Научная статья на тему 'Оборонно-промышленный комплекс в современной экономике России'

Оборонно-промышленный комплекс в современной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3914
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЛЕКС МЕР / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаповал Елена Валентиновна, Шелест Михаил Владимирович

Дана характеристика оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, представлена его роль в экономической системе страны. Выделено содержание ключевых направлений и проблем развития оборонно-промышленного комплекса. Рассмотрены финансовое и экономическое состояния предприятий оборонной промышленности. Предложен комплекс мер, направленных на устойчивое развитие оборонно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаповал Елена Валентиновна, Шелест Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY

The characteristic of the military-industrial complex of the Russian Federation is done. Its role in the country's economic system is presented. The key areas of content and development problems of the military-industrial complex are highlighted. The financial and economic conditions of the enterprises of the defense industry are considered. A set of measures aimed at sustainable development of the military-industrial complex is presented.

Текст научной работы на тему «Оборонно-промышленный комплекс в современной экономике России»

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Аннотация. Дана характеристика оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, представлена его роль в экономической системе страныл. Выгделено содержание ключевыгх направлений и проблем развития оборонно-промышленного комплекса. Рассмотрены: финансовое и экономическое состояния предприятий оборонной промыншлен-ности. Предложен комплекс мер, направленные на устойчивое развитие оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: вооружение и военная техника, государственным заказ, инновационное развитие, комплекс мер, оборонно-промышленный комплекс, экспорт.

MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY

Annotation. The characteristic of the military-industrial complex of the Russian Federation is done. Its role in the country's economic system is presented. The key areas of content and development problems of the military-industrial complex are highlighted. The financial and economic conditions of the enterprises of the defense industry are considered. A set of measures aimed at sustainable development of the military-industrial complex is presented.

Keywords: arms and military equipment, state order, innovative development, set of measures, defense industry, export.

Важность оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в экономике России можно доказательно подтвердить, используя его основные задачи. По-существу, ОПК - это фундаментное обеспечение безопасности страны на национальном уровне, защита суверенитета, предотвращение военной агрессии, предоставление условий демократичного развития, основополагающая часть обороны государства, доказательство обеспеченности территориальной и государственной целостности и независимости. Термином ОПК обозначается Военно-промышленный комплекс, представляющий из себя совокупность предприятий, объединенных по отраслевому признаку, занятых разработкой и производством продукции военного назначения для обеспечения Вооруженных сил современным вооружением и военной техникой (ВВТ) и разработкой и производством, а также и ремонтом гражданской наукоемкой продукции. В связи с этим, ОПК занимает системообразующую роль в развитии российской экономики и является одним из приоритетных ее направлений.

Основной целью статьи является разработка мер для улучшения деятельности ОПК, которые будут отвечать требованиям современной экономики. Реализация поставленной цели требует решения нескольких взаимосвязанных задач: раскрытия ситуации в ОПК в настоящее время, установления ключевых направлений для развития современного ОПК, выявления проблем развития ОПК и разработки практических рекомендаций, связанных с улучшением развития ОПК. Рекомендации, содержащиеся в работе, позволят повысить качество принимаемых органами власти решений для эффективности деятельности оборонной промышленности.

Современный облик ОПК. Несмотря на громадный арсенал бывшего СССР и огромный военно-технический потенциал, состояние ОПК в начале девяностых годов прошлого века находилось на грани выживания. Такому состоянию поспособствовали общий спад экономики страны, игнорирование специфики ОПК, его чрезмерная избыточность, ошибки руководства, неадаптированность к геополитическим изменениям в мире, переориентация российских экономических отношений на рыночные.

Все это привело к общеизвестным результатам - в разы снизился госзаказ, политика по разго-

УДК 657.1: 005 Е.В. Шаповал М.В. Шелест

Elena Shapoval Mikhail Shelest

© Шаповал E.B., Шелест М.В., 2015

сударствлению госсобственности оказалась настолько непродуманной, что привела к свертыванию не только всей производственной деятельности, но и сокращению научно-технической, основные фонды износились, важнейшие технологии, как и уникальные стендовые испытательные базы, были утеряны, произошел отток квалифицированной рабочей силы. Курс, направленный на конверсию, сопровождался полной хаотичностью и привел к стагнации ОПК. Возможность сохранения потенциала, когда система вооружений была критической и имелись все предпосылки к массовому выходу из строя вооружения и техники, нашлась. Этой возможностью оказалась активная внешнеэкономическая деятельность, которая позволила ОПК стать источником поступления финансовых средств в государственную казну. Также сыграло роль заключение крупных экспортных контрактов с Китаем и Индией, и некоторыми другими странами на поставку технологичной продукции, которая на мировом рынке имела спрос.

