Научная статья на тему 'Функционально-информационные аспекты АСУ эксплуатацией технических средств кораблей'

Функционально-информационные аспекты АСУ эксплуатацией технических средств кораблей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
78
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционально-информационные аспекты АСУ эксплуатацией технических средств кораблей»

• мониторинга (непрерывного автоматизированного сбора и обработки данных) текущего состояния СТО ВМФ;

• информационной поддержки всего цикла управления включая сбор данных, оценку ситуации, выработку решения, формирование плана реализации

решения, контроль за выполнением плана и его корректировку.

Математическое обеспечение АСУ ТО ВМФ должно представлять собой иерархическую систему логико-лингвистических и математических моделей.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ АСУ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОРАБЛЕЙ

В.В. Кочнев, С.М. Митрошин, О.И. Пыжов

Система управления эксплуатацией технических средств (СУЭТС) корабля - совокупность людских и материальных ресурсов, направленных на обеспечение использования технических средств, поддержания и восстановления их технической готовности.

Целью функционирования СУЭТС является обеспечение высокой технической готовности систем и технических средств корабля, дающей возможность их использования по прямому назначению в заданное время и с заданной продолжительностью при наличии определенных ресурсных ограничений на приведение в это состояние.

СУЭТС представляет собой иерархически организационную функциональную структуру, включающую четыре контура управления - командование корабля, боевой части, дивизионов (групп), отделения (команды).

В качестве внешней среды выступают органы управления техническим обеспечением кораблей - на соединении, объединении и управлениях флота.

Каждый контур управления на корабле обладает определенным составом ресурсов и полномочий, дающим возможность обеспечивать и регулировать процессы эксплуатации в пределах данного контура. Решение задач, не подкрепленных ресурсами контура, передаются на вышестоящий контур управления.

К числу основных функций и задач, решаемых в СУЭТС, следует отнести:

• анализ, планирование, контроль и регулирование технического обслуживания, ремонтов и доко-ваний корабля;

• планирование и управление запасами корабля (боекомплект, ЗИП, ГСМ, среды и др.);

• планирование и контроль предпоходовой и послепоходовой подготовки корабля;

• планирование и контроль подготовки корабля к заводскому и доковому ремонтам и выполнения мероприятий после завершения ремонтов;

• планирование и контроль боевой и специальной подготовки личного состава;

• формирование и ведение корабельных расписаний;

• ведение эксплуатационной документации по использованию и обслуживанию технических средств;

• формирование и представление установленной отчетности и оперативных донесений для органов управления эксплуатацией и ремонтом.

Качественное выполнение указанных функций связано с необходимостью сбора, обобщения, анализа и хранения больших объемов информации. Особые трудности вызывает сбор, регистрация и обобщение информации. Эта информация в настоящее время регистрируется в вахтенных и суточных журналах, в формулярах и паспортах. Для кораблей среднего водоизмещения масса возимой эксплуатационной документации измеряется несколькими тоннами. Помимо эксплуатационной документации, поставляемой промышленностью (технические описания, инструкции по эксплуатации), на корабле используются десятки руководящих документов ВМФ, регламентирующих процессы эксплуатации корабля и технических средств. Наличие разнородной и разнесенной по разным многочисленным источникам информации значительно затрудняет ее поиск и анализ для принятия управленческих решений.

Существующая в настоящее время на кораблях ВМФ в основном бумажная технология управления в условиях значительного усложнения современных кораблей становится тормозом на пути повышения эффективности управления эксплуатации технических средств. Ежемесячно с кораблей среднего и большого водоизмещения, например, по линии электромеханической части, подготавливаются и представляются в береговую инфраструктуру десятки различного рода оперативных справок, заявок и т.п.

Подготовка бумажных документов занимает значительное время личного состава, отвлекая его от выполнения своих непосредственных обязанностей. Поэтому одним из основных направлений повышения эффективности управления эксплуатацией технических средств является автоматизация процессов сбора, обработки, анализа и хранения информации для поддержки решений командования корабля, то есть разработки и внедрения автоматизированной системы управления эксплуатацией технических средств (АСУ ЭТС).

К этому имеются определенные предпосылки. Применение на кораблях комплексных систем управления техническими средствами на микропроцессорной вычислительной технике позволяет на базе центральной координирующей системы управления реализовать задачи информационной поддержки решений, в том числе и по эксплуатации технических средств и технической диагностики.

Следует также отметить, что в промышленном секторе экономики развитых стран (в том числе в судостроении) еще в 80-х годах наметился переход на широкое использование современных информационных технологий для обеспечения процессов, протекающих в ходе всего жизненного цикла изделий и их компонентов, то есть в информационной поддержке жизненного цикла изделий. Эти процессы регламентированы стандартами CALS (^^muons Acquisition and Life cycle Support - непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия). Применительно к стадии эксплуатации эта концепция предполагает подготовку эксплуатационной документации в форме интерактивных электронных технических документов. При этом комплект электронной эксплуатационной документации рассматривается как составная часть единой интегрированной информационной модели изделия.

При определении состава автоматизируемых функций и зада1 следующих поло На протяже жет находиться ходя из одного тельство, ввод и ной готовности, рий, нахождение К каждому ределенные треб деленная инфор обеспечению его деятельности п Все задачи, технической гот класса. К первом диционные), час ределяются сл управления, таки Второй класс за неопределенност ждый последую рабля (например технических сред Это приводи ситуационного рассматриваются личных процесс различных факт всего задачи принятия решений.

Проведенный анализ предметной области технического обеспечения корабля позволил выявить основные типовые функции, подлежащие автоматизации, при создании бортовой АСУ ЭТС.

