ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 УДК 338.24
Стародубцева Тамара Ивановна, студентка 3 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ
e-mail: toma_starodubceva@mail.ru
Некрасова Светлана Максимовна, студентка 3 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ
e-mail: nekrasovasvetlana1998@yandex.ru
СОСТОЯНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ
Аннотация: в работе рассматривается практический аспект исследования вопросов управления государственным долгом России в условия геополитической нестабильности и внешнеэкономических санкций
Ключевые слова: финансовая политика, государственный долг, управление национальной задолженностью
Starodubtsev Tamara Ivanovna, the student 3 courses of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU
e-mail: toma_starodubceva@mail.ru
Nekrasova Svetlana Maksimovna, the student 3 courses of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU
e-mail: nekrasovasvetlana1998@yandex.ru
STATE AND EVOLUTION OF THE PUBLIC DEBT OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Summary: in work the practical aspect of a research of questions of management of a public debt of Russia in conditions of geopolitical instability and the external economic sanctions is considered
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017
Keywords: financial policy, public debt, management of national debt
В настоящее время на экономику оказывает воздействие множество факторов, которые в дальнейшем принимают обличие причин ее развития. Сложно предугадать, какие изменения настигнуть в ближайшее время экономическую сферу, потому что данный финансовый механизм находится в постоянном движения [5].
Внешний государственный долг Российской Федерации последние десять лет стремительно рос и увеличился на 600 миллиардов долларов. Своей критической точки он достиг в 2014 году, когда на Россию обрушились огромные лавины санкций со стороны других стран, что привело к снижению цен на нефть. Но уже в середине 2015 года началось просветление, постепенно внешний долг Российской Федерации начинал снижаться, а на момент 1 января 2016 года он снизился на 14 % в сравнении с 2015 годом [4]. Данные изменения отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Объем внешнего государственного долга Российской Федерации на
2014-2017 гг.
Отчетная дата Объем государственного внешнего долга РФ, млн. долл. США
Всего В т. ч. государственные гарантии РФ
01.01.2014 55794,2 11399,1
01.01.2015 54355,4 12083,2
01.01.2016 50002,3 11875,9
Анализирую динамику внешнего государственного долга Российской Федерации, стоит обратить внимание на то, что в 2014 году насчитывался большой объем внешних заимствований. Уже позже началось его снижение, сейчас же внешний долг составляет 51211, 8 млн. долл. США [3]. Для осуществления более детального анализа внешних задолженностей государства в первую очередь нужно рассмотреть структуру государственного внешнего долга, которая отражена в таблице 2.
Что касается структуры государственного внешнего долга РФ, то в ходе ее исследования было выявлено, что в общем объеме наибольшую долю
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017
занимают задолженность по внешним облигационным займам, которые составили 35,2 % от общей суммы внешнего долга. На втором месте идут государственные гарантии в иностранной валюте, на долю которых выпало 10, 9 % от общей суммы внешних государственных займов. Самый низкий показатель закрепился из года в год за облигациями внутреннего государственного валютного займа, и составляют 0,003 %. Благосостояние страны стабилизировалось, и уровень жизни начал подниматься, данное изменение уже чувствуют на себе некоторые бюджетные сферы [6]. Таблица 2 - Структура государственного внешнего долг Российской Федерации
по состоянию на 2015 - 2017 года, млрд. долл. [1, 2]
Категория долга 2015 2016 2017
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 54881,4 (48,6%) 49363,2 (47,8%) 51217,2 (47,9%)
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба 879,3 (0,8%) 805,3 (0,8%) 629,3 (0,6%)
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ 876,2 (0,8%) 413,8 (0,4%) 399,9 (0,4%)
Задолженность перед официальными многосторонними кредитами 1085,1 (0,9%) 944,3 (0,9%) 817,1 (0,8%)
Задолженность по внешним облигационным займам 38540,6 (34,2%) 35303,6 (34,2%) 37621,2 (35,2%)
Внешний облигационный заем с погашением в 2017 году 2000,0 (1,8%) 2000,0 (1,9%) 2000,0 (3,7%)
Внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2499,9 (2,2%) 2499,9 (2,4%) 2499,9 (2,3%)
Задолженность по ОВГВЗ 5,5 (0,005%) 5,4 (0,005%) 3,4 (0,003%)
Прочая задолженность 20,7 (0,02%) 20,7 (0,02%) 20,0 (0,02%)
Государственные гарантии РФ в иностранной валюте 12064,2 (10,7%) 11870,1 (11,5%) 11726,3 (10,9%)
Можно заметить, что динамика объема внешнего государственного долга
имеет тенденцию снижаться. В сравнении с 2014 годом объем снизился на 4, 34 млрд. долл. и составил на 2016 год 50,02 млрд. долл.
Помимо внешних заимствований государство осуществляет внутренние займы. На 1 апреля 2017 года внутренний государственный долг РФ
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017
выраженный в государственных ценных бумагах составляет 6 467 296, 223 млн. руб. Государственные гарантии Российской Федерации, выраженные в валюте РФ, около 1 840 843 млн. руб. А в общей сумме внутренний государственный долг насчитывает 8 308 139 млн. руб.