Системный кризис ОПК требовал принятия неотложных мер, направленных на стабилизацию финансирования: ежегодного роста гособоронзаказа, начала построения основ дееспособной правовой нормативной базы в оборонной промышленности. Для развития ОПК необходимо было формирование системообразующих интегрированных структур, ориентир которых был направлен на выпуск высокотехнологической продукции военного назначения.

Итог проделанной работы не смог полностью устранить последствия разрушительных тенденций 1990-х гг., поэтому для современного облика ОПК характерно следующее: ориентированность действующей госпрограммы вооружения на модернизацию ВВТ, а не на серийные закупки, результатом которой является загрузка производственных мощностей только на 5 %; продолжение процессов бесконтрольной приватизации и банкротства стратегических предприятий и организаций ОПК, которые влекут за собой тенденцию к снижению уровня государственного участия в оборонных структурах; вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат РФ, не отрегулированы со стороны правовой защиты в полной мере; несформированность целевой нормативно-правовой базы инновационной деятельности, также не определена до конца роль государства в этом процессе. Сегодня в организациях отрасли практически отсутствует профессионально подготовленные молодые специалисты, система подготовки инженерных кадров на предприятиях не работает. По данным кадрового учета в организациях ОПК трудятся порядка 2,5 млн работников, из которых 1,5 млн непосредственно в оборонной промышленности. Число работающих, возраст которых не более 35 лет, составляет не более 25 % на 2013 г. На начало 2013 г. средний возраст работников ОПК составил 46 лет. Следовательно, тенденция к снижению возрастных характеристик работающих в ОПК не преодолена. Поддержка мобилизационных мощностей по-прежнему имеет неудовлетворительное состояние. Формирующаяся вертикаль государственного управления ОПК страны также остается незавершенной.

Сегодня, как и в прежние годы, бесспорным остается деятельность ОПК, направленная на экспорт. Экспорт вооружения и военной техники (ВВТ) сегодня входит в тройку самых устойчивых и крупных источников поступления валютных средств. На Северную Африку, Китай, страны Восточной Европы приходятся около 70 % поставок продукции ОПК.

Но статус ключевого партнера уже более 20 лет сохраняет Индия. Стоимость подписания военного контракта между РФ и Индией, составляющая почти 3 млд долл., прямое тому подтверждение.

Согласно данным за 2013 г. поставка техники военного назначения в третьи страны превысила 15 млрд долл., а экспорт вооружения составил 14 млрд долл., что позволяет России находиться на лидирующей позиции на мировом рынке.

Комплекс первоочередных мер для ну^д ОПК. Государственный оборонный заказ (ГОЗ) ранее не оказывал на финансовое и производственное состояние оборонных организаций РФ серьез-

ного видимого воздействия, так как все прежние преобразования не ставили перед собой цель по оптимизации качественного состава, ориентир которой был направлен на выполнение программ государственного образца. Сегодняшний уровень господдержки ОПК демонстрирует, что заказы в сфере разработки и производства ВВТ увеличились. Федеральная целевая программа по развитию ОПК на 2011-2020 гг. (ФЦП-2020) выделит до 3 трлн руб. на техническое перевооружение и модернизацию. ФЦП-2020 - это первое практичное действие, направленное на исправление сложившейся ситуации и наглядно демонстрирующее, что финансирование ГОЗ вышло из критического уровня. Обеспечение производства высокотехнологичной, конкурентоспособной по эксплуатационным и боевым характеристикам продукцией для военно-технической области - главная задача ФЦП-2020, которая полностью совпадает с одной из основных задач ОПК, охватывающих разработку и реализацию систем, проектов, программ и планов в интересах обеспечения безопасности и обороны государства.

Принятая Государственная программа вооружения (ГПВ-2020) в сфере ОПК (объем финансирования составляет около 20 трлн руб.) оснащает армию средствами ведения боевых действий в современных условиях. ГПВ-2020 выступает стратегическим ориентиром развития ОПК. ГПВ-2020 построит новый облик армии РФ, который будет соответствовать мировой тенденции развития средств вооруженной борьбы в полном объеме [2].

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что отрасль выходит из затянувшегося кризиса. В сложнейшей обстановке ОПК принадлежит важнейшая роль в государстве. Новые задачи, направленные на сохранение России как одной из ведущих мировых держав, разработка и запуск новейших серийных видов вооружений, рост экспорта ВВТ, финансирование государством заложенными в федеральном бюджете средствами оборонных предприятий выполняются в полном объеме.

