• принцип обеспечения информационного взаимодействия территориально-распределенных по уровням управления объектов АСУ ТО ВМФ;
• принцип функциональной интеграции, предполагающий взаимоувязку решаемых задач в целостные технологии как внутри контуров управления (горизонтальная интеграция), так и при межуровневом взаимодействии (вертикальная интеграция);
• принцип информационной интеграции с другими автоматизированными системами, предполагающий создание единого информационного пространства на основе стандартных форматов описания предметов снабжения, единства нормативной базы, унификации и стандартизации форм документов, единой системы классификации и кодирования, хранения и ведения баз данных коллективного пользования, протоколов обмена информацией и т.п.;
• принцип совместного функционирования функциональных подсистем (при необходимости их одновременной работы), а также автоматизированной и неавтоматизированной частей системы управления ТО ВМФ;
• принцип интеграции информационных процессов по видам технического обеспечения ВМФ РФ на этапах ЖЦ кораблей и систем вооружения (исследовательское проектирование, проектирование, строительство (изготовление), поставка, эксплуатация, ремонт и утилизация);
• принцип мониторинга (непрерывного автоматизированного сбора и обработки данных) текущего состояния системы ТО ВМФ РФ;
• принцип информационной поддержки всего цикла управления, включая сбор данных, оценку ситуации, выработку решения, формирование плана реализации решения, контроль за выполнением плана и его корректировку.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РУКОВОДСТВ НА КОРАБЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ
Н.В. Проскуряков, А.А. Можаев, В.В. Кочнев, О.И. Пыжов
Интегрированное электронное техническое руководство (ИЭТР) представляет собой структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных, предназначенный для предоставления в интерактивном режиме справочной и описательной информации об эксплуатационных и ремонтных процедурах, связанных с конкретным изделием.
Исходя из задач, решаемых на кораблях на основе использования эксплуатационно-ремонтной документации, структуру и содержание ИЭТР можно представить в виде многоуровневой системы, состоящей из 7 модулей.
Модуль 1, «Администрирование», включающий: название ИЭТР, присвоенный номер и его версию (при необходимости), уровень доступа к руководству, дату выпуска, дату последнего и всех предыдущих внесенных изменений, а также (по требованию заказчика) номер редакции руководства, организацию-разработчика, представителя заказчика. Кроме того, представляется адрес для сообщения замечаний и предложений, при необходимости указывается порядок получения дополнительных копий и формат этих копий со списком рассылки, а также перечень документов и технических руководств, на которые сделаны ссылки в данном ИЭТР;
Модуль 2, «Специальная подготовка личного состава», связанный с планированием, контролем
и оценкой подготовки личного состава для выполнения функциональных обязанностей в соответствии с руководящими документами ВМФ РФ, техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации корабельных систем и комплексов. Как правило, профессиональная подготовка должна быть нацелена на обеспечение сдачи (подтверждения) курсовых задач.
В состав ИЭТР должны быть включены процедуры контроля и оценки профессиональной подготовки личного состава.
При этом оценочным критерием подготовленности является четкое знание эксплуатационных инструкций, овладение в совершенстве одиночными и групповыми операторскими навыками, боевыми и специальными нормативами по содержанию, обслуживанию, эксплуатации и использованию технических средств в повседневных и боевых условиях. Количественная оценка подготовки проводится по пятибалльной шкале.
ИЭТР должно обеспечивать формирование информационных выборок из базы данных по теме занятий или тренингу, задаваемых пользователем. Для этого в его составе рекомендуется иметь следующие массивы данных (МД): МД «Тема» с тематикой занятий и тренинга в привязке к элементам курсовых задач; МД «Норма» с нормативными показателями оценки подготовки личного состава; МД «ТПМ» с типовым перечнем меро-
приятий по контролю достигнутого уровня знаний по эксплуатации систем; МД «Задача» с элементами основных курсовых задач.
