Научная статья на тему 'Составляющие информационной культуры личности как главные компоненты образовательного процесса взрослых'

Составляющие информационной культуры личности как главные компоненты образовательного процесса взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / INFORMATION APPROACH / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / INFORMATION COMPONENT / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / АНДРАГОГ / ANDRAGOGUE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / NEW EDUCATION PARADIGM / ВЗРОСЛЫЙ ОБУЧАЕМЫЙ / ADULT TRAINEE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / FORMATION CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекин Илья Анатольевич

Анализируются различные концепции информации и предлагается их классификация. Рассматриваются функции информационного подхода в рамках новой парадигмы образования, особенно в образовании взрослых. Раскрываются содержание понятия профессиональной компетентности андрагога и ее основные критерии и структурные элементы. Освещаются условия формирования информационной культуры личности взрослого обучаемого.Examines the different concepts of information and offered their classification. Discusses the functions of the information approach in the framework of the new paradigm of education, especially in adult education. The content of concept of professional competence of adult educators and its basic criteria and structural elements. Highlights the conditions of formation of information culture of the personality of the adult learner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Составляющие информационной культуры личности как главные компоненты образовательного процесса взрослых»

DOI: 10.25586/RNU.HET.17.11.P.33 УДК 37.013.46

И. А. Чекин,

Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации

Составляющие информационной культуры личности как главные компоненты образовательного процесса взрослых

Человечество стоит на пороге информационной цивилизации, первый шаг к которой, заключающийся в создании глобального информационного общества, уже практически совершен.

Основы теории информационного общества заложены Д. Бел-лом, З. Бжезинским, Э. Тоффлером [5, 6, 19]. К проблемам, связанным с его возникновением, обращались и российские ученые А. И. Ракитов, Э. П. Семенюк, И. Н. Курносов. [15, 16, 12]. В последнее время развернулось широкое обсуждение процесса становления информационного общества с разных точек зрения: экономической, политической, теоретико-методологической, культурной.

Современный период все чаще называют информационной революцией. «Это век информации, все более ярко освещающий человеку его историческое движение. Это толкает научную мысль заниматься исследованием современного информационного процесса и информационной цивилизации» [2, с. 23].

Впервые информация и знания заняли доминирующую позицию по отношению к таким категориям, как материя и энергия. Характеризуя феномен «информация», создатель теории локальных сетей И. И. Юзвишин писал: «Информация - беспрецедентный по определению и безальтернативный по своей сущности фундаментальный субстрат мироздания» [20, с. 149].

© Чекин И. А., 2017

Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации

Тенденция становления информационной цивилизации ставит вопрос о новой парадигме и модели образования. В свою очередь, их важнейшей составляющей, на наш взгляд, является идея непрерывного образования взрослых. Другими словами, на смену парадигме «просветительного образования» идет инновационная парадигма. «Цивилизацион-ная парадигма как новая парадигма информационного общества ориентирована на подготовку информационно грамотных людей» [1, с. 103].

Понятие информации в обыденном сознании рассматривается, как

правило, узко. Под ней подразумеваются определенные сведения, которые получает человек в процессе жизнедеятельности. В современную эпоху понятие информации приобретает новое звучание и качественно иной смысл. Информация - это форма отображения явлений или процессов реальной действительности в сознании человека.

Существуют различные философские концепции информации:

- естественнонаучная (эта концепция ставит информацию в один ряд с категориями вещества и энергии);

- функциональная (имеет две разновидности: кибернетическую,

ИЛЬЯ АНАТОЛЬЕВИЧ ЧЕКИН

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общеакадемических дисциплин Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации. Сфера научных интересов: педагогика, информатика. Автор 57 опубликованных научных работ

Анализируются различные концепции информации и предлагается их классификация. Рассматриваются функции информационного подхода в рамках новой парадигмы образования, особенно в образовании взрослых. Раскрываются содержание понятия профессиональной компетентности андрагога и ее основные критерии и структурные элементы. Освещаются условия формирования информационной культуры личности взрослого обучаемого.

Ключевые слова: информация, информационный подход, информационная составляющая, информационная компетентность, андрагог, информационная культура, новая парадигма образования, взрослый обучаемый, образовательный процесс.

Examines the different concepts of information and offered their classification. Discusses the functions of the information approach in the framework of the new paradigm of education, especially in adult education. The content of concept of professional competence of adult educators and its basic criteria and structural elements. Highlights the conditions of formation of information culture of the personality of the adult learner.

