Научная статья на тему 'Состояние и основные проблемы этнокультурного развития современной молодежи'

Состояние и основные проблемы этнокультурного развития современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1588
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNICITY / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / RELIGIOUS BELONGING / ЭТНОКУЛЬТУРНО КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL COMPETENT PERSON / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маткаримова Г. В.

В статье дается оценка состояния этнокультурного развития современной молодежи, в частности проводится анализ ключевых проблем этнокультурного развития в молодежной среде на основе изучения государственных программ и результатов социологических исследований. Кроме того, автор выявляет причины, лежащие в основе неприятия и агрессивного отношения молодежи к современным этнокультурным реалиям и процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND THE MAIN PROBLEMS OF ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT OF YOUTH

The article evaluates the state of ethno-cultural development of contemporary youth; in particular, the key problems of ethno-cultural development of young people are analyzed on the basis of federal programs and findings of sociological researches. Also the author considers the main reasons for youth rejection and aggressive attitude towards modern ethno-cultural realities and processes.

Текст научной работы на тему «Состояние и основные проблемы этнокультурного развития современной молодежи»

УДК 316.6

Г. В. Маткаримова

кандидат социологических наук, ст. преподаватель кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]

СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье дается оценка состояния этнокультурного развития современной молодежи, в частности проводится анализ ключевых проблем этнокультурного развития в молодежной среде на основе изучения государственных программ и результатов социологических исследований. Кроме того, автор выявляет причины, лежащие в основе неприятия и агрессивного отношения молодежи к современным этнокультурным реалиям и процессам.

Ключевые слова: этнокультурное развитие; молодежь; культура; этнич-ность; религиозная принадлежность; этнокультурно компетентная личность; воспитание.

Matkarimova G. V.

Ph. D. (Sociology), Senior Lecturer, Department of Sociology,

Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU;

e-mail: [email protected]

STATE AND THE MAIN PROBLEMS OF ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT OF YOUTH

The article evaluates the state of ethno-cultural development of contemporary youth; in particular, the key problems of ethno-cultural development of young people are analyzed on the basis of federal programs and findings of sociological researches. Also the author considers the main reasons for youth rejection and aggressive attitude towards modern ethno-cultural realities and processes.

Key words: ethno-cultural development; youth; culture; ethnicity; religious belonging; ethno-cultural competent person; education.

Необходимость изучения проблем этнокультурного развития молодежи и принятия своевременных управленческих решений по преодолению и предотвращению негативных тенденций в данной области обусловливается как имманентными особенностями этнокультурного развития молодежи, так и его современным состоянием в российской молодежной среде. Это и станет предметом анализа данной статьи.

Значимость этнокультурного развития современной молодежи отражена в результатах различных социологических исследований. Так, например, актуальность проблемы этнокультурного развития

молодежи была признана подавляющим большинством экспертов в рамках исследования этнокультурного развития и профилактики экстремизма в молодежной среде, проведенного в 2014 г. коллективом ученых Московского государственного лингвистического университета. На вопрос: «Как Вы считаете, насколько сейчас для России является серьезной проблема этнокультурного развития в молодежной среде?», эксперты отвечали, что эта проблема:

- является достаточно серьезной, но на данный момент не представляет собой опасность;

- достаточно серьезна, однако она второстепенна по отношению к общекультурному развитию;

- среднесерьезна, но тревога нарастает;

- по 10-балльной шкале дал бы около 5 баллов;

- я бы не говорил, что это проблема; мне кажется, что это должно просто быть, и нужно работать в этом направлении...

Вместе с тем, ряд экспертов выразили мнение, что государство уделяет недостаточно внимания проблеме этнокультурного развития:

- на фоне ускоряющихся процессов глобализации, с одной стороны, и сохранения установок нетерпимости по отношению к культурам меньшинств в принимающем обществе, с другой, проблеме этнокультурного развития молодежи, на наш взгляд, в настоящее время не уделяется должного внимания. Присутствие ростков экстремизма можно обнаружить в различных слоях молодежи, что проявляется, прежде всего, в ее повседневном дискурсе;

- заинтересованность государства в этнокультурном развитии молодежи, на наш взгляд, в настоящее время невелика и продолжает снижаться;

- игнорирование со стороны государственных и общественных институтов этнокультурного развития в молодежной среде может привести в недалеком будущем к различного рода девиациям в поведении сегодняшней молодежи.

