Научная статья на тему 'Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций'

Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1156
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлов В.В.

Целью нынешнего реформирования системы здравоохранения является улучшение здоровья нации путем повышения доступности и качества медицинской помощи, развития профилактического обслуживания и формирования здорового образа жизни. В работе рассматриваются состояние фармацевтического рынка России и показатели результативности производственной деятельности фармацевтических организаций. Делается вывод: для повышения эффективности проводимой политики необходимо задействовать все финансовые, материальные и кадровые ресурсы этой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций»

УДК 338.27

состояние фармацевтического рынка россии

и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций

В. В. ГОРЛОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента и налогового консалтинга E-mail: stoikost@yandex. ru Российский университет кооперации

Целью нынешнего реформирования системы здравоохранения является улучшение здоровья нации путем повышения доступности и качества медицинской помощи, развития профилактического обслуживания и формирования здорового образа жизни. В работе рассматриваются состояние фармацевтического рынка России и показатели результативности производственной деятельности фармацевтических организаций. Делается вывод: для повышения эффективности проводимой политики необходимо задействовать все финансовые, материальные и кадровые ресурсы этой сферы.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, эффективность, организация, анализ.

Реализация реформ оказывает существенное влияние на фармацевтическую подсистему здравоохранения. Условия этого рынка способствуют проявлению большой активности ее участников (фармацевтических производителей, поставщиков, аптечных сетей и т. д.).

Крупными поставщиками медицинских препаратов в России являются зарубежные производители. Их заинтересованность обусловлена ростом российского рынка фармацевтической деятельности и возможностью расширения сбыта продукции.

Исследование показало, что такое суждение подтверждается данными российского фармацев-

тического рынка. Так, с 2000 г. наблюдается стабильный рост фармацевтического рынка, который увеличивается в среднем на 13 % в год.

Динамика производства российских фармацевтических компаний за два года по месяцам отражена на рис. 1.

Объемы фармацевтического производства в начале 2011 г. проявили тенденцию к снижению их в стоимостном выражении. Однако по итогам года прирост к предыдущему году составил 27,8 % в рублях; объем производства медицинских товаров достиг 95,5 млрд руб. В долларах США прирост составил всего лишь 2 %, а объем производства превысил 300 млн долл. Такая тенденция усугубила положение российских производителей, однако в 2012 г. были заложены основы существенных изменений и преобразований в фармацевтической сфере.

Ключевым фактором, воздействующим на развитие изучаемого рынка, послужило активное участие государства как гарантированного и крупного потребителя товаров медицинской отрасли.

Исследование позволяет сделать вывод, что произошло увеличение емкости рынка за счет проведения государственных реформ в системе здравоохранения, в частности увеличения тендерных закупок и появления федеральной программы дополнительного льготного обеспечения, принятой в дополнение к Федеральному закону «О государс-

Рис. 1. Помесячная динамика производства российских фармацевтических организаций

за 2010-2011 гг.

твенной социальной помощи» [2]. В документе указывается, что в состав набора социальных услуг включается обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача.

По данным Росздравнадзора, участниками Федеральной программы дополнительного льготного обеспечения являются более 180 производителей (более 35 % отечественных, и менее 65 % - иностранных).

Для осуществления эффективного регулирования цен на лекарственные средства в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» определена система государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства [3].

Однако в свете этих нововведений для российских производителей возникают новые сложности. В частности, при регистрации новых цен необходимо учитывать только данные о стоимости лекарств за II полугодие 2011г.; не учитывается уровень инфляции. Условия, в которых окажутся производители препаратов из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, могут привести к финансовым потерям. Во избежание этого для компенсации издержек производителям целесообразно повысить цены на другие препараты ассортимента продукции, не относящиеся к списку жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. В 2009 г. была утверждена Стратегия

развития российской фармацевтической промышленности до 2020 года [5].

