Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / СУБСИДИИ / ГРАНТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джафарова Сабина Сайгидулаевна, Ниналалова Фатима Ибрагимовна, Маллаева Мадина Ибрагимовна

В статье дан краткий обзор применяющихся в отечественной и мировой практике финансовых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса; выделены проблемы, являющиеся препятствиями на пути эффективного развития данного сектора; рассмотрены отдельные меры финансовой поддержки, направленные на дальнейшее развитие сектора малого и среднего предпринимательства в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джафарова Сабина Сайгидулаевна, Ниналалова Фатима Ибрагимовна, Маллаева Мадина Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PROSPECTS OF FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN RUSSIA

The article gives a brief overview of the financial instruments used in domestic and world practice to support small and medium-sized businesses; highlighted the problems that are obstacles to the effective development of this sector; individual measures of financial support aimed at further development of the sector of small and medium-sized businesses in the country were considered.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 2 1 28

УДК 336.025

Джафарова Сабина Сайгидулаевна,

магистрант кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Sabina_ 746r@mail.ru

Ниналалова Фатима Ибрагимовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: nifatima@mail.ru

Маллаева Мадина Ибрагимовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры политической экономии, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: madimal@mail. ru

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

В статье дан краткий обзор применяющихся в отечественной и мировой практике финансовых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса; выделены проблемы, являющиеся препятствиями на пути эффективного развития данного сектора; рассмотрены отдельные меры финансовой поддержки, направленные на дальнейшее развитие сектора малого и среднего предпринимательства в стране.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; финансовые инструменты поддержки; венчурное финансирование; специальные налоговые режимы; субсидии; гранты; федеральные программы.

UDC 336.025

Jafarova Sabina Saygidulaevna,

Master student of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Sabina_746r@ mail.ru

Ninalalova Fatima Ibragimovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: nifatima@mail.ru

Mallaeva Madina Ibragimovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Political Economy, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: madimal@mail.ru

STATE AND PROSPECTS OF FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN RUSSIA

The article gives a brief overview of the financial instruments used in domestic and world practice to support small and medium-sized businesses; highlighted the problems that are obstacles to the effective development

of this sector; individual measures of financial support aimed at further development of the sector of small and medium-sized businesses in the country were considered.

Keywords: small and medium business; financial instruments of support; venture financing; special tax regimes; subsidies; grants; federal programs.

Развитие малого и среднего предпринимательства является важной составляющей экономической политики любого государства, поскольку данный сектор экономики отличается высокой адаптацией к рыночным вызовам, обеспечивает выпуск широкого ассортимента продукции, рост занятости и эффективное использование ресурсов. Роль малого бизнеса переоценить трудно: эта та форма, которая является наиболее удобной для начинающего предпринимателя, наиболее адаптивной для развития в любой отрасли экономики, создающей условия для более глубокой специализации, тем самым способствуя повышению конкурентоспособности производств и отраслей.

На текущий момент на сектор малого и среднего предпринимательства приходится около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации. Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели развития в России значительно меньше, чем в развитых странах, так как здесь сосредоточено всего 6-7 % инвестиций в основной капитал; также на российских предприятиях в несколько раз ниже производительность труда.

Сложившаяся ситуация требует принятия решительных мер по поиску новых форм под -держки данного сектора экономики. В этой связи вопрос развития финансовых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства представляется чрезвычайно актуальным и требующим скорейшего определения системы мер для его решения.

Малые и средние предприятия способны стать локомотивами нового экономического роста как на национальном, так и на региональном уровне. Для этого необходимо создание и эффективное использование инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Одним из критериев эффективности развития МСП является превышение количества новых предприятий над количеством ушедших с рынка. Как следует из рис. 1, данный показатель растет в период с 2016 по 2018 гг., способствуя увеличению числа предприятий

МСП на 3,7 %. Вероятной причиной такого роста могут служить благоприятные изменения в законодательстве в отношении неформального сектора экономики [2, с. 6]. Однако в дальнейшем рост числа малых и средних предприятий снизился, особенно сильно в период пандемии - на 220 тысяч. Вместе с тем принятые меры поддержки обеспечили сохранность и даже некоторый рост занятости в данной сфере [10] в 2020 году.

