Научная статья на тему 'Состояние и направления совершенствования управленческого учета в государственных корпорациях'

Состояние и направления совершенствования управленческого учета в государственных корпорациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / MANAGERIAL ACCOUNTING / SCORECARD / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина В. В.

Управленческий учет является системой аккумулирования всеобъемлющей и достоверной информации о хозяйственной деятельности предприятия. В данной статье рассматриваются проблемы построения сбалансированной системы показателей для оценки деятельности государственной корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONDITION OF MANAGERIAL ACCOUNTING IN THE STATE CORPORATIONS AND DIRECTIONS FOR IMPROVEMENT

Management accounting is a system of comprehensive and reliable storage of information on business enterprise. This article discusses the problem of constructing a balanced scorecard to measure the performance of state corporations.

Текст научной работы на тему «Состояние и направления совершенствования управленческого учета в государственных корпорациях»

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЯХ

Сорокина В.В., аспирант кафедры «Бухгалтерский учет», Финансовый университет при правительстве Российской Федерации

Управленческий учет является системой аккумулирования всеобъемлющей и достоверной информации о хозяйственной деятельности предприятия. В данной статье рассматриваются проблемы построения сбалансированной системы показателей для оценки деятельности государственной корпорации.

Ключевые слова: управленческий учет, система показателей.

MODERN CONDITION OF MANAGERIAL ACCOUNTING IN THE STATE CORPORATIONS AND DIRECTIONS FOR IMPROVEMENT

Sorokina V., the post-graduate student of the Accounting DepartmentFinancial University under the Government of Russian Federation

Management accounting is a system of comprehensive and reliable storage of information on business enterprise. This article discusses the problem of constructing a balanced scorecard to measure the performance of state corporations.

Keywords: Managerial accounting, scorecard, indicators.

Современный этап развития экономики России характеризуется сочетанием развивающихся рыночных отношений и сильным влиянием крупного государственного монополизма. Государственному сектору принадлежит значительная доля в промышленном производстве, топливно-энергетическом комплексе, природные ресурсы, средства государственного бюджета, государственные банки, пенсионный, страховые, резервный и иные фонды.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года ставится проблема формирования эффективной системы управления государственной собственностью в финансовых и нефинансовых институтах развития: в крупных государственных холдингах в стратегических отраслях, в созданных государственных корпорациях и в крупных акционерных обществах в части государственных долей (4).

Государственные корпорации занимают особое место в ряду этих институтов. Они являются формой, призванной способствовать консолидации государственных активов, повышению эффективности стратегического управления ими, осуществлять инфраструктурное и инновационное развитие экономики страны.

К предпосылкам возникновения государственных корпораций можно отнести: правовые, экономические и административно-политические аспекты.

Правовые предпосылки обусловлены правовой регламентацией существующих организаций: унитарных предприятий и акционерных обществ. Федеральные унитарные предприятия ограничены в реализации общественно значимых проектов в связи с их ограниченными полномочиями по распоряжению публичным имуществом. Акционерное общество с государственным участием не имеет преимущественных прав в правоотношениях перед аналогичными организациями частной формы собственности, кроме того, данная организационно-правовая форма юридического лица преследует, прежде всего, коммерческие цели. Таким образом, возникла насущная потребность учреждения новой организационно-правовой формы юридического лица, сочетающей в себе публичные и коммерческие правомочия.

Экономические предпосылки возникновения государственных корпораций в России связаны с преодолением последствий финансового кризиса 1998 года. Для специфических функций страхования вкладов создано «Агентство по реструктуризации кредитных организаций»(1) (АРКО), позже переименованное в «Агентство по страхованию вкладов»(2).

Для функционирования данного института не подходила ни одна из существовавших на тот момент по российским законам форм собственности. Основная задача акционерного общества по гражданскому законодательству, существующему на тот момент - получение прибыли. Целью АРКО в первую очередь было выполнение социальной функции: выплачивать компенсации клиентам разорившихся банков. Форма государственного унитарного предприятия (ГУП) также не могла быть использована в силу излишнего бюрократизма процедур, которые замедляли принятие решений. Кроме того, при использовании категории ГУП государственный бюджет автоматически должен был брать на себя ответственность по

обязательствам АРКО. Учитывая все эти аргументы была сконструирована новая организационно-правовая форма (12).

