УДК 94(47).084.9
И.Н. Макарова*
СОСТАВ РАБОТНИКОВ В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1955-1964 гг.
В статье рассматривается кадровый состав служащих государственных учреждений в сфере управления народным образованием в 50—60 гг. XX в. на региональном уровне. Особое внимание уделяется численности, половозрастному составу, условиям труда служащих, а также требованиям к выслуге и образовательному уровню, оценке их деятельности.
Ключевые слова: органы управления народным образованием, административно-управленческий состав, реформирование школы.
В довольно обширной литературе по истории просвещения в Самарском крае, как правило, мало затрагивается работа органов управления данной сферой и состав их служащих. В настоящей статье поставлена задача осветить этот вопрос применительно к периоду с середины 1950-х до середины 1960-х гг.
Решением Куйбышевского облисполкома от 10 января 1955 г. были утверждены структура и штаты областного отдела народного образования (облоно) в количестве 33 единиц с фондом зарплаты 26 650 руб. в месяц. В аппарате облоно в период с 1955 по 1965 гг. работали три сектора: сектор школ, сектор детских домов и детских садов, планово-финансовый сектор [1. Л. 10—11].
Изучение личных дел за 1963—1965 гг. показало, что всего за 3 года в Куйбышевском облоно работало 59 руководителей и служащих (при штате в 33 единицы), т. е. текучесть кадров за данный период составила 26 чел. Из 59 чел., работавших в облоно в указанный период, было 40 женщин и 19 мужчин. По состоянию на 1963 г. у 15 чел. из служащих облоно были дети в возрасте от 6 до 24 лет, 5 чел. не состояли в браке. Все инспекторы имели педагогическое образование, являясь преимущественно выпускниками Куйбышевского пединститута.
Примером учреждения, выполнявшего функции управления на местном уровне, может послужить городской отдел народного образования (гороно) Сызрани. В 1956 г. высшее педагогическое образование было у заведующего (стаж работы — 9 лет) и 2 школьных инспекторов (стаж работы — 4 года и 12 лет), а бухгалтер имел образование в 7 классов и 5 лет стажа [2. Л. 5].
Статистические отчеты о численности административно-управленческого персонала показывают, что в Сызранском гороно в 1960 г. работали 19 чел. Из них: руководители — 2 шт. ед., главный бухгалтер — 1, бухгалтер — 9, инспекторы — 6, кассир — 1. Хотя среди служащих органов управления народным образованием не все окончили 8 классов средней общеобразовательной школы, у всего руководящего состава, как правило, были высшее педагогическое образование и опыт работы в учебных заведениях. Стаж приобретал ключевое значение при отборе ответственных работников.
* © Макарова И.Н., 2012
Макарова Ирина Николаевна ([email protected]), кафедра отечественной истории и историографии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Ни один из инспекторов органов управления образованием не имел его менее 3 лет. В среднем стаж руководящего состава составлял 9—10 лет. Под руководством гороно находились 70 образовательных учреждений Сызрани, работали 72 руководителя и 166 служащих административно-управленческого персонала:
— детские сады, детские дома, школа глухонемых — 23. В их административно-управленческий состав входили по 1 шт. ед. руководителя, кроме того, в детских домах — по 1 шт. ед. бухгалтера;
— школы всеобуча — 35. В административно-управленческом составе каждой было по 1 шт. ед. руководителя, 1 — секретаря, 1 — завхоза, а также 1 — бухгалтера (за исключением 2 школ, где вместо бухгалтера значилась должность счетовода);
— школы рабочей молодежи — 9. В каждой из них имелись 1 шт. ед. руководителя, 1 — завхоза, 1 — счетовода (в 2 школах вместо счетовода значился бухгалтер);
— внешкольные учреждения — 3. В административно-управленческом составе каждого — 1 шт. ед. руководителя и 1 — счетовода.