5727990

¡670830

I

(и 1010 2016 на1Я.1:.2:17 1(510 ЛИН наи).102019 наЮ.10.2020 на 10.10.2021

Рисунок 1 - Количество субъектов МСП в РФ за 2016-2021 гг., ед.

Занимая ту или иную нишу, представители малого и среднего бизнеса создают рабочие места для населения. Тем самым они влияют на сокращение уровня безработицы и открывают дорогу новым или уже опытным специалистам. По данным Федеральной налоговой службы, в 2020 г. в сфере малого и среднего бизнеса было занято более 15 млн человек, однако в 2021 году произошло снижение численности работников МСП более чем на 800 тыс. человек.

В целом сектор малого и среднего бизнеса в России на протяжении последних 10 лет практически не растет. Более того, крайне негативно отразились на сфере малого и среднего предпринимательства последствия пандемии коронавирусной инфекции, которая способствовала простаиванию более половины предприятий МСП, снижению спроса у более 80 % предприятий и снижению общего оборота за 2020 год более чем на 3 трлн рублей [7]. Кроме того, произошел рост задолженности по кредитам - с 20 до 30 % [11]. И это несмотря на принятые государством меры по поддержке малого и среднего бизнеса!

После завершения кампании по поддержке МСП на фоне невосстановившегося спроса в регионах ситуация с малыми предприятиями практически не улучшилась. Поэтому оказание государственной поддержки данному сектору экономики сегодня следует рассматривать как одно из важнейших направлений государственной экономической политики.

Современная мировая практика предлагает разнообразные формы финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Среди наиболее успешно применяемых форм финансовой поддержки следует выделить:

- льготное налогообложение;

- распространение практики льготного кредитования;

- предоставление государственных кредитных гарантий;

- активная поддержка инновационных предприятий и сфер деятельности.

Федеральные программы поддержки имеют как отраслевой характер (туризм, сельское хозяйство, научно-техническая сфера), так и территориальный, т.е. имеют региональ -ную направленность. Основной формой финансовой поддержки субъектов МСБ служат субсидии и гранты, доля которых составляет более 85 % в общей структуре финансовой помощи. Гранты в основном распространены в научно-технической сфере, наиболее значимые из них представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Федеральные программы поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства в РФ [6]

Название программы Цель и условия участия Объем финансирования

Умник Для бизнесменов до 30 лет, работающих в сфере инновационных технологий до 500 тыс. руб.

Старт Создание современных технологий 1 этап - 2,5 млн руб. 2 этап -2,5 (от инвестора)

Развитие Усовершенствование предприятий и формирование новых рабочих мест до 15 млн руб.

Интернационализация Продвижение продукции в другие страны Зависит от инвестора и объема затрат

К основным налоговым механизмам стимулирования малого бизнеса в России можно отнести специальные налоговые режимы,

налоговые льготы и преференции, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые каникулы.

Специальные налоговые режимы представляют собой установление специальных условий налогообложения отдельных субъектов хозяйствования. Данные режимы имеют своей целью создание более благоприятных экономических условий деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей. Согласно гл. 2 ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации (от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ), на данный момент существует 5 специальных налоговых режимов, в том числе один в экспериментальном режиме (налог на профессиональный доход).

Наиболее распространенной для субъектов МСП является упрощенная система налогообложения (УСН). Налог, который уплачивается при применении УСН, признается единым и освобождает компании от уплаты НДС (исключение составляет ввоз товаров в РФ), налогов на прибыль и на имущество физических лиц, а индивидуальные предприниматели также освобождаются от уплаты НДФЛ в части предпри -нимательской деятельности. Статьей 346.12 НК РФ установлены ограничения для юридических лиц, которые не могут быть налогоплательщиками УСН, а также для индивидуальных предпринимателей.

К разновидностям специального налогового режима относится и патентная система налогообложения, введенная в 2013 году, заключающаяся в получении патента на осуществление определенного вида деятельности. При этом стоимость патента (в общем случае 6 %) рассчитывается на основе предполагаемой суммы годового дохода, а приобрести патент имеют право только индивидуальные предприниматели.

