Научная статья на тему 'Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Российской Федерации'

Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1289
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжкова Юлия Анатольевна, Алмакаева Виктория Александровна

Рассмотрена взаимосвязь проблем бюджетного дефицита и государственного долга на примере Российской Федерации, представлена структура российского государственного долга, выявлена специфика образования российского государственного долга, выделены методы управления государственным долгом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examined the relationship problems of the budget deficit and public debt on the example of the Russian Federation; and the structure of the Russian state debt; The specific character of Russian education debt; selected methods of public debt management.

Текст научной работы на тему «Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Российской Федерации»

УДК 330.5

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. А. Рыжкова, В. А. Алмакаева

Рассмотрена взаимосвязь проблем бюджетного дефицита и государственного долга на примере Российской Федерации, представлена структура российского государственного долга, выявлена специфика образования российского государственного долга, выделены методы управления государственным долгом.

The article examined the relationship problems of the budget deficit and public debt on the example of the Russian Federation; and the structure of the Russian state debt; The specific character of Russian education debt; selected methods of public debt management.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного - Германия, Япония и Швейцария.

В настоящее время тема бюджетного дефицита является актуальной, поскольку недавно многие страны мира столкнулись с экономическим кризисом, что предполагает наличие бюджетного дефицита, так как государство стремится поддержать различные сектора экономики.

В западных экономических теориях проблемы бюджетного дефицита рассматриваются преимущественно в аспекте задач экономического роста и обеспечения полной занятости. В российской же правительственной бюджетной политике склоняются только к подавлению инфляции и уплате внешнего долга. Рассмотрим бюджет Российской Федерации за последние годы (табл. 1) [1].

Таблица 1

Дефицит и профицит бюджета РФ (% к ВВП)

Год 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Дефицит (+) Профицит (-) -3,6 -1,1 +2,5 +2,9 +1,0 +1,4 +1,6 +8,1 +8,4 +6,0 +4,9 -6,3 -3,9

Из данных Госкомстата видно, что бюджетный дефицит в нашей стране наблюдается только до 2000 г. Затем происходит постепенный его рост, что характеризуется успешной экономической политикой государства по устранению бюджетного дефицита.

В утвержденном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012-2013 гг. также планируется дефицит (табл. 2) [2].

Прогнозируемый дефицит и профицит бюджета РФ (% к ВВП)

Год 2011 2012 2013

Дефицит(+) Профицит (-) -3,6 -3,1 -2,9

Много говорится о том, что РФ сможет решить проблемы с бюджетным дефицитом благодаря высоким ценам на нефть. Но оказалось, что новые обязательства РФ растут даже быстрее, чем доходы от продажи нефти и нефтепродуктов.

Как утверждают в Министерстве финансов, обязательства РФ (в том числе социальные обязательства и реформы) в этом году могут составить 1,3 трлн руб. Так, из государственной казны приходится тратить деньги на строительство социального жилья, реформы полиции, военные расходы, социальные выплаты (которые, кстати, в 2011 г. составили 300 млрд руб., в 2012 г. - 630 млрд руб., а в 2013 г. - 980 млрд руб.) и пр. Таким образом, общая сумма обязательств в 2012 г. достигнет 1,3 трлн руб., а к 2013 г. увеличится до 1,5 трлн руб.

С учетом же все возрастающих обязательств страны прогнозируется дефицит, даже несмотря на рост цен на нефть. Дорогая нефть просто не сможет покрыть такой большой дефицит бюджета. Ожидается, что от продажи нефти государство получит в 2011 г. дополнительных 800 млрд долл. в бюджет, в 2012 г. - 900 млрд долл., в 2013 г. - 1 трлн долл. [2].

Кроме того, Минфин настаивает на том, чтобы дополнительные доходы от продажи нефти были направлены не в бюджет РФ, а в резервный фонд. В этом случае некому будет покрыть даже часть дефицита бюджета.

Чтобы покрыть расходы при сокращении доходной части бюджета, власти готовы пойти и на рост государственного долга, скорее всего, путем дополнительных внутренних заимствований. Сокращение расходов также рассматривалось как возможный путь минимизации дефицита. Правительство заранее подстраховалось на этот счет: в конце года был принят закон, который позволяет оперативно манипулировать расходными статьями бюджета без длительных процедур утверждения поправок в бюджет Федеральным Собранием. Ожидалось, что урезанию могут подвергнуть, прежде всего, инвестиционные программы [3].

