Научная статья на тему 'Составляющая «Внимание» в методике компрессивного обучения'

Составляющая «Внимание» в методике компрессивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПРЕССИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левкова Е. С.

В статье обосновывается необходимость новых методов обучения, в частности методики компрессивного обучения, позволяющей за ограниченное время извлечь и усвоить значительный объем материала. Внимание – один из важных моментов всякого обучения, в том числе и компрессивного, так как внимание является основным условием успешности всякой интеллектуальной деятельности и его просто необходимо развивать и тренировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Составляющая «Внимание» в методике компрессивного обучения»

УДК 372.8

СОСТАВЛЯЮЩАЯ «ВНИМАНИЕ»

В МЕТОДИКЕ КОМПРЕССИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2013 Е. С. Левкова

аспирант каф. педагогики e-mail: katrin_16.08@.mail.ru

Курский государственный университет

В статье обосновывается необходимость новых методов обучения, в частности методики компрессивного обучения, позволяющей за ограниченное время извлечь и усвоить значительный объем материала. Внимание - один из важных моментов всякого обучения, в том числе и компрессивного, так как внимание является основным условием успешности всякой интеллектуальной деятельности и его просто необходимо развивать и тренировать.

Ключевые слова: компрессивное обучение, методика обучения, развитие

внимания, обучение младших школьников, свойства внимания.

На сегодняшний день система образования старается «идти в ногу» со временем, потому происходит обновление целей воспитания и обучения, а перед школой возникают новые задачи. Школа должна не только дать учащимся современные знания, но и вырабатывать у них готовность и способность постоянно совершенствовать полученные знания, научить учиться всю жизнь. Поэтому в системе образования главное внимание уделяется воспитанию и раскрытию способностей ученика, основанных на развитии самостоятельного мышления, так как наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений.

В силу такого подхода роль обучения заключается не только в том, чтобы передать накопленный общественно-исторический опыт, но в большей степени в том, чтобы вооружить школьников способностью обращаться с миром вещей посредством собственной деятельности; вооружить их общими принципами, приемами, способами, действиями, которые позволяют решать широкий круг практических задач, отвлекаясь от многообразия внешних признаков, обобщать существенные признаки по их содержанию; научить управлять своей умственно-учебной деятельностью и «не потеряться» в информационном потоке, который обеспечивает полноценное существование в современном обществе; рационально и продуктивно осваивать учебную, научную, техническую и другую литературу, так как данный процесс занимает все больше и больше времени.

В связи с потребностью быстрого извлечения и качественного усвоения нужной информации возникает необходимость новой методики компрессивного обучения, учитывающей требования современного общества. Данная методика представляет собой технологию обучения, которая позволяет за ограниченное время усвоить значительный объем материала. Решение такой задачи компрессивное обучение осуществляет путем комплексного подхода, с использованием техники быстрого чтения, развития памяти и внимания, умения анализировать текст и выделять новый, необходимый материал и т. д.

Одним из важных моментов любого обучения, в том числе и компрессивного, является внимание, так как внимание — основное условие успешности всякой интеллектуальной деятельности. Внимание — это направленность и сосредоточенность

нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание нельзя рассматривать как отдельный, сам по себе существующий процесс. Оно проявляется только в процессе какой-либо деятельности человека, когда он думает, читает, пишет, наблюдает, заучивает наизусть и т.д. То есть внимание — это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. Функцией внимания является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и

послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) заключается в том, что сосредоточение внимания на объекте происходит у человека без его целенаправленных усилий. Непроизвольное внимание тесно связано с эмоциональной сферой личности: человек в первую очередь обращает внимание на объект, связанный с его интересами, потребностями, переживаниями.

Произвольное внимание иначе называют активным, или волевым. Слово «активное» указывает, что инициатива в формировании произвольного внимания принадлежит субъекту, а слово «волевое» показывает способ его формирования - за счет усилий воли человека. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, независимое от свойств самого объекта: его

привлекательности, внешних и внутренних свойств, интереса к нему наблюдателя; оно формируется самим человеком в зависимости от целей деятельности.

Послепроизвольное внимание (вторично непроизвольное) возникает после произвольного внимания как его новое качество, формируемое за счет увлеченности объектом внимания, не требует постоянных волевых усилий, так как сам процесс успешной деятельности и желание достичь результатов становятся стимулом для эффективной работы [Андреев 2003].

Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни — в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде: внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствие на пути. Внимание остро необходимо в процессе обучения, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями, а в условиях тренировки и развития обязательно переходит во внимательность - ценнейшую черту человеческого характера.

Внимание, как и любой объект, предмет, обладает определенными свойствами. Рассмотрим основные свойства:

- устойчивость — способность удерживать объект деятельности в поле зрения на определенное время;

- объем — способность удерживать несколько объектов деятельности в поле зрения за относительно короткое время (например, одновременно слушать, читать, говорить);

- распределение — способность удерживать в поле сознания объекты одновременно нескольких различных видов деятельности (например, двигательные, интеллектуальные процессы и одновременно процессы, связанные с анализом каких-то слуховых ассоциаций);

- концентрация — способность интенсивно сосредоточиться на объекте деятельности, несмотря на посторонние раздражители;

- переключение — способность переходить от объектов одной деятельности к объектам другой, не снижая эффективности деятельности [Дубровина, Данилова, Прихожан 2003]

Как и во все времена, в наши дни, когда объем информации постоянно увеличивается, внимание представляет собой особую ценность, так как ученикам, в большей степени младшим школьникам, нужно быть особенно внимательными, чтобы не пропустить ценную информацию в огромном потоке сообщений. И у школьника и у студента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито, если они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. Мимо внимания ничто не проникает в душу человека — это факт» [Ушинский 1954: 339].

