют необходимые методики, разработки, программы исторического воспитания детей дошкольного возраста. Практически не влияет на историческое воспитание семья, крайне недостаточно используется информационное богатство сказок, легенд, народных преданий и т.д. Между тем в российском менталитете дошкольное воспитание всегда основывалось на уважении к старшим, своей родословной, воспитывалась гордость за родословную своей семьи, историю своего народа, своей страны. В этой связи в настоящее время в соответствии с подготовкой и переподготовкой кадров воспитателей, выпуском методических рекомендаций по дошкольному историческому воспитанию необходимо, по нашему 36
мнению, создание мультфильмов на исторические темы, компьютерных игр, выпуск иллюстрированных книг, альбомов комиксов и т. д.
В целом школьное образование обеспечивает исторической информацией большинство населения и на всю жизнь. В школьных курсах следует очень осторожно подходить к историческим оценкам, не навязывать какой-либо точки зрения. Надо научить учащихся думать о прошлом с позиций гуманизма, не тешить национальное самолюбие, акцентировать внимание не на войнах, битвах, а на экономическом сотрудничестве, торговле, взаимовлияниях культур, мирной жизни и т.д. Акцент должен быть сделан на созидании в истории, поскольку дело не в количественном преобладании войн, а в ценности мирного сознания, мудрости предков, оставивших нам шедевры цивилизаций. Это так, но будет уместным нашей молодежи познавать, анализировать и делать выводы о том, что в истории своей жизнедеятельности человек не только создавал материальные ценности, города, государства, науку, религию, образцы культуры, но также творил зло, уничтожая друг друга, разрушал города, культуру, им самим созданную.
В этой связи достаточно заметить, что только в XX в. мы оказались свидетелями двух мировых войн, в результате которых погибли миллионы людей. Нельзя без содрогания читать свидетельства о колоссальных преступлениях против человека, человечества Гитлера, Сталина, Мао и им подобных. Кровь, насилие, уничтожение человека человеком происходило в Афганистане, Вьетнаме, Эфиопии, и происходит, к сожалению, в настоящее время в Ираке, Сирии, Ливии, Египте, Дагестане и других регионах. В обществе ежедневно совершаются тысячи и тысячи преступлений против человека, природы. В этой связи мы должны задать себе вопрос: существует ли какой-то предел проявлению зла? До каких пор будет совершаться и продолжаться это зло во все более возрастающих масштабах? Каждый человек на многочисленных исторических фактах должен убедиться, понять, что зло не может твориться на Земле безнаказанно. Ведь не секрет, что в настоящее время человечество в умножении зла перешло всякую меру, дошло до того предела, за границами которого нас всех ждет неминуемый крах, гибель, апокалипсис.
Мир, космос, в котором мы занимаем определенное место, - это не есть простая совокупность вещей, материальных образований, планет, солнечных систем, людей, государств, а в них есть, существует некая гармония, мировое сознание, система мироздания, поскольку его отрицательные поступки, преступления, разрушающая деятельность, нравственная деградация не происходят без последствий, а нарушают гармонию мира, историю развития государств и т.д., отрицательно сказываясь на состоянии мирового разума.
Если раньше мы этого не знали, не чувствовали, то в настоящее время об этом свидетельствуют многие явления, происходящие на земле рядом с нами. К ним относится, например, не поддающееся объяснению странное
поведение могущественных животных - китов. Эти великаны водных просторов, полные сил и энергии, сами выбрасываются на берег, кончая жизнь самоубийством. Можно только догадываться, что такое странное поведение китов внутренне связано с разрушительным характером человеческой деятельности, с отрицательными поступками людей, а киты - эти гигантские существа - живые радары, предупреждающие о надвигающейся катастрофе.