Причем недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов отмечена и в федеральной программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020)» в качестве негативного фактора, влияющего на развитие межнациональных (межэтнических) отношений [6]. Таким

образом, можно констатировать актуальность данной проблемы и наличие определенных негативных последствий неэффективного этнокультурного развития современной молодежи.

В данной федеральной программе в качестве основных проблем этнокультурного развития молодежи выделены: слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при всё большей значимости этнической и религиозной самоидентификации, этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм и рост националистических настроений в среде различных этнических общностей. Действительно, как показали результаты массового опроса, в рамках исследования этнокультурного развития и профилактики экстремизма в молодежной среде МГЛУ, общероссийское гражданское самосознание недостаточно развито, только чуть больше половины молодежи (порядка 56 %) в полной мере ощущают себя россиянами. Анализ результатов массового опроса также позволил выявить основные проблемы этнокультурного развития молодежи. Во-первых, можно констатировать, что среди определенной части молодежи распространены негативные чувства к представителям других этноконфессиональ-ных общностей, причем чувства неприязни проявляются в большей степени по этническому признаку. Так, треть молодежи испытывает отрицательные чувства (раздражение, неприязнь, страх) по отношению к культуре людей других национальностей. Вместе с тем, для большинства молодежи (порядка 70 %) характерны положительные чувства (уважение, симпатия, интерес) (см. рис. 1).

Доля молодых людей, испытывающих отрицательные эмоции по отношению к представителям других религий, почти в два раза меньше (около 16 %). Таким образом, для российской молодежи более характерна межрелигиозная толерантность, поскольку большая неприязнь, напряженность проявляется на этнической почве. Вероятно, это во многом обусловливается большей значимостью этнической принадлежности, нежели религиозной. Согласно результатам опроса, 56,5 % молодежи в полной мере ощущают себя представителями своей национальности и только 27,4 % - представителями своей веры. Можно предположить, что усиление значения конфессиональной принадлежности в молодежной среде может привести по аналогии с другими европейскими странами к повышению общего уровня напряженности в этноконфессиональных отношениях, где основой столкновений ценностно-нормативных систем является религиозная составляющая.

Рис. 1. Чувства, испытываемые по отношению к культуре людей других национальностей и религий, %

Также следует отметить, что данная неприязнь, напряженность остается не только на ментальном уровне - при определенных условиях молодежь готова перейти к деструктивным действиям с применением насилия. Как показали результаты опроса, около 17 % молодых людей готовы в случае оскорбления личных национальных или религиозных чувств применить физическую силу («отвечу физически (применю силу)»).

Во-вторых, особая неприязнь, следовательно, неприятие проявляется в молодежной среде по отношению к представителям конкретных этнических и конфессиональных общностей. К примеру, к представителям таких национальностей, как чеченцы, дагестанцы и таджики, среди молодежи наблюдается максимальная социокультурная дистанция - «согласен видеть лишь время от времени». Несколько «ближе» молодежь готова принять узбеков, вьетнамцев, азербайджанцев, киргизов, китайцев, молдаван и казахов - «готов принять только как соседей, проживающих в одном дворе» (см. рис. 2).

Рис. 2. Социальная дистанция по отношению к различным национальностям (среднее)

И только представителей славянских национальностей российская молодежь готова принять как близких родственников, в том числе посредством брака (минимальная дистанция)1.

Что касается дистанции по отношению к представителям различных религий и конфессий, на максимальной дистанции молодежь готова держать мусульман, а также кришнаитов и баптистов (см. рис. 3).

Таким образом, можно констатировать наличие наибольшей социокультурной дистанции российской молодежи по отношению к представителям, прежде всего, кавказских народов, а также народов Азии, исповедующих ислам. Данные выводы подтверждаются и результатами других социологических исследований. Так, аналогичные результаты были получены в рамках опроса ВЦИОМа в 2012 г., согласно которым москвичи испытывают чувства раздражения и неприятия прежде всего к кавказцам (31 %), а также таджикам (23 %), азербайджанцам (17 %), узбекам (13 %), чеченцам (12 %) [4].

1 1. Готов принять как близких родственников, в том числе посредством брака. 2. Готов принять только, как личных друзей. 3. Готов принять только как коллег по работе. 4. Готов принять только как соседей, проживающих в одном дворе. 5. Согласен видеть лишь время от времени. 6. Предпочел бы не видеть совсем в своем районе. 7. Предпочел бы вообще не видеть в Москве.

