ущерб собственной культуре и мировой, так как каждая нация, особенно такая великая, как наша, имеет свою краску и свой особый цвет в многокрасочном спектре
мировой культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арутюнов С.А. Народы и культура, развитие и взаимодействие. М., 1989.
2. БердяевН.А. Смысл истории. М.: Новая школа, 1990.
3. Благой Д.Д. О традиции и традиционности // Традиции в истории и культуре. М.: Наука, 1978. С. 28-35.
4. Борисова Е.Н. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России, 1861-1917 гг. / Автореферат рукописи диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1997.
5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974.
7 Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
8. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
9. Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957.
10. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.
11. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
12. Культурология / Науч. ред. Г.В. Драч. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2001.
13. Лысенко Л.И. Традиции обрядовой этнокультуры и национальное самосознание // Творения. Вып. 8. Ростов-н/Д.: Изд-во ГинГо, 1998. С. 44-46.
14. Маркарян Э.С. Проблемы культурных традиций // СЭ, 1981, № 2.
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 1994.
16. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.
17. ПлаховА.А. Традиция, традиционность, культура / Традиции в истории и культуре. М.: Наука, 1978. С. 36-43.
18. Праздники, обряды, традиции. - 2-е изд., доп. и перераб. / Сост. Б. Марьянова. М.: Просвещение, 1965.
19. Пушкин А.С. О народном воспитании // Народное образование в России, 2000. С. 173-177.
20. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1995.
21. Словарь современного русского литературного языка в 17 томах. Т. 3 / Под ред. В.И. Чернышева. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.
22. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Изд-во политической литературы, 1976.
23. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
М.М. Русинова
СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Во все времена прогресс любого общества зависел от количества умных и образованных людей. Интеллектуальный потенциал страны и народа, накопленный за много веков, служил и продолжает служить «инструментом» прогресса общества, развития его культуры.
Социальная значимость математического образования достаточно очевидна. Роль математики, которая во все времена имела бесспорное культурное
и практическое значение, не может быть подвергнута сомнению, её роль в техническом и экономическом развитии общества трудно переоценить.
Принимая во внимание тот факт, что общий интеллект человека складывается из трёх отдельных подструктур: пространственного, семантического, формального или математического, многие учёные видят в качестве одной из основных причин ослабления интеллектуального потенциала нашей страны -именно недостатки математического образования.
Традиционно курс математики занимает в школьном образовании центральное место. Совершенно очевидно, что большую часть полученных в школе математических знаний использует в своей жизни лишь узкий круг специалистов, а большинству из нас в реальной жизни вряд ли потребуется перемножить десятичные дроби, вычислить логарифм числа или построить график показательной функции. Поэтому вопрос «Когда и кому в реальной жизни нужен объём математических ЗУНов, в том виде, в котором он сегодня преподаётся в школе?» имеет под собой основание.
И сейчас, когда общество повсеместно переживает время переосмысления традиций, важно понять, что реально даёт изучение математики в школе.
Во-первых, изучение математики формирует культуру мышления, которая нужна человеку независимо ни от его будущей профессии, ни от его социального статуса.
Изучение математики является незаменимым средством, способствующим развитию когнитивных свойств личности, таких качеств мышления как точность и обстоятельность аргументации, способность к доказательности, умение выделять существенное и второстепенное в наблюдаемых явлениях, предоставляющее возможность, исследовать и осмысливать задачи, возникающие в различных областях человеческой деятельности.
Во-вторых, изучение математики формирует такие личностные качества как стремление к истине, настойчивость, способность сосредоточиться, критичность мышления и пр. При обучении математике развивается не только интеллект, но и характер, нравственные и эстетические качества личности, память, речь, воображение, эмоции. Математик лучше планирует свою деятельность, последовательнее и точнее излагает свои мысли, лучше обосновывает свою позицию, прогнозирует ситуацию.
Для полноценного функционирования современного общества математическое знание как непреходящая ценность должно передаваться следующим поколениям.
Сегодня образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Достаточно вспомнить опыт Японии, Китая, Кореи и других стран. Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время - повышенное внимание правительства большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Наша страна в этом отношении не является исключением. На сегодняшний день в мире создана система мониторинга качества образования, в которой участвует несколько десятков стран.
Качество образования определяется посредством тестирования, проводящегося на представительных выборках учащихся. Тестирование проводится с периодичностью один раз в несколько лет. Международный инструментарий, проверяется и адаптируется к условиям каждой страны.
Сравнительные международные исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контекстах.
Это не даёт очень полной картины учебной подготовки школьников в сравнении с задачами нашей страны, но позволяет выявить сильные и слабые стороны российского образования и наметить пути более эффективного достижения поставленных целей.