Катастрофы можно избежать, если учесть опыт исторического прошлого в нашей современной действительности. Поэтому восприятие истории не должно сводиться к запоминанию в хронологической последовательности произошедших событий, а важно осознавать логику исторического процесса. Важно отойти от схематизации истории, ее подгонки под старые или новые идеологические догмы. Необходимо, по нашему мнению, воспринять идеи культурно-исторического плюрализма, нелинейности истории, ее цикличности. В этой связи к изучаемым курсам истории России, всеобщей истории представляется целесообразным добавить спецкурсы по археологии, исторической географии, отечественной геральдике, нумизматике, этнографии, исторической демографии, истории культуры народов России, русскому эпосу и т. д.
Вопреки мнению об одном учебнике необходимо, по нашему мнению, написание нескольких учебников по отечественной истории, учитывающих новые политические и исторические реалии. Правилом должно стать издание учебной литературы только на конкурсной основе. Важно создание авторских программ по истории, интегрированных с другими предметами гуманитарного цикла - литературой, изобразительным искусством, музыкой и т. д., которые оказывают, как известно, непосредственное влияние на формирование исторического сознания нашей молодежи.
В этой связи требует реформирования вузовская система преподавания истории для студентов всех специальностей и подготовки профессиональных историков. Новые учебные курсы, формирующие историческое сознание, должны, безусловно, дифференцироваться по профилю обучения. Для негуманитарных специальностей наряду с общими курсами истории необходимо предусмотреть изучение курсов истории профилирующих предметов. Что касается студентов гуманитарных специальностей, то они должны получать фундаментальную историческую подготовку. Им необходимо глубоко усваивать помимо отечественной истории, всемирную историю, историю отечественной философии, истории религий и т.д. Историческая компонента очень значима для подготовки каждого специалиста в области гуманитарного знания. Следовало бы ввести специальные курсы и факультативы по истории мировой и отечественной культуры, истории искусств, истории театра и кино, истории мировой и отечественной литературы, то есть тех, которые формируют историческое, общегуманитарное сознание.
Уделяя исключительно важное значение формированию исторического сознания у студентов нашего университета, Совет по гуманитарному и со-
циально-экономическому образованию Российского университета дружбы народов в свое время проанализировал и рассмотрел на своем заседании вопрос «О состоянии и перспективах развития исторического образования в Российском университете дружбы народов». В ходе обсуждения этой темы ректор университета академик Академии образования В.М. Филиппов особо отметил важность исторического образования молодежи, привел убедительные факты необходимости воспитания внутренней сущности человека, его духовности, нравственности, цельности. Без этих качеств, как отметил Владимир Михайлович, может получиться только «манкурт», человек-робот, лишенный чувства своей земли, своих корней, нравственности, цельности, патриотизма, духовности и конкретности.
Далее ректор подчеркнул очень важную, на наш взгляд, истину, что незнание истории своего народа, своей родословной может привести к формированию абстрактного, частичного человека, отчужденной личности. И с этим мнением нельзя не согласиться, так как в отличие от конкретного, подлинного человека абстрактный, частичный человек - это такой феномен, который извращает и искажает сущность понятия человека. Подобно тому, как «манкурт» является человеком только по названию, номинально, так и отчужденный человек, абстрактный, частичный индивид является человеком только по форме. В реальной действительности он принимает самые различные формы: феномен абстрактного, отчужденного человека, как правило, многолик. Если в прежних своих книгах «...И дольше века длится день», «Плаха» известный писатель Ч. Айтматов в качестве абстрактного человека -«манкурта», рассматривал относительно простых людей, таких, как Сабит-жан, Базарбай, Кошкарбай, Обер-Кандалов и т.п., то в своем романе «Тавро Кассандры» писатель глубоко анализирует абстрактность, отчужденность, манкуртизм таких высокопоставленных, «высокообразованных» людей, как претендент на пост президента США Оливера Ордока, секретаря ЦК КПСС по идеологии и международному рабочему движению В.П. Конюханова и др.