Административно-политические предпосылки обусловлены необходимостью реализации публично значимых проектов в сфере социально-экономических отношений.

Таким образом, возникновение государственных корпораций в Российской Федерации является исторически обусловленным фактом, имеющим целью повышение эффективности управления государственным имуществом и реализацией общественных целей, возложенных на данный институт экономики.

Для государственного сектора экономики необходимо решение двуединой задачи: обеспечение эффективности деятельности (получение достаточной прибыли) и удовлетворение общественных потребностей (достижение социального благополучия). Проблема повышения эффективности и одновременно, социальной ответственности компаний является наиболее актуальной и рассматривается ведущими учеными современности.

Эффективность работы предприятия выражается в двух аспектах. Во-первых, эффективность - это степень достижения намеченных целей, т.е. конечного результата работы. Другими словами -результативность деятельности. Во-вторых, эффективность - показатель использования ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия для достижения намеченных целей. Предприятие может быть эффективным в части достижения намеченных целей, но неэффективным в части использования имеющихся ресурсов. Достижение целей управления в соответствии с эффективным и экономичным использованием ограниченных экономических, людских и финансовых ресурсов возможно при реализации принципа рациональности: минимизация затрат и максимизация полезности.

Государственные корпорации, призванные решать общественно-значимые задачи, становятся объектом особо пристального внимания, учитывая существенные вложения со стороны государства1.

Проблема разработки показателей оценки эффективности деятельности организаций подробно исследована такими учеными, как М.Портер, П.Друкер, Р.Антони, В.Говиндараджан, А. Томпсон, Р.Каплан и Д.Нортон. Среди отечественных ученых, которые занимаются проблемами ключевых и сбалансированных показателей деятельности, можно выделить профессоров Керимова В.Э., Хори-на А.Н., Шеремета А.Д.и др.

Все авторы стремятся использовать комплексный, системный подход к моделированию оценки деятельности на основе показателей. (9,13).Одним из современных подходов управленческого учета для целей анализа и оценки деятельности организации является система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), разработанная Р. Каплан (Harvard Business School) и Д.Нортоном (Renaissance Solutions). Во многих развитых странах опыт получил широкое признание и используется в теории и на практике, как эффективный метод управления бизнесом.2 По мнению самих авторов, (8) ССП - инструмент реализации стратегии.

Оценка эффективности по мнению зарубежных ученых должна быть всеобъемлющей, всесторонней системой.(7, с.48).

Системный подход подразумевает изучение объекта как целос-

тное явление, состоящее из взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов3. Основная задача - выявление всего многообразия связей и отношений, имеющихся внутри объекта и во взаимоотношениях с внешней средой. И сверхзадачей будет выявление показателей, характеризующих основные, векторные направления деятельности созданной организации и анализ факторов, оказывающих на них влияние. В случае ошибочного определения решающих факторов может возникнуть негативный (искажающий) эффект системной оценки. Его появление определяется тремя причинами (там же).

• оценка эффективности несправедлива;

• оценка эффективности некачественна;

• оценка эффективности нединамична.

Построение системы оценки эффективности организации следует начинать исходя из целей создания данной структуры. Достижение целей может характеризоваться абсолютными и временными параметрами. Для каждого показателя результативности определяется механизм его расчета и порядок сбора необходимой информации. Наиболее значимые показатели деятельности способствуют идентификации финансовых результатов, а также результатов различных программ, запланированных исходя из цели создания государственной корпорации. «Показатели могут оценивать качество менеджмента, финансов, услуг или программ, а также использоваться в качестве стимула для повышения качества менеджмента. Также оценка качества деятельности может использоваться для отчетности перед сообществом, интересы которого она пред-ставляет».(5,с.34)

Одним из инструментов ССП является построение стратегической карты на основе причинно-следственных отношений. Другими словами «стратегическая карта ССП - это общая архитектурная концепция описания стратегии» (8 ,с.75)

Модель увязывает в сбалансированную систему инструменты управления финансами, маркетингом, внутренним производством и развитием персонала компании и позволяет менеджерам выстраивать стратегии (финансовою, маркетинговую, производственную) и кроме того, принимать более объективные решения в области распределения ресурсов.

Для проектирования модели общая миссия компании разбива-

Стратегия

Финансовая составляющая

Клиентская составляющая

Внутренняя составляющая

Составляющая обучения и роста

Рис.1. Модель стратегической карты.