Модуль 3, «Эксплуатация», в ИЭТР должен быть представлен следующим составом данных:
а) по корабельным системам: наименование; условное обозначение (индекс, коды ЕСКД, ЕКПС); назначение; параметры и технические характеристики, необходимые для изучения правильной эксплуатации на всех режимах работы и в различных (в том числе предельно допустимых) условиях эксплуатации; меры безопасности при обслуживании; данные по взаимосвязи с другими системами при решении кораблем типовых задач; описание операций при подготовке (проверке) к действию; содержание операций при всех возможных режимах применения и при переводе из одного режима в другой с указанием времени на выполнение операций; порядок наблюдения и контроля во время работы; особенности работы в различных климатических условиях и после длительного бездействия;
б) по комплектующему оборудованию: наименование; марка; заводской номер; судовой номер; наименование документа на поставку; код ОКП и федеральный код; количество; назначение; технические характеристики; режимы работы, определяющие нормальную эксплуатацию; взаимодействие с другими составными частями; способы и средства регулирования с использованием структурных, функциональных и принципиальных схем.
Модуль 4, «Контроль состояния и оценка работоспособности», должен иметь следующие данные: нормативы по освидетельствованиям, проверкам и испытаниям; схемы (маршруты) осмотров и проверок; наименование; марка; габаритные размеры, ТУ на поставку используемых контрольно-измерительных приборов, имитационно-стендового оборудования, инструмента и принадлежностей; схемы подключения; порядок и условия работы; порядок сбора и анализа данных от встроенных систем диагностики; алгоритмы сравнительной оценки параметров технического состояния; расчетные данные для прогнозирования состояния системы и ее составных частей; накопления статистических данных для планирования технического обслуживания и ремонта.
Модуль 5, «Техническое обслуживание, регламентные работы и ремонт», использует при выдаче справочной и иной информации данные модулей 3 и 4 (в части идентификации систем и комплектующих изделий и их технического состояния по результатам проверки), а также дополнительные данные, к числу которых относятся: вид технического обслуживания и ремонта (ТОР), периодичность вида ТОР; перечень и содержание работ вида ТОР с указанием потребного ЗИП и контрольно-измерительных приборов; последова-
тельность (график) процедурно-технологических операций ТОР по системе и комплектующим изделиям с учетом техники безопасности и живучести системы; порядок разборки и сборки комплектующих изделий с показом на графических моделях; порядок и система смазки с приложением химмотологических карт; продолжительность, трудоемкость и потребное количество персонала для проведения работ по виду ТОР; учет данных по расходованию ресурса и отказам комплектующих изделий, поступающих из корабельной автоматизированной информационной системы по техническому обеспечению (КАИС ТО); формирование и передача данных в КАИС ТО для годового и месячного планирования ТОР по боевой части и дивизионам, а также наряда для личного состава на выполнение конкретных работ по виду ТОР, включающего состав работ по ТОР, их трудоемкость и продолжительность, количество потребного ЗИП, наименование и количество смазки и других сред, количество личного состава.
Модуль 6, «Материально-техническое обеспечение технического обслуживания и ремонта», должен получать данные из модулей 3 и 5 в части идентификации систем и комплектующих изделий, потребности в ЗИП на проведение ТОР. Дополнительно для решения собственных задач в модуле должны быть представлены данные по предметам снабжения: наименование, обозначение; документ на поставку; входимость в состав изделия; количество на изделие по видам номенклатур; взаимозаменяемость; технические характеристики; предприятие-поставщик. Данные в базе данных используются для формирования заявки на поставку ЗИП, передаваемую в КАИС ТО для последующей реализации.
Модуль 7, «Характерные неисправности и методы их устранения», должен быть связан с модулями 3 и 5. Информация для поиска и устранения неисправностей должна включать данные по характерным, наиболее часто встречающимся неисправностям (дерево возможных неисправностей), их вероятным причинам и методам наиболее быстрого и простого интерактивного выявления и устранения неисправностей. Пользователю необходимо иметь возможность последовательно вводить в ИЭТР вручную (от встроенной диагностической системы) признаки (симптомы) неисправностей с получением результата на каждом шаге испытаний. Для инициирования действий пользователя должны быть организованы диалоги с вопросами-подсказками по представлению необходимых данных в нужное время. На основании вводимой информации пользователю должны представляться динамично генерируемые рекомендации по дальнейшей последовательности испытаний, в том числе (но не ограничиваясь) с использованием моделей логического вывода. При этом рекомендуемые решения должны представ-
ляться на графических моделях (чертежах, схемах) с возможностью выбора наилучших вариантов и со сводкой предыдущих действий и испытаний при поиске неисправностей.
