Научная статья на тему 'Состояние и направление развития АСУ техническим обеспечением кораблей'

Состояние и направление развития АСУ техническим обеспечением кораблей Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
219
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и направление развития АСУ техническим обеспечением кораблей»

способности при получении боевых и аварийных повреждений.

Непременным условием повышения эффективности ТОК является оптимальная система информационной поддержки, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям.

При приведении сил флота в высшие степени боевой готовности основными задачами ТОК являются:

— поддержание и восстановление технической готовности кораблей;

— развертывание системы рассредоточенного хранения запасов технического и шкиперского имущества (ТШИ);

— наращивание сил за счет ускоренного ввода в строй кораблей из ремонта;

— развертывание системы рассредоточенного судоремонта;

— наращивание сил за счет ввода в строй кораблей консервации;

— организация ремонта кораблей, устранение боевых и аварийных повреждений;

— контроль физических полей кораблей.

Целью в данном случае является разработка системы информационной поддержки (ИП) ТОК при первой операции флота (ПОФ) с использованием ПЭВМ.

ИП ТОК позволит сократить время, требуемое на разработку конкретных планов, уменьшить затраты при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке документации, что повысит боеготовность флота и даст прямой экономический эффект.

Главными целями ИП ТОК являются:

— определение последовательности, способов, средств и сроков выполнения каждой из задач ТОК;

— распределение усилий частей и соединений, а также отдельных формирований ТОК по решаемым задачам;

— установление порядка взаимодействий между частями и соединениями объединения и всестороннего обеспечения деятельности сил и средств.

Для управления ТОК при переводе сил флота в высшие степени боевой готовности при подготовке операции флота и в ходе боевых действий развертывается пункт управления (ПУ) ТОК.

Разработка данной системы управления состоит из следующих этапов:

— постановка задачи;

— выбор конкретной аппаратной и программной среды функционирования автоматизированных рабочих мест;

- разработка программных комплексов (ПК) управлением ТОК при ПОФ.

Исходя из задач, решаемых ПУ ТОК, разработаны следующие ПК:

• "Руководителя ТОК";

• "Группы эксплуатации";

• "Группы ремонта";

• "Группы снабжения";

• "Группы физических полей корабля".

Выходная информация системы ИП ТОК

Основным документом по планированию ТОК является план ТОК в операции объединения, который координирует действия частей и соединений ТОК по решению стоящих перед ним задач.

Все расчеты и обоснования к плану отображаются графически (в виде электронных таблиц, графиков и т.п.) и сводятся в приложение к плану ТОК. Приложение - это результат выполнения отдельных задач, которые формируют следующие планы:

- восстановления технической готовности кораблей на боевой службе и пунктах базирования;

- рассредоточения и укрытия запасов ТШИ флота;

- ускоренного ввода кораблей в строй из ремонта;

- ввода кораблей в строй из консервации;

- развертывания пунктов рассредоточенного ремонта и запасных судоремонтных баз;

- контроля физических полей кораблей;

- восстановления технической готовности кораблей, получивших боевые и аварийные повреждения в ходе боевых действий.

Данные планы разрабатываются оперативными группами ПУ ТОК.

При реализации системы достигнуто следующее:

- система функционирует на стандартных персональных компьютерах клона IBM, подсоединенных к локальной вычислительной сети;

- имеется возможность переноса системы на новую платформу из-за неизбежного морального старения компьютерной техники и наращивания как программной, так и аппаратной частей;

- оборудование размещается в пределах одного или нескольких ПУ;

- архитектура системы выбрана таким образом, чтобы минимизировать вероятность нарушения штатного режима работы системы при случайных или сознательных некорректных действиях пользователей;

- система обеспечивает защиту информационной базы данных от несанкционированного доступа.

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ АСУ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КОРАБЛЕЙ

В.В. Кочнев, С.М. Митрошин, О.И. Пыжов

Под системой управления техническим обеспечением (СТО) ВМФ понимается комплекс мероприятий, включающий задание на проектирование, изготовление, испытания и поставку вооружения, военной техники и имущества (в дальнейшем предметов снабжения) для обеспечения боевой и повседневной деятельности сил ВМФ, на накопление запасов до установленных норм, их эшелонирование, размещение и сохранность, на организацию эксплуатации, ремонта и утилизации, а также на профессиональную подготовку личного состава. Существует более десятка видов технического обеспечения ВМФ - ра-кетно-артиллерийское, минно-торпедное, техническое обеспечение кораблей и др. Все виды направлены на комплексное обеспечение кораблей и частей ВМФ. В течение 90-х годов были выполнены работы по автоматизации одного из видов технического обеспечения ВМФ, связанного с деятельностью электромеханической службы ВМФ.

Разработанная автоматизированная система управления техническим обеспечением кораблей (АСУ ТОК) ВМФ включает в свой состав ряд базовых образцов программно-технических функциональных комплексов (ПТФК), охватывающих в соответствии со сложившейся структурой СТО ВМФ пять контуров управления - корабль, соединение кораблей, объединение кораблей, техническое управление флота, главное техническое управление ВМФ. При этом автоматизация первых трех контуров была осуществлена применительно к атомным подводным лодкам.