Модернизация производственной базы, реконструкция основных фондов лежат в основе программы по ускоренному развитию ОПК. ГПВ-2020 соответствует увеличение объема закупок ВВТ, ценообразование на военную технику и размещения ГОЗ улучшаются, ФЦП-2020 на каждом этапе выполняется в полном объеме, мероприятия по инновационному развитию ОПК, политика, направленная на выпуск техники гражданского назначения, реализуются, вопрос, связанный с закреплением кадров и профессиональной подготовкой, решается на самом высоком уровне. Данные меры дают положительный прогноз в перспективе на устойчивые темпы роста и развития ОПК РФ.

В марте 2012 г. Президент РФ В.В. Путин определил удвоение валового внутреннего продукта, модернизацию армии, рост экономики стратегическими приоритетами России [4]. ОПК в решении этих задач должен сыграть ключевую роль. На сегодня ОПК выполняет более 75 % научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), чем может поспособствовать развертыванию инновационной деятельности страны, а также стать надежной опорой для подъема экономики РФ. Кроме того, для качественного перевооружения флота, армии, силовых ведомств ОПК, благодаря сегодняшним высоким технологиям, способен развернуть серийное производство современных систем вооружения.

Комплекс первоочередных мер для оборонно-промышленной сферы по воплощению будущих перспектив и реализации экономических целей на государственном уровне должен выполнять следующие требования. Первоочередное требование - поддержание государством оборонного сектора на необходимом уровне должно выполняться не по остаточному принципу, а по потребности. Доля финансовой поддержки должна составлять не менее 4 % ВВП. Второе основное требование - к 2015 г. госпрограммы вооружения обязаны гарантированно выполнить приоритетные задачи развития ВВТ, которые определило государство, поспособствовать сбалансированному развитию намеченного потенциала, сформировать единую систему обеспечения качества продукции, сконцентрировать средства по избранным направлениям, качественно выполнить меры по перевооружению военной организации РФ. Нормативно-правовая база, регулирующая концептуальную стратегию ОПК, хол-

динговую политику, защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности и инновационную деятельность, должна быть полностью сформирована. Вертикаль управления ОПК, начиная с участия государства в управлении интегрированными структурами до принятия стратегических решений, должна быть усовершенствована. Соблюдение взвешенной государственной политики, отвечающей за увеличение кадрового потенциала (организация подготовки инженерно-технического персонала требуемых направлений в государственных вузах), за усиление кооперационных связей, за сохранение технологической самостоятельности и уникальных технологий [1].

Данный перечень требований не способен повлиять на все функционирование ОПК, этот сектор экономики требует необходимого повышения управляемости и эффективности работы. Система управления ОПК государством достаточно сложна и, главным образом, она замкнута на Президенте РФ, на Правительстве РФ и на подведомственных структурах. Однако можно сделать вывод, что данное реформирование после создания вышеописанных государственных программ позволит правительству решить установленные задачи.

Финансово-экономическая ситуация на предприятиях ОПК. Бесспорно, развитие оборонной промышленности нельзя не рассматривать с глобальной точки зрения. Если будущее для оборонной отрасли, благодаря государственным программам, выглядит оптимистичным, то финансово-экономическая ситуация на предприятиях ОПК определяется разнообразно. Отдельные предприятия сохраняют устойчивость за счет выделения бюджетных средств и наличия контрактов на экспорт, но предприятия, нуждающиеся в интенсивном обновлении технологий и основных фондов, находятся в крайне тяжелом положении. Предприятие, имея большие значения дебиторской и кредиторской задолженностей, ухудшает расчетно-платежную дисциплину, что ведет к убыточности и снижению рентабельности производства. Для многих организаций основным источником финансирования остаются собственные средства (на 2013 г. это примерно 55 % предприятий). Колоссальное значение имеет проблема экономического роста для России. Предприятия используют кредиты банков, региональные кредиты и фондовый рынок как источник сторонних инвестиций. Лишь только треть предприятий здорова с финансовой точки зрения, а четверть находится в зоне банкротства.

Проведенный общий анализ состояния предприятий ОПК позволяет сделать три основных заключения. Первое: предприятия могут развиваться, базируясь только на собственных ресурсах, что является не соответствием потребностям обороны и задачам становлений. Второе: использование в производстве научно-технического задела прошлых лет, который не может обеспечить способность выпуска конкурентоспособного продукта. Третье: отношение существующей налоговой системы к высокотехнологичному комплексу.