ется на конкретные инициативы, в рамках которых выделяются задачи для отдельных структурных подразделений, которые решаются самостоятельно в рамках данных подразделений благодаря диагностическим управленческим системам, являющимся частью целой стратегической системы.

Согласно пониманию авторов системы, финансовые показатели являются отсроченными индикаторами и сообщают о результатах и последствиях действий, предпринятых в прошлом. Сбалансированная система дополнила их опережающими факторами, способствующими достижению будущих финансовых результатов. (8)

Как нам представляется целесообразно использовать элементы системы сбалансированных показателей для совершенствования управленческого учета в государственных корпорациях. Авторы ССП справедливо отмечают, что данный подход к анализу деятельности возможен не только по отношению к коммерческим организациям, но и к некоммерческим, государственным предприятиям. В этом случае стратегической целью будет реализация миссии созданной структуры, минимизация затрат и эффективное использование финансовой поддержки государства. (8)

Анализ эффективности использования государственных средств должен давать конкретные результаты для оценки степени решения значимых вопросов и проблем, явившихся причиной создания государственной корпорации.

Основными проблемами при оценке эффективности деятельности государственной корпорации и выявлении факторов развития можно назвать следующие:

• система показателей не в полной мере отражает стратегию корпорации;

• показатели, главным образом, сосредоточены на финансовых

аспектах деятельности корпорации;

• большой объем данных нивелирует ключевую информацию;

• показатели не выявляют возможности возникновения проблем, а лишь констатируют их наступление4;

• качество (своевременность и точность) информации находится на низком уровне;

• отсутствует уровневая отчетность для оценки деятельности отдельных центров ответственности;

• не всегда нужная информация доступна ее пользователям;

В связи с этим, на наш взгляд необходимо решить следующие

задачи:

- уточнение и привязка показателей для оценки реализации стратегических планов;

- создание согласованной управленческой отчетности по структуре корпорации на основе единого интегрированного источника данных;

- использование стандартных и регулярных управленческих отчетов для внутреннего пользования;

- повышение требований к точности, детализации и оперативности представления отчетной информации.

Цель создания государственной корпорации «Внешэкономбанк» определяется законом Российской федерации (3) и обозначена как обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности. Основными стратегическими направлениями деятельности названы следующие инвестиционная, внешнеэкономическая, страховая, консультационная. На основе выдвинутой стратегической линии выделяются конкретные задачи: развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защита окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, малого и среднего предпринимательства.

Высшим органом управления Внешэкономбанка является на-

1 Эти корпорации, получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества (средства федерального бюджета и стабилизационного фонда - в 2007 г. в объеме около 760 млрд. руб.; различные производственные и финансовые активы, обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу. Так, «Внешэкономбанк» в прошлом ноябре получил 180 млрд. из федерального бюджета и еще столько же из стабфонда; тогда же «Роснанотеху» из бюджета досталось 130 млрд., а из стабфонда - 30 млрд.; а Фонд содействия реформированию ЖКХ притянул к себе 240 млрд. бюджетных средств». (http://www.iep.ru/)

2 В нашей стране экспертным советом по управленческому учету при Министерстве экономического развития и торговли РФ проведено заседание круглого стола по проблемам внедрения системы сбалансированных показателей с участием представителей 80 крупнейших компаний страны.

3 Systema (греч.) - целое,составленное из частей.

4 наиболее эффективны системы, которые не исправляют недоработки по факту их обнаружения на уровне результата работы, а уп-реждающе воздействуют на сам процесс деятельности организации.

блюдательный совет Внешэкономбанка, председателем которого является Председатель Правительства Российской Федерации. В состав наблюдательного совета Внешэкономбанка входят восемь его членов и председатель Внешэкономбанка.

Основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий устанавливаются в Меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Функциональные задачи определяют перечень областей деятельности Государственной корпорации, в рамках которых следует создавать системы сбалансированных показателей. Целесообразно определить функциональные рамки:

1) финансирование инвестиционных инновационных проектов;

2) привлечение займов и кредитов;

3) организация страхования экспортных кредитов и инвестиций;

4) участие в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ, проектов, включая внешнеэкономические;

5) участие в реализации проектов по созданию объектов инфраструктуры особых экономических зон;

6) осуществление лизинговых операций;

7) осуществление банковского обслуживания бюджетных кредитов;

8) участие в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства;

9) участие в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций;

Следующим этапом является диверсификация стратегической цели создания ГК на компоненты по направлениям деятельности (функциональным областям). Для каждого направления деятельности должны быть определены специфические цели и задачи, которые впоследствии агрегируются в цели и задачи по ГК в целом.