Таблица 3 - Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 2014 - 2016 год [1, 2]
По состоянию на Объем внутреннего государственного долга РФ, млрд. руб.
Всего в т. ч. Государственные гарантии РФ в валюте РФ
01.01.2014 5722,26 1289,13
01.01.2015 7241,17 1765,46
01.01.2016 7307,24 1734,22
Самая большая доля выпадает на ОФЗ - ПД, а на втором месте идут ОФЗ
- ПК. Данное явление можно пронаблюдать в Таблице 4.
Таблица 4 - Структура государственного внутреннего долга РФ, выраженная в
государственных ценных бумагах РФ, млрд. руб. за 2015 - 2017 год [1, 2]
Вид долгового обязательства 2015 2016 2017
ОФЗ - ПК 1000 1347,3 1803
(183%) (24,2%) (28,5%)
ОФЗ - ПД 2551,1 2710,3 3229,4
(46,6%) (48,6%) (51,2%)
ОФЗ -ИН - 141,8 165,1
(2,5%) (2,6%)
ОФЗ - АД 1038,6 791,2 650,6
(18,9%) (14,2%) (10,3%)
ГСО - ППС 560,5 360,5 245,5
(10,2%) (6,5%) (3,9%)
ГСО - ФПС 132 132 13
(2,4%) (2,4%) (2,1%)
ОВОЗ 90 90 90
(1,6%) (1,6%) (1,4%)
До 2014 года происходило снижение долга, но после происходит
значительный скачок от 2014 года по 2015 год и медленное плавное увеличение с 2015 по 20016 год.
Обслуживание внутреннего государственного долга также требует немалых денежных средств, так например расходы на этот вид долга было потрачено в 2016 году по сравнению с 2015 года на 54,278 миллиарда рублей — до 481,962 миллиарда рублей больше.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 Для поддержания государственного на одном уровне, государство прибегает к определенным методам управления, которые ей помогают контролировать обстановку. Для периода с 2017 по 2028 года характерны крупные суммы внутреннего долга. А начиная с 2029 по 2036 год, сумма долга значительно уменьшается и если сравнить 2017, 2018, 2019, 2012,2027 годы с 2030, 2033,2035,2036 годами, то согласно программе погашения долг сократится где-то в 30 раз. Что касается ОФЗ - ПК и ОФЗ - ПД, то в ходе погашения они теряют свою востребованность и предпочтение отдаются прочим долговым обязательствам [6].
Как внутренний долг, внешний долга так же стремятся контролировать и снизить. В настоящее время наблюдается тенденция снижения внешнего государственного долга. Если наша страна и дальше будет придерживаться такой политики, то у нашей страны есть все шансы поднять на ступень выше и подобраться к странам с более развитой экономикой.
Наконец 2016 года внешний государственный долг составлял 521,6 миллиарда долларов США, что на 77,431 миллиарда долларов меньше, чем в начале года. В 2017 году РФ должна потратить около 125,3 миллиарда долларов на выплату по долгу, а это значит, что почти все бюджетные средства будут потрачены на выплату.
Если государство долг, то это не значит, что оно обречено на кризис и нищету. Долг может носить любой характер как положительный, так и отрицательный. Если экономику стороны поддерживают на одном уровне, который не мешает в развитии страны, то долг не влияет отрицательно на репутацию страны, как добросовестного заемщика. Некоторые страны, имея государственный внешний долг, не стремятся его понизить, а наоборот поддерживают нужный бюджетный дефицит, потому что экономически им это может быть выгодно, в таком случае долг будет носить положительный характер.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017
Список источников:
1. Структура государственного внутреннего долга РФ (в части государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ) по срокам погашения и по видам обязательств [Электронный ресурс] / Официальный сайт министерства финансов РФ / Режим доступа: http://minfin.ru свободный.
2. Структура внешнего государственного долга РФ по состоянию на 1 апреля 2017 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт министерства финансов РФ / Режим доступа: http://minfin.ru свободный.
3. Новосельский С.О. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью / С.О. Новосельский, И.Н. Щедрина, В.А. Криулин // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -2016. - №7.ч.2. - С.23-28
4. Новосельский С.О. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в РФ: международный аспект / С.О. Новосельский, М.В. Макин, О.В. Пшеничникова, В.И.Садыкова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - №8.ч.2. - С.121-125
5. Новосельский С.О. Российский рынок банковского кредитования: современное состояние и перспективы развития / С.О. Новосельский, Э.Р. Шамилова, Е.А. Ашуркова, О.М. Рождественская // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №5.ч.6. - С.58-64
6. Новосельский С.О. Состояние и перспективы кредитования предприятий малого бизнеса в условиях существующей рыночной конъюнктуры / С.О. Новосельский, Д.В. Зюкин, И.Н. Щедрина // Наука и практика регионов. - 2016. - №1.- С. 16-24