Key words: Information, information approach, information component, information competence, andragogue, information culture, formation conditions, a new education paradigm, adult trainee, educational process.

утверждающую, что информация есть во всех самоуправляемых технических, биологических, социальных системах; антропоцентрическую, считающую областью для информации человеческое общество и сознание).

Следует выделить несколько подходов к определению понятия «информация»: фактологический, техноцентрический и недетерминированный.

Суть фактологического подхода состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями и фактами. Техноцентрический подход предполагает, что информация отождествляется с данными. Недетерминированный подход состоит в отказе от определения информации в силу ее фундаментальности.

Выясняя сущность этих взглядов, необходимо обратиться к понятию «информационный подход». Методологии информационного подхода посвящены работы В. М. Глу-шакова и Э. П. Семенюка. Этот подход воспринимается ими как одно из проявлений кибернетического стиля мышления, ориентированного на формализацию, алгоритмизацию, моделирование, использование ЭВМ. Имеет место единство информационного подхода и информации.

Информационный подход обладает своеобразием,которое, как считают некоторые исследователи [3, с. 84], проявляется в следующем:

- подход функционирует в условиях допустимой неопределенности базового понятия. Происходит массовое «открытие» информации в объектах изучения разных наук, появляются десятки вариантов частнонаучных дефиниций информации;

- существует тенденция к интеграции системного и информационного подходов, в которые вписывается и функциональный подход;

- информационный подход свойственен сознанию практическому;

- из анализа функций, выполняемых информационным подходом, следует, что возможны два режима реализации информационного подхода: корректный и некорректный, исходящий из наивной онтологизации информации;

- информационный подход - специализированное познавательное средство;

- на уровне науки информационный подход имеет два значения. Во-первых, он выступает в качестве одного исследовательских инструментов в методологиче-

ском арсенале определенной науки; во-вторых, играет роль способа конструирования научных дисциплин, называющих предметом своего изучения информацию;

- практическое сознание обращается к информационному подходу и оперирует понятиями «информация», «информатика». В научной литературе выделяются четыре функции информационного подхода.

1. Праксеологическая, которая проявляется в организационных решениях относительно общественного производства и духовной жизни.

2. Конструктивная функция, связанная с предыдущей, но реализующаяся в ходе создания информационной техники.

3. Объяснительная функция, которая необходима для того, чтобы описать и объяснить всевозможные отражательные и организационные явления.

4. Моделирующая функция, представляющая собой частный случай объяснительной функции, основанной на «онтологическом» понимании информации.

Понятие «информация» - это главный компонент в словосочетании «информационное сопровождение», где «сопровождение» выступает «формой». Они находятся в диалектической взаимосвязи.

Феномен «информация» не только главный компонент словосочетания «информационное сопровождение», но и главный элемент в образовательном процессе. В любой операции образовательной деятельности имеют место информационные процессы. В процессе образования информация находится в постоянном движении.

Взаимосвязь информации и образования становится субъективной, когда информация понята, осмыслена, когда обучаемый сумел ее проанализировать, «записать» в своей памяти. Включенная в образовательную систему информация по своему характе-

ру всегда социальна и нацелена на достижение общественных задач. От социального заказа общества зависит объективность, достоверность информации, ее полнота. Социальный заказ обуславливает удовлетворение потребности взрослых людей в информации, включая и отбрасывание той ее части, которая не представляет ценности для общества.

В новой парадигме образования взрослых «образование в течение всей жизни» значительное место занимает «информационная составляющая» [7, с. 61]. Реализация новой парадигмы невозможна без знания свойств информации и информационных ресурсов, закономерностей их распространения и способов доступа к ним.

Но для свободной ориентации в информационных потоках необходимо обладать определенной информационной культурой, которая является органическим синтезом информации и культуры. Это взаимопересекающиеся сферы, в зоне которых образуется пространство информационной культуры.

Согласно Н. А. Слядневой [17, с. 4], информационная культура проявляется:

- в умении использовать в своей работе информационные технологии;

- в формировании определенных навыков по использованию разных технологических устройств;

- в знании аналитических методов обработки информации. «Информационная культура -

часть базисной культуры личности, характеризующая информационную среду жизнедеятельности человека и включающая совокупность знаний, умений и навыков работы с информационными источниками» [18, с. 284].

