Научная статья на тему 'Интегрированная логистическая поддержка корабля и систем вооружения на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации'

Интегрированная логистическая поддержка корабля и систем вооружения на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная логистическая поддержка корабля и систем вооружения на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КОРАБЛЯ И СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ НА СТАДИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ

В.В. Кочнев, С.М. Митрошин, О.И. Пыжов

В общем виде понятие интегрированной логистической поддержки (ИЛП) изделий представляет собой совокупность процессов, организационно-технических мероприятий и регламентов, осуществляемых на всех стадиях жизненного цикла (ЖЦ) изделий, направленных на оптимизацию полной стоимости ЖЦ.

Основной целью разработки и внедрения ИЛП является сокращение затрат на эксплуатацию и ремонт наукоемких изделий. ИЛП реализуется как в ВМФ РФ, так и в ВМС зарубежных стран в системе технического обеспечения (СТО).

СТО является одним из важнейших видов логистической поддержки деятельности ВМФ в мирное и военное время. Ее роль повысилась особенно в последнее время в связи с предполагаемой реорганизацией ВМФ РФ, вызванной перенацеливанием флота на решение новых задач, сокращением личного состава и бюджетных ассигнований на НИОКР и закупки вооружения и военной техники (ВВТ). Это вызывает ужесточение требований к характеристикам принимаемых на вооружение ВВТ; сокращению типажа и максимальной их унификации; модернизации; снижению стоимости технического обслуживания и ремонта ВВТ, находящихся как в эксплуатации, так и на хранении.

Существенное возрастание стоимости эксплуатации современных ВВТ заставляет проводить всесторонние научно-технические исследования: по поиску путей создания ВВТ с сокращенными циклами технического обслуживания; по введению автоматизированных и автоматических способов контроля их технического состояния; совершенствованию инфраструктуры технического обеспечения; изучению целесообразности и способов эксплуатации и ремонта ВВТ по фактическому состоянию.

В связи с этим реализация военно-технической политики страны должна опираться на сбалансированное и взаимоувязанное совершенствование и развитие всех элементов, структур и органов системы технического обеспечения во всех ее звеньях как на уровне промышленности (проектанты, заводы-строители кораблей, поставщики комплектующих изделий), так и на уровне ВМФ РФ: от разработки и поставки ВВТ до их технического обслуживания, ремонта, модернизации, хранения и утилизации.

Все это требует создания в СТО единого информационного пространства, и, как отмечается в ряде литературных источников, в настоящее время

важнее не обмен материальными ресурсами между заказчиками и поставщиками ВВТ, а обмен информацией и анализ ее динамики. При этом важное значение приобретает система сбалансированных показателей по критерию эффективность-стоимость, задаваемых в тактико-технических заданиях, отслеживаемых при проектировании и строительстве и реализуемых в процессах эксплуатации и ремонта ВВТ.

Следует отметить, что раньше при массовом строительстве кораблей различных классов основные финансовые ресурсы шли на проектирование и строительство и в значительно меньшей степени на обеспечение эксплуатации и ремонта. Выпускаемая эксплуатационная документация не охватывала всех аспектов эксплуатации и ремонта кораблей, что приводило к необходимости разработки дополнительной документации организациями ВМФ.

В последнее десятилетие финансирование эксплуатации и ремонта значительно сократилось, что привело к большому увеличению числа кораблей, по своему техническому состоянию требующих заводского ремонта или вывода из состава ВМФ.

Кроме того, в ближайшей перспективе ожидается сокращение количества кораблей флота, что приводит к необходимости значительного повышения их эксплуатационных свойств на стадиях создания с целью обеспечения высокой напряженности использования (имеемыми силами необходимо обеспечить ранее выполняемые флотом задачи).

В плане ИЛП корабль представляет собой сложную многофункциональную систему вооружения, в составе которого имеются практически все виды вооружения, присущие другим родам войск: от ударного оружия до оружия самообороны (ПВО, ПЛО и др.), от вертолетов до самолетов. В проектировании, строительстве, эксплуатации и ремонте кораблей участвуют до 1000 предприятий и организаций промышленности, а количество контрактов на проведение этих работ нередко достигает 3 тысяч.

