Научная статья на тему 'Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности'

Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / БЮДЖЕТ / УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахмутов Виктор Николаевич

В данной работе проведен анализ статистических данных по объему и структуре внешнего государственного долга. Выявлены проблемы управления внешним государственным долгом и предложены рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности»

Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности Пахмутов В. Н.

Пахмутов Виктор Николаевич /Pakhmutov Viktor Nikolaevich - магистрант, кафедра «Финансы и кредит», Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в данной работе проведен анализ статистических данных по объему и структуре внешнего государственного долга. Выявлены проблемы управления внешним государственным долгом и предложены рекомендации.

Ключевые слова: государственный долг, бюджетный дефицит, бюджет, управление долгом.

Многие события на мировой арене негативно сказались на сбалансированности бюджета РФ - присоединение Республики Крым и Севастополя (увеличение социальных расходов на новых граждан), валютная нестабильность (значительные изменения курса рубля к мировым валютам), изменение в структуре внешнеторговых связей (эмбарго), военное давление на ИГИЛ (большие затраты на военную авиацию и сопутствующие боеприпасы). Значительное увеличение государственных расходов при прежнем или меньшем темпе роста государственных доходов неминуемо приводит к образованию бюджетного дефицита. При этом сырьевой тип экономики не позволяет в полной мере быть конкурентоспособными на мировом рынке и компенсировать увеличивающиеся государственные расходы.

Существует следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита [1]:

1. за счет эмиссии денег;

2. за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

3. за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

В данной работе исследуются проблемы управления одним из долговых способов финансирования бюджетного дефицита, а именно внешним государственным долгом. Динамика внешнего государственного долга представлена на рисунке 1.

60000.0 55000,0 50000,0 45000.0 40 000.0 35000,0 30000,0

/

1-1 ~Чн/

01.012011

01.06.2016

Источник: [3].

Рис. 1. Динамика внешнего государственного долга в период 01.01.2011 - 01.06.2016

Из данных графика можно заметить, что наиболее высокий объем внешнего долга пришелся на 1 ноября 2013 года и составил 55 890,7 млн. долл. США, после чего наблюдался устойчивый ниспадающий тренд. Отсюда следует вывод, что политика управления внешним

государственным долгом за последние 2 года носит стабильный характер с незначительными колебаниями. В целях понимания проблематики обслуживания внешнего государственного долга, необходимо рассмотреть его структуру.

Структура внешнего государственного долга общим объемом 50946,5 млн. долл. США (на 01.06.2016) представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура внешнего государственного долга РФ на 01.06.2016

Название элемента государственного внешнего долга Доля, %

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба 1,37

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ 0,81

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 1,77

Задолженность по внешним облигационным займам 72,70

внешний облигационный заем с погашением в 2017 году 3,93

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 6,80

внешний облигационный заем с погашением в 2019 году 2,94

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 6,87

внешний облигационный заем с погашением в 2021 году 1,64

внешний облигационный заем с погашением в 2022 году 3,93

внешний облигационный заем с погашением в 2023 году 5,89

внешний облигационный заем с погашением в 2026 году 3,43

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 4,91

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 23,53

внешний облигационный заем с погашением в 2042 году 5,89

внешний облигационный заем с погашением в 2043 году 2,94

Задолженность по ОВГВЗ 0,01

Прочая задолженность 0,04

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 23,30

Источник: [3].

Таким образом, внешний государственный долг большей частью состоит из задолженности по внешним облигационным займам (72,7%) и государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте (23,3%). Интересно отметить, что государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте хоть и входят в структуру, но не являются прямыми обязательствами. Также важно подчеркнуть, что обязательства по внешним облигационным займам на ближайшие 3 года составляют всего лишь 13,67% от всего объема внешнего долга и составляют 6966,4 млн. долл. США.

При объемах резервов монетарного золота стоимостью 63,5 млрд. долл. США и валютных резервов стоимостью 329,3 млрд. долл. США [2], оплата как среднесрочных, так и долгосрочных внешних обязательств может быть проведена в кратчайшие сроки. Таким образом, Россия не имеет серьезных проблем в сфере государственных заимствований на международном рынке, однако важно обозначить следующие рекомендации по обслуживанию внешнего государственного долга:

- покрывать внешний долг при минимально возможном валютном курсе иностранной валюты к рублю;

- как следствие, стремиться к снижению курса иностранных валют к рублю путем стимулирования внешнеторговой деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

- снижать зависимость экономики от нефтегазовых доходов и повышать конкурентоспособность национальных товаров в долгосрочной перспективе;

- при наличии возможности, реструктурировать внешний государственный долг на разумных условиях на более поздние периоды с целью ожидания снижения курса.

Литература

1. Дышекова А. А. Бюджетный дефицит и способы его преодоления // Экономика и социум, 2015. № 3 - 1 (16). С. 518-521.

2. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/hd_base/?PrtId=mrrf_m/ (дата обращения: 30.06.2016).

3. Официальный сайт Минфин России. [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (дата обращения: 28.06.2016).

Страхование от риска терроризма в современных условиях

Михайлова К. А.

Михайлова Ксения Александровна /М1ккайоуа Кзета А1ехап^оупа - студент магистратуры,

финансово-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается ситуация по страхованию от терроризма в России. На сегодняшний день терроризм представляет собой одну из наиболее важных проблем общественного развития не только в формате внутригосударственных отношений, но и на мировом уровне, иными словами, проблему глобального масштаба. Ключевые слова: страхование, терроризм.

Авиакатастрофа над Синайским полуостровом, взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде, многочисленные взрывы террористов - смертников на Кавказе, взрывы в аэропорту Домодедово, чудовищная трагедия в школе Беслана... Данный список можно продолжать бесконечно. Счет погибших ведется на тысячи.

На сегодняшний день терроризм представляет собой одну из наиболее важных проблем общественного развития не только в формате внутригосударственных отношений, но и на мировом уровне, иными словами, проблему глобального масштаба. Об этом факте и негативном воздействии терроризма на жизнь социума говорит число совершённых за последние годы террористических актов, количество погибших при этом людей.

Волна террористических актов, прокатившаяся в последние месяцы по всему миру, не оставила равнодушным никого. Граждане большинства стран не могут чувствовать себя в безопасности, прямым подтверждением тому являются взрывы в Париже и Брюсселе -казалось бы, достаточно защищенных городах. В связи с этим страховщики выдвигают инициативу обязательного страхования от рисков терроризма и диверсий. Это требует всестороннего рассмотрения, так как может привести и к снижению защищенности.

Страхование от рисков террористических актов на территории нашей страны ведет свою историю еще с советских времен, когда одна из крупнейших отечественных страховых компаний («Ингосстрах») в рамках страхования внешнеторговых операций Советского Союза и его партнеров начала активно работать с подобного рода рисками. Первыми полисами, покрывающими данные риски, были полисы страхования посольств, дипломатических и торговых представительств СССР за рубежом. К моменту распада Советского Союза был накоплен опыт работы с рисками терроризма, диверсии и перестрахования на западном рынке совместно с облигаторным перестрахованием основного портфеля по имуществу юридических лиц [1, с. 87].

В контексте современного страхования под террористическим актом принято рассматривать совершение действия или комплекса действий с активным применением силы или насилия лицом или группой лиц. При этом важно понимать, что действие расценивается как террористический акт вне зависимости от того совершается он одним человеком или от имени или сообща с организованной группой в политических, религиозных или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.