Акцентирование на конкретные цели и задачи позволяет построить систему оценки результатов по направлениям и в целом. При определении ключевых показателей могут быть использованы следующие критерии:

- значимость для анализа вида деятельности, реализации данной цели;

- согласованность показателей на разных уровнях управления (агрегируемость- взаимоувязка по уровням управления);

- возможность использования для принятия управленческих решений по уровням управления;

- измеримость (строгие алгоритмы расчета для количественных показателей и соответствующая качественная шкала оценки для нефинансовых показателей);

- регулярность формирования.

Цель создания государственных корпораций имеет 2 составляющие : обеспечение эффективности использования государственных средств и удовлетворение общественных потребностей. Первое направление может быть исследовано при помощи показателей финансовой составляющей сбалансированной модели. Однако, финансовые критерии не годятся для оценки деятельности с точки

зрения социальной ответственности. Социальная ответственность подразумевает наряду с благотворительностью, меценатством, спонсорством в широком смысле влияние бизнеса на общество и ответственность за принимаемые бизнес - решения. (11). Широкое понимание социальной ответственности подразумевает деятельность, направленную на реализацию системы обязательств компании во всех сферах проявления ее социальной ответственности: экономической, экологической и собственно социальной.(б)

Одним из способов информирования общества и государственных органов о реализации принципов социальной ответственности является представление нефинансовых отчетов. В России первые нефинансовые отчеты появились в начале 2000-х годов. Дальнейшее распространение нефинансовые отчеты получили в связи с внедрением международных стандартов: Стандарт верификации отчетов АА1000 Института социальной и этической отчетности (AccountAbility,Великобритания) и «Руководство по отчетности в области устойчивого развития» Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI).(10) Таким образом, нефинансовые показатели должны быть вписаны в модель ССП.

Цель создания государственной корпорации «Внешэкономбанк» развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, малого и среднего предпринимательства посредством финансирования проектов. В качестве финансовых показателей используются: рентабельность инвестиций (Return on Investments), экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added), остаточный доход (Residual Income) и др. Социальная ответственность может проявляться как по отношению к обществу в целом, так и по отношению к своим сотрудникам: то есть внутренняя и внешняя. Внутренние показатели: переобучения и карьерного роста, личностного развития. Внешние показатели: количество проектов по направлениям финансового инвестирования, доля каждого направления в общем объеме финансовых инвестиций.

В соответствии с методикой организации управленческого учета по центрам ответственности разработанные показатели должны быть четко соотнесены с исполнителями и руководителем данного процесса. Ответственность и права должны быть определены для возможности влияния на результаты со стороны исполнителей и мотивации со стороны руководства.

Результаты оценки эффективности должны быть использованы для текущего и стратегического управления корпорацией, а также при определении объемов государственного взноса в деятельность корпорации.

Литература:

1. Федеральный закон от 08.07.1999 N 144-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О реструктуризации кредитных организаций»

2. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ(ред. от

03.12.2011) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ (ред. от

07.11.2011) «О банке развития»

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

5. Антипова Т.В. Информационно-аналитическое обеспечение управления: история и современность: материалы научно-практической конференции. Ч.2.- М.Фин.академ. при Правительстве РФ; Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009.

Цель создания государственной корпорации (миссия)

-J L

Финансовая составляющая Нефинансовая составляющая

(эффективное использование (социальная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственных средств) ответственность: внутренняя

и внешняя)

Составляющая внутренних процессов

Рис.2 Сбалансированная система показателей.

6. Благов Ю.Е.. Иванова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального доклада о социальных инвестициях//российский журнал менеджмен-та.2009.Т.7.№1.С4-5

7. Брюйн Х. управление по результатам в государственном секторе: пер.с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005.