По данным сводного статистического отчета гороно г. Куйбышева, в 1964 г. численность административно-управленческого персонала составляла 117 чел., из них непосредственно на руководящей должности находилось 46 чел. Так, в Советском районе 4 чел. занимали должность руководителя и 4 — заместителя руководителя. В среднем на одно лицо, занимающее руководящую должность, приходилось по одному бухгалтеру, счетоводу, секретарю, кладовщику и завхозу [3. Л. 3]
В 1965 г. приказом по Куйбышевскому облоно была установлена численность работников сторожевой охраны. Куйбышевскому гороно выделялось 7 единиц, Чапаевскому — 1, Сызранскому гороно — 3 [4. Л. 6].
Заработная плата служащих облоно варьировалась от минимальной (41 руб.) до 180 руб. в месяц, руководитель (заведующий облоно) получал 300 руб. в месяц. Минимальная заработная плата зафиксирована у 5 служащих в должности секретаря-машинистки. За исследуемый период заработная плата росла. Однако повышение зарплаты касалось не всех сразу, а назначалось индивидуально приказом по личному составу. Работники облоно, занимавшие одинаковые должности, могли получать разную заработную плату. Начальная заработная в среднем за 1963—1965 гг. увеличилась на 30%, причем повышение коснулось в первую очередь работников со стажем не менее 2 лет [5. Л. 2].
Минимальная заработная плата секретарей-машинисток не облагалась налогом. В 1955—1965 гг. 4 машинистки учились заочно в Куйбышевском пединституте, еще 2 — на вечернем отделении планового института, а 1 инженер — на вечернем отделении инженерно-строительного института.
Работники и служащие местных органов управления образованием имели право брать кредит на товары. Этим правом за год пользовались в среднем 2—3 чел.
Как по образовательному уровню, так и по возможности повышения квалификации служащие местных органов управления образования и науки фактически находились в равном положении с самими учителями. Наравне с ними они проходили повышение квалификации в областных институтах усовершенствования учителей. Можно говорить об отсутствии у управленцев местных органов власти в сфере образования специальной подготовки по теории и практике управления и особенно управления образовательными системами. Практически единственной возможностью такой подготовки являлось обучение в одной из советско-партийных школ руководящих кадров с трехлетним сроком обучения.
Инспекторы выполняли функции не только государственных контролеров при оценке работы учебно-воспитательных учреждений, но и организаторов народного образования. В задачу инспекторских проверок входили определение эффективности
58
Вестник СамГУ. 2012. № 2/1 (93)
и оценка деятельности школы, ее руководителей и педагогического коллектива, изучение передового педагогического опыта, выявление недостатков и установление путей их устранения. Оценка работы школы давалась на основе достигнутых результатов воспитания, обучения и образования учащихся.
Несмотря на наличие значительного опыта изучения работы школ, в оценке результатов труда учителей и учащихся проявлялся формализм. Работа педагогов оценивалась преимущественно, а нередко и исключительно по среднему показателю успеваемости учащихся и другим количественным показателям учебной и воспитательной работы (числом проведенных мероприятий) без учета реальной обученности школьников, их готовности к общественной жизни и трудовой деятельности, эффективности методов обучения, специфических условий школы.
Например, в справках за 1961 г. признавалось, что во многих школах успеваемость оставалась на низком уровне, гороно слабо осуществляли контроль за работой учителей, за перестройкой обучения и воспитания учащихся, недостаточно изучали и распространяли передовой опыт, мало привлекали общественность к проверке детских садов и детских домов [6. Л. 71]
В приказах, распоряжениях, указаниях, замечаниях облоно нарушения фактически только констатировались без предложений по их устранению. Даже за грубые нарушения основными мерами воздействия являлись замечания и выговоры; увольнения, переводы на другую должность или привлечение к административной ответственности практически не применялись. Самыми распространенными формулировками в распорядительной документации Куйбышевского облоно были: «объявить выговор», «обязать обеспечить выполнение всех показателей народно-хозяйственного плана», «приостановить отсев учащихся», «навести полный порядок», «разработать конкретные мероприятия», «принять меры», «оказать помощь». При этом способов достижения данных целей не указывалось, конкретных инструкций по их достижению не давалось. В итоге руководители гороно, районо и директора школ оказывались один на один с поставленными задачами, нередко совершенно новыми, возникающими в ходе школьной реформы.
