А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова
(Санкт-Петербург)
Структурно-содержательная модель программно-технологического сопровождения образования взрослых
В статье дано содержательное наполнение модели программно-технологической среды образования взрослых, раскрыт ее информационный контекст.
Современный период развития общества связан с базовыми социальными изменениями в России, переходом к рыночным отношениям, всей совокупностью объективных факторов, которые оказали чрезвычайное влияние на функционирование и развитие образования во всех его сферах.
В стратегии модернизации российского образования провозглашены основополагающие идеи и принципы осуществления глобальных преобразований в социально-образовательной политике страны, призванные повысить качество жизни человека, обеспечить удовлетворение его духовных, культурных, профессиональных запросов.
Новое наполнение получает понятие «образование взрослых», интегрирующее следующие качества и признаки: непрерывность образования, проявляющуюся как целостный, стадийный в своих элементах процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира; пожизненность образования как отражение идеи «образа жизни» в непрерывном накоплении знаний, постоянном стремлении к саморазвитию; опережающий характер образования как освоение последних достижений в каких-либо областях знаний, развитие дея-тельностных способностей человека, формирование новых смыслов, целей и ценностей его жизнедеятельности, обогащение интеллектуального потенциала личности.
В современной социально-экономической ситуации кардинально изменились задачи образования взрослых.
Сегодня наряду с начальным, средним и высшим образованием образование взрослых в России превратилось в самостоятельную подсистему национальной системы образования, о чем свидетельствуют ее масштабность
и специфика. В эпоху кризисных явлений в обществе практически весь народ оказался экономически и социально незащищенным, став тем самым потенциальным контингентом сферы образования взрослых. Многие были вынуждены сменить или оставить свою производственную и профессиональную деятельность, пополнив таким образом ряды обучающихся в системе подготовки и переквалификации специалистов.
Специфической тенденцией последних лет является возросшее стремление взрослого населения расширить границы и сферы познания, повысить свое соответствие требованиям рынка в плане совершенствования профессиональной квалификации, развития функциональной, технологической и компьютерной грамотности, расширения общей культуры. Поэтому резко возрос уровень запросов и образовательных потребностей взрослых, в связи с чем значительно расширился рынок образовательных услуг в стране. Развивается система получения второго, третьего и т.д. высшего образования. Практически в каждом вузе имеются десятки структурных подразделений, реализующих дополнительные образовательные программы.
В новых условиях закономерностью развития образования взрослых становится поиск инновационных путей и научных обоснований повышения его эффективности и качества.
В качестве одного из таких направлений мы предлагаем проектирование, разработку и внедрение Программно-технологических сред, позволяющих реализовать инновационный характер развития общего и профессионального непрерывного образования взрослых.
В общем понимании образовательная среда характеризуется как совокупность соци-
Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Структурно-содержательная модель программно-технологического сопровождения..
Рис. Схема информационного контекста программно-технологической образовательной среды.
альных, культурных, специально организованных психолого-педагогических условий, в результате воздействия которых происходит становление личности (С. В. Тарасов] [1].
Под программно-технологической образовательной средой мы понимаем информационную среду, в рамках которой с помощью естественных и/или искусственных средств передаются знания, значения, смыслы, способы деятельности, осуществляется воспитание и развитие личности взрослого человека в системе общего и профессионального непрерывного образования.
В упрощенном виде суть информационного контекста программно-технологической образовательной среды можно передать схемой, изображенной на рисунке.
Поскольку описание термина «Программно-технологическая среда» осуществляется через понятие «Информационная среда», то обратимся к его этимологии.
Словосочетание «информационная среда» изначально относится к области информатики и трактуется как хранящаяся на электронном носителе, но не оформленная в виде информационной системы совокупность знаний, фактов и сведений, относящихся к некоторой предметной области, используемая одним или несколькими пользователями (В. Л. Дорот] [2].
Концепция информационной среды впервые была предложена Ю. А. Шрейдером. Он рассматривает информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее пользователей.
Обращаясь к Службе тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru], находим следующее определение: «Информационная среда - совокупность технических и про-
граммных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации».
Уже в этой идентификации можно наблюдать расширение концептуального поля исследуемой категории в область гуманитарного знания.
Интерес представляют и такие интерпретации понятия информационная среда, как совокупность внешних раздражителей, оказывающих влияние на мозг человека через его органы чувств (зрение, слух и т.д.], или отождествление этого понятия с понятием культура [3].
Адаптацию термина к области образования находим в Концепции информатизации сферы образования РФ. Здесь термин «информационная среда» определяется так: «...совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах».
В исследовании М. И. Башмакова, С. Н. Позднякова и Н. А. Резник [4] дается следующее определение: «Информационная среда -это система средств общения с человеческим знанием, служащая как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения».
