Рост масштабов государственного
и корпоративного долга и экономическая безопасность России
HaßaAUH A.O.
The important feature influencing economic safety of Russia, acceleration of growth of the cumulative national debt including the state external and internal duty, an internal corporate duty and a corporate duty to non-residents is.
Важной особенностью, влияющей на экономическую безопасность России, является ускорение роста совокупного национального долга (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами. Наиболее серьезными изменениями в области СНД, оказывающими негативное воздействие на экономическую безопасность, являются следующие процессы.
В 2009 г. прекратилось снижение внешнего госдолга. В 1998—2008 гг. внешний государственный долг сократился более, чем в 5 раз. На начало апреля 2009 г. он составил 29,9 млрд долл. Со второго квартала 2009 г., впервые за последние 11 лет, начался рост внешнего госдолга. На начало апреля 2010 г. он достиг 43,1 млрд долл. При этом долг органов государственного управ-
ления вырос на 3,5 млрд долл. Задолженность же органов денежно — кредитного регулирования за этот период возросла с 2,5 млрд долл., до 12,2 млрд долл. (см. табл. 1).
В законе «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» предусматривается продолжить практику крупных внешних заимствований. В результате новых кредитов и займов внешний госдолг увеличится с 29,9 млрд долл. на начало апреля 2009 г. до 104,3 млрд долл. к концу 2012 г., то есть в 3,5 раза. В 2012 г. объем внешнего госдолга станет одним из самых больших в мире. Учитывая проблемы, возникшие в результате огромной внешней задолженности в Греции и других странах, стремительно растущий внешний госдолг РФ в ближайшие годы станет одной из главных угроз экономической безопасности.
Таблица 1
Динамика внешнего госдолга РФ в 2009—2010 гг. (млрд долл.)
(О
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
01.04.2009 01.07.2009 01.10.2009 01.01.2010 01.04.2010
Органы государственного управления 27,4 30,0 31,2 31,3 30,9
Органы денежно — кредитного регулирования 2,5 3,9 12,2 14,6 12,2
Всего 29,9 33,9 43,4 45,9 43,1
Рассчитано по данным сайта Банка России: http://www.cbr.ru/statistics/.
В законе «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» нет четкого обоснования необходимости привлечения столь гигантских валютных займов. В последнее время золотовалютные резервы имеют тенденцию к росту. И это, несмотря на то, что часть их — средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния используются на финансирование дефицита бюджета. Минимальное значение золотова-
лютных резервов в период кризиса было зафиксировано на 13.03.2009 г. — 376 млрд долл. К 11.06.2010 г. они увеличились до 454,5 млрд долл. Это составляет около 70% от общей величины золотовалютных резервов стран зоны евро. Кроме того, коммерческие банки за последний год накопили собственные валютные резервы. Часть накоплений может быть вложена в государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.
Ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук.
*
В последнее время усиливается угроза экономической безопасности страны в связи с ростом внутреннего государственного долга. В 2002—2008 гг. внутренний госдолг увеличился с 545 млрд руб., до 1804,2 млрд руб. и составил 3,6 % ВВП. В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2010—2012 гг. внутренний госдолг в 2012 г. вырастет по сравнению с
2008 г в 2,4 раза и составит 8,1 % ВВП. Рост внутреннего госдолга будет осуществляться, прежде всего, за счет выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Из табл. 2 видно, что в 2011 г. предусматривается разместить госбумаг на сумму 957,5 млрд руб. Это составляет около 60 % от емкости рынка госбумаг в настоящее время.
Таблица 2
Размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, в целях финансирования дефицита государственного бюджета в 2010—2012 гг., млрд руб. *
2010 г. 2011 г. 2012 г.
Размещение государственных ценных бумаг 844,1 957,5 755,4
Погашение государственных ценных бумаг 275,7 208,9 518,9
Чистые заимствование на внутреннем рынке (объем размещения госбумаг уменьшенный на объем их погашения) 568,4 748,6 236,5
Рассчитано по: // Бизнес и банки. 2010. №13. С.1.
За один 2011 г. будет выпущено более половины объема государственных ценных бумаг, выпущенных за последние 11 лет. Объем размещения ОФЗ (с учетом их доразмещения на вторичных торгах) в 2006—2008 гг. находился в пределах 180,9— 245,2 млрд руб. В 2009 г. он возрос с учетом обмена ОФЗ на акции банков в рамках их до капитализации. Но за счет чего предусматривается почти четырехкратное увеличение объема размещения госбумаг в 2011 г. по сравнению с докризисным периодом?