Рис. 3. Социальная дистанция по отношению к различным национальностям (среднее)

В-третьих, в качестве важной проблемы этнокультурного развития современной молодежи можно выделить исламофобию, которая характеризуется стереотипным восприятием ислама и приверженцев мусульманской культуры, чувством страха перед ними. Вместе с тем, ислам является второй по распространенности религией в России. По данным проекта Арена «Атлас Религией и Национальностей» (всероссийский опрос, выборка 56 900 респондентов, 2012), в России примерно 6,5 % граждан исповедуют ислам (в том числе суннитского и шиитского направлений) [1, с. 192]. Во многом подобное восприятие представителей ислама связано с тем, что в обществе продолжает существовать стереотип о непосредственной взаимосвязи ислама и терроризма. Согласно данным всероссийского репрезентативного опроса «ФОМ-Пента» 2011 г., около 40 % россиян согласились с утверждением, что терроризм и ислам связаны между собой [5, с. 74-75].

Наряду с исламофобией фиксируется и наличие мигрантофо-бии. Так, по результатам опроса, около 43 % молодежи в качестве причины наибольшей тревоги и страха в настоящее время выделила засилье мигрантов в городах (второй популярности ответ после терроризма). Также более половины (60,6 %) представителей молодежи относятся отрицательно (ненависть, отвращение и неприязнь) к мигрантам с юга и юго-востока (кавказцам, вьетнамцам и др.) (см. рис. 4).

'Затрудняюсь

Рис. 4. Отношение к мигрантам с юга и юго-востока (кавказцам, вьетнамцам и др.)

Более того, около трети молодых людей (34 %) положительно относятся к радикальным русским националистам, выступающим против роста численности в России мигрантов, других лиц нерусской национальности. Причем исламофобия, мигрантофобия, а также кавказофобия часто образуют единый феномен, когда объектами, по отношению к которым испытываются сильные страхи, опасения, оказываются приезжие представители кавказских народов (в частности, Северного Кавказа), исповедующие ислам. Опасность распространенности подобных фобий заключается в том, что, поскольку они представляют собой иррациональные, неконтролируемые страхи, ими легко воспользоваться для манипулирования общественным мнением с целью разжигания этноконфессиональной неприязни.

В-четвертых, в молодежной среде наблюдается определенная симпатия к деятельности, взглядам радикалов, экстремистов. Так, около 4 % молодежи испытывают расположение и большую симпатию

к радикальным националистам и фашистам. Также около 6 % молодых людей выразили понимание («в чем-то их понимаю») к людям, которые готовы пойти на террор ради веры или идеи. Наблюдается и определенная лояльность к пронационалистским идеям: 34 % молодежи посчитали в полной мере справедливым суждение «Россия - это государство прежде всего русских». Несмотря на то, что подавляющее большинство имеет противоположное отношение к деятельности радикалов, тем не менее, следует учитывать наличие в молодежной среде небольшой доли молодых людей, поддерживающих радикалов, и, следовательно, представляющих определенный потенциал для рекрутирования в ряды националистских и фашистских группировок.

Таким образом, можно сделать вывод, что у российской молодежи существуют определенные проблемы этнокультурного развития, обусловленные не в полной мере развитой этнокультурно компетентной личностью. Данные проблемы проявляются прежде всего в чувстве неприязни по отношению к культурам других этноконфессиональных общностей, применении насилия на этнической и религиозной почве, а также в таких явлениях, как исламофобия, кавказофобия, мигран-тофобия. Тем не менее состояние сложившихся на данный момент этноконфессиональных отношений не критическое, во многом негативные оценки, установки и т. п. остаются на ментальном уровне и не переходят в конкретные деструктивные, насильственные действия.

Вместе с тем, для поддержания существующего уровня развития этнокультурной компетентности молодежи и его оптимизации необходимо принимать соответствующие управленческие решения. Молодежная политика должна быть направлена не только на решение проблем неэффективного этнокультурного развития, но и на сами причины неприятия и агрессивного отношения молодежи к современным этнокультурным реалиям и процессам. Поэтому для эффективной реализации комплекса мер по этнокультурному развитию необходимо понять данные причины.

