Научная статья на тему 'Совокупный национальный внешний долг'

Совокупный национальный внешний долг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВОКУПНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ / КОРПОРАТИВНЫЙ ДОЛГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Е. Г.

В статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «Совокупный национальный внешний долг». Проанализировав ситуацию в мире, влияние глобализации на Россию в частности, автор вводит понятие «совокупный национальный внешний долг». Для раскрытия понятия рассмотрен внешний государственный долг по составляющим: внешний и корпоративный долги. Предложено определение внешнего корпоративного долга, как экономической категории и описаны функции. Уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли ненадежного корпоративного долга обусловливают необходимость особого внимания и изучения его структуры и динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совокупный национальный внешний долг»

Е.Г. Савина

СОВОКУПНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ THE TOTAL PUBLIC EXTERNAL DEBT

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «Совокупный национальный внешний долг». Проанализировав ситуацию в мире, влияние глобализации на Россию в частности, автор вводит понятие «совокупный национальный внешний долг». Для раскрытия понятия рассмотрен внешний государственный долг по составляющим: внешний и корпоративный долги. Предложено определение внешнего корпоративного долга, как экономической категории и описаны функции. Уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли ненадежного корпоративного долга обусловливают необходимость особого внимания и изучения его структуры и динамики.

Abstract. This article examines the theoretical approaches to the definition of «total public external debt». Having analyzed the situation in the world, the impact of globalization on Russia in particular, the author introduces the notion of «total public external debt». In order to disclose the concepts discussed the external state debt is divided on: external and corporate debts. It is proposed a definition of external corporate debt, as an economic category and describes the functions. Decrease in the share of public debt and sharp increases in the share of poor corporate debt determine the need for particular attention and study its structure and dynamics.

Ключевые слова. Совокупный национальный внешний долг, корпоративный долг, государственный заимствования.

Keywords. The total public external debt, the corporate debt, the state loans.

В последние два десятилетия участились случаи финансово-экономических, а как следствие того долговых кризисов, что, несомненно, представляет угрозу стабильности экономического роста не только отдельных стран, но и целых регионов и всего мирового хозяйства. Глобализация породила новые тенденции в развитии как международных, так и национальных кредитно-долговых отношений, учет которых важен в экономической политике каждой страны [6].

Государственный долг и управление им - проблемы актуальные, как на национальном, так и на международном уровнях. Долговые заимствования являются для государств одним из самых важных источников доходов.

Последние 30 лет были ознаменованы финансовыми кризисами: великим международным долговым кризисом (1982 год); мексиканским кризисом 1994 года; кризисом развивающихся рынков 1997 года, который начался в Азии и охватил весь мир, вызвав дефолт в России; финансовым кризисом, поразившим мировую экономику в 2008-2009 годах [5].

Развернувшиеся в конце ХХ века процессы глобализации мировой экономики наиболее интенсивно происходили в кредитно-банковской сфере, в области вывоза капиталов и операций на фондовых и валютных биржах. Глобализация финансовых рынков стала намного опережать этот же процесс в сферах производства и внешнеторгового обмена.

Большие долги приводят к тому, что обслуживание их дорожает в геометрической прогрессии, так как растут процентные ставки по новым обязательствам. Если к тому же в стране темпы роста экономики слабы, то она теряет финансовую стабильность, что приводит к риску спекулятивных атак. В конечном итоге - это сказывается на кредитной и инвестиционной привлекательности страны, что значительно снижает шансы на успешное развитие [1].

Изоляция России от общемировых процессов интернационализации хозяйственной жизни и глобализации мировой экономики невозможна, при этом, открытость и включенность в общемировые процессы не является гарантией стабильного экономического развития.

По состоянию на 1 января 2012 года объем государственного долга России составил 5,24 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг 4,191 трлн. руб., государственный внешний долг - 35801,4 млн. долл. (эквивалентно около 1,05 трлн. руб.) [3]. Однако, данные не учитывают объем корпоративной задолженности.

Ситуация на мировом финансовом рынке в 2012 году продолжает обостряться. Инвесторы, ориентированные на первоклассные, в первую очередь государственные ценные бумаги, дезориентированы проблемами избыточного государственного долга в Европе (Италия, Греция, Германия, Великобритания, Испания, Португалия и т.д.) и снижением кредитного рейтинга США. Нарастающие долговые обязательства многих государств вызывают экономические и политические потрясения в ряде государств.

Проанализировав ситуацию в мире, влияние глобализации на Россию в частности, автор предлагает ввести понятие «совокупный национальный внешний долг».

В мировой практике существует два подхода к определению «внешний долг», в основе которых лежат принцип резиденции и принцип валюты долговых обязательств. Первый подход: в состав внешнего

© Савина Е.Г., 2012

долга входят обязательства перед резидентами, выраженные как в иностранной, так и в национальной валюте. Второй - в состав внешнего долга включаются обязательства перед нерезидентами, выраженные только в иностранной валюте. В международной практике используют оба вышеперечисленных подхода.