Между тем, рынок госбумаг находится в кризисном состоянии. Дюрация рыночного портфеля (средний срок до погашения облигаций) уменьшилась с 2104 дней в предкризисный период, до 1663 дней в настоящее время. Доходность ОФЗ выросла с 5,25 % в мае 2008 г. до 14,09 % в период кризиса. Масштабный выпуск госбумаг в 2010—2012 гг. придется осуществлять за счет эмиссии все более краткосрочных бумаг с высокой доходностью. В законе «О федеральном бюджете на 2010г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» предусматривается, что стоимость внутренних заимствований хотя и будет уменьшаться, но сохранится на очень высоком уровне. В 2010, 2011, 2012 гг. внутренние займы будут размещаться, соответственно, под 11,5 %; 10,0 %; 9,0 % годовых. Это в 1,5—2 раза выше, чем до кризиса.
В итоге рынок ОФЗ будет развиваться по принципу пирамиды ГКО-ОФЗ в
1994—1998 гг. Погашение госбумаг будет производиться за счет новых, все более масштабных их выпусков. Объем погашения облигаций в 2012 г. — 518,9млд руб. в 6,2 раза превысит объем погашения в 2008 г. — 84,3 млрд руб. Чистые заимствование на внутреннем рынке сократятся с 748,6 млрд руб. в 2011 г. до 236,5 млрд руб. в 2012 г. Это свидетельствует о том, что пирамида госбумаг все сильнее будет работать сама на себя. Все большее количество выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения их прежних выпусков, и все меньшее количество — для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет.
В целом государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации, в 2002—2008 гг. снизился с 42,2 % ВВП до 6,5 % ВВП. Однако кризис внес изменения в динамику госдолга. В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг., государственный внутренний и внешний долг России в 2012 г. должен превысить 15 % ВВП (см. рис. 1). Это существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по госдолгу — 60 % к ВВП. Но, если темпы роста госдолга в 2008—2012 гг. сохранятся, то он в 2021 г. превысит ограничение, установленное Маастрихтскими соглашениями.
Быстрый рост госдолга приведет к резкому росту затрат на его обслуживание и погашение (см. табл. 3).
*
16 14 12 10 8 6 4 2 0
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
2010г.
2011г.
2012г.
Источник: Банковское дело, 2010г., №2, с. 11.
Рис. 1. Динамика госдолга РФ в 2006-20012 гг., в процентах к ВВП
Из табл. 3 видно, что расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение госдолга вырастут с 340,6 млрд рублей в 2009 г. до 657,0 млрд руб. в 2012 г., т.е. в 1,9 раза. В связи с этим доля расходов федерального бюджета на обслуживание и погашение госдолга возрастет с 3,6 % до 6,8 %. До 2009 г. доля расходов на обслуживание и погашение госдолга в общих расходах федерального бюджета снижалась. В 2009 —2012 гг. эта доля будет быстро расти. Следовательно, возникнет еще одна тенденция в области госдолга, негативно влияющая на экономическую безопасность страны.
Еще большие угрозы экономической безопасности возникли в области корпоративного долга. В настоящее время усиливается, возникшая в докризисный период, тенденция к трансформации внешнего государственного долга в корпора-
тивный долг перед нерезидентами. Государство расплачивается с внешними долгами. Средства, полученные от этого иностранными банками-кредиторами, являются одними из источников для кредитования российских предприятий. Причем кредиты частично выдаются под государственные гарантии. Следствием этого служит резкий рост корпоративного внешнего долга. Рост корпоративного долга нерезидентам является одним из наиболее динамичных показателей развития экономики России. В 1998—1999 гг. объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд долл. В последующий период он стал быстро увеличиваться. Особенно быстро внешний корпоративный долг стал расти с 2001 г. За период 2001—2008 гг. он вырос более чем в 12 раз. На начало октября 2008 г. он составил 504,9 млрд долл.
Таблица 3
Расходы на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации
2009г. 2010г. 2011г. 2012г.
Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб. 202,8 304,3 450,6 561,0
Расходы на погашение государственного долга, млрд. руб.* 137,8 116,4 160,1 96,0
Всего, млрд. руб. 340,6 420,7 610,7 657,0
Расходы на обслуживание и погашение государственного долга в процентах к расходам федерального бюджета 3,6 4,2 6,5 6,8
(О 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
Я <
I I-
О ф
со
* Без учета государственных ценных бумаг, которые погашаются за счет их новых выпусков. Рассчитано по: // Бизнес и банки. 2010. №13. С.1.
Начавшийся в России экономический кризис привел к резкой смене динамики корпоративного долга. В течение октября 2008 г. — марта 2009 г. его величина уменьшилась до 416,6 млрд долл. При этом обязательства по кредитам и ценным бумагам российскими банками и предприятиями были выполнены. Во втором квартале 2009 г. предприятия реального сектора возобновили внешние заимствования. Их задолженность перед нерезидентами возросла с 270,2 млрд долл. на 1 апреля 2009 г., до 301,7 млрд долл. на 1 апреля 2010 г., почти достигнув предкризисного уровня — 307,0 млрд долл. Задолженность российских банков перед нерезидентами во втором — четвертом кварталах 2009 г. продолжала снижаться. В первом квартале 2010 г. она немного выросла — с 127,2 млрд долл. на начало года, до 128,9 млрд долл. на начало второго квартала. В итоге, структура внешнего корпоративного долга существенно изменилась (см. рис. 2).
Из рис. 2 видно, что доля банков в общей величине внешней корпоративной
задолженности существенно снизилась, а доля предприятий — выросла. Следовательно, предкризисная тенденция более быстрого роста банковских заимствований сменилась на противоположную.
По сравнению с 2008 г. выросла доля кредитов и займов, полученных небанковскими корпорациями через офшоры. В 2009 г. через Кипр, Люксембург, Виргинские острова, Сент-Китс и Невис, Белиз и проч., получено более 34 % заимствований. Это связано с особенностью погашения кредитов в условиях долгового кризиса. Например, часто используется такая схема. Предприятие — должник обязан выплатить банку А 100 млн долл. Но такой суммы у него нет. В этом случае оно берет ссуду в 100 млн долл. у банка В. Эта ссуда перечисляется банку А. Далее, банк А выдает кредит предприятию на 100 млн долл., которые идут на погашение кредита у банка В. Фактически здесь имеет место пролонгирование кредита банком А, что не приветствуется центральными банками. Поэтому и возрастает значение офшоров в кредитных операциях.
01.04.2010г. 01.01.2010г. 01.10.2009г. 01.07.2009г. 01.04.2009г. 01.01.2009г. 01.10.2008г.
60
80
10
I Банки □ Прочие секторы
Рис. 2. Структура внешнего корпоративного долга в 2008-2010гг., в %
Рассчитано по данным сайта Банка России: http://www.cbr.ru/statistics
В период кризиса усилилась концентрация внешнего корпоративного долга. Весной 2010 г. более 40 % корпоративного долга перед нерезидентами приходилось всего на 15 заемщиков. В настоящее время сложилось положение, когда ряд российских корпораций по объему своих долгов нерезидентам превысили пороговые значения экономической безопас-
ности, разработанные для государства в целом (Маастрихтские соглашения). А ведь помимо долгов перед нерезидентами эти же корпорации имеют крупные долги перед российскими банками. Угроза экономической безопасности состоит здесь в том, что ряду крупнейших российских предприятий и банков в перспективе угрожает банкротство, которое потянет за
собой крах сотен предприятий — смежников, и всей банковской системы страны.
Особенно острое положение сложилось в области корпоративных ценных бумаг, выпущенных на внешнем рынке. Перед началом кризиса иностранные инвесторы владели российскими долговыми обязательствами (государственными и корпоративными еврооблигациями, а также облигациями внутреннего валютного займа) на сумму более чем в 120 млрд долл. При этом происходит ухудшение структуры внешних облигационных займов. В 2001—2003 гг. в структуре этих займов абсолютно преобладали государственные ценные бумаги — еврооблигации и ОВ-ГВЗ. В настоящее время свыше 70 % приходится на корпоративные еврооблигации. Между тем, долги по корпоративным еврооблигациям гораздо менее надежны, чем по государственным ценным бумагам, а также, чем кредитная задолженность, так как котировки евробондов испытывают в последние годы существенные перепады. Подобное изменение структуры российских еврооблигаций является еще одним фактором, негативно влияющим на экономическую безопасность страны.
