Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1323
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Management
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЙ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазкова В. В.

Оборонно-промышленный комплекс составляет важную часть экономики Российской Федерации. Вектор развития отечественного оборонно-промышленного комплекса определяют национальные интересы государства и разработанные в соответствии с ними государственные программы развития комплекса.Целью исследования является систематизация факторов как внешнего, так и внутреннего характера, влияющих на развитие оборонно-промышленного комплекса страны. В исследовании решались задачи оценки состояния и перспектив развития рассматриваемого комплекса, идентификации и группировки факторов, оказывающих влияние на состояние и динамику его развития. В качестве основных методов исследования применялись анализ, обобщение, диалектика и рассмотрение объекта исследования во времени.В статье проанализировано современное состояние отечественного оборонно-промышленного комплекса, рассмотрены ориентиры его развития. Приведены динамика количества предприятий, входящих в состав комплекса, их отраслевая структура, темпы изменения объемов промышленной продукции, произведенной предприятиями рассматриваемого комплекса, в том числе на экспорт. Представлена классификация факторов, оказывающих влияние на развитие указанного комплекса, которую целесообразно учитывать при разработке и реализации управленческих решений по вопросам достижения устойчивости комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND MAIN DEVELOPMENT TRENDS OF THE RUSSIAN DEFENCE INDUSTRY COMPLEX

The defence industry complex is an important part of the country’s economy. The vector of development of the Russian Defence Industry Complex is determined by the national interests of the state and the relevant state programmes for the complex' development .The purpose of the study is to systematise the factors, both external and internal, affecting the development of the Russian Defence Industry Complex. The study solves the problems of assessing the state and prospects of the complex' development in question, of identifying and grouping factors which influence the state and dynamics of its development. The main research methods used were analysis, generalisation, dialectics and consideration of the object of study in time.The article analyses the current state of the domestic defence industry complex, considers the guidelines for its development. The study demonstrates the dynamics of the enterprises number of this complex, their sectoral structure, the rate of change in the volume of industrial products produced by enterprises of this complex, including for export. The classification of factors influencing the defence industry' development is presented, which it is advisable to take into account when developing and implementing management decisions on issues of achieving the sustainability of the Russian Defence Industry Complex.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Состоянии и основные тенденции развития оворонно-промышлЕнного комплекса Российской Федерации

Получено 01.11.2021 Доработано после рецензирования 01.12.2021 Принято 14.12.2021 УДК 355/359 JEL 50 DOI https://doi.org/10.26425/2658-3445-2021-4-4-16-23

Глазкова Валерия Викторовна

Канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», г. Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-5995-8585

e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Оборонно-промышленный комплекс составляет важную часть экономики Российской Федерации. Вектор развития отечественного оборонно-промышленного комплекса определяют национальные интересы государства и разработанные в соответствии с ними государственные программы развития комплекса.

Целью исследования является систематизация факторов как внешнего, так и внутреннего характера, влияюшдх на развитие оборонно-промышленного комплекса страны. В исследовании решались задачи оценки состояния и перспектив развития рассматриваемого комплекса, идентификации и группировки факторов, оказываюших влияние на состояние и динамику его развития. В качестве основных методов исследования применялись анализ, обобщение, диалектика и рассмотрение объекта исследования во времени.

В статье проанализировано современное состояние отечественного оборонно-промышленного комплекса, рассмотрены ориентиры его развития. Приведены динамика количества предприятий, входящих в состав комплекса, их отраслевая структура, темпы изменения объемов промышленной продукции, произведенной предприятиями рассматриваемого комплекса, в том числе на экспорт. Представлена классификация факторов, оказывающих влияние на развитие указанного комплекса, которую целесообразно учитывать при разработке и реализации управленческих решений по вопросам достижения устойчивости комплекса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ, государственная программа вооружений, предприятия оборонно-промышленного комплекса, диверсификация оборонно-промышленного комплекса, устойчивое развитие

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Глазкова В.В. Состояние и основные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // E-Management. 2021. Т. 4, № 4. С. 16-23.