Что касается налоговых льгот, то они также представлены в многочисленных формах: изъятия (выведение определенных объектов или предметов из-под налогообложения); налоговые скидки (сокращение налоговой базы); освобождения (уменьшение размера налоговых ставок); налоговые каникулы для малых предпринимателей [1]. Однако применение налоговых каникул имеет высокие риски: по окончании льготного периода высока вероятность закрытия компании.

Таким образом, государство предоставляет малому бизнесу различные налоговые

механизмы по стимулированию развития и снижению налогового бремени. Однако все рассмотренные механизмы далеко не совершенны, включают в себя большое количество ограничений и дополнительных условий, поэтому широко применяются только некоторые из них. Несмотря на это, применение данных форм дает немалые преимущества предпринимателям.

Одной из перспективных форм финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства является венчурное финансирование. Оно имеет ряд преимуществ, среди которых - формирование добавленной стоимости в сфере высокотехнологичных производств в размере 100-350 % от объема вложенных средств; создание новых рабочих мест; многократное увеличение фонда оплаты труда; обеспечение более эффективного использования результатов исследований и разработок, чем в традиционном корпоративном секторе [9].

В России венчурное финансирование начало развиваться в 1994-1997 гг. с формиро-

Таблица 2 - Объемы венчурн

вания региональных венчурных фондов при поддержке стран-доноров (Франции, Германии, Японии, США и др.). В развитии венчурного финансирования в России можно выделить следующие этапы [12]:

1) учреждение российской ассоциации венчурного финансирования (1997 г.);

2) прекращение деятельности многих венчурных фондов под влиянием экономического кризиса 1998 г.;

3) учреждение венчурного инвестиционного фонда (2000 г.);

4) разработка «Концепции развития венчурной индустрии в России» (2002 г.);

5) учреждение венчурной компании (2006 г.).

На текущий момент экосистема венчурного

финансирования имеет разветвленную инфраструктуру, включающую государственные фонды (около 15 % от венчурных фондов и около 25 % всех средств таких фондов); инвестиционные фонды, бизнес-ангелы - частные инвесторы, которые объединяются в региональные группы, бизнес-инкубаторы, технопарки. го финансирования в РФ [12]

Наименование показателя Число Объем финансирования, 2020 г. Увеличение по сравнению с 2018 г.,%

Венчурные фонды 178 4014,0 2,6

Венчурные фонды с государственным участием 53 1389,0 13,8

Фонды прямых инвестиций 64 17044,0 4,3

Фонды прямых инвестиций с государственным участием 11 6421,0 25,9

По состоянию рынка венчурных услуг Россия в разы отстает от развитых стран. Среди причин такого отставания можно указать следующие [12]:

- недостаточная прозрачность внутреннего рынка;

- отсутствие единой базы информации и достоверных данных;

- отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность венчурной отрасли.

В данной связи повышается целесообразность создания единой информационной системы по мониторингу механизмов венчурного финансирования, что будет способствовать повышению прозрачности венчурных сделок.

Опыт финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства ряда стран, где малое предпринимательство является наиболее развитой формой экономической деятельности, показал наличие большого пласта проблем с развитием малого и сред-

него бизнеса в России.

К важнейшим проблемам относится отсутствие доступа к источникам ресурсов, и в первую очередь - финансовых и материальных, а также нехватка квалифицированных кадров управленческого звена, особенно на муниципальном уровне. В частности, все применяемые в настоящее время специальные режимы налогообложения имеют ограниченную сферу применения, нечеткие механизмы исполнения. Поэтому к числу первоочередных направлений развития системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса следует отнести совершенствование законодательства (налогового, банковского) для реализации разработанных мер в области совершенствования предпринимательской деятельности, а также систематическое и комплексное применение этих мер.

Одним из направлений должно явиться устранение системы двойного налогообло-

жения, от которого давно уже отказались многие развитые государства.

Другим направлением может стать расширение сферы охвата налоговыми льготами, в частности, вовлечение в список льготников, наряду с инновационными, предприятий социальной сферы - медицинских, образовательных и др.

Важное значение имеет совершенствование системы банковских гарантий по кредитным и иным долговым обязательствам, способствующее повышению доступности кредитных продуктов для предпринимателей на различных уровнях, а также минимизации гарантийных и кредитных рисков.