Формирование информационной культуры личности и общества предусматривает соблюдение следующих этапов становления:

- овладение теоретическими знаниями;

- накопление опыта, умений и навыков;

- конструирование, синтезирование, передача информации;

- переход к практико-ориентиро-ванной деятельности.

По мнению Т. П. Зайченко, «информационная культура - это упорядоченная система знаний, умений, навыков, моральных и нравственно-этических, культурологических и духовных ценностей, обеспечивающих деятельность человека, примером которой является информация» [8, с. 87].

В новом информационном обществе информационной культурой должно обладать все взрослое дееспособное население. Взрослые обучаемые, ориентирующиеся в информационных потоках, становятся главной производительной силой цивилизации. Поэтому овладение информационной культурой является актуальным для взрослого обучаемого. Современный специалист - это человек, «который обладает не только профессиональными знаниями, но и способен эффективно использовать те новые возможности, который открывает перед ним информационное общество» [11, с. 35].

Информация, включенная в информационное сопровождение образования взрослых, может быть классифицирована по ряду позиций:

- по назначению (одноцелевая и многоцелевая);

- по возможности хранения (фиксируемая и не фиксируемая);

- по степени готовности для использования (первичная и промежуточная);

- по полноте (информация бывает частичной либо комплексной);

- по степени надежности (достоверная и вероятностная). Современную информационную

компетентность взрослого обучаемого в рамках социализации личности должна сформировать система образования, но и она должна пройти не только инструментально-технологическую, но и научно-

методическую, содержательную перестройку.

«Информационно компетентный взрослый обучаемый - это человек, который постоянно следит за информационными новинками. Информационная компетентность нуждается в постоянной поддержке на протяжении всей жизни человека» [4, с. 108].

Взрослые обучаемые не всегда способны самостоятельно вычленять в учебной деятельности различные ситуации, требующие рефлексивного осмысления. Эти задачи решаются андрагогом и даются обучаемым как особые задания, требующие от них концентрированной мыслительной деятельности.

Развитие мыслительной деятельности на основе информационного подхода предусматривает:

- логическое обобщение полученной информации;

- синтезирование причинно-следственных связей;

- анализ фрагментарных явлений, выделение частного в контексте общего;

- использование информации как средства решения проблем. Традиционные знания, умения

и навыки уступают свое место более сложным умственным действиям, мобилизующим интеллект, компетентность и профессионализм. «В этой связи начинает меняться и характер современных знаний, умений, происходит переориентация на широту; панорамность стиля мышления, формируется информационное мировоззрение» [10, с. 135].

Для взрослых обучаемых ан-драгог является определенным гарантом отношения уважения и поддержки. Он обеспечивает им равный доступ ко всем ресурсам, вовлекает в управление учебной средой. Успешность процесса обучения взрослых во многом зависит от личности андрагога, уровня профессионально-педагогической компетентности, его умения эффективно использовать различные методы и приемы ор-

Предвосхищение информационной цивилизации

ганизации и проведения учебного процесса.

Информационная компетентность андрагога предполагает глубокие и разносторонние «умения поиска, преобразования и адаптации информации к особенностям педагогического процесса, к дидактическим требованиям, ведение работы с различными информационными ресурсами, профессиональным инструментарием, программно-методическими комплексами, мультимедийными продуктами» [13, с. 89].

В основе профессиональной компетентности андрагога лежат следующие структурные элементы:

- знания об информации, ее свойствах и способах работы с ней;

- ценностно ориентированное отношение к информационной деятельности;

- рефлексивно-профессиональный опыт работы с информацией.

Для определения уровня информационной компетентности андрагога можно использовать различные критерии, влючая:

- ценностно-адаптационный (осознание насущной необходимости применения информационных технологий в образовательном процессе);

- знаниево-перцептивный (расширение объема знаний различных видов и источников информации);

- организационно-имплементар-ный (формирование умений организовывать информационное пространство);

- позитивно-рефлексивный (положительный опыт контроля, коррекции, оценки информации). Сказанное определяет актуальность владения андрагогами методологией рефлексивной деятельности при использовании информационных технологий. Это необходимо для создания методической системы исследования информационных технологий, ведения проектно-реф-лексивной деятельности в ходе формирования информационной культуры обучаемых.