© Глазкова В.В., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

State and main development trends of the Russian defence industry complex

Received 01.11.2021 Revised 01.12.2021 Accepted 14.12.2021 Valeriya V. Glazkova

Сand. Sci. (Econ.), Moscow State University of Civil Engineering (National Research University), Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-5995-8585 e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The defence industry complex is an important part of the country's economy. The vector of development of the Russian Defence Industry Complex is determined by the national interests of the state and the relevant state programmes for the complex' development .

The purpose of the study is to systematise the factors, both external and internal, affecting the development of the Russian Defence Industry Complex. The study solves the problems of assessing the state and prospects of the complex' development in question, of identifying and grouping factors which influence the state and dynamics of its development. The main research methods used were analysis, generalisation, dialectics and consideration of the object of study in time.

The article analyses the current state of the domestic defence industry complex, considers the guidelines for its development. The study demonstrates the dynamics of the enterprises number of this complex, their sectoral structure, the rate of change in the volume of industrial products produced by enterprises of this complex, including for export. The classification of factors influencing the defence industry' development is presented, which it is advisable to take into account when developing and implementing management decisions on issues of achieving the sustainability of the Russian Defence Industry Complex.

KEYWORDS

Defence industry complex, state defence order, state armament programme, defence industry complex enterprises, defence industry complex diversification, sustainable development.

FOR CITATION

Glazkova V. V. (2021) State and main development trends of the Russian Defence Industry Complex. E-Management, vol. 4, no. 4, pp. 16-23. DOI: 10.26425/2658-3445-2021-4-4-16-23

© Glazkova V.V., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

14 %

26 %

-7 %

8 %

7 %

I Радиопромышленность (б)

I Электронная промышленность (7)

| Другое (8)

| Авиационная промышленность (9)

7 %

| Промышленность обычных вооружений (7)

■ Промышленность средств связи (2)

■ Ракетно-космическая промышленность (3)

■ Судостроительная промышленность (4)

| Промышленность боеприпасов и средств химии (5)

Источник1 / Source1 Рис. 1. Структура оборонно-промышленного комплекса России по состоянию на 2019 г.

Figure 1. Russian Defence Industry Complex' structure on 2019

о предприятии

Источник3 / Source3

Рис. 2. Динамика количества предприятий, входящих в состав оборонно-промышленного комплекса

Figure 2. Dynamics of the number of enterprises of the Russian Defence Industry Complex

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

Оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) России, под которым традиционно понимается комплекс отраслей и предприятий, функционирующих для удовлетворения военных потребностей государства, занимает особое место в национальной экономике, являясь ядром высокотехнологичного промышленного комплекса. В ОПК входят как предприятия научно-исследовательского направления, занимающиеся разработкой боевой техники, вооружения и боеприпасов, так и предприятия, занимающиеся непосредственно производством названной продукции. Предприятия ОПК производят продукцию не только для обеспечения внутренних военных и оборонных нужд, выполняя государственный оборонный заказ (далее - ГОЗ), но и в рамках международных договоренностей для иностранных государств.

По состоянию на 2019 г. ОПК России включает 1 353 предприятия, а численность работников, занятых в оборонно-промышленном комплексе страны, составляет около 2 млн чел. [1]. Удельные доли основных военно-ориентированных отраслей в составе ОПК представлены на рисунке 11.

Количественный и качественней состав предприятий ОПК определяется их сводным реестром2. На рисунке 23 представлена динамика численности предприятий ОПК за период 2015-2020 гг.

