Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМИССИЯ И ЕЁ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМИССИЯ И ЕЁ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
570
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМИССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стежко Василий Витальевич

В статье анализируется место и роль Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в реализации военно-технической политики страны. Рассмотрены этапы её становления от органа власти при правительстве России до одного из ключевых субъектов военно-технической политики, возглавляемого главой государства. Проведенное исследование свидетельствует о том, что к числу приоритетных направлений деятельности комиссии относится обеспечение реализации государственных программ вооружения. В рамках этого процесса комиссия ежегодно разрабатывает государственный оборонный заказ и контролирует его выполнение. Статус и полномочия комиссии позволяют принимать решения по всем вопросам в части развития научно-технической и производственно-технологической основы оборонно-промышленного комплекса страны. Функциональная устойчивость в работе комиссии обеспечивается её составом, что дает возможность оперативно реагировать на изменения социально-экономических и военно-политических факторов. В настоящее время под влиянием внутренних и внешних факторов в военно-технической политике России меняются приоритеты. В условиях, когда основные цели по перевооружению и технической модернизации вооруженных сил достигнуты, стоит задача сохранить созданный военно-технический потенциал и постоянно его повышать. Поэтому сегодня комиссия усиливает внимание в своей деятельности к таким вопросам, как: проведение конверсии и диверсификации производства на оборонных предприятиях; импортозамещение в сфере выпуска военной продукции; проведение научных разработок новых образцов вооружений. В статье сделан вывод о том, что существующая организационная структура и полномочия комиссии позволяют ей использовать в своей деятельности ресурсы главы государства и правительства России и активно влиять на разработку и реализацию военно-технической политики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MILITARY-INDUSTRIAL COMMISSION'S ROLE IN IMPLEMENTING THE MILITARY-TECHNICAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the place and role of the Military-Industrial Commission (VPK) of the Russian Federation in the implementation of the military-technical policy of the country. The article considers the stages of its formation from the authority under the government of Russia to one of the key subjects of military-technical policy, headed by the head of state. The research shows that the Commission's priority areas of activity include ensuring the implementation of state weapons programs. As part of this process, the Commission annually develops a state defense order and monitors its implementation. The status and powers of the commission allow making decisions on all issues related to the development of the scientific, technical, production and technological basis of the country's military-industrial complex. Functional stability in the work of the commission is ensured by its composition, which makes it possible to quickly respond to changes in socio-economic and military-political factors. Currently, under the influence of internal and external factors, priorities in Russia's military-technical policy are changing. When the main goals of rearmament and technical modernization of the armed forces have been achieved, the task is to preserve the created military-technical potential and constantly improve it. Therefore, today the Commission is increasing its attention to such issues as conversion and diversification of production at defense enterprises, import substitution in the field of military production, and scientific development of new weapons. The article concludes that the existing organizational structure and powers of the Commission allow it to use the resources of the head of state and the government of Russia in its activities and actively influence the development and implementation of the country's military-technical policy.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМИССИЯ И ЕЁ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

БОТ: 10.31249/геш/2021.02.08

В.В. Стежко

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМИССИЯ И ЕЁ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье анализируется место и роль Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в реализации военно-технической политики страны. Рассмотрены этапы её становления от органа власти при правительстве России до одного из ключевых субъектов военно-технической политики, возглавляемого главой государства.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что к числу приоритетных направлений деятельности комиссии относится обеспечение реализации государственных программ вооружения. В рамках этого процесса комиссия ежегодно разрабатывает государственный оборонный заказ и контролирует его выполнение.

Статус и полномочия комиссии позволяют принимать решения по всем вопросам в части развития научно-технической и производственно-технологической основы оборонно-промышленного комплекса страны.

Функциональная устойчивость в работе комиссии обеспечивается её составом, что дает возможность оперативно реагировать на изменения социально-экономических и военно-политических факторов

В настоящее время под влиянием внутренних и внешних факторов в военно-технической политике России меняются приоритеты. В условиях, когда основные цели по перевооружению и технической модернизации вооруженных сил достигнуты, стоит задача сохранить созданный военно-технический потенциал и постоянно его повышать. Поэтому сегодня комиссия усиливает внимание в своей деятельности к таким вопросам, как: проведение конверсии и диверсификации производства на оборонных предприятиях; импортозамещение в сфере выпуска военной продукции; проведение научных разработок новых образцов вооружений.

В статье сделан вывод о том, что существующая организационная структура и полномочия комиссии позволяют ей использовать в своей деятельности ресурсы главы государства и правительства России и активно влиять на разработку и реализацию военно-технической политики страны.

Ключевые слова: военно-техническая политика; военно-промышленная комиссия; государственная программа вооружения; государственный оборонный заказ; оборонно-промышленный комплекс; диверсификация; импортозамещение.

Стежко Василий Витальевич - аспирант кафедры политических наук и международных отношений Челябинского государственного университета, Россия, Челябинск. Е-mail: stiezhko00@mail.ru

Stezhko V.V. The Military-Industrial Commission's role in implementing the military-technical policy of the Russian Federation

Abstracts. The article analyzes the place and role of the Military-Industrial Commission (VPK) of the Russian Federation in the implementation of the military-technical policy of the country. The article considers the stages of its formation from the authority under the government of Russia to one of the key subjects of military-technical policy, headed by the head of state.

The research shows that the Commission's priority areas of activity include ensuring the implementation of state weapons programs. As part of this process, the Commission annually develops a state defense order and monitors its implementation.

The status and powers of the commission allow making decisions on all issues related to the development of the scientific, technical, production and technological basis of the country's military-industrial complex.

Functional stability in the work of the commission is ensured by its composition, which makes it possible to quickly respond to changes in socio-economic and military-political factors.

Currently, under the influence of internal and external factors, priorities in Russia's military-technical policy are changing. When the main goals of rearmament and technical modernization of the armed forces have been achieved, the task is to preserve the created military-technical potential and constantly improve it. Therefore, today the Commission is increasing its attention to such issues as conversion and diversification of production at defense enterprises, import substitution in the field of military production, and scientific development of new weapons.

The article concludes that the existing organizational structure and powers of the Commission allow it to use the resources of the head of state and the government of Russia in its activities and actively influence the development and implementation of the country's military-technical policy.

Keywords: military-technical policy; military-industrial Commission; state armament program; state defense order; military-industrial complex; diversification; import substitution.

Stezhko Vasily Vitalyevich - a post-graduate student of the Department of political science and international relations,

Chelyabinsk state University. Russia, Chelyabinsk. Е-mail: stiezhko00@mail.ru

Одним из ключевых направлений развития российского государства в последние годы стало развитие военной организации страны, в результате которого страна получила современную армию, способную защитить её суверенитет и национальные интересы. Впервые за постсоветский период Россия не только модернизировала свои вооруженные силы, но и стала лидером по созданию ряда вооружений нового поколения, а обороноспособность страны обеспечена на десятилетия вперед [Послание Президента РФ ФС РФ от 15.01.2020]. Во многом это стало следствием проведения Российской Федерацией последовательной и целенаправленной военно-технической политики (ВТП), которая является важной частью военной политики страны. В целом ВТП можно определить как государственную политику, направленную на развитие материально-технической основы военной организации страны и прежде всего создание современного вооружения, военной и специальной техники.