Общеизвестно, что российское (ранее советское) образование традиционно считалось одним из наиболее качественных в мире. Это подтверждали призовые места на международных олимпиадах по математике, физике, естественнонаучным дисциплинам и другие достижения.
И сегодня очень высоки результаты выпускников средних школ, изучавших углублённые курсы физики и математики. Россия входит в первую тройку стран мира. При этом у нас в классах с углублённым изучением этих предметов обучается 2% учащихся (во Франции - 20%, в Швейцарии - 14%), и средний возраст наших учащихся составляет 16,9 лет, что на 1-3 года меньше, чем в других странах, где продолжительность среднего образования дольше.
Однако сравнительный уровень математической подготовки выпускников средних школ, когда оценивались знания основных математических понятий и их применение, умение анализировать предложенные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, применять свои знания в различных социальных областях, оказался значительно ниже средних международных результатов.
По данным исследования 1999 г., Россия оказалась после таких стран, как Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония, Бельгия, заняв по рейтингу лишь двенадцатое место.
Оценка выполнения математической части теста по видам деятельности показала, что наши учащиеся имеют более высокие результаты в применении известных алгоритмов и процедур, но результаты явно ниже при проверке понимания содержательного смысла математических понятий и при решении задач.
В сравнении с другими странами явно ниже результат выполнения заданий, связанных с анализом информации, представленной в различной форме (таблицы, диаграммы, графики), характерной для СМИ.
Из сказанного напрашивается вывод о том, что поставленная перед школой цель - подготовить выпускников школ к свободному использованию математики в повседневной жизни - в значительной степени не достигается.
Начальный курс математики, являясь органической частью школьного курса математики, нацелен на создание прочной основы для дальнейшего обучения математике.
В настоящее время в российской школе представлено несколько основных вариантов начального образования математике, все из которых разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами и отвечают его требованиям. Заметим, что речь идёт лишь об основных действующих программах обучения математике в начальной школе.
Многовариантность программ, имеющая место и столь приветствовавшаяся в начале постперестроечного периода, когда в каждой школе внедрялись «инновации», привела к существенным негативным явлениям в образовании и вызвала справедливые нарекания. Среди основных недостатков указывались такие как нестабильность содержания образования, рассогласованность основных вопросов начального курса математики, замкнутость многих программ рамками начального звена обучения, отсутствие преемственности между начальным и средним звеньями обучения, уменьшение роли практических умений, к важнейшим из которых относятся вычислительные и другое.
Многочисленные авторские школы, «тиражирование» новизны неоправдан-ность некоторых новых «модных», плохо проверенных практикой методов
и приёмов обучения, укрепили позиции тех учёных и педагогов-практиков, которые выступали за стабильность системы математического образования и стабильность его содержания в частности, тем более, что математика как учебный предмет стабилен по своему существу и не зависит от политической конъюнктуры.
Дадим краткую характеристику основных действующих на сегодняшний день программ по математике для начальной школы.
1. Программа. «Школа России» (традиционная) (авторы М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова).
Как и всякая программа, традиционная программа претерпевала и претерпевает изменения и дополнения, однако это наиболее стабильная, выверенная временем и практикой программа.
Её основная особенность заключается в том, что она представляет интегрированный начальный курс математики, который объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материал. Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях и их важнейших свойствах, а также основанное на этих знаниях прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Важное место в этой программе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление с геометрическими фигурами и их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными инструментами.
Элементы алгебраической пропедевтики позволяют повысить уровень формируемых обобщений, способствуют развитию абстрактного мышления учащихся.
Материал этой программы расположен концентрически, что позволяет соблюсти постепенность в нарастании трудности, обеспечивает повторение материала и его актуализацию, создаёт хорошие условия для совершенствования сформированных ЗУНов.
Ведущие принципы:
1) учёт возрастных особенностей;
2) органическое сочетание обучения и воспитания,
3) практическая направленность преподавания,
4) развитие познавательных способностей учащихся,
5) выработка прочных вычислительных и измерительных навыков.
2. Система начального обучения математике Л.В. Занкова (авторы учебников И.Л. Аргинская, Е.И. Ивановская).
Ведущая цель этой системы - оптимальное общее развитие каждого школьника.
Концепция учения Л. В. Занкова была сформулирована ещё в 60-е годы XX века. Наивысший пик массового распространения получила в последние 10-15 лет. Основная идея этой программы - оптимальный уровень развития каждого ребёнка. Этой идее отвечают основные принципы программы:
1) обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
2) принцип ведущей роли теоретических знаний;
3) быстрый темп прохождения учебного материала;
4) осознание учащимися процесса учения.
В начальный курс математики включены не только основные вопросы базового содержания, но и вопросы, расширяющие его. Основной путь познания курса математики - индуктивный. Эта программа отличается от традиционной:
- расширением и углублением материала (что отчасти ведёт к перегрузке учащихся)
- включением в начальный курс математики вопросов, обычно затрагивающихся на более поздних этапах обучения.
