АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫДАННЫХ КРЕДИТОВ
и и ,
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2003 - 2005 гг.*
д.ю. захаров,
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного лесотехнического университета
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях снижения государственных доходов либо увеличения расходов государство вынуждено привлекать средства из других источников. Основной формой привлечения средств является государственный займ. Привлекая заемные средства, государство прибегает к внешним и внутренним источникам кредитных ресурсов, образуя тем самым внутренний и внешний государственный долг.
Структура и состав государственного внутреннего долга, представленные в табл. 1, определяются исходя из программы государственных внутренних заимствований на соответствующий финансовый год.
Объем внутреннего долга составил на 1 января 2004 г. 682 млрд руб. По сравнению с 1 января 2003 г. его величина возросла на 2,1 млрд руб. Это объясняется увеличением ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов.
В результате проведения в 2003 г. политики по удлинению сроков заимствований в структуре государственного внутреннего долга РФ возросла доля средне- и долгосрочных государственных облигаций с фиксированными купонными выплатами (с 88,27 до 91,67 %), а доля краткосрочных инструментов и государственных ценных бумаг с переменным купонным доходом сократилась с 8 до 5,62 %. Это свидетельствует об улучшении структуры государственного внутреннего долга.
Средневзвешенный срок до погашения государственных ценных бумаг, выраженных в рублях РФ, возрос с 620 дней на начало 2003 г. до 1 482 дней на начало 2004 г., что свидетельствует о повышении устойчивости в системе исполнения федерального бюджета.
Фактическое привлечение денежных средств за счет размещения государственных облигаций
* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит».
Таблица 1
Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ГЦБ, за 2003 — 2005 гг.
млрд руб.
Вид ГЦБ 2003 2004 2005
ОГСЗ 0,1 0,0002 -
ОРВВЗ 1992 г. 0,04 0,03 0,03
ОГНЗ 11,5 - -
ОФЗ - АД 375,42 542,24 596,33
ОФЗ - ФК 199,31 171,22 131,13
ОФЗ - ПД 50,48 43,31 123,64
ОФЗ - ПК 24,1 0,001 0,001
ГКО 2,72 0,02 0,02
Итого 663,67 756,82 851,15
на рыночных условиях составило 132,36 млрд руб. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов.
Объем государственного внутреннего долга РФ по состоянию на январь 2005г. составил 778 466,8 млн руб. Прирост государственного внутреннего долга за 2003 г. составил 96 449,2 млн руб., или 14,1 %.
В 2004 г. произошло существенное изменение структуры государственного внутреннего долга РФ по видам долговых обязательств, обусловленное следующими причинами:
• Минфин России в условиях профицита федерального бюджета продолжил сокращение объема краткосрочных заимствований. Это привело к снижению доли ГКО в объеме государственного внутреннего долга на 1 января 2005 г. практически до нуля;
• была проведена операция по переоформлению облигаций федерального займа с переменным купонным доходом в новый выпуск ОФЗ — АД, что привело к снижению доли ОФЗ — ПК в объеме государственного внутреннего долга на 1 января 2005 г. практически до нуля;
• погашен последний выпуск облигаций государственных нерыночных займов, находящийся в обращении;
• доля ОФЗ — АД в объеме государственного внутреннего долга значительно выросла с 56,6 до 71,6 %.
Объем государственного долга на 1 июля 2005 г. составил 840 883,9 млн руб. и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2005 г. на 62 417,1 млн руб.
Динамика государственного долга России согласно Программе государственных внутренних заимствований за 2003 — 2005 гг. представлена в табл. 2.
В течение 2003 — 2005 гг. в структуре и динамике государственных внутренних заимствований произошли следующие изменения:
• за рассматриваемый период наблюдалась тенденция роста внутреннего долга РФ;
• увеличение объема внутренних заимствований осуществлялось в основном посредством эмиссии государственных ценных бумаг;
• возросла величина средне- и долгосрочных ГЦБ (основную долю составляют ОФЗ-АД);
• к 2005 г. сократилась величина предоставляемых государственных гарантий;
• на протяжении всего периода осуществляется стабильное погашение внутренних долговых обязательств.
Структура государственного внешнего долга РФ определяется исходя из программы государственных внешних заимствований на соответствующий финансовый год.
Согласно Программе государственных внешних заимствований на 2003 г. основную долю внешних долгов составляли несвязанные (финансовые) заимствования в сумме 1 920 млн долл. США, на долю целевых иностранных заимствований приходилось 640 млн долл. США.