За период 2016-2017 гг. показатель, отражающий количество предприятий ОПК, растет небольшими темпами -на 1 % в год. В 2018 г. количество предприятий ОПК снижается на 3,4 % по сравнению с 2017 г., а в 2019 г. вновь отмечен рост числа предприятий ОПК - на 2,6 % по отношению к предыдущему году. В 2020 г. число предприятий ОПК вновь сократилось - на 5 % по сравнению с 2019 г.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ / THEORY AND METHODS

Современное состояние ОПК России обусловлено реализацией государственной программы вооружения (далее -ГПВ) на период 2011-2020 г. (ГПВ-2020), на которую было выделено около 20 трлн руб., и которая позволила в достаточной мере обеспечить российскую армию современным вооружением (по разным оценкам уровень оснащения российской армии новыми образцами вооружений и военной техникой составляет от 50 % до 90 % в зависимости от рода войск). Реализация программы повлияла на повышение уровня

2020 г

2019 г

2018 г

201/ г

2016 г

2015 г

124С

126С

128С

13СС

132С

134С

136С

138С

1 Минпромторг РФ (2021). Материалы с официального сайта Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, раздел ОПК. Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/siszadachi/oboronprom/ (дата обращения: 02.10.2021).

2Минпромторг РФ (2015). Перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Утвержден Приказом Минпромторга России № 815 от 14.04.2015 г. Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Prikaz_N_1828.pdf (дата обращения: 02.10.2021).

3Минпромторг РФ (2021). Материалы с официального сайта Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Раздел ОПК. Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/siszadachi/oboronprom/ (дата обращения: 02.10.2021).

инновационности и технологичности отечественного ОПК, способного производить высококонкурентную продукцию военного назначения и активно осуществлять экспорт современных вооружений и военной техники: по объему зарубежных поставок вооружения Россия в течение многих лет удерживает второе место в мире (после США).

В 2018 г. в России была принята государственная программа вооружений на период 2018-2025 гг. (ГПВ-2025), на финансирование которой предполагается выделить до 30 трлн руб.

Государственные приоритеты стратегического развития отечественного ОПК закреплены в соответствующей государственной программе4, рассчитанной на период 2016-2020 гг., а далее, с учетом сложившихся военно-политических и социально-экономических условий, изменениями к названной государственной программе на период до 2027 г.5. Эти программные документы закрепляют приоритеты и цели государственной политики в развитии ОПК страны.

По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации за период реализации государственной программы (2010-2020 гг.) удалось произвести качественные изменения в отечественном ОПК, что позволило в полном объеме выполнить ГПВ и ГОЗ. Рост промышленного производства комплекса за рассматриваемые 10 лет составил 2,7 раза. Реализация заявленных в программе развития направлений государственной поддержки позволила достичь опережающего научно-технологического задела комплекса, обеспечить создание современных производственных мощностей, их загрузку, улучшить возрастную структуру оборудования, как следствие, увеличить выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции военного назначения, в том числе отмечено увеличение инновационной и экспортной составляющих.

Рассматривая долгосрочные перспективы развития ОПК (до 2050 г.), ряд авторов полагает, что развитие информационных технологий, автоматизация процессов и внедрение цифровых инструментов значительным образом повлияют на техническое перевооружение отечественного ОПК, что, в свою очередь, поставит вопрос о внедрении новых управленческих подходов и способов принятия решений [Колпаков, 2018; Князь-неделин 2021]. Уже сейчас на предприятиях ОПК развиваются направления, связанные с созданием цифровых моделей/цифровых двойников военной продукции, проводятся внедрения информационно-технологических решений в систему управления жизненным циклом продукции, а также применяются инструменты цифровизации процессов управления, логистики и т.д.

Вместе с тем военные эксперты отмечают, что в ближайшие пятилетие на мировом рынке будет наблюдаться спад спроса на военную продукцию, что непосредственно коснется и России. Кроме того, пандемия коронавируса нанесла удар по мировой экономике, что не может не отразиться на сокращении военных расходов стран.

