УДК 33
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Хачатурян А.А., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института проблем рынка Российской академии наук Хачатурян К.С., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института проблем рынка Российской академии наук
В статье авторами анализируется вклад в повышение качества функционирования национальной инновационной системы России, который вкладывают промышленные предприятия, и в первую очередь, предприятия и организации оборонно-промышленного комплекса страны.
Ключевые слова: национальная инновационная система, промышленные предприятия, оборонно-промышленный комплекс.
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES AS A BASIS FOR
QUALITY IMPROVEMENT OF FUNCTIONING OF NATIONAL INNOVATION
SYSTEMS
Khachaturyan A., Doctor of Economics, professor, Chief Researcher of the Institute of Market Problems Russian Academy of Sciences Khachaturyan K., Doctor of Economics, professor, Chief Researcher Institute of Market Problems Russian Academy of Sciences
In the article the author analyzes the contribution to the improvement of the quality of functioning of the national innovation system in Russia, which put industrial enterprises in the first place, enterprises and organizations of the military-industrial complex of the country.
Keywords: national innovation system, industry, military-industrial complex.
В современных условиях содержание и качество инновационных процессов происходящих в стране в большинстве своем определяют ее положение в мире. И здесь важное значение имеет уровень развития национальной инновационной системы.
Оборот наукоемкой продукции на мировом рынке в начале третьего тысячелетия оценивался на уровне около 3 трлн. долларов США [1]. Но уже сегодня, по оценкам ученых Российской академии наук, оборот этого рынка возрос в полтора раза до 4,5 трлн. долл.
[2]. Следовательно, инновационный сектор по праву занимает одно из лидирующих мест в национальной экономике.
Для ускоренного развития экономики государства повышение качества инновационной деятельности является важнейшей составляющей. При этом, как показывает анализ последствий нынешнего финансово-экономического кризиса, те государства, которые были ориентированы на развитие инновации, вышли из кризиса значительно раньше и с наименьшими потерями.
Важным шагом на пути перехода страны к новой экономике является принятие Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»
[3], свидетельствующее о реальной озабоченности руководства страны состоянием дел в инновационной сфере. Немаловажное значение для ее развития имеет принятие «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р [4], а также принятие в январе 2012 года «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и утвержденный Правительством РФ в 2014 году Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [5].
Совершенно очевидно, что создаваемая национальная инновационная система России (далее - НИС), учитывая масштабы страны, многоплановость ее экономики и множество других факторов, отличающих ее от других стран, формируется поэтапно на базе составляющих ее подсистем - региональных и отраслевых инновационных систем.
При этом очевидно так же, что эти подсистемы не могут быть созданы административными методами - для включения в систему необходимым условием является стремление ее потенциальных участников к объединению. Таким образом, эти потенциальные участники (малые и средние предприятия наукоемкого бизнеса, элементы инновационной инфраструктуры - бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры и др., а также предприятия промышленности, ориентированные на внедрение у себя инновационных разработок), могут стать полноценными участниками региональных и
отраслевых подсистем, будучи заинтересованными в этом, видя их привлекательность для развития своей деятельности.
Инновационное развитие предприятий и организаций промышленности является важной частью повышения качества функционирования НИС. Как подчеркнул один из основоположников теории национальных инновационных систем американский ученый Ричард Нельсон, что «национальная инновационная система - это совокупность национальных институтов, чье взаимодействие определяет эффективность инновационной деятельности национальных фирм» [6]. В центре НИС находится предприятие, погруженное в рыночную среду, которое коммерциализирует не только свои собственные идеи, но и полученные из внешней среды. В современных условиях, несмотря на очевидность повышения качества функционирования НИС, Россия сталкивается с серьезными проблемами решения этой задачи, связанными преимущественно с сырьевой ориентацией экономики, отсутствием масштабного производства конкурентоспособной инновационной продукции, системного взаимодействия науки и производства, множества бюрократических барьеров, низким уровнем стимулирования отечественных производителей и отсутствием спроса на инновации. Умение вовлекать в инновационный процесс самые разные структуры, генерирующие знания, диверсифицировать интеллектуальные активы становится сегодня одним из определяющих критериев качества инновационной активности организации (предприятия).