ОПК — важный сегмент экономики страны, поэтому он должен соответствовать общей логике и тактике ее развития, как в целом, так и в отдельных сферах. В краткосрочной перспективе развития, как и в долгосрочной, должна вестись политика по присвоению ОПК ведущей роли в экономике страны. Данная политика получила название инновационной, в основу которой, в первую очередь, заложено формирование результативной научной политики в данном секторе экономики, правильное становление приоритетов и тактик, ориентированных на технологическое обновление производственного аппарата оборонных предприятий и выполнение государственных нужд продукции высокого уровня. Данная трансформация позволит ОПК предстать многопрофильным конкурентоспособным комплексом, использующим только высокие технологии. Чтобы указанная политика обеспечивала инновационную модернизацию и стала основой долгосрочного экономического развития предприятий ОПК, нужно, чтобы каждое предприятие выполняло систему мер, обеспечивающих прогрессивные сдвиги. Для реализации необходимо выполнение следующего: стратегия развития должна включать усиление инновационной активности предприятий, использование «проектного подхода», направленность ресурсов на основные направления научного и технического прогресса, способность

созданных структур выдерживать конкуренцию не только на внутреннем, но и на внешнем рынках, обновление нормативно-правовой базы, служащей для внедрения новейших информационных технологий, технических сведений, научных знаний и нововведений в «гражданский» сектор экономики.

В перспективе для активизации инновационной модернизации необходимо максимально задействовать государственную поддержку инновационной деятельности предприятий. Поэтому государство должно оказывать поддержку наличными ресурсами или различными преференциями в необходимом объеме для дальнейших закупок только качественной техники при полной ответственности за качество со стороны руководства каждого предприятия. Положительным итогом будет являться полноценная и действующая среда, в которой главной частью станет государство и будет происходить взаимосвязанное действие всех предприятий ОПК, участвующих в инновационной деятельности и механизмов их функционирования. Государство посредством ресурсов сможет регулировать использование инвестиций для обеспечения формирования многопрофильного финансирования инновационного развития предприятий ОПК.

В настоящее время, несмотря на весь громадный потенциал и перспективы, ожидаемого эффекта нельзя будет достичь, если не будут устранены основные проблемы, решение которых позволит ОПК качественно изменить состояние национальной экономики РФ. К проблемам, которые нужно решить в первую очередь, можно отнести устаревшую научно-производственную базу предприятий, характеризующую неготовность к серийному производству высокотехнологичной продукции, неудовлетворительное финансовое состояние предприятий (около 60 %), недостаток средств на развитие, низкий уровень квалификации производственных и научных кадров, высокие процентные ставки банковских кредитов, невыполнения контрактных обязательств в срок и повышение цен на ВВТ в области взаимоотношений с первоочередными покупателями (с Индией и Китаем). Сегодня немалая часть предприятий ОПК, избежав банкротства, но по-прежнему имея ряд вышеперечисленных проблем, формирует свое развитие с помощью заключения контрактов на серийные поставки новейшей техники на экспорт, практически полностью игнорируя обеспечение ВВС России военной техникой. Вероятно, такое положение приведет к росту цен на образцы ВВТ, а промышленное производство будет расти очень медленно. Решение данной проблемы строится на создании организационно-правовых форм при прямом участии государства в управлении структурами. Такими структурами являются финансовые корпорации, промышленные концерны, холдинги. Не исключены и возможности косвенного воздействия через лизинговые трастовые инвестиционные компании на корпорации.

Холдинг как современная форма корпорационного управления позволит компаниям, производящим продукцию, являющейся востребованной, объединиться вокруг управляющей компании для повышения конкурентоспособности. Благодаря росту тактической и оперативной мобильности, увеличению стратегического потенциала создающиеся интегрированные структуры за счет конкурентоспособности станут выгодными для инвестирования на мировом уровне.

Для таких структур, как концерны, холдинги, финансовые и промышленные корпорации, в настоящее время денежное благополучие зависит от значений показателей расчета в потребности для дальнейшего финансирования и установлению цен на услуги естественных монополий и на продукцию ОПК. При этом возможность госрегулирования ценообразования сохраняется. Начальные закупки ВВТ, зависящие от объема финансирования, цена продукции, следовательно, ее поставка на серийное производство устанавливаются с помощью прогнозирования основополагающих макроэкономических показателей экономики РФ. Неэффективный расход средств, невыполнение сроков сдачи новейшей техники, частичное финансирование Министерством обороны России НИОКР новых образцов вооружений (25 % от плана, заложенного в федеральную целевую программу) тормозят создание запланированных 29 холдингов по программе развития ОПК. На данный момент образовано только три [3].