В целом для молодежи как возрастной категории, особенно подросткам свойствен максимализм и даже определенная степень агрессивности. Кроме того, психологические особенности данной возрастной группы обусловливают высокий уровень подверженности идеологическому воздействию, в частности идеям нетерпимости, радикальным взглядам и т. п. Поэтому молодежь, в силу возрастной специфики, часто оказывается объектом влияния радикальных

группировок с целью их вовлечения в противоправные, девиантные группировки, подрывающие основы общества. Таким образом, в молодежной среде существует некие имманентные предпосылки негативного отношения к представителям других этноконфессиональных общностей. Тем не менее эти предпосылки только при определенных условиях, факторах могут трансформироваться в неприятие как на ментальном, так и на поведенческом уровнях.

Значимым условием возникновения неприязни, формирования ин-толерантности является недостаток знаний о других культурах. Незнание особенностей национальной культуры, истории, а также мотивов, символического смысла поведения представителей других культур ведет к непониманию, страху, отрицанию неизвестного, появлению стереотипов и предрассудков. По данным массового опроса, около половины российской молодежи считают, что некоторые отрицательные черты, недостатки, пороки человека могут быть связаны с национальной принадлежностью. Так, часто религиозная неграмотность становится основой для манипуляции сознанием молодых людей (например, ислам используется как идеологическая база террористов).

Помимо низкого уровня осведомленности о других культурах, особую роль в формировании нетерпимого отношения играет отсутствие должного воспитания, прежде всего в семье. В современном обществе значение семьи в жизни ребенка возрастает, возникает так называемый феномен длинного детства, который представляет собой феномен индустриальной культуры, состоящий в значительном расширении временного периода, признаваемого обществом, в качестве предназначенного для освоения молодежью «взрослых» ролей [8]. Следовательно, молодые люди остаются в родительской семье в течение длительного времени, и данный пролонгированный социализаци-онный период жизненного цикла семьи ведет к усилению роли семьи в жизни современной молодежи.

Другим условием возникновения нетерпимости и неприязни по отношению к другим культурам является неизбежное столкновение ценностно-нормативных систем различных этноконфессиональных общностей, особенно в рамках мультикультурного общества. Глобализация, миграционные процессы способствуют постоянному росту мультикультурности (причем часто за счет этнокультурно далеких общностей). Таким образом, возникает возможность подавления (по крайнее мере, гипотетическая) доминирующей культуры, ее ухода на

второстепенные позиции, что отражается в состоянии этноконфесси-ональной напряженности титульного этноса. В современной России можно констатировать наличие среди русского населения чувства недовольства, страха потерять как свою культурную самобытность, так и социально-экономическое благополучие.

С одной стороны, русские испытывают недостаток в этнокультурном самовыражении, не чувствуют свое национальное своеобразие. Что, вероятно, связано во многом с уходом от корней, традиций, упразднением церкви в советскую эпоху. Тогда как другие этносы открыто выражают свою национальную культуру в столице, что, впрочем, поддерживается действующей политикой мультикультура-лизма. Другие этноконфессиональные общности в условиях интенсивной иммиграции, роста мультикультурности общества размывают культуру русского этноса. Следует отметить, что за рубежом, в европейских столицах самобытность некоренных жителей настолько ярко выражена, что они даже претендуют на культурное доминирование в принимающем их обществе. С другой стороны, иные этносы вступают в социально-экономическую конкуренцию с титульным этносом, что усугубляет его состояние недовольства и страха лишиться своего социального положения. Более того, данный характер восприятия современной ситуации усиливается за счет ощущения дискриминации русских, ослабления их традиций и обычаев, что подтверждается данными различных исследований. К примеру, по результатам сравнительного репрезентативного исследования в РФ ИСПИ РАН, в столичном мегаполисе более половины жителей (54 %) выразили согласие с тезисом: «В современных условиях некоторым народам вашей страны становится все труднее сохранить свои традиции, обычаи». Причем при конкретизации вопроса: «Если идет ущемление прав, то каких именно национальностей?» - по всем регионам страны респонденты, независимо от национальности, поставили на первое место в качестве главного объекта ущемления - русских [3]. Примечательно, что не только сами русские признают некую ущемленность русского народа, но и представители других этносов придерживаются такой же позиции. Итак, определенный уровень напряженности, нетерпимости изначально заложен в систему этноконфессиональных отношений в силу исторических, социокультурных условий.