К ним относятся:

• учет состава и размещения технических средств и комплектов ЗИП;

• учет, анализ и прогнозирование технического состояния систем и технических средств;

• определение потребности, планирование и контроль технического обслуживания, регламентных работ, межпоходовых и доковых ремонтов;

• планирование и контроль предпоходовой подготовки;

• планирование и контроль подготовки к заводскому ремонту;

• планирование и контроль выполнения измерений физических полей кораблей;

• планирование и контроль проведения освидетельствований, проверок и испытаний корабля, систем и технических средств;

• учет наличия и движения ЗИП и ГСМ, определение потребностей и формирование заявок на пополнение материальных средств;

• планирование и контроль профессиональной подготовки личного состава;

• планирование и контроль сдачи курсовых задач;

• оценка профессиональной пригодности личного состава;

Услов но-постоянные данные

Технические наракаераснака

ТУ на поснав ку

ТУ на ремонт

Нормативы кхноческого обслуживая^

Нормы эксплуатации и ромонта Завод-строитель Нормативы освидетельствований, провсрок аспы-таний

Флот Состав ЗИП

Нормы снабжения Подчиненность Эксплуатационная документация

о Нтоерхмныипчреос-к верок и испытаний ДИСЛсКС^Я Завод-изготовитела

Проект корабля Заводской номер корабля Функциональный комплекс (БЧ) Система (наименование) Подсистема (на- стивмебноовеав-ы ние) Оборудование (наиме- х нчоавсатнеийе)) н Марка обору- ад овсаонситяа влСяеутдсоявойд е-номер

стводской номер

Наплаванность Лшежде Отеазы ^а^^

Ремонт и докование Оеpа]наfчнкаоC

Ограничения на использование Расход ресурса

Сдача курсо вых задач Проведение ТО и регламентных работ

Укомплектованность Проведение освидетельствований, проверок и испытаний

Освидетельствования, проверки и испытания Параметры диагностики

Контроль физических полей оров внешней среды. это

живания с учетом обеспечения живучести и др. Идентификация технических средств обеспечивается двумя классификаторами - "Технические средства. Классификация по функциональным признакам" и "Номенклатор технического и шкиперского имущества". Последний связан с идентификацией технических средств по конструктивным признакам, определяемым их маркой. После утверждения разрабатываемого в настоящее время единого каталога предметов снабжения, должен быть осуществлен переход на этот каталог.

С элементами декомпозиции функционального комплекса, а также с проектом и заводским номером корабля связаны поколения условно-постоянных и оперативных (переменных) данных, характеризующих состояние корабля на каждом этапе его жизненного цикла.

В целом ИТМК определяет состав и структуру баз данных (файлов), обеспечивающих решение функциональных задач.

При разработке АСУ ЭТС должен быть определен порядок ее информационного взаимодействия с

береговыми программно-техническими функциональными комплексами АСУ техническим обеспечением кораблей.

Это относится прежде всего к задаче формирования и представления в органы управления ВМФ электронных документов установленной отчетности.

Информационная совместимость корабельного и берегового комплексов при передаче информации должна достигаться:

• использованием согласованного перечня передаваемых документов;

• использованием единого словаря понятий предметной области;

• передачей данных документов в виде файлов согласованной структуры и реквизитного состава по каждому документу;

• использованием для передачи данных транспортных (архивированных) файлов согласованной структуры, включающих пакет файлов данных и файл спецификации пакета.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОРАБЛЕЙ

А.П. Жак, Н.С. Панич, С.А. Соколов

Специалистами I ЦНИИ МО РФ (г. С.-Петербург) разработан ряд методик определения стоимости эксплуатации надводных кораблей (НК) и дизельных подводных лодок (ДПЛ) в море и на базе.

На основании этих методик специалистами НИИ "Центрпрограммсистем" (г. Тверь) разработано автоматизированное рабочее место (АРМ), обеспечивающее введение данных и проведение на их основе расчета стоимости эксплуатации ДПЛ и НК по следующим методикам расчета: среднесуточной стоимости эксплуатации НК на базе, НК в море, ДПЛ на базе, ДПЛ в море и среднегодовой стоимости эксплуатации НК на базе и ДПЛ в море.

Разработанное АРМ позволяет оперативно рассчитать стоимость эксплуатации конкретного проекта ДПЛ или НК с учетом различных вариантов, определяющихся нахождением корабля в море или на базе, техническим состоянием корабля (в соответствии со справочными данными технического состояния) и местом его базирования.

Исходные данные для расчета представлены следующими группами:

- нормативными данными по электроэнергии, расходу масел, топлива и воды;

- стоимостными данными по используемым ресурсам;

- данными о личном составе и характеристиках корабля по конкретному проекту.

Исходные данные по нормам использования различных видов снабжения кораблей, расхода то-

плива и масел и т.д. заносятся из нормативных документов. Исходные данные о личном составе и стоимости формируются на основании оперативных данных.

Расчет включает в себя оперативно изменяемый коэффициент удорожания.

Эффективность анализа стоимости эксплуатации зависит от возможности производить расчет как на полной, так и на неполной исходной информации. Выбор варианта определяется пользователем.

Пользователь имеет возможность использовать вариант расчета стоимости содержания личного состава по приближенным формулам, а также выбирать подробный или приближенный вариант расчета стоимости смазок.

Поправочный коэффициент, учитывающий потребность в теплоносителе на отопление выбирается в зависимости от периода (зимний или летний).

Для расчета среднегодовой стоимости эксплуатации могут быть выбраны как циклический, так и эпизодический режимы эксплуатации корабля.

При работе с АРМ возможно использование для различных проектов кораблей ранее введенных нормативных данных, а также их оперативная корректировка в процессе расчета.

Результат расчета стоимости эксплуатации представляется на экране для просмотра, может быть распечатан, а также сохранен в каталоге справок с заданным названием и датой расчета, что позволит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.