Специфика кораблей как наукоемких изделий судостроения заключается в том, что в их составе в зависимости от типа и класса может находиться до нескольких десятков корабельных систем и комплексов, включающих, в свою очередь, множество комплектующих изделий. Все это приводит к необходимости иметь на корабле значительное количество ИЭТР, в результате чего возникают определенные сложности как в их технической реализации (в средствах электронного отображения), так и в практическом использовании.
Для сокращения числа ИЭТР можно рекомендовать следующий подход. Отдельные ИЭТР составляются на сложные (насыщенные оборудованием) системы. К ним относятся, например, энергетическая и электроэнергетическая системы.
При разработке ИЭТР на судовые системы целесообразно объединять их в группы, близкие по функциональному назначению, то есть разрабатывать комплексные ИЭТР, например, на «Противопожарные системы», «Системы водоотлива и осушения», «Системы вентиляции, кондиционирования, очистки и регенерации воздушной среды», «Якорно-швартовные устройства» и т.п. Это приблизит руководства к расписаниям по заведы-ваниям личного состава и, кроме того, решит проблему подготовки операторов на пультах управления. Последнее связано с тем, что на современных кораблях все чаще стало применяться управление значительным числом систем с одного пульта.
На первых этапах разработки в состав ИЭТР рекомендуется включать: технические описания, инструкции по эксплуатации, инструкции по техническому обслуживанию, ведомости ЗИП применительно к сложным системам, определяющим техническую готовность корабля. На ИЭТР отдельных систем отрабатывается технология создания руководств с последующим ее распространением на другие изделия.
В целом разработка руководств должна проводиться с использованием следующих принципов:
• тесная интеграция конструкторских данных об изделиях с исходными данными для подготовки ИЭТР в единой информационной среде и инициирование разработки ИЭТР параллельно с разработкой конструкторско-технологической документации на корабль;
• обеспечение соответствия современным стандартам по обмену данными;
• обеспечение возможности сопряжения с системами диагностики и КАИС ТО;
• достаточный уровень автоматизации процесса разработки на основе использования современных информационных технологий.
Процесс разработки и поставки ИЭТР должен проходить через следующие этапы:
- определение информационных объектов контекстного (видового) типа;
- сбор и систематизация необходимых исходных данных, в том числе из внешних систем (РБМ, систем поставщиков ИЭТР по комплектующим изделиям);
- разработка проекта (версии) ИЭТР с помощью специального программного комплекса;
- проверка корректности введенных данных в ИЭТР специалистами исполнителя и представителем заказчика;
- устранение выявленных замечаний;
- отработка и испытания ИЭТР на корабле с использованием штатных средств электронного отображения и при взаимодействии с КАИС ТО;
- устранение замечаний, в том числе технологического характера и окончательная композиция ИЭТР;
- передача ИЭТР в штатную эксплуатацию.
ИЭТР является составной частью КАИС ТО и между ними должен производиться обмен информацией по следующей схеме.
1. Примерный состав передаваемых данных из ИЭТР в КАИС ТО включает: оценочные данные по специальной подготовке категорий личного состава; данные по структуре и техническим характеристикам комплектующего оборудования; данные по нормативам технического обслуживания и регламентным работам - вид, периодичность, объем, трудоемкость, потребное ресурсное обеспечение; заявки на материально-техническое обеспечение технического обслуживания и регламентных работ и др.
2. Примерный состав данных, передаваемых из КАИС ТО в ИЭТР: данные по динамике расходования ресурсов технических средств (для модуля 5); данные по отказам технических средств (для модулей 3,4); данные диагностического контроля (для модуля 4); данные из плана профессиональной подготовки (для модуля 1); данные из планов технического обслуживания и регламентных работ по боевым частям и дивизионам (для модуля 5); данные о динамике расходования одиночных комплектов ЗИП (для модуля 6).