В основе неприятия и агрессивного отношения к другим культурам лежат общие социально-экономические причины. Молодежь, которая не видит социальных перспектив, возможности и шансов

самореализации в своей жизни часто экстраполирует свое недовольство и ненависть на «чужих», поскольку, когда физическая, психологическая или социальная «атака» помехи удовлетворения потребности невозможна, агрессия может быть перенесена на иной доступной объект [2, с. 110]. Направить свою агрессию, к примеру, на саму социальную сферу, на правящую элиту представляется и невозможным, и труднодостижимым, тогда как нахождение «козла отпущения» в менее «опасных» и менее защищенных (в том числе в правовом отношении) субъектах представляется более вероятным (каковыми часто являются приезжие). В ситуации повышенной этноконфессиональной напряженности «чужими» прежде всего становятся представители других культур, приезжие. Причем при поиске виновных способна активизироваться историческая память, и в результате наложения исторического и актуального возможно возникновение своеобразной «психологической эпидемии» неприятия «чужих», способной стимулировать агрессивные действия [7, с. 18]. Важной причиной нетолерантного отношения в молодежной среде является также отсутствие ясно выраженной и пропагандируемой общенациональной идеи, которая распространяла бы идеи единства российской нации и могла бы противостоять радикальным идеологиям.

На вышеперечисленные базовые причины неприятия и агрессивного отношения молодежи к современным этнокультурным реалиям и процессам накладываются причины, непосредственно актуальные для современной российской молодежи. В ходе анализа результатов экспертного интервью были выявлены основные факторы, раздражающие молодежь в России, многие из которых лежат в основе общей нетерпимости, неприязни, в том числе по отношению к другим культурам.

Во-первых, по мнению экспертов, молодежь раздражают приезжие, или, точнее, их поведение, не соответствующее общепринятым нормам и ценностям в российском социуме. Причем речь идет о конкретных приезжих - мигрантах с юга, юга-востока:

- агрессивное, неадекватное поведение «выходцев с Кавказа»; значительное количество приезжих из азиатских республик бывшего СССР и культурная дистанция с ними»;

- национальные мигранты с юга и востока.

В ходе массового опроса были выявлены раздражающие особенности поведения приехавших в Москву граждан других национальностей. Так, около 72 % представителей молодежи раздражает то, что мигранты «ведут себя развязно, как хозяева, не соблюдают наши обычаи»; 55,4 % опрошенных возмущаются тем, что сами приезжие враждебно относятся к коренным жителям и занимаются преступной деятельностью, и только у 17,1 % вызывает раздражение то, что мигранты занимают наши рабочие места (см. рис. 5).

Рис. 5. Раздражающие особенности поведения приехавших в Москву граждан других национальностей, %

Во-вторых, в качестве раздражающего фактора было отмечено отсутствие взаимопонимания с родителями и возрастные особенности молодежи:

- родители занимаются «зарабатыванием денег». Сейчас этот разрыв очень чувствуется: дети идут своей дорогой, а родители, для того чтобы найти с ним контакт, покупают им современные «гадже-ты», и этим компенсируют недостаток общения;

- раздражает наверное то, когда их заставляют делать то, чего они не хотят, навязывают им свое мнение и т. д. и др.

В-третьих, особым образом раздражает молодежь политика государства:

- раздражает ... несогласованность государственных решений, отсутствие организации на государственном уровне. Почему? Потому что они в первый раз, например, сталкиваются с организацией

экзаменов, да, и вот, некоторые экзамены плохо организованы априори потому, что идет плохая организация «сверху». И страдают они в итоге, причем они это видят уже в одиннадцатом классе;

- факты ненаказуемости преступников;

- двойные стандарты, отчасти из-за вседозволенности нашей власти, расслоения в обществе. Получается так, что некоторые люди получают очень много денег, а деньги, часто, когда общество расслоенное, начинают решать все, к примеру полиция глаза закрывает и т. д.;

- косность государственной машины на разных уровнях и др.

И, наконец, в целом ситуация социально-экономического неравенства вызывает раздражение молодежи:

- социально-экономическое неравенство и несправедливость, в том числе на фоне возмутительных коррупционных нарушений;

- ярко выраженное социально-экономическое расслоение общества и слабая вера в возможность преодолеть дистанцию (достичь высокого статуса своими силами);

- богачи / олигархи;

- социальная несправедливость, болтовня, имитация бурной деятельности и др.