Военно-промышленная комиссия РФ (ВПК), наряду с президентом и правительством России, является одним из ключевых субъектов ВТП. Комиссия выполняет значительный объем работ по решению задач военно-технической политики, прежде всего по реализации программ и планов модернизации вооруженных сил. Однако с научной точки зрения её деятельность пока не получила должного освещения и оценки специалистами.

Главное внимание современные авторы уделяют изучению отдельных аспектов разработки и осуществления ВТП. В частности, опубликованы работы, касающиеся федеральных целевых программ вооружения и государственного оборонного заказа, их финансирования и исполнения [Буренок 2011, с. 25; Курбанов, Наружный, Плотников 2015, с. 104; Лавринов, Подольский 2012 с. 8; Смуров 2016, с. 82]. Ряд публикаций посвящены нормативно-правовому регулированию военно-технической политики, совершенствования законодательства в этой сфере [Викулов, Хрусталев 2010, с. 106; Кан-дыбко, Авдеев 2015, с. 85; Лысенко, Гейда 2013, с. 58; Тарасов, Воронина

2016, с. 159]. Внимание современных ученых привлекают проблемы, связанные с состоянием и функционированием оборонно-промышленного комплекса, а именно: перестройка системы управления оборонно-промышленным комплексом (ОПК), вызванная переходом от государственного планирования к свободной рыночной конкуренции [Головецкий 2016, т. 8; Караваев 2012, с. 86; Свечников 2011, с. 147]; реализация программ импортного замещения, диверсификации и инновационного развития оборонных предприятий [Курбанов, Наружный 2015, с. 76; Лебедев 2012, с. 8; Михнев, Ерыгин, Фролова

2017, с. 74; Хрусталев 2012, с. 51]; вопросы обеспечения их кадрами [Григорьев, Кутин, Схиртладзе 2011, с. 18; Григорьев 2009, с. 7; Григорьев 2010, с. 4; Мязитов 2013, с. 56]. Деятельность комиссии стала предметом анализа и зарубежных исследователей. Здесь главный акцент делается на изучение

состояния Вооруженных сил России, процессе их реформирование в постсоветский период [Pallin 2009, р. 176; Russell 2015, р. 18; Aldis, McDermott 2003, р. 14] и потенциала ОПК [Роузфилд 2015, р. 804; Cooper 2015; McDermott, Nygren, Pallin 2012, р. 26]. В данной статье, с учетом степени изученности проблемы, исследуются деятельность Военно-промышленной комиссии РФ; этапы её становления в качестве субъекта ВТП; причины и характер реформы организационной структуры 2014 г.; приоритетные направления, проблемы и перспективы в работе комиссии на современном этапе.

Процесс становления Военно-промышленной

комиссии РФ как субъекта военно-технической политики

Действующая в настоящее время Военно-промышленная комиссия РФ была создана в 2006 г. Она стала преемницей других органов государственной власти, осуществлявших ВТП в постсоветский период. В частности, таких как: Государственный комитет РФ по оборонным отраслям промышленности, действовавший в 1992-1993 гг. (в 1994 г. наделен правами федерального министерства) и Министерство оборонной промышленности РФ, существовавшее в 1996-1999 гг. По своему статусу это были федеральные органы исполнительной власти в структуре правительства России, их возможности в принятии решений были ограничены, а деятельность носила узковедомственный характер.

Ситуация начала меняться с 1999 г., когда была образована Комиссия Правительства РФ по военно-промышленным вопросам (далее: ВПК-1999). Целью комиссии стала разработка предложений по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам, обеспечению обороны и государственной безопасности [Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999 г. № 665]. Для аналитического и экспертного обеспечения её деятельности при ней был сформирован научно-технический совет. ВПК-1999 была уже органом государственной власти, оказывающим более масштабное и комплексное влияние на реализацию ВТП, чем её предшественники. Комиссия обеспечивала координацию и согласованность действий федеральных органов исполнительной власти в ходе реализации решений президента и правительства России по таким вопросам ВТП, как развитие оборонно-промышленного комплекса, поставки современного вооружения и военной техники в войска.

Новый этап развития военно-технической политики страны наступил после избрания президентом России В.В. Путина. ВТП стала одним из приоритетных направлений деятельности государства. Началась масштабная техническая модернизация вооруженных сил страны. Усилился акцент на программно-целевой метод в осуществлении ВТП. Стали приниматься дол-

госрочные государственные программы вооружений (ГПВ), которые при необходимости оперативно корректировались под влиянием внутренних и внешних факторов. Одновременно был развернут процесс совершенствования оборонно-промышленного комплекса страны, направленный на консолидацию его промышленного и научного потенциала, внутриотраслевую интеграцию под эгидой контролируемых государством холдинговых структур [Курбанов, Князьнеделин, Ворушилин 2015, с. 42]. Все эти изменения напрямую коснулись и деятельности ВПК-1999, которая должна была им соответствовать.

В 2006 г. был сформирован новый состав комиссии, уточнены её цели, задачи и статус. Вновь сформированная Военно-промышленная комиссия РФ (далее ВПК-2006) стала правопреемницей ВПК-1999, но имела от неё ряд существенных отличий. В частности, ВПК-1999 создавалась правительством для разработки предложений и обеспечения согласованности действий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению военно-технической политики, а ВПК-2006 для её непосредственной реализации. Поэтому по своему статусу ВПК-2006 являлась постоянно действующим при правительстве органом, осуществляющим организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации ВТП. Претерпели изменения и функции комиссии.

Функциональные назначение и полномочия ВПК-1999 сводились к рассмотрению предложений федеральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и реализации военно-технической политики. Главными из них были, в частности, рассмотрение проектов федеральных целевых программ создания вооружений и военной техники, планов военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Комиссия также занималась разработкой предложений по расходованию бюджетных средств в рамках государственного оборонного заказа.

Возможности ВПК-2006 были гораздо шире. Она имела право совместно с федеральными органами исполнительной власти рассматривать все вопросы, связанные с реализацией ВТП и развития ОПК страны. В том числе: вопросы использования бюджетных средств, выделяемых на оборону и безопасность страны; предложения федеральных органов исполнительной власти по объемам финансирования проектов государственных программ вооружения, иных программ и планов в области военного строительства. Комиссия формировала и утверждала показатели финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; для создания современных образцов вооружения назначала генеральных конструкторов вооружения и военной техники.