Также имеется гигантская брешь в управлении «жизненным» циклом изделий военного назначения. Для стран-конкурентов, которыми являются США, Германия и Израиль, это определяющий принцип. Для России же характерна разорванная коллективная ответственность, когда решение определенной задачи производится только на узком участке. Ответственность за НИОКР, за подготовку, за испытания, за закупки, за модернизацию, за ремонт, за утилизацию закрепляется за разными группами лиц. И как результат - это хаотичный внутриведомственный сепаратизм. Проектное мышление, как и программное управление, нужно вывести на высокий уровень, чтобы в будущем избежать роста цен на продукцию и повысить эффективность использования государственных ресурсов ограниченного образца.

Методы улучшения деятельности ОПК, отвечающие требованиям современной экономики. Итог очевиден: ОПК не обеспечивают стопроцентную обороноспособность страны за счет внедрения инновационных технологий. Чтобы ОПК справился со своей первейшей задачей и являлся для национальной экономики научно-технической и технологической базой в системе инновационного развития отрасли, необходимо принять комплекс следующих мер, разработанных на федеральном уровне. К данным мерам относятся: пятилетний мораторий на процесс банкротства предприятия; затраты, относящиеся на себестоимость продукции, должны регулироваться с предельной точностью под контролем налоговых органов; пересчет величин задолженностей перед бюджетом государства с амнистированием ее по штрафам и пеням; отмена налогообложения на все неработающие мощности основных фондов, находящихся в консервации; отмена НДС на авансовые платежи, ведущиеся по контрактам ГОЗ и по прибыли предприятий; пересмотр цен на тарифы по тепло и электроэнергии и транспортные тарифы; ведение постоянного контроля над правильным начислением и целевым использованием амортизационного фонда, который будет учитываться на отдельном банковском счете; увеличение выделяемых средств государством для НИОКР за счет средств федерального и регионального бюджета. Реализация предложенного комплекса мер поспособствует ускорению модернизации ОПК в экономике страны, укрепит оборонную промышленность и экономический потенциал.

ОПК тесно связан с экономической стратегией государства и ее политическим курсом. ОПК России не имеет равнения на остальные страны и имеет свою собственную ярко выраженную направленность. Как говорилось ранее, должное существование ОПК возможно за счет надлежащей активной государственной экономической политики, открывающей новые возможности перед ОПК. «Выброшенный за борт» экономики РФ в 90-х гг. прошлого века, когда наблюдалось самоустранение правительства от управления оборонной промышленностью, разворовывание имущества, потеря обороноспособности, постоянные угрозы утраты независимости, ОПК сумел не только восстановиться, но и продемонстрировать в последние годы проявившиеся положительные тенденции. ОПК для России - это главная составляющая мощности и весомости на международной арене, гарантия стабильности, мира, защиты национальной безопасности, активной внешней политики. В связи с последними событиями в мире, обороноспособный уровень России обязан отражать любые внешние военные угрозы, формирующиеся в геополитическом пространстве. Президент России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно говорил, что имеющиеся необходимые ресурсы и политическая воля поспособствуют в решении сложных проблем, а уровень экономического развития даст возможность решить задачи общенационального масштаба - коренную и техническую модернизацию всего военного сектора страны. Энергия, опыт, сила и конкурентоспособность на мировом рынке, умение руководителей предприятий ОПК реализовывать технические проекты способны обеспечить решение поставленных задач и двигаться вперед.

Библиографический список

1. Военно-экономический анализ в экономике военного строительства: современные проблемы и тенденции развития / Под общ. ред. С.Ф. Викулова. - М.; Ярославль, 2007. - 284 с.

2. Довгучиц С.И. О развитии ситуации в ОПК, основных направлениях деятельности и задачах на ближайшую перспективу // Оборонный комплекс РФ: состояние и перспективы развития. - 2012. - № 8. -С. 213-224.

3. Мокрецов М. У оборонной отрасли должен быть стабильный госзаказ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-oboronno-promyshlennogo-kompleksa-rossii-v-usloviyah-modernizatsii-ekonomiki (дата обращения: 17.12.2014)

4. Путин В. Быть сильными: гарантия национальной безопасности для России // Российская газета. - 2012. -20 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.