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России предназначен для обеспечения военной безопасности государства посредством создания и изготовления военной и специальной техники, современного вооружения, а также для разрешения социально-экономических задач государства. ОПК играет важнейшую роль в реализации сценария инновационного развития экономики Российской Федерации.
Вклад организаций ОПК в экспорт продукции машиностроения совершается в ходе ВТС (военно-технического сотрудничества) России с иностранными государствами. Данное сотрудничество нуждается в усилении инновационной составляющей государственной политики в сфере машиностроения. ОПК может стать действующей силой инновационного развития Российской Федерации, в связи с чем оптимизированное усовершенствование деятельности комплекса признано одной из самых важных тенденций социально-экономического развития государства.
В докладе о целях и задачах Министерства промышленности и торговли РФ на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год отмечено, что ОПК - самый наукоемкий сектор экономики России, в котором сохранен научно-производственный потенциал. В состав ОПК входят 1367 организаций, среди которых более 1000 организаций промышленности, из них приблизительно 600 - научные организации [7]. ОПК имеет высококвалифицированный кадровый
состав, ему принадлежит значительная часть новейших технологий как военного, так и гражданского назначения.
Весомое научно-техническое преимущество, которым обладают предприятия и организации ОПК, дает им возможность совершить технологический прорыв по следующим направлениям: лазерные и авиационно-космические технологии, ядерные программы, создание специальных сплавов, материалов и другие, что усиливает стратегическое присутствие Российской Федерации на мировом рынке высокотехнологичной продукции.
Помимо прочего, необходимо обратить внимание на то, что ОПК способствует стимуляции инновационной активности в смежных секторах национальной экономики, воздействует на развитие базовых отраслей промышленности, что создает условия для обеспечения сбалансированности структуры экономики, а также увеличивает ее конкурентоспособность. Около половины производимой ОПК продукции изготавливается в целях осуществления интересов гражданских сфер экономики; это реализуется посредством трансферта технологий военного и двойного назначения. Вместе с тем вклад предприятий комплекса в объем производства гражданской продукции составляет: по сложной медицинской технике - 60%; по средствам связи - 70%; по судостроению, радиоэлектронной аппаратуре - 90%; по авиационно-космической технике, точному приборостроению, электронной технике - 100% [7].
Оборонно-промышленный комплекс играет огромную роль в развитии научной сферы страны, стимулируя усовершенствование ее образовательной сферы и способствуя интеллектуализации структуры ВВП (научная среда комплекса включает половину всех сотрудников РФ, ведущих свою деятельность в области разработок и исследований).
Однако в экономике предприятий оборонно-промышленного комплекса имеются и проблемные вопросы, препятствующие их развитию, в том числе инновационному. Так, В.Н. Есаулов подчеркивает, что «практически нет роста основного капитала, но везде наблюдается увеличение сроков оборачиваемости, рост кредиторской задолженности. Нет ни одного предприятия, которое имело бы оборот капитала меньше одного года или уменьшило бы число дней оборота. Стабильный рост запасов. Дисбаланс дебиторской и кредиторской задолженностей» [8].
Вместе с тем необходимо сказать следующее: в последние годы Российской Федерацией выделяются огромные средства на военные расходы, в том числе на финансирование ГОЗ (государственного оборонного заказа). За последние 20 лет в России были созданы и приняты четыре ГПВ (государственные программы вооружений) - на периоды 1996-2005 гг., 2001-2010 гг., 2006-2015 гг. и на 2011-2020 гг. Первые три остались не реализованными и по номенклатуре заказываемых вооружений, и по тактико-техническим характеристикам. В декабре 2010 года утверждена четвертая ГПВ. На развитие оборонно-промышленного комплекса, разработку и производство вооружений планируется выделить рекордные средства - до 23 трлн. рублей в срок до 2020 года.
Бесспорно, беспрецедентному увеличению финансирования государственного оборонного заказа должно сопутствовать усиление инновационных результатов деятельности оборонно-промышленного комплекса. Решающую роль в этом процессе играет механизм контрактации, иными словами формы и методы выбора, способа заключения контракта между заказчиком (Министерством обороны либо другим государственным ведомством) и исполнителем (оборонным подрядчиком, предприятием оборонно-промышленного комплекса) и контроля за его исполнением.