Одной из новых задач ВПК-2006 стало формирование проекта государственного оборонного заказа (ГОЗ). Она определяла перечень основных пока-

зателей ГОЗ на каждый финансовый год и плановый период в целом, рассматривала меры по совершенствованию ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Кроме того, ВПК-2006 изучала предложения по повышению качества вооружения, военной и специальной техники в рамках выполнения ГОЗ и стандартизации этой продукции. ВПК-2006 также курировала вопросы подготовки кадров для организаций ОПК и повышению их квалификации [Постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. № 278].

Таким образом, главные отличия между комиссиями 1999 и 2006 гг. касались цели и содержания их деятельности. ВПК-1999 акцент делала на подготовку предложений по реализации ВТП и обеспечению согласованности действий её субъектов, в то время как ВПК-2006 занималась непосредственной организацией деятельности органов государственной власти по реализации военно-технической политики и развитию ОПК и наделялась для этого соответствующим перечнем полномочий. Статус ВПК-2006 давал ей возможность принимать решения по всем направлениям разработки и производства вооружения, военной и специальной техники [Указ Президента РФ от 20 марта 2006 г. № 231].

Причины и характер реформирования ВПК в 2014 г.

Деятельность комиссии в 2006-2014 гг. показала своевременность её реорганизации, проведенной ранее, но одновременно выявила необходимость дальнейшего совершенствования комиссии в качестве субъекта ВТП. Прежде всего, этого требовало наличие ряда факторов, негативно влияющих на деятельность ВПК-2006. В частности, рост масштабов и темпов модернизации Вооруженных сил России существенно увеличили объем работы управленческого и организационного характера, которую должна была выполнять комиссия. При этом деятельностью ВПК-2006 руководил первый вице-премьер правительства страны, в то время как ряд вопросов ВТП стратегического характера мог быть решен только с участием главы государства. Кроме того, президенту России напрямую подотчетны федеральные министерства и ведомства силового блока, отвечающие за вопросы обороны, безопасности и правопорядка (МО, МВД, МЧС, Национальной гвардии) [Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ]. В связи с этим вопрос их военно-технической модернизации находится под непосредственным президентским контролем и требует решения на уровне главы государства.

Внешними проблемами, осложняющими работу комиссии, стали санкции США и стран ЕС, которым с 2014 г. подверглась экономика России, включая и оборонно-промышленный комплекс. Комиссия должна была заняться вопросами импортозамещения. А для этого потребовалось «согласование между различными не только правительственными ведомствами, но и другими

структурами, которые напрямую президенту подчинены» [Совещание по вопросу разработки].

Все причины, названные выше, и определили характер реформирования ВПК-2006, которое прошло в 2014 г. на основе специального Указа Президента РФ. Комиссия, сформированная в 2014 г. (ВПК-2014) и действующая сегодня, учреждена как самостоятельный орган власти, возглавляемый непосредственно главой государства. Цель ВПК-2014 - реализация государственной политики в сфере ОПК, военно-технического обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности. Согласно своему статусу, ВПК-2014 получила право принимать решения, имеющие обязательную силу для исполнения федеральными органами исполнительной власти, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности субъектов ВТП, а также осуществлять контроль за их исполнением [Указ Президента РФ от 10.09.2014 г. № 627].

В ВПК-2014 существенно изменилась организационная структура, которая была приведена в соответствие с изменением её статуса и возросшим масштабом деятельности. Она включает три блока: собственно комиссию и два структурных подразделения, обслуживающих её работу: коллегию (вновь образуемый орган) и научно-технический совет, существующий с 1999 г. [Указ Президента РФ от 10.09.2014 № 627]. Персональный состав комиссии и коллегии утверждает президент России.

Новая структура комиссии устранила главные недостатки, снижавшие оперативность в действиях ВПК-2006, а именно: ограниченную численность её состава и периодичность заседаний два раза в год. Создание коллегии в качестве постоянно действующего органа при правительстве России для решения текущих вопросов деятельности ВПК-2014 качественно изменило эту ситуацию. Коллегия располагает значительным кадровым потенциалом. В её состав входят члены комиссии, представители федеральных и иных органов государственной власти, а также общественных объединений участвующих в реализации ВТП. Сегодня она включает 61 руководителя и специалиста [Состав коллегии ВПК РФ от 23.01.2019 г. № 55-р]. Состав коллегии сформирован с учетом реализации решений ВПК-2014 по ключевым направлениям ВТП, а именно: развитие системы вооружений, ОПК и военного сотрудничества с зарубежными странами. В связи с этим членами коллегии являются заместители министров силового и финансово-экономического блока правительства, 21 генеральный конструктор предприятий ОПК, работающих на постоянной и временной основе, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России и другие должностные лица, от работы которых зависит реализация ВТП. Возглавляет коллегию Ю.И Борисов, заместитель председателя правительства России, курирующий вопросы ОПК и выполнение государственного оборонного заказа. Он одновременно входит в

состав ВПК-2014, где является заместителем её председателя - В.В. Путина. Это позволяет обеспечить механизм постоянного взаимодействия руководителей комиссии и её коллегии.

Основные функции коллегии можно подразделить на следующие:

1) координация деятельности субъектов ВТП при формировании федеральных целевых и специальных программ, в сфере обороны страны, включая подготовку проекта государственного оборонного заказа;

2) реализация мероприятий по подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса страны и повышение их квалификации;

3) контроль, за эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на переоснащение и текущее содержание вооруженных сил;

4) оценка предложений по совершенствованию, регламентации экспорта и импорта вооружения, а также контроль за повышением качества, каталогизации и стандартизации продукции предприятий ОПК.

Таким образом, после реорганизации структуры комиссии за ней осталось решение задач, направленных на достижение стратегических целей военно-технической политики. В свою очередь коллегия сосредоточена на обеспечении текущей деятельности ВПК-2014. Она готовит проекты всех документов и решений комиссии, осуществляет контроль, за их выполнением. Результаты такого контроля представляются председателю ВПК-2014 в форме ежегодного доклада. По итогам реформирования произошла реорганизация организационной структуры ВПК-2014, разграничение задач, функций и сфер ответственности между комиссией и её подразделениями. Это положительно сказалось на её работе в последующие годы.

Приоритеты в деятельности ВПК в настоящее время

Анализ деятельности ВПК-2014 показал, что она акцентирована на выполнение основных задач, которые рассматривались выше. При этом можно выделить вопросы, решению которых комиссия уделяет особое внимание. Они зафиксированы в планах её работы и повестках заседаний. В целом с 2014 по 2019 г. было проведено десять заседаний комиссии, на которых рассмотрены 28 вопросов. В числе основных из них были: проблемы импортоза-мещения; диверсификация производства на оборонных предприятиях и расширение выпуска конкурентной гражданской продукции; общие вопросы развития ОПК; создание новых образцов вооружения, военной и специальной техники; выполнение ГПВ; состояние финансирования технического переоснащения ВС РФ. При этом главным приоритетом в деятельности ВПК-2014 сегодня остается обеспечение выполнения государственных программ вооружений, которые сегодня являются важной составляющей военно-технической политики страны.