Конечно, формирование внимания — это самая сложная работа, так как воздействие в данном случае производится не напрямую, на соответствующую функцию, а опосредованно - на умение сосредоточить свои усилия, направлять сознание на необходимые объекты, выработку усидчивости и т.д. Процесс сосредоточения лежит в основе интеллектуальной деятельности человека и работы его памяти.

В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Их внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, неустойчиво. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения [Дубровина, Данилова, Прихожан 2003]

Невнимательность современных школьников — одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения — самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и недовольства со стороны учителей и родителей. Компрессивное обучение направлено на то, чтобы максимально устранить такой весомый пробел в обучении, как невнимательность, причем развитие внимания в данной методике осуществляется в комплексе с памятью, с умением анализировать содержание учебного материала, с быстротой реакции и др.

Выработке внимания необходимо учить. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.

Наиболее эффективным приемом развития внимания младших школьников является игра. Можно, например, дать учащимся задание сравнить картинки между собой и найти отличия (картинки могут быть тематические и позволят через поиск и обоснование различий изучить в интересной форме новый материал); в квадрате 20х20, состоящем из символов (букв, цифр, фигур, специальных символов и т.д.), зачеркнуть (подчеркнуть, обвести в кружок, закрасить) все указанные учителем встречающиеся символы в течение некоторого времени и подсчитать количество данных символов (можно в качестве соревнования — кто быстрее) [Тихомирова 1996].

Очень эффективным упражнением является работа с разнообразными текстами. В тексте допущены ошибки в словах, вместо букв указаны символы, цифры и др., и ученику требуется внимательно читать текст, найти все ошибки и из «ошибочных»

букв составить ключевую фразу или слово (порядок букв в слове/фразе указывается дополнительно).

Конечно, спектр заданий должен быть обширным и разнообразным, что зависит от находчивости и энтузиазма учителя. Развивать и тренировать внимание очень важно и необходимо, так как все виды деятельности требуют внимания и умения управлять им.

Как показала практика, занятия, в структуру которых были включены задания по тренировке внимания, оказались очень эффективными и повысили основные параметры памяти: устойчивость, распределение, переключение, концентрацию. На базе 5 «Б» класса школы № 56 г. Курска проводился научный эксперимент: два раза в неделю в классе проводились факультативные занятия по подготовке учащихся к компрессивному обучению, которое направлено на комплексное развитие памяти, внимания, скорости чтения, умения анализировать у учащихся. В роли контрольного класса были ученики 5 «В» класса. Результаты по развитию внимания у учащихся в течение 2010/2011 учебного года приведены в таблицах.

Таблица 1

Данные показателей внимания до начала эксперимента

Свойства ^'""^внимания Оценка Устойчивость Сосредоточенность, распределение Переключение

Отл. Хор. Удов. Отл. Хор. Удов. Отл. Хор. Удов.

5 «Б» (экспериментальный класс), кол-во учеников 5 4 9 11 1 6 8 5 5

5 «В» (контрольный класс), кол-во учеников 6 4 8 12 0 6 7 5 6

Таблица 2

Данные показателей внимания после эксперимента

Свойства ^''"'"^внимания Оценка Устойчивость Сосредоточенность, распределение Переключение

Отл. Хор. Удов. Отл. Хор. Удов. Отл. Хор. Удов.

5 «Б» (экспериментальный класс), кол-во учеников 7 10 1 15 3 0 13 4 1

5 «В» (контрольный класс), кол-во учеников 2 12 4 12 4 2 7 4 7

Представленные в таблицах (табл. 1, табл. 2) и на диаграммах (диаграмма 1, диаграмма 2, диаграмма 3) результаты свидетельствуют о том, что оцениваемые показатели внимания — устойчивость, сосредоточенность, распределение,

переключение — в экспериментальном классе возросли и стали гораздо выше аналогичных показателей учащихся контрольного класса, где эксперимент не проводился. Следует подчеркнуть, что в таблице представлены результаты по итогам только одного года эксперимента. Но если данную работу проводить регулярно, то разница в показателях будет расти и достигать существенных различий.

Количество учеников

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

- показатели 5 «Б» класса (экспериментальный)

- показатели 5 «В» класса (контрольный)

Отл.

Хор.

Удов.

Оценка

Диаграмма 1. Уровень устойчивости внимания после эксперимента

Количество учеников 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

- показатели 5 «Б» класса (экспериментальный)

- показатели 5 «В» класса (контрольный)

Отл.

Хор.

'У дов.

Оценка

Диаграмма 2. Уровень сосредоточенности и распределения внимания после эксперимента Количество учеников

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

- показатели 5 «Б» класса (экспериментальный)

- показатели 5 «В» класса (контрольный)

Отл1.

Хор.

Удов.

Оценка

Диаграмма 3. Уровень переключения внимания после эксперимента

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методика компрессивного обучения, как комплексная методика, одно из направлений которой — развитие внимания, создает все необходимые условия и предпосылки для того, чтобы учащиеся могли эффективно развивать и использовать возможности своего внимания.

Библиографический список

Андреев О. А. Учимся быть внимательными. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 224 с.

Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. М.: Академия, 2003. 464 с.

Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: в 2 т. М., 1954. Т. 2. С. 338-344.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996. 192 с.

Немов Р. С. Психология: в 3 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.