Научная статья на тему 'ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ'

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX / THE DEFENSE INDUSTRIAL POLICY / NATIONAL SECURITY STRATEGY / ECONOMIC SECURITY STRATEGY / MILITARY POLICY / MILITARY TECHNICAL POLICY / INDUSTRIAL POLICY / THE STATE PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF THE DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Вячеслав Иванович, Богатырева Эмма Михайловна

В статье рассматриваются роль и место государственной оборонно-промышленной политики в обеспечении национальной и экономической безопасности нашей страны, механизм ее реализации, вопросы согласования содержания документов концептуального характера, определяющих цели, задачи приоритеты развития оборонно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков Вячеслав Иванович, Богатырева Эмма Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The defense industrial policy and its impact on economic security

The article examines the role and place of the state defense industrial policy in providing national and economic security of our country, mechanism for its execution, issues of coordinating the contents of conceptual documents which define the goals and tasks of the development priorities of the defense industrial complex.

Текст научной работы на тему «ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ»

УДК 355

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Волков Вячеслав Иванович

начальник отдела долгосрочного прогнозирования развития ОПК ФГУП "ЦНИИ "Центр", доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации, академик РАЕН, член-корреспондент РАРАН

Богатырёва Эмма Михайловна

заместитель директора Административного департамента МинпромторгаРоссии, аспирантка ФГУП "ЦНИИ "Центр"

Аннотация. В статье рассматриваются роль и место государственной оборонно-промышленной политики в обеспечении национальной и экономической безопасности нашей страны, механизм ее реализации, вопросы согласования содержания документов концептуального характера, определяющих цели, задачи приоритеты развития оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, оборонно-промышленная политика, стратегия национальной безопасности, стратегия экономической безопасности, военная политика, военно-техническая политика, промышленная политика, государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса.

Volkov Vyacheslav Ivanovich, Head of Department long-term forecasting of development the military-industrial complex of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", doctor of Economics, Professor, Honored Economist of the Russian Federation,

Laureate of the Government of the Russian Federation Prize, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Corresponding Member of Russian Academy of Missile and Artillery Sciences, Moscow, Russia.

Bogatyreva Emma Mikhailovna, Deputy Director of Administrative Department of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, post-graduate student of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow, Russian Federation.

The defense industrial policy and its impact on economic security.

Abstract. The article examines the role and place of the state defense industrial policy in providing national and economic security of our country, mechanism for its execution, issues of coordinating the contents of conceptual documents which define the goals and tasks of the development priorities of the defense industrial complex.

Keywords: military industrial complex, defense industrial policy, national security

strategy, economic security strategy, military policy, military technical policy, industrial policy, state program for the development of the defense industrial complex.

Введение. Задачи укрепления обороноспособности государства, обеспечения национальной и экономической безопасности находились и находятся в числе важнейших и актуальных задач органов государственной власти России. Это еще раз было подтверждено в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 1 марта 2018 года8. На решение этих задач ориентирована государственная оборонно-промышленная политика (ГОПП), базисом которой является оборонно-промышленный комплекс (ОПК). В данной статье анализируются основополагающие документы, определяющие цели, содержание и механизмы реализации оборонно-промышленной политики как важнейшего фактора обеспечения национальной и экономической безопасности России.

Анализ нормативных документов, определяющих содержание оборонно-промышленной политики. Экономическая безопасность (ЭБ) является базовой, системообразующей составляющей национальной безопасности. Она охватывает все стороны жизни страны, общества и экономики11,13. Именно ЭБ обеспечивает суверенитет и независимость страны, стабильность и достижение успеха в устойчивом развитии государства. На протяжении последних лет она выдвинута в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов различного профиля, и прежде всего экономистов. При этом определяющая роль в решении как проблем национальной безопасности, так и проблем экономического, финансового и социального характера принадлежит ОПК.