До настоящего времени в России были приняты и последовательно реализованы несколько государственных программ вооружения: ГПВ-2005 (1996-2005); ГПВ-2010 (2001-2010); ГПВП-2015 (2007-2015) и ГПВ-2020 (2011-2020). В 2018 г. начато осуществление программы перевооружения ГПВ-2027 (2018-2027). Такая практика, по мнению В.В. Путина, позволила создать «программно-целевой механизм, позволяющий серьезно увеличить боевой и технический потенциал силовых структур, преодолеть кризисные явления в ОПК и вывести его на устойчивую траекторию роста, обновления» [Владимир Путин провел совещание 10.09.2014 г.].

ВПК-2014 обеспечивает координацию действий субъектов ВТП по реализации государственных программ вооружений. Каждое её заседание, вне зависимости от повестки дня, включает обсуждение достигнутых в рамках государственного оборонного заказа показателей, выполнение которых являются основным критерием реализации ГПВ. Сам гособоронзаказ разрабатывается на основе целей, задач, а также плановых показателей государственной программы вооружения и корректируется в соответствии с реально складывающейся военно-политической и экономической обстановкой в стране и другими условиями [Кандыбко 2011, с. 64].

Комиссия формирует ГОЗ на очередной год, а основную организационную и техническую работу по формированию проекта гособоронзаказа осуществляет её коллегия. Для этой работы привлекаются члены коллегии, специалисты и руководители различного профиля (представители госкорпораций, конструктора, руководители министерств и ведомств правительства). В частности, в 2017-2019 гг. в коллегии на постоянной основе работали 20 генеральных конструкторов, а доля представителей от ОПК составляла до 40%.

Результаты выполнения гособоронзаказа можно считать одним из главных показателей оценки эффективности деятельности ВПК-2014 по реализации государственных программ вооружений. Динамика выполнения ГОЗ за последние годы выглядит следующим образом: 2013 г. - 93%; 2014 - 96,7%; 2015 г. - 97,6% [Владимир Путин провел совещание 12.05.2016 г.]; 2016 г. -98% [Смуров 2017, с. 30]; 2017 г. - 98%; 2018 г. - 98,8% [Совещание по вопросам диверсификации]. На сегодняшний день ГОЗ выполняется почти на 100%. Это позволило существенно повысить уровень оснащенности Вооруженных сил России современными образцами военной техники и вооружений, который достиг: 2015 г. - 47,2%, 2016 - 58,3% [Под председательством 2017 г.], 2017 г. - 60% [Владимир Путин провел очередное совещание 21.04.2017 г.], 2018 г. - 61,5%. Приведенные данные позволяют предположить, что работа комиссии обеспечит выполнение плановых показателей ГПВ-2020 в целом.

Проблемы и перспективы деятельности ВПК

Деятельность военно-промышленной комиссии, как отмечалось ранее, сталкивается с рядом проблем, как в организации своей работы, так и в ходе реализации программ и планов в рамках военно-технической политики страны. Так, при выполнении государственных программ вооружений происходят срывы исполнителями сроков выполнения заданий ГОЗ. Допускается ситуация, когда в период реализации одной программы принимается новая, с иными временными параметрами, целями и задачами, что требует оперативного реагирования со стороны комиссии.

Негативно влияют на работу комиссии отсутствие современных методик для обеспечения оптимального взаимодействия с предприятиями и научными организациями ОПК. В частности, в отечественной науке и практике отсутствует единый методологический подход к оценке состояния научно-технологического, кадрового и производственного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса [Николаев 2013, с. 23]. Нет методики и экономико-математической модели для оценки эффективности инновационного развития оборонной промышленности, прогнозирования и оценки стоимости работ по разработке промышленных технологий, включаемых в государственный оборонный заказ.

В своей деятельности комиссия сталкивается с тем, что в современной военно-технической политике России до конца не определена стратегия развития трансфера технологий из оборонно-промышленного комплекса в гражданский сектор экономики. Решение этого вопроса важно для комиссии, поскольку касается её деятельности по обеспечению конверсии оборонно-промышленного комплекса, реализации тех задач, которые сегодня определены главой государства в этой сфере.

В настоящее время в ВТП существует проблема увязки государственной программы развития ОПК с задачами выполнения ГПВ [Рахманов 2016, с. 108]. В этих условиях от комиссии требуется проводить постоянный мониторинг выполнения данных программ, чтобы своевременно дать оценку того, насколько государственная программа развития ОПК обеспечивает новые возможности для реализации целей и задач государственных программ вооружения. При необходимости следует также предложить внести коррективы в программы.

Перспективы деятельности комиссии напрямую связаны с реализацией основных задач военно-технической политики страны. С 2018 г. акцент в работе ВПК-2014 делается на выполнение государственной программы вооружения, рассчитанной до 2027 г. Она является логическим продолжением ГПВ-2020. В ней учтены современные тенденции развития вооружений и военной техники в мире, а также опыт боевого применения российского оружия

в Сирии. В результате выполнения программы в войска должна поступить новая техника и новейшие образцы вооружения, которые по своим характеристикам превосходят зарубежные аналоги. Среди них - ракетный комплекс «Сармат», истребитель Су-57, высокозащищенный танк «Армата», зенитно-ракетный комплекс «С-500» и подводная лодка проекта 677. Конкретные задачи комиссии по реализации ГПВ-2027 были рассмотрены на её заседании 19 сентября 2018 г. с участием президента страны [Заседание ВПК РФ 19.09.2018 г.].

Важнейшим направлением деятельности комиссии на ближайший период по-прежнему является её участие в реализации программы конверсии и диверсификации оборонного производства. Это обусловлено тем, что основная часть задач по военной и технической модернизации армии выполнена, а с 2020 г. объем закупок Министерством обороны РФ будет последовательно сокращаться, что потребует замещения выпадающих объемов производства продукции, которые обеспечивали военные заказы. Данным вопросом комиссия целенаправленно занимается несколько последних лет. При этом проводились выездные заседания комиссии в городах, где находятся базовые предприятия оборонной промышленности, что позволило обсудить эту проблему непосредственно на местах. Выпуску продукции гражданского предназначения были посвящены заседания комиссии в 2016 г., дважды в 2018 г. в городах Москва и Уфа, а также в 2019 г. в городе Ижевске. Вследствие этого уже в 2018 г. доля гражданской продукции в ОПК составила 20,9%, а предприятиями отрасли было заявлено более 400 проектов по её выпуску [Заседание ВПК РФ 19.09.2019 г.]. К 2030 г. планируется повысить долю гражданской продукции в общем объеме производимой предприятиями ОПК до 50% [Совещание по вопросам диверсификации]. Для достижения этой цели президент страны предложил активно привлекать предприятия оборонной промышленности к участию в реализации национальных проектов. Здесь, по его оценке, уже сейчас потенциальный спрос на гражданскую продукцию ОПК превышает 5,5 тыс. позиций [Заседание ВПК РФ 19.09.2019 г.].