С. И. Змеев считает, что «андрагог в соответствии с современными запросами в системе образования

взрослых - это специалист в области обучения, управления, коррек-ционной работы в среде взрослых людей» [9, с. 126].

Опираясь на структуру личности, можно выделить компоненты информационной компетенции ан-драгога:

- преобразующей-деятельност-ный (преобразование, применение, способы защиты информации);

- толерантно-ценностный (оценивание информации с мировоззренческой точки зрения);

- мотивационный (осознание целей и задач выбора информации). В образовании взрослых главной

задачей андрагога является такая организация учебного процесса, когда обучаемые становятся не просто участниками, но и своего рода соавторами процесса обучения.

«Непрерывность в андрагогиче-ской теории рассматривается как основное свойство опережающего развития личности, которое реализуется на разных ступенях подготовки специалистов: в допрофес-сиональном, профессиональном образовании, в системе повышения квалификации и в процессе самообразования» [14, с. 387].

Формирование информационной культуры личности и общества предусматривает соблюдение следующих условий:

- наличие непрерывного образования на основе интегрированного, деятельностно-ориенти-рованного принципа;

- организация подготовки анд-рагогов, использующих единый методический подход к формированию информационной компетентности взрослых обучаемых;

- умелое применение информационных технологий.

К числу важнейших аспектов информационной составляющей новой парадигмы образования взрослых можно отнести:

- сформированность у обучаемых тезауруса - системы информационных понятий;

- осознание обучаемыми информационных потребностей и запросов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение взрослых обучаемых осуществлять информационную деятельность: усваивать, создавать,

использовать, распространять, критически оценивать, сохранять информацию, обладающую ценностью для общества и личности. Подлинно современная система образования взрослых должна не

только давать знания о новой информационной среде обитания, но и осуществлять формирование новой информационной культуры, нового информационного мировоззрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Академия, 1994. 123 с.

2. Арнольдов А.И. Информация - глобальная ценность XXI века. М.: Академия, 1997. 160 с.

3. Барановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 81-87.

4. Безукарова Н.В. Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата // Информатизация образования и науки. 2011. № 4(12). С. 104-114.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. 178 с.

6. Бжезинский З. Великая шахматная доска / пер. с англ. О. Ю. Уральской. М.: Международные отношения, 1998. 109 с.

7. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подход к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5 (64). С. 58-69.

8. Зайченко Т.П. Культура информационной деятельности: учеб. пособие. СПб.: Астерион, 2010. 100 с.

9. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 128 с.

10. Исламова С.Х. Структура и содержание информационного мировоззрения как компонент информационной культуры личности // Известия ДГПУ. 2015. № 2. С. 68-73.

11. Колин К.К. Информационное общество: учебно-метод. пособие для вузов. Челябинск: ЧАКИ, 2010. 39 с.

12. Курносов И. Н. Роль государства в формировании информационного общества в России // Вестник РФФИ. 1999. № 3(17).

13. Мозолин В.П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения // Информатика и образование. 2009. № 2. С. 89-90.

14. Практическая андрагогика. Кн. 2. Опережающие образование взрослых / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2009. 403 с.

15. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 28 с.

16. Семенюк Э.П. Информатика: достижения и перспективы, возможности. М.: Наука, 1988. 176 с.

17. Сляднева Н.А. Социальные практики эпохи информационного общества // Организация и методика информационной работы. 2014. № 5. С. 3-7.

18. Тахохов Б.А. Управление качеством образовательного процесса современного вуза. // Вестник Северо-Осетинского госуниверситета им. Коста Хетагурова. 2014. № 4. С. 283-287.

19. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2001. 506 с.

20. Юзвишин И.И. Что такое информациология и как она влияет на развитее единого мирового распредельно-локального информационно-сотового сообщества и мирового информационного сообщества // Материалы международного форума информатизации, посвященного 850-летию Москвы. М.: Академия, 1997. 160 с.

LITERATURA

1. AbdeevR.F. FiLosofiya ¡пйзгтааоппо]' сМ1^асП. М.: Akademiya, 1994. 123 s.

2. Arnoí'dovА. I. 1пйзгтаауа - д1оЬа1'пауа cennost' XXI veka. М.: Akademiya, 1997. 160 s.

3. Baranovskij Yu, Belyaeva А. Rabota V ¡пйзгтааоппо]' srede// Vysshie obrazovanie V Rossii. 2002. № 1. Б. 81-87,

4. Bezukarova N. V. Мос1е1' ¡пЮгтааоппо]' котре!еп1:поз1:1 vypusknika рес1адодк1пезкодо Ьака1эуг1а1а // 1пЮгта1:^аауа 0Ьга10Уап1уа i паикк 2011. № 4(12). Б. 104-114.