Писатель глубоко раскрывает ту истину, что абстрактные, отчужденные люди внешне могут иметь самый различный облик, они могут существенно различаться по образовательному уровню, по занимаемым должностям, но их всех объединяет релятивное отношение к своему Отечеству, к истине, нравственности, долгу, совести, к коренным принципам человеческой жизни.
Абстрактные, отчужденные люди, «манкурты» не понимают высшую и всеобщую ценность этих категорий, они не осознают требование нравственного закона, нравственного императива - человек должен быть только целью поступка, а не средством, а потому устремлены только к сиюминутному успеху, карьере, выгоде и т.п. В частности, Сабитжан, Обер-Кандалов, Ба-зарбай, Ордок, Конюханов при всей своей внешней непохожести внутренне едины в релятивном отношении к истине, бездуховности, нравственной глухоте.
В этой связи при кардинальном обновлении исторического образования следует максимально гуманизировать школьные и вузовские курсы истории, придать историческим курсам большую культурологическую направленность, акцентировать внимание на проблеме современных цивилизаций, раскрытия духовных поисков человечества. Программами средних учебных заведений необходимо предусмотреть преподавание истории регионов, областей, городов России.
Учитывая, что исследованиями истории России занимались ученые разных стран, целесообразно предусмотреть подготовку специалистов-историков за рубежом, шире осуществлять обмен студентами и преподавателями, как это в настоящее время реализуется по программам двойной магистратуры на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН, заключившем соглашение с Францией, Германией, КНР, Испанией.
Успешное становление исторического сознания возможно при наличии широкого выбора книг на историческую тему: учебников и пособий, монографий и научных трудов, романов и повестей, справочников и энциклопедий.
В этой связи особо надо отметить тот факт, что до сих пор отсутствует энциклопедический словарь по истории России. Можно и нужно выпускать специальные историко-художественные и мемуарно-публицистические серии для любителей истории, например, такие, как «Историческая библиотека», «Россия: жизнь замечательных людей», «Архивные материалы по истории России», «История городов России», разнообразную краеведческую литературу и т.д. Это сегодня делается, но крайне незначительно и робко.
Для средних школ и вузов необходимо предусмотреть регулярный выпуск полноценных карт по истории России, которых сегодня крайне мало. В формировании исторического сознания молодежи особая роль принадлежит средствам массовой информации. Учитывая массовость и доступность, следует шире использовать их для получения исторической информации и формирования интереса к отечественной истории, основного источника становления исторического сознания в наши дни.
Реализация этих и других задач по формированию исторического сознания молодежи невозможна без правового и организационного обеспечения, а здесь «белых пятен» довольно много.
Решение этих, далеко неполных проблем поможет в реальном улучшении формирования исторического сознания нашей молодежи на современном этапе становления российского современного общества.
XXI век откроет новые горизонты перед исторической наукой. Будут сделаны крупные открытия, которые значительно расширят исторический кругозор, объем знаний о нашем прошлом. История преодолеет многие из своих нынешних бед и пороков и займет подобающее ей место в жизни общества.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Искендеров А.А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. -1996. - № 4. - С. 17.
REFERENCES
(1) Iskenderov A.A. Historical Science at the threshold of the XXI century, Voprosy istorii». -Questions of history, 1996, no. 4, p. 17.
STATE AND PROSPECTS OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA
V.M. Kozmenko
Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10-2, Moscow, Russia, 117198
V.I. Tsai
World Academy of Sciences for Complex Safety Academika Anokhina Str., 30/2, Moscow, Russia, 119602
The article considers the significance of the historical education and upbringing in the establishment of the historical consciousness of Russian young people. The authors show the most effective trends of its formation in the Russian Federation. There are analysed the key principles of the historical education in schools and institutes of the country and the prospects of the historical consciousness formation of young people at the present stage of our society.
Key words: history of Russia, historical consciousness, historical education and upbringing, institutional education, fine arts, humanities knowledge, historical science.