Перед комиссией по-прежнему стоит задача завершить начатую в 2015 г. реформу научно-исследовательского сектора ОПК, в которой она непосредственно участвует. Специальными Указами Президента РФ для создания новых образцов вооружения и военной техники в системе ОПК были введены институты генерального конструктора в 2015 г. [Указ Президента РФ от 19 января 2015 г. № 18] и руководителя приоритетного технологического направления (главного технолога) в 2016 г. [Указ Президента РФ от 20.07.2016 № 347].

В задачу комиссии входит подбор и назначение на эти должности (коллегия ВПК-2014 рекомендует, а комиссия наделяет полномочиями), а также контроль за работой данной категории руководителей. В 2015 г. коллегия

выбрала 21 проект по созданию новых образцов вооружения, а к 2018 г. комиссией были подобраны и утверждены все генеральные конструкторы, которые руководят их реализацией [Заседание ВПК РФ 19.09.2018 г.].

К концу 2019 г. комиссия утвердила 18 главных технологов, в задачу которых входит обеспечение ОПК промышленными технологиями для его инновационного развития и создание образцов новейшей техники и вооружения, а также координация разработок в данной сфере [Заседание ВПК РФ 19.09.2019 г.]. Комиссии и её научно-техническому совету теперь предстоит обеспечить становление этих новых институтов и эффективное их использование в реализации задач военно-технической политики страны.

Заключение

Место и роль Военно-промышленной комиссии РФ в современной военно-технической политике страны были определены в результате развития ВТП в постсоветский период. Масштабная техническая модернизация Вооруженных сил РФ, которая была начата при президенте В.В. Путине, сопровождалась принятием долгосрочных государственных программ вооружений. Для их реализации потребовался новый уровень координации взаимодействия основных субъектов ВТП (президента, правительства, федеральных министерств, предприятий ОПК и научно-исследовательских организаций). Именно это и обусловило появление военно-промышленной комиссии вначале при правительстве, а затем и при президенте России, которая и взяла на себя решение данной задачи.

Последнее реформирование комиссии в 2014 г. позволило найти оптимальную форму организации её работы. Комиссию возглавил глава государства. Теперь работа комиссии сосредоточена на принятии стратегических решений по вопросам военно-технической политики, в то время как её коллегия, действующая при правительстве России, выполняет весь объем работ по обеспечению их реализации. Таким образом, комиссия активно использует в своей деятельности ресурсы главы государства и правительства России, что позволяет ей активно влиять на разработку и реализацию военно-технической политики страны.

В настоящее время под влиянием внутренних и внешних факторов в военно-технической политике России меняются приоритеты. В частности, активная фаза поставок новейших вооружений и военной техники в армию и во флот пройдена. Теперь стоит задача сохранить достигнутые позиции и постоянно совершенствовать созданный оборонный потенциал. Поэтому наряду с обеспечением выполнения государственных программ вооружения, комиссия усиливает свою деятельность в области проведения конверсии и диверсифи-

кации производства в ОПК, импортозамещения, а также осуществления перспективных научных разработок военного назначения.

Библиография

Буренок В. М. Проблемы программно-целевого планирования развития систем вооружения по опыту обоснования ГПВ // Военная мысль. 2011. № 3. С. 24-30.

Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1. С. 97111.

Владимир Путин провел очередное совещание о выполнении гособоронзаказа. Сочи 12 мая 2016 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/51903 (дата обращения 07.02.2020).

Владимир Путин провел очередное совещание с руководящим составом Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса страны. Сочи 21 ноября 2017 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56141 (дата обращения: 08.02.2020).

Владимир Путин провел совещание «О разработке проекта государственной программы вооружения на 2016-2025 годы». Москва. 10 сентября 2014 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/copy/46589 (дата обращения 07.02.2020).

Головецкий Б.Н. Совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования производства военной продукции и размещения государственного оборонного заказа // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8. № 2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovershenstvovanie-organizatsiormo-ekonomicheskogo-mehanizma-gosudarstvennogo-regulirovaniya-proizvodstva-voennoy-produktsii-i (дата обращения 07.01.2020).

Григорьев С.Н. Кадровое обеспечение российского машиностроения // Вестник МГТУ «Станкин». 2009. № 1. С. 5-8.

Григорьев С.Н. Современные тенденции развития научно-образовательной деятельности МГТУ «СТАНКИН» // СТИН. 2010. № 6. С. 2-6.

Григорьев С.Н., Кутин А.А., Схиртладзе А.Г. Подготовка технологов для модернизации машиностроительного комплекса России // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2011. № 5. С. 18-20.

Заседание Военно-промышленной комиссии. Московская область, Кубинка 19 сентября 2018 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/copy/58596 (дата обращения: 08.02.2020).

Заседание Военно-промышленной комиссии. Ижевск 19 сентября 2019 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/copy/61578 (дата обращения: 03.03.2020).

Кандыбко Н.В. Государственный оборонный заказ в системе обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства // Угрозы и безопасность. 2011. № 18 (111). С.64-72.

Кандыбко Н.В., Авдеев М.В. Проблемы выполнения государственного оборонного заказа в экономико-правовых условиях 2015 года // Вооружение и экономика. 2015. № 3 (32). С. 83-89.

Караваев И. Е. Сущность и особенности инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Российское предпринимательство. 2012. № 13 (211). С. 82-87.

Курбанов А.Х., Князьнеделин Р.А., Ворушилин Л.В. Трансформация инструментария управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса под воздействием внешних факторов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 6 (233). С. 40-50.

Курбанов А.Х., Наружный В.Е. Перспективы реализации программы импортозамещения в интересах оборонно-промышленного комплекса России в современных условиях // Проблемы современной экономики. 2015. № 3. С. 72-77.

Курбанов А.Х., Наружный В.Е., Плотников В.А. Банковское сопровождение государственного оборонного заказа: специфика и особенности реализации // Управленческое консультирование. 2015. № 10. С. 101-109.

Лавринов Г .А., Подольский А.Г. О государственном управлении ценообразованием на продукцию военного назначения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 44 (281). С. 2-12.

Лебедев М. Упущенные возможности нашего ОПК. Отсутствие прорывных технологий мешает ВТС // Военно-промышленный курьер. 2012. № 40 (457). 10 окт. С. 6.

Лысенко И.В., Гейда А.С. Анализ проблем нормативно-правового регулирования формирования и организации государственных программ вооружения // Государственный аудит. Право. Экономика. 2013. № 4. С. 50-62.

Материалы совещания «О разработке проекта госпрограммы вооружения на 20162025 годы», Москва, 10 сентября 2014 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http:// www.kremlin. ru/events/president/transcripts/46589 (дата обращения 07.01.2020).