Руководители районо нередко совмещали свою административную деятельность с учительской работой в школе, что, по мнению вышестоящих органов, порой приводило к неудовлетворительным результатам. В частности, приказом Куйбышевского облоно от 28 декабря 1955 г. заведующей Богатовским районо объявлен строгий выговор за неудовлетворительное руководство отделом и запрещено преподавание литературы в Павловской средней школе.
Чрезвычайно тесную связь работников гороно и районо с педагогическими коллективами подчеркивают современники в интервью, полученных автором данной статьи. В.С. Абдалкина, завуч школы №38 г. Сызрани в 1955—1969 гг., вспоминает, что сотрудники гороно объезжали закрепленные за ними школы с фронтальными проверками по графику, но могли посетить ту или иную школу неожиданно и без предупреждения. Иногда и работники облоно посещали уроки в рядовых школах. Представители органов управления образованием выступали с выводами о результатах проверок на педагогических советах. Проверялось в основном проведение уроков, в ходе чего зачастую давались советы преподавателям. Сами учителя во время проверки могли обратиться за консультацией к членам проверяющих комиссий, которые состояли целиком из опытных педагогов. Учителя знали практически всех инспекторов гороно лично, особенно «своего», закрепленного за их школой. Сам заведующий гороно владел достаточной информацией не только обо всех школах, но и о каждом учителе своего города.
Самые опытные, активные и инициативные учителя в возрасте до 40 лет приглашались на работу в местные органы управления образованием. В дальнейшем наибо-
лее успешные и проявившие себя с лучшей стороны инспекторы гороно занимали должности директоров школ. Учителя, проделав путь через местные органы управления, возвращались в школу уже на ответственную должность директора с ценным опытом административной работы. Облоно, гороно, районо выступали в роли «кузницы кадров» руководителей учебных учреждений при отсутствии их специальной управленческой подготовки.
Впрочем, специальной подготовкой не обладали и сами работники органов управления образованием. Зачастую они не имели и опыта работы на административных должностях, не владели достаточными средствами и возможностями осуществлять в полной мере планы по реформированию школы. Хотя в период проведения образовательной реформы с 1955 по 1965 гг. органы управления образованием оказались под пристальным вниманием местных Советов и их исполкомов, но и те не всегда могли оказать действенную помощь. Традиционные и привычные методы инспекторских проверок, проведения бесед с учителями не могли решить всех проблем по осуществлению всеобуча в стране.
Тем не менее, обладая в подавляющем большинстве педагогическим образованием и стажем работы в учебных заведениях, работники облоно, гороно, районо в своем сознании не отделяли себя от школы и не ставили себя над ней. Складывалось сотрудничество учителей и работников органов управления образованием, которое во многих случаях создавало благоприятные условия для функционирования учебных заведений и реализации задач по их реформированию.
Библиографический список
1. ОВА Министерства образования и науки Самарской обл. Ф. 400. Оп. 1. Д. 115.
2. СФ ГУСО ЦГАСО. Ф. 187. Оп. 5. Д. 28.
3. СОГАСПИ. Ф.1692. Оп. 12. Д. 843. Л. 4.
4. СФ ГУСО ЦГАСО. Ф. 205. Оп. 5. Д. 177.
5. ОВА Министерства образования и науки Самарской обл. Ф. 400. Оп. 1. Д. 149.
6. СФ ГУСО ЦГАСО. Ф. 187. Оп. 5. Д. 82.
I.N. Makarova*
THE STAFF IN GOVERNING BODIES OF POPULAR SCHOOLING IN KUIBYSHEV REGION IN 1955-1964
In the article the personnel staff of governing bodies in the sphere of popular schooling management in 1955 — 1964 is considered at a region level. The special attention is given to number, sex, age, working conditions of employees, and also requirements to the period of service and educational level, estimation of their activity results.
Key words: governing bodies of popular schooling, administrative and managerial structure, reforming of school.
* Makarova Irina Nikolaevna ([email protected]), the Dept. of National History and Historiography, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.