На основании данных прироста объемов промышленной продукции, произведенной предприятиями ОПК, представленных на рисунке 3, можно отметить, что в 2017 г. рост объемов рассматриваемой продукции значительно замедлился и в 2018 г. показал отрицательную динамику (спад на 2,5 %). Отметим, что предприятия ОПК представляют собой особенные хозяйственные единицы, перспективы развития которых определяются государственной политикой, и, в частности, ГОЗ [Кушнир, 2018]. Как отмечает в своих работах И. Фролов, объемы выпуска продукции предприятиями ОПК до 2017 г. устойчиво возрастали в виду увеличения в этот период объемов государственного оборонного заказа и объемов экспорта военной продукции. Однако сейчас, по мнению исследователя, ГОЗ, как основной источник развития отечественного оборонно-промышленного комплекса, уже не дает ожидаемых результатов [Фролов, 2019]6.

4Минпромторг РФ (2016). Постановление Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»». Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/44[1].pdf (дата обращения: 03.10.2021).

5Минпромторг РФ (2021). Постановление Правительства РФ от 29 марта 2021 г. №470-17 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»». Режим доступа: https://minpшmtorg.gov.m/docs/#!postanovleшe_pravitelstva_ шssiyskoy_federacи_ot_29_marta_2021_g_47017 (дата обращения: 03.10.2021).

6Минпромторг РФ (2020) Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 гг. С. 121-122. Режим доступа: https://minpromtorg. gov.ru/common/upload/files/docs/otchet_19_20.pdf у (дата обращения: 10.10.2021).

Источники: [Фролов, 2019; Минпромторг6] / Sources: [Frolov, 2019; Minpromtorg6]

Рис. 3. Темпы изменения объемов промышленной продукции, произведенной предприятиями оборонно-промышленным комплексом за период 2016-2020 гг. в сопоставимых ценах, % Figure 3. The rate of change in the volume of industrial products produced by defence industry enterprises

for the period 2016-2020 in comparable prices, %

Подтверждает это положение и динамика объемов промышленной продукции, произведенной предприятиями ОПК на экспорт, которая в 2020 г. показала резкое падение на 14,7 % по сравнению с 2019 г. (рис. 4). Однако, несмотря на то, что ГОЗ после 2020 г. взял курс на снижение, для развития предприятий ОПК и в этих условиях можно найти положительные стороны: за период 2015-2020 гг. исследуемые предприятия научились производить высокотехнологичную промышленную продукцию, и этот опыт может стать хорошим толчком к дальнейшему развитию комплекса, в том числе, за счет диверсификации предприятий ОПК, то есть перепрофилирования части производства на высокотехнологичную продукцию гражданского назначения, курс на которую был задан после поручений В.В. Путина Пр-1845 от 23 сентября 2016 г. и Пр-2346

Рис. 4. Темпы изменения объемов промышленной продукции, произведенной предприятиями оборонно-промышленного комплекса на экспорт за период 2018-2020 гг. в сопоставимых ценах, % Figure 4. The rate of change in the volume of industrial products produced by defence industry enterprises for export during the period 2018-2020 in comparable prices, %

7 Там же.

Окончание реализации ГПВ-2025 приведет к снижению объемов гособоронзаказа. Это создаст дополнительные проблемные точки в работе предприятий ОПК. Поэтому, несмотря на достигнутые положительные результаты, в дальнейшем комплексу также будут необходимы качественные обновления, которые, в свою очередь, при правильно заданном векторе развития, будут способствовать повышению устойчивости российской экономики в целом.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS

В виду того, что отечественный ОПК находится под воздействием многочисленных взаимосвязанных факторов, необходимо провести их идентификацию. В первую очередь факторы, влияющие на ОПК страны, разделены на два вида - внешние (факторы макросреды для отечественного комплекса) и внутренние (факторы, возникающие на уровне государства).