Официальные и аналитические источники России используют пока второй подход к определению внешнего государственного долга, возможно, это связано с тем, что ранее на рынке внутренних облигационных займов редко были задействованы нерезиденты, хотя они являлись основными «потребителями» валютных займов. Начиная с 1996 года на рынке ГКО и ОФЗ появились нерезиденты, приобретающие ценные бумаги в рублях. Еще один пример - в феврале 2011 года Россия разместила еврооблигации в рублях на лондонской бирже в объеме 40 миллиардов рублей с доходностью 7,85% годовых [6].

Ввиду приведенных примеров, определение внешнего долга по критерию валюты займа является не совсем корректным.

Глобализация в финансовой сфере предоставила российским банкам и нефинансовым компаниям привлекать денежные средства на международном рынке капитала, что послужило достаточно быстрому росту внешнего корпоративного долга. Однако обслуживание и погашение корпоративного долга банками и нефинансовыми компаниями представляет собой достаточно сложную проблему в кризисных условиях развития мировой и российской экономик.

Большую опасность для государства представляет собой корпоративный внешний долг, формируемый за счет иностранных кредитов, привлеченных заемщиками под государственные гарантии (гарантированный государством долг). Ответственность по обслуживанию этих кредитов несет непосредственный заемщик, который самостоятельно погашает иностранные кредиты за счет собственных средств, поэтому финансовые обязательства государства по погашению таких кредитов имеют условный характер. Но в случае невыполнения непосредственным заемщиком своих долговых обязательств перед нерезидентом согласно условиям соглашения об одалживания вступает в силу государственная гарантия по выполнению платежей в пользу иностранного кредитора. В таком случае условные государственные финансовые обязательства становятся прямыми.

Примером может служить кризисная ситуация, возникшая как в нашем государстве, так и в ряде других стран (США, Германия и др.) в период 2008-2009 годах, когда государства оказали финансовую помощь ряду крупных корпоративных структур, что бы предотвратить финансовый коллапс в экономике этих стран.

Анализируя величину государственного внешнего долга за последние несколько лет можно выявить тенденцию к уменьшению внешних обязательств. На 1 января 2002 г. внешний государственный долг России составлял 133,5 млрд. долларов, а на 01.01.2012 г. объем внешнего долга составил 35,8 млрд. долларов. Государство постепенно расплачивается с внешними долгами. Средства, полученные от этого иностранными банками-кредиторами, являются одним из источников кредитования российских предприятий, причем кредиты частично выдаются под государственные гарантии.

Увеличение корпоративного долга нерезидентам - один из наиболее динамичных показателей экономического развития. В современной России корпоративный долг появился лишь в начале девяностых годов XX века. В 1998-1999 годах объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд. долл. Потом он начал расти, однако значительный корпоративный долг сформировался в 2005-2010 годах, то есть всего за шесть лет и, по данным Центрального банка Российской Федерации, на начало 2011 года составляет 442,1 млрд. долл. [7].

При изучении вопроса о возникновении корпоративного долга необходимо отметить причины способствующие формированию и росту объемов внешнего корпоративного долга в России. Чрезмерное, но при этом не всегда экономически обоснованное, привлечение внешних займов российскими банками и нефинансовыми компаниями на международном рынке капитала без соответствующих механизмов мониторинга и регулирования этого процесса со стороны государства. Условия для осуществления займов на международном рынке капиталов более привлекательны в результате низкой стоимости заемных средств, срочности, большого объема единовременно предоставляемых средств. С одной стороны низкая норма сбережений населения для перехода сбережений в инвестиции. С другой стороны повышение международными рейтинговыми агентствами суверенного кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня в 2004 году [2].

Также постепенное укрепление рубля к доллару США, делающее заимствования в слабеющих валютах дополнительно выгодными, проведение денежно-кредитной политики по стерилизации денежной массы, долгосрочное погашение государственного долга правительством России. Определенно влияние на корпоративный долг оказывает увеличение объема сделок слияний и поглощений, источником финансирования которых служат привлечение заемных средств от иностранных инвесторов.

Понятие «внешний корпоративный долг» встречается во многих статьях, научных работах, статистических и аналитических отчетах, нормативно-правовых документах, но до сих пор ни в законодательстве, ни в экономических словарях нет общепринятого определения внешнего корпоративного долга. Автор предлагает следующее определение: Внешний корпоративный долг - это совокупность долговых обязательств, номинированных, как в национальной, так и в иностранной валютах:

- предприятий, банков и других структур, управление которых находится под влиянием государства (напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале);

- остальных резидентов, не подпадающих под данное определение (долг частного сектора), подлежащая возврату нерезидентам.