В законе «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и
2012 гг.» предусматривается, что к началу
2013 г. на рынке будет обращаться госбумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на 80,9 млрд долл. Учитывая это, а также возможный в посткризисный период новый бум на рынке корпоративных еврооблигаций, к концу 2012 г. внешний долг по государственным и корпоративным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, составит 240—260 млрд долл.
На рынке российских евробондов происходит интенсивное строительство новой пирамиды ценных бумаг — корпоративных еврооблигаций. В настоящее время она превышает 100 млрд долл., что существенно выше пирамиды госбумаг (ГКО — ОФЗ) перед дефолтом. Особенностью этой пирамиды является чрезмерно высокая концентрация корпоративных еврооблигационных займов. На 15 крупнейших заемщиков приходится около 71 % всего объема корпоративных еврооблигаций. Ресурсная база для погашения корпоративных еврооблигационных долгов необычайно низка по сравнению с ресурсной базой для погашения внутренне-
го корпоративного долга, долга по рублевым облигациям, внешнего (кредиты и займы) корпоративного долга. В результате возможного в перспективе краха пирамиды корпоративных еврооблигаций, финансовое положение крупнейших заемщиков резко ухудшится. Если учесть, что эти заемщики являются и крупнейшими налогоплательщиками, то возможны существенные перебои в поступлении налогов в федеральный бюджет.
Увеличивается и напряженность на рынке внутреннего корпоративного долга. В 1999—2000 гг. внутренний корпоративный долг составлял 18,0—18,5 % ВВП. К началу 2010 г. задолженность по внутренним корпоративным кредитам и займам превысила 45 % ВВП (с учетом сокращения ВВП). Наиболее динамично растет задолженность по корпоративным облигациям, обращающимся на внутреннем рынке. В 2000— 2008 гг. она возросла с менее 0,5 % ВВП, до 5 % ВВП. В октябре 2008 г. - феврале 2009 г. рынок корпоративных облигаций находился в состоянии стагнации. С весны 2009 г. он начал быстро оживать. В марте было размещено облигаций на 37,8 млрд руб., или в 6,5 раз больше, чем в январе. В апреле объем размещения бумаг превысил 40 млрд руб. После некоторого спада в мае - размещено корпоративных облигаций в объеме 32 млрд руб., летом последовал новый подъем. В июне объем размещения бумаг приблизился к 90 млрд руб. Это уже на уровне пиковых показателей 2008 г. В конце же 2009 г. предкризисные показатели были превышены.
Стремительно растущий рынок корпоративных облигаций потерял устойчивость. С декабря 2007 г. по апрель 2008 г. на нем произошло всего 4 дефолта. После этого относительно стабильного периода на рынок обрушилась волна дефолтов. С мая 2008 г. по июль 2009 г. произошло 212 дефолта, включая погашение облигаций, выплату по купонам и офертам (предусмотренных в проспекте эмиссии облигаций досрочных погашений). При этом совокупный объем выплат по облигациям (погашению, купонам и офертам) постоянно растет. В сентябре 2008 г. он составил 76 млрд руб., а к июню 2009 г. возрос до почти 150 млрд руб. Во втором полугодии 2009 г. количество дефолтов несколько снизилось. Однако, по расчетам специалистов, учитывая неустойчивость рынка и рост платежей по облигациям, в ближайшей перспективе следует ожидать 8-10 дефолтов в месяц.
(О 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Особо следует обратить внимание на быстрый рост всего совокупного национального долга. В четвертом квартале 2008 г.-первом квартале 2009 г. шел интенсивный процесс сокращения государственного и корпоративного долга.
С весны 2009 г. рост СНД возобновился (см. рис. 3). В соответствие с законом «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» внешний и внутренний государственный долг составит в 2010 г., 2011 г., 2012 г. — соответственно 12,7 %, 14,6 %, 15,4 % ВВП. Корпоративный внутренний долг, учитывая начавшийся бум размещения корпоративных облигаций, составит в 2010 г., 2011 г., 2012 г. соответственно — 55 %; 61 %; 68 % ВВП. С учетом корпоративного долга нерезидентам, который, принимая во
внимание тенденции 2002—2009 гг., составит соответственно 47 %, 52 %; 58 % ВВП, совокупный национальный долг достигнет в 2010 г., 2011г., 2012 г. - 114,7%, 127,6 %, 141,4 % ВВП. В 2012 г. СНД будет существенно выше всех финансовых резервов государства - золотовалютных резервов Банка России, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, обязательных резервов коммерческих банков, средств системы страхования вкладов. При этом качество совокупного национального долга ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам. Угроза экономической безопасности при небывалом для России росте долгового бремени, все более увеличивается.
