Научная статья на тему 'Государственный внешний долг Российской Федерации'

Государственный внешний долг Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2930
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / КРЕДИТОРЫ / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ / ЦБ РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ащеулова О. В.

В данной статье идет речь о внешних долговых обязательствах РФ. Рассматриваются долговые категории по данным Министерства финансов РФ. Предложен комплекс мер по эффективному управлению внешним государственным долгом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный внешний долг Российской Федерации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Научная работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-32-01291

Список использованной литературы:

1. Баранов Э.Ф. Импортозамещение в динамике внешней торговли товарами в Российской Федерации / Э.Ф. Баранов, Н.Н. Волкова, А.Ф. Лобзова // Экономические науки. 2013. № 104. С. 7-11.

2. Гладков И.С. Внешняя торговля Российской Федерации и санкции: предварительные итоги / И.С. Гладков // Международная жизнь. 2015. № 5. С. 112-130.

3. Панкова С.В. Факторный анализ как метод оценки рисков совершения торгово-экономических операций в рамках Таможенного союза / С.В. Панкова, В.В. Попов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9 (17). С. 13.

4. Перышкина Е.В. Структура импорта и экспорта России / Е.В. Перышкина // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 33. С. 3237.

5. Попов В.В. Развитие показателей таможенной статистики Российской Федерации, и проблема их сопоставимости / В.В. Попов, Н.Е. Райкова // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 136-139.

6. Попов В.В. Экономико-статистическое исследование отчетности по взиманию таможенных платежей: дисс... кандидата экономических наук 08.00.12 Уральский государственный технический университет.- Екатеринбург.-2009

7. Цыпин А. П. Статистический анализ трансформации экономики России : автореферат дис. ... канд. экон. наук: Оренбург, 2005. 18 с.

8. Цыпин А.П. Эконометрическое моделирование влияния факторов на ВВП стран -членов таможенного союза / А.П. Цыпин // Сборник научных трудов «Экономика, экология и общество России в 21 -м столетии». -Санкт-Петербург: 2015. С. 43-45.

© Атамуратов Т.К., Годованник Е.Д., Белоусова Р.Н., 2015

УДК 330.5

О.В. Ащеулова

Студент гр. ФКб-131 Инженерно-экономический факультет Кузбасский Государственный Технический Университет имени Т. Ф. Горбачева филиал в г. Новокузнецке г. Новокузнецк, Российская Федерация

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В данной статье идет речь о внешних долговых обязательствах РФ. Рассматриваются долговые категории по данным Министерства финансов РФ. Предложен комплекс мер по эффективному управлению внешним государственным долгом.

Ключевые слова

Государственный долг, кредиторы, Министерство финансов, ЦБ РФ.

Государственный долг - долговые обязательства страны перед юридическими и физическими лицами, международными организациями, иностранными государствами и иными субъектами международных отношений. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации к внешнему долгу относятся все долги государства в иностранной валюте.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

В современных условиях наличие внешних и внутренних заимствований государства является практически обязательным условием развития экономики страны и рациональное управление этими долгами является одной из наиболее актуальных и важных задач, стоящих перед органами власти. Рост долга является следствием капитализации процентов по нему, не профинансированным в установленный срок.

Все страны в разной степени используют заемные денежные средства для поддержания оптимального уровня налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов со всеми вытекающими отрицательными экономическими и политическими последствиями. Негативные последствия связаны

с тем, что любой долг требует значительных расходов по его обслуживанию, что отражается на экономике страны в целом. Формирование, обслуживание и погашение государственных заимствований значительно воздействуют на системы государственных финансов, рынок инвестиций, процентные ставки, денежную массу и прочие макроэкономические параметры. В условиях рыночной экономики основным фактором, влияющим на рынок государственных долговых обязательств, является доверие кредиторов к экономической политике государства.

Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 51300 45442,5

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ 860,2 762

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 1021,3 904,7

Задолженность по внешним облигационным займам 36574,3 32398.2

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 3466,4 3070,6

внешний облигационный заем с погашением в 2019 году 1500 1328,7

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3500 3100,4

Прочая задолженность 20,8 18,4

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11977,8 10610,1

Основными кредиторами Российской Федерации на сегодняшний день являются коммерческие банки из 24 европейских стран, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития. По данным Центробанка можно сделать вывод, что задолженность выросла у нефинансового сектора, а сам ЦБ РФ значительно снизил свои долги. Крупную часть внешнего долга России составляют обязательства бывшего СССР (неграмотное использование внешних займов во времена СССР для покрытия дефицита бюджета, перестройки экономики привело к потребности в постоянном рефинансировании задолженности и к увеличению займа у кредиторов Парижского и Лондонского клубов). Таким образом, за последние годы Парижскому клубу кредиторов было оплачено 40 млрд. долларов, а задолженность перед Лондонским клубом реструктурирована до 2030 года.

В целом, такая величина абсолютных показателей внешнего долга по состоянию на 2015 год одна из самых низких в Европе, а по отношению к ВВП его размер не превышает 10% (по данным рейтингового агентства Moody's). Несмотря на то, что в последние годы наблюдается постоянный рост внешней задолженности РФ, аналитики считают, что Россия начала закрепляться в статусе страны-кредитора. Например, в 2011 году Российская Федерация предоставила кредит в размере 2,5 млрд. евро Кипру.

Для закрепления положительной динамики по управлению внешним долгом необходимо реализовать следующий комплекс мер:

1. Проанализировать кредитоспособность заемщиков и проконтролировать сроки возврата заёмных средств;

2. Эффективное управление внешним долгом с целью минимизации затрат по его обслуживанию;

3. Значительное сокращение долга бывшего СССР;

4. Разработка и выполнение рациональной политики государства в сфере внешнего долга с целью улучшения платежной репутации РФ.

Список использованной литературы: 1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

2. Федеральный Закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»

3.Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации: http://cbr.ru/

© Ащеулова О.В., 2015

УДК 336.22

Р.В.Баташев

Ассистент кафедры «Налоги и налогообложение», Чеченский государственный университет, г. Грозный, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Аннотация

Статья посвящена исследованию социально-экономической сущности налога на добавленную стоимость посредством раскрытия его фискальной и регулирующей роли.

Ключевые слова

Добавленная стоимость, налоговые поступления, государственный бюджет, стимулирование, льготы.

В современной налоговой системе РФ Налог на добавленную стоимость появился с принятием Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» с 1 января 1992 г.

С 1 января 2001 года порядок исчисления и уплаты НДС регулируется Главой 21 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость является федеральным и подлежит уплате на всей территории РФ. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ является закрепленным налогом, и по нормативу 100 % подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Налог на добавленную стоимость можно отнести к числу самых молодых и в тоже время самых распространенных налогов, которые взимаются в налоговых системах многих зарубежных стран с товаров и услуг.

Изобретателем данного налога по праву является французский экономист М. Лоре, который в 19 54 году описал схему взимания НДС, и с научной точки зрения обосновал его преимущества по сравнению с ранее действовавшим налогом с оборота. Главным достоинством НДС считалось устранение каскадного эффекта в системе ценообразования, который был характерен налогу с оборота.

Во Франции налог на добавленную стоимость впервые был введен в 1958 году. Начиная с этого периода, НДС получил широкое распространение во многих государствах мира.

По способу взимания налог на добавленную стоимость относится к числу косвенных налог, и представляет собой форму изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. НДС оказывает прямое и непосредственное влияние на механизмы ценообразования, структуру потребления и спрос.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях. [1, с. 58]

В основе механизма исчисления НДС лежит понятие добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.