Михнёв Д.Л., Ерыгин Ю.В., Фролова Е.А. Государственное стимулирование конверсии инновационного потенциала высокотехнологичных предприятий ОПК как основа стратегического развития экономики России // Актуальные проблемы развития авиации и космонавтики 2017. Т. 3. С. 74-76.

Мязитов И. Р. Финансовые и кадровые ресурсы ОПК как институциональной структуры экономики России // Российское предпринимательство. 2013. № 12 (234). С. 48-57.

Николаев А.Е. Методика оценки состояния научно-технологического потенциала оборонно-промышленного комплекса России с использованием функции желательности Харрингтона // Экономический анализ: теория и практика 2013. № 30 (333). С. 22-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под председательством Президента РФ в Рыбинске состоялось заседание Военно-промышленной комиссии. Рыбинск 25 апреля 2017 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54368 (дата обращения: 08.02.2020).

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/copy/62582 (дата обращения 15.01.2020).

Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999 г. № 665 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам» (с изменениями от 7 сентября 1999 г., 17 февраля, 10 июня 2000 г., 3 декабря 2004 г.) // Консультант Плюс. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=208884&dst=100001#0053665750619042 33 (дата обращения: 21.01. 2020).

Постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. № 278 «Об утверждении Положения о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации и ее состава» // Гарант. URL: https://base.garant.ru/189471/ (дата обращения 11.01.2020).

Рахманов А. Восемь проблем российского оборонно-промышленного комплекса и пути их решения // Воздушно-космическая сфера. 2016. № 2 (87) С. 106-111.

Роузфилд С. Экономика военно-промышленного комплекса // Экономика России. Оксфордский сборник / Пер. с англ. Е. Еловской. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. Кн. I. С. 791-810.

Свечников С.И. Развитие интеграционных процессов в ОПК в интересах создания вооружения и военной техники с конкурентными свойствами // Вестник академии военных наук. 2011. № 3 (36). С. 143-148.

Смуров А.М. Проблемные вопросы реализации государственного оборонного заказа и возможные способы их решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 6. С. 27-35.

Смуров А. М. Противоречия системы государственного заказа // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2016. № 11 (27). С. 79-85.

Совещание по вопросам диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК. Уфа 24 января 2018 г. // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/copy/56699 (дата обращения 04.03.2020).

Состав коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в редакции распоряжения Правительства от 23 января 2019 г. № 55-р. // Правительство России. Официальный сайт. URL: http://government.ru/info/35475/ (дата обращения: 30.01.2020).

Тарасов А. А., Воронина Н.В. Своевременное исполнение контрактов в рамках государственного оборонного заказа в учреждениях УИС // Вестник финансового университета. 2016. № 3. С. 157-162.

Указ Президента РФ от 10.09.2014 № 627 (ред. от 06.12.2018) «О Военно-промышленной комиссии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Военно-промышленной комиссии Российской Федерации») // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_168420/ (дата обращения 28.01.2020).

Указ Президента РФ от 19.01.2015 № 18 «О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники» // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70745024/ (дата обращения 04.03.2020).

Указ Президента РФ от 20.03.2006 № 231 «О Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации» // Гарант. URL: https://base.garant.ru/189266/ (дата обращения: 03.02.2019).

Указ Президента РФ от 20.07.2016 № 347 «О руководителе приоритетного технологического направления» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_202206/ (дата обращения 06.03.2020).

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_17107/ (дата обращения: 03.02.2020).

Хрусталев Е.Ю. Анализ опыта распространения технологий двойного применения в отечественной и зарубежной практике // Угрозы и безопасность. 2012. № 29 (170). С. 48-53.

Cooper J. Russia's state armament programme to 2020: a quantitative assessment of implementation 2011-2015 // ResearchGate. March 2016. https://www.researchgate.net/publication/299338379 (дата обращения 12.02.2020).

McDermott R.N., Nygren B., Pallin C.V. The Russian Armed Forces in Transition: Economic, Geopolitical and Institutional Uncertainties. London: Routledge, 2012. 256 р.

Pallin C.V. Russian military reform: a failed exercise in defence decision making. London; New York: Routledge, 2009. XV, 248 р.

Russell М. Russia's armed forces Reforms and challenges. 2015. 25 р. URL: https://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2015/554213/EPRS_IDA(2015)554213_EN.pdf (дата обращения 13.03.2021).

Russian military reform, 1992-2002 / ed. Anne C. Aldis, Roger N. McDermott. London; Portland: Or; Cass, 2003. XXIV, 332 p.

References

Burenok V.M. Problemy programmno-celevogo planirovaniya razvitiya sistem vooruzheniya po opytu obosnovaniya GPV [Problems of program-target planning for the development of weapons systems based on the experience of justifying the state defense system]. Voennaya mysl' [Military thought]. 2011. N 3. P. 24-30. (In Russ.)

Cooper J. Russia's state armament programme to 2020: a quantitative assessment of implementation 2011-2015 // ResearchGate. March 2016. https://www.researchgate.net/publication/299338379 (date of access 12.02.2020).

Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 17.12.1997 g. N 2-FKZ (red. ot 28.12.2016) «O Pravitel'stve Rossijskoj Federacii» [Federal Constitutional Law N 2-FKZ of 17.12.1997 (as amended on 28.12.2016) «On the Government of the Russian Federation»]. Consultant Plus. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/ (date of access 03.02.2020). (In Russ.)

Goloveckij B.N. Sovershenstvovanie organizacionno-ekonomicheskogo mekhanizma gosu-darstvennogo regulirovaniya proizvodstva voennoj produkcii i razmeshcheniya gosudarstvennogo oboronnogo zakaza [Improvement of the organizational and economic mechanism of state regulation of military production and placement of the state defense order]. Internet zhurnal «Naukovedenie» [Internet journal «Naukovedenie»]. 2016. N 2. Vol. 8. (In Russ.)

Grigor'ev S.N. Kadrovoe obespechenie rossijskogo mashinostroeniya [Personnel support of Russian machine building]. Vestnik MGTU Stankin [Vestnik MSTU Stankin]. 2009. N 1. P. 5-8. (In Russ.)

Grigor'ev S.N. Sovremennye tendencii razvitiya nauchno-obrazovatel'noj deyatel'nosti MGTU «STANKIN» [Modern trends in the development of scientific and educational activities of MSTU «STANKIN»]. STIN. 2010. N 6. P. 2-6. (In Russ.)

Grigorev S.N., Kutin A.A., Skhirtladze A.G. Podgotovka tekhnologov dlya modernizacii mashi-nostroitel'nogo kompleksa Rossii [Training of technologists for the modernization of the machinebuilding complex of Russia]. Spravochnik. Inzhenernyj zhurnal s prilozheniem [Hand-book.Engineering magazine with an app.] 2011. N 5. P. 18-20. (In Russ.)