В Стратегии экономической безопасности до 2030 года4, 2 указывается, что цели государственной политики в сфере обеспечения ЭБ включают в себя, наряду с укреплением экономической независимости России, ростом стабильности экономики к воздействию внешних и внутренних раздражителей, поддержание:

- потенциала отечественного ОПК на уровне решения задач военно-экономического обеспечения обороны государства;

- научно-технического потенциала развития экономики на глобальном уровне и рост ее конкурентоспособности.

Современная международная обстановка формирует новые и разнообразные вызовы и угрозы. В настоящее время в мире идет процесс обострения политической и социально-экономической ситуации. Наращивается силовой потенциал НАТО, создаются и развертываются системы ПРО на границах нашей страны, идет борьба за ресурсы, имеют место перманентные военные конфронтации, стал реальностью международный терроризм. Соответственно вызовам и угрозам в Стратегии4,2 определены направления государственной политики в сфере экономической безопасности и механизмы решения ключевых задач на период до 2030 года. При этом в число основных задач по реализации различных направлений ЭБ входят задачи, которые непосредственно адресованы оборонно-промышленному комплексу, отраженные в ряде нормативных документов, в том числе в Федеральном законе "О промышленной политике в Российской Федерации"2,3:

1) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых предприятий и организаций ОПК;

2) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики, которые главным образом сосредоточены в ОПК;

3) обеспечение безопасного уровня технологической независимости российской экономики, в первую очередь стратегически важных производств;

4) комплексная модернизация производственно - технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;

5) расширение использования производственно-технологического, инновационного потенциалов организаций ОПК для развития производства продукции гражданского назначения;

6) преодоление зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, средств вычислительной техники;

7) развитие различных технологий, обеспечивающих укрепление конкурентных позиций России на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью (фотоника, биотехнологии, аддитивные технологии, новые материалы).

Задачи развития ОПК не оставлены без внимания и в Стратегии национальной безопасности Ро ссийской Федерации1,3. Согласно этому документу социально-экономическая политика государства должна предусматривать развитие отечественного ОПК, обновление производственной базы организаций этого комплекса на современной технологической основе, улучшение кадрового потенциала и выпуск востребованной продукции гражданского назначения.

Реализация задач, возлагаемых стратегиями национальной и экономической безопасности на ОПК, осуществляется посредством воплощения в жизнь ГОПП, формируемой на основе военной, военно-технической и промышленной политик.

Государственная политика в области ОПК является совокупностью скоординированных политических, правовых, технологических, экономических, социальных и информационных мер по развитию ОПК, осуществляемых органами государственной власти совместно с государственными корпорациями, интегрированными структурами и организациями ОПК. На развитие предприятий ОПК (техническое оснащение, объемы финансирования НИОКР и закупок) оказывают влияние различные факторы, связанные с угрозами нашему государству, прежде всего внешнего характера. Наличие угроз требует скорейшего решения накопившихся в "оборонке" за годы рыночных реформ проблем, таких как:

- недостаточная готовность ОПК к быстрому увеличению объемов производства отдельных образцов вооружения;

- отставание уровня развития научно-технической и производственно-технологической базы ОПК по многим на-

правлениям от уровня передовых стран;

- дефицит инженерных и рабочих кадров на предприятиях ОПК, дефицит квалифицированного персонала в средней возрастной категории.

Рассматривая современную ГОПП, необходимо подчеркнуть два момента. Во-первых, ОПК представляет собой структурно выделенный сектор экономики, который регулируется и в своем большинстве управляется государством. Во-вторых, в оборонно-промышленном комплексе оба компонента, военный и гражданский, достаточно тесно взаимосвязаны, образуя единую экономическую систему.

Исходя из Военной доктрины Российской Федерации, военная политика - это направленность государства на организацию и осуществление обороны, обеспечение безопасности страны и интересов ее союзников11. А важнейшей задачей развития отечественного ОПК является обеспечение его успешного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворять потребности Вооруженных Сил (ВС) России и обеспечивать стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг.