ЖЦ корабля может составлять десятки лет, а цикл непрерывного использования доходит до нескольких месяцев. Модель использования кораблей в мирное время несущественно отличается от модели боевых действий с точки зрения расходования ресурсных показателей технических средств.

Все сказанное свидетельствует о крайней важности внедрения логистической поддержки корабля уже на ранних стадиях его проектирования.

Вместе с тем возникает проблема, связанная с многообразием связей корабля на протяжении его ЖЦ. Если раньше деятельность промышленных предприятий и эксплуатирующих организаций сосредоточивалась на наведении порядка в своей операционной среде, то сейчас требуется объединение (информационное увязывание) сотен различных предприятий в кооперативную деятельность (недаром стали широко обсуждаться модели взаимосвязи многие ко многим, Х-2-Х).

К числу основных функций компьютерной системы ИЛП следует отнести следующие.

1. Обобщение и анализ передовых технологий (бенчмаркинг) производства и постпроизводственного обеспечения изделий в военно-промышленных комплексах зарубежных стран и в отечественной промышленности для использования в процессах создания и эксплуатации кораблей.

2. Логистический анализ (ЛА) на основе функционально-стоимостного метода (но не ограничиваясь) на всех стадиях ЖЦ кораблей, вооружения и техники, предусматривающий решение задач анализа и уточнение требований заказчика к технической готовности (боеготовности) кораблей; определение затрат и ресурсов, необходимых для поддержания кораблей в работоспособном состоянии; создание и ведение баз данных в составе РБМ-систем проектантов и строителей кораблей для отслеживания и накопления этих параметров на этапах ЖЦ кораблей, вооружения и техники.

3. Создание и ведение электронных досье (базы данных) на эксплуатируемые корабли, вооружение и технику с целью накопления и использования фактических данных для оперативного определения потребностей в материальных ресурсах (ЗИП, материалы, оборудование, ГСМ) при техническом обслуживании и ремонте.

4. Применение стандартизированного документирования процессов поставки комплектующих изделий и предметов снабжения в системе материально-технического обеспечения с учетом требований современных стандартов.

5. Определение комплектности и достаточности ЗИП в составе комплектующих и собственных изделий в номенклатурном и количественном выражении для обеспечения заданного периода эксплуатации, выполняемого предприятиями - разработчиками изделий, проектантами и строителями кораблей.

6. Применение стандартизированных решений по единой кодификации предметов снабжения на основе федеральной системы каталогизации предметов снабжения.

7. Учет и управление запасами на складах и базах предприятий промышленности и в системе технического обеспечения ВМФ РФ.

8. Прогноз и определение потребности в материальных средствах, планирование поставок и формирование заявок, контрактов с предприятиями - поставщиками изделий с учетом требований по ценовой политике, размеру партий поставок, времени исполнения, контролю исполнения и др., проводимых заводами-строителями и организациями ВМФ.

9. Бюджетирование и управление (сопровождение) контрактов на поставку ЗИП и комплектующих изделий, выполняемых заводами-строителями и организациями ВМФ.

Особое место в ИЛП занимает ЛА, представляющий собой формализованную технологию всестороннего исследования изделия и определения рациональных вариантов его использования в процессе эксплуатации на всех стадиях ЖЦ.

Результаты ЛА оформляются в виде реляционной базы данных, включающей конструкторско-технологические и эксплуатационные данные.

Как правило, база данных ЛА состоит из следующих типов таблиц:

• А - требования по эксплуатации и обслуживанию;

• В - показатели требуемого уровня обслуживания, данные причинно-следственного анализа возможных отказов, результаты анализа ремонтопригодности изделия;

• С - выполняемые задачи, анализ выполняемых задач, данные по персоналу и поддержке эксплуатации;

• Е - данные о вспомогательном и учебном оборудовании, учебные материалы;

• Б - данные об инфраструктуре для поддержки эксплуатации;

• О - требования к квалификации персонала.