Kandybko N.V. Gosudarstvennyj oboronnyj zakaz v sisteme obespecheniya oboronosposobnosti i nacional'noj bezopasnosti gosudarstva [State defense order in the system of ensuring the defense capability and national security of the state]. Ugrozy i bezopasnost' [Threats and security]. 2011. N 18 (111). P. 64-72. (In Russ.)

Kandybko N.V., Avdeev M.V. Problemy vypolneniya gosudarstvennogo oboronnogo zakaza v ekonomiko-pravovyh usloviyah 2015 goda [Problems of fulfilling the state defense order in the economic and legal conditions of 2015]. Vooruzhenie i ekonomika [Armament and economy]. 2015. N 3 (32). P. 83-89. (In Russ.)

Karavaev I.E. Sushchnost' i osobennosti innovacionnogo razvitiya predpriyatij oboronno-promyshlennogo kompleksa v sovremennyh usloviyah [Essence and features of innovative development of enterprises of the military-industrial complex in modern conditions]. Rossijskoe predprini-matel'stvo [Russian entrepreneurship]. 2012. N 13 (211). P. 82-87. (In Russ.)

Khrustalev E.Yu. Analiz opyta rasprostraneniya tekhnologij dvojnogo primeneniya v otechest-vennoj i zarubezhnoj praktike [Analysis of the experience of spreading dual-use technologies in domestic and foreign practice]. Ugrozy i bezopasnost' [Threats and security]. 2012. N 29 (170). P. 4853. (In Russ.)

Kurbanov A.H., Narazhnyj V.E., Plotnikov V.A. Bankovskoe soprovozhdenie gosudarstven-nogo oboronnogo zakaza: specifika i osobennosti realizacii [Bank support of the state defense order: specifics and features of implementation]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting]. 2015. N 10. P. 101-109. (In Russ.)

Kurbanov A.H., Naruzhnyj V.E. Perspektivy realizacii programmy importozameshcheniya v in-teresah oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii v sovremennyh usloviyah [Prospects for implementing the import substitution program in the interests of the Russian military-industrial complex in modern conditions]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of modern economy]. 2015. N 3. P. 72-77. (In Russ)

Kurbanov A.H., Knyaz'nedelin R.A., Vorushilin L.V. Transformaciya instrumentariya uprav-leniya predpriyatiyami oboronno-promyshlennogo kompleksa pod vozdejstviem vneshnih faktorov [Transformation of management tools for enterprises of the military-industrial complex under the influence of external factors]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical VedomostiSpbpu. Economic Sciences]. 2015. N 6 (233). P. 40-50. (In Russ.)

Lavrinov G.A., Podol'skij A.G. O gosudarstvennom upravlenii cenoobrazovaniem na produk-ciyu voennogo naznacheniya [On state management of pricing for military products]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security]. 2012. N 44 (281). P. 212. (In Russ.)

Lebedev M. Upushchennye vozmozhnosti nashego OPK. Otsutstvie proryvnyh tekhnologij me-shaet VTS [Missed opportunities of our defense industry. Lack of breakthrough technologies hinders]. Voenno-promyshlennyj kur'er [The military-industrial courier]. 2012. N 40 (457). P. 6. (In Russ.)

Lysenko I.V., Gejda A.S. Analiz problem normativno-pravovogo regulirovaniya formirovaniya i organizacii gosudarstvennyh programm vooruzheniya. [Analysis of problems of normative and legal regulation of formation and organization of state programs of armament]. Gosudarstvennyj audit. Pravo. Ekonomika [State audit. Right. Economy]. 2013. N 4. P. 50-62. (In Russ.)

Materialy soveshchaniya «O razrabotke proekta gosudarstvennoj programmy vooruzheniya na 2016-2025 gody». Moskva 10 sentyabrya 2014 g. [Materials of the meeting «On the development of the draft state armament program for 2016-2025». Moscow, September 10, 2014]. The President of Russia. Official website. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/46589 (date of access 07.01.2020). (In Russ.)

Mihnyov D.L., Erygin Yu.V., Frolova E.A. Gosudarstvennoe stimulirovanie konversii innova-cionnogo potenciala vysokotekhnologichnyh predpriyatij OPK kak osnova strategicheskogo razvitiya ekonomiki Rossii [State stimulation of conversion of innovative potential of high-tech enterprises of the defense industry as the basis of strategic development of the Russian economy]. Aktual'nye problemy razvitiya aviacii i kosmonavtiki [Actual problems of aviation and space development]. 2017. Vol. 3. P. 74-76. (In Russ.)

Myazitov I.R. Finansovye i kadrovye resursy OPK kak institucional'noj struktury ekonomiki Rossii [Financial and human resources of the defense industry as an institutional structure of the Russian economy]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian entrepreneurship]. 2013. N 12 (234). P. 4857. (In Russ.)

Nikolaev A.E. Metodika ocenki sostoyaniya nauchno-tekhnologicheskogo potenciala oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii s ispol'zovaniem funkcii zhelatel'nosti Harringtona [Methodology for assessing the state of scientific and technological potential of the Russian defense industry using the Harrington desirability function]. Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika [Economic analysis: theory and practice]. 2013. N 30 (333). P. 22-33. (In Russ.)

Pallin C.V. Russian military reform: a failed exercise in defence decision making. London; New York : Routledge, 2009. XV, 248 p.

Pod predsedatel'stvom Prezidenta RF v Rybinske sostoyalos' zasedanie Voenno-promyshlennoj komissii. Rybinsk 25 aprelya 2017 g. [A meeting of the Military-Industrial Commission was held in Rybinsk under the chairmanship of the President of the Russian Federation. Rybinsk April 25, 2017]. The President of Russia. Official website. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54368 (date of access 08.02.2020). (In Russ.)

Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 15.01.2020 g. [Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated 15.01.2020]. The President of Russia. Official website. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (date of access 15.01.2020). (In Russ.)

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22 iyunya 1999 g. N 665 «O Komissii Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po voenno-promyshlennym voprosam» (s izmeneniyami ot 7 sentyabrya 1999 g., 17 fevra-lya, 10 iyunya 2000 g., 3 dekabrya 2004 g.) [Resolution of the Government of the Russian Federation of June 22, 1999 N 665 «On the Commission of the Government of the Russian Federation on military-industrial issues» (as amended on September 7, 1999), February 17, June 10, 2000, December 3, 2004)]. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 208884&dst=100001#005366575061904233 (date of access 15.01.2020). (In Russ.)

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot7 maya 2006 g. N 278 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Voenno-promyshlennoj komissii pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii i ee sostava» [Resolution of the Government of the Russian Federation of May 7, 2006. N 278 «On Approval of the Regulations on the Military-Industrial Commission under the Government of the Russian Federation and its Composition»]. Garant. URL: https://base.garant.ru/189471/ (date of access 11.01.2020). (In Russ.)