Объем внешнего долга сократился на 356,1 млрд руб. с 2003 г. и составил на 1 января 2004 г. 3 526,0 млрд руб.
Сумма использования по нефинансовым займам Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в 2003 г. составила 306,84 млн долл. США.
Уменьшение суммы использования по нефинансовым займам по отношению к объему, запланированному в федеральном бюджете, связано, прежде всего, с задержками в реализации ряда действующих проектов.
Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2004 год» был утвержден общий объем несвязанных финансовых заимствований в размере 3 040 млн долл. США и целевых иностранных заимствований в размере до 612 млн долл. США, в том числе использование кредитов (займов) международных финансовых организаций в размере 346 млн долл. США и кредитов (займов) правительств иностранных государств, банков и фирм в размере до 266 млн долл. США. По сравнению с 2003 г. увеличился объем несвязанных (финансовых) заимствований на 1 750 млн долл. США, а величина целевых иностранных заимствований сократилась на 28 млн долл. США.
В преддверии ожидающегося повышения ставки рефинансирования Федеральной резервной системы (далее — ФРС) США со второго квартала 2004 г. наметилась тенденция оттока капитала с развивающихся рынков, что предопределило, в частности, высокую волатильность и рост доходности на рынке российских еврооблигационных займов, что негативно отразилось на стоимостных условиях новых заимствований.
В условиях изменения конъюнктуры внешних заимствований привлечение облигационных займов представилось в 2004 г. нецелесообразным.
Объем государственного внешнего долга РФ на 1 января 2005 г. составил 31 766,3 млрд руб. и сократился за 2004 г. на 359,7 млрд руб.
В соответствии с Программой государственных внешних заимствований на 2005 г. Россия не
Таблица 2
Государственный внутренний долг российской Федерации в соответствии с программой государственных внутренних заимствований
(тыс. руб.)
Государственный внутренний долг РФ 2003 2004 2005
Внутренние заимствования (привлечение/погашение) 24 167 665,7 108 371 138,0 88 859 558,7
Государственные ценные бумаги: 56 631 602,0 140 648 591,4 125 074 988,0
привлечение средств 169 517 033,0 258 919 183,7 210 861 100,0
погашение основной суммы задолженности 112 885 431,0 118 270 592,3 85 786 112,0
Погашение иных долговых обязательств 32 463 936,3 32 277 453,4 36 215 429,3
Предоставление государственных гарантий Российской Федерации 35 100 000,0 57 774 000,0 32 900 000,0
планировала использования несвязанных (финансовых) заимствований. Предполагалось получение целевых иностранных заимствований: кредитов (займов) международных финансовых организаций в размере 952,42 млн долл. США и кредитов (займов) правительств иностранных государств, банков и фирм в размере 174,9 млн долл. США.
Структура государственных внешних заимствований, представленная в табл. 3, ежегодно претерпевала существенные изменения, что вызвано крайне динамичными изменениями конъюнктуры внешних заимствований. В частности, в 2004 г. ввиду политики повышения ставки рефинансирования ФРС в США существенно увеличились расходы по привлечению ресурсов на международных рынках, поэтому на 2005 г. Россия не планировала прибегать к ним.
Таблица 3
структура государственных внешних заимствований, %
источник 2003 2004 2005
Международные рынки капитала, внешние облигационные займы 65 83 -
МБРР 2 1 -
Кредиты (займы) международных финансовых организаций 18 9 84
Кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и фирм 15 7 16
Объем государственного внешнего долга на 1 июля 2005 г. составил 30 85 млрд руб. и уменьшился по сравнению с его объемом на 1 января 2005 г. на 81 млрд руб.
В 2005 г. российская сторона выплатила Парижскому клубу кредиторов около 13 млрд долл. США в счет досрочного погашения долга. Этим был завершен первый этап досрочного погашения части внешнего долга. В результате досрочного погашения кредитов 11 странам (Австралии, Великобритании, Голландии, Германии, Дании, Италии, Канаде, США, Франции, Финляндии и Швеции) Россия уже в 2005 г. сэкономила на процентах 400 млн долл. США бюджетных средств.
В целом, планы по досрочному погашению долгов перед Парижским клубом позволят сэкономить в 2006 г. 800 млн долл. США, а в период до 2020 г. — около 6 млрд долл. США. Сэкономленные на процентах средства могут быть направлены на решение первоочередных социальных проблем.