Составной частью военной политики является военно-техническая политика (ВТП), суть которой раскрывается в Военной доктрине Российской Федерации5, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации3, а также в Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу6. ВТП представляет собой систему концептуальных взглядов и практических действий, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях военно-технического обеспечения национальной безопасности государства11, 14 Долгосрочными задачами ВТП являются создание фундаментального научно-технического задела (НТЗ), обеспечивающего развитие ОПК на перспективу, не допускающего критического отставания в военной области от передовых государств,

сохранение способности маневра научно-техническими ресурсами, нивелирование воздействия возможных научно-технических прорывов в других государствах11, 14

Отечественный ОПК, как это следует из анализа директивных документов, является не только важным компонентом военной организации, призванным удовлетворять потребности ВС России в современном вооружении, но и аккумулятором передовых технологий, родившихся в недрах "оборонки", сосредоточением интеллектуального потенциала страны. Многие отечественные научно-технические достижения являются уникальными, способными обеспечить повышение конкурентоспособности отечественной экономики. Именно поэтому отечественный ОПК считают драйвером развития техники и технологий в нашей стране и локомотивом экономического развития.

Высокий интеллектуальный потенциал "оборонки" должен в соответствии с Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации"2 играть важную роль в активизации инновационных процессов, в создании высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения, которая также является весомой в обеспечении экономической и национальной безопасности9. В соответствии с этим

законом промышленная политика - это комплекс направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации правовых, экономических, организационных мер на производство конкурентоспособной промышленной продукции.

Основные задачи и приоритеты государственной оборонно-промышленной политики представлены на Рисунке 2.

Механизм реализации государственной оборонно-промышленной политики.

Механизм реализации ГОПП основан на инструменте программно-целевого планирования (ПЦП), включающего в себя как собственно государственную программу развития оборонно-промышленного комплекса (Минпромторг России - головной исполнитель), так и комплекс других государственных и федеральных целевых программ, в том числе ориентированных на создание НТЗ и использование потенциала "оборонки" при формировании гражданской высокотехнологичной продукции. Схема развития оборонно-промышленной политики и механизм ее реализации представлены на Рисунке 1.

Важнейшим элементом ПЦП в обеспечение обороноспособности страны и, прежде всего, повышения мощи ВС России является Государственная программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса" (ГП

Рисунок 1. Основные документы, определяющие оборонно-промышленную политику и ее влияние на экономическую безопасность

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ

ПОЛИТИКИ

X

I

СГ

Дс

со и о н т

X *

о □

о

о о к

X

£

К)

о

хГ

Основные задачи развития ОПК, исходя из Военной и Военно-технической политики

¥

1) совершенствование деятельности ОПК на основе создания и развития крупных научно-производственных структур;

2) совершенствование системы межгосударственной кооперации в области разработки, производства и ремонт В ВТ;

3) обеспечение технологической независимости РФ в области разработки и производства образцов ВВТ в соответствии с ГПВ;

4) совершенствование системы гарантированного материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации ВВТ на всех этапах ЖЦ. в том числе отечественными комплектующими изделиями и элементной базой

5) формирование комплекса приоритетных технологий обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов ВВТ;

6) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями ОПК;

7) активизация инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-технологической базы;

8) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий а также опережающего НТЗ в целях разработай принципиально новых образцов ВВТ.

Приоритетные направления формирования и реализации государственной политики в области развития ОПК

ж.

ВС

РФ

1) обеспечение оснащения современными образцами ВВТ;

2) формирование научно-технического задела в сфере ОПК и осуществление технологической модернизации организаций комплекса в целях повышения качества и конкурентоспособности промышленной продукции;

3) совершенствование системы управления организациями ОПК. в том числе путем создания интегрированных структур ОПК;

4) обеспечение инновационного развития ОПК;

5) развитие кадрового потенциала организаций ОПК;

6) информационно-аналитическое обеспечение функционирования организаций ОПК.