Наконец, реализация эффективной финансовой поддержки малого бизнеса невозможна без существования развитой инфраструктуры: фондов поддержки предпринимательства, гарантийных фондов, инвестиционных площадок, научных парков и бизнес-инкубаторов.

Список литературы

1. Алваджян К.А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Моя профессиональная карьера. 2021. Т. 1. № 20. С. 69-75.

2. Варочко Д.А., Волошин Д.В., Гуторович В.Н. Малый и средний бизнес в России в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 71-3. С. 41-46.

3. Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. 2021. Т. 14. № 1. С. 31-40.

4. О первоочередных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Республике Дагестан: Указ Главы РД от 31.03.2020 № 24 - URL: https:// rg.ru/2020/04/01/dagestan-ukaz24-reg-dok.html (дата обращения 05.11.2021)

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021)// СПС Кон-сультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/(дата обращения 01.11.2021).

6. Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 20202021 года. URL: https://www.business.ru/artide/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy (дата обращения: 02.02.2022).

7. Портал бизнес-навигатора МСП. URL: https:// smbn.ru/ (дата обращения: 08.02.2022).

8. Соловых Н.О. Роль и место государства в поддержке малого и среднего бизнеса в России // Вектор экономики. 2021. № 3 (57).

9. Титова А.С., Сыроижко В.В. Государственная поддержка развития малого предпринимательства:

отечественный и зарубежный опыт // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1-2 (52). С. 155-158.

10. Число предприятий малого бизнеса сократилось из-за пандемии на 220 000. URL: https://www. vedomosti.ru/business/news/2021/04/14/865892-chislo-predpriyatii-malogo (дата обращения: 16.10.2021).

11. Шалухина Ю.К. Проблемы малого и среднего бизнеса в России // Аллея науки. 2021. Т. 2. № 1 (52). С. 95-100.

12. Шумкова К.П Пути совершенствования государ -ственной поддержки малого и среднего бизнеса на основе механизмов венчурного финансирования // Annali dAItalia. 2021. № 24.

References

1. Alvadzhyan K.A. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego biznesa. Moya professional'naya kar'yera, 2021, t. 1, Nо 20, s. 69-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Varochko D.A., Voloshin D.V., Gutorovich V.N. Malyy i sredniy biznes v Rossii v usloviyakh pandemii COVID-19: itogi 2020 goda. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2021, No 71-3, s. 41-46.

3.Morozko N.I., Didenko V.YU. Finansovyye i nefinansovyye mery podderzhki sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva na 2021 god i srednesrochnuyu perspektivu. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2021, t. 14, No 1, s. 31-40.

4.0 pervoocherednykh merakh podderzhki sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva, okazavshikhsya v zone riska v svyazi s ugrozoy rasprostraneniya novoy koronavirusnoyinfektsii v Respublike Dagestan: Ukaz Glavy RD ot 31.03.2020 No 24. URL: https://rg.ru/2020/04/01/ dagestan-ukaz24-reg-dok.html (data obrashcheniya: 05.11.2021).

5.O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 No 209-FZ (red. ot 02.07.2021). SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_52144/ (data obrashcheniya: 01.11.2021).

6. Podderzhka malogo biznesa: gosprogrammy 20202021 goda. URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy (data obrashcheniya: 02.02.2022).

7. Portal biznes-navigatora MSP. URL: https://smbn.ru/ (data obrashcheniya: 08.02.2022).

8. Solovykh N.O. Rol' i mesto gosudarstva v podderzhke malogo i srednego biznesa v Rossii. Vektor ekonomiki, 2021, No 3 (57).

9.Titova A.S., Syroizhko V.V. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya malogo predprinimatel'stva: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk, 2021, No 1-2 (52), s. 155-158.

10. Chislo predpriyatij malogo biznesa sokratilos' iz-za pandemii na 220 000. URL: https://www.vedomosti.ru/ business/news/2021/04/14/865892-chislo-predpriyatii-malogo (data obrashheniya: 16.10.2021).

11. Shalukhina, YU.K. Problemy malogo i srednego biznesa v Rossii. Alleya nauki, 2021, t. 2, No 1 (52), s. 95-100.

12. Shumkova, K.G. Puti sovershenstvovaniya gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego biznesa na osnove mekhanizmov venchurnogo finansirovaniya. Annali d^Italia, 2021, No 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.