Отметим, что позднее Минфин России пересчитал свой прогноз — благодаря досрочным выплатам по долгу бывшего СССР Парижскому клубу кредиторов, Россия сэкономит более 12 млрд
долл. США. К 21 августа 2006 г. РФ полностью рассчиталась с клубом и перечислила сумму в 23 млрд 737 млн долл. США.
Государственный внешний долг России по видам задолженности за 2003 — 2005 гг. представлен в табл. 4.
Таблица 4
состав и динамика внешнего долга российской Федерации по виду заемщиков
(млрд долл. США)
наименование 2003 2004 2005
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего 122,1 119,7 114,1
СССР)
Задолженность странам — участни- 44,7 47,7 47,5
цам Парижского клуба
Задолженность странам, не вошед- 7,7 7,0 6,4
шим в Парижский клуб
Коммерческая задолженность 3,4 3,8 2,2
Задолженность перед международ- 13,9 12,1 9,7
ными финансовыми организациями: МВФ 6,5 5,1 3,6
Мировой банк ЕБРР 7,0 0,3 6,6 0,4 5,7 0,4
Еврооблигационные займы 36,9 35,7 35,3
ОВГВЗ 9,3 7,3 7,1
Задолженность по кредитам Вне- 6,2 6,2 5,5
шэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России
Предоставление гарантий РФ в - - 0,4
иностранной валюте
В период 2003 — 2005 гг. произошло снижение государственных внешних заимствований на 8 млрд долл. США. Это связано с выполнением обязательств РФ перед кредиторами, в первую очередь перед международными финансовыми организациями (главным образом в лице МВФ). За рассматриваемый период также погашена стоимость ОВГВЗ на общую сумму 0,9 млрд долл. США. Несмотря на то, что Программой государственных внешних заимствований на каждый соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление гарантий РФ в иностранной валюте, фактически они были предоставлены лишь к 2005 г. в размере 0,4 млрд долл. США.
Структура внешнего долга РФ, представленная в табл. 5, существенных изменений не претерпела, при этом на 5 % возросла доля задолженности Парижскому клубу, доля иных кредиторов сократилась приблизительно равно — на 1 %.
Динамика государственного долга за период 2003 — 2005 гг. представлена в табл. 6.
На протяжении 2003 — 2005 гг. наблюдалась тенденция к снижению государственного долга РФ.
Таблица 5
Структура внешнего долга Российской Федерации по виду заемщиков за 2003 — 2005 гг., %
Наименование 2003 2004 2005
Государственный внешний долг РФ 100 100 100
Задолженность странам - участни- 36,6 39,8 41,6
цам Парижского клуба
Задолженность странам, не вошед- 6,3 5,8 5,6
шим в Парижский клуб
Коммерческая задолженность 2,8 3,1 1,9
Задолженность перед международ- 11,3 10,1 8,5
ными финансовыми организациями:
МВФ 5,3 4,2 3,1
Мировой банк 5,7 5,5 5
ЕБРР 0,3 0,4 0,4
Еврооблигационные займы 30,2 29,8 30,9
ОВГВЗ 7,6 6,1 6,2
Задолженность по кредитам Вне- 5 5,1 4,8
шэкономбанка, предоставленным за
счет средств Банка России
Предоставление гарантий РФ в инос- - - 0,4
транной валюте
Таблица 6
Государственный долг России за 2003 — 2005 гг.
Показатели 2003 2004 2005
Государственный долг РФ в млрд руб.: 4 208 3 944,8 3 926,2
внутренний долг 682 778,5 840,9
внешний долг 3 526 3 166,3 3 085,3
Государственный долг РФ в % к ВВП: 31,9 23,5 21,0
внутренний долг 5,2 4,6 4,5
внешний долг 26,7 18,9 16,5
ВВП 13 201,1 16 778,8 18 720,0
Доля внешнего долга в объеме общей задолженности сократилась (за рассматриваемый период уменьшение составило 440,7 млрд руб.), что оказало благотворное влияние на экономику в целом. Поскольку внешний долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором.
Внутренний долг России за данный период увеличился на 98,6 млрд руб. Этот рост ведет к отрицательным последствиям, связанным с выплатой процентов по внутреннему долгу, которые увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства. При этом также возможно повышение общего уровня процентных ставок и вытеснение частного инвестиционного финансирования.