3. Программа Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова (автор учебников -
Э. И. Александрова)
Основным содержанием заданного курса является формирование понятия действительного числа, которое является стержневым для всей школьной математики.
Генетическим исходным отношением, порождающим все виды действительного числа, является отношение величин, получаемых в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки). Натуральное число выступает исходной формой этого отношения.
Такой подход обуславливает и принципиально другое построение программы - отсутствие концентров.
Особое место отведено тестовым задачам, основная цель изучения которых формирование рациональных способов анализа текста, т.е. выделение математической структуры задачи и её моделирование с помощью специальных знаковосимволических средств. Основной путь познания знаний - дедуктивный.
4. Программа «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой. Авторы учебников Н.Б. Истомина, Е.Б. Нефёдова).
Первой особенностью этой программы является стремление авторов преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения.
Вторая особенность в том, что в программе, по мнению её разработчиков, нашли воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, личностный подход, деятельностный подход).
В основу построения курса математики положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, обобщения классификации. Этот подход и представляет основную особенность курса математики «Гармония».
5. Программа. «Школа 2000-2100» (автор Л.Г. Петерсон).
Курс математики по этой программе является непрерывным курсом для начальной и средней школы и реализует поэтапную преемственность между всеми ступенями обучения. Это первый принцип программы Л.Г. Петерсон
2) принцип моделирования как базисный принцип программы. Он состоит в следующем: содержание программы должно отражать основные идеи математического моделирования.
3) принцип минимакса: содержание образования предлагается на высоком уровне - уровне «максимума», а административный контроль на уровне «стандарта-минимума».
6. Программа «Начальная школа XXI века под ред. Н.Ф. Виноградовой (авторы учебников В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва).
Особенности курса - 1) обогащение его сведениями из других математических дисциплин, включение элементов логики, с целью установления перспективы математического образования в основной школе;
2) реализация принципа деятельностного подхода - предъявление материала дискуссионного характера.
Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования учащихся, развивает их мышление и воспитывает устойчивый интерес к предмету.
Все представленные программы в той или иной степени внедрены в практику работы общеобразовательных школ Ростовской области и г. Таганрога.
Кроме обязательного соответствия государственным стандартам, они должны быть прежде всего сориентированы на обеспечение высокого уровня математической подготовки, в конечном итоге определяющей качество подготовки по другим дисциплинам.
Оценка уровня подготовки выпускников начальной школы по результатам международных исследований показала, что у наших школьников выше знания фактологического материала, умение воспроизводить и применять их в знакомой ситуации; ниже - интеллектуальные умения, связанные с решением задач, интеграцией знаний и применением их в незнакомых ситуациях и ситуациях, близких к реальной жизни.
Это даёт основание для размышления о приоритетах в начальном математическом образовании и возможных направлениях его совершенствования. Необходимо большее внимание уделять общему развитию учащихся, практической стороне математического образования, учить школьников применять знания в жизненных ситуациях, сместить акценты в обучении математики, несколько уменьшая внимание к формированию аппаратных умений и усиливая роль знаний и умений, имеющих важное практическое значение.
Очень медленно и постепенно происходит осмысление того факта, что реальное значение имеет не само по себе математическое знание, а то личностное развитие, которое приобретает ребёнок в процессе его изучения.
В этом утверждении находит своё отражение один из ведущих современных принципов образования - его гуманизация, который характеризуется усилением внимания к ученику, его саморазвитию и самопознанию, к воспитанию умения искать и находить своё место в жизни.
Т.Д. Скуднова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
В системе высшего педагогического образования одним из новых направлений является внедрение инновационных подходов к процессу профессиональной подготовки специалистов. Отечественная теория и практика вузовской подготовки накопила значительный потенциал методов, форм и средств обучения, воспитания и развития личности профессионала. Между тем доминирующая установка на формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков является элементом авторитарно-репродуктивной системы образования, приводящей к отчуждению педагога от профессиональной деятельности.
В связи с этим возникает противоречие между потребностями общества в целостном развитии сущностных сил человека, требованиями к специалистам и уровнем профессионально-личностной готовности выпускников вуза. Преодоление такого противоречия, по нашему мнению, возможно на основе идей и принципов философско-педагогической антропологии, которые выступают методологическими ориентирами развития современного педагогического образования.
Конец XIX века считается началом становления антропологического способа решения педагогических проблем. Многие философы отождествляли приложение философии к практике с педагогической проблематикой и усматривали в философии образования прикладную философию. Своеобразие русской философии, начиная с ранних этапов, проявляется в ее интересе к социально-нравственной проблематике, ее антропологичности. Достаточно вспомнить обращение крупного