Образование государственного долга в РФ имеет свою специфическую особенность. Значительная часть внешнего долга России - это долг бывшего СССР, составляющий 102 млрд долл., который Россия приняла на себя. Другая часть задолженности сформировалась вследствие значительных заимствований российского правительства в 1992-1998 гг. на внешнем рынке, в том числе около 25 млрд долл., взятых взаймы у международных финансовых организаций - МВФ и Всемирного банка. На 1 марта 2011 г. сумма российского внешнего долга составила 39 770,8 млн долл. (табл. 3) [1].

Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации ее в акции предприятий в нашей стране практически не применялись [4].

Структура государственного внешнего долга России

Категория долга Млн долларов США Эквивалент млн евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) 39 770,8 28 769,4

Задолженность перед официальными кредиторами -членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 754,7 545,9

Задолженность перед официальными кредиторами -не членами Парижского клуба 1719,3 1 243,7

Задолженность перед официальными кредиторами -бывшими странами СЭВ 1116,0 807,3

Коммерческая задолженность бывшего СССР 56,2 40,7

Задолженность перед международными финансовыми организациями 3072,3 2 222,4

Задолженность по внешним облигационным займам 30 456,5 22 031,6

внешний облигационный заем с погашением в 2015 г. 2000,0 1446,8

внешний облигационный заем с погашением в 2020 г. 3500,0 2531,8

внешний облигационный заем с погашением 2018 г. 3466,4 2507,5

внешний облигационный заем с погашением 2028 г. 2499,9 1808,4

внешний облигационный заем с погашением в 2030 г. 18 990,2 13 737,1

Задолженность по ОВГВЗ 1774,9 1283,9

ОВГВЗ VII серии 1750,0 1265,9

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 820,9 593,8

Методы управления государственным долгом включают:

1) реструктуризацию, что означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплат долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений;

2) конверсию - все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника.

Чтобы проводить политику реструктуризации и конверсии, РФ должна опять завоевать доверие кредиторов. Это будет возможно в том случае, если ежегодный рост экономики страны будет составлять от 5 до 7 %, при этом платежи по долгам будут производиться в срок и полностью. На сегодняшний день в РФ наблюдаются рост производства, а также подъем экономики, пусть еще не большой, однако дающий надежду на экономическую стабилизацию и развитие в дальнейшем [5].

Основная задача для решения проблемы госдолга для будущих поколений - это не только желание выплатить большую часть долга, но и не создавать новых долгов, получая огромные суммы кредитов за рубежом для реализации раздутых социальных программ, предвыборных рекламных кампаний и других подобных мероприятий.

В настоящее время большинство стран пытается так или иначе сбалансировать свои бюджеты при одновременном росте доли государственных

расходов в ВВП. При этом незначительный бюджетный дефицит по-прежнему рассматривается в качестве фактора экономического роста.

Расходы бюджета РФ должны определяться задачами социальноэкономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.

Наличие обоснованного бюджетного дефицита не является злом, но все-таки инициируемый им государственный долг является вещью довольно неприятной. Следовательно, необходимо стремиться без надобности его не раздувать, и по мере возможностей его сокращать [4].

Также следует отметить, что долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения РФ стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.

Согласно расчетам РФ сможет выполнить свои обязательства только через 3-4 года, когда экономика нашей страны достигнет достаточно высоких темпов роста - 4-5 % в год. И возможно это лишь при условии, что в РФ будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и проведены соответствующие реформы.

Таким образом, преодоление тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.

Список литературы

1. URL: http://www.gks.ru

2. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

3. URL: http://www.minfin.ru/ru/

4. URL: http://referatwork.ru/refs/source/ref-122018.html

5. URL:_http://www.ekomik.ru/

УДК 339.13

ОБЗОР СЕГМЕНТА РЫНКА ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ (г. МУРОМ) ОТНОСИТЕЛЬНО РОССИЙСКОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

И. Р. Сарибжанов, М. Е. Теняева

Рассмотрена ситуация на рынке электронной коммерции, проведен анализ показателей развития интернет-торговли в России 2009-2011 гг., дана оценка рынка интернет-магазинов (г. Муром).

In the article it is examined the situation in e-commerce market, analyzed the performance of e-commerce of Russia in 2009-2011 years and are analyzed the market of online shops in Murom.

На сегодняшний день интернет-торговля в России до сих пор считается более сложным уровнем товарооборота и доступна только опытным пользователям. Однако по статистике 6-7 млн россиян ежемесячно совершают опе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.