5. Ве11 D. Gгyadushchee post¡ndustг¡aL'noe obshchestvo. М.: АкаСетлуа, 1999. 178 s.

6. Bzhezinskij 1. VeL¡kaya shahmatnaya doska / рег. s апд1. О. YU. и^^ко]'. М.: Mezhdunarodnye otnoshen¡ya, 1998. 109 s.

7. Gendina N. I. Infoгmac¡onnaya gramotnost' ¡ ¡nformac¡onnaya ки1'1ига L¡chnost¡: mezhСunaroСnyj ¡ ross¡jsk¡j роСЬюС к reshen¡yu ргоЫету // Otkгytoe oЬгazovan¡e. 2007. № 5 (64). Б. 58-69.

8. Zajchenko Т. Р. К^'^га ¡пйзгтааоппо]' deyateL'nost¡: ucheb. posob¡e. БРЬ.: Asteг¡on, 2010. 100 s.

9. ZmeevБ. I. TekhnoLog¡ya obuchen¡ya У2К^у1т ucheb. posob¡e dLya stud. ucheb. zaveden¡j. М.: АкаСет^а, 2001. 128 s.

10. Islamova Б. Н. Б^к^га ¡ Бос1еге11ате ¡пйзгтааопподо m¡rovozzren¡ya как котропеп: ¡пйзгтааоппо]' к^'^гу L¡chnost¡ // Izvest¡ya DGPU. 2015. № 2. Б. 68-73.

11. КоПп К.К. 1пЛзгтааоппое obshchestvo: uchebno-metod¡cheskoe posob¡e ^уа vuzov. CHeLyab¡nsk, СНАК1, 2010. 39 s.

12. KurnosovI.N. RoL' gosudarstva v Лзгтнк^апм ¡nformac¡onnogo oЬshchestva v Ross¡¡ // Vestn¡k RFFI. 1999. № 3(17).

13. Mozolin V.Р. О пеко1огу1л ргоЫета1л teLekommun¡kac¡onnogo oЬuchen¡ya // 1пйзгтаШа ¡ oЬrazovan¡e. № 2. 2009. Б. 89-90.

14. РгаЙкЬ^кауа апс1гадод^а. Кп. 2. Opeгezhayushch¡e obrazovan¡e vzгosLyh / роС геС. V. I. Рос1оЬес1а, А. Е. Магопа. БРЬ.: GNU IOV RAO, 2009. 403 s.

15. RakitovА. I. F¡Losofiya komp'yuternoj revoLyuc¡¡. М.: PoL¡t¡zdat, 1991. 28 s.

16. Бemenyuk Eh. Р. 1пЛзгтаШа: dost¡zhen¡ya ¡ perspekt¡vy, vozmozhnost¡. М.: Nauka, 1988. 176 s.

17. Бlyadneva N. А. БоааШуе pгakt¡k¡ еИроЫ ¡nfoгmac¡onnogo oЬshchestva // Oгgan¡zac¡ya ¡ metod¡ka ¡nfoгmac¡onnoj гаЬо1у. 2014. № 5. Б. 3-7.

18. TahohovВ.А. UpravLen¡e kachestvom oЬгazovateL'nogo pгocessa sovгemennogo vuza // Vestn¡k Бeveгo-Oset¡nskogo gosun¡veгs¡teta ¡т. Kosta Hetagurova. 2014. № 4. Б. 283-287.

19. Toffler ЕЬ Бhok budushchego. М.: АБТ, 2001. 506 s.

20. YUzvishin 1.1. СЫ:о 1акое ¡nfoгmac¡oLog¡ya ¡ как опа vL¡yaet па гazv¡tee ed¡nogo m¡rovogo гaspгedeL'no-LokaL'nogo ¡пйзгтааоппо-sotovogo sooЬshchestva ¡ m¡rovogo ¡nformac¡onnogo sooЬshchestva // Ма1егЫу mezhdunarodnogo foruma ¡nformat¡zac¡¡, posvyashchennogo 850-Let¡yu Moskvy. М.: Akadem¡ya, 1997. 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.