1/

Задачи развития ОПК, вытекающие из ФЗ о промышленной политики

1) создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, соответствующей целям и задачам, стратегического планирования на федеральном уровне;

2) создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с зарубежными странами;

3) стимулирование внедрения результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;

4) стимулирование рационально и эффективно использовать материальные. финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

5) увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;

6) поддержка технологического перевооружения, модернизация основных производственных фондов, исходя из темпов, опережающих их старение;

7) обеспечение технологической независимости национальной экономики.

Рисунок 2. Основные задачи и приоритеты государственной оборонио-промышленной политики

(составлено с использованием источников23 567)

О

О ^

0

1

1

о □

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

сг

Е

ь

сп

т т

сг

Дс §

2 §

сп

Я

ОПК) на период до 2020 года и дальнейшую перспективу7, организующая реализацию оборонно-промышленной политики государства и исполнение государственной программы вооружения (ГПВ) и годовых заданий в рамках государственных оборонных заказов (ГОЗ). Через эту программу реализуется также государственная научно-техническая и промышленная политика.

Цель данной программы (см. Таблицу) -повысить технологическую, производственную, материально-техническую и кадровую готовность организаций ОПК к выпуску современного вооружения военной и специальной техники (ВВСТ) в требуемых объёмах и с высоким качеством, а также в установленные сроки и по экономически обоснованным ценам. В рамках этой программы завершается реализация мероприятий, предусмотренных в федеральной целевой программе (ФЦП) "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы". В обеспечение утвержденной в начале текущего года Президентом России ГПВ на 2018-2027 годы Минпромторг России с середины 2016 года

разрабатывает новую программу развития ОПК на тот же период, что и ГПВ-2027.

Некоторые итоги деятельности ОПК в обеспечение национальной и экономической безопасности. Благодаря успешному выполнению мероприятий, реализуемых в рамках ГП ОПК, предприятиям оборонно-промышленного комплекса в прошедшем году удалось обеспечить высокие темпы роста объемов производства продукции военного назначения, повышение эффективности такого производства и производительности труда. ВС России получили 300 новых образцов военной техники. В состав стратегических ядерных сил поступило 80 межконтинентальных баллистических ракет, 102 баллистические ракеты подводных лодок, 3 ракетных подводных крейсера стратегического назначения "Борей". Перевооружены на новый ракетный комплекс "Ярс" 12 ракетных полков. Количество носителей высокоточного оружия большой дальности увеличилось в 12 раз, а высокоточных крылатых ракет - в 30 раз8. Усилили свою мощь сил общего назначения, Воздушно-космических

Таблица.

Цель, задачи, целевые индикаторы и основные ожидаемые результаты Государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса (из открытой части программы)7

Государственная программа развития ОПК как механизм реализации государственной оборонно-промышленной политики

Цель ГП ОПК - повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе реализации инновационного потенциала и стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса. В рамках этой программы завершается реализация мероприятий, предусмотренных в федеральной целевой программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы"

Основные задачи ГП ОПК Целевые индикаторы Программы Ожидаемые результаты

- развитие и реализация инновационного потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса; - обеспечение продвижения продукции военного назначения на мировые рынки вооружений; - обеспечение стабильного функционирования и роста промышленного производства организаций ОПК; - развитие кадрового потенциала и наращивание интеллектуального потенциала в сфере оборонно-промышленного комплекса. - индекс промышленного производства продукции в оборонно-промышленном комплексе (в % к 2014 г.); - доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции; - темпы роста выработки на одного работника оборонно-промышленного комплекса (в % к 2014 г.); - индекс роста среднемесячной заработной платы работников организаций оборонно-промышленного комплекса (в % к 2014 г.). - повышение конкурентоспособности продукции оборонно-промышленного комплекса на внутреннем и внешних рынках и рост объемов промышленного производства продукции в оборонно-промышленном комплексе в 1,8 раза к уровню 2014 г.; - увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции с 34,4 % в 2016 г. до 39,6 % в 2020 г.; - рост выработки на одного работника ОПК в 2,4 раза к уровню 2014 г.; - повышение уровня профессиональной подготовки работников организаций оборонно-промышленного комплекса; - рост среднемесячной заработной платы работников организаций оборонно-промышленного комплекса в 1,8 раза к уровню 2014 г.