Сейчас Минпромторг РФ реализует функции по формированию государственной политики в области обороны, в числе прочего в следующих сферах: развитие радиоэлектронного комплекса, судостроительной промышленности, авиационной техники, промышленности боеприпасов и спецхимии, промышленности обычных вооружений, химического разоружения, промышленной утилизации ВВСТ. Осуществление государственной политики в ядерном оружейном комплексе и в сфере ракетно-космической промышленности, включая другие полномочия в данных сферах, с учетом своей специфики реализуется соответственно государственными корпорациями «Росатом» и «Роскосмос».
На наш взгляд, в практическом плане, смысловой компонент понятия «формирование государственной политики» содержит выработку государственной структурной, инновационной, промышленной и инвестиционной политики и предполагает:
1) разработку генеральных целей, задач, стадий и приоритетных направлений развития;
2) подбор вариантов, обоснование наиболее оптимальной траектории с нейтрализацией негативных последствий возможных рисков;
3) поиск и установление самых целесообразных способов реализации поставленных целей и задач.
В свою очередь это предполагает для объединения усилий на намеченном пути развития в ходе вырабатывания и осуществления государственной политики применение самых обоснованных форм и методов, а также проработку технологий подготавливания и утверждения решений, а значит, и процессов взаимодействия конкретных хозяйствующих субъектов и органов государственной власти. Из этого можно сделать вывод, что формирование и осуществление государственной структурной, промышленной, инновационной и инвестиционной политики в области оборонно-промышленного комплекса должны реализовываться комплексно, во взаимосвязи, взаимном дополнении и разумном сочетании всего набора применяемых инструментов, регуляторов и механизмов данных политик в целях более эффективной реализации задач, поставленных перед оборонно-промышленным комплексом.
Очевидно следующее: подобного рода деятельность должна осуществляться с учетом особенностей объекта государственного регулирования, которым является оборонно-промышленный комплекс, основываться на итогах комплексного анализа современного состояния с выявлением главных проблем, отрицательных угроз, факторов и возможных сценариев развития комплекса.
Специфика оборонно-промышленного комплекса, обусловленная его ключевой ролью в разрешении оборонных и внешнеэкономических задач государственного строительства, имеет прямую связь с особенностями формирования и осуществления государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса. Осуществление интересов государства в данной области реализуется главным образом в соответствии с государственной программой вооружения через ГОЗ. Крупные объемы средств финансирования из федерального бюджета, которые направляются в оборонно-промышленный комплекс согласно ГОЗ, определяют обязательность применения как новых экономических методов хозяйствования, так и административных рычагов, в том числе в интересах осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета.
Вместе с тем оборонно-промышленный комплекс по причине осуществления ВТС с иностранными государствами - один из крупнейших источников притока валютных средств. Соответствующие нормативно-правовые акты регламентируют деятельность в обозначенной сфере.
Оборонно-промышленный комплекс является по сути исторически сложившейся и экономически обусловленной системой отраслей обороны, и в силу данной специфики от других отраслей промышленности его отличают главным образом системный и режимный характер работ, который заключается в разработке и производстве ВВТ (военной техники) и вооружения; высокая доля государственной собственности; науко-, капиталоемкость и многономенклатурность производимой продукции, широкий спектр используемых материалов и технологий, высокий уровень кооперации.
Поскольку оборонно-промышленный комплекс занимает ведущее место в обеспечении обороноспособности и безопасности государства, он оказывает существенное воздействие на разрешение задач социально-экономического развития страны и техническое перевооружение различных сфер экономики (транспорта, отраслей ТЭК, здравоохранения связи и др.). Оборонно-промышленный комплекс, являясь самым высокотехнологичным сегментом отечественного машиностроения, должен развиваться вместе с остальными базовыми отраслями промышленности, его развитие и преобразование должны вписываться в общую стратегию развития экономики страны.