Таблица. Классификация факторов, влияющих на развитие оборонно-промышленного комплекса России Table. Classification of factors affecting the development of the Russian Defence Industry

Группа факторов Факторы Характер связи Управляемость Характер влияния Возможность прогнозирования

детерминированные стохастические управляемые неуправляемые значимые незначимые прогнозируемые внезапные

Внешние (макро) Военно-техническое сотрудничество v v v v

Международная конкуренция v v v v

Научно-технический прогресс v v v v

Глобализация v v v v

Международный терроризм v v v v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие военно-политических блоков, обеспечивающих защиту интересов группы стран и военно-политических союзов v v v v

Международные договоры в отношении отдельных видов оружия, запрещающие его разрабатывать, производить и применять v v v v

Уровень потенциальной военной опасности v v v v

Внутренние (микро) Характер и содержание национальной военной доктрины v v v v

Внутриполитическая ситуация в стране v v v v

Правовая среда v v v v

Уровень развития военной промышленности в стране v v v v

Финансово-экономические возможности страны v v v v

Государственный оборонный заказ v v v v

Научная и научно-техническая база страны v v v v

Природно-климатическая среда v v v v

Объем экспорта военной продукции v v v v

Кадровый потенциал v v v v

Источники: [Колмыков, Рагозина, 2010; Тимохин, 2013] / Sources: [Kolmykov, Ragozin, 2010; Timokhin, 2013]

По характеру связи факторы разделены на детерминированные (определенные) и стохастические (случайные) факторы. К факторам, определяющим процесс, структуру, основные направления и параметры реализации, то есть детерминированным факторам, из группы факторов внешней среды были отнесены военно-техническое сотрудничество, наличие военно-политических блоков, обеспечивающих защиту интересов группы стран и военно-политических союзов, уровень потенциальной военной опасности. Большая часть факторов представленной группы (62,5 %) отнесена к стохастическим, ввиду их случайного и непредсказуемого характера. Обратная ситуация наблюдается для факторов внутренней среды, где подавляющее большинство представленных в таблице факторов (80 %) относится к детерминированным факторам, а к стохастическим отнесены лишь природно-климатическая среда страны и объем экспорта военной продукции.

С точки зрения управляемости, факторы, влияющие на развитие отечественного ОПК, предлагается разделить на управляемые и неуправляемые факторы. Такое деление позволит определить набор параметров и показателей, на которые целесообразно направить управляющее воздействие. Неуправляемость определяется влиянием внешней среды, макро факторов, регулирование которых либо невозможно, либо связано со значительными трудностями. Поэтому большая часть неуправляемых факторов нашла отражение в группе внешних факторов (87,5 % от всех факторов внешней среды), в то время как факторы внутренней среды в большинстве своем (80 %) отнесены к управляемым.

С точки зрения характера влияния выделены значимые и незначимые факторы. К незначимым относятся следующие факторы: глобализация, международные договоры о запрещении отдельных видов оружия и природно-климатическая среда. Таким образом, большинство факторов (83,3 % от совокупности факторов внешней и внутренней среды) являются значимыми для развития отечественного ОПК.

В зависимости от возможности прогнозирования выделены прогнозируемые факторы, которые полностью зависят от управляющего воздействия государства, и внезапные факторы. В группе факторов внутренних большинство (90 %) являются прогнозируемыми, а внезапными в большинстве случаев (62,5 %) являются факторы внешней среды, так как носят стохастический характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

В целом рассмотренные факторы не проявляются изолированно, они оказывают влияние друг на друга. Совокупность рассмотренных в настоящей статье факторов образует целостную систему, которая способна оказывать влияние на состояние отечественного оборонно-промышленного комплекса, его динамику и степень развития. Следовательно, при принятии и реализации управленческих решений и управленческих воздействий с целью достижения устойчивости российского оборонно-промышленного комплекса причисленные факторы целесообразно принимать во внимание, ровно, как и учитывать динамичность внешней среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Князьнеделин Р.А. (2021). Механизм устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса в условиях трансформации национальной промышленной политики: дис. д. экон. наук: 08.00.05. Курск. 373 с.