Величина валового внутреннего продукта за рассматриваемый период возросла на 5 518,9 млрд руб. При этом уровень государственного долга по отношению к ВВП сократился (внутренний долг -на 0,7 %, внешний долг - на 10,2 %). Сложившиеся тенденции оказали положительное влияние на экономику России.
За рассматриваемый период Россия активно выдавала кредиты. Должниками РФ по предоставленным кредитам являются правительства иностранных государств, а также иностранные коммерческие банки и фирмы. Общая величина задолженности определяется в рублевом эквиваленте или в долларах США. Размер долга определен в Федеральном законе «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год.
Федеральным законом «О федеральном бюджете» устанавливается предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на соответствующий финансовый год. В 2003 г. предельный размер ассигнований установлен в сумме до 27 217,0 млн руб., эквивалентной 800,5 млн долл. США. В
2004 г. данная величина уменьшилась до 20 006,2 млн руб., эквивалентной 639,35 млн долл. США. В
2005 г. данная величина достигла 19,3 млрд руб. Наблюдается тенденция к снижению предоставления кредитов (займов) иностранным государствам.
Предоставление государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам по межправительственным соглашениям (договорам), заключенным с 1 января 2003 г., осуществляется при условии исполнения указанными государствами и их юридическими лицами обязательств по уплате процентных платежей и погашению основной суммы задолженности по ранее предоставленным кредитам.
Величина задолженности по предоставленным Россией займам представлена в табл. 7.
Общий объем расходов федерального бюджета в 2003 г. на предоставление государственных кредитов правительствам стран СНГ в соответствии с Программой предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам составил 75,5 млн долл. США. Однако уже по состоянию на 1 июня 2003 г. Программа выполнена лишь на одну треть ввиду того, что ряд проектов, предусмотренных Программой, не реализовался. Например, изменение геополитической ситуации вокруг Ирака
Таблица 7
Задолженность по видам заемщиков за 2003 — 2005 гг.
(млн долл. США)
Заемщики 2003 2004 2005
1. Иностранные государства
Правительства иностранных государств 25 333,4 25 758,5 26 757,5
Иностранные коммерческие банки и фирмы 66 312,3 57 083,1 56 316,7
Итого 91 645,7 82 840,6 83 074,2
2. Страны - участницы СНГ
Республика Армения 95,4 96,7 1,9
Республика Белоруссия 136,9 135,9 258,4
Грузия 158,8 156,9 158
Киргизская Республика 177,1 179,1 181,8
Республика Молдова 128,2 134,1 140,7
Республика Таджикистан 305,8 299,7 305,7
Республика Узбекистан 640,8 647 654,3
Украина 1 778,9 1 681,1 1 583,4
Итого 3 421,8 3 330,5 3 284,3
Всего 95 067,5 86 171,1 86 358,5
не позволило оказать техническое содействие в завершении сооружения ТЭС.
В соответствии с Программой предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам за 2004 г. планировалось предоставить правительствам иностранных государств, иностранным банкам и фирмам на 8 805,1 млн долл. США меньше, чем в 2003 г., странам - участницам СНГ -на 91,3 млн долл. США США. Фактически расходы федерального бюджета в 2004 г. на исполнение Программы составили 73 % к установленному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» предельному размеру ассигнований федерального бюджета на предоставление кредитов иностранным государствам.
В соответствии с Программой предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам за 2005 г. планировалось предоставить правительствам иностранных государств, иностранным банкам и фирмам на 233,6 млн долл. США больше по сравнению с 2004 г. В том числе увеличился объем кредитования правительств иностранных государств на 999 млн долл. США при одновременном снижении величины предоставленных кредитов иностранным банкам и фирмам на 766,4 млн долл. США.
Планируемый общий объем кредитования стран - участниц СНГ сократился на 46,2 млн
долл. США. Это связано с резким уменьшением величины предоставления государственного кредита Республики Армения, имеющей неурегулированную просроченную задолженность перед РФ. При этом остальным странам - участницам СНГ планировалось предоставить кредиты в суммах, больших, чем в предыдущем году.
Хотя за период с 2003 по 2005 г. долги иностранных государств России уменьшились на 8 709 млн долл. США, их величина по-прежнему значительна и составляет 86 358,5 млн долл. США. Крупнейшими должниками России являются Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ирак, Ливия. К активам России следует отнести и долги бывших союзных республик, в первую очередь за поставки нефти и газа. При этом перспективы погашения остаются весьма неопределенными.