Отмена обязательной для отечественных производителей регистрации фармацевтических субстанций, упразднение предварительного контроля качества лекарственных средств позволяют российским компаниям не нести дополнительных временных и финансовых затрат. Кроме того, сформулирован регламент регистрации препаратов; установлены предельные сроки допуска их на рынок. Это позитивно скажется на экономическом состоянии отечественных фармацевтических производственных организаций, однако вызывает определенные опасения качество закупаемых субстанций и выпускаемых лекарственных средств

В этой связи целесообразно применять стандарты надлежащей производственной практики лекарственных средств в российских фармацевтических организациях. Переход на новые эталоны должен произойти в 2014 г. Такое развитие было определено национальным стандартом России ГОСТ Р 522492009 [4]. В результате его применения представляется возможность:

- гарантировать высокий уровень качества и безопасности лекарственных средств;

- обеспечить соответствие лекарственного средства их формулам (составам);

- усилить контроль за посторонним включением, надлежащей маркировкой, упаковкой, сохранностью свойств медицинского препарата в течение всего срока его годности.

Стандарты надлежащей производственной практики производства лекарственных средств устанавливают требования к системе управления качеством, персоналу, помещениям, оборудованию, документации, производству, сертификации, рекламациям, порядку возврата продукции, организации самоконтроля [1, 6].

7х"

23

Государство через госкорпорации посредством российских банков инвестирует средства в производство фармацевтической продукции.

Создание фармацевтических кластеров является одним из направлений активизации инвестиций, что предполагает долевое финансирование со стороны государства. Фармацевтические производители получат государственную поддержку в виде подготовленной инфраструктуры для строительства. Такой подход дает гарантии инвесторам, упрощает им доступ на рынок.

Для создания инфраструктуры кластера потребуются значительные государственные долгосрочные инвестиции, позволяющие обеспечить увеличение числа рабочих мест, коммунальных, налоговых платежей.

За последние годы были прорекламированы несколько проектов создания таких кластеров. Одним из них является производство в Волгоградской области аналгетиков, противодиабетических, противоаритмических препаратов и др. На участие в создании фармацевтического кластера на территории Ярославской области претендует компания «Никомед». В Новосибирской области анонсирован биофармацевтический кластер, который будет производить модифицированные препараты, например тромболитики, и др.

В Екатеринбурге создан кластер на базе холдинга «Юнона», который будет выпускать генно-инженерный человеческий инсулин, нанопрепараты для лечения злокачественных новообразований. Кластеры создаются в регионах, имеющих хорошую научную и кадровую базу, в некоторых из них сосредоточены ведущие медицинские и фармацевтические институты страны.

В ряде случаев фармацевтические предприятия находят возможность создавать и модернизировать производство лекарственных средств без участия государства. Например, «АФК Система» объявила о создании биофармацевтического кластера «Биосити» в Зеленограде. Кроме того, готовится проект производства новых биотехнологических препаратов, который будет осуществлен производителем совместно с ОАО «РОСНАНО».

В Московской области ООО «KRKA ФАРМА» открыла новый завод, который способен выпускать 600 млн таблеток и 240 млн капсул в год. Объем инвестиций в проект и строительство составил 45 млн долл. Следует также отметить покупку крупным международным холдингом STADA Arzneimittel

AG российской фармацевтической компании ОАО «Нижфарм» за 80,5 млн евро, которая является четвертой по объемам продаж региональной фармацевтической организацией в России.

ОАО «Фармстандарт» и ЗАО «Фармацевтическая фирма «Лекко» объявили о создании совместного биотехнологического предприятия ЗАО «Генериум», которое специализируется на производстве генно-инженерных препаратов для лечения гемофилии, туберкулеза, рассеянного склероза, онкологических заболеваний и дефицита гормона роста.

Французская корпорация «Санофи-Авентис» приобрела производственные мощности ЗАО «Био-тон Восток», на которых планирует выпускать свои препараты для лечения сердечно-сосудистой системы, метаболических нарушений, сахарного диабета и т. д. Датская фармацевтическая организация «Ново Нордиск» также объявила о намерении завершить в 2014 г. строительство завода по производству современных препаратов инсулина в России.

В настоящее время активно обсуждается необходимость предоставления преференций препаратам отечественного производства при закупках для государственных программ.

При исследовании структуры фармацевтического рынка в разрезах отечественных и импортных производителей без учета федеральной программы дополнительного льготного обеспечения установлена закономерность: с ростом доходов у населения появилась возможность употребления более дорогих оригинальных препаратов с гарантированным качеством и эффективностью. По этой причине произошел сдвиг спроса в сторону более дорогих препаратов.