В целом ЛА соответствует программе обеспечения надежности кораблей и систем вооружения, формируемой для стадий их проектирования, строительства (изготовления) и эксплуатации ЦКБ - проектантом кораблей.

ЛА - это основа для разработки интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР), которые являются основными документами по информационной поддержке эксплуатации и ремонта ВВТ.

Нормативно-технические документы (НТД), необходимые для формирования ИЛП кораблей ВМФ РФ, нужно рассматривать в общем контексте разработки всего пакета НТД, обеспечивающего внедрение СЛЬ8-технологий в судостроение и в ВМФ РФ.

Разработку НТД по ИЛП необходимо внести в общую «Программу создания НТД в области СЛЬ8-технологий в судостроении» с включением следующих документов.

1. ОСТ В ...«Руководство по интегрированной логистической поддержке кораблей ВМФ на стадиях их жизненного цикла». Предназначен для

использования при проектировании, строительстве, эксплуатации и ремонте наукоемких изделий в судостроительной отрасли.

2. РД «Руководство по проведению логистического анализа». Предназначен для ЛА качества принимаемых решений по наукоемким изделиям на стадии их проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта с целью снижения затрат на обеспечение постпроизводственных стадий ЖЦ изделий.

3. «Методика создания баз данных по результатам логистического анализа». Предназначена для определения перечня таблиц реляционной базы данных, в которую заносятся результаты ЛА.

4. ОСТ...«Словарь понятий по интегрированной логистической поддержке кораблей ВМФ РФ».

В заключение следует отметить, что внедрение ИЛП должно обеспечить:

• эффективное управление поставками пред-

метов снабжения на основе учета и анализа запасов на складах, а также на торпедно- и ракетно-технических базах различного административного подчинения;

• внедрение информационных технологий, дающих возможность построения производственной кооперации в виде «виртуальных» предприятий, обеспечивающих все этапы ЖЦ корабля, вооружения и техники;

• сокращение затрат на эксплуатацию и ремонт кораблей, вооружения и техники, исключающие использование бумажной документации на основе внедрения ИЭТР;

• повышение конкурентоспособности изделий, произведенных в интегрированной среде с использованием системы ИЛП на всех этапах ЖЦ кораблей, вооружения и техники;

• гарантию качества выпускаемых изделий за счет электронного документирования всех выполняемых процессов и процедур.

ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЗАЩИЩЕННОСТИ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ С АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫМ КОМПЛЕКСОМ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА

В.В. Карпов

Для реализации системного подхода к решению проблемы обеспечения информационной безопасности необходимо комплексное использование методов моделирования систем и процессов защиты информации [1]. Целями такого моделирования являются поиск оптимальных решений задач синтеза систем защиты информации (СЗИ), управления механизмами защиты, оценки эффективности использования средств и методов защиты и т. п.

Модель с позиций математического моделирования представляет логическое или математическое описание компонентов и функций, отображающих наиболее существенные свойства моделируемого объекта или процесса.

Моделирование системы заключается в построении некоторого ее математического аналога, адекватного с точностью до целей моделирования исследуемой системы, и выявления с помощью построенной модели необходимых свойств реальной системы.

Исходной посылкой при разработке значительного числа моделей защищенных систем является очевидное предположение о возникновении некоторого ущерба в случае нарушения за-

щищенности информации и необходимости расходования средств на обеспечение защиты данных. Полная ожидаемая стоимость финансовых потерь может быть выражена суммой расходов на защиту и потерь от ее нарушения (рис. 1).

Очевидно, что оптимальным решением было бы выделение на защиту информации средств в размере Copt, поскольку именно при этом обеспечивается минимизация общих финансовых потерь.

С (стоимость)

/ Стоимость /' / у f защиты ' /

Р p t

Стоимость ущерба

_^Рзащ (уровень

безопасности)

Рис. 1. Стоимостные зависимости защиты информации

С

o p t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.