Колмыков В.А., Рагозин М.А. (2010). Классификация факторов, влияющих на формирование производственной программы предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. № 2 (28). С. 138-143.

Колпаков С.В. (2018). Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации: современное состояние и проблемы развития // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002575 (дата обращения: 05.10.2021).

Кушнир К.А. (2018). Анализ развития предприятий оборонно-промышленного комплекса России // Вестник Евразийской науки. T. 10, № 4. C. 1-9. Режим доступа: https://esj.today/PDF/12ECVN418.pdf (дата обращения: 03.10.2021).

Тимохин А.В. (2013). Основные внутренние и внешние факторы развития ОПК России // Инновации. № 8 (178). С. 19-22.

Фролов И. (2019). Диверсификация ОПК: цель, промежуточный этап или средство развития? // Новый оборонный заказ. Стратегии. № 4 (57). С. 74-77.

REFERENCES

Frolov I. (2019), "Diversification of the defence industry: a goal, an intermediate stage or a means of development?", New Defence Order. Strategy, no. 4 (57), pp. 74-77. (In Russian).

Knyaznedelin R.A. (2021), The mechanism of sustainable development of the military-industrial complex in the context of the transformation of national industrial policy, Diss. of Dr. Sc. (Econ.), Kursk, Russia. (In Russian).

Kolmykov V.A. and Ragozin M.A. (2010), "Classification of factors having influence on formation of industrial program of enterprises of defence industry complex", Siberian Aerospace Journal, no. 2 (28), pp. 138-143. (In Russian).

Kolpakov S.V. (2018), "The military-industrial complex of the Russian Federation: the current state and problems of development", Proceedings of the X International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum", Russia. Available at: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002575 (accessed 05.10.2021). (In Russian).

Kushnir K.A. (2018), "Analysis of development of the enterprises of defence industry complex of Russia", The Eurasian Scientific Journal, vol. 10, no. 4, pp. 1-9. Available at: https://esj.today/PDF/12ECVN418.pdf (accessed 03.10.2021). (In Russian).

Timokhin A.V. (2013), "The main internal and external factors of the development of Russian Defence Industry", Innovations, no. 8 (178), pp.19-22. (In Russian).

TRANSLATION OF FRONT REFERENCES

1 Ministry of Industry and Trade of Russia (2021), Materials from the official website of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, Section Defence Industry Complex. Available at:https://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/sisza-dachi/oboronprom/ (accessed 02.10.2021).

2 Ministry of Industry and Trade of Russia (2015), List of organisations included in the consolidated register of defence industry organisations. Approved by the Order of the Ministry of Industry and Trade of Russia No. 815, dated on April 14, 2015. Available at: https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Prikaz_N_1828.pdf (accessed 02.10.2021).

3 Ministry of Industry and Trade of Russia (2021), Materials from the official website of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, Section Defence Industry Complex. Available at:https://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/sisza-dachi/oboronprom/ (accessed 02.10.2021).

4 Ministry of Industry and Trade of Russia (2016), Resolution of the Government of the Russian Federation No. 425-8 dated on May 16, 2016 "On Approval of the State Programme of the Russian Federation "Development of the Defence Industry Complex". Available at:https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/44[1].pdf (accessed 03.10.2021).

5 Ministry of Industry and Trade of Russia (2021), Resolution of the Government of the Russian Federation No. 470-17 dated on March 29, 2021 "On Amendments to the State Programme of the Russian Federation "Development of the Defence Industry Complex"". Available at:https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!postanovlenie_pravitelstva_rossiyskoy_federacii_ot_29_mar-ta_2021_g__47017 (accessed 03.10.2021).

6,7 Ministry of Industry and Trade of Russia (2020), The Main results of the Russian Ministry of Industry and Trade for 2019 and 2020, pp.121-122. Available at: https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/otchet_19_20.pdf (accessed 10.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.