При анализе ценовой сегментации лекарственных средств фармацевтических производственных организаций (рис. 2) автор пришел к результату: доля лекарственных средств стоимостью до 5 долл. в общем объеме деятельности фармацевтических производителей в 2011 г. составила 36,0 %, что на 4,4 % меньше, чем в 2010 г. Однако произошло увеличение количества лекарственных средств стоимостью свыше 20 долл. на 2,7 %. Переход на более дорогие препараты сопровождается ростом средней стоимости упаковки. За последние 10 лет она выросла почти в 4 раза.

Одной из особенностей фармацевтического рынка России является то, что превалирует объем импортных препаратов (рис. 3).

100

50

17,5 15.0

27,2

40,4

20,2 15,7

28,1

36,0

2010 г.

■ До 5 долл. □ 5-10 долл.

2011г.

10-20 долл. Свыше 20 долл.

100 80 60 40 20

3,45 3,54^ ,0,79 0,71

Ш °'33 л

2010 г.

2011 г.

■ До 5 долл. □ 5-10 долл.

10-20 долл. Свыше 20 долл.

Рис. 2. Ценовая сегментация лекарственных средств, %: а - доля на рынке в стоимостном выражении; б - доля на рынке в натуральном выражении

2010г. 20111.

■ Импортные лекарственные средства

□ Отечественные лекарственные средства

Рис. 3. Динамика доли локальной продукции в общем объеме продаж производственных фармацевтических организаций, %

Исследование позволяет сделать вывод, что в 2011 г. снизилось потребление импортных медикаментов по сравнению с отечественными лекарственными средствами.

Анализ динамики доли локальной фармацевтической продукции в 2011 г. показал, что доля отечественных лекарственных средств возросла на 0,6 % и составила 24 % от общего объема лекарственных средств России, при этом 6 % из этого объема - оригинальные препараты.

Таким образом, на дженериковые препараты в структуре российского производства приходится подавляющая часть -более 90 %. По этой причине возникает проблема выбора препарата, связанная с огромным количеством обращающихся на отечественном фармацевтическом рынке дженериков - воспроизведенных лекарственных средств, на которые истек срок патентной защиты (от 8 до 20 лет).

На рис. 4 представлены торговые марки с наибольшим объемом продаж.

По результатам анализа торговых марок с наибольшим объемом продаж можно сделать вывод, что прирост продаж наблюдался по всем препаратам, особенно по холензиму (134,88 %) и суп-раксу (174,56 %). Прирост продаж по глицину составил 79,2 %, по антигриппину -77,23 %, по гриппферону - 76,71 %.

Отечественные производители стремятся конкурировать с иностранными, в том числе и в секторе государственных закупок. За прошедший год российские компании представили препараты, которые могут выступить заменой зарубежных аналогов в государственных закупках: сумамед (разработчик -РЫУА) является аналогом препарата азитромицин (ВЕРТЕКС), урсосан (разработчик ПРО. МЕД. ЦС) - аналог ур-содез («Северная звезда»).

Значительная зависимость российского фармацевтического рынка от импорта (рис. 5) в кризисных условиях показала, что сохранение существующего положения может обернуться большими проблемами.

7х"

25

а

рис. 4. Препараты с наибольшим приростом продаж, %

Дополнительное лекарственное обеспечение

Коммерческий розничный рынок

Госпитальный рынок

95

75

25

79

Импортные

20 40 60 □ Отечественные

80

рис. 5. Структура секторов российского фармацевтического рынка в разрезе «импортные/отечественные лекарственные средства», %

На рынке дополнительного лекарственного обеспечения импортных лекарственных средств -95 %, на коммерческом розничном рынке - 75 %, на госпитальном - 79 %.

Девальвационный фактор спровоцировал значительный рост цен на лекарственные средства. Министерство здравоохранения Российской Федерации официально объявило о сокращении закупок импортных препаратов и об увеличении государственных закупок отечественных аналогов.

До создания и появления на рынке достойных российских аналогов пройдет 2-3 года, в течение которых обойтись без импортных препаратов невозможно. В долгосрочной перспективе можно прогнозировать снижение объемов импорта лекарственных средств. Кроме того, уже сейчас значительно

меняется структурная составляющая импортных поставок, на этом участке системы товародвижения постепенно теряют свое влияние дистрибьюторские компании.

Ниже в таблице приведены основные показатели деятельности фармацевтических производственных организаций. К ним относятся: валовой объем производства, доля объема нелекарственного ассортимента, объем реализации продукции, объем продукции, выпущенной в соответствии со стандартами надлежащей производственной практики, эталонами Международной организации по стандартизации и др.