ПТФК представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест (для подводной лодки в виде одного АРМ), объединенных локальной вычислительной сетью.

Для указанных контуров управления были разработаны ПТФК, которые успешно прошли государственные испытания.

Вместе с тем для обеспечения сбалансированных и взаимоувязанных решений в СТО ВМФ комплексному обеспечению технической готовности кораблей и частей в условиях реальной динамики выделяемого финансирования требуется проведение поэтапных работ по автоматизации и организация других видов обеспечения, то есть разработка АСУ ТО ВМФ.

Целью разработки АСУ ТО ВМФ является информационно-аналитическая поддержка решений органов управления СТО при их совместной деятельности по обеспечению, поддержанию и восстановлению технической готовности кораблей, вооружения и техники в следующих направлениях:

• учет, анализ и прогнозирование технического состояния кораблей, вооружения и техники при различных режимах их использования;

• планирование и контроль технического обеспечения кораблей и войсковых частей;

• обоснование порядка использования кораблей исходя из их технического состояния;

• учет, планирование, контроль и регулирование материально-технического обеспечения кораблей и частей по всем видам снабжения;

• учет, планирование и контроль технического обслуживания, комплексных ремонтов и переоборудования (модернизации) кораблей, вооружения и техники (обменного фонда);

• определение потребностей и разработка предложений (заявок) в государственный оборонный заказ по поставкам предметов снабжения и услуг для поддержания и восстановления технической готовности кораблей, вооружения и техники;

• формирование и ведение контрактов на поставку предметов снабжения, выполнение ремонтных, доковых и регламентных работ;

• планирование распределения поставляемых предметов снабжения для обеспечения эксплуатации и ремонта, а также накопление неприкасаемых запасов и их эшелонирование;

• нормирование процессов эксплуатации и ремонта кораблей;

• планирование и контроль профессиональной подготовки личного состава;

• планирование и контроль боевых учений, боевых упражнений и тренировок;

• формирование и ведение нормативно-технической базы данных по кораблям, частям, видам ремонта и снабжения.

В основу построения структуры АСУ ТО ВМФ целесообразно положить принципы, использованные при построении структуры АСУ ТОК ВМФ, с учетом последовательного обеспечения комплексами средств автоматизации всех контуров управления по видам ТО и функционального расширения возможностей системы.

В соответствии с этим структура АСУ ТО ВМФ должна также включать 5 контуров управления: корабль, соединение кораблей, объединение кораблей, управления флота, центральные управления с подчиненными научно-исследовательскими учреждениями ВМФ. Комплексы средств автоматизации каждой организационной структуры должны организовываться в виде принятых ПТФК.

Разработку ПТФК необходимо производить поэтапно, исходя из условий финансирования. Однако в первую очередь должны быть разработаны ПТФК, решающие задачи ракетно-артиллерийского и мин-но-торпедного обеспечения.

В целом АСУ ТО ВМФ должна строиться на принципах открытой корпоративной информационной системы, представлять распределенную вычислительную среду для решения задач по контурам управления и обеспечивать масштабируемость на

случай подключения новых объектов автоматизации или реорганизации структуры управления.

При этом должна обеспечиваться вертикальная (от соединения до центра) и горизонтальная (внутри контура управления) интеграция автоматизируемых технологий и сквозных комплексов решаемых задач, встраиваемых в реальные процессы управления ТО ВМФ.

Учитывая, что разработка основных нормативных актов ТО ВМФ начинается с проектирования и строительства (изготовления) кораблей, вооружения и техники с последующей их реализацией на стадиях эксплуатации, ремонта и утилизации, то при разработке АСУ ТО ВМФ должно быть обеспечено ее информационное сопряжение с автоматизированной системой исследовательского проектирования, АСУ государственным оборонным заказом, с информационными системами проектантов кораблей и разработчиков систем вооружения и техники, образуя единое информационное пространство ВМФ. Такая интеграция должна обеспечиваться специальными технологиями обмена, прототипом которых являются СА_£5,-технологии.

В основу формирования функциональной части АСУ ТО ВМФ должны быть положены модели и методы программно-целевого управления, представляющего собой совокупность функционально-алгоритмических и информационно-вычислительных средств для реализации функций и обеспечения решения задач, направленных на поддержание и восстановление технической готовности кораблей, вооружения и техники.

Все многообразие функций и задач системы предлагается объединить в ряд функциональных подсистем:

1. "Боевой эксплуатации и технической готовности" - подсистема "БЭГ";

2. "Технического обслуживания, доко-ваний, ремонтов, переоборудования и модернизации кораблей, вооружения и техники" - подсистема "ТОР";

3. "Материально-технического обеспечения кораблей и частей" - подсистема МТО;

4. "Боевой и технической готовности кораблей" - подсистема "БТГ".

Функции и задачи функциональных подсистем должны быть взаимоувязаны и распределены по уровням управления (ПТФК).