При нормальной платежеспособности должников России можно было бы покрыть внешние долги за счет поступлений от иностранных государств. Но возврат многих долгов продолжает оставаться большой проблемой. Большинство стран-заемщиков, в основном развивающиеся государства, в настоящее время неплатежеспособно. Некоторые африканские и азиатские государства в силу финансовых трудностей не в состоянии выдерживать график погашения своих долгов. В то же время ряд стран Северной Африки, Западной, Южной и Юго-Восточной Азии регулярно платят России по своим обязательствам - правда, чисто символически.
Наряду с этим, Россия, являясь одним из крупнейших кредиторов в мире, за 2000 - 2005 гг. списала долгов на сумму свыше 30 млрд долл. США.
Так, еще в 1996 г. был на 90 % списан долг Никарагуа в 3,4 млрд долл. США. В 2004 г. российские власти списали и остаток в 344 млн долл. США.
В 2001 г. был частично списан долг Эфиопии, составлявший 4,8 млрд долл. США. В конце марта 2005 г. Россия списала еще 1,104 млрд долл. США этого долга. Остаток в 163 млн долл. США Эфиопия будет выплачивать России в течение 30 лет.
Новогодний подарок получила в 2004 г. Монголия - Россия целиком списала долг, превышавший ВВП страны в 10 раз.
В 2004 г. сильно сократился и долг Ирака перед Россией, ранее составлявший 10,5 млрд долл. США, а теперь - около 1 млрд долл. США.
В конце мая 2005 г. РФ сделала еще один шаг на пути списания долгов должников - она урегулировала вопрос с сирийским долгом, который составлял 13,4 млрд долл. США и не обслуживался 10 лет. По условиям нового российско-сирийского
„ 122-1 119,7
♦--!_
95,1
86,2
21,5
26,4
114,1
-ж
86,4 -■30,3
2003 2004
2005
♦ Внешний долг России
■ Внутренний долг России
ж Задолженность иностранных государств
Полученные и выданные кредиты России за 2003 - 2005 гг., (млрд долл. США)
соглашения, 73 % долга были списаны, а остаток -3,6 млрд долл. США — Сирия будет постепенно погашать.
Кроме того, Россией был сделан и ряд мелких списаний в рамках Парижского клуба. Так, долг Танзании уменьшился на 117 млн долл. США, Мали — на 114, Сан-Томе и Принсипи — на 2,2, а с долга Замбии списали менее 1 млн долл. США
Таким образом, в 2005 г. Россия провела списание долгов объемом в 2,2 млрд долл. США. В целом это делается для улучшения отношений с Парижским клубом и другими международными кредиторами.
На рисунке представлена динамика полученных и выданных кредитов РФ за 2003 — 2005 гг.
На протяжении 2003 — 2005 гг. наблюдалась тенденция к снижению государственного долга России. При этом доля внешнего долга в объеме общей задолженности сократилась. Это связано с выполнением обязательств РФ перед кредиторами, в первую очередь перед международными финансовыми организациями. Внутренний долг России за рассматриваемый период увеличился, главным образом, посредством эмиссии средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг.
В связи с улучшением макроэкономической ситуации в стране и мировой конъюнктуры на
энергоносители Россия активно использует возможности досрочного погашения своей задолженности. По последним оценкам, экономия составит более 12 млрд долл. США, или почти 10 % от ее государственного долга.
Реалистичный подход к бюджетному планированию и грамотная финансовая политика Правительства РФ позволили в рассматриваемом периоде выполнить ряд принципов долговой политики, в частности по сокращению удельного веса внешней задолженности в общей сумме государственного долга или снижение расходов на обслуживание долга.
Так как большинство стран-заемщиков — в основном развивающиеся государства и в настоящее время неплатежеспособно, Россия списала часть их долгов, в результате чего задолженность иностранных государств России за 2003 — 2005 гг. снизилась. В дальнейшем, если иностранные государства будут рассчитываться по предоставленным им кредитам, то РФ будет проще выполнять обязательства и погашать собственный внешний долг.
Основываясь на приведенных выше данных, в заключение отметим качественное улучшение ситуации вокруг государственного долга РФ и очевидные проблемы взыскания задолженности в ее пользу.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90
http:\\www.financepress.ru Е-таН: [email protected]