л? л? л? л? ^ ^ ^ ^ ^
Т К.Т ЛТ .Т К.Т лТ .Т К.Т .Т лТ .Т лТ .т
\ Л \ л
о4' о4' о4' о4' о4' о4' о4' о4' о4' о4' о4' о4' о4' о4'
Рассчитано по данным сайта Банка России: http://www. сЬг. гиМа11811с8
Рис. 3. Динамика величины государственного и корпоративного долга в 2008-2013 гг.,
в процентах к ВВП
В итоге проводимой долговой политики Россия в 2012 г. будет иметь совокупный государственный и корпоративный долг в размере более 141 % ВВП. Это почти равно федеральному и корпоративному долгу США в 1987 г. С этого времени начался процесс стремительного роста долгов в развитых странах. В 2007 г. совокупный долг США (с учетом долгов штатов и долгов домашних хозяйств) превысил 350 % ВВП, что явилось одной из главных причин современного финансового кризиса. При этом, следует учиты-
вать, что стремительный рост СНД в России происходит в качественно иных условиях - слабости банковской системы, неразвитости финансового рынка, экономическом кризисе, чем шел рост долгов в США. Это может привести к новым кризисным явлениям уже в ближайшей перспективе.
Для преодоления угроз экономической безопасности, возникающих в результате роста долгового бремени, необходимо выработать комплекс мер. Прежде всего, необходимо установить поро-
говые значения в области государственного и корпоративного долга. При этом необходимо ориентироваться не на отдельные пороговые значения, а на систему индикаторов экономической безопасности в сфере совокупного национального долга.
Основой такой системы является существующее в соответствии с Маастрихтскими соглашениями пороговое значение экономической безопасности в области госдолга — 60 % к ВВП. Учитывая, что в России дефолт 1998 г. произошел при уровне внутреннего госдолга в 28 % ВВП, целесообразно ввести пороговые значения отдельно для внутреннего и внешнего госдолга:
> объем государственного внутреннего долга в процентах к ВВП — 30 %;
> объем государственного внешнего долга в процентах к ВВП — 30 %. Вместе с тем, выдвигая данные индикаторы в качестве основных в системе пороговых значений в области внешнего и внутреннего долга, следует иметь в виду, что в настоящее время корпоративный долг в несколько раз превышает государственный долг. В связи с этим систему индикаторов экономической безопасности необходимо дополнить пороговыми значениями по корпоративному внутреннему долгу, корпоративному долгу нерезидентам и по совокупному национальному долгу.
При расчете величины пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу необходимо учитывать следующие обстоятельства:
> в современной России корпоративный долг появился лишь в начале девяностых годов ХХ в. При этом по настоящему масштабный корпоративный долг сформировался в 2005— 2008 гг. Сохранение тенденции стремительного роста корпоративного долга в 2010—2012 гг. может привести к банкротству большого числа налогоплательщиков, перебоям в бюджетном процессе, усилению кризиса в реальном секторе, на фондовом и кредитном рынках;
> величина внутреннего корпоративного долга в своей подавляющей части определяется состоянием банковской системы России. Коммерческие банки предоставляют основную массу кредитов предприятиям, а также являются главными покупателями корпоративных облигаций. Между тем,
банковская система России имеет узкую ресурсную базу;
> быстрый рост частного долга перед нерезидентами связан с конъюнктурой мирового рынка — резким падением процентных ставок в 2001— 2004 гг., и в период кризиса. Причем падение ставок было столь сильным, что не только позволило многим российским компаниям брать кредиты за рубежом, но и сделало эти кредиты существенно более выгодными, чем кредиты на внутреннем рынке. Однако с ростом в перспективе процентных ставок, рефинансирование внешнего корпоративного долга будет затруднено;
> возможность федерального бюджета по обслуживанию государственного долга в значительной мере определяется мировыми ценами на нефть. Очевидно, что в этих условиях при
определении пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу нельзя пользоваться опытом стран с развитой рыночной экономикой. Учитывая сказанное, индикаторы экономической безопасности по корпоративному долгу могут быть определены следующим образом.