Rahmanov A. Vosem' problem rossijskogo oboronno-promyshlennogo kompleksa i puti ih resheniya [Eight problems of the Russian military-industrial complex and ways to solve them]. Voz-dushno-kosmicheskaya sfera [Aerospace sphere]. 2016. N 2 (87). P. 106-111. (In Russ.)

Rouzfild S. Ekonomika voenno-promyshlennogo kompleksa [Economy of the military-industrial complex] Ekonomika Rossii. Oksfordskij sbornik. Kn. I [The Russian Economy. The Oxford collection. Book I]. Moscow: Publishing House of the Gaidar Institute. 2015. P. 791-810. (In Russ.)

Russell M. Russia's armed forces Reforms and challenges. 2015. 25 p. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2015/554213/EPRS_IDA(2015)554213_EN.p df (date of access 13.03.2021).

Russian military reform, 1992-2002. Ed. Anne C. Aldis, Roger N. McDermott. London; Portland: Or; Cass, 2003. XXIV, 332 p.

Smurov A.M. Protivorechiya sistemy gosudarstvennogo zakaza [Contradictions of the state order system]. Mnogourovnevoe obshchestvennoe vosproizvodstvo: voprosy teorii i praktiki [Multilevel social reproduction: questions of theory and practice]. 2016. N 11 (27). P. 79-85. (In Russ.)

Smurov A.M. Problemnye voprosy realizacii gosudarstvennogo oboronnogo zakaza i voz-mozhnye sposoby ih resheniya [Problematic issues of implementation of the state defense order and possible ways to solve them]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2017. N 6. P. 27-35. (In Russ.)

Sostav kollegii Voenno-promyshlennoj komissii Rossijskoj Federacii v redakcii rasporya-zheniya Pravitel'stva ot 23 yanvarya 2019 goda N 55-r [Composition of the Board of the Military-Industrial Commission of the Russian Federation as amended by Government Decree N 55-r of January 23, 2019]. The Russian government. Official website. URL: http://government.ru/info/35475/ (date of access 30.01.2020). (In Russ.)

Soveshchanie po voprosam diversifikacii proizvodstva produkcii grazhdanskogo naznacheniya organizaciyami OPK. Ufa 24 yanvarya 2018 g. [Meeting on the issues of diversification of production of civil products by defense industry organizations. Ufa January 24, 2018]. The President of Russia.

Official website. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/copy/56699 (date of access 04.03.2020). (In Russ.)

Svechnikov S.I. Razvitie integracionnyh processov v OPK v interesah sozdaniya vooruzheniya i voennoj tekhniki s konkurentnymi svojstvami [Development of integration processes in the defense industry in the interests of creating weapons and military equipment with competitive properties]. Vestnik akademii voennyh nauk [Bulletin of the Academy of military Sciences. 2011]. N 3 (36). P. 143-148. (In Russ.)

Tarasov A.A., Voronina N.V. Svoevremennoe ispolnenie kontraktov v ramkah gosudarstven-nogo oboronnogo zakaza v uchrezhdeniyah UIS [Timely execution of contracts within the framework of the state defense order in the institutions of the UIS]. Vestnik finansovogo universiteta [Bulletin of the financial University]. 2016. N 3. P. 157-162. (In Russ.)

Ukaz Prezidenta RF ot 10.09.2014 N 627 (red. ot 06.12.2018) «O Voenno-promyshlennoj ko-missii Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Polozheniem o Voenno-promyshlennoj komissii Rossijskoj Federacii») [Decree of the President of the Russian Federation of 10.09.2014 N 627 (ed. of 06.12.2018) «On the Military-Industrial Commission of the Russian Federation» (together with the «Regulations on the Military-Industrial Commission of the Russian Federation»)]. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168420/ (date of access 28.01.2020). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta RF ot 19 yanvarya 2015 g. N 18 «O general'nom konstruktore po sozdaniyu vooruzheniya, voennoj i special'noj tekhniki» [Decree of the President of the Russian Federation of January 19, 2015. N 18 «On the General Designer for the Creation of Weapons, Military and Special Equipment»]. Garant. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70745024/ (date of access 04.03.2020). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta RF ot 20 marta 2006 g. N 231 «O Voenno-promyshlennoj komissii pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation N 231 of March 20, 2006 «On the Military-Industrial Commission under the Government of the Russian Federation»]. Garant. URL: https://base.garant.ru/189266/ (date of access 03.02.2020). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta RF ot 20.07.2016. N 347 «O rukovoditele prioritetnogo tekhnologicheskogo napravleniya» [Decree of the President of the Russian Federation of 20.07.2016. N 347 «On the head of the priority technological direction»]. The President of Russia. Official website. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202206/ (date of access 06.03.2020). (In Russ.)

Vikulov S.F., Hrustalyov E.Yu. Rossijskij oboronno-promyshlennyj kompleks: finansovo-ekonomicheskij i institucional'nyj analiz [Russian military-industrial complex: financial-economic and institutional analysis]. Audit i finansovyj analiz [Audit and financial analysis]. 2010. N 1. P. 97111. (In Russ.)

Vladimir Putin provyol ocherednoe soveshchanie o vypolnenii gosoboronzakaza. Sochi 12 maya 2016 g. [Vladimir Putin held a regular meeting on the implementation of the state defense order. Sochi May 12, 2016]. The President of Russia. Official website. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/51903 (date of access 07.02.2020). (In Russ.)

Vladimir Putin provyol ocherednoe soveshchanie s rukovodyashchim sostavom ministerstva oborony i oboronno-promyshlennogo kompleksa strany. Sochi 21 noyabrya 2017 g. [Vladimir Putin held a regular meeting with the leadership of the Ministry of Defense and the country's military-industrial complex. Sochi 21 November 2017]. The President of Russia. Official website. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56141 (date of access 08.02.2020). (In Russ.)

Vladimir Putin provyol soveshchanie «O razrabotke proekta gosudarstvennoj programmy vooruzheniya na 2016-2025 gody». Mokva 10 sentyabrya 2014 g. [Vladimir Putin held a meeting on the development of the draft state armament program for 2016-2025. Moscow September 10, 2014].

The President of Russia. Official website. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/copy/46589 (date of access 07.02.2020). (In Russ.)

Zasedanie Voenno-promyshlennoj komissii. Izhevsk 19 sentyabrya 2019 g. [Meeting of the Military-Industrial Commission. Izhevsk. September 19, 2019]. The President of Russia. Official website. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/copy/61578 (date of access 03.03.2020). (In Russ.)

Zasedanie Voenno-promyshlennoj komissii. Moskovskaya oblast', Kubinka 19 sentyabrya 2018 g. [Meeting of the Military-Industrial Commission. Moscow region, Kubinka September 19, 2018]. The President of Russia. Official website. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ copy/58596 (date of access 08.02.2020). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.