Научная статья на тему 'Состояние фактического питания школьников города Иваново'

Состояние фактического питания школьников города Иваново Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние фактического питания школьников города Иваново»

Т. 14, Приложение, 2009

Вестник Ивановской медицинской академии

87

Экология и гигиена

СОСТОЯНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА ИВАНОВО

Денисова Н.Б., кандидат медицинских наук,

Полякова А.Н., доктор медицинских наук

Кафедра гигиены с основами экологии человека и военной гигиены ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 153012, Иваново, Ф. Энгельса, 8

* Ответственный за переписку (corresponding author): тел.: (4932) 30-00-96.

Целью настоящей работы явилась оценка фактического питания школьников и разработка путей его рационализации. Оценка качества питания проводилась путем анализа суточного набора продуктов, их соответствия натуральным нормам и расчетным методом по меню-раскладке.

При анализе химического состава рационов были получены следующие результаты: энергетическая ценность школьного завтрака не выполняется в 21,2% случаев. Содержание белка соблюдается от 79,8 до 122,3%, жиров - от 50,1 до 156,5%, углеводов - от 85,4 до 103,4% от рекомендуемых норм потребления. Обеспеченность рациона минеральными веществами отличалась дефицитом Са и Р (соответственно 67,6 и 81,6% от рекомендуемых норм). В связи с малым содержанием в рационе детей овощей и фруктов количество витамина С составило 52,5% от рекомендуемой нормы. Меню школьных завтраков характеризовалось недостаточным использованием свежих фруктов, соков, творога, сыра. Ассортимент готовых блюд недостаточно разнообразен, не в полной мере используются принципы замены отсутствующих продуктов равноценными.

Показатели расчетных методов подтверждаются данными оценки состояния статуса питания школьников: более половины учащихся начального звена (53,3%) имеют неполноценный статус питания, 11,6% - избыточный статус.

Учитывая данные оценки фактического питания в соответствии с Концепцией государственной политики в области здорового питания, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08), Методическими рекомендациями по организации питания детей образовательных учреждений (МР №№ 0100/8604-07-34, 0100/8605-07-34, 0100/8606-07-34), нами было разработано при-

мерное меню завтраков и обедов для организации питания детей 7-10 и 11-18 лет в образовательных учреждениях.

Десятидневное меню включает перечень блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед). Оно составлено с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-10 и 11-18 лет).

При разработке данного меню учитывались: продолжительность пребывания в общеобразовательном учреждении, возрастные категории и физические нагрузки обучающихся.

Примерное меню содержит информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ. Приведены ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур.

При разработке примерного меню учитывались следующие принципы:

1) рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи: завтрак - 25%, обед - 35%;

2) максимальное разнообразие блюд и продуктов;

3) оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов - 1:1:4, в процентном отношении от калорийности как 10-15, 30-32 и 55-60% соответственно, а соотношения кальция к фосфору как 1:1,5.

Разработанное примерное меню завтраков и обедов для организации питания детей 7-10 и 11-18 лет в образовательных учреждениях является одним из этапов системы рационализации питания, целью которой является устранение качественной и количественной дефицитности питания, улучшения его структуры и сбалансированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.