Учитывая значительность задач, которые стоят перед оборонно-промышленным комплексом, его развитие должно быть поддержано соответствующими финансовыми ресурсами, главным образом внутри нужд государства, а также определением конкретных государственных приоритетов, четких и фиксированных правил участия в данных секторах негосударственных институтов, в том числе в реализации конкретных проектов. В то же время в сфере управления стратегическими предприятиями и организациями необходимо обеспечить должный государственный контроль, реализовать меры по избежанию их банкротства, а также эффективному использованию государственной собственности и повышению уровня менеджмента и качества управления.
ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | №5 2016 | 7
Формирование и реализация промышленной политики государства в данной сфере осуществляются с выделением вопросов общесистемного характера, а также специфических, свойственных конкретному объекту государственного регулирования. В связи с этим выстраивается соответствующий набор механизмов и рычагов государственного управления и регулирования. Так, с позиции стратегии развития и применяющихся инструментов промышленной политики оборонно-промышленный комплекс неоднороден. С определенной долей условности подотрасли комплекса можно разделить на три группы:
1) отрасли, которые сохраняют конкурентные позиции и на внутреннем, и на международном рынках (ракетно-космическая, авиационная промышленность, обычные вооружения, судостроительная промышленность);
2) отрасли, имеющие ориентацию на сохранение позиций на мировом рынке вооружений и развитие импортозамещения (средства связи, радиоэлектронная промышленность);
3) отрасли, которые обеспечивают исполнение ГОЗ и связаны с ремонтом и утилизацией военной техники и вооружения.
Безусловно, вырабатывая государственную промышленную политику в соответствующих отраслях ОПК, должна учитываться также и специфика отдельных организаций и предприятий (структура производства, организационно-правовая форма, состояние основных средств, финансово-экономическое положение и т.д.).
В результате предпринятых в последние годы мер, направленных на преодоление глубокого структурного кризиса, поразившего Комплекс, в ОПК в настоящее время отмечается формирование отдельных позитивных тенденций. Можно констатировать, что сегодня это другой ОПК, имеющий потенциал развития и ориентированный не только на госзаказчика, но и на рынок.
Необходимо закрепление наметившихся положительных тенденций, придание им долговременного и необратимого характера, наполнение указанной динамики роста качественно новым содержанием.
Вместе с тем, при выработке мер государственной промышленной политики нельзя не учитывать следующие нерешенные проблемы: неустойчивая динамика экономического развития, сохраняются зависимость от конъюнктуры мирового рынка вооружений, а также недозагрузка имеющихся производственных мощностей; высокий возрастной состав основных производственных фондов и практическое отсутствие средств у целого ряда предприятий для самоинвестирования сдерживают решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции. Несмотря на то, что бюджетные ассигнования, начиная с 2007 г. существенно увеличены, их объем недостаточен для кардинальной замены изношенных произ-
водственных фондов. Без принятия необходимых мер в условиях «инвестиционного голода» создаются предпосылки для проявления кризисных явлений, в том числе по корпоративным финансам; вызывает серьезную озабоченность отставание от мирового уровня в технологическом развитии научно-исследовательского, проектного и производственного секторов.
Таким образом, следует учитывать, что, несмотря на определенные достигнутые результаты, структура ОПК в настоящее время не обеспечивает в полной мере консолидацию ресурсов и создание рентабельных диверсифицированных производств, способных к самостоятельному расширенному воспроизводству.
Литература:
1. Фалько С.Г., Иванова Н.Ю. Управление нововведениями на высоко технологичных предприятиях. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.
2. Алдошин С.М., Берзигияров П.К., Бузник В.М., Цыганов Д.И. Программа поддержки инновационной деятельности Российской академии наук // Вестник Российской академии наук, 2013, Том 83, № 7.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета, 26.07.2011 г.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс] // сайт Минэкономразвития России http://economy.gov.ru/innovations/ doc20120210_04
5. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант» http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70484380/
6. Nelson R. National innovation systems: A comporative analysis. - N.Y. Oxford Univ. press, 1993.
7. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год [Электронный ресурс] // http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/ Doklad_MPT_072016.pdf
8. Есаулов В.Н. 20 лет работы предприятий ОПК в рыночной экономике // Вестник Томского государственного университета, 2012, № 3.