Корпоративный долг - это долг российских корпораций, как с долей государства, так и частного

сектора.

Внешний корпоративный долг - это экономическая категория, отражающая процесс интеграции России в глобализацию мировой экономики, в частности выраженная в формировании задолженности юридических лиц перед нерезидентами на международном рынке капитала.

Сущность корпоративного долга как экономической категории раскрывается в следующих функциях: распределительной, регулирующей и контрольной.

Распределительная функция заключается в распределении денежных ресурсов в соответствии с потребностями субъекта, осуществляющего корпоративный заем, в расширении сферы влияния на соответствующих рынках товаров и услуг.

Денежные средства распределяются на одну из следующих составляющих или их совокупность: маркетинг; новые технологии; расширение производства; оптимизацию логистических потоков; кадровые, социальные программы; экологические программы и другие.

Через распределительную функцию осуществляется формирование и использование денежных средств на принципах срочности, платности и возвратности.

Регулирующая функция корпоративного долга проявляется:

- в воздействии на продвижение товаров и услуг на другие территории;

- в воздействии на конкурентную основу качества товаров и услуг;

- в воздействии на конкурсную основу цены товаров и услуг через увеличение производства, снижения цены и качества, а как следствие увеличение продаж;

- в оптимизации структуры финансовых потоков (рефинансирование долга, погашения кредитных обязательств);

- в экологических программах - имиджевая конкуренция.

Контрольная функция корпоративного долга проявляется в целях осуществления контроля за целевым и рациональным использованием кредита.

Контрольную функцию осуществляют:

- при займе под государственные гарантии - Федеральное казначейство;

- контрольные подразделения корпорации (финансовое, внутреннего аудита);

- совет директоров корпорации.

Определение «внешнего долга» в результате глобализации экономики России претерпело изменения и должно рассматриваться только в совокупности: государственного внешнего долга и внешнего корпоративного долга. Целесообразно ввести определение: Совокупный национальный внешний долг - это совокупность государственного внешнего долга и внешнего корпоративного долга, а именно совокупность денежных обязательств правительства и российских юридических лиц, которая подлежит возврату нерезидентам, как в национальной, так и иностранной валюте. Приведем некоторые аргументы, подтверждающие истинность данного определения. Что касается определения внешнего долга и его валютной принадлежности, можно отметить следующее.

1) Внутренние облигационные займы, выраженные в валюте, не учитываются методологией МВФ, но берутся в расчет соответствующими официальными органами России. Это создает разночтения в подведении итоговых объемов внешней задолженности, определения степени тяжести долговой нагрузки и инструментов решения проблемы.

2) Учитывая развитие рынка государственных ценных бумаг и допуск к участию в нем нерезидентов, по мнению автора, определять внешний долг как задолженность, деноминированную в иностранной валюте ошибочно. Так как в этом случае из учета выпадают объемы операций, совершающих нерезидентами на территории нашей страны и с местной валютой.

3) Внутренний долг классифицируется по инструментальному и институциональному признаку, в то время как внешний по истории возникновения и типу кредитора. Определяющим критерием при выборе инструментов решения долговой проблемы является субъект кредитно-денежных отношений - резидент-нерезидент, он же испытывает на себе различные последствия реализации той или иной долговой стратегии. Разграничение полномочий и компетенции между органами, регулирующими вопросы внешнего и внутреннего долга, на практике осуществляется по принципу «резиденции».

Исходя из выше сказанного, внешний долг - совокупный долг нерезидентам, независимо от валюты, в которой он выражен.

Отсутствие законодательно закрепленных норм определения объема государственного внешнего долга в соответствии с международной практикой его учета и статистического отражения существенно ограничивает возможности достоверного определения государственного долга и возможности оперативного управления им. Назрела необходимость обеспечения органами федеральной власти полного учета и достоверности информации о долговых обязательствах. Только при этом условии может быть более четкой система управления государственным долгом [4].

Государственные заимствования оказывают большое влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем. За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального внешнего долга России Уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли ненадежного корпоративного долга обусловливают необходимость особого внимания и изучения его структуры и динамики.

Литература

1. Государственный долг - тормоз экономики // Экономический вестник. - 2011. - Январь. [Электр. ресурс]: // www.fin-i.com.

2. Интернет-газета «Газета.ги». - 22.09.2011. [Электр. ресурс]: //www.gazeta.ru.

3. Министерство финансов Российской Федерации. [Электр. ресурс]: //www.minfin.ru.

4. Селезнев А. Совокупный государственный долг и его регулирование // Экономист. - 2008. -№8. - С. 14.

5. Сорос Дж. Тезисы о глобализации // Вестник Европы. - 2001. - №2.

6. Хейфец Б.А. Решение долговых проблем. Мировой опыт и российская действительность. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.

7. Центральный банк Российской Федерации. [Электр. ресурс]: //www.cbr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.