В целом разработка функциональной части АСУ ТО ВМФ должна базироваться на принципах:

• обеспечения информационного взаимодействия территориально-распределенных по контурам управления объектов автоматизации СТО ВМФ;

• функциональной интеграции, предполагающий взаимоувязку решаемых задач в целостные технологии как внутри контуров управления (горизонтальная интеграция), так и при межуровневом взаимодействии (вертикальная интеграция) и связанных с этим способов агрегирования показателей состояния и алгоритмов решения комплексов задач;

• информационной интеграции с другими АСУ, предполагающей создание единого информационного пространства на основе стандартных форматов описания предметов снабжения, единых исходных данных, единства нормативной базы, унификации и стандартизации форм документов, единой системы классификации и кодирования, хранения и ведения БД коллективного пользования, протоколов обмена информацией и т.п.;

• совместного функционирования функциональных подсистем (при необходимости их одновременной работы), а также автоматизированной и неавтоматизированной частей системы управления техническим обеспечением ВМФ;

• интеграции управления этапами жизненных циклов кораблей, вооружения и техники (исследование, проектирование, строительство-изготовление, поставка, эксплуатация, ремонт и утилизация);

• использования предыдущих разработок в составе АСУ ТОК ВМФ;

• мониторинга (непрерывного автоматизированного сбора и обработки данных) текущего состояния СТО ВМФ;

• информационной поддержки всего цикла управления включая сбор данных, оценку ситуации, выработку решения, формирование плана реализации

решения, контроль за выполнением плана и его корректировку.

Математическое обеспечение АСУ ТО ВМФ должно представлять собой иерархическую систему логико-лингвистических и математических моделей.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ АСУ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОРАБЛЕЙ

В.В. Кочнев, С.М. Митрошин, О.И. Пыжов

Система управления эксплуатацией технических средств (СУЭТС) корабля - совокупность людских и материальных ресурсов, направленных на обеспечение использования технических средств, поддержания и восстановления их технической готовности.

Целью функционирования СУЭТС является обеспечение высокой технической готовности систем и технических средств корабля, дающей возможность их использования по прямому назначению в заданное время и с заданной продолжительностью при наличии определенных ресурсных ограничений на приведение в это состояние.

СУЭТС представляет собой иерархически организационную функциональную структуру, включающую четыре контура управления - командование корабля, боевой части, дивизионов (групп), отделения (команды).

В качестве внешней среды выступают органы управления техническим обеспечением кораблей - на соединении, объединении и управлениях флота.

Каждый контур управления на корабле обладает определенным составом ресурсов и полномочий, дающим возможность обеспечивать и регулировать процессы эксплуатации в пределах данного контура. Решение задач, не подкрепленных ресурсами контура, передаются на вышестоящий контур управления.

К числу основных функций и задач, решаемых в СУЭТС, следует отнести:

• анализ, планирование, контроль и регулирование технического обслуживания, ремонтов и доко-ваний корабля;

• планирование и управление запасами корабля (боекомплект, ЗИП, ГСМ, среды и др.);

• планирование и контроль предпоходовой и послепоходовой подготовки корабля;

• планирование и контроль подготовки корабля к заводскому и доковому ремонтам и выполнения мероприятий после завершения ремонтов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• планирование и контроль боевой и специальной подготовки личного состава;

• формирование и ведение корабельных расписаний;

• ведение эксплуатационной документации по использованию и обслуживанию технических средств;

• формирование и представление установленной отчетности и оперативных донесений для органов управления эксплуатацией и ремонтом.

Качественное выполнение указанных функций связано с необходимостью сбора, обобщения, анализа и хранения больших объемов информации. Особые трудности вызывает сбор, регистрация и обобщение информации. Эта информация в настоящее время регистрируется в вахтенных и суточных журналах, в формулярах и паспортах. Для кораблей среднего водоизмещения масса возимой эксплуатационной документации измеряется несколькими тоннами. Помимо эксплуатационной документации, поставляемой промышленностью (технические описания, инструкции по эксплуатации), на корабле используются десятки руководящих документов ВМФ, регламентирующих процессы эксплуатации корабля и технических средств. Наличие разнородной и разнесенной по разным многочисленным источникам информации значительно затрудняет ее поиск и анализ для принятия управленческих решений.

Существующая в настоящее время на кораблях ВМФ в основном бумажная технология управления в условиях значительного усложнения современных кораблей становится тормозом на пути повышения эффективности управления эксплуатации технических средств. Ежемесячно с кораблей среднего и большого водоизмещения, например, по линии электромеханической части, подготавливаются и представляются в береговую инфраструктуру десятки различного рода оперативных справок, заявок и т.п.

Подготовка бумажных документов занимает значительное время личного состава, отвлекая его от выполнения своих непосредственных обязанностей. Поэтому одним из основных направлений повышения эффективности управления эксплуатацией технических средств является автоматизация процессов сбора, обработки, анализа и хранения информации для поддержки решений командования корабля, то есть разработки и внедрения автоматизированной системы управления эксплуатацией технических средств (АСУ ЭТС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.