Социальная несправедливость имеет важное значение в восприятии действительности молодежью. Как показали результаты массового опроса, порядка 70 % представителей молодежи готовы бороться до конца именно за справедливость, тогда как борьба за религиозные, политические, патриотические и национальные взгляды, по мнению молодежи, представляет меньшую важность.

Молодежь, отвечая на вопрос, что в первую очередь способствует распространению в России идей межнациональной нетерпимости, назвали действия граждан других национальностей, ведущих себя агрессивно по отношению к инородцам (55,1 %), т. е. агрессия влечет за собой агрессию (см. табл. 1).

Около трети молодежи (33,3 %) объясняют явление нетерпимости социально-экономическими условиями (бедность, низкий уровень жизни). Другая треть (29,5 %) выделяет аналогичные причины -невозможность себя реализовать, найти достойное место в жизни. И только 21,7 % полагают, что само ощущение своей национальной принадлежности, «голос крови» может способствовать распространению идей нетерпимости.

Таблица 1

Источники идей межнациональной нетерпимости в России

Источники идей межнациональной нетерпимости в России Итоговый %

Эти настроения провоцируются действиями граждан других национальностей, ведущих себя агрессивно по отношению к инородцам 55,1

Распространению в России идей межнациональной нетерпимости способствует бедность, плохие социальные условия 33,3

Распространению в России идей межнациональной нетерпимости способствует невозможность себя реализовать, найти достойное место в жизни 29,5

Распространению в России идей межнациональной нетерпимости способствует «голос крови», ощущение своей национальной принадлежности 21,7

Просто людям надо куда-то направить свою энергию, никаких серьезных убеждений за этим не стоит 13,3

Распространению в России идей межнациональной нетерпимости способствует стремление организоваться, сплотиться вокруг каких-то идей, найти друзей и единомышленников 11,6

Затрудняюсь ответить 13,1

Другое мнение 3,5

Итак, неприятие и агрессивное отношение молодежи к современным этнокультурным реалиям и процессам обусловливается широким спектром причин и факторов. С одной стороны, это имманентно присущие причины (возрастные), с другой - актуальные социокультурные и социально-экономические причины. К основным условиям формирования неприятия можно отнести низкий уровень осведомленности о других культурах, а также в условиях возрастающей муль-тикультурности российского социума - неизбежное столкновение ценностей и норм различных этноконфессиональных общностей.

В заключение можно сказать, что современное состояние этнокультурного развития молодежи имеет ряд проблем, к которым относятся: слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации, этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм и рост националистических настроений в среде различных этнических общностей. Неприязнь и агрессивное отношение к представителям других культур выражается в негативных чувствах и большой социокультурной дистанции, прежде всего по отношению к культурно далеким

этническим общностям, приезжим, а также этносам, исповедующим ислам. С целью преодоления наметившихся негативных тенденций в области этнокультурного развития в молодежной среде и развития и оптимизации этнокультурной компетентности молодежи необходимо принимать соответствующие комплексные меры по различным направлениям этнокультурного развития (образовательное, правовое и др.) на основе анализа результатов эмпирических социологических исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арена: Атлас религий и национальностей. - М. : Некоммерческая Исследовательская Служба СРЕДА, 2013. - 239 с.

2. Бородкин Ф. М., Володина Н. П. Социальная напряженность и агрессия // Мир России. - 1997. - T. 6. - №. 4. - C. 107-150.

3. Кублицкая Е. А. Межнациональные отношения и толерантность // Официальный сайт ИСПИ РАН. - URL : http://isprras.ru/pics/File/Kublickaya.pdf

4. Москвичи и петербуржцы о своих этнических симпатиях и антипатиях (ВЦИОМ) : Пресс-выпуск. - № 1934. - 24.01.2012. - URL : http://wciom. ra/index.php?id=459&uid=112356

5. Непосредственные вопросы - 2011. - М. : Некоммерческая Исследовательская Служба СРЕДА, 2012. - 288 с.

6. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)"». - URL : http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf

7. Рукавишников В. О., Иванов В. Н. Социальная напряженность: диагноз и прогноз // Социологические исследования. - 1992. - № 3. - С. 3-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ярская В. Н. Социология молодежи в контексте социальной работы / В. Н. Ярская, Л. С. Яковлев : учеб. пособие. - Саратов : СТГУ, 2004. -URL : http://ecsocman.hse.ru/text/19197291/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.