8. Каплан Р.,Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Пер. с англ.2-е изд.,испр.и доп. -М.:Олимп-Бизнес,2005.- 320с

9. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ: учебное пособие, 2-е изд. - М.: Эксмо, 2009

10. Мантаева Э.И. ,Полухина В.С Нефинансовая отчетность в

системе КСО.// Современные корпоративные стратегии и технологии в России: Сборник научных статей. Вып.4.В 2ч.Ч.11:Формиро-вание современных корпоративных стратегий и технологий. М.:Фи-накадемия,2009.

11. Плотицина Л.А. Необходимость учета фактора социальной ответственности в принятии управленческих решений.//Современ-ные корпоративные стратегии и технологии в России: Сборник научных статей. Вып.4.В 2ч.Ч.11:Формирование современных корпоративных стратегий и технологий. М.:Финакадемия,2009, с.109.

12. Симонова А., Чеховский Н. Госкорпорации: как распилить триллион. //Журнал РБК N31 2008 - стр. 64-68.

13. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник. - М.: Инфра-М, 2011.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Богомолец Р.С. аспирант МФПУ «Синергия»

В статье разработан алгоритм проведения финансовой реструктуризации для оздоровления организации в условиях кризиса, основанный на основных признаках финансовой реструктуризации.

Ключевые слова: реструктуризация, кризис, оздоровление, алгоритм, методика

TECHNIQUE OF CARRYING OUT FINANCIAL RESTRUCTURING FOR ORGANIZATION IMPROVEMENT IN THE CONDITIONS OF CRISIS

Bogomolets R., the post-graduate student, Sinergia MFPU

In article the algorithm of carrying out financial restructuring is developed for organization improvement in the conditions of the crisis, based on the main signs of financial restructuring.

Keywords: restructuring, crisis, improvement, algorithm, technique

Даже самые стабильные организации в условиях колебания цен на свою продукцию могут выявить очаги кризиса различного масштаба. В частности, в настоящее время снижение цен на энергоресурсы приводит к снижению стабильности бизнеса нефтяных организаций. В этих условиях в нефтяных организациях норма получаемой прибыли может не перекрывать ошибки, которые возникают в различных функциональных областях, это увеличивает кризисный потенциал организаций. Под кризисным потенциалом в рамках исследования понимается максимально возможный размер кризиса, который проявляется в форме финансового ущерба организации.

Оздоровление организации предполагает улучшение ее экономического состояния. Для этого могут использоваться различные инструменты, однако их использование должно быть обоснованным и упорядоченным. Для обоснования использования инструментов целесообразно проводить параметрический или компонентный анализ признаков, которые должны описывать разные направления деятельности организации. Реализация инструментов должна осуществляться в соответствии со специализированным алгоритмом, который разрабатывается организацией для целей оздоровления. Таким образом, достигается диалектическое единство анализа и синтеза в финансовом менеджменте организации.

В-четвертых, очень важным элементом процесса финансовой реструктуризации является мотивированные сотрудники организации, которые, во-первых, понимают цели реструктуризации, во-вторых, осознают свою роль в процессе реструктуризации, в-третьих, четко понимают порядок взаимодействия между различными подразделениями, направлениями деятельности, продуктами. Это означает, что полный механизм финансовой реструктуризации должен быть основан на анализе, содержать конкретные инструменты, осуществляться в соответствии с алгоритмом, а также основываться на действиях стимулированных сотрудников.

Существуют следующие признаки финансовой реструктуризации для оздоровления организации, к которым, по нашему мнению, относятся не только общие финансовые показатели, характеризующие убыточность организации. По нашему мнению, ключевыми являются следующие признаки:

• результатный признак;

• компенсационный признак;

• операционный признак;

• концентрационный признак.

Результатный признак является наиболее формализованным инструментом, позволяющим на основе анализа финансовых результатов сделать вывод наличии кризиса. Для оценки финансовых результатов могут применяться ключевые показатели, основанные на расчете финансовых и экономических коэффициентов:

1) блок рентабельности содержит показатель рентабельности продукции - отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости произведенной продукции:

ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %,

а также показатель рентабельности основных средств - отношение (чистой) прибыли к средней величине основных средств:

ROFA = ЧП/ОС * 100 %;

2) блок ликвидности, определяет отношение наиболее ликвидных активов и краткосрочных обязательств организации:

КТЛ = (ОА - ДЗд - ЗУ) /КО,

где

КТЛ - коэффициент текущей ликвидности;

ОА - оборотные активы;

Дзд - долгосрочная дебиторская задолженность;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.