сил и Военно-Морского Флота8.

Если в 2012 г. доля современного ВВТ в войсках составляла 16%, то в конце 2017 г. по результатам выполнения ГПВ оснащённость армии и флота современным вооружением достигла 59,5%. В Стратегических ядерных силах уровень современности на конец 2017 г. составлял 79%, в Сухопутных войсках -45%, в Воздушно-космических силах - 73%, в Военно-Морском Флоте- 53% 12.

Таким образом, есть все основания считать, что в настоящее время оборонно-промышленный комплекс демонстрирует устойчивую динамику и увеличивает выпуск современных систем и образцов ВВТ в обеспечение национальной и экономической безопасности.

Выводы: Резюмируя изложенное, отметим следующее:

1. ГОПП является важнейшим направлением политики государства по обеспечению национальной и экономической безопасности и находится в диалектической связи с другими компонентами единой государственной политики.

2. Повышение эффективности деятельности ОПК и поддержание на высоком уровне военно-экономического потенциала в значительной степени способствуют укреплению уровня экономической безопасности страны.

3. Реализация мероприятий, проводимых в рамках ГОПП должна сохранить роль и место России в мировом технологическом пространстве и обеспечить конкурентоспособность отечественного ОПК.

4. Перед органами государственной власти в рамках реализации ГОПП стоит задача о создании условий для технического перевооружения оборонных предприятий с целью освоения выпуска современных образцов ВВТ и поэтапного наращивания выпуска гражданской высокотехнологичной продукции.

5. Исходя из особой значимости ОПК в обеспечении экономической безопасности, правомерно использовать термин "оборонно-промышленная безопасность", понимая под этим термином степень развития ОПК государства, которое отвечает за его стабильность и независимость в усло-

виях военно-экономической, технической и технологической конкуренции.

Список литературы

1. О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010. № 390-Ф3 //Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 1. -Ст. 2.

2. О промышленной политике в Российской Федерации: федер. закон от 31 декабря 2014 № 488-ФЗ// Собрание законодательства РФ.- 2015.-№ 1 (ч. I).- Ст. 41.

3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683//Собрание законодательства РФ.- 2016.- № 1 (ч. II).- Ст. 212.

4. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 № 208//Собра-ние законодательства РФ.-2017.-№ 20.- Ст. 2902.

5. Военная доктрина Российской Федерации от 25 декабря 2014. № Пр-2976// Российская газета от 30 декабря 2014 г. № 298.

6. Основы военно-технической политики Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: указ Президента РФ от 26 апреля 2016.

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развитие оборонно-промышленного комплекса: постановление Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 425-8 // Собрание законодательства РФ-2016.- № 22.- Ст. 3207.

8. Текст послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.- URL: informpskov. ru>news/265032. html (дата обращения: 01.03.2018).

9. Волков В.И. К вопросу взаимосвязи понятий и проблем экономической безопасности и устойчивого развития//Евразийское научное объединение.- 2015. Т 2 № 5 (5). -С. 94-97.

11. Рогозин Д.О. Война и мир в терминах и определениях: военно-технический словарь.-М.: Вече, 2016.- 272 с.

12. Доклад Шойгу С.К. на итоговой коллегии Минобороны России /Итоги-2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: itogi2017.mil.ru (дата обращения: 27.03.2018).

13. Шульга В.А. Национальная экономика: учеб.-М.: РЭУ им. Плеханова, 2002. - 592 с.

14. Ачасов О.Б. Комплексный подход к формированию документов военно-технической политики - отличительная черта исследований института / Вооружение и экономика.-2012 - № 20.- С. 21- 25. -URL: https://viek (дата обращения 20.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.