По данным таблицы можно сделать вывод, что 12 ведущих производителей на 50 % выпускают продукцию в соответствии со стандартами надлежащей производственной практики и на 17 % - в частичном соответствии с ними.

Анализ показал, что наличие сертификата Международной организации по стандартизации есть у 83 % организаций. В большинстве (92 %) в 2011 г. наблюдалось увеличение объема продаж более чем на 5 %. Напрашивается вывод о достаточно динамичном развитии производства фармацевтической продукции за год.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно предположить дальнейший рост фармацевтического рынка под влиянием следующих факторов.

1. Социально-демографические. Рост доходов населения повышает требования к качеству препаратов. Это увеличивает объем производства и реализации лекарственных средств в коммерческом секторе и парафармацевтике. Кроме того, по данным Росстата, ежегодно увеличивается количество больных людей и инвалидов.

2. Технологические. Требуется переход отечественных производителей на стандарты надлежащей производственной практики. Это приведет к удорожанию производства и, следовательно, отразится на увеличении стоимости выпускаемой продукции.

21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100 120

Объем производства крупных фармацевтических компаний

Рейтинг Фармацевтическая компания-производитель Валовой объем производства относительно лидера, % Доля объема нелекарственного ассортимента, % Динамика объема реализации* 2011/2012, % Доля продукции, выпущенной в соответствии со стандартами надлежащей производственной практики, % Наличие сертификата Международной организации по стандартизации

1 «Фармстандарт» 1,000 0,000 + 100 Есть

2 ШТАДА СНГ 0,361 0,016 + 100

3 Петровакс Фарм 0,227 0,000 + 100

4 «Валента» 0,210 0,040 ± - Нет свед.

5 ВЕРОФАРМ 0,204 0,330 + 46 Нет

6 «Сотекс» 0,120 0,000 + 100

7 ВЕРТЕКС 0,064 0,484 + 75

8 «Алтайвитамины» 0,063 0,022 + - Есть

9 «Фармасинтез» 0,029 0,000 + - Нет

10 «Фармакор» 0,018 0,062 + 96 Есть

11 «Партнер» 0,014 0,017 + 100

12 «Эколаб» 0,013 1,000 + -

* Знак «+» - увеличение объема продаж компании более чем на 5 %, «-» - снижение более чем на 5 %, «±» - изменение объема продаж в пределах ±5 %о.

Источник: данные компании «Фармэксперт».

3. Экономические. Рост ВВП и экономическая стабильность позитивно отразятся на инвестиционном климате страны. Следует отметить, что привлечение капитала приведет к росту локального производства и консолидации всех сегментов фармацевтического рынка.

4. Политические. Основным политическим фактором является финансирование федеральной программы дополнительного льготного обеспечения. Государством рассматривается возможность включения дополнительных категорий граждан в программу (детей, беременных женщин).

Несмотря на экономическую нестабильность, высокие риски бюджетного дефицита, в 2012 г. наблюдалось весьма интенсивное развитие фармацевтической сферы. Это может быть обусловлено позицией Президента России и Правительства Российской Федерации, которые заявляли о том, что социальные программы (в том числе лекарственное обеспечение) являются одним из приоритетов государственной политики. В связи с этим формируется объективная потребность в расширении производства фармацевтической продукции, стимулировании и развитии стратегической маркетинговой политики производственных фармацевтических организаций, а также в привлечении дополнительных средств на развитие.

Одним из способов достижения этого является оптимизация внутренней деятельности компаний,

способствующая выявлению внутренних ресурсов, сокращению неоправданных расходов и повышению эффективности бизнес-процессов.

Динамичное развитие этого направления обусловливает необходимость организации надежной системы внутреннего контроля, которая определяет возможность эффективного выполнения стратегии хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1. Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов: рекомендации Базель-ского комитета по банковскому надзору (Базель, август 2001 г.).

2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (с изм. и доп. от 28.07.2012).

3. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (с изм. и доп. от 25.06.2012).

4. Об утверждении национального стандарта: приказ Ростехрегулирования от 20.05.2009 № 159-ст.

5. Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23.10.2009 № 965.

6. Правило (стандарт) № 8 аудиторской деятельности «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, в ред. постановления Правительства РФ от 19.11.2008 № 863).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.