Проведенный нами анализ позволил вычленить следующие целевые ориентации разноаспектных подходов к определению программно-технологической среды:
Непрерывное образование и профессиональное становление специалиста
- во-первых, это информация (записанная на разных носителях], с которой человек находится в отношении «быть коммуникантом», то есть быть участником вербального общения (говорящий - слушающий, пишущий - читающий, отправитель - получатель, продуцент - реципиент];
- во-вторых, это область деятельности человека, связанная как непосредственно с воспроизводством информации, так и с разработкой и совершенствованием средств распространения и тиражирования информации, в том числе высшей ее формы - знания.
Исходя из приведенных аспектов, программно-технологическую образовательную среду можно трактовать в широком смысле -как созданную всем обществом информационную инфраструктуру, позволяющую осуществлять коммуникативную образовательную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития общества (издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.), и в узком смысле - как программное и техническое оснащение образовательной деятельности человека по различным способам представления, обработки, хранения и передачи информации.
Понятие «Программно-технологическая образовательная среда» строится на пересечении смысловых полей понятий «Образовательная среда» и «Информационная среда».
Отметим, что если информационная среда может формироваться стихийно, то программно-технологическая образовательная среда всегда специально организуется.
На передний план в процессе информатизации образования выдвигается проблема проектирования программно-технологических образовательных сред, имитирующих такого учителя, который уделяет индивидуальное внимание каждому обучаемому, немедленно анализирует возникающие трудности усвоения и управляет деятельностью учащегося, которая направлена на решение поставленной педагогической задачи.
Такая среда характеризуется следующей совокупностью условий:
- активное информационное взаимодействие между преподавателем, обучаемым (обучаемыми] и средствами информационных технологий, ориентированное на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с объектами предметной
образовательной среды и осуществляемое оперированием компонентами системы средств обучения;
- функционирование организационных структур педагогического воздействия в рамках определенной технологии обучения.
Поскольку образовательный процесс в современном образовании предметно ориентирован, то программно-технологическая образовательная среда - это предметно ориентированная среда.
Группа ученых в составе М. И. Башмакова, С. Н. Позднякова и Н. А. Резник [4] занималась проблемами, связанными с информационной средой предметного обучения, под которой они понимали операционную модель предметной области, которая регламентирована только закономерностями предмета и не ограничивается какими-либо педагогическими или методическими теориями. При этом авторы считают, что, не умаляя общности рассуждений, можно информационную среду предметного обучения интерпретировать в виде компьютерной модели информационной среды предметного обучения.
Обобщая вышесказанное, отметим в качестве одной из особенностей программно-технологической образовательной среды то, что она предоставляет возможность получения необходимых для человека данных, сведений, знаний и пр., но при этом умению получать и интерпретировать информацию необходимо обучать. По этому поводу Ю. А. Шрейдер отмечает, что в книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать. Инфосреда может сохранить многие знания, но не может сохранить в себе умения пользоваться ею [5]. В этом контексте мы будем говорить не только о конкретной программно-технологической образовательной среде, но и о том, как научить обучающегося работать в ней наиболее рациональным способом.
Структурно-функциональная модель программно-технологической образовательной среды может быть представлена следующими компонентами.
1. Компонент интерактивного взаимодействия субъектов образования и организация работы с программными продуктами, создание учебной инфраструктуры (обучаемые, андрагоги, тьюторы, консультанты].
2. Материально-технологический компонент, рассматриваемый как совокупность
Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Структурно-содержательная модель программно-технологического сопровождения ...
предметных и материальных условий учебного процесса (работа с инструментальными программами, восприятие и обработка информации, включение в локальные, региональные, глобальные сети, телекоммуникации и Интернет].
3. Предметно-методический компонент, включающий систему сопровождения образования и самообразования, возможность выбора учебных модулей, использование программ поддержки обучаемых, обратная связь, учет особенностей открытого дистанционного образования разных уровней и т.д.
4. Организационно-технологический компонент, определяющий систему средств и условий организации работы в информационной среде, наличие организационных форм открытого образования (тьюториалы, глубокое погружение, использование мультимедиа материалов, репетиторская помощь, тренинги, деловые игры и др.].
5. Организационно-управленческий компонент, включающий административно-
управленческий аппарат, инженерный и вспомогательный персонал, которые строят свою деятельность с целью повышения качества и эффективности опережающего образования взрослого в условиях динамично развивающегося информационного общества.
В предложенной структурно-функциональной модели программно-технологическая образовательная среда рассматривается как целостная система, обеспечивающая опережающую реализацию жизненных планов в социально ориентированной продуктивной деятельности взрослого человека.
В условиях последипломного образования в процессе повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений программно-технологические среды создаются на основе реализации комплекса педагогической поддержки, на основе разработки образовательных программ, системы модулей, набора методических рекомендаций.
Литература
1. Тарасов С. В., Марон А. Е., Лисицын С. А. и др. Развитие образовательной среды Ленинградской области / под ред. С. В. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2010.
2. Дорот В. Л., Новиков Ф. А. Толковый словарь современной компьютерной лексики. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
3. Кармин А. С., Петрова Е. В. Информационно-семиотическая модель культурного пространства / Интернет-конференция на портале auditorium.ru дата обращения 12.02.2014
4. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. - СПб.: Свет, 1997.
5. Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем. - М.: Эдито-риал УРСС, 1999.