Пороговое значение по внутреннему корпоративному долгу. Учитывая, что отношение совокупных активов банковской системы к ВВП должно составлять не менее 100— 120 %, а доля кредитного портфеля в активах — не менее 45—60 %, объем банковских кредитов частному сектору должен находиться в пределах 70—75 % к ВВП1. С учетом корпоративных займов данное пороговое значение составит 90 % ВВП.
Пороговое значение по корпоративному долгу нерезидентам. Важность этого показателя определяется тем, что он вводит ограничение на трансформацию внешнего госдолга в гораздо менее надежный корпоративный долг нерезидентам. При определении величины данного порогового значения надо иметь в виду, что в современных условиях далеко не все российские предприятия могут брать кредиты за рубежом, а тем более размещать там свои облигации. Следовательно, ресурсная база для погашения корпоративного долга нерезидентам гораздо ниже ресурсной базы для погашения внутреннего корпоративного долга. Кроме того, возможность внешних корпоративных заимствований зависит от конъюнктуры мирового рынка (величины процентных
(0 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
(О
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
ставок, спроса и предложения на кредиты и облигации). Учитывая это, пороговое значение корпоративного долга нерезидентам должно составлять 50-60 % от порогового значения по внутреннему корпоративному долгу, то есть находиться в пределах 50 % ВВП.
Пороговое значение по совокупному национальному долгу. Данное пороговое значение равно сумме пороговых значений по внутреннему государственному долгу, внешнему государственному долгу, корпоративному внутреннему долгу и корпоративному долгу нерезидентам и составляет 200 % ВВП.
Использование данного порогового значения особенно актуально для современной России. В ближайшие годы возможна ситуация, когда объемы государственного внешнего и внутреннего долга будут в пределах соответствующих пороговых значений. В то же время пороговые значения по корпоративному долгу будут резко превышены. Если при этом будет превышено и пороговое значение по совокупному национальному долгу, то возникнут трудности не только в сфере корпоративного долга, но и для бюджетной системы. Федеральный бюджет вынужден будет расплачиваться по государственным гарантиям по корпоративному долгу. Одновременно, в результате возможного кризиса в корпоративном секторе, резко уменьшатся налоговые поступления в бюджет. Это приведет к сбоям в обслуживании и погашении государственного внешнего и внутреннего долга.
Контроль за индикаторами пороговых значений экономической безопасности в сфере совокупного национального долга должны осуществлять министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и федеральная служба по финансовым рынкам. При достижении пороговых значений по внешнему и внутреннему государственному долгу, заимствования на внешнем и внутреннем рынках должны быть прекращены.
При достижении пороговых значений по корпоративному долгу необходимо: прекратить регистрацию проспектов эмиссии корпоративных облигаций, предназначенных для выпуска на внешнем и внутреннем рынках; повысить норму обязательных резервов коммерческих банков; повысить ставку рефинансирования; ввести ограничения по короткой позиции коммерческих банков по валюте.
Важное значение для снятия напряженности на долговом рынке может иметь использование части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В условиях кризиса, для финансирования дефицита бюджета привлекаются крупномасштабные заимствования на внешнем и внутреннем рынках. Поэтому, даже к началу 2013 г. величина Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в соответствии с законом о бюджете на 2010-2012 гг., составит 1,1 трлн руб. То есть полностью средства этих фондов не удастся израсходовать даже за 4 года. Если же кризис завершится в 2010г., то остаток средств может составить более 3 трлн руб.
Для замены иностранных кредитов средствами этих фондов целесообразно использовать облигационные займы. В этом случае крупнейшие заемщики у нерезидентов выпускают корпоративные облигации, номинированные в валюте. В эти облигации помещается часть денег Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В случае угрозы у данных корпораций дефолтов часть облигаций может быть конвертирована в акции. Эти акции могут быть проданы государством на рынке, а полученные от продажи деньги должны поступить в фонды-кредиторы.
Необходимо также, продолжить практику досрочного погашения внешнего государственного долга из средств Резервного фонда. В период кризиса для этого, нужно досрочно (до погашения) скупать на рынке российские еврооблигации. Это позволит не только увеличить объем погашения внешнего государственного долга, но и стабилизировать рынок российских еврооблигаций в период резкого падения их котировок. Стоимость еврооблигаций с конца 2008 по октябрь 2009 гг. падала до 90 % от номинала и ниже. До кризиса же она превышала 115 % номинала.
Рассматривая проблемы роста госдолга необходимо обратить внимание на то, что в развитых странах подавляющую его часть составляет внутренний долг. В законе же «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», предусматривается опережающий рост внешнего долга. Это ставит экономику страны в зависимость от внешнего рынка. Для замены внешних займов внутренними необходимо существенно разнообразить выпуск облигаций на внутреннем рынке. В настоящее время
рынок госбумаг представлен всего двумя сегментами — рынком облигаций федерального займа (ОФЗ) и рынком государственных сберегательных облигаций (ГСО). Причем абсолютно преобладают ОФЗ. На них приходится около 85 % общей емкости рынка госбумаг.
В 2007—2008 гг. в России возникло несколько кризисов банковской ликвидности. Выяснилось, что ОФЗ — главного залогового инструмента для получения коммерческими банками кредитов у Банка России, явно не хватает. При этом около половины ОФЗ сосредоточена в Сбербанке, и во Внешэкономбанке, т.е. тех банках, которые менее всего нуждаются в рефинансировании со стороны Банка России.
Еще одним негативным последствием для банковской системы явилось обесценение ОФЗ в период кризиса 2008— 2009 гг. Котировки некоторых выпусков ОФЗ снизились до 50 % — 60 % от номинала. Если учесть еще и то, что ставки по кредитам, выдаваемым под залог ценных бумаг, существенно выросли, то роль облигаций как залогового инструмента резко упала.
Большое значение, для стабилизации фондового рынка и увеличения залоговой базы для рефинансирования, имеет увеличение выпуска ценных бумаг для населения. Эти ценные бумаги не предназначены для активных операций на биржах и во внебиржевых структурах. Их главное предназначение — сохранять сбережения населения. Важные потенциальные ресурсы рынка сберегательных ценных бумаг — накопления населения в наличной иностранной валюте и в валютных вкладах. Поэтому увеличение выпуска сберегательных облигаций создает определенную альтернативу сбережениям в иностранной валюте.
При этом Сбербанк РФ, ВТБ-24 и другие банки должны ввести специальные депозиты для хранения государственных сберегательных облигаций. Сбер-облигации необходимо привлекать на эти депозиты за определенную плату их владельцам — 0,5—1,0% годовых. Это, во-первых, еще более повысит привлекательность сберегательных бумаг, и, будет
способствовать увеличению их выпуска. Во-вторых, взятые на хранение ГСО должны приниматься Банком России в качестве залога для рефинансирования коммерческих банков. В этом случае залоговая база в перспективе может быть расширена на 500—600млрд руб.
Помимо выпуска облигаций сберегательных займов важное значение для регулирования фондового рынка имеет выпуск ценных бумаг нерыночных займов. Эти ценные бумаги находятся у их владельцев до момента погашения. Они не могут быть проданы на свободном рынке, но могут быть предметом залога. Нерыночные займы, как наименее подверженные влиянию конъюнктуры рынка, сейчас особенно необходимы для повышения его устойчивости. Практика показывает, что в условиях кризиса банки охотно переводят часть рискованных активов в стабильные бумаги нерыночных займов. В условиях стабилизации валютного курса в эти бумаги может быть переведена часть средств с валютного рынка. Существенным ресурсом для нерыночных займов являются и депозиты коммерческих банков в Банке России, которые на конец июня 2010 г. составляли около 750 млрд руб. В течении ближайших двух лет в ценные бумаги нерыночных займов может быть вложено 400—500 млрд руб. Таким образом, выпуск ценных бумаг нерыночных займов даст возможность получить значительные денежные суммы для финансирования дефицита федерального бюджета в период кризиса, а также существенно увеличить залоговую базу для рефинансирования коммерческих банков Банком России.
Предложенный комплекс мер в области государственного и корпоративного долга даст возможность снизить долговую нагрузку на экономику, диверсифицировать внутренний госдолг, существенно расширить залоговую базу для рефинансирования Банком России коммерческих банков, уменьшить зависимость российских предприятий и банков от конъюнктуры внешнего рынка. Все это будет способствовать повышению экономической безопасности страны.
(0 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
Литература и примечания
1. Экономическая безопасность России / под ред. В.К. Сенчагова.М.: Дело, 2005. С. 334—